ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 180-187.
УДК 379.823
Г.Г. Быстрицкая, М.Э. Ломова
ЧТЕНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
МЕГАПОЛИСА
(на примере г. Омска)
Раскрываются основные особенности формирования чтения как части социокультурного пространства мегаполиса на примере г. Омска: обозначены основные аспекты формирования омского мегаполиса, выделены особенности его социокультурного пространства, изучены читательские интересы современного молодого интеллектуального читателя омского мегаполиса.
Ключевые слова: мегаполис, социокультурное пространство, книга, чтение, читатель, изучение чтения.
В первом и более десятилетии ХХ в. под воздействием новых информационных технологий меняются в той или иной степени все области деятельности человека, но наибольшие изменения касаются тех сфер, которые связаны с информацией. Чтение остается важнейшим источником получения информации, несмотря на произошедшие изменения. В последнее время появилось огромное количество альтернативных источников информации, но книге удалось сохранить значимую роль. Однако изменения в жизни общества напрямую повлияли на этот вид документа, породив новые формы книги, а также ряд проблем, связанных с её развитием и использованием, которые рассматриваются в данной статье, в частности проблема трансформации отношения к чтению.
Чтение - уникальный феномен культуры, в каждой стране оно выполняет социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. В научной и практической областях, в деле воспитания и образования, в развитии всей культуры человечества роль книги и документов огромна.
В связи с этим отношение к чтению населения должно оставаться предметом постоянной заботы государства и общества во многих странах мира, а особенно в городах-мегаполисах, где чтение является важнейшим способом освоения базовой социально значимой информации. В настоящее время в развитых странах большая часть населения проживает в мегаполисах, и именно социокультурное пространство мегаполисов подвергается наиболее сильным трансформациям в последние десятилетия.
Разумеется, чтение как компонент социокультурного пространства также претерпело существенные изменения, которые представляют большой интерес в свете комплексного исследования книжной культуры, определения места и роли чтения в новой глобализированной модели города. Город Омск, основанный в 1716 г., за относительно короткий по историческим меркам промежуток времени прошел путь от небольшой пограничной крепости на берегу Иртыша, созданной для защиты от набегов кочевников, до современного и комфортного мегаполиса, административного центра Омской области. Омск - один из крупнейших городов Западно-Сибирского региона России.
Численность постоянного населения Омской области составляет 1 977 450 человек (25 место по России и 6 место среди регионов Сибирского федерального округа). По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность городского населения Омской области составила 1 413 100 человек, сельского - 564 400 человек. Численность постоянного населения в городе Омске - 1 154 000 человек [1].
© Г.Г. Быстрицкая, М.Э. Ломова, 2012
В настоящее время Омск - крупнейший промышленный, научный и культурный центр Западной Сибири, обладающий высоким социальным, научным, производственным потенциалом. Сегодня он характеризуется как динамично развивающийся город.
Любой город, в том числе и мегаполис, имеет собственную культуру и, следовательно, культурное пространство.
Как отмечает Н.Л. Селиванова, в настоящее время сложилось пока три варианта определения социокультурного пространства.
Согласно первому под ним понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (Л.И. Новикова). При таком понимании структурной единицей рассматриваемого пространства является профессиональный коллектив образовательного, культурного или другого учреждения, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.
Второй подход предполагает рассмотрение социокультурного пространства как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов). В этом случае взаимодействие всех участников определяется чаще всего моделью идеального образа жизни, недооценивая при этом субъектную роль самого ребенка.
Согласно третьему подходу социокультурное пространство предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка (Д.В. Григорьев). В этом случае механизмом создания социокультурного пространства становится «со-бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность [2].
Важной составляющей социокультурной инфраструктуры г. Омска является создание благоприятных условий для чтения, которое является важным компонентом социокультурного пространства.
46 муниципальных библиотек Омска, максимально приближенных к месту жительства горожан, становятся не только информационными и просветительскими учреждениями, но и центрами проведения содержательного досуга жителей микроучастков города, центрами правовой информации. Основная деятельность муниципальных библиотек осуществлялась в рамках городской целевой программы «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек»
(2005-2010). Деятельность Централизованной системы муниципальных библиотек в указанном периоде направлена на внедрение информационно-коммуникационных технологий, эффективное использование информационных ресурсов; повышение статуса чтения, формирование интереса к чтению широких слоев граждан [3, с. 8].
Яркой и масштабной акцией 2007 г. стала просветительская акция «Компетентная мама», проведенная муниципальными библиотеками совместно с медицинскими и дошкольными образовательными учреждениями города Омска. С целью изучения читательских предпочтений омичей в 2007 г. проведено социологическое исследование «Читает омская семья», в рамках проекта «Твой год чтения» состоялись форумы юных читателей. В I полугодии 2008 г. стартовал новый проект «Книжный шатер», направленный на позиционирование семейного чтения как интересного и содержательного способа проведения семейного досуга.
Таким образом, становится очевидным положительное отношение правительства Омской области к социокультуной политике в области чтения: из городского бюджета выделены средства на проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование благоприятного имиджа чтения среди молодежи и населения г. Омска в целом. Реализация целевой программы свидетельствует о том, что чтение как часть социокультурного пространства является важнейшим направлением городской культурной политики омского мегаполиса, и поэтому оно требует тщательного изучения. Согласно определению социокультурного пространства, в Омске сформирована определенная педагогическая среда, в которой господствует педагогически сформированный образ жизни, благоприятный для чтения и осуществляемый благодаря усилиям таких субъектов, как Молодежный совет, библиотеки, культурно-досуговые центры, СМИ, сети книжных магазинов, что является благоприятными условиями личностного развития населения омского мегаполиса.
Однако, несмотря на благоприятно сформированные государственной политикой и деятельностью других социальных учреждений условия для чтения, проблема чтения в г. Омске требует тщательного изучения именно в контексте изменений, характерных для мегаполисов: увеличиваются численность населения и темпы роста информации, возникают и развиваются новые формы коммуникации, к изменениям которых население мегаполиса чувствительно в большей степени. Современный житель мегаполиса вынужден перерабатывать значительные объемы информации, и одним из способов их освоения является чтение, поэтому проблемы изучения чтения в мегаполисе приобретают особую актуальность.
Современный человек получает все больше информации не из текстовых источников, а образование предполагает не только начитанность. На наших глазах меняется способ получения знаний. Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания, мы становимся свидетелями рождения новой - некнижной - цивилизации. К этому процессу будет интенсивно приобщена именно молодежь, юношество, что объясняется их большей чуткостью ко всякого рода новшествам, а также наиболее высоким уровнем технической грамотности, компьютеризи-рованности по сравнению с другими группами читающей публики. Таким образом, формируется новое поколение - телекомпь-ютерное, в отличие от взрослого - литературодоминантного [4].
С опорой на монографию В.Н. Волковой «Книга и чтение на пересечении эпох и культур: из века XIX в век XXI (Сибирские наблюдения)» выделяется необходимая категория населения для изучения чтения в омском мегаполисе: образованные, наиболее интеллектуальные читатели возраста становления и утверждения в жизни в мегаполисе, а именно молодежь мегаполиса в возрасте от 15 до 25 лет.
С целью проведения социологического исследования была разработана оригинальная анкета, на вопросы которой в ходе исследования ответил 421 участник - ученики гимназий, лицея в возрасте от 15 до 18 лет и студенты различных вузов в возрасте от 18 до 25 лет.
Базой исследования избраны гимназия № 26 (63 респондента), гимназия № 117 (40 респондентов), лицей № 64 (21 респондент): учащиеся 9, 10 и 11 классов, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (156 респондентов): факультет филологии и медиакоммуникаций, юридический, исторический, экономический факультеты, Институт математики и информационных технологий, факультеты международного бизнеса, иностранных языков, компьютерных наук, теологии и мировых культур, ОмГУПС (52 респондента): Институт менеджмента и экономики, Институт автоматизации и информационных технологий, ОмГМА (22 респондента): лечебный факультет, ОмГТУ (23 респондента): факультет гуманитарного образования, факультет информационных технологий и компьютерных систем, ОмГПУ (17 респондентов): факультет психологии и педагогики, Институт искусств, СибГУФК (12 респондентов): специальность «Теория и методика легкой атлетики», СибАДА (15 респондентов): специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Экономика и управление», «Менеджмент организации»,
«Автомобильные дороги».
Можно с большой долей уверенности утверждать, что выборка данного исследо-
вания вполне репрезентативна, поскольку охватывает не только различные возрастные категории учащихся, но и разные типы учебных заведений и факультетов, находящихся в разных районах города. При исследовании использовалась как традиционная бумажная форма анкетирования, так и современный способ коммуникации, в частности онлайн опрос в сети Интернет: использование электронной почты, специально разработанный аккаунт в поисковой системе igoogle, а также опрос в популярной социальной сети «Вконтакте».
В данном исследовании учтен гендерный аспект: приняли участие 290 человек женского пола и 131 человек мужского пола (рис. 1).
Рис. 1. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: гендерный аспект
Анкета состояла из закрытых и открытых вопросов. Вопросы анкеты были разделены на три блока.
Первый блок вопросов предполагает изучение источников получения книги (как традиционной, так и электронной). Респондентам предложено несколько вариантов знакомства с книгой: библиотека, родственники, друзья или знакомые, книжный магазин, Интернет. Изучение способа приобретения книжного издания или электронной книги (во временное или постоянное пользование) - необходимое условие получения достоверных сведений о пути поиска информации читателем. Молодежь как наиболее чувствительный к изменениям сегмент населения во многом опирается на ведущий способ получения информации - Интернет. Современные ученые, педагоги и библиотекари проводят научные исследования, публикуют статьи и проводят дискуссии о падении статуса библиотеки как социального института, престижа формирования личной библиотеки как показателя наличия собственного вкуса и принадлежности к интеллектуально привилегированному классу населения.
Ответы на вопросы анкеты показали, что большинство учащихся «скачивает» книжные ресурсы в сети Интернет (58 %), 51 % опрошенных приобретает книги в книжных магазинах, 43 % опрошенных - у родственников, друзей и знакомых, 34 % пользуется услугами библиотеки (рис. 2).
Библиотека
Беру книгу у родственников, друзей, знакомых
Скачиваю книгу в сети Интернет
Приобретаю книгу в книжном магазине
Другое ::::
0 48 96 144 192 240 288
Рис. 2. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: источник знакомства с книгой, чел.
Опрос показал, что библиотека как ресурс приобретения книжного издания стоит в списке приоритетов на последнем месте. Однако, согласно опросу, треть интеллектуальных читателей посещает библиотеку, что говорит о среднем статусе библиотеки как возможном ресурсе приобретения книги. Этот показатель не настолько низок, как ожидалось авторами исследования в связи с негативными настроениями научных исследований о неблагоприятном имидже библиотеки в профессиональной печати.
Более того,ответы на третий вопрос: «Посещаете ли Вы библиотеку?» показали высокий статус библиотеки в списке приоритетных источников получения информации. Утвердительно ответили 56 % опрошенных (рис. 3).
Рис. 3. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: посещение библиотеки
Ответы на вопрос о наличии личной библиотеки показывают положительное отношение к хранению собственных книжных ресурсов, что позволяет сделать выводы о сформировавшихся читательских интересах современного интеллектулаьного читателя омского мегаполиса. Собственную библиотеку имеют 84 % опрошенных (рис. 4).
Рис. 4. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: наличие личной библиотеки
И наконец, был предложен отдельный вопрос о посещении книжных магазинов: «Приобретаете ли Вы книги в книжных магазинах?». 72 % опрошенных ответили, что они приобретают книги в региональных книжных магазинах, 56 % опрошенных
приобретают книги в интернет-магазинах, четверть опрошенных не приобретает книги (рис. 5).
Да, покупаю книги в региональных книжных магазинах
Да, покупаю книги в книжных интернет-магазинах
Нет
0 59 118 177 236 295
Рис. 5. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: приобретение книг в книжном магазине, чел.
Второй блок «Книга традиционная и книга электронная» включал четыре вопроса о традиционной и электронной книге, а также об электронных ресурсах.
Были изучены предпочтения современных интеллектуальных читателей омского мегаполиса. Каковы предпочитаемые ресурсы для чтения: книга в твердом переплете или электронная книга?
76 % опрошенных ответили, что пользуются электронной книгой (в вопросе не уточнялось точнее значение данного термина, подразумевались все доступные виды электронной книги). Таким образом, можно сделать вывод: современный интеллекту-
альный читатель омского мегаполиса активно пользуется электронной книгой (рис. 6).
Рис. 6. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: использование электронной книги
Далее опрашиваемым было предложено уточнить, какими именно электронными книжными ресурсами они пользуются, какова предпочитаемая форма электронного книжного ресурса - СО, монитор компьютера или мобильного телефона (рис. 7).
Да, читаю книги с монитора компьютера
Да, читаю книги с экрана мобильного телефона
Да, пользуюсь изданиями на CD-Rom
Нет
Другое
0 60 120 180 240 300 360
Рис. 7. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: использование электронных книжных ресурсов, чел.
Таким образом, согласно проведенному опросу, представляется возможным сделать следующий вывод: самыми популярными электронными книжными ресурсами современного молодого человека омского мегаполиса (интеллектуального читателя) являются компьютер и мобильный телефон. Данные ресурсы выступают в качестве электронного носителя, наиболее удобного для молодежи.
В связи с тем, что никто из опрошенных не указал в списках предпочитаемых электронных ресурсов e-book, представляется возможным сделать вывод о недоступности данного вида ресурса для молодого поколения омского мегаполиса. Данный вывод подтверждают статьи в профессиональной печати о слишком высокой цене данного вида ресурса для среднестатистического российского читателя, несмотря на то, что в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, e-book - весьма популярный вид электронного ресурса, что объясняется более высоким уровнем жизни и заработной платы жителей этих городов.
Несмотря на то, что электронный книжный ресурс востребован современными интеллектуальными читателями Омского мегаполиса на достаточно высоком уровне, интересными оказались ответы на вопрос о предпочитаемой форме книги - традиционной или электронной. Большинство опрошенных (74 %) учащихся ответили, что предпочитают традиционную форму книги. (рис. 8).
Электронная (109 чел 26 %
Традиционная (312 чел.), 74 %
Рис. 8. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: предпочитаемая форма книги
Полученные результаты объясняют ответы на следующий открытый вопрос: «Какой книге принадлежит будущее - традиционной или электронной? (ваше мнение)». Среди полученных ответов:
- «Традиционной!!! С экрана читать неудобно, просто иногда книгу проще найти в электронной версии, чем купить. Но читать книгу, держа ее в руках, приятнее».
- «Традиционной. От электронной портится зрение. Очень тяжело долго читать. Глаза болят».
- «Чтение настоящей книги приносит эстетическое наслаждение: запах книги, качество ее бумаги, возможность перелистывать».
- «Традиционной, потому что у нее особая энергетика».
- «Традиционной. Ничто не может быть приятней, чем запах типографской краски от страниц».
- «Бумага может передать то, что не передаст экран монитора. Книга источает неповторимый запах, беря в руки старинную книгу, ты погружаешься в ее атмосферу, задумываешься о тех, кто когда-то ее писал, держал в руках. Но ты никогда не заинтересуешься по-настоящему электронной книгой. Электронными пользуются лишь в том случае, когда не могут найти традиционную».
Таким образом, современный молодой интеллектуальный омский читатель выбирает традиционный формат книги, объясняя свой выбор особым отношением к традиционной книге, связанным с приятными визуальными и кинестетическими ощущениями от традиционной книги и неприятными - от электронной.
Однако ответы на открытый вопрос о будущем книги оказались противоречивыми.
Мнения разделились. Около трети респондентов ответили на вопрос «Какой книге принадлежит будущее?» следующим образом:
- «Будущее за электронной книгой. В этом нет никаких сомнений. Во-первых, пользоваться электронной книгой удобнее, она всегда под рукой (например, закачанная на мобильный телефон). С обычной книгой много мороки. Она занимает место в сумке, в общественном транспорте с ней не постоишь».
- «Электронной. С ней удобнее, можно закачать сразу несколько книг».
- «Будущее за электронной книгой. Ее удобнее брать с собой, она не помнется, не порвется».
- «Думаю, прогресс не заставит себя долго ждать, и в скором времени возможности электронной книги не только поравняются с возможностями традиционной, но и превзойдут их».
- «Я считаю, что будущее за электронной книгой. Потому что она требует меньше затрат на производство, а бумажные книги дорожают, тем более в электронную книгу можно “залить” много книг, это удобно».
Таким образом, современные молодые интеллектуальные читатели отвечают на вопрос о будущем книги по-разному, что приводит к определенным выводам: по
мнению молодежи, сохранятся оба вида книги. Эти выводы также присутствуют в ответах респондентов:
- «У них разные цели. Обе формы будут существовать. Традиционная книга идеальна для вдумчивого, медленного чтения, для получения наслаждения. Электронная версия - для работы, легка для цитирования, поиска, ознакомительного беглого чтения».
- «Обе имеют как преимущества, так и недостатки».
- «Это спорный вопрос. Так как появились электронные книги, с которых можно читать и которые, как утверждают производители, не дают глазам уставать и совершенно не портят их. Однако я считаю, что еще не скоро на планете переведутся любители бумажной литературы».
Третий блок вопросов предполагает изучение отношения респондентов к чтению: мотивы чтения, любимые авторы и их произведения, разделение досугового и делового чтения.
Мотивация чтения респондентов носит как досуговый, так и деловой характер. 70 % опрошенных читают для досуга, 64 % руководствуются деловыми мотивами (рис. 9).
Полученные данные характеризуют современного молодого интеллектуального читателя омского мегаполиса как разностороннего, выбирающего литературу как досугового, так и развлекательного характера.
Ответы на вопросы о количестве часов на деловое и досуговое чтение показали те же результаты: часы разделились приблизительно в равных долях.
Деловые
мотивы
Досуг
Другое
0 58 116 174 232 290
Рис. 9. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: мотивация чтения, чел.
Третий вопрос «Способствует ли чтение формированию Вашего имиджа?» преследует цель определить отношение к чтению современного молодого интеллектуального читателя омского мегаполиса. Читает ли он для себя или чтение определенным образом характеризует его в глазах сверстников, семьи, одноклассников и однокурсников?
50 % процентов опрошенных ответили, что их учеба и профессия предполагает интенсивное чтение. 29 % ответили, что хотят соответствовать своей социальной среде. 13 % хотят соответствовать ожиданиям своих сверстников и своей семьи. 34 % ответили, что чтение никак не влияет на их имидж (рис. 10).
Да, моя учеба /] профессия ........1. ....... ....... .1.......1.......
предполагает ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: интенсивное ■■■■■■■ ■■■■■■■ ■ ■ ■■■■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■
чтение Да, я хочу соответствовать ........1...;.... ......
своей :::::::::::::::::::::::
социальной ■: ■ |
среде Да, я хочу соответствовать ожиданиям :::::::::: родственников, друзей
Нет, чтение ........1........ I........1.. I
никак не влияет :::::::::::::::::::::::::::: на мой имидж V'''''' V
0 42 84 126 168 210
Рис. 10. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: влияние чтения на имидж, чел.
Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы. Учеба и профессия благоприятно влияют на читательские мотивы современной интеллектуальной молодежи омского мегаполиса: благодаря деловым мотивам, современный молодой омич читает литературу, что благоприятно влияет на его интеллектуальное и нравственное развитие. Более того, чтение является не просто обязанностью, оно благоприятно влияет на имидж молодого чело-
века, так как соответствует его социальной среде. Однако не все молодые люди соглашаются с тем, что чтение вообще способно влиять на имидж, так ответили около трети опрашиваемых, что позволяет сделать вывод о том, что чтение - не приоритет в формировании благоприятного имиджа.
Вопрос «Интересуетесь ли Вы книжными новинками?» позволил выявить дополнительные аспекты интереса молодежи омского мегаполиса к чтению. 53 % респондентов ответили, что интересуются книжными новинками (рис. 11).
Да (222 чел.) 47 %
Рис. 11. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: интерес к книжным новинкам, чел.
Интерес респондентов к книжным новинкам позволяет сделать выводы о том, что чтение по-прежнему остается одним из преобладающих интересов современных интеллектуальных молодых читателей г. Омска, в частности отсутствие интереса или низкий интерес свидетельствовали бы о падении популярности чтения среди молодежи.
Наиболее популярный источник информации о книжных новинках - Интернет.
На втором месте - литература по психологии (44 %), далее следуют литература по истории и политике (28 %) и литература по науке и технике (24 %). В меньшей степени современную интеллектуальную молодежь г. Омска интересуют красота и здоровье (рис. 12).
История и политика
Наука и техника
Красота и здоровье
Психология
Художественная
литература
Другое
0 64 128 192 256 320 384
Рис. 12. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: область интересов чтения, чел.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод: современную интеллектуальную молодежь омского мегаполиса интересует художественная литература и психология. Интерес к психологии может быть вызван популярностью психологии в России на фоне издания внушительного количества различных изданий по психологии.
Два открытых вопроса о предпочитаемых писателях и любимых произведениях преследовали цель сформировать представление об определенных читательских предпочтениях современного интеллектуального читателя омского мегаполиса. Ответы носили более чем разнообразный характер: были указаны как популярные авторы, так и неизвестные широкому кругу читателей писатели. Среди ответов учащихся школы, гимназии и лицея преобладали авторы из школьной программы: Ф.М. Достоевский (лидируют произведения «Преступление и наказание», «Идиот»), М. Булгаков («Мастер и Маргарита»), А. Куприн («Гранатовый браслет»), Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, Ю.М. Лермонтов. Можно предположить, что читательский вкус школьника формируется в большей степени под влиянием учебной программы. Однако многие из произведений сохраняют свои лидирующие позиции и у студентов вузов (например, произведения Ф.М. Достоевского).
Среди классических авторов и произведений наиболее часто встречаются О. Уальд («Портрет Дориана Грея»), Э.М. Ремарк («Черный обелиск»), Дж. Селинджер («Над пропастью во ржи»), А. и Б. Стругацкие, Г.Г. Маркес («Сто лет одиночества»), Дж.Р.Р. Толкиен («Хоббит: туда и обратно», «Властелин колец»), Ш. Бронте («Джейн Эйр»).
Среди современных авторов учащиеся указывали П. Коэльо, Ч. Паланика («Бойцовский клуб»), Я.Л. Вишневского («Одиночество в сети»), С. Ахёрн («Р.8. Я люблю тебя»), Х. Мураками, Б. Акунина (серия произведений про популярного лирического героя
Э. Фандорина), В. Пелевина, Ф. Бегбедер, Д. Браун, С. Майер (сага «Сумерки»).
Таким образом, представляется возможным провести параллели между читательскими предпочтениями молодежи и современными тенденциями в кинематографе
- экранизациями художественных произведений. По причине того, что современная молодежь в большей степени ориентируется сразу на несколько каналов информации (СМИ, сеть Интернет, телевидение) в силу особенностей своего развития, на формирование их читательских интересов не может не оказывать влияние одновременно несколько факторов (учебное заведение, сверстники, сеть Интернет), в том числе и кинематограф, который, как показало исследование, влияет на читательский вкус современной молодежи в большей степени. Стимуляция молодого поколения к чтению классической художественной литературы -положительное влияние данной тенденции.
Предпочитаемый жанр художественной литературы среди интеллектуальных читателей - роман, таковы ответы 58 % респондентов. На втором месте - фантастика и приключения (42 %), на третьем - детективы (33 %) (рис. 14).
Детективы Романы Приключения «Женская проза» Фантастика Другое
II
0
46 92 138 184 230 276
Рис. 14. Изучение читательских интересов молодежи г. Омска: предпочитаемые жанры художественной литературы, чел.
Какую роль играет чтение в жизни современного молодого человека омского мегаполиса? Большинство респондентов ответили на этот вопрос: «большую», «важную», «значительную». Часто встречаются ответы: «хотелось бы уделять чтению больше времени», «стараюсь читать чаще». Остальные ответы:
- «чтение формирует меня как личность, расширяет кругозор»;
- «чтение развивает»;
- «чтение - это саморазвитие, развитие речи»;
- «пополнение словарного запаса, повышение эрудиции, формирование социальной компетенции»;
- «чтение, безусловно, играет важнейшую роль! Из книг мы черпаем очень много полезной информации!»;
- «книги дают возможность совершить путешествие не выходя из дома, развивают фантазию, меняют человека, нельзя прочесть гениальное произведение и остаться таким же»;
- «чтение играет важную роль, оно наполняет меня новой информацией, переживаниями, заполняет свободное время, расширяет кругозор»;
- «развитие, приобретение жизненного опыта, знаний, развлечение»;
- «в основном приятное проведение досуга, отдых от экрана монитора, телевизора»;
- «чтение помогает отвлечься от проблем, отдохнуть»;
- «развивает воображение и обогащает внутренний мир»;
- «мне нравится иногда проводить свободное время за книгой, я считаю, что, чтобы быть образованным и развитым человеком, читать необходимо!»
- «через книги я приобщаюсь к этому миру, узнаю его грани»;
- «книги - корабли мысли, странствующие по волнам времен, они несут доброе, светлое, вечное, в них заложена вся человеческая кладезь знаний»;
- «книги - лучшие друзья».
Таким образом, суммируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы о современном молодом интеллектуальном читателе омского мегаполиса:
1. Современный молодой читатель активно использует электронную книгу в своем деловом и досуговом чтении, однако предпочитает традиционный формат, что обусловлено удобством поиска информации в электронном формате и приятными ощущениями от чтения традиционного источника (более приятными, чем от чтения с электронного носителя).
2. Наиболее популярный носитель электронной книги - монитор компьютера, при этом читатель «скачивает» книгу в сети Интернет.
3. При использовании традиционного формата книги наиболее часто читатель приобретает книгу в книжном магазине.
4. Мотивы чтения современного молодого интеллектуального читателя разнообразны: читает как для досуга, так и для работы или профессии, при этом учеба и профессия современного молодого читателя предполагает интенсивное чтение, поэтому чтение становится частью профессионального имиджа.
5. Современный молодой читатель интересуется книжными новинками, получая информацию о новинках в сети Интернет.
6. Современный молодой читатель в наибольшей степени интересуется чтением художественной литературы русских и зарубежных авторов, предпочитая при этом прозу (роман).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Подробности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. Ш1_: http://www.omskstat.ru/image/Region/ УР1\1/РиЬНк/2011/2011-04-18_po.htm (дата обращения: 21.03.2011).
[2] Сахарова Е. В. Исследование социокультурного пространства сельской школы // Образование: исследовано в мире : междунар. науч.-пед. интернет-журнал с библиотекой-депозитарием. 2003. № 281. Ш1_: http://www.oim.rU/reader@ потег=281^р (дата обращения: 26.04.2011).
[3] Демченко В. М. Социокультурное пространство омского мегаполиса // История и культура городов России: от традиции к модернизации : матер. Всерос. науч. конгресса, посвящ. 290-летию г. Омска (Омск, 12-14 окт. 200б г.). Омск : Наука, 2006. 342 с.
[4] Мелентьева Ю. П. Структура чтения и чита-
тельское поведение российского юношества в контексте социальных перемен // Московский государственный университет культуры и искусств: кафедра библиотековедения : сайт. Ш1_: http://www. libconfs. narod.rU/1995/р8.М|Т1
(дата обращения: 26.04.2011).