СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 02
М. Ю. Гудова
ЧТЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА: ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обосновывается возможность и необходимость исследования чтения в методологии культурных практик. Методология исследования практик позволяет объяснить чтение как систему множественных процессуальных культурных практик, объединенных способом работы с информацией, но отличающихся снаряжением, операциональными навыками, ценностями и идентичностями. Выделение общего и особенного в различных практиках чтения позволяет объяснить его как сложноорганизованную систему, особым образом выполняющую социально организующую функцию культуры.
Ключевые слова: чтение, культурная практика, книжное чтение, экранное чтение, аудиочтение, постграмотность, мультимедийная грамотность
Абсолютное большинство современных исследователей чтения согласны с тем, что чтение в современной культуре не является единичным феноменом. Сегодня оно обозначает сложную многоуровневую систему [1, с. 108], развивающуюся нелинейно и неравномерно, с множеством аттракторов, внешних и внутренних факторов развития, действующих акторов. Также научное сообщество исследователей чтения пришло к согласию, что чтение является не статичным феноменом, единожды сформировавшимся в истории культуры и застывшим в неизменном виде, а континуальным, развернутым во времени процессом [13] и должно исследоваться не только в современности, но и в историческом континууме [11].
Учитывая сложную структуру, чтение сегодня изучают самые разные науки [5, с. 232]. Культурология как наука, дисциплинарно оформившаяся намного позже, чем проблематика чтения и основные подходы к его исследованию, до сих пор находится в поиске своего специфического дискурса в исследовании чтения. Профессор Л. Закс пишет, что «в культурологическом дискурсе все начинается с культуры» [7, с. 153]. Это означает, что на систему чтения культурология должна посмотреть как на подсистему культуры с точки зрения того, как процессы, происходящие в культуре в целом, отражаются на процессах чтения, являющегося одной из подсистем культуры. Для культурологической науки сегодня необходимо установить, какие новые черты
приобрело чтение в современной культурной ситуации, выявить, ведут ли накопленные изменения к формированию нового культурно-исторического типа чтения. Затем осуществить обратное интеллектуальное движение и посмотреть, что нового в систему культуры вносит подсистема современного чтения, как изменяются в современной культуре механизмы, ценности и идентичности, характеризующие чтение. Наконец, уточнить, как культурная практика чтения влияет на современную социальность.
Одной из прогрессивных методологий анализа сложных социальных систем является методология исследования полей и практик П. Бурдье [2]. Попытки применить ее к исследованию чтения уже предпринимались в социологии культуры. Диссертация Н. Д. Юмашевой носила конкретный социологический характер, и идеи П. Бурдье использовались в качестве подхода, позволяющего определенным образом интерпретировать полученные эмпирические социологические данные о студенческом чтении [18, с. 5]. Между тем, использование идей П. Бурдье о полях и практиках в качестве подхода или в качестве методологии отличается главным образом тем, применяем мы его концепцию в качестве организующих исследование принципов или в качестве объяснительных схем. В первом случае, когда идеи П. Бурдье становятся концептуальными основаниями исследования, мы используем их в качестве методологии. Во втором случае, когда
82
мы интерпретируем результаты исследования в свете идей П. Бурдье, - в качестве подхода. О том, что в исследовании Н. Д. Юмашевой идеи П. Бурдье использовались в качестве подхода, говорит сам автор: «методологически исследование конкретной области социальной реальности (культурное воспроизводство) через повторяющиеся практики представляет собой подход, в котором синтезированы объективистские и субъективистские концепции объяснения и понимания социального мира» [Там же, с. 11].
Мы предлагаем использовать идеи П. Бур-дье в качестве методологии исследования, т. е. сделать их исходным концептуально-теоретическим основанием исследования. Несмотря на то, что П. Бурдье разработал данную методологию для анализа социальных явлений, мы считаем, что она является эффективной и плодотворной применительно к анализу явлений культуры. Прежде всего потому, что культурные феномены являются «особым качеством социального» [6, с. 124], в их основе лежат социальные процессы и явления. Культура -это особое качественное знаково-значащее, символическое и ценностно-смысловое содержание социального. В таком понимании культуры социальное и культурное не противопоставляются друг другу, а составляют две стороны единого социокультурного целого. Социальное маркирует систему связей и отношений между людьми и вещами, а культурное - качество и смысл этой системы, а также отдельных ее элементов и взаимосвязей. Поэтому перенос методологии практик с исследований социальности на исследования культуры является допустимым и правомерным. Преимущество данной методологии, на наш взгляд, состоит в том, что она обладает мощным потенциалом систематизации фактов эмпирического наблюдения за исследуемым явлением и предлагает надежный и плодотворный инструментарий системного описания наблюдаемого явления. Она позволяет выявить, как устроено исследуемое явление и как оно изменяется во времени.
