ФИЛАТКИНА Т. М.
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ МОРДОВИИ
Аннотация. Целью статьи является выявление читательских интересов современной молодежи Мордовии, формирующих ее мировоззрение и общую культуру в актуальной информационной среде. Статья подготовлена по результатам анкетирования студентов младших курсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.
Ключевые слова: культура чтения, читательские интересы, современная российская молодежь, студенческая молодежь, молодежь Мордовии.
FILATKINA T. M.
READING INTERESTS OF MODERN YOUTH IN MORDOVIA
Abstract. The purpose of the article is to identify the readers' interests of modern youth in Mordovia, which form their worldview and general culture in the contemporary information environment. The article is based on the results of a questionnaire survey of junior students of N. P. Ogarev Mordovia State University.
Keywords: reading culture, reading interests, modern Russian youth, student youth, youth of Mordovia.
Читательская культура - составляющая часть общей культуры личности - это комплекс знаний, умений и чувств читателя, предусматривающий осознанный выбор тематики чтения, его системность с целью полноценного и глубокого восприятия и усвоения литературного текста. Элементами читательской культуры являются формирование читательского интереса, умение ориентироваться в информационных потоках.
Как подчеркивают И. В. Клюева и Е. А. Кошевая, новейшие информационные технологии «породили ряд проблем экономического, политического, социального и морально-психологического характера» [3, с. 252]. По утверждению Д. В. Васёва, засилье масс-медийной культуры, увлечение компьютерными технологиями вызвали падение читательской культуры, рост числа «желающих свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении» [1, с. 86].
С середины XV в. - с начала эпохи Гуттенберга, повлекшей за собой развитие грамотности [2, с. 40] - почти до конца XX в. преобладала печатная, бумажная книга, что обусловило существование особой культуры отношения к ней. Книга считалась одним из
лучших подарков, существовала традиция дарения книги с инскриптами - дарственными и прочими надписями [4].
В условиях сегодняшнего дня, когда значительную часть информационного пространства человека занимают социальные сети, возникают вопросы: «Что читает современная молодежь?», «Как она повышает уровень своего интеллектуального развития?», «Что влияет на духовное развитие молодого поколения, и какое место занимает в этом процессе традиционная книга?» В январе-мае 2021 г. нами было проведено анкетирование студентов 1-2 курсов института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (35 человек; возрастная категория 18-19 лет).
Среди источников информации студенты называют электронные (80%), печатные (около 20%, в основном, в процессе подготовки к сессии, выполнения самостоятельной работы, написания научных статей). В современном мобильном обществе преобладают атрибуты удобства, поэтому молодежь читает онлайн на электронных носителях (смартфоны, планшеты, ридеры) в транспорте, на отдыхе, в путешествиях.
На вопрос «Какие социальные сети Вы используете для удовлетворения информационных и читательских потребностей?» респонденты ответили, что предпочитают такие социальные сети, как Facebook (обмен мнениями о прочитанной книге, советы друзей, бук-челендж - Book challenge, книжный флешмоб «Читай русское», приглашение издательств на авторские встречи и т. п.), Google+; Google (в ответах молодых ученых-исследователей); Viber, Instagram, Telegram (обмен мнениями о прочитанной книге, советы друзей); Википедия; сайты библиотек (в частности, е-библиотеки, е-каталоги), книжных магазинов, издательств; информационные новостные сайты, YouTube-каналы. В то же время большинство респондентов отметили, что используют социальные сети для прагматического чтения - обучения (в основном, научная и научно-популярная литература); для отдыха, досуга и духовного познания они выбирают традиционную книгу (художественная литература, литература для расширения кругозора).
Студенты читают художественную литературу, а также справочную, учебную, научно-популярную, научную. Предпочтение отдается литературе на русском языке, однако читаются и издания на иностранных языках (английском, французском, испанском). Из типов изданий самым популярным является книга, среди периодических изданий - журналы. Респондентов интересует литература по вопросам религии, образования, искусства, истории, психологии, политики, права, экономики, философии, языкознания.
В числе любимых писателей студенты называют классиков литературы: Шарлотту Бронте («Джейн Эйр»), Антуана де Сент-Экзюпери («Маленький принц»), Агату Кристи («Убийство в восточном экспрессе»), Джека Лондона («Мартин Иден»), Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), Эриха Марию Ремарка («Три товарища», «Триумфальная арка»), Джерома Сэлинджера («Над пропастью во ржи»), Оскара Уайльда («Портрет Дориана Грея»), Френсиса Скотта Фицджеральда («Великий Гэтсби»), Эрнста Хемингуэя («Старик и море»).
Из современных зарубежных авторов в круге читательских интересов Чарльз Буковски («Женщины»), Джон Грин («Вина звезд»), Урсула Кребер Ле Гуин («Волшебник Земноморя»), Ребекка Донован («Жить, чтобы любить»), Ален Карр («Легкий способ бросить курить»), Марк Леви («Дети свободы»), Иэн Маклюэн («Искупление»), Джоджо Мосс («До встречи с тобой»), Харуки Мураками («Норвежский лес»), Мариам Петросян («Дом в котором...»), Рэнсом Риггз («Дом странных детей»), Джоан Роулинг (серия книг о Гарри Поттере, «Шелкопряд»), К.-А. Такер («Одна маленькая ложь), Макс Фрай («Хроники Эхо», «Сновидения Эо»), Стив Харви («Действовать как женщина, думать как мужчина»), Пола Хокинс («Девушка в поезде»), Гэри Чепмен («Пять языков любви»), а также произведения Стивена Кинга, Роберта Лоуренса Стайна, Джейн Хокинг.
Из отечественной литературы студентов привлекают произведения классиков: Ивана Тургенева («Отцы и дети»), Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита»), а также писателей XX и XXI вв.: Гавриила Троепольского («Белый Бим Черное ухо»); Аркадия и Бориса Стругацких («Трудно быть богом»); аудиокниги Евгения Прошкина и Олега Овчинникова («Смертники»); аудиокниги Алексея Пехова («Хроники Сиалы») и др.
На вопрос «Какую книгу Вы посоветуете почитать друзьям?» респонденты назвали «Медвежонка Паддингтона» Майкла Бонда; «Код да Винчи» Дэна Брауна; «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Голливуд» Чарльза Буковски, «Ветер рвет паутину» Михаила Герчика, «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза, «Богатый папа. Бедный папа» Роберта Киосаки и Шэрон Летчер, «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи и др.
В ответах на вопрос «Назовите последнюю прочитанную Вами книгу» были названы произведения Элизабет Гилберт («Есть, молиться, любить»), Ивана Котляревского («Энеида»), Пауло Коэльо («Алхимик»), Станислава Лема («Солярис»), Марка Мэнсона («Тонкое искусство пофигизма»), Терри Пратчетта («Движущиеся картинки»), Роберта Лоуренса Стайна («Лгунья») и др.
Подавляющее большинство ответов респондентов очерчивает интерес молодежи к литературе психологического, психоаналитического, мотивационного содержания, что способствует внутреннему становлению уверенности в себе, самоутверждению и является залогом дальнейшего формирования духовных ценностей личности. Потребность в этом жанре вызвана индивидуальными внутренними эмоциональными переживаниями, желанием найти ответы на волнующие вопросы. Молодежь интересуется психологией личности, ответы студентов на вопросы анкеты свидетельствуют об их устойчивом интересе к работам по психоанализу, философии саморазвития и мотивации к успешной жизни, дальнейшей самореализации в условиях современности. Это книги австралийского писателя Ника Вуйчича «Жизнь без границ: Путь к потрясающе счастливой жизни», американского психоаналитика Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за существование», американского психолога литовского происхождения Руты Шепетис «Среди серых сумерек», американского психолога и писателя Ирвина Ялома «Шопенгауэр как лекарство», немецкого философа и психоаналитика Эриха Фромма и др. Пользуются успехом книги американского писателя и педагога Дейла Карнеги («Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» и др.), американского писателя и психолога Наполеона Хилла («Думай и богатей»).
На вопрос «Что Вы посоветуете прочитать младшему поколению?» студенты советуют для прочтения произведения категории нон-фикшн (non-fiction - литературный жанр, сюжет которого построен на реальных событиях и фактах), называют книги по этикету, литературу для саморазвития и самосовершенствования российских авторов (цикл книг психотерапевта, психолога Валерия Синельникова «Прививка от стресса, или Как стать хозяином собственной жизни» и др.), бестселлер философа и писателя Дмитрия Хары «ПШ», а также произведения в жанре фэнтези: британского автора Терри Пратчетта, белорусской писательницы Ольги Громыко, японского мангаки Кэнтаро Миуры («Берсерк») и др.
Читательские интересы студенческой молодежи, в основном, сосредоточены на произведениях авторов-современников. Преимущественным вниманием среди молодого поколения пользуются онлайн- и аудиокниги, а также издания, по мотивам которых сняты кинофильмы.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что чтение остается важной составляющей в формировании культуры современной молодежи, ее образовательных и информационных потребностей, вкусов, в познании нового и расширении кругозора. Развитие читательской культуры зависит от читательской компетентности, понимания содержания
прочитанного. Мотивацией к чтению у молодежи являются обучающие, познавательные, самообразовательные, эстетические, эмоциональные факторы.
Книга остается ведущей константой культуры и является духовной и материальной составляющей жизни общества. В удовлетворении своих информационных и читательских потребностей молодежь предпочитает инновационные технологии, в частности - социальные сети. В то же время большинство считают традиционную книгу важным источником удовлетворения своих духовных потребностей, хотя читаются эти книги чаще на электронных носителях. Страницы Facebook, Instagram, Telegram являются интерактивными платформами, где молодые люди обсуждают прочитанные книги, делятся впечатлениями об описанных в них событиях и рекомендуют их друзьям. Эти интернет-коммуникации являются посредниками в формировании читательских вкусов и выборе книг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васёв Д. В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке специалистов в высшей школе // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 1. - С. 84-94.
2. История мировой и отечественной культуры / Н. И. Воронина, В. С. Брыжинский, Л. А. Щипакина [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 284 с.
3. Клюева И. В., Кошевая Е. А. «Информационное общество» и проблемы гуманитаризации инженерного образования // VIII Международная научно-методическая конференция вузов и факультетов телекоммуникаций : тр. конф. - М., 2004. - С. 252-253.
4. Клюева И. В., Лисунова Л. М. Инскрипты ученых Мордовии на книгах из личной библиотеки М. М. Бахтина // Трансформация социальных отношений в региональном социуме. VI Сухаревские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Саранск, 2016. - С. 412-418.