ЧИСТОПИСАНИЕ
Е.В. Разумная, педагог-дефектолог ORCID: 0009-0005-9802-8160, alexlen@bk.ru
https://doi.org/10.62969/pedwiki-2024-4
Аннотация. Автор рассматривает развитие чистописания в историческом аспекте. Перечислены методы рационального метода обучения навыку письма; освещены сложности, возникающие при обучении чистописанию; предложены различные приемы коррекции нарушений. Статья может быть полезна педагогам, воспитателям, дефектологам, нейропсихологам и логопедам.
Ключевые слова: рациональное письмо, генетический метод, стигмографический метод, линейный метод, карстерский метод, тактический метод, чистописание, каллиграфия, фонема, графема, кинема, навык письма, скоропись, нормативы.
Освоение навыком письма, являясь одной из сторон письменной речи, имеет отношение не только к развитию моторных навыков, но и носит глубокое культурное значение в освоении родного языка.
Исторический обзор
В освоении навыком письма с начала XIX века особое внимание уделялось смысловой и орфографической составляющей.
■р» и Х-Л V/ -р» V/ V/
Великий русский педагог, основатель научной педагогики в Российской Империи, К.Д. Ушинский [1] считал, что «Всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по написанию».
Учитель Московской 3 Реальной Гимназии П.Е. Градобоев систематизировал работу по чистописанию, выпустив в 1858 году «Курс чистописание и скорописи» [2]. Автор отмечал, что начинать обучение письму необходимо с правильного положения тела за столом, а также удержания пера. А лишь затем приступать к упражнениям по написанию штрихов и овалов. П.Е. Градобоевым было составлено руководство по чистописанию. Письмо букв и элементов производилось под счёт.
ДОФСЗиЛ ЩФФШЩФЛ
ЭАЕ.1ЮЧ АГОНИЯ ПЪ Ь
курсъ чнстописашя т скорописи,
! 5 а ? ( Г <0 г « ( Ь < п !
#
ИЪ ПОСТИГКНПОИЪ !!ИРИ1!;Г; »АС! КМ« з:1::ЩМ1| 11(1 ПОВЫСЬ МИТСМЛИТ,
¡ридсм.ш, им'.шт;», пхдслши II дгггнх'Ь ПИостпАИИиХ'Ь в АЛЛ1ГРАФО В!..
Иисиъ Е и-щь У'|||ГК-!Ь М»1:1:пч1:ио11 З-Л Игсишн Гик Нищ
И.Е. Евсеев, преподаватель Московского учительского института, филолог, богослов, член-корреспондент Академии наук, профессор Санкт-Петербургской духовной Академии [31, говорил о важности подготовительных занятий по обучению письму у дошкольников. При недостаточной подготовке к школе учитель тратит много времени и ресурсов на переучивание детей на своих занятиях. И.Е. Евсеев рассматривал разные стороны рационального метода обучения письму.
Методы рационального письма Генетический метод
Генетический метод, согласно которому изучение буквенных изображений объясняется по степени трудности их начертаний - от простого к сложному. Основу метода положил художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), объяснявший каллиграфию как часть прикладной математики.
Стигмографический метод
Стигмографический способ, который можно назвать копировальный, заключается в том, что ученик пишет буквы и элементы по заранее приготовленным образцам (линии или точки). При этом методе речь идет только о механической работе руки и выработка самостоятельного почерка становится затруднительной. По мнению И.Е. Евсеева, посредством тетрадей с напечатанными образцами облегчается работа малоопытному учителю, позволяя не тратить ему время на письмо в тетрадях, объяснение написания и письмо образцов. Большинство учёных склоняются к тому, что письмо по
и. ГД»ЛДОВ<ГО1ГЬ.
москва.
)1ъ Т1ИЮЛЧ-ИИ 1)1. Гоп.е.
1В68.
Курс чистописания и скорописи.
образцу не носит развивающего характера и не может привести к самостоятельной деятельности обучающегося. Письмо по точкам допустимо лишь в дошкольный период, когда ребёнок учится писать играя.
Линейный метод
Линейный способ при обучении письму был разработан в 1722 году немецким каллиграфом Шмоттхером в г. Дрезден. На листе в тетради стали использоваться горизонтальные линии, ограничивающие высоту букв по вертикали, горизонтальные линии для дополнительных элементов букв и, так называемая, «косая линейка», помогающая определить наклон при письме. Причём наклонных линий было так же несколько, для обозначения шага письма, ширины букв. Но применение исключительно линейного метода также не даёт самостоятельно и свободно двигаться руке при письме.
Карстерский метод
В дальнейшем развитии чистописания возникла необходимость внести коррективы в тактику обучения письму, так как ни стигмотографический, ни линейный методы обучения не способствовали свободному движению кисти, предплечья, а именно свобода движения кисти является условием быстрого письма. В 1817 году И. Карстер начал применять новую методику в школах города Лондона. Лист расчерчивался треугольниками, квадратами, прямоугольниками. Размер букв менялся, в зависимости от разметки [4]. Но для младших школьников такой способ письма был неприемлем, так как требовал больших усилий и внимания.
Основатель Карстерской методики скорописи, англичанин Иосиф Карстер, отмечал что для скорого письма необходимо развитие всех органов, участвующих в процессе письма. До И. Карстера физиологическая сторона процесса письма практически не рассматривалась.
Тактический метод
Тактический метод обучения письму дополнил выше обозначенные методы и предоставил возможность педагогу работать одновременно с группой учеников, в том числе и учеников начальной школы, под диктовку (в такт) и, в отличие от предыдущих методов, был результативен при массовых занятиях.
В 1911 году В.С. Гербач представил «Методическое руководство к обучению письму». Были составлены первые прописи для начальной школы [5].
В 1938 году Д.А. Писаревский раскрыл теорию безотрывного письма в своей работе «Обучение письму». Был предложен порядок изучения букв, способы написания различных элементов, разобран состав букв и рассматривались различные виды отклонений от нормы [6].
В 1948 году В.А. Саглин в своей работе «Обучение письму в начальной школе. Исправление запущенных почерков, ошибок, подготовка к скорописи в старшей школе впервые рассмотрел методы обучения письму мелом на классной доске
[7].
В 1955 году Н.Н. Боголюбов подготавливает для педагогических училищ методическое пособие по обучению чистописанию [8]. В пособии даны образцы написания букв и знаков, рекомендован порядок их изучения, написание букв дается по элементам. Большое внимание уделяется подготовительной работе перед началом письма, нажиму пера, приводится много образцов неправильного письма.
В 1968 году в СССР была проведена реформа школьного образования, в результате которой прохождение программы начальной школы сократилось на год. Вместо 4 лет обучения время освоения программ начальной школы составляло всего 3 года. Соответственно, было сокращено количество учебных часов, чистописание было упразднено, а на уроках русского языка вводили пятиминутка каллиграфии.
До 1970 годов ХХ века для письма пользовались исключительно пером и чернильницей. С 1970 года в школе стали использовать шариковые ручки. Многие годы после введения шариковых ручек, как инструмента письма, почерк у школьников оставался ровным, аккуратным и разборчивым, благодаря усилиям педагогов.
В 1985 году школьники обучались, в основном, чистописанию по прописям авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько.
В 1988 году вышел дидактический материал к урокам по чистописанию под редакцией Л.Я. Желтовской и Е.Н. Соколовой [9]. В этом пособии предлагались следующие упражнения:
• упражнения направленные на развитие моторики;
• отработка высоты и формы букв;
• отработка форм сопоставляемых букв;
• упражнения для предупреждения сходства букв при скоростной письме;
• упражнения по отработке наклона и параллельности элементов букв;
• упражнения на соединения элементов букв;
• упражнения в списывании текстов.
Упражнения, разработанные мастерами педагогики и каллиграфии XVIII, XIX и
XX веков, положены в основу прописей, в том числе нейропсихологических, в
XXI веке.
А.Р. Лурия отмечает следующие компоненты в составе функций письма: [10]
• слуховой анализ, кинестетический анализ, зрительную и зрительно-пространственную организацию письма (т.е. компоненты, осуществляемые при участии задних отделов коры);
• кинетическую организацию графических движений и программу-замысел письменного сообщения и его воплощения (два эти компонента реализуются при участии передних отделов коры).
Этапы процесса начертания элементов букв и символов
Анализ звукового состава слова
1. определение первого звука;
2. выявление последовательности звуков, из которых состоит слово;
3. перевод звуковых сочетаний в фонемы;
4. артикуляционное проговаривание слова.
Перевод фонемы в графему
Только фонемы, выделенные из звукового потока, могут быть в дальнейшем закодированы в графические символы.
Переход графемы в кинему
Поиск соответствия графического образа буквы и её графического начертания с последующим отображением этого соответствия в тетради.
На этапе освоения технической стороной письма в первые полтора - два года обучения, каждая операция является отдельным самостоятельным и осознанным действием. И лишь когда школьник перестаёт задумываться над графическим отображением слов и сочетаний слов, техническая сторона письма сводится к автоматическим действиям, освоение письменной речи считается завершённым. При любом нарушении одного из этих компонентов происходит нарушение письменной речи.
Причины сложностей при освоении навыком письма
Причины возникновения сложностей у ученика начальной школы при освоении навыком письменной речи определить достаточно трудно и нужно понимать, какие нарушения в деятельности коры головного мозга могут привести к тем или иным проблемам. Когда педагог, обучающий письму, имеет представление о процессах, происходящих на всех этапах освоения навыком, а также владеет инструментарием коррекции этих нарушений, процесс обучения письму становится наиболее эффективным.
Нарушения, затрудняющие формирование навыка письма Дефекты слухового (акустического) анализа
При наличии такого рода дефектов, ребёнок не в состоянии четко услышать диктуемую серию звуков или отдельный звук и записывает услышанное слово случайным набором букв.
• смешение фонем;
• перестановка букв;
• замена букв;
• пропуск букв;
• безошибочное списывание текста без возможности написать под диктовку без ошибок.
Причины
При нарушениях акустического анализа может идти речь о нарушении почти каждого из участков коры левого полушария головного мозга — височной, затылочной, нижнетеменной и нижнелобной областями коры головного мозга Г1П. К нарушению может привести задержка в развитии слухового анализатора, связанная с поздним развитием соответствующих кортикальных систем. Также для возникновению акустического дефекта может иметь значение недостаточное внимание педагогов, воспитателей, родителей в дошкольный и добукварный период. При отсутствии анализа звуковой последовательности происходит разрушение «моторного образа» слова, которое корректируется проговариванием вслух слов во время письма. Данное нарушение поддаётся коррекции с помощью упражнений, направленных на компенсацию дефекта при помощи углублённого звукового анализа, определения звуковых и смысловых отличий, а также на совершенствование фонематической дифференциации.
Упражнения для коррекции
Упражнения должны быть направлены на усвоение звуковой стороны и развитие лексико-грамматического строя речи. При дефектах произношения проводится логопедическая работа.
• Игра в слова. Первый игрок называет слово, второй играющий определяет звук, которым заканчивается названное первым игроком слово и называет свое слово, начинающееся с этого звука.
• Слова-перевёртыши. Первый игрок задумывает слово, вслух произносит звуки справа налево. Второй играющий угадывает слово.
• Игра «Зашифруй слово». Первый играющий записывает только согласные или только гласные буквы, из которых состоит загаданное слово. Второй игрок должен угадать это слово, восстановив недостающие буквы.
• «Думки-придумки». Ученик придумывает новые слова (хмурый — хмумрик и т.п.).
• «Придумай рифму». Первый игрок говорит слово, второй придумывает к нему рифму.
• «Назови слово по звукам». Ученик произносит звуки, из которых состоит слово, по одному.
Сложности при переводе фонем и их сочетаний в графическую схему
Перевод фонем и их сочетаний в графическую схему является основой зрительной организации письма.
• начертание букв забывается, происходит смешение букв;
• зеркальное написание (особенно отмечается у левшей и при скрытом левшестве).
Причины
• При нарушении функционирования теменной области коры головного мозга нарушается целостное восприятие;
• Зрительные ощущения не переходят в сложные оптические образы, нарушается зрительное и пространственное восприятие;
• Возникают сложности при определении звуковой последовательности в словах, которые записывает ученик.
Такого рода нарушения корректируются различными упражнениями, направленными на целостное восприятие образа буквы.
Упражнения для коррекции
• «Помоги художнику». Художник забыл, как правильно пишут буквы и не смог их дописать. Помоги дописать буквы.
• Выбрать правильно написанную букву и вставить в слово.
• Из ряда слов выбрать правильно написанное.
• «Куда смотрит буква».
РАМ ДСЛ^К
ЦАГ \ Я С ^ АГ А
кот ваза
домик цапля шарфик собака
Выбери правильный вариант написания буквы в словах, а неправильный зачеркни. Прочитай стихотворение.
стрекотун-д-н белобока, под калиткою моей
Скажет лёстра-5- сорока И проронит мне гостей.
(А. Пушкин)
«Помоги художнику».
Выбрать правильно написанную букву.
Трудности во время поиска соответствия графического образа буквы и её графического начертания с последующим отображением этого соответствия в тетради
При нарушении пространственных представлений обучающийся может назвать элементы, из которых состоит та или иная буква, но соотнести образ буквы и её элементы при письме в пространстве листа затрудняется.
Причины
• При нарушении функции затылочных областей коры головного мозга отдельные зрительные образы букв перестают быть цельными;
• Образ буквы становится фрагментарным;
• Происходит нарушение ориентации букв в пространстве.
Для коррекции таких нарушений необходимо использовать упражнения, в которых акцент делается на ориентацию букв в пространстве.