Первым принципиальным положением концепции П. Бурдье, признаваемым нами в качестве методологического, является определение прак-
тики: «практика - это изменение социального мира, производимое агентом» [2].
Данное определение практики фиксирует, во-первых, момент процессуальности исследуемого явления - «изменение мира», во-вторых, -момент качественных трансформаций, в-третьих - появление нового культурного деятеля (агента культурной практики). Агент культурной практики отличается тем, что «действует в своих интересах» и «наделен собственным опытом, памятью, навыками и воображением» [9, с. 183].
Агент практики - это, следовательно, тот человек или институция, кто непосредственно осуществляет практику, т. е. практикует чтение в своей жизни, а также активно продвигает эту практику в системе культуры. Агент практики делает это не целенаправленно и целеустремленно, а в силу условий социальной реальности, сообразуясь и определяясь этими обстоятельствами.
Второе принципиальное положение, используемое в качестве методологической установки, - другое определение практики, данное П. Бурдье, в котором ученый уточняет: «практика - это все то, что социальный агент делает сам и с чем встречается в социальном мире» [16]. Оно позволяет, во-первых, инвентаризировать все то, что социальный агент как субъект чтения делает в культуре, во-вторых, описать те явления, которые определяют деятельность агента чтения в культуре, и, в-третьих, выявить явления, порождаемые деятельностью агента чтения в культуре. Соответственно, понимание П. Бурдье практики определяет методику анализа чтения в рамках используемой методологии. Первая процедура данной методики - описание агента чтения, его снаряжения и операциональных навыков, языка, на котором он характеризует свою практику, ценностей, формирующихся у агента в процессе практики и его читательской идентичности. Вторая процедура данной методики - описание социокультурных условий, определяющих практику чтения. Данные условия П. Бурдье называет социокультурным фоном, на котором осуществляется практика. К этому фону относятся и природно преобразующий, и социально организующий уровни развития культуры [7,
83
с. 153]. Все это В. Волков и О. Хархордин относят к снаряжению практики [4]. Третья процедура - выявление изменений, произведенных агентом чтения: в отношении самого читателя, языка описания практики, и практических операциональных навыков агента чтения, а также в отношении текста и форм его бытования.
Соответственно, идея практики П. Бурдье имеет несколько радикальных отличий от марксистского понятия практики как целенаправленной сознательной деятельности людей по преобразованию мира и самих себя. Марксистская практика всегда была единственной. Она включала в себя все мыслимые виды деятельности и все результаты в виде их обобщенного единства. У П. Бурдье практика по определению множественна. Если социокультурная практика -это все то, что практикуют агенты, то практики так же множественны, как агенты и способы их действий в пространстве культуры. Отсюда чтение как сложная система в методологии культурных практик предстает не единственной и единой культурной практикой, а множеством культурных практик чтения, осуществляемых разными агентами, организованных при помощи различных институций, использующих исторически различные технологии чтения и преследующих разные цели в будущем.
Чтобы разобраться в том, чем отличаются множественные практики чтения друг от друга, составляя единую систему чтения, нужно обратиться к методике исследования структуры практик, предложенной В. Волковым и О. Хархорди-ным [4]. Эти ученые развивают методологические идеи П. Бурдье и предлагают изучать практики в двух аспектах: синхроническом и диахроническом. В синхроническом они предлагают описывать практику с точки зрения используемого в ней снаряжения, приобретаемых в процессе операциональных навыков, а также формируемых агентом практики ценностей и идентично-стей. В диахроническом аспекте они советуют анализировать практику с позиции того, как называются на разных этапах истории элементы снаряжения, как реконфигурируются операциональные навыки и структура действия агента практики, каким образом и что именно заимству-
ется из сопутствующих, конкурирующих и поддерживающих практик [3].
Такой алгоритм позволяет обозначить параметры сравнения различных культурных практик чтения, такие как снаряжение, операциональные навыки, ценности и идентичности, и осуществить системное описание этих практик от внешних технико-технологических до аксиологических параметров чтения.
В качестве примера того, как работает концепция полей и практик П. Бурдье в качестве методологии, а также каковы познавательные возможности в области чтения методики анализа практик В. Волкова и О. Хархордина, сравним коротко культурные практики книжного чтения, экранного чтения и аудиочтения.
В качестве снаряжения традиционного книжного чтения выступает прежде всего книга, книжный шкаф, бюро, пюпитр, или «вращающийся письменный стол», колесо, на которое кладется книга для чтения стоя, кресло или диван, лежанка или кровать для чтения лежа [11, с. 185], «стул для петушиных боев» [Там же, с. 160], где располагается читатель, чтобы читать сидя, нож для разрезания страниц книги, лупа, монокль, пенсне или очки, чтобы лучше видеть текст книги, а также освещение в виде свечи или лампы для создания условий для чтения в темное время суток.
К операциональным навыкам традиционного книжного чтения относятся прежде всего технические навыки - умение выразительно прочитывать слова и текст без искажений, пропусков и замен в определенном темпе, а также смысловые навыки чтения - умение адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты. Кроме того, книжное чтение нуждается в таких культурных навыках чтения, как знание и умение открыть книгу с нужной стороны, листать и читать книгу (например, Библию или Коран), найти название и оглавление. В любой книге нужно уметь аккуратно делать полезные закладки и пометки так, чтобы не испортить ее. В мультилингви-стичном мире важна способность определить, на каком языке написана книга, соотнести уровень владения языком и возможности прочтения и интерпретации текста.
84
К ценностям, которые формируются в практике книжного чтения, относится прежде всего грамотность: умение ясно излагать мысли на письме, вычитывать их из рукописного или печатного текста. К ценностям книжной культуры относится собственно книжность - умение читать книги, навык интерпретировать книжный текст, а также возможность владеть книгой как предметом, умение ценить книгу не только как предмет или источник полезной информации, но и как некую духовно-экзистенциальную ценность [10, с. 315]. Другой ценностью практики книжного чтения является начитанность как характеристика читателя - человека, который много прочел и может свободно ориентироваться в мире книг, изложенных в них идей и сюжетов. Также ценностью практики книжного чтения является авторство книги, поскольку автор обладает властью над текстом, героями, сюжетом и читателями [17].
Социокультурная идентичность читателя в процессе культурной практики книжного чтения традиционно позволяла читающему человеку осознавать себя представителем грамотных людей, образованных слоев общества, обладающих временем и другими средствами для интеллектуального развития и досуга.
Сравним практику книжного чтения с культурной практикой экранного чтения. Снаряжением экранного чтения является какой-либо цифровой электронный гаджет, на котором сохранен текст [15]. Это может быть электронная книга, экран стационарного персонального компьютера или экран смартфона. Обязательным элементом цифрового снаряжения для экранного чтения являются карта памяти, на которой хранятся тексты читаемых книг, сетевой шнур для зарядки гад-жета, а также устройства для подключения к сети Интернет или к персональному компьютеру для поиска, скачивания и сохранения текстов электронных библиотек. Кроме того, требуется регистрация, пароль и логин для доступа к электронным библиотекам, таким как Litress.ru.
Соответственно используемому снаряжению другими становятся операциональные навыки в
практике экранного чтения [17], к традиционным техническим и смысловым навыкам чтения добавляются навыки медийно-информационной грамотности: умение включить гаджет, запустить соответствующие программы загрузки текстов, навык войти в меню и выбрать текст для чтения, открыть текст, листать в нем цифровые страницы, сохранять в памяти гаджета место окончания чтения, выделять понравившийся фрагмент, а также покупать и скачивать электронный текст, пользоваться электронными книжными магазинами или электронными библиотеками, осмысленно отбирать текст в сети Интернет и критически оценивать информацию, получаемую из различных источников.
Другими в практике экранного чтения становятся и ценности. Главной является теперь медийно-информационная грамотность - уверенный навык пользования различными коммуникативными и информационными ресурсами, в том числе цифровыми. Другой важной ценностью становится финансовая состоятельность, поскольку электронные гаджеты для чтения требуют отдельных расходов на их приобретение и поддержание. Кроме того, значимой можно назвать мобильность читателя, т. е. возможность и способность читать не в специально отведенном месте и в специально отведенное время, а «на ходу», в любую свободную минуту, где бы это ни случилось: в общественном транспорте или в личном, во время учебы, работы или путешествия, наедине с самим собой или наедине со всеми в толпе [14]. В культурной практике экранного чтения сохраняется ценность начитанности, поскольку платное скачивание текстов или пользование электронными библиотеками требует от читателя свободной ориентации в мире книг и авторов, новинок и классики и предварительного отбора того, что электронный читатель хочет прочитать на определенном ресурсе в Интернете, в электронной библиотеке или приобрести в электронном магазине [8].
Социокультурная идентичность читателя в экранном чтении также становится другой. Теперь он относит себя не только к образованному сословию, но к слою мультимедийно гра-
85
мотных пользователей и экономически успешных работников, мобильных и стремящихся к сохранению интеллектуального развития и интеллектуального досуга в условиях тотальной занятости.
Другим вариантом современной мобильной практики чтения является практика аудиочтения [12]. Она отличается от обеих вышеназванных практик. Прежде всего отличие состоит в используемом снаряжении, в данном случае это цифровой гаджет для воспроизводства аудиофайлов, им может быть и мобильный аудиоплейер, и стационарная аудиосистема, но, как правило, и то, и другое дополняется наушниками для персонального прослушивания аудиофайлов, картой памяти для сохранения аудио-книг в памяти гаджета, сетевым шнуром для поддержания работоспособности гаджета и соединения с сетью Интернет с целью получения доступа к интернет-библиотекам или интернет-магазинам с аудиокнигами.
Технические операциональные навыки ау-диочтения характеризует способность сохранения прослушанного текста в памяти слушателя, его смысловой интерпретации и внутреннего интонирования прослушанного. Общие навыки в практике аудиочтения, как и в экранном чтении, основываются на медийно-информа-ционной грамотности: умении пользоваться аналоговыми и цифровыми источниками аудио-текстов, сознательно отбирать аудиотексты для прослушивания по содержательным и техническим параметрам, анализировать и интерпретировать, критически оценивать тексты.
Формируемые в культурной практике аудиочтения ценности отличаются, с одной стороны, мобильностью и уединенностью в толпе, а с другой - компенсацией ограничений по зрению. Практика аудиочтения возвращает читателю с ограниченными возможностями многообразный звучащий мир культуры: в частности, мир аудиочтения и мир изучения иностранных языков.
Читательские идентичности в культурной практике аудиочтения преобразуются. Читатель с ограниченными возможностями по слуху и зрению начинает ощущать себя совре-
менным, технически продвинутым пользователем мультимедийных цифровых гаджетов. Читатель, тотально занятый в процессах производства и воспроизводства и не имеющий отдельного времени для досуга, чувствует себя продвинутым пользователем, эффективно использующим время и умеющим создать интеллектуальный досуг.
Сравнив в методологии культурных практик практики книжного чтения, экранного чтения и аудиочтения, мы видим, что данная методология позволяет выявить общее: во всех разновидностях практик чтения при всех изменениях снаряжения и операциональных навыков основополагающей и константной ценностью является ценность книги, понимаемой как некоторый содержательно неповторимый, уникальный текст, нуждающийся в осознании и интерпретации, а также ценность приобщенности к культуре чтения - начитанности.
Методология культурных практик позволяет связать технологию с возникающими ментальными различиями и тенденциями усложнения социального. Сравнительный анализ показал, что в процессе осуществления каждой практики при использовании особого снаряжения формируется иной тип социокультурной идентичности читателя. В практике традиционного книжного чтения - идентичность образованного, грамотного книгочея. В практике экранного чтения складывается идентичность мобильного, технически обеспеченного, «продвинутого» интеллектуала, читающего с экрана гаджета. В практике аудиочтения - это идентичность обособившегося в толпе мобильного и независимого адепта аудиочтения.
Также методология исследования чтения как культурной практики позволяет показать, что в современной практике чтения разные техники и способы не противоречат друг другу, а сосуществуют по принципу дополнительности и образуют подвижную, сложную и развивающуюся систему чтения. Современная система чтения как культурная практика вбирает в себя все возможные исторические модификации: грамотное и мультимедийно грамотное чтение, а также все синхронно существующие варианты чтения (книж-
86
ное чтение, экранное чтение и аудиочтение). Социальный эффект, который производит данное разнообразие, состоит в дополнительной стратификации общества по уровню владения информационно-медийной грамотностью. Возникают группы, состоящие из людей, владеющих всеми исторически сложившимися типами грамотности
и чтения, и группы, где люди владеют только традиционной грамотностью.
Таким образом, методология исследования практик позволяет объяснить чтение как сложноорганизованную систему, особым образом выполняющую социально организующую функцию культуры.
1. Аскарова, В. Я. Изучение читателей в контексте социальной и культурной ситуации [Электронный ресурс] / В. Я. Аскарова. - Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/2/2000_01/010.pdf.
2. Бурдье, П. Поле литературы // Социальное пространство: поля и практики: пер. с фр. / П. Бурдье. - Москва; Санкт-Петербург: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 2005.
3. Волков, В. В. О концепции практик (и) в социальных науках [Электронный ресурс] / В. В. Волков. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/234/149/1217/002.volkov.pdf.
4. Волков, В. В. Теория практик / В. В. Волков, О. В. Хархордин. - Санкт-Петербург: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.
5. Гудова, М. Ю. Камо Грядеши: От апокалиптических к футуристическим концепциям чтения / М. Ю. Гудова, В. А. Гудов // Российский человек в «разломе эпох»: quo vadis?: материалы XV междунар. науч.-практ. конф. Гуманитар. ун-та, 26-27 апреля 2012 г.: доклады / редкол.: Л. А. Закс и др.: в 2 т. Т. 1. -Екатеринбург: Изд-во ГУ, 2012. - С. 232-238.
6. Еремеев, А. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: курс лекций: в 2 ч. / А. Еремеев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997.
7. Закс, Л. Общество в культурологическом дискурсе: к проблеме «культурное vs социальное», или культурология vs социология / Л. Закс // Социология: современность и перспективы: сб. науч. ст. / ред.-сост. Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург, 2013. - С. 145-156.
8. Карьер, Ж. К. Не надейтесь избавиться от книг! / Ж. К. Карьер, У. Эко. - Санкт-Петербург: Symposium, 2010.
9. Круглова, Т. А. Практики повседневности / Т. А. Круглова // Культурологическое измерение феномена повседневности: моногр. / под общ. ред. Т. А. Кругловой, Н. П. Коноваловой. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 183.
10. Лихачев, Д. С. Книжное чтение и почитание книжное // Раздумья / Д. С. Лихачев. - Москва: Детская литература, 1991. - С. 315.
11. Мангуэль, А. История чтения / А. Мангуэль; пер с англ. М. Юнгер. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008.
12. Мелентьева, Ю. П. Аудиочтение: исторические истоки и современная ситуация [Электронный ресурс] / Ю. П. Мелентьева // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 9. - С. 45-50. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/prof/reader/prozam/press/2008/melentjeva1.html.
13. Равинский, Д. История чтения: раздвигая границы исследовательского пространства [Электронный ресурс] / Д. Равинский. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/sites/default/files/old/nlobooks.ru/ rus/magazines/nlo/196/1791/1813/index.html.
14. Самохина, М. М. О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека [Электронный ресурс] / М. М. Самохина. - Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/researh/articles/samokhina.php.
15. Шартье, Р. Книга уходит из нашей жизни? Читатели и чтение в эпоху электронных текстов [Электронный ресурс] / Р. Шартье. - Режим доступа: http://inauka.ru/analysis/article86905?subhtml.
16. Шматко, Н. Пути к практической теории практик [Электронный ресурс] / Н. Шматко. - Режим доступа: http://bourdieu.name/content/shmatko-puti-k-prakticheskoj-teorii-praktiki.
17. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] / У. Эко. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php.
18. Юмашева, Н. Д. Чтение как практики культурного воспроизводства в студенческой среде: автореф. дис. ... канд. социол. наук по специальности 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни / Н. Д. Юмашева. -Москва, 2008. Сдано 04.08.2014
87
M. Yu. Gudova
READING AS CULTURAL PRACTICE: JUSTIFICATION OF METHODOLOGY OF RESEARCH
Abstract. Opportunity and need of research of reading for methodology cultural the practician locates. The
research methodology the practician allows to explain reading as system multiple procedural cultural the practician, united by mode of work with information, but differing equipment, operational skills, values and identichnost.
Allocation of the general and special reading in various practicians allows to explain it as the elaborate system
which in a special way is carrying out socially organizing function of culture.
Keywords: reading, cultural practice, book reading, screen reading, audioreading, post-literacy, multimedia literacy
References
1. Askarova V. Ya. Izuchenie chitateley v kontekste sotsial'noy i kuTtumoy situatsii [Studying of rers in a context of a social and cultural situation] [Electronic resource] / V. Ya. Askarova. - URL: http://www.lib.csu.ru/vch/2/2000_01/010.pdf.
2. Bourdieu, P. Paul of literature // Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki [Social space: fields and practicians]: the trans. from franch. / P. Bourdieu. - Moscow; Saint-Petersburg: Institute of experimental sociology: Aleteya, 2005.
