В. Я. Аскарова, 2012, № 3, с. 77-80
точие ее ценностей. Развитие библиотечного дела, обогащение его идеологии гуманистическими смыслами, формирование профессионального сознания библиотекарей в духе служения читателю - это становление на путь культуры. Любовь Борисовна считала, что только следование пути культуры может привести к возрождению страны. Хочется верить, что такое понимание сути и значения библиотечного
УДК 028.02 ББК 78.303+88.4
И| •М£-111ИЛ~№!Н11ЦШ1НЕ| £ ШПГЧ4Я ннгами-ч 1 ОЭИЛ^кМ (ВДУЩЫ»
«ЧИТАТЕЛЬ НАМ ТАК ВАЖЕН...»
(о книге С. Л. Вальгарда «Очерки психологии
чтения»)
Одним их ярких представителей книжного профессионального сообщества 20-30-х гг. ХХ в. стал Сергей Леонидович Вальгард. Он изучал особенности работы с научно-технической и естественнонаучной книгой, проблемы психологии чтения, специфику библиотечного обслуживания.
В отечественном библиотековедении не в пример нашему времени - само собой разумеющимся считалось, что работа с читателями (не с пользователями-потребителями!) требует от библиотекаря серьезной психолого-педагогической подготовки. У разработчиков современных образовательных стандартов по библиотечно-информационной деятельности наверняка вызвало бы серьезное недоумение содержание подготовки библиотекарей на Заочных высших библиотечных курсах по психолого-педагогическим дисциплинам: профилированному изучению педагогики и психологии посвящался практически весь первый год обучения.
Среди именитых авторов, создававших учебные материалы для студентов, был С. Л. Вальгард - автор книг «Психология интереса», «Книга как социальный раздражитель», «Читатель-рабочий», а также научных статей по проблемам психологии чтения. Его главная книга - «Очерки психологии чтения», которая в 2010 г. переиздана трудами библиотековедов
дела в обозримом будущем овладеет умами людей, стоящих у руля общественного развития.
Аскарова Виолетта Яковлевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств
Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и Российской национальной библиотеки. Эта книга С. Л. Вальгарда стала вторым выпуском (после работы Л. Б. Хавкиной «Книга и библиотека») серии «Библиотековедение: изучая прошлое - созидаем будущее».
В «Очерках психологии чтения» С. Л. Вальгард, слегка стесняясь того, что излагает очевидные истины, начинает с разъяснений: «как агроному нужно знать ботанику и почвоведение, а инженеру-металлургу физику и химию, так и работнику книжного дела (не только библиотекарю - автору, редактору, издателю) нужно знать психологию чтения» (Валь-гард, с. 10). Среди проблем «области психологического обоснования книжного дела», требующих безотлагательного изучения, С. Л. Вальгард называет процесс передачи знаний, мыслей, эмоций в ходе чтения, влияние книги на выработку мировоззрения, формирование целеустремленности, организацию социального поведения, побуждение к деятельности -вопросы, которые и по сей день остаются «белым пятном» современного читателеведения. Причем Сергей Леонидович постоянно подчеркивает, что развитие психологии чтения - не самоцель, оно должно быть подчинено конкретным нуждам педагогической, просветительской работы с книгой.
Чтение С. Л. Вальгард рассматривает как воздействие передающей стороны на воспринимающую; он отмечает появление новых знаний, представлений, нового опыта в процессе прочтения того или иного
Вальгард С. Л. Очерки психологии чтения / С. Л. Вальгард ; предисл. Е. Г. Муравьевой, В. В. Ялышевой. - СПб. : Изд-во РНБ, 2010. - 135 с. - (Библиотековедение: изучая прошлое -созидаем будущее; вып. 2.).
РЕЦЕНЗИИ
текста. Соглашаясь со взглядами Н. А. Рубакина относительно огромного значения индивидуальных различий в восприятии текста, но полемизируя относительно преувеличения их роли, С. Л. Вальгард подчеркивал, что чтение представляет собой диалектическое сочетание двух сторон - социальной и психологической. Многие высказывания в «Очерках психологии чтения» весьма близки основным идеям М. Н. Куфаева и Н. А. Рубакина: о социальной природе создания и восприятия текста и о главенствующей роли читателя в книжном деле. Например, С. Л. Вальгард пишет: «Читатель для нас так важен, что о нем надо писать специальные книги. Читатель выступает перед нами во всей сложности и многогранности своей социально-обусловленной личности -со своими интересами, жизненным опытом, миропониманием, системой своих взглядов, эмоциональных отношений, оценок, целеустремленностей, наконец, со своими различными действиями и поступками» (Вальгард, с. 16).
Рассматривая процесс чтения как акт передачи знаний, мыслей, эмоций, чувств, социального опыта (всего того, что в теории социальной коммуникации ныне именуется смыслами), С. Л. Вальгард обращал внимание на значимость социально-психологических механизмов общения. С его точки зрения, важно учитывать авторитет передающей стороны, степень доверия к тому или иному источнику, внушающее воздействие имени его создателя. Автор подчеркивал необходимость формирования у читателя критического отношения к воспринимаемому, осторожности к передаваемым сведения - эту совокупность вопросов следовало бы изучать социальной психологии чтения, если бы это научное направление имело более счастливую историю развития в нашей стране.
Примечательно, что, анализируя психологию восприятия научных, научно-популярных, научно-фантастических и художественных текстов, С. Л. Валь-гард считал обязательным учитывать их типовое своеобразие. Вся литература в той или иной мере отражает объективную картину мира, но художественная литература в значительно большей степени -результат художественной обработки действительности, она не нуждается в «принципе реальности», а является плодом свободного воображения, грез, «снов наяву».
Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, а нехудожественный - согласно логике; соответственно и методологические подходы, связанные с исследованием и коррекцией их восприятия, должны быть принципиально разными. «Различие это столь велико, что следует говорить не о психологии чтения вообще, а о психологии чтения научной и художественной литературы» (Вальгард, с. 25). К сожалению, сейчас разработчики «универсальных» алгоритмов и методик изучения восприятия текстов зачастую не учитывают своеобразие различных типов литературы.
Исследуя практически забытую современными исследователями проблему роли интереса в чтении, С. Л. Вальгард поражает глубоким и дифференцированным видением темы. Вот перечень обозначенных им аспектов: интерес в ориентировочном поведении,
социальная форма интереса, интерес до начала чтения, качество интереса, персонализация интереса, такие его свойства, как вербализация, осознанность, организованность, интенсивность, активность. Заслуживающими внимание автор считает и такие вопросы, как восприятие интересного, интерес во время чтения, значение эмоций в формировании интереса, заинтересовывание за пределы книги и т. д.
Словно сегодня написан С. Л. Вальгардом пассаж, связанный с «дополнительными факторами», определяющими спрос на книгу, - внушением, подражанием, модой, общественным мнением: «Книга считается хорошей, ее надо прочесть. Считается, что каждый должен прочесть какую-то модную книгу. Стыдно не прочитать ее. - "Вы еще не читали?" -"Другие читают, и я хочу". - "Прочти обязательно". "Это прекрасная книга". Можно было бы это рассматривать как внушение интереса, как интерес из подражания и т. д. Но нам кажется, что до познавательного интереса тут дело не доходит».
С. Л. Вальгард, излагая соображения о понимании текста, анализирует обе его стороны: понимание содержания и понимание речевого и мыслительного оформления этого содержания. В числе элементов, определяющих степень доступности, называются: шрифт, подбор слов, построение фраз, суправер-бальные построения, смысловая доступность содержания; соответственно, вопрос о понимании вырастает в тему о восприятии речевого сообщения, механизмах его восприятия.
В «Очерках психологии чтения» С. Л. Вальгард пишет и о таких тонких вещах, как две стороны восприятия (понимание и усвоение), роль запоминания в усвоении. Усвоение он рассматривает как нечто значительно более важное, чем запоминание; главное -овладение этим материалом, умение активно и самостоятельно его использовать в своем поведении. Об актуальности этих размышлений красноречиво свидетельствует тот факт, что российские школьники-подростки именно из-за неумения активно пользоваться почерпнутыми в книге знаниями, устанавливать внутритекстовые и внешние связи, критически анализировать содержание текста, в ходе сравнительного международного исследования PISA продемонстрировали низовые уровни грамотности чтения.
Итак, сделано полезнейшее дело - выпущена книга, которая представляет не только исторический интерес, но и вызывает чувство гордости за выдающегося отечественного специалиста, его прозорливость и научную интуицию. Книга С. Л. Вальгарда будит мысль, помогает определиться с исследовательскими приоритетами. Возможно, по прочтении «Очерков психологии чтения» увеличится число людей, понимающих, что «читатель нам так важен...». Эта мысль обязательно должна пережить свой праздник воскрешения, потому что она является самой главной для нашей библиотечной профессии.
Аскарова Виолетта Яковлевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств