DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.016 YAK 316.74:82(571.122) ББК 60.562.1 (2Рос-6Хан)
B.A. РУДАКОВ V.A. RUDAKOV
ЧТЕНИЕ: ДВЕ ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ READING: THE TWO FACES OF THE PROBLEM
Развитие цифровых технологий оказало влияние на формирование нового поколения, предпочитающего виртуальный мир реальному. Изменилось отношение к чтению художественной литературы. В статье представлены результаты исследования по выявлению у школьников и учителей Югры отношения к чтению в реальной и электронной средах, читательских предпочтений произведений художественной литературы. Показаны межпоколенческие различия: в сфере коммуникации; в использовании различных источников информации; в том, что и как читают взрослые и школьники.
The development of digital technologies has influenced on the formation of a new generation that prefers the virtual world to the real one. The attitude to reading fiction has changed. The article presents the results of the study to identify Ugra students' and teachers' attitudes to reading within real and electronic environments, readers' preferences of works of fiction. Intergenerational differences are shown: in the sphere of communication; in the use of various sources of information; what and how adults and schoolchildren read.
Ключевые слова: анкетирование, респонденты, чтение, интерес, возрастные различия.
Key words: questioning, respondents, reading, interest, age differences.
Введение. В российском обществе за последние 30 лет произошли системные изменения во всех сферах общественной жизни, что привело к трансформации шкалы ценностей, созданию различных субкультур, обострению противоречий между поколениями, изменению способов коммуникационной деятельности. Проблема коммуникации членов общества, относящихся к разным поколениям, приобретает особую остроту в условиях 4-й научно-технической революции, характеризующейся появлением и распространением новых технологий. Развитие цифровых технологий сформировало в XXI веке новое поколение: многие живут в Сети в виртуальном мире, предпочитают общаться онлайн с теми, кого никогда не видели; образ их мыслей характеризуется фрагментарностью, что приводит к формированию «клипового» мышления; почти всю информацию они получают из Интернета [6, 7]. Многие школьники используют «Инстаграм», «Фейсбук», снэпчат, селфи, видеоблоги и т.п.
Социально-экономические изменения предоставляют новые возможности для конструирования отношений между различными поколениями. Одним из аспектов такого конструирования можно считать отношение представителей разных поколений к чтению литературы. Мы разделяем позицию, что в основе изучения факторов, влияющих на читательские предпочтения различных поколений, лежит социологический анализ. В числе таковых исследователи называют историческую эпоху с ее социально-политическими и эстетическими особенностями. Отношение к чтению во многом определяется групповыми нормами, потому что социум разобщен, сегментирован, ориентирован на различные системы ценностей [1].
Последние десятилетия многие исследователи отмечают, что в России снижается интерес к чтению, как у взрослых, так и у детей. Опрос в 2015 году, когда в России был объявлен Год литературы, показал: 65% респондентов считают, что читают сейчас меньше, чем 10-15 лет назад [3].
Отдельные ученые (Ю.П. Мелентьева, В.П. Чудинова) говорят о смене модели чтения литературы в связи с широким внедрением в социальную жизнь Интернета, что проявляется в разрыве между поколениями отношения к литературной культуре [5, 8]. Роль чтения в личностном развитии, фор-
мировании мировоззрения многими учеными и педагогами рассматривается как когнитивный процесс, как явление духовной культуры с ценностно-смысловым содержанием [2].
Цель работы. Основываясь на традиционном понимании роли учителя в процессе воспитания культуры чтения обучающихся, мы решили провести сравнительный анализ читательских предпочтений школьников и их учителей. В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования с целью выявления читательских интересов и форм проведения досуга обучающихся и педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Материалы и методы. В рамках исследования отношения учителей и школьников Югры к чтению художественной литературы в марте-апреле 2017 года было проведено анкетирование 3 028 учащихся 5-11-х классов и 1 755 педагогов общеобразовательных учреждений. Для всех респондентов анкета содержала одинаковые вопросы. В выборку вошли учащиеся и учителя различного возраста из городских и сельских общеобразовательных учреждений автономного округа. Характеристика респондентов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика респондентов
Обучающиеся Учителя
Класс Количество % от опрошенных Возраст Количество % от опрошенных
5 класс 428 14,1 20-35 лет 342 19,5
6 класс 467 15,4 36-45 лет 566 32,3
7 класс 444 14,7 46-60 лет 735 41,9
8 класс 461 15,2 61 и старше 90 5,1
9 класс 475 15,7 нет ответа 22 1,3
10 класс 321 10,6
11 класс 432 14,3
Всего 3028 100,0 Всего 1755 100,0
В организации досуга у школьников и учителей имеются существенные различия: первые предпочитают заниматься спортом и проводить время в Интернете (в два раза больше, чем учителя), а вторые - читать книги (табл. 2). Педагоги чаще школьников смотрят телевизор и читают книги, а учащиеся больше интересуются компьютерными играми и гуляют с друзьями, что указывает на различные культурные запросы представителей разных поколений.
Таблица 2
Чем Вы больше всего любите заниматься?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
Смотреть телевизор 27,1 42,5
Читать книги 40,7 71,5
Заниматься спортом 52,8 25,0
Проводить время в Интернете 51,9 26,6
Играть в компьютерные игры 24,2 2,0
Гулять с друзьями 11,3 -
Другое 20,0 19,7
Нет ответа 2,2
Итого 227,9 189,4*
Примечание. ^Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100% (табл. 2-8).
Ответы на вопрос «Что Вам нравится читать?» незначительно различаются у педагогов и школьников: и те, и другие предпочитают читать книги, а чтение газет учителями можно рассматривать как определенную привычку (табл. 3).
Таблица 3
Что Вам нравиться читать?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
Книги 44,5 79,3
Газеты 31,6 36,7
Журналы 33,8 21,9
Ничего 6,0 -
Итого 115,9 137,9*
Достаточно интересно сравнение ответов об отношении респондентов к чтению (табл. 4). Выбор некоторых ответов (№ 2, 4, 5) совпадает у учащихся и учителей. Вместе с тем «люблю читать, но не хватает времени» на 20% чаще отмечают педагоги, а значительно больше учеников, чем учителей, читают только для выполнения задания, что необходимо для учебы (работы), -на 16%.
Таблица 4
Как вы относитесь к чтению?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
1. Люблю читать, но не хватает времени 40,0 61,1
2. Мне нравиться читать, я много читаю 14,2 20,3
3. Не представляю жизнь без чтения 4,3 16,8
4. Иногда читаю, что-нибудь легкое, чтобы развлечься 17,4 11,9
5. Читаю только для получения информации 9,6 7,7
6. Читаю для выполнения задания только то, что необходимо для учебы (работы) 22,0 6,1
7. Другое 2,5 1,3
8. Не люблю читать - скучное занятие 3,3 0,2
9. Чтение сейчас никому не нужно 0,9 0,0
Итого 114,3 125,4*
Проблема дефицита времени отражается и в количестве книг, прочитанных за месяц: наибольшее количество респондентов читают 1-2 книги (57,2% учителей и 43,3% учеников). Интернетизация и современные технологии в большей степени затронули школьников, поэтому они чаще, чем учителя, слушают аудиокниги или читают через планшет - 13,5% и 7,0% соответственно. Больше трех книг в месяц читают 28,4% педагогов и 33,7% учеников, что указывает на низкий интерес к чтению художественной литературы у педагогов. При этом с увеличением возраста педагогов снижается доля респондентов, не читающих книг.
Анкетирование показало, что у педагогов в домашней библиотеке больше книг, чем у обучающихся, при этом в ответах отражена тенденция перехода на электронную книгу: менее 50 книг в домашней библиотеке у 37,2% учителей и 59,7% учащихся.
Сравнивая ответы на вопрос «Что ты читаешь в Интернете?» школьников и педагогов, мы отмечаем, что большинство ответов у респондентов близки по показателю выбора (№ 3, 4, 6, 9, 10, 13, 14, 16). Вместе с тем учащиеся больше учителей интересуются записями в сообществах, юмором, компьютерными играми и спортом, а педагоги - энциклопедиями, новостями и тематическими сайтами (табл. 5).
Таблица 5
Что Вы обычно читаете в Интернете?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
1. Новости 47,7 60,9
2. Сайты, посвященные определенной теме 27,0 38,7
3. Книги 24,0 27,8
4. Информацию об известных личностях 28,3 23,0
5. Энциклопедии 12,9 21,1
6. Литературные сайты (о книгах, писателях и т.д.) 12,4 17,0
7. Записи в сообществах 42,5 14,2
8. О фильмах, актерах 35,7 12,4
9. Журналы 7,3 11,4
10. Записи на форумах 13,2 10,5
11. Юмор 39,7 9,1
12. О спорте 30,8 6,7
13. Сайты современных писателей 6,4 5,5
14. Телепрограммы 7,1 5,2
15. Другое 4,3 4,2
16. Не читаю, там мало интересного 2,3 2,0
17. О компьютерных играх 19,8 1,1
Итого 361,5 270,9*
На вопрос: «Как Вы думаете, современным школьникам нравится читать?» - «Думаю, нет» ответили 60% учителей и 56,7% школьников. Удивительное единодушие проявилось у респондентов и в выборе мнения, что школьники больше заняты компьютерными играми, чем чтением -по 39%.
На вопрос «Что Вам нравится читать?» было предложено 20 вариантов ответов, предпочтение школьники отдали фантастике (57%), её любят школьники всех возрастных и гендерных групп. Следующие ранговые позиции занимают рассказы о путешествиях и приключениях (37%), стихи (33%) и детективы (31%). У педагогов интересы распределились несколько иначе: детективы - 35,5%, о жизни замечательных людей (ЖЗЛ) - 34%, стихи, рассказы о путешествиях и приключениях - по 31%, русская классика - 29,3%. Самый низкий рейтинг у педагогов получили книги о технике и о дружбе; у школьников - о профессии и жизни замечательных людей.
Таким образом, дети отличаются повышенным интересом к фантастике, книгам о современной жизни и о сверстниках, а взрослые чаще школьников читают книги из серии «ЖЗЛ» и русскую классику, остальные литературные жанры их интересуют примерно в одинаковой степени (табл. 6).
Педагоги предпочитают читать произведения российских авторов, у школьников явных предпочтений нет (табл. 7). Доля зарубежных авторов растет у школьников с 5 по 11 класс - с 40% до 66%.
Таблица 6
Что Вам нравится читать?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
1. Детективы 30,9 35,5
2. О жизни замечательных людей (ЖЗЛ) 9,2 33,9
3. Стихи 32,9 30,8
4. Рассказы о путешествиях и приключениях 36,8 30,7
5. Русскую классику 13,9 29,3
6. О спорте 23,8 18,9
7. О природе и животных 16,5 18,9
8. Фантастику 56,9 17,5
9. О космосе 17,0 13,8
10. Модные романы 11,7 13,3
11. Сказки 17,7 13,1
12. О психологии 19,2 12,4
13. О профессии 8,1 11,8
14. О войне 23,1 11,6
15. Зарубежную классику 16,8 11,6
16. О современной жизни 26,7 8,5
17. Другое (напиши) 3,4 7,6
18. О сверстниках, о дружбе 20,5 5,5
19. О технике 15,1 5,1
20. Вообще не люблю читать книги 1,9 1,3
Итого 402,3 331,1*
Таблица 7
Произведения каких авторов Вы предпочитаете читать?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
Российских 53,1 77,8
Зарубежных 50,4 34,6
Другое 12,8 7,1
Нет ответа - 5,1
Итого 116,3 124,6*
Легче и быстрее читать печатную книгу - так считают большинство педагогов (85,6%) и школьников (68%). Склонность к чтению электронной книги чаще проявляется у обучающих (26,8%), чем у педагогов (11%). По нашему мнению, предпочтение электронных книг во многом определяется активностью респондентов в Интернете. Наш вывод совпадает с данными других исследований [4, 6].
Не смогли назвать последнюю прочитанную книгу 48,8% учителей и 21,5% обучающихся. Приведенные данные подтверждают информацию, что учителя читают мало художественных произведений. Последнюю прочитанную книгу учащиеся чаще всего называли из программы по литературе, а также современных зарубежных писателей (Д. Роулинг, С. Кинг, Д. Грин). Учителя назвали около 500 авторов и книг, чаще всего произведения русской (Булгаков, Толстой, Чехов, Шолохов) и реже зарубежной классики (Э.-М. Ремарк, М. Митчелл).
Свою любимую книгу или любимого автора назвали 48% респондентов из числа педагогов и 67% школьников. Всего педагоги назвали 270 любимых авторов и литературных произведений, у школьников - больше 400 авторов. Перечень писателей и поэтов, которые нравятся респондентам, у учителей и учащихся почти совпал - это русская классика (табл. 8).
Таблица 8
Укажите Вашу любимую книгу или своего любимого автора?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
1. Нет ответа 33,1 52,2
2. М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита») 1,7 5,4
3. Л.Н. Толстой («Анна Каренина») 2,7 5,6
4. А.С. Пушкин 12,3 3,6
5. Ф.М. Достоевский 1,5 2,4
6. С.А. Есенин 1,9 2,4
7. М.А. Шолохов («Тихий Дон») 0,2 1,8
8. М. Митчелл "Унесённые ветром" - 1,1
9. М.Ю. Лермонтов 1,7 0,9
10. А.П. Чехов 1,1 0,8
11. Е. Айпин - 0,7
12. Д. Донцова - 0,7
13. Дж. Роулинг 4,0 0,2
14. Дж. Грин 2,0 -
15. Ст. Кинг 1,5 0,2
16. Р. Брэдбери 1,3 0,2
17. У. Шекспир 0,8 0,2
18. Другие авторы 46,5 27,9
Итого 112,1 106,2*
Кроме этих авторов учителя назвали Б. Акунина, Т. Устинову, З. Приле-пина, которые не фигурируют у школьников.
Так же, как и учащиеся, педагоги плохо знают писателей и поэтов Югры, половина респондентов не смогла назвать авторов из автономного округа. При этом учителя лучше школьников знают авторов ханты и манси (табл. 9).
Таблица 9
Читали или читаете ли Вы произведения писателей и поэтов ханты и манси?
Значения % от опрошенных
Обучающиеся Учителя
Да 10,0 39,9
Нет 63,8 33,2
Иногда 0,7 -
Нет ответа 25,5 26,9
Итого 100,0 100,0
Необходимую информацию учителя и учащиеся получают преимущественно из Интернета, что указывает на то, что современные технологии в повседневной жизни и деятельности используют не только молодые, но и люди старшего поколения. Вместе с тем школьники (в основном старшеклассники) активны в социальных сетях, в отличие от учителей.
Выводы. Досуговое чтение преобладает у респондентов старших поколений, подростки занимают свободное время другими видами деятельности -спортом и компьютерными играми.
Единодушие проявилось у респондентов разных поколений в выборе утверждений, что школьники больше заняты компьютерными играми, чем чтением, а также что современным школьникам не нравится читать.
Школьники Югры читают художественную литературу чаще, чем учителя. Данный факт, на наш взгляд, определяется требованиями подготовки к урокам литературы, что подтверждается выбором учащимися любимых авторов из числа рекомендованных для изучения в школе. Таким образом, роль уроков литературы чрезвычайно значима в формировании у школьников интереса к чтению. Вместе с тем наши исследования указывают на снижение роли учителя в процессе воспитания культуры чтения обучающихся.
Учителя чаще, чем ученики, указывают на свою любовь к чтению книг и оправдывают недостаточное чтение чрезмерной загруженностью.
Количество книг в домашней библиотеке у респондентов напрямую не сказывается на количестве прочитанных книг и их отношении к чтению.
Обучающиеся в большей степени, чем педагоги, относятся к чтению с прагматической позиции необходимости выполнения учебного задания. Вместе с тем школьникам нравится читать книги различных жанров: фантастику, лирику, рассказы о путешествиях и приключениях, детективы. Фантастику любят школьники всех возрастных и гендерных групп. Учителя предпочитают книги о жизни замечательных людей, детективы, стихи, рассказы о путешествиях и приключениях. Хочется подчеркнуть, что у всех респондентов одинаково большой интерес к литературе для проведения досуга - стихам, детективам, приключениям. Гендерные различия проявляются в особом интересе мальчиков к чтению книг о войне, спорте, технике. Девочки и девушки предпочитают стихи, книги о современной жизни и сверстниках, модные романы.
Интересы в жанровом выборе книг зависят от возраста школьников. А.С. Пушкин - самый выбираемый и читаемый, но во всех возрастных группах названы произведения из школьной программы по литературе. Среди любимых авторов и произведений преобладают российские, при этом больше половины из них относятся к русской классической литературе. Учителя чаще, чем ученики, читают современных, «модных» российских писателей.
И педагоги, и школьники одинаково плохо знают писателей и поэтов Югры, в том числе из числа коренных малочисленных народов Севера.
Электронная книга входит в повседневность молодого поколения, но роль печатной книги остается достаточно значимой для всех респондентов. При этом отмечается, что школьники читают не только (и не столько) электронные книги, но и разнообразные источники информации в Интернете. Присутствует как развлекательное чтение, так и «деловое чтение».
Интернетом учащиеся и педагоги пользуются одинаково активно. Все респонденты в Интернете в основном читают новости, но ученики чаще учителей интересуются записями в сообществах, компьютерными играми, юмором, спортом - в этом проявляются возрастные особенности и интересы. Доли телевидения и социальных сетей как источников информации у разных поколений имеют неодинаковую значимость: у педагогов выше роль телевидения, обучающихся - социальных сетей.
Межпоколенческие различия в сфере коммуникации заключаются в том, что старшее поколение взаимодействует с другими людьми в разных сферах деятельности в микросоциуме реального мира, а представители нового поколения - в виртуальном мире в соответствии со своими интересами и запросами. Технологии и общество развиваются быстрее, чем отдельный человек, но приспособление к изменениям происходит быстрее у молодежи.
Мы согласны с выводами исследователей, что дети, действительно, читают не то и не так, как предыдущие поколения. Меняются практически все
характеристики детского чтения: статус чтения, характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и другое [8].
Меняется и отношение к книге. Воспитательная функция книга отходит на задний план. Читают школьники много (и не всегда книги), но качество чтения вызывает определенные опасения, так как оно прагматично, ситуативно, поверхностно (преобладает «беглое чтение»), влияет на формирование «клипового» мышления.
Всё это необходимо учитывать в процессе выстраивания, конструирования коммуникаций между различными поколениями.
Литература
1. Аскарова В.Я. Мода в чтении: постижение смысла всестороннего исследования // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сб. науч. статей; Челябинская государственная академия культуры и искусств. Челябинск, 2010. С. 5-32.
2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. № 6 (14). С. 177-190.
3. Год литературы и чтение. В России - Год литературы. Станут ли люди больше читать? [Электронный ресурс] // ФОМ. URL: https://fom.ru/kultura-i-dosug/12272 (дата обращения: 06.02.2019).
4. Колосова Е.А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7. С. 123-130.
5. Мелентьева Ю.П. Чтение: модели и модификации // Чтение. XXI век: коллективная монография / науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова; Челябинская государственная академия культуры и искусства. Челябинск, 2014. С. 37-48.
6. Назаров М.М., Ковалев П.А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 84-95.
7. Уварова Е.В. Чтение в эпоху мультимедиа: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика, электронный научный журнал МГИК. URL: http://theoryofculture.ru/issues/70/921/ (дата обращения: 06.02.2019).
8. Чудинова В.П. Чтение в печатном и электронном форматах: процессы и тенденции // Книга в информационном обществе: материалы XIII Между-нар. науч. конф. по проблемам книговедения, г. Москва, 28-30 апр. 2014 г.: в 4 ч. / отв. ред. В.И. Васильев; сост.: Д.Н. Бакун, М.А. Ермолаева. М.: ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН, 2014. Ч. 1.
References
1. Askarova VYa. Fashion in reading: comprehension of the meaning of a comprehensive study. Fashion in book culture: the limits of what is permitted: Collection of scientific articles; Chelyabinsk state Academy of culture and arts. Chelyabinsk, 2010, pp. 5-32.
2. Galaktionova T.G. Reading of schoolchildren as a socio-pedagogical phenomenon of open education: problems of research, Izvestiya RSPU im. A.I. Herzen, 2006. N 6 (14). P. 177-190.
3. Year of literature and reading. In Russia the Year of literature. Will people read more? [Electronic resource]. FOM. URL: https://fom.ru/kultura-i-dosug/12272 (date accessed: 06.02.2019).
4. Kolosova E.A. Reading of Russian children and adolescents in the transforming society, Bulletin of RSUH, Ser. Philosophy. Sociology. Art criticism. 2015, N 7, pp. 123-130.
5. Melent'eva Yu.P. Reading: models and modifications, Read. XXI century: collective monograph / science. ed.-comp. V.Y. Askarova; Chelyabinsk state Academy of culture and art. Chelyabinsk, 2014, pp. 37-48.
6. Nazarov M.M., Kovalev P.A. Changing media environment and modern reading practices // Sociological research. 2017, N 2, pp. 84-95.
7. Uvarova E.V Reading in the multimedia era: problem statement. Culture: theory and practice, electronic scientific journal of the IPCC [Electronic resource]. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/70/921/ (accessed: 06.02.2019).
8. Chudinova VP. Reading in print and electronic formats: processes and trends, Book in the information society: materials of XIII International scientific. Conf. on the problems of book studies, Moscow, 28-30 apr. 2014: 4 hours / resp. edited by VI. Vasil'ev; ed.: D.N. Bakun, M.A. Ermolaeva. Moscow: Federal state institution of science of SIC "Nauka" of RAS, 2014. Part 1.