Упражнения для коррекции
• «Найди правильно изображенную букву».
• «Буквенный замок».
• «Зачеркни неправильно написанные слова».
• «Отгадай какая буква». Первый игрок пишет пальцем на спине другого букву, второму играющему нужно отгадать букву.
• «Отгадай-ка». С закрытыми глазами пальцами нужно определить букву, вырезанную из шершавого материала и наклеенную на картон.
• Зашумлённые буквы.
• «Чепуха».
Отгадай слово и составь правильно буквы.
Догора, чуденсый, ратва, кушвин, моколо, покчи, слотяр, бувка, цтевок, кржука, сотл, тефолен, квароть, рчука, деворе, тевизолер, бемогет, порфетль, слакдий, блонкот.
«Чепуха».
Хорошие результаты дают дополнительные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, нейропсихологические тренировки. После занятий с использованием таких упражнений на уроке письма (каллиграфии, скорописи) результаты впечатляют. В помощь педагогам, нейропсихологам, логопедам выпущено много различных пособий для развития памяти, внимания, на развитие межполушарного взаимодействия и т.п. Г121 Одна из основных функций в акте письма при объединении серий движений отводится премоторной зоне коры головного мозга. Именно премоторная зона отвечает за двигательные навыки, необходимые при написании букв, слогов, слов.
При нарушениях в лобных долях коры головного мозга нарушается последовательность и ученик не удерживает внимание на поставленной задаче. Замысел, необходимый в начале письма, становится нестойким. Освоение
навыком письма может нарушаться при любом отклонении в работе участков левого полушария коры головного мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов.
Наклон при письме
Многие учёные и педагоги XIX — XX веков спорили о необходимости наклона знаков при письме и пришли к выводу, что наклонное письмо наиболее физиологично для руки, корпуса и головы. Для скорописи наиболее пригодно письмо с наклоном. При наклонном письме сохраняется ритмичность и единообразие почерка. Положение тетради также имеет значение -необходимый наклон букв и знаков достигается положением тетради.
Повышение скорости письма
Для повышения скорости письма необходимо овладеть безотрывным способом написания слов. Также повышению скорости письма способствует:
1. Постепенное уменьшение размера букв (сокращение линии движения пера).
2. Применение рациональных соединений между буквами, обеспечивающими безотрывное письмо.
3. Необходимо проводить работу по увеличению подвижности кисти, пальцев, предплечья.
4. В отличие каллиграфического письма, необходимо допустимое упрощение начертаний некоторых элементов.
Главная роль при письме для повышения скорости письма отводится безотрывному письму.
Рекомендуемые нормативы скорости письма в начальной школе
Нормативы для проверки скорости письма (количество знаков в минуту):
I класс II класс III класс IV класс
20-25 знаков 25-30 знаков 40-45 знаков 45-50 знаков
Предметные результаты, а также содержание предмета «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» разрабатывается в
соответствии с требованиями ФГОС и ФООП и утверждается образовательной организацией самостоятельно [13].
Библиографический список
1. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс] https://bigenc.rU/c/ushinskii-konstantin-dmitrievich-82e416
2. Градобоев П.Е. Курс чистописания и скорописи. — М.: В типографии Вл. Готье, 1858 [Электронный ресурс] https://vivaldi.nlr.ru/bx000007551/view/
3. Евсеев И.Е. Русские прописи: Систематический курс обучения письму в 40 таблицах, с приложением образцов славянского шрифта, гигиенических правил при письме и указаний держания пера и тетради / И.Е. Евсеев. 16-е изд. — Москва : Салаевы, 1918. — 39 с. [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01009187884
4. Ходоровский В. Курс скорописания по методе Карстера, принятой в военно-учебных заведениях / Сост. В. Ходоровским. — Санкт-Петербург: тип. Э. Праца, 1846. — [4], 49 с. [Электронный ресурс] https://vivaldi.nlr.ru/bx000007550/view/
5. Гербач В.С. Методическое руководство к обучению письму: Пособие для родителей, учителей, учительских ин-тов и семинарий: [С прил. статей: "Круглый шрифт" и "Прямое письмо"] / Сост. В. Гербач. — 17-е изд. — Санкт-Петербург: Д.Д. Полубояринов, 1900. — 144 с. [Электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 003604963/
6. Писаревский Д.А. Обучение письму: Допущено НКП РСФСР: Метод. пособие для учителей начал. школ. — Изд. 2. испр. и доп. — М.: Учпедгиз, 1938. — 120 стр.
7. Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе: Пособие для учителей нач. школы / В. А. Саглин. — 2-е изд., доп. — Ленинград: Учпедгиз, 1948 (тип. им. Евг. Соколовой). