Научная статья на тему 'Чтение и грамотность в образовании и культуре'

Чтение и грамотность в образовании и культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермоленко В. А.

29-31 марта 2012 г. в Москве в помещении Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) состоялась Вторая Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре» (по итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение и грамотность в образовании и культуре»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЧТЕНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ В И КУЛЬТУРЕ

READING AND LITERACY IN EDUCATION AND CULTURE Ермоленко B.A.

Главный научный сотрудник Институт истории и теории педагогики РАО E-mail: va-e@rambler.ru

Аннотация. 29-31 марта 2012 г. в Москве, в помещении Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) состоялась Вторая Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре» (по итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»).

ОБРАЗОВАНИИ

Ermolenko V.A.

Chief research scientist ofthe Institute of history and theory of pedagogic (Russian Academy of Education) E-mail: va-e@rambler.ru

Annotation. From 29th to 31st of March , 2012 in Moscow in the Russian state children's librarytook place the Second International scientific and practical conference «Readingand literacy in education and culture» (based on the results ofthe United Nations Decade of literacy «Literacyfor everybody»).

Конференция была организована Русской ассоциацией чтения (РАЧ) при поддержке и участии представителей Европейского отделения Международной ассоциации чтения, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Российской государственной детской библиотеки, Научного совета по проблемам чтения Российской Академии образования.

В ее работе приняли участие 198 человек: педагоги вузов, школ и других образовательных учреждений, сотрудники библиотек, представители федеральных и региональных органов, администрация образовательных учреждений и библиотек, научные сотрудники (в т. ч. учреждений Российской академии образования), журналисты, психологи, дефектологи, логопеды, магистры, аспиранты - в целом, представители 8 стран (Российской Федерации, Азербайджана, Бельгии, Израиля, Ирландии, Швеции, Узбекистана, Эстонии). На конференции были представлены 15 российских городов (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Самара, Челябинск, Уссурийск, Екатеринбург, Свободный, Ярославль, Ижевск, Краснодар, Тюмень, Нижний Новгород, Таганрог, Ханты-Мансийск), 3 поселка (Висим, Южно-Уральский, Аша), а также Московская и Свердловская области.

Если первая международная конференция, проведенная РАЧ по данной тематике в 2009 году, нашла отклик в российском обществе, выявив глубину и актуальность проблем чтения, как в сфере образования, так и в области культуры, то вторая должна была ответить на вопросы, возникшие в последнее десятилетие в области чтения, подвести итоги деятельности в этой сфере различных сообществ как в нашей стране, так и за рубежом, выявив при этом общие и частные подходы к решению проблемы чтения, и, наконец, объединить усилия в данном направлении всех заинтересованных людей как в российском обществе (управленцев, педагогов, библиотекарей, книгоиздателей, читателей, их объединений и др.), так и зарубежных партнеров и организаций.

Отсюда, стратегической целью конференции стало усиление внимания общественности к проблемам чтения, грамотности, информационной культуры и объединение профессионалов для их решения.

Конференция показала, что уже сегодня широкая общественность и профессионалы осознают значимость чтения для инновационного развития образования и экономики в условиях перехода к постиндустриальному, знаниевому обществу.

Открытию конференции предшествовал научный симпозиум (ведущая -вице-президент РАЧ, проф. В.А. Ермоленко), в котором приняло участие 56 человек, в основном научные сотрудники из разных городов России. На симпозиуме вице-президентом РАЧ, профессором Ю.П. Мелентьевой был представлен доклад «К разработке общей теории чтения: эволюция понимания сущности чтения», вызвавших большой интерес у его участников.

Пленарное заседание торжественно открыла президент Русской ассоциации чтения Сметанникова Наталья Николаевна. В своем докладе «Педагогические задачи Национальной программы поддержки и развития чтения в контексте Десятилетия чтения и грамотности» она в контексте этих задач остановилась на достижениях в работе организации и роли Международной конференции для решения проблемы чтения.

Ермоленко В.А. | Чтение и грамотность в образовании и культуре

Затем с приветственным словом выступили: зам. председателя Научного Совета по проблемам чтения Маркарова Тамара Сергеевна, которая зачитала приветствие президента Российской Академии образования Никандрова Николая Дмитриевича и академика - секретаря Отделения образования и культуры Демина Вадима Петровича; председатель правления Европейского отделения Международной ассоциации чтения Меели Пандис; от имени Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - начальник отдела, вице-президент РАЧ Воропаев Александр Николаевич, от имени Российской Ассоциации Дислексии - проф. Чиркина Галина Васильевна, от имени Российского Книжного Союза - вице-президент РКС, исп. директор Старостина Елена Геннадьевна, от имени Министерства культуры - зам. начальника отдела библиотек - Манилова Татьяна Львовна. Все они пожелали участникам интересной и плодотворной работы. Ярким было приветствие начальника отдела социальной защиты Правительства г. Москвы (в должности замминистра) Потяевой Татьяны Александровны, которая остановилась на значимости вопросов чтения для детей, требующих особого внимания общества, на перспективах развития инклюзивных школ в городе, на долгом совместном пути, который связывает ее как директора школы, первой получившей звание «Школы, где процветает грамотность», и Русскую ассоциацию чтения.

Трогательным было приветствие учащихся школ №№ 1531, 1935, реализующих проекты по грамотности. Они исполнили гимн Москвы, песню Н. Тимофеевой «Новая книжка» и любимую москвичами песню «Московские окна». Дети внесли оживление и создали душевную праздничную атмосферу. В завершении программы первого дня работы конференции дети Театра-студии «Сценка» из Центра чтения «Азбука» ГКуВ г. Москвы «ЦСБ» Юго-Запад» показали спектакль «Собаки» по повести К. Сергиенко «До свидания, овраг» в постановке своего руководителя Натальи Макаровой. Организаторы конференции, в свою очередь, подарили школьникам интересные книги.

Среди докладов, сделанных на пленарных заседаниях первого и второго дней конференции, живой интерес вызвал доклад Натали Байдак - члена Комитета образования, культуры и аудио- и видеосредств Европейского Совета и Ассоциации чтения Бельгии, посвященный проблеме обучения чтению в Европе. Проблема была ею раскрыта в контексте европейской педагогической политики и практики.

С не меньшим вниманием был выслушан доклад профессора Дублинского Университета, члена рабочей группы проекта PISA и Ассоциации чтения Ирландии, экс-председателя правления IDEC Гэрри Шила «Грамотность чтения в исследованиях PISA». Его доклад был посвящен перспективе движения исследования грамотности чтения в международном проекте PISA. Ведь, чтобы преодолеть российским учащимся отставание в грамотности чтения, необходимо досконально знать не только современные требования к ней, предъявляемые PISA, но и перспективы их изменений.

Доклады-презентации, сделанные сотрудниками РГДБ - A.A. Копейкиным, С.Д. Мицул, Л.Н. Четвериковой позволили участникам конференции ознакомиться с Интернет-сайтом о детском чтении «В1Ь1юГид» и имеющимися в библиотеке редкими и ценными книгами. Особый интерес вызвало исследование состояния бумажного и

электронного чтения в России, проведенное в 2011 году канд. ист. наук А.Н. Воропаевым. В ходе опроса жителей крупных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга и др.) им было выяснено, что 72% из числа опрошенных, по-прежнему, читают только обычные, бумажные книги, 3% - только электронные книги, а 25% - как обычные, так и электронные.

На второй день работа конференции проводилась также в секциях, где было заслушано и обсуждено порядка 50 научных сообщений. В числе рассмотренных проблем: чтение и грамотность в психологическом, педагогическом и социальном контекстах; чтение, читательская компетентность и читательское развитие: диагностика, предупреждение, коррекция нарушений; проблемы и виды грамотности, компетентность и культура чтения, книгоиздание и книгораспространение; особенности чтения печатного текста и чтения с экрана; совместная работа и партнерские отношения в сферах культуры и образования; связи языков и культур, поликультура и разнообразие языков; чтение и грамотность на родном и неродном языках. Особый интерес вызвали исследования практических работников образования и библиотек по созданию в них системы деятельности, обеспечивающей развитие читательской компетенции обучающихся или читателей. Руководители секций - президент РАЧ H.H. Сметанникова и вице президенты РАЧ E.H. Овчинникова, Е.Л. Гончарова, В.А. Ермоленко, М.В. Белоколенко, В.П. Чуди-нова, Н.М. Курикалова, И.А. Мазаева, ученый секретарь РАЧ Ю.А. Шулекина - при подведении итогов отметили высокое качество сделанных докладов, заинтересованное их обсуждение участниками секций.

Организаторы конференции предусмотрели возможность для ее участников ознакомиться в ходе экскурсии с работой Российской государственной детской библиотеки, встретиться с известными писателями, лауреатами Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» Диной Сабитовой и Станиславом Востоковым (организатор и ведущая этих встреч вице-президент РАЧ М.В. Белоколенко), приобрести интересную детскую художественную литературу.

Третий день конференции (31 марта) был посвящен ознакомлению с практическими наработками по развитию чтения в ходе посещения мастер-классов, проведенных преподавателями московских школ №№ 1531, 1756, 1935, и участия в круглых столах в школах. При этом обсуждались вопросы организации чтения во второй половине дня, пропаганды чтения среди родителей, использование чтения с экрана и электронных книг для обучения чтению учащихся начальных классов, для приобщения к чтению школьников средней ступени и мотивации чтения старшеклассников и взрослых и др.

Важно, что участники конференции смогли также получить представление об информационных ресурсах, просветительских и культурных проектах современной библиотеки, посетив интеллект-центр Центральной библиотеки № 174 им. Данте Алигьери, где они приняли участие в программе «Итальянская суббота».

Опрос участников конференции показал, что в целом они положительно оценили ее работу и организацию. Это мероприятие стало ярким событием в их жизни, и, несмотря на то, что была связана с окончанием Десятилетия чтения и грамотности, обогатила их новыми знаниями, новыми партнерами-единомышленниками и, тем самым, настроила на дальнейшую эффективную работу по развитию чтения и грамотности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.