Научная статья на тему 'Чрезвычайное положение как особый правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации'

Чрезвычайное положение как особый правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3046
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / THE CONSTITUTION / THE PRESIDENT / STATE OF EMERGENCY / RIGHTS AND FREEDOMS / A MAN / A CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрянина Ольга Александровна

В статье рассматривается правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка и общественной безопасности. А также уровни органов власти в формах, которые определены законом, принимающие участие в указанном процессе, отражая тем самым различные аспекты механизма правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрянина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the legal regime of the protection of the rights and freedoms of a man and a citizen, of the rule of law and of public safety. Author also describes the levels of government in the forms defined by law involved in the process, thereby reflecting different aspects of the mechanism of legal regulation.

Текст научной работы на тему «Чрезвычайное положение как особый правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

УДК 342

Петрянина Ольга Александровна Petryanina Olga A.

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сап^а!е of sciences (law), senior lecturer of the chair of constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: petryanina-oa@mail.ru

Чрезвычайное положение как особый правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

A state of emergency as a special legal regime of the protection of the rights and freedoms of a man and a citizen in the Russian Federation

В статье рассматривается правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка и общественной безопасности. А также уровни органов власти в формах, которые определены законом, принимающие участие в указанном процессе, отражая тем самым различные аспекты механизма правового регулирования.

Ключевые слова: Конституция, Президент, чрезвычайное положение, права и свободы, человек, гражданин.

This article examines the legal regime of the protection of the rights and freedoms of a man and a citizen, of the rule of law and of public safety. Author also describes the levels of government in the forms defined by law involved in the process, thereby reflecting different aspects of the mechanism of legal regulation.

Keywords: the Constitution, the President, state of emergency, rights and freedoms, a man, a citizen.

Чрезвычайное положение определяется как «особое правовое положение, вводимое на установленный период в силу исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания порядка». В России определение чрезвычайного положения впервые было дано видным отечественным правоведом В.М. Гессеном, который написал первую в России фундаментальную работу, посвященную институту чрезвычайного положения. Под «исключительным положением» автор определял совокупность исключительных полномочий, предоставленных правительственной властью, при наступлении обстоятельств, угрожающих как внутреннему, так и внешнему существованию государства [1].

Вводимые на территории Российской Федерации чрезвычайные правовые режимы при наступлении чрезвычайных ситуаций различного вида на основе норм законодательства, регулирующего чрезвычайное положение, следует отнести к области права пограничного характера,

которые наиболее внятно по сравнению с другими правовыми институтами отображают социальную природу органов государственной власти и суть политического режима в государстве.

Законодательство Российской Федерации, которое действует в настоящий момент, определяет понятия двух особых правовых режимов: военного и чрезвычайного положения.

Вопросы обеспечения прав человека и гражданина, законности правопорядка и общественной безопасности, а также осуществление мер по борьбе с последствиями чрезвычайного положения, то есть с чрезвычайными ситуациями различного вида, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов (п. «б» и «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В связи с этим организация деятельности органов исполнительной власти в анализируемых условиях реализовывается на трех управленческих степенях: федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле-

ния, это и накладывает неизгладимый отпечаток также и на процесс формирования российского законодательства.

Все ветви и уровни органов власти в формах, которые определены законом, принимают участие в указанном процессе, отражая тем самым различные аспекты механизма правового регулирования — политические, правовые, организационные, экономические, идеологические, информационные и иные.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ № 3), чрезвычайное положение — это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях [2].

Под особым правовым режимом законодатель имел в виду нормальный правовой режим, который в связи с обстановкой в регионе может нарушаться, а нарушение режима или нормального ритма жизни ведет к ограничению прав и свобод человека и гражданина. Данные нарушения могут быть выражены во введении особого режима труда, обучения, свободе передвижения, досмотра как гражданского, так и ведомственного транспорта. Регулирование и организация мероприятий, направленных на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в указанных мерах ложатся на органы исполнительной власти, специальные службы и силовые структуры, с применением необходимых сил и средств, объединяемых в соответствующие группировки, нередко объединяющие различные ведомства.

Характеризующими признаками рассматриваемых чрезвычайных ситуаций, лежащих в основе фундамента для установления различных видов чрезвычайных правовых режимов, являются: масштабность, динамика развития, общественная опасность, тяжкие последствия для граждан, находящихся на данной территории, длящиеся реальные внутренние и внешние угрозы безопасности.

Значительной особенностью указанных взглядов является то, что они:

— систематизируются федеральными конституционными и федеральными законами РФ, в основе которых лежат: основы и режим установления каждого из чрезвычайных правовых режимов, продолжительность по времени,

полномочия органов государственной власти, силы и средства, задействованные для их обеспечения и реализации, гарантии социального обслуживания, четко ограниченный список мер и временных ограничений прав для граждан, должностных и юридических лиц с закреплением за ними правовых отношений в области права;

— касаются различных сфер и области общественной практики в условиях чрезвычайной обстановки с вероятными или действительно тяжкими последствиями для человека и гражданина, что обязывает государство определенным образом реагировать законодательно на указанную обстановку;

— введение чрезвычайных мер, усиливающих сферу деятельности органов государственной власти, органов оперативного управления и ограничивающих в обусловленной степени права и интересы граждан, направленные на локализацию или устранение, вызвавшие их чрезвычайные обстоятельства или чрезвычайные ситуации;

— посредством регулирования вопросов формирования и применения специальных группировок сил и средств, создаваемых для решения новых задач.

В соответствии со статьей 88 Конституции РФ чрезвычайное положение вводится Президентом РФ [3] при обстоятельствах, предусмотренных ФКЗ № 3.

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

— причины, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, и обоснование необходимости его введения;

— полностью исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

— государственные органы несущие ответственные за осуществление чрезвычайных мер, а также их компетенция;

— границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Указанные положения являются обязательными в содержании указа, но, кроме них, в нем также могут быть указаны и иные данные — о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения чрезвычайного положения, о поручениях Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти, о принятии необходимых мер к исполнению указа Президента и соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

В качестве важного элемента режима чрезвычайного положения выдвигается система

чрезвычайных мер, которые указывают на совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами государственной власти в целях ограничения прав человека и гражданина, а также организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть законно ограничены в условиях чрезвычайного положения, законодатель отталкивается от следующего: это должно содействовать нейтрализации, ликвидации угрозы безопасности личности, и они должны быть сопоставляемыми с возможностью действительного ограничения прав и свобод. А также не стоит оставлять без внимания и ряд прав и свобод, не подлежащих ограничению, согласно Конституции РФ и требованиям международных правовых актов.

Меры, осуществляемые в период действия чрезвычайного положения, подразделяются на следующие.

1. Совместные для режимов «социального» и природно-техногенного характера — особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения граждан, находящихся на территории, где введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

2. Природно-техногенные — эвакуация граждан с территории районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения основных продуктов питания и предметов первой необходимости; установления карантина и проведение других санитарно-противоэпи-демических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение их режима работы, переориентация производства, направленная на необходимую в чрезвычайном положении продукцию; отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Обеспечение безопасности внутригосударственных, общенациональных и глобальных интересов неразрывно связано с обеспечением прав и свобод каждого человека, в том числе и с их защитой от чрезвычайных ситуаций различного характера. Данная защита является приоритетным направлением государственной политики России.

На основании ФКЗ № 3 чрезвычайное положение может быть введено при обстоятельствах непосредственной угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [2].

На основании постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации по масштабности подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные.

Нормативная правовая база, регулирующая отношения в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в основе своей базируется на нормах Конституции РФ, ФКЗ № 3, Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормативных правовые актов Правительства РФ.

На всей территории Российской Федерации находится огромное количество объектов промышленного значения, которые способствуют комфорту жизнедеятельности населения страны, одновременно неся в себе проблемы и отрицательное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Историческое развитие современной цивилизации всегда было связано с бедствиями стихийного характера, авариями и катастрофами. Некоторые являлись причиной гибели большого количества людей, вследствие чего происходили пересмотры взаимодействия людей с природой, техникой и самими собой.

Природная чрезвычайная ситуация характеризуется обстановкой на определенной территории или акватории, сложившейся в результате воздействия источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4].

Природные явления и процессы могут привести к природным бедствиям, которые еже-

годно подвергают тысячи человеческих жизней опасности и наносят колоссальный материальный ущерб. Природные бедствия выступают в виде сложной совокупности разнообразных неблагоприятных и серьезных природных явлений и процессов, которые в зависимости от их масштабов и насыщенности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.

Большее количество неблагоприятных явлений или процессов способствуют возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера многообразных масштабов и служат их источниками.

Безопасность человека и гражданина в чрезвычайных ситуациях — состояние защищенности граждан, объектов экономики, государственных материальных ценностей и окружающей среды от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

К основополагающим задачам деятельности органов государственной власти в области понижения рисков чрезвычайных ситуаций различного характера относится гарантия условий, обязательных для безопасной жизнедеятельности населения, стабильного и неизменного социально-экономического развития субъектов и страны в целом с регулированием данных задач в планах реализации экономических и инфраструктурных проектов.

Для создания условий для обеспечения национальной безопасности необходимо регули-

рование высоких стандартов жизнеобеспечения, предупреждение техногенных и природных катастроф, по возможности исключение возникновения чрезвычайных ситуаций. Все это является наивысшими задачами государства. Проблема создания данных условий носит комплексный характер, и решение ее требует взвешенной координации действий органов государственной власти на различных уровнях, что предполагает обеспечение близкого взаимодействия государства и представителей бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.

Примечания

1. Гессен В.М. О неприкосновенности личности. СПб., 1908.

2. Российская газета. 2001. 2 июня.

3. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 12 декабря.

4. Российская газета. 1994. 24 декабря.

Notes

1. Gessen V.M. On the inviolability of a person. St. Petersburg, 1908.

2. Rossiyskaya gazeta. 2001. June 2.

3. The Constitution of the Russian Federation // Rossiyskaya gazeta. 1993. December 12.

4. Rossiyskaya gazeta. 1994. December 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.