Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
459
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / READER LITERACY / READER CULTURE / DIGITAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Божкова Галина Николаевна, Шастина Елена Михайловна, Шатунова Ольга Васильевна, Самигуллина-касерта Лилия Фидарисовна

Показано, что снижение интереса молодежи к чтению в последнее время становится глобальной проблемой. Обосновывается положение о том, что причины кризисной ситуации в сфере чтения требуют осмысления на разных уровнях, поскольку чтение является одним из ключевых инструментов получения информации и знаний. Отмечается, что наибольшую озабоченность вызывает студенческая среда, которая представляет собой будущее общества. В этом контексте рассматриваются результаты анкетирования по проблемам чтения и читательской культуры студентов, проведенного в США. На основе анализа ответов студенческой молодежи формулируются выводы о снижении уровня читательской культуры и необходимости вести дополнительную работу по формированию читательской грамотности.It is shown that the decline in the interest of young people in reading has recently become a global problem. It justifies the proposition that the causes of a crisis situation in the field of reading require reflection at different levels, since reading is one of the key tools for obtaining information and knowledge. It is noted that the greatest concern is the student environment, which represents the future of society. In this context, we consider the results of a survey on students' reading and reading culture conducted in the USA. Based on the analysis of student youth responses, conclusions are drawn on the decline in the level of reading culture and the need to conduct additional work on the formation of reading literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Божкова Галина Николаевна, Шастина Елена Михайловна, Шатунова Ольга Васильевна, Самигуллина-касерта Лилия Фидарисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.02.P.35 УДК 37.02

Г. Н. Божкова, Е. М. Шастина, О. В. Шатунова,

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета Л. Ф. Самигуллина-Касерта,

Государственный университет им. Ферриса, штат Мичиган, США

Проблемы формирования читательской культуры молодежи в условиях цифровизации общества

Вводные замечания

В современном цифровом пространстве проблемы, связанные с отношением молодежной аудитории к чтению, предстают в новом ракурсе [14, 18].

Сегодня чтение характеризуется как сложный человеческий акт лингвистического, физиологического, психологического и социального характера [21], требующий серьезных научных исследований. Переосмысление феномена чтения, растущий интерес к нему объясняется необходимостью умения читать на достаточно высоком смысловом уровне в связи с постоянно увеличивающимися информационными потоками и усложняющимся поиском полезной и достоверной информации [1]. Однако большинство ученых склоняется к мнению, что современная молодежь, хотя и читает, но читает литературу «массовую», не претендующую на ранг «высокой», «серьезной» литературы [12].

Постепенная утрата навыков смыслового чтения, как следствие процесса трансформации передачи социального опыта от старшего поколения к младшему [4, 15, 22], приводит к тому, что сегодня молодежь оценивает чтение как неперспективную и коммерчески бесполезную компетенцию на рынке интеллектуального труда [17]. Однако и в эпоху цифровизации основными критериями оценки качества обра-

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

зования остаются именно уровень и качество чтения [6, 13, 19].

Особое внимание исследователей, на наш взгляд, должно быть направлено на студенческую читательскую аудиторию, поскольку данная социальная группа призвана в будущем сыграть ключевую роль в решении задач развития общества в целом. Доказано, что чтение выполняет функцию «безальтернативной технологии профессионального образования в социализации и инкуль-турации студенческой молодежи» [2, с. 3]. Очевидно, что студенческие годы являются «очередной критической точкой развития читательской

грамотности», характеризующейся разделением на «сильных» и «слабых читателей», очевидными тендерными различиями, накладывающими отпечаток на формирование круга чтения и др. [10, 20].

Материалы и методы

В октябре 2018 года было проведено анкетирование студентов Государственного университета им. Ферриса (США, штат Мичиган). Респондентами стали 89 обучающихся - выходцев из Китая (Макао), Саудовской Аравии, США (Детройт, Чикаго, Гранд-Рапидс, Мичиган), Великобритании, Индии, Голландии,

© Божкова Г. Н., Шастина Е. М., Шатунова О. В., Самигуллина-Касерта Л. Ф., 2019

ГАЛИНА

НИКОЛАЕВНА

БОЖКОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Сфера научных интересов: детская литература, читательская культура. Автор 36 опубликованных научных работ. Электронная почта: bozhkova.gahna@mail ги

ЕЛЕНА

МИХАЙЛОВНА

ШАСТИНА

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкой филологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Сфера научных интересов: литературоведение, читательская культура. Автор 64 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

в возрасте от 17-22 лет, из них 51 представитель мужского и 48 - женского пола.

Цель исследования - выявить происходящие трансформационные явления в студенческой читательской среде. Для реализации поставленной цели решался ряд конкретных задач, заключавшихся в том, чтобы, во-первых, определить сфор-мированность читательской культуры респондентов; во-вторых, выявить потенциал семейного чтения в формировании грамотного читателя; в-третьих, проанализировать читательские интересы студентов.

ФИДАРИСОВНА

(САМИГУЛЛИНА" V КАСЕРТА

I старший преподаватель I Государственного уни-Ь^^ ^Л верситета им. Ферриса, штат Мичиган, США. Сфера научных интересов: филология, методика преподавания русского языка, педагогика чтения. Автор 10 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

ОЛЬГА

ВАСИЛЬЕВНА

ШАТУНОВА

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Сфера научных интересов: развитие детской одаренности, читательская культура. Автор 73 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

«Читательская культура» применительно к студенческой аудитории является интегральной характеристикой, которая представляет собой динамичную систему ценностей и способов самообразовательной деятельности, направленной на освоение, трансляцию и создание человеческих ценностей (рациональное чтение, быстрая ориентация в совокупных информационных ресурсах, оптимальное соотношение профессионального и общеобразовательного чтения, бережное отношение к печатным изданиям и т.п.) [9, с. 50-51].

«Читательская культура» в силу объективных причин, к которым И. В. Шулер относит глобализацию, виртуальность, мультимедийность, мозаичность, гипертекстуальность, интерактивность, претерпевает изменения, трансформируется и модифицируется [16, с. 37].

Сам факт обращения исследователей к студенческой среде свидетельствует о том, что проблема чтения не знает возрастных границ. В то же время очевидно, что чтение при условии правильной мотивации является позитивным рычагом развития личности. Атрибутом успешности для молодого человека могут стать знания, которые он почерпнул в процессе чтения. Проблема чтения - это не только чтение научной, художественной, профессионально ориентированной литературы и периодики, это в большой степени проблема освоения информации, знаний, культуры прошлого и настоящего, необходимых для личностного роста, для выстраивания гармоничных отношений в семье, для успешной карьеры.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного анкетирования нами была получена следующая информация.

30 студентов университета, или 33% общего числа респондентов, ответили утвердительно на вопрос о том, любят ли они читать, из них 16 (42 %) девушек из 38 и 14 (27 %) молодых людей из 51. Как мы видим, очевидна большая заинтересованность студенток в чтении по сравнению с юношами.

Не любят читать 21 человек (24%), из них 5 девушек (13 %) из 38 и 16 юношей (31 %) из 51.

Читают по мере необходимости 12 человек (13%), из них 9 молодых людей (18%) и 3 девушки(8%).

Отказались отвечать на это вопрос 26 человек (29%) - 14 (39%) студенток и 12 (23%) студентов.

Ответы на вопрос «Какие книги вы предпочитаете читать?» позволили сделать вывод, что респонденты хотят читать, но есть очевидные при-

Показано, что снижение интереса молодежи к чтению в последнее время становится глобальной проблемой. Обосновывается положение о том, что причины кризисной ситуации в сфере чтения требуют осмысления на разных уровнях, поскольку чтение является одним из ключевых инструментов получения информации и знаний. Отмечается, что наибольшую озабоченность вызывает студенческая среда, которая представляет собой будущее общества. В этом контексте рассматриваются результаты анкетирования по проблемам чтения и читательской культуры студентов, проведенного в США. На основе анализа ответов студенческой молодежи формулируются выводы о снижении уровня читательской культуры и необходимости вести дополнительную работу по формированию читательской грамотности.

Ключевые слова: читательская грамотность, читательская культура, цифровое пространство.

It is shown that the decline in the interest of young people in reading has recently become a global problem. It justifies the proposition that the causes of a crisis situation in the field of reading require reflection at different levels, since reading is one of the key tools for obtaining information and knowledge. It is noted that the greatest concern is the student environment, which represents the future of society. In this context, we consider the results of a survey on students' reading and reading culture conducted in the USA. Based on the analysis of student youth responses, conclusions are drawn on the decline in the level of reading culture and the need to conduct additional work on the formation of reading literacy.

Key words: reader literacy, reader culture, digital space.

Рис. 1. Читательские предпочтения респондентов

Рис. 2. Сфера читательских интересов юношей и девушек

чины отказа от книги - отсутствие пропаганды «правильной» информации с учетом интересов и профессиональных потребностей читательской аудитории.

Выбирая книги для чтения, и девушки, и юноши остановились на художественной литературе, при этом большинство из них затруднились сделать выбор книги, хотя было желание провести время за чтением.

Психологи и педагоги уверяют, что художественную литературу чаще причисляют к профессиональной литературе по нескольким причинам: она является профилактикой стресса - человек интуитивно выбирает чтение, желая отвлечься, чему способствует вымышленный мир произведений. Литература - источник вдохновения, способ самопо-

знания, самоопределения, формирующий личность; она содействует развитию эмпатии. В свою очередь, профессиональная литература требует концентрации и осмысления.

Как показало наше исследование, женская аудитория решительнее в выборе сферы интересов, девушки разносторонне развиты, при этом юношам намного сложнее определиться и выбрать отрасль науки, которая пришлась бы им по душе и определила читательские интересы.

Не определились в выборе сферы интересов 31% молодых людей. И это вполне объяснимо: психологи называют возраст от 18-и до 22-х лет периодом кризиса юности, наполненным противоречиями и трудностями в определении сферы интере-

сов. Удивительно, что юношей интересуют гуманитарные науки, спорт, а девушки, выбравшие для чтения художественную литературу, пренебрегая профессиональной, наибольший интерес проявляют к сфере здравоохранения и юриспруденции.

Нам удалось выяснить, что иностранные студенты, подобно российским, читают в основном с целью подготовки к занятиям - такой ответ выбрали 75% обучающихся, для души читают книги лишь 39%.

На вопрос «Каковы мотивы чтения книг?» студенты ответили крайне противоречиво. Девушки более увлечены чтением, чем юноши, несмотря на сферу их интересов, поэтому «для души» читают 53% студенток и 27% молодых людей. Для «подготовки к занятиям» читают 80% студентов и 68% студенток, что подтверждает приоритет получения высшего образования. Этот факт подтверждает вопрос «Чьи рекомендации важны для вас при выборе книги?» Несмотря на то, что на первом месте стоят друзья (51% респондентов выбрали этот ответ), что совершенно объяснимо: сверстники становятся одним из главных источников информации, разделяют интересы друг друга, преподавательский авторитет в выборе книги стоит на третьей позиции, им руководствуются 36% респондентов. Интересен тот факт, что молодые люди больше доверяют педагогам, нежели девушки.

Модель чтения студентов схожа с моделью чтения взрослого человека: релаксационное чтение сменяется профессиональным чтением (деловым), поскольку часть времени, тратившуюся на чтение, студенты распределяют между телепросмотрами, чтением электронных или прослушиванием аудиокниг. Ответы на вопрос «Какой формат чтения вы предпочитаете?» подтверждают наше предположение: 72% юношей и 73% девушек предпочитают бумажную книгу электронной, однако интерес к аудиокниге и электронной проявляют 47% молодых людей и 31% девушек.

Рис. 3. Регулярность чтения книг

Рис. 4. Жанровые предпочтения студентов

Отвечая на вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», 52% опрошенных выбрали погружение в Интернет; 20% - просмотр телевизора; чтение книг выбрали только 9% респондентов.

На вопрос «Как часто вы читаете книги?» правдиво ответили девушки, они, не сомневаясь, выбирали только один вариант ответа, не удостоив вниманием вариант «не хочу отвечать».

Ответы студентов подтверждают, что обучающиеся читают, отказываются от чтения всего 9%, однако девушки читают чаще, подобный вариант ответа выбрали 26% студенток и 4% студентов. При выборе литературы для чтения 69% опрошенных предпочли книгу, журналы и газеты читают 29% респондентов, а иную литературу предпочитают 16% студентов, однако, какую именно, они не прокомментировали.

Результаты анализа ответов на вопрос «Каких писателей вы бы выбрали для чтения?» показали, что 74% девушек и 78% молодых людей предпочитают американских авторов; иностранную литературу читают 31% юношей и 24% девушек. Вариант ответа «другую литературу» выбрали 17% респондентов.

Ответы студентов на вопрос «Какие литературные жанры вам интересны больше всего?» подтвердили наше предположение, что американские студенты предпочитают те же жанры, что и студенты в России, а именно приключенческую, детективную и фантастическую литературу.

Первая часть анкеты помогла выяснить уровень читательской грамотности студентов и сделать вывод, что обучающиеся отказываются от бумажной книги и досугового чтения, предпочитают читать американскую литературу, причем в большей степени ориентируются на чтение фантастики, детективов и приключений.

Вторая часть вопросов анкеты составлена с целью выявления предполагаемых причин падения интереса

к чтению. На вопрос о том, кто чаще читает в вашей семье, мы получили ответы, представленные на рис. 5.

Полученные нами результаты анкетирования доказывают, что совсем отказаться от книг люди не готовы, однако традиции семейного чтения знакомы не всем, поэтому только 59% считают актуальным возвращение его традиций (26 молодых людей и 27 девушек), ничего не знают о семейном чтении 28% (17 юношей и 8 девушек). Отрицают важность семейного чтения 11% (7 молодых людей и 3 девушки).

Очевидную сложность вызвал вопрос «Как вы понимаете термин "се-

мейное чтение?"» 35% респондентов выбрали вариант ответа «Чтение книг всеми членами семьи». 33% выбрали - «чтение вслух для всех членов семьи», и только 19% студентов решили, что это «дискуссии всей семьи о прочитанных книгах».

Здесь стоит остановиться на том, что в Европе семейное чтение начинает бытование в XI веке и претерпевает значительные изменения в ходе исторического развития. Его истоки кроются в сказаниях, приметах, заговорах, передававшихся из уст в уста. Оно переживает расцвет в виде вечерних семейных чтений, завершивших свое формирование к XIX

Рис. 5. Читающие члены семей студентов

веку, когда вся семья, собравшись вместе, читала и обсуждала в основном взрослые произведения, так как детская литература была не распространена. Формально детская книга появляется во второй половине XIX века, хотя многие произведения, написанные для взрослых, вызывали интерес у детей, поэтому ее происхождение восходит к глубокой древности. Постепенно семейное чтение превратилось в своего рода ритуал, однако с появлением телевизора, компьютера семейные чтения перестают быть актуальными.

Такие педагоги и ученые, как И. Ю. Соловьева [11], Ю. Ю. Колесникова [7], И. А. Ильин [5], В. А. Левин [8], И. Грекова [3], убеждены в необходимости возвращения традиций семейного чтения. Иностран-

ные студенты тоже думают о том, что традиции семейного чтения важны. Утвердительно на вопрос анкеты ответили 68% опрошенных (59% юношей и 81% девушек). Отрицают необходимость семейных чтений 17% (23% молодых людей и 15% девушек); не смогли ответить 15% респондентов. Однако в том, что детям необходимо читать книги, уверены 86% респондентов (82% юношей и 92% девушек). Не знали, как ответить, 9% опрошенных студентов.

Третья часть анкеты была направлена на выявление читательских интересов иностранных студентов. Проанализировав читательские предпочтения, мы пришли к выводам: несмотря на то, что 83% респондентов на вопрос «Каких писателей вы бы порекомендовали для чтения?» предпочли американских авторов, были выявлены некоторые несоответствия: 26% опрошенных рекомендуют читать произведение итальянского писателя Джанни Родари «Зеленое яйцо»; 16% опрошенных считают, что детям необходимо прочесть книгу английской писательницы Дж. Ро-улинг «Гарри Поттер»; отказались отвечать на вопрос 17% респон-

дентов. Проанализировав ответы на данный вопрос, мы убедились, что студенты практически не могут вспомнить имена авторов, причем некоторые просят за это прощения. Стоит отметить, что почти в 40% всех ответов названия произведений написаны неправильно - студенты вспоминают либо главных героев, либо события, что свидетельствует о том, что книги прочитаны давно или просто изучены аннотации к ним.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что кризисные явления в читательской сфере носят интернациональный характер. Происходящие качественные изменения в чтении в сходной мере касаются представителей самых разных стран. Поэтому сегодня необходимо осуществление продуманной программы мероприятий, направленных на повышение роли чтения среди молодежи всех стран с целью сохранения и развития традиций детского и семейного чтения с привлечением библиотек, музеев, а также различных общественных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершадская М. Д. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки. 2012. № 4 (49). С. 122-130.

2. Волкова Е. А. Трансформация чтения студенческой молодежи: конец 80-х гг. ХХ - начало XXI вв.: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 174 с.

3. Грекова И. Детство и слово // Детская литература. 1988. № 1. С. 36-37.

4. Калинина Т. В., Матвеева М. А. Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 871-873.

5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

6. Ковалева Г С, Логинова О. Б. Успешная школа и эффективная система образования: какие факторы помогают приблизиться к идеалу? (По данным PISA-2015) // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 69-80.

7. Колесникова Ю. Ю. Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 141-144.

8. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994. 192 с.

9. Откидач Е. В. Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Н.Новгород, 2001. 162 с.

10. Сметанникова Н. Н. Цели, задачи, контекст и результаты проекта «Чтение, которое нас объединяет» // Человек читающий: Homo legens-6: сб. докладов и статей / под общ. ред. М. В. Белоколенко. М., 2013. С. 16-31.

11. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2005. № 1. С. 66-74.

12. Татарникова Л. Р. Основные параметры и функции современной массовой литературы // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. 2010. № 4. С. 160-165.

13. Чушкина С. Н. О подходах к определению понятия «читательская культура» // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20, № 2. С. 600-605.

14. Шастина Е. М, Шатунова О. В., Божкова ГН. Формирование читательской культуры средствами литературной педагогики // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: Материалы IX Междунар. науч. семинара / сост. Л. А. Авгуль, Д. Н. Бакун. М.: Научный и издательский центр «Наука», 2018. С. 591-596.

15. Шатунова О. В., Шастина Е. М., Божкова Г. Н. Потенциал семейного чтения в сохранении национально-культурной идентичности // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы VII Междунар. конф. (МГУ). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. С. 154-155.

16. Шулер И. В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды (на материале обучения в вузе): дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2011. 156 с.

17. Broeder P., Stokmans M. (2013). Why should I read? - A cross-cultural investigation into adolescents' reading socialisation and reading attitude. International Review of Education. Vol. 59, Is. 1. P. 87-112.

18. Coiro J. (2009). Rethinking reading assessment in a digital age: How is reading comprehension different and where do we turn now. Educational Leadership, 66, 59-63.

19. Odom M. (2013, December 11). Not just for writing anymore: What WAC can teach us about reading to learn. Across the Disciplines, 10 (4). Retrieved from https://wac.colostate.edu/atd/reading/odom.cfm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Logan S., & Johnston R. (2009). Gender differences in reading ability and attitudes: Examining where these differences lie. Journal of Research in Reading, 32 (2), 199-214.

21. Smith F. (2012). Understanding reading: A psycholinguistic analysis of reading and learning to read. New York: Routledge. 16 p.

22. Yang X. (2017). Cultural Background on Reading Comprehension in Junior High School. Journal of Language Teaching and Research. Vol. 8, No. 2. P. 370-374.

LITERATURA

1. Bershadskaya M. D. Funkcional*naya gramotnost* shkol*nikov i problemy* vy*sshej shkoly* // Otechestvenny*e zapiski. 2012. №4(49). S. 122-130.

2. Volkova E. A. Transformaciya chteniya studencheskoj molodezhi: konecz 80-x gg. XX - nachalo XXI vv.: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2012. 174 s.

3. Grekova I. Detstvo i slovo // Detskaya literatura. 1988. № 1. S. 36-37.

4. Kalinina T. V., Matveeva M. A. Rol* semejnogo chteniya v formirovanii nravstvenny*x kachestv mladshix shkol*nikov // Molodoj ucheny*j. 2015. № 23. S. 871-873.

5. Win I. A. Put* k ochevidnosti. M.: Respublika, 1993. 431 s.

6. Kovaleva G. S., Loginova O. B. Uspeshnaya shkola i e*ffektivnaya sistema obrazovaniya: kakie faktory* pomogayut priblizit*sya k idealu? (Po danny*m PISA-2015) // Pedagogicheskie izmereniya. 2017. № 2. S. 69-80.

7. Kolesnikova Yu. Yu. Vospitanie gramotnogo chitatelya cherez vozrozhdenie tradicij materinskogo chteniya // Obrazovanie: proshloe,

nastoyashhee i budushhee: materialy* IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral* 2018 g.). Krasnodar: Novaciya, 2018. S. 141-144.

8. Levin V. A. Kogda malen*kij shkol*nik stanovitsya bol*shim chitatelem. M.: Lajda, 1994. 192 s.

9. Otkidach E. V. Razvitie chitatel*skoj kul*tury* studentov v usloviyax universitetskogo kompleksa: dis. ... kand. ped. nauk. N. Novgorod, 2001. 162 s.

10. Smetannikova N. N. Celi, zadachi, kontekst i rezul*taty* proekta «Chtenie, kotoroe nas ob**edinyaet» // Chelovek chitayushhij: Homo legens-6: Sb. dokladov i state]' / pod obshh. red. M. V. Belokolenko. M., 2013. S. 16-31.

11. Soloveva Yu. I. Tradicii semejnogo chteniya kak faktor duxovnogo razvitiya rebenka // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4: Pedagogika. Psixologiya. 2005. № 1. S. 66-74.

12. Tatarnikova L. R. Osnovny*e parametry* i funkcii sovremennoj massovoj literatury* // Gumanitarny*j vektor. Ser.: Pedagogika, psixologiya. 2010. № 4. S. 160-165.

13. Chushkina S. N. O podxodax k opredeleniyu ponyatiya «chitatel*skaya kul*tura» // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2015. T. 20, № 2. S. 600-605.

14. Shastina E. M, Shatunova O. V, Bozhkova G. N. Formirovanie chitatel*skoj kul*tury* sredstvami literaturnoj pedagogiki // Sovremenny*e problemy* knizhnoj kul*tury*: osnovny*e tendencii i perspektivy* razvitiya: materialy* IX Mezhdunar. nauch. seminara / sost. L. A. Avgul*, D. N. Bakun. M.: Nauchny*j i izdatel*skij centr «Nauka», 2018. S. 591-596.

15. Shatunova O. V, Shastina E. M, Bozhkova G. N. Potencial semejnogo chteniya v soxranenii nacional*no-kul*turnoj identichnosti // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta: materialy VII Mezhdunar. konf. (MGU). M.: MOZAIKA-SINTEZ, 2018. S. 154-155.

16. Shuler I. V. Razvitie chitatel*skoj kul*tury* lichnosti v usloviyax sovremennoj informacionnoj sredy* (na materiale obucheniya v vuze): dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen*, 2011. 156 s.

17. Broeder P., Stokmans M. (2013). Why should I read? - A cross-cultural investigation into adolescents' reading socialisation and reading attitude. International Review of Education. Vol. 59, Is. 1. P. 87-112.

18. Coiro J. (2009). Rethinking reading assessment in a digital age: How is reading comprehension different and where do we turn now. Educational Leadership, 66, 59-63.

19. Odom M. (2013, December 11). Not just for writing anymore: What WAC can teach us about reading to learn. Across the Disciplines, 10 (4). Retrieved from https://wac.colostate.edu/atd/reading/odom.cfm.

20. Logan S., & Johnston R. (2009). Gender differences in reading ability and attitudes: Examining where these differences lie. Journal of Research in Reading, 32(2), 199-214.

21. Smith F. (2012). Understanding reading: A psycholinguistic analysis of reading and learning to read. New York: Routledge. 16 p.

22. Yang X. (2017). Cultural Background on Reading Comprehension in Junior High School. Journal of Language Teaching and Research. Vol. 8, No. 2. P. 370-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.