3. Volkov, V. V. O kontseptsii praktik (i) v sotsial'nykh naukakh [Of the concept the practician (and) in social sciences] [Electronic resource] / V. V. Volkov. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/234/149/1217/002.volkov.pdf.
4. Volkov, V. V. Teoriya praktik [Theory of practician] / V. V. Volkov, O. V. Harkhordin. - Saint-Petersburg: Publishing house of the European university in Saint-Petersburg, 2008.
5. Gudova, M. Yu. Kamo Gryadesha: From apocalyptic to futuristic concepts of reading / M. Yu. Gudova, V. A. Gudov // Rossiyskiy chelovek v «razlome epokh»: quo vadis? [The Russian person in "a break of eras": quo vadis?]: materials XV international scient.-pract. conf. of Gumanitar. university, on April 26-27, 2012: reports / ed.: L. A. Zaks, etc.: in 2 vol. Vol. 1 . - Yekaterinburg: GU publishing house, 2012. - P. 232-238.
6. Yeremeyev, A. Pervobytnaya kul'tura: proiskhozhdenie, osobennosti, struktura [Primitive culture: origin, features, structure: course of lectures]: in 2 p. / A. Yeremeyev. - Saransk: Publishing house of Mordov. university, 1997.
7. Zaks, L. Socium in a culturological discourse: to a problem "cultural vs social", or cultural science vs sociology / L. Zaks // Sotsiologiya: sovremennost' i perspektivy [Sociology: present and prospects]: coll. of scient. art. / edit., comp. G. E. Zborovsky. - Yekaterinburg, 2013. - P. 145-156.
8. Karyer, Zh. K. Ne nadeytes' izbavit'sya ot knig! [Don't hope to get rid of books!] / Zh. K. Karyer, U. Eko. -Saint-Petersburg: Symposium, 2010.
9. Kruglova, T. A. Practice of daily occurrence / T. A. Kruglova // Kul'turologicheskoe izmerenie fenomena povsednevnosti [Culturological measurement of a phenomenon of daily occurrence]: monogr. / under a general edition of T. A. Kruglova, N. P. Konovalova. - Yekaterinburg: URFA, 2012. - P. 183.
10. Likhachev, D. S. Knizhnoe chtenie i pochitanie knizhnoe [Book reading and honoring book] // D. S. Likhachev. - Moscow: Detskaya literatura, 1991. - P. 315.
11. Manguel, A. Istoriya chteniya [History of reading] / A. Manguel; transl. from English M. Yunger. - Yekaterinburg: U-faktoriya, 2008.
12. Melentyeva, Yu. P. Audiochteniye: historical sources and modern situation [Electronic resource] / Yu. P. Melentyeva // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries]. - 2008. - № 9. -Page 45-50. - URL: http://www.nlr.ru/prof/reader/prozam/press/2008/melentjeva1.html.
13. Ravinsky, D. Istoriya chteniya: razdvigaya granitsy issledovatel'skogo prostranstva [History of reading: moving apart borders of research space] [Electronic resource] / D. Ravinsky. - URL: http://www.nlobooks.ru/sites/de-fault/files/ old/nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1791/1813/index.html.
14. Samokhina, M. M. O real'nom meste chteniya v zhizni sovremennogo molodogo cheloveka [About a real place of reading in life of the modern young man] [Electronic resource] / M. M. Samokhina. - URL: http://vmo.rgub.ru/researh/articles/samokhina.php.
15. Chartier, R. Kniga ukhodit iz nashey zhizni? Chitateli i chtenie v epokhu elektronnykh tekstov [The book leaves our life? Readers and reading during an era of electronic texts] [Electronic resource] / R. Chartier. - URL: http://inauka.ru/analysis/article86905? subhtml.
16. Shmatko, N. Puti k prakticheskoy teorii praktik [Ways to the practical theory the practician] [Electronic resource] / N. Shmatko. - URL: http://bourdieu.name/content/shmatko-puti-k-prakticheskoj-teorii-praktiki.
17. Eko, U. Ot Interneta k Gutenbergu: tekst i gipertekst From the Internet to Gutenberg: text and hypertext] [Electronic resource] / U. Eko. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php.
18. Yumasheva, N. D. Chtenie kak praktiki kul'turnogo vosproizvodstva v studencheskoy srede [Reading as practicians of cultural reproduction in the student's environment]: author. dis. ... Cand. sociol. sciences in the specialty 22.00.06 - Sociology of culture, spiritual life / N. D. Yumasheva. - Moscow, 2008. Received 04.08.2014
88