Научная статья на тему 'Анализ потребителей книжного рынка (на примере крупного мегаполиса)'

Анализ потребителей книжного рынка (на примере крупного мегаполиса) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2990
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ РЫНОК / ЧИТАТЕЛИ / ФОРМАТЫ ЧТЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / ПЕЧАТНАЯ КНИГА / АУДИОКНИГА / PUBLIC ASSOCIATIONS / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS / SPECIALIZATION / BOOK MARKET / BOOK INDUSTRY / BOOK BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лизунова Ирина Владимировна

Трансформации постсоветских лет привели к формированию новых структур книжного рынка, некоторыми из них стало возникновение электронных книг, электронного книгоиздания, новых форматов чтения. Анализу потребителей книжного рынка Новосибирска посвящена данная статья: их читательским предпочтениям и покупательным возможностям. Подводятся выводы к чему могут привести нерешенные сегодня проблемы в перспективе, как это повлияет на формирование рынка электронных книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE DOMESTIC BOOK INDUSTRY: CHALLENGES, SPECIALIZATION

In post-Soviet Russia in the emerging book market has significantly increased the role of professional organizations specializing in the protection of the interests of independent market players: publishers, booksellers, printers. Describes the process of the emergence of public associations, given their characteristics, identified the main tasks of professional organizations.

Текст научной работы на тему «Анализ потребителей книжного рынка (на примере крупного мегаполиса)»

УДК 655.59; 070

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КНИЖНОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА)

Ирина Владимировна Лизунова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор исторических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, 630200, Россия, г. Новосибирск, ул. Восход, 15, ведущий научный сотрудник, e-mail: 2004liv@ngs.ru

Трансформации постсоветских лет привели к формированию новых структур книжного рынка, некоторыми из них стало возникновение электронных книг, электронного книгоиздания, новых форматов чтения. Анализу потребителей книжного рынка Новосибирска посвящена данная статья: их читательским предпочтениям и покупательным возможностям. Подводятся выводы - к чему могут привести нерешенные сегодня проблемы в перспективе, как это повлияет на формирование рынка электронных книг.

Ключевые слова: книжный рынок, читатели, форматы чтения, электронная книга, печатная книга, аудиокнига.

PROFESSIONAL PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE DOMESTIC BOOK INDUSTRY: CHALLENGES, SPECIALIZATION

Irina V. Lizunova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., doctor of historical Sciences, Professor of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24; State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630200, Russia, Novosibirsk, st. Dawn, 15, leading researcher, e-mail: 2004liv@ngs.ru

In post-Soviet Russia in the emerging book market has significantly increased the role of professional organizations specializing in the protection of the interests of independent market players: publishers, booksellers, printers. Describes the process of the emergence of public associations, given their characteristics, identified the main tasks of professional organizations.

Key words: public associations, professional associations, specialization, book market, book industry, book business.

Начало XXI в. - это время значительных изменений всех явлений социокультурной среды, и не только в России, но и во всем мире. В условиях глобализации информационных процессов, существующие социальные структуры разрушаются, образуются новые. Применительно к книжному рынку можно наблюдать коренные, принципиальные институциональные изменения всех его составляющих. Трансформации подверглись: структура производителей книг, социальная структура читателей. Наконец, меняется и система ценностей, которая по существу составляет содержание книжного рынка.

На начало второго десятилетия XXI в. в России выпущено более 120 млн наименований книг. С 2001 по 2010 г. число изданий, выпущенных на душу на-

селения выросло на 24,3%. В пиковом 2008 г. этот показатель достиг своего максимума - 5,35 экз. книг [1, с. 7]. Книжный рынок перенасыщен, что предоставляет его потребителю возможность выбора и формирования собственных предпочтений в данной области. Более того, потребитель сегодня имеет возможность прочтения не только бумажного варианта книги, рынок наполняется аудио- и электронными книгами, что обусловлено прогрессом в развитии технологий и коммуникаций.

Какие возможности в приобретении и прочтении книг имеются у жителей крупнейшего мегаполиса? Каким образом в Новосибирске подтверждается или опровергается выше названная тенденция предпочтения электронного или традиционного форматов чтения? Каково вообще отношение сибиряков к чтению книг?

После проведения социального опроса среди жителей города Новосибирска в возрасте от 20 до 65 лет, основная масса которых имеет высшее образование, выяснилось, что 73% опрошенных респондентов предпочитают бумажный вариант книги. Многие обосновали такой выбор привычным способом прочтения, другие поясняли, что им нужен непосредственный контакт с «живой» книгой. Электронную книгу предпочли 18%, в основном, молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, обосновав свой выбор компактностью устройства и возможностями быстрочтения. 9% респондентов предпочли аудио-книгу, ссылаясь на удобство прослушивания в дороге, публичных местах и т.д., а также количеством информации, которую можно прослушать и воспринять через аудио-книгу (рис. 1).

9%

и Аудио-книга ■ Электронная книга Бумажная книга

Рис. 1. Схема предпочтений форматов книг жителями Новосибирска

Кардинально расширились и возможности потребителей в приобретении книг. Одни горожане традиционно берут их в домашних и публичных библиотеках, на книжных рынках и в книжных магазинах, но другие, а их оказалось большинство - 36% опрошенных, приобретают книги в интернете и преимущественно старается сделать это бесплатно. Наличие всевозможных бесплатных сайтов делает литературу доступной для потребителя, не имеющего возможностей или желания заплатить деньги за нужную книгу (рис. 2).

л Интернет платно

■ Интернет бесплатно

■ Библиотека публичная

■ Библиотека домашняя

36%

■ Книжный рынок Книжный магазин

20%

1%

Рис. 2. Схема предпочтений в приобретении книг жителями Новосибирска

В ходе опроса выяснилось, что большинство потребителей - 60% предпочитают книги художественной тематики, 30% - научной, 7% и то и другой, и 3% предпочитают эзотерическую литературу. Относительно чтения художественной литературы следует отметить, что современный читатель чаще всего обращается к литературе классической, цитирует этих авторов, перечитывает по нескольку раз любимые произведения.

По количеству прочитываемых книг за месяц читательские возможности распределились следующим образом. 27% опрошенных ответили, что в зависимости от объема могут читать книгу долго - до 2-3-х месяцев. 60% респондентов читают 1-2 книги в месяц. 7% - от 3-4 книг в месяц, в основном, это учащиеся или неработающие потребители. Более 5 книг в месяц прочитают 3% опрошенных, и столько же - 3% не читают вообще, либо не берут книги в руки несколько месяцев подряд.

Далее выясняем, как влияет стоимость книг на возможности ее приобретения. Оказалось, что стоимость книг в книжных магазинах, на рынках и в интернете сегодня зачастую превышает покупательные возможности потребителя. В таком случае, что же является движущим фактором для приобретения книг среди потребителей? Что важнее цена, желание прочитать или просто необходимость информации? Итак, 69% ответили, что «желание прочитать книгу может побороть покупательские возможности», такой потребитель покупает желанную книгу не взирая на реальные возможности. 17% считают, что только острая необходимость в данной книге, либо в располагаемой в ней информации может подвигнуть на приобретение желаемой книги и «даже очень дорогая книга все-таки будет приобретена». И только 14% респондентов ответили, что не станут покупать книгу за высокую цену, даже если у них велико желание ее прочитать или им срочно нужна информация из этой книги.

Ценовая политика книжного рынка зависит от стоимости сырья, заработной платы, аренды помещений и прочих немаловажных затратах, что значительно сказывается на цене тех или иных экземпляров книг. А какую цену готовы заплатить новосибирцы за любимую книгу? На этот вопрос 65% опрошенных ответили, что расположены заплатить за книгу не более 500 руб., 29% назвали сумму в 500-1500 руб. И только 6% потребителей намерены расстаться с суммой от 1500 до 3000 руб., причем в их числе оказались в основном мужчины.

Жители некоторых районов Новосибирска ощущают острую недостаточность книжных магазинов. Это такие районы как Заельцовский и Калининский. Немного лучше, но все же напряженно, дела обстоят в Октябрьском и Дзержинском районах города. В Ленинском районе сосредоточено самое большое количество книжных магазинов, но все они неравномерно распределены по району, что делает проблематичным покупку книги, например для жителей Западного жилого массива Ленинского района. На вопрос: «Есть ли рядом с Вашим местом жительства в шаговой доступности книжный магазин?», опрашиваемые в разных районах города потребители отвечали следующим образом: (рис. 3).

Калининский Заельцовский Октябрьский Центральный Дзержинский Железнодорожный Советский Кировский Ленинский

Рис. 3. Схема опроса жителей Новосибирска о доступности книжных магазинов

Итак, среднестатистический житель Новосибирска по-прежнему предпочитает для чтения бумажный вариант книги, однако молодое поколение более склонно к прочтению электронных книг, либо к прослушиванию аудиокниг. Горожане любят художественную литературу, готовы потратить на любимые книги крупные денежные суммы и имеют разные возможности для их приобретения.

По статистическим данным российский потребитель книжного рынка в среднем за 3 месяца в 2014 г. прочел 4-5 книг [2, с. 85], по данным нашего исследования 1-2. Можно сделать вывод, что эти показатели понижаются не в лучшую для бумажных книг сторону.

Социологический опрос позволил выявить основные проблемы, которые встают перед современным потребителем книжного рынка г. Новосибирска. Прежде всего, это дефицит книжных магазинов в отдельных районах города. Также это обилие «пиратского контента» - бесплатных книг в интернете. Еще одна проблема - это недостаточность рекламы печатной продукции, новых книг, а также отсутствие социальных программ по привлечению молодого поколения к чтению книг, особенно бумажных. Все это ведет к отвыканию потребителя от печатных книг, к смене форматов чтения.

Если не приступить к решению возникающих проблем уже сейчас, мы можем прийти к итогу, когда последующие поколения, не понимая смысла в прочтении книги, будет прибегать к информации полученной исключительно из интернета и из других источников, а бумажные книги могут оказаться невостребованными.

Учеными спрогнозировано, что к 2034 г. рынок электронных книг достигнет величины, соразмерной современному традиционно-печатному книжному [3]. Как раз к тому времени сегодняшние дети и молодежь, воспитанные на мобильной электронике, подрастут, составив основную платежеспособную и читающую массу населения. Через 20 лет начнется спад бумажно-книжного рынка по равномерной параболе. Что в конечном итоге, повлияет на расширение рынка издания и потребления электронных книг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2010 год: Отраслевой аналитический доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. - 78 с.

2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. - 92 с.

3. Будущее книги // Работа и учеба: образование, кадры, вакансии. Ш: http://www.vomv.ru/index.php?Itemid=151&id=95&option=com_content&task=view (дата обращения 20.10.2013).

© И. В. Лизунова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.