Научная статья на тему 'Интернет-чтение как новая форма социальной организации чтения'

Интернет-чтение как новая форма социальной организации чтения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1400
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЧТЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЛИТЕРАТУРА / ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЧИТАТЕЛИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ АВТОРЫ / АКТИВНЫЕ ЧИТАТЕЛИ / INTERNET-READING / INTERNET-LITERATURE / INTERNET LIBRARY / E-READER / VIRTUAL READER / VIRTUAL AUTHOR / ACTIVE READER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гудова М. Ю.

В статье в методологии культурных практик анализируется актуальная проблема изменения социальной организации чтения в условиях информационной революции чтения: появления цифровых гаджетов для чтения, появления мобильных электронных библиотек в Сети и на гаджетах, а также рождение новых жанров литературы, что привело к изменению отношений между авторами издателями продавцами и читателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-READING AS A NEW FORM OF SOCIAL ORGANIZATION READING

In this article in the methodology of cultural practices analyzed the actual problem of changes in social organization of reading in the epoch of the information revolution in reading: the emergence of digital gadgets for reading, the advent of mobile digital libraries on the network and gadgets, as well as genesis of new genres of literature, which led to a change in to relations between the authors publishers sellers and readers.

Текст научной работы на тему «Интернет-чтение как новая форма социальной организации чтения»

К началу третьего тысячелетия техногенная цивилизация приблизилась к той точке бифуркации, за которой «может последовать ее переход в новое качественное состояние» [19, с.

672], которое будет характеризоваться или более высокими принципами организации, или хаосогенными, энтропийными процессами. Художественно-эстетические интуиции пост-культуры, кажется, пока четче улавливают тенденцию ко второму состоянию [20, с. 307].

В своей монографии «Глобализация и диалог культур: проблема ценностей», В.С. Степин дает оценку развитию современного ценностных ориентаций общества, формирующихся в результате взаимодействия западной и восточной цивилизаций.

Великие достижения цивилизации часто возникали при взаимодействии различных культурных традиций. В наше время глобализации создаются новые перспективы взаимодействия культур. И от того, как будут протекать эти взаимодействия, зависят судьбы цивилизации. Современная глобализация вырастала из

Библиографический список

1. Флиер, А.Я. Культурология. ХХ век: словарь. - СПб., 1997.

2. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

3. Иконникова, С.Н. Теория культуры: учебное пособие / С.Н. Иконникова, В.П. Большаков. - СПб., 2010.

4. Библиотека Якова Кротова [Э/р]. - Р/д: http://krotov.info/libr_min/sh/shpen1.html

5. Научно-образовательный портал Инженер [Э/р]. - Р/д: http://www.engineer.bmstu.ru/res/kultura/person/person6.htm

6. Тойнби, А. Постижение истории. - М., 1990.

7. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и социальных отношений // Вестник Моск. ун-та. - 1993. - № 1. - Сер. 7. Философия.

8. Социологическая энциклопедия: в 2 т. - М., 2003. - Т. 1.

9. Набок, И.Л. Культурология как методологическая инновация гуманитарного образования // Образование и культура Северо-Запада России. - 1997. - № 2.

10. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

11. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПб., 2001.

12. Эко, У. Заметки на полях «Имя розы» // Эко У. Имя розы. - М., 1898.

13. Хренов, Н.А. Искусство в контексте ХХ в. на фоне повторяющихся флуктуаций в больших длительностях исторического времени //

Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. - М., 2004.

14. Иванова, О.В. Синергетический подход к исследованию культуры постмодернизма. - СПб., 2003.

15. Барт, Р Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

16. Куляскина, И.Ю. Культурология: учеб. пособие / И.Ю. Куляскина, Е.Ю. Титлина, О.В. Киселева. - Благовещенск, 2001.

17. Аакер, Д. Создание сильных брендов. - М., 2003.

18. Кляйн, Н. No Logo. Люди против брендов. - М., 2003.

19. Степин, B.C. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. - 2011. - № 2(8).

20. Бычков, В.В. Эстетика ХХ в. - М., 2004.

Bibliography

1. Flier, A.Ya. Kuljturologiya. KhKh vek: slovarj. - SPb., 1997.

2. Kagan, M.S. Ehstetika kak filosofskaya nauka. - SPb., 1997.

3. Ikonnikova, S.N. Teoriya kuljturih: uchebnoe posobie / S.N. Ikonnikova, V.P. Boljshakov. - SPb., 2010.

4. Biblioteka Yakova Krotova [Eh/r]. - R/d: http://krotov.info/libr_min/sh/shpen1.html

5. Nauchno-obrazovateljnihyj portal Inzhener [Eh/r]. - R/d: http://www.engineer.bmstu.ru/res/kultura/person/person6.htm

6. Toyjnbi, A. Postizhenie istorii. - M., 1990.

7. Sorokin, P. Socialjnaya i kuljturnaya dinamika. Issledovanie izmeneniyj v boljshikh sistemakh iskusstva, istinih, ehtiki, prava i socialjnihkh otnosheniyj // Vestnik Mosk. un-ta. - 1993. - № 1. - Ser. 7. Filosofiya.

8. Sociologicheskaya ehnciklopediya: v 2 t. - M., 2003. - T. 1.

9. Nabok, I.L. Kuljturologiya kak metodologicheskaya innovaciya gumanitarnogo obrazovaniya // Obrazovanie i kuljtura Severo-Zapada Rossii. -1997. - № 2.

10. Molj, A. Sociodinamika kuljturih. - M., 1973.

11. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. - SPb., 2001.

12. Ehko, U. Zametki na polyakh «Imya rozih» // Ehko U. Imya rozih. - M., 1898.

13. Khrenov, N.A. Iskusstvo v kontekste KhKh v. na fone povtoryayuthikhsya fluktuaciyj v boljshikh dliteljnostyakh istoricheskogo vremeni // Ciklicheskie ritmih v istorii, kuljture i iskusstve. - M., 2004.

14. Ivanova, O.V. Sinergeticheskiyj podkhod k issledovaniyu kuljturih postmodernizma. - SPb., 2003.

15. Bart, R. Izbrannihe rabotih. Semiotika. Poehtika. - M., 1989.

16. Kulyaskina, I.Yu. Kuljturologiya: ucheb. posobie / I.Yu. Kulyaskina, E.Yu. Titlina, O.V. Kiseleva. - Blagovethensk, 2001.

17. Aaker, D. Sozdanie siljnihkh brendov. - M., 2003.

18. Klyayjn, N. No Logo. Lyudi protiv brendov. - M., 2003.

19. Stepin, B.C. Globalizaciya i dialog kuljtur: problema cennosteyj // Vek globalizacii. - 2011. - № 2(8).

20. Bihchkov, V.V. Ehstetika KhKh v. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 130.2

Gudova M.Y. INTERNET-READING AS A NEW FORM OF SOCIAL ORGANIZATION READING. In this article in the methodology of cultural practices analyzed the actual problem of changes in social organization of reading in the epoch of the information revolution in reading: the emergence of digital gadgets for reading, the advent of mobile digital libraries on the network and gadgets, as well as genesis of new genres of literature, which led to a change in to relations between the authors - publishers - sellers and readers.

Key words: Internet-Reading, Internet-Literature, Internet Library, E-Reader, virtual reader, virtual author, active reader.

процессов модернизации, которые начались достаточно давно. Они связаны с заимствованием западных технологий традиционалистскими обществами. Модернизации переводят традиционалистские общества на путь техногенного развития, сохраняя при этом фрагменты традиционалистской культуры и порождая проблемы их адаптации к новым ценностям [19, с. 8-9].

Сегодня ускоренные темпы социального развития многое меняют в культуре в целом, жизнедеятельности людей и брендинге потребительской среды. Ряд базисных ценностей техногенной цивилизации проблематизируется, возникают точки роста новых ценностей [19, с. 17]. Невозможно не учитывать трансформационные процессы в культуре и жизни городского социума, которые отражаются на всех сферах общественной и индивидуальной жизнедеятельности современного общества. Таким образом, культура, со своей стороны выступает мощнейшим фактором социального развития, приобретая первостепенное значение в современном мире.

М.Ю. Гудова, канд. филос. наук, доц. каф. этики, эстетики, теории и истории культуры Уральского федерального университета, г. Екатеринбург, E-mail: MargGoodova@cimail. com

ИНТЕРНЕТ-ЧТЕНИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ*

В статье в методологии культурных практик анализируется актуальная проблема изменения социальной организации чтения в условиях информационной революции чтения: появления цифровых гаджетов для чтения, появления мобильных электронных библиотек в Сети и на гаджетах, а также рождение новых жанров литературы, что привело к изменению отношений между авторами - издателями - продавцами и читателями.

Ключевые слова: Интернет-чтение. Интернет-литература, Интернет-библиотеки, электронные книги, виртуальные читатели, виртуальные авторы, активные читатели.

Традиционная институциональная организация чтения в системе книгоиздательств, книжных магазинов, книжных библиотек, контролируемых и управляемых из единого центра - к примеру, Министерства культуры, как это было в СССР, с точки зрения социологов Левада-Центра, есть система контроля и управления чтением. Вне-институциональные формы социальной организации чтения, напротив, рассматриваются учеными как эмансипирующие и индивидуализирующие инстанции чтения. Если социологи традиционного чтения в качестве таких инстанций «чтения для себя» видят исключительно стационарные «книжные шкафы, заполненные по 30 книг на полке»[1] домашней библиотеки, то на сегодня уже сложилась исследовательская традиция рассматривать в качестве электронной альтернативы «коллективному чтению» и «коллективной библиотеке» цифровую библиотеку, создаваемую продвинутым Интернет-пользователем на основе свободного доступа к Интернет-ресурсам при помощи любых современных гаджетов, обеспечивающих Интернет-доступ и Интернет-чтение «для себя».

Все цифровые личные библиотеки по характеру доступа материалов для чтения делятся на библиотеки для on-line и offline доступа. Личную цифровую on-line библиотеку составляют все страницы сайтов, порталов, блогов и форумов, социальных сетей, закладки на которые хранятся в памяти соответствующего гаджета и которые, соответственно, неоднократно посещаются в поисках любой нужной информации: деловой, медицинской, образовательной, развлекательной и т.д.

Другой разновидностью личной цифровой библиотеки мы называем весь объем аудио-визуальных документов, скаченных на ПК или мобильные гаджеты для чтения в режиме off-line.

Цифровые личные библиотеки являются систематизированными, имеют центральное меню - каталог, тексты могут быть упорядочены по датам, по формату, по алфавиту, по размерам, а также рассортированы по жанрам, по авторам или по названиям - все это определяется одним нажатием соответствующей иконки. У цифровых личных библиотек есть и другие существенные и давно оцененные пользователями преимущества, такие как легкость массы, компактность, избирательность, дешевизна, вариативность оформления, а также то, что «устройства для чтения электронных книг позволяют реализовать целый ряд новых возможностей, которых лишены бумажные издания: перекрестные ссылки, контекстный поиск, обращение к словарям и справочникам» [2].

По мнению многих аналитиков, цифровые личные библиотеки отличаются также персональной активностью читателя по их поиску, созданию, приобретению или заимствованию, а также побуждают своих обладателей к покупке бумажных вариантов наиболее полюбившихся книжек. Опираясь на данные исследований американских коллег, об этом пишет Е. Ерошенко: «Как показали опросы общественного мнения, проведенные в конце прошлого года исследовательской компанией Harris Interactive, люди покупают больше книг, если они владеют E-Reader^. Среди владельцев читалок 67% покупают шесть и более бумажных книг в год - показатель, характерный лишь для 38% традиционных читателей» [3]. Другим существенным преимуществом чтения в личной цифровой библиотеке - с E-Reader^ является то, «что по количеству усваиваемой литературы обладатели ридеров тоже опережают своих менее продвинутых в техническом плане коллег. И действительно, согласно тому же исследованию, 81% владельцев карманных устройств для чтения знакомятся в год с 6 и более литературными произведениями. В среде библиофилов, не использующих достижения электроники, таковых оказалось всего 54%. По сравнению с традиционной литературой, ридер обладает одним важным преимуществом: он дает возможность в комфортной обстановке за короткое время познакомиться с содержанием большого числа литературных произведений» [3]. Наконец, обширные электрон-

ные персональные библиотеки, даже литературных новинок собираются гораздо быстрее, чем традиционные бумажные библиотеки. «В то время, как простой читатель вынужден обращаться в библиотеки, терять время на исследование ассортимента книжных лавок и шкафов друзей, технически подкованный пользователь при помощи поисковика и кредитки за несколько минут становится обладателем «100 самых рекомендуемых новинок года»» [3]. Такую скорость создания книжных коллекций объемом 1000-5000 наименований не возможно представить в традиционной книжной культуре, там на это уходили жизни нескольких поколений, в постграмотной - несколько часов поиска. Кроме того, существенным преимуществом цифровых персональных библиотек является личный отбор, основанный на анализе предварительной информации, рекомендациях читательского дружественного сообщества и любительской читательской экспертизе. В результате, «каждая книга, за которую платит деньги счастливый обладатель Pocketbook^ или другого ридера -это стопроцентное попадание во вкусы, предпочтения и пожелания. E-Reader просто не дает библиоману почувствовать «эффект разочарования», ведь содержание книги всегда соответствует возлагающимся на нее надеждам» [3].

С. Корнев называет читателя персональной электронной библиотеки - «новый» виртуальный читатель», и говорит о том, что радикальным преимуществом, отличающим его от всех остальных является «свободный доступ к электронным каталогам и полнотекстовым базам традиционных библиотек всего мира, а также к электронным библиотекам, которые широко представлены в Интернете. Этот «новый» читатель читает книги (и не только деловые, но и художественные) с экрана, использует технические приспособления для чтения текстов» [4]. Эти новые виртуальные читатели в Интернет «просто идут за текстами»

[5], поскольку «Сеть», как говорит Самохина М., представляет собой «огромную библиотеку, а ее посетители - читатели этой библиотеки» [5].

Электронное чтение и «новый виртуальный читатель», также как и Интернет как место обитания чтения и литературы, означают «конец монополии печатного станка» [4], а также «смерть расстояния» [4]. С. Корнев утверждает, что Интернет

- это новая оболочка, среда не только для чтения, но для литературной жизни в целом, где все происходит сиюминутно: публикация, комментарий, отзыв, скачивание, копирование, тиражирование, прочтение и т.д. Жизнь литературы становится измеримой и отмеченной фактом персонального присутствия. Благодаря организации сайтов, всегда известно, сколько посетителей находится на сайте в данное время, сколько побывало за все время существования сайта, что на литературном сайте было прочитано-просмотрено и сколько раз, и что, чаще всего. Как говорит М. Самохина, «читающие люди приходят в Сеть общаться» [5]. На форуме литературного сайта могут встретиться не только писатель, читатель и критик, но и не-читатель и не-писа-тель, и не-издатель и т.д. Интернет устраняет не только институциональное пространство между автором и издателем, типографией, складом, книжным магазином и покупателем, он устраняет расстояние географическое, делает возможным посещение любого сайта любым пользователем по всему миру, почему собственно сеть и становится глобальной.

Все это делает Интернет-чтение свободным от всего, кроме воли читателя. В Интернет-пространство, с одной стороны, может быть выгружено все в спектре от классики до графоманства и от актуальной халтуры до древней макулатуры, но будет прочитано только то, что выбрано Интернет-пользователем по поисковым системам или методом сплошного просмотра выборки.

Новый виртуальный читатель осуществляет новый способ поиска материала для чтения - дрейф. Дрейфуя в пространстве Интернета он отдается системе учетных записей, закладок, гиперактивных ссылок, и достаточно часто находясь в по-

иске-дрейфе - чтении, читатель - пользователь может и не подозревать на какой сайт и какой литературный материал он попадет.

Когда С. Корнев говорит, что «Интернет погружает нас в состояние перманентного конгресса, конференции», то в этом мы опять же видим ответ социологам Левада-Центра, которые переживают за то, что реальные читатели перестали обсуждать книги и поднимаемые ими социальные проблемы, и что литература перестала быть поводом для общественных дискуссий. Для вне-институционального чтения-дрейфа в виртуальной реальности, как мы видим из статьи М.Самохиной и многих других, состояние обсуждения прочитанного, комментарии к прочитанному, являются естественным состоянием читателей-пользова-телей. Пусть на форумах литературных сайтов обсуждение является дилетантским, не-профессинальным, но оно тем и значимо, что оно представляет собой опыт «любительской оценки» опубликованного в Интеренете произведения, оно предлагает те реально функционирующие в среде читателей-пользовате-лей критерии оценки произведений, проблемы, связанные с чтением, которые реально волнуют читательское сообщество, наконец, форумы помогают понять мотивы, почему люди обсуждают те или другие тексты. Если мы видим, что от скуки, от лени, от непонимания - это означает только одно - читатели так компенсируют свое реальное социальное одиночество, может быть, маргинальность и депревированность, и т.д.

В сети происходит с читателем то, что применительно ко всей сетевой литературе. С. Корнев назвал «сетевым освобождением» - читатель точно также как и литература становится другим: стираются грани между профессионализмом и графоманией и не случайно, что сетевая литература и сетевая оценка литературы более всего не популярны именно у профессиональных литераторов: писателей и экспертов: Д. Быкова, и других. «Новые виртуальные читатели» предпочитают читать авторские блоги и авторские страницы в Живом журнале, вместо статей в газетах и журналах, и это означает только то, что публикации профессиональных журналистов в аккредитованных СМИ в силу разных причин уступают по востребованности запискам самодеятельных авторов в Живом журнале или на Facebooke, или в Twitter.

В Интернете на самых разных ресурсах свободно появляются новые имена авторов, и новые имена модераторов, новые электронные издатели, новые электронные библиотеки и новые литературные клубы, и новые литературные премии. Интернет

- это «глобальный и круглосуточный литературный салон». Как пишет С. Корнев, «место встречи всех новых электронных акторов в условном пространстве, но в реальном времени» [4].

«Безинерциальность» Интернета» [4] делает его способным к мгновенной реакции на любые события глобальной социальной или Сетевой реальности. В этой «безинерциальности» и демократизм, и деспотизм Интернета. Демократизм его состоит в мгновенном и многоголосом обсуждении любого политического или художественного высказывания, деспотизм Интернета в том, что ни одно вызывающее, оскорбительное высказывание того или иного медийного лица не остается незамеченным, подлежит глобальному обсуждению и осуждению. Системы Google и Facebooke позволяют коллективно создавать и редактировать тексты, снабжать их видео и аудио сопровождением и т.д. Как пишет Г. Гусейнов, «продукция сетературы - расшифрованная стенограмма реального или воображаемого устного диалога. Режим максимального приближения к устной речи поддерживает у читателя доверие к публикуемому тексту» [6].

Во вне-институциональном Интернет-чтении авторы и читатели встречаются в свободном от внешнего надзора (за исключением антивирусных программ и систем) культурном пространстве. При этом они встречаются с «глазу на глаз» - лично вступают в переписку в глобальном публичном пространстве. «Общение на сайтах реконструирует, восстанавливает утраченный, размытый быстрыми и неожиданными метаморфозами в социальной реальности портрет» автора и читателя [4].

Современные авторы как правило, представлены своими сайтами или Интернет-страницами на литературных сайтах (порталах), авторский портрет может быть воссоздан при помощи текстов, всплывающих по гиперссылке по имени автора. Точно также современные Интеренет-читатели - это регулярные посетители литературных, новостных, библиотечных, журнальных сайтов для чтения, это наиболее продвинутые в цивилизационно-техническом смысле пользователи Интернет-Сети и наиболее активные в культурном плане творческие и ищущие, занимающиеся культурным дрейфом пользователи Интеренет-Сети.

Наблюдая антропологические процессы в Интернет-литературе или Сетературе, Г. Гусейнов также ведет полемику с со-

циологами Левада-центра по поводу сокращения культурного слоя за счет ухода из него инженерно-технической интеллигенции. Он пишет, что «пребывание в виртуальных литературных объединениях заставляет предположить, что те, кто в советской социокультурной стратификации относился к технической интеллигенции, уходят от литературоцентричности не столько к бумажной массовой, или развлекательной, литературе фэнтези или детективного жанра, сколько в виртуальную нишу психологической лирики, социальной прозы, психоэротической эссеис-тики и т.п. Все то, что перестало или не начало издаваться или окупаться в бумажном виде, так или иначе закрепляется на Сети»

[6]. Каждому литературному явлению, о котором написали в Интернете вне зависимости от его масштабов, качестве, общественной значимости Сеть дает свой протокол, и это, безусловно, ново для культурной жизни. Архив виртуальной истории пишет сама виртуальная реальность.

Процессы свободного вне-институционального дрейфующего Интернет-чтения по новому организуют отношения между автором и читателем. «Учитывая безграничные возможности мистификации и умножения “виртуальных личностей”, “автор” в Интернете превращается чуть ли не в особый жанр литературного творчества. Кроме того, в Сети уменьшается, а иногда и вообще исчезает охранявшаяся книгопечатанием статусная дистанция между автором и читателем, что неминуемо сказывается на них обоих» [4].

Автор - в традиционной системе книжного производства -это тот человек, который живет на средства, обеспеченные ему трудом читателя по приобретению и прочтению написанной им книги или статьи. Между тем, труд читателя по поиску, выбору, приобретению и освоению приобретенной продукции традиционно остается незамеченным и неисследованным, а главное, неоплачиваемым, что делает фигуру читателя пассивно-рецептивной, а труд автора по созданию книги - активным. Автор всячески возвеличивается в традиционной культуре, он считается единственным и окончательным создателем текстов, кто заслуживает за свой нелегкий труд «инженера человеческих душ» немалый гонорар.

Такая оппозиция находит свою деконструкцию во вне-ин-ституциональном Интернет-чтении. Именно Интернет воплощает постмодернистскую идею вне-персонального автора-дискурса, и идею идеального читателя в лице писателя: комментов, постов, и другой Интернет-продукции. Здесь и автор, и читатель оплачивают Интернет-трафик, но изначально в Рунете тексты обращались безвозмездно, а количество посещений и скачива-ний определяло рейтинг сетевого автора. И та, и другая фигура в процессах Интернет-чтения являются обратимыми, в авторе с неизбежностью присутствует читатель, а в читателе - писатель. Интернет чтение «приводит к рождению принципиально новой фигуры - “активного читателя”, давней мечты интеллектуалов XX века» [4], который сам формирует структуру своего чтения, определяя жанры, тематику, качество текста, и тем самым реализуя свои литературные потребности и скрытые желания. И автор, и читатель, следуя своим литературным и анти-лого-центричным потребностям и желаниям, измученные классической литературой, ее жанровым апофеозом - романом, «стремятся к сохранению подлинности устного слова, к наиболее тонкой и подчеркнутой передаче устного слова и это сохраняется в новой сетературе» в таких традиционных для устной смеховой культуры хХ века жанрах как анекдот и КВН [6].

Когда мы видим в рейтингах наиболее востребованных Интернет-библиотек по данным поисковой системы Rambler.ru на первой строке сайт Анекдот, ги, к этому нужно отнестись как к статистически установленному факту, требующему своего осмысления с точки зрения предпочтений среди Интернет-читателей. Одной из причин такого явления наряду с имитацией устного слова, на наш взгляд, является маргинальная природа анекдота в отношении авторства. С одной стороны, анекдот принадлежит к жанрам постфольклора и потому не имеет авторства, с другой стороны, в последнее время все более распространяются «авторские» анекдоты. Анекдот представляется одним из самых востребованных жанров Интернет-чтения также в силу того, что он является воплощением интернетовского гипертекста. Анекдот при каждом прочтении-рассказывании дает неисчерпаемые возможности для его переписывания-пересказывания, тем самым анекдот в своей внутренней природе несет предпосылки того, что он является одним из тех жанров, которые в силу своей маргинальной авторской природы наиболее полно воплощают «происходящую в гипертекстовой среде Интернета автодеконструкцию текстов» [4]. Также как и анекдоты, переписываются, дополняются статьи открытой сетевой энциклопедии

- Wikipediа, также существует и вся поэтическая сетература, где

в любой коллекции любой читатель может улучшить, отредактировать любые тексты любого поэта. Исключение составляют тексты, выложенные в фотоформатах или «только для чтения».

Еще один очень важный момент в характеристике Интернет-чтения - это прнципиальная вне-контекстуальность Интернет-текстов. «Текст в Интернете изначально лишён актуальности, вырван из физического времени и пространства, вырван из внешнего тексту мира» [4]. В Интеренет-библиотеках в едином пространстве - времени оказываются представлены Г. Сент-Вик-торский и У. Эко, А. Пушкин и И. Бродский, З. Гиппиус и В. Павлова. Споры о том, создает ли Интернет новый литературный канон остаются открытыми: Интернет-чтению равно открыты тексты, принадлежащие к самым разным канонам и изгнанные

Библиографический список

из всех литературных канонов. Как пишет С. Корнев, Интернет -это «вавилонская библиотека, бесконечный перепутанный архив, мир без времени и пространства, заколдованное Царство Текста» [4]. В Интернет-чтении активный читатель создает свой канон чтения, сам формирует свою Интернет-библиотеку на персональном компьютере или любом другом гаджете, использует свою персональную и мобильную электронную библиотеку как мощный ресурс саморазвития и самореализации в новой культуре.

* Статья подготовлена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы» (ГК № П433 от 12.05.2010 г.)

1. Гудков, Л.Д. Российские библиотеки в системе репродуктивных институтов: контекст и перспективы / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 74 [Э/р]. - Р/д: http:/Лwwл/.library.ru/1/socюlog/text/artide.php?a_uid=249

2. Мьёр Коре Юхан. Он-лайн-библиотека и классический литературный канон в постсоветской России // Новое литературное обозрение. - 2011. - № 109 [Э/р]. - Р/д: Http://magazines.russ.ru/nlo/2011/109/m32.html

3. Ерошенко, Е. Дополнительное чтение [Э/р]. - Р/д: http://article.tech-labs.ru/52_31430.html

4. Корнев, С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 32 [Э/р]. - Р/д: Ь|йр:// magazines.russ.ru/nlo/1998/32/korn.html

5. Самохина, М.М. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога) // Новое литературное обозрение. - 2010. - № 102 [Э/р]. - Р/ д: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/sa26.html

6. Гусейнов, Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 43 [Э/р]. - Р/д: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html

Bibliography

1. Gudkov, L.D. Rossiyjskie biblioteki v sisteme reproduktivnihkh institutov: kontekst i perspektivih / L.D. Gudkov, B.V. Dubin // Novoe literaturnoe obozrenie. - 2005. - № 74 [Eh/r]. - R/d: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=249

2. Mjyor Kore Yukhan. On-layjn-biblioteka i klassicheskiyj literaturnihyj kanon v postsovetskoyj Rossii // Novoe literaturnoe obozrenie. - 2011. -№ 109 [Eh/r]. - R/d: Http://magazines.russ.ru/nlo/2011/109/m32.html

3. Eroshenko, E. Dopolniteljnoe chtenie [Eh/r]. - R/d: http://article.tech-labs.ru/52_31430.html

4. Kornev, S. «Setevaya literatura» i zavershenie postmoderna // Novoe literaturnoe obozrenie. - 1998. - № 32 [Eh/r]. - R/d: http://magazines.russ.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nlo/1998/32/korn.html

5. Samokhina, M.M. Molodihe chitateli v Internete (nablyudeniya sociologa) // Novoe literaturnoe obozrenie. - 2010. - № 102 [Eh/r]. - R/d: http:/ /magazines.russ.ru/nlo/2010/102/sa26.html

6. Guseyjnov, G. Zametki k antropologii russkogo Interneta: osobennosti yazihka i literaturih setevihkh lyudeyj // Novoe literaturnoe obozrenie. -

2000. - № 43 [Eh/r]. - R/d: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html

Статья поступила в редакцию 12.01.13

УДК 008:316.34

Tishchenko N. V. THREE TYPES OF DISCOURSE ON PRISON SUBCULTURE IN THE SOVIET LITERATURE OF THE 20TH CENTURY. The article is devoted to the dissemination of criminal values in our culture. Using three types of discourse, corresponding to the three periods in the literature, shows the transformation of the perception of the prison subculture and identify ways to influence the prison subculture on everyday culture.

Key words: discourse, prison subculture, filmtext, prisonisation, criminal valuables.

Н.В. Тищенко, канд. культурологи, доц. каф. культурологи Саратовского гос. технического университета им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов, E-mail: mihailovan@inbox.ru

ТРИ ТИПА ДИСКУРСА О ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX СТОЛЕТИЯ

Статья посвящена проблеме распространения криминальных ценностей в отечественной культуре. На примере трёх типов дискурса, соответствующих трём периодам в литературе, показана трансформация восприятия тюремной субкультуры и определены способы влияния тюремной субкультуры на повседневную культуру. Ключевые слова: дискурс, тюремная субкультура, кинотекст, тюремизация, криминальные ценности.

Криминальные установки, ценности, тюремный жаргон и нормы поведения сегодня пронизывают многие сферы: и масс-медийный, и политический, и повседневный дискурсы изобилуют примерами использования высказываний и убеждений, рождённых в недрах маргинальных криминальных субкультур, в местах лишения свободы. Столь масштабное распространение криминальных принципов и тюремного образа жизни во всей системе социальных отношений и культурных норм и практик мы называем тюремизацией социальной жизни и культуры. Однако при всей очевидности проблемы остаются не выявленными ни каналы распространения тюремной системы ценностей, ни стратегии их внедрения, ни причины отсутствия в гражданском обществе сопротивления и отторжения норм тюремных субкультур. Открытым остаётся вопрос - почему криминальные ус-

тановки, тюремные жаргонизмы и ритуалы воспринимаются современным российским обществом не как нонсенс, требующий мгновенного осуждения, а как данность, почему тюремный образ жизни стал частью рутинных повседневных практик? Какие социальные механизмы, культурные фильтры пропустили криминальные ценности и практики в общественную систему и адаптировали их ко всей социальной и культурной структуре?

Наибольшее распространение тюремизация получила в отечественной культуре, что связано с тремя аспектами тюре-мизации в России: историческим, социальным, культурным. Во-первых, в отечественной культуре исторический опыт не связывает тюрьму, исправительную систему с понятиями законности и справедливого наказания. В России опыт соотнесения тюремного наказания и законности вторичен в сравнении с опытом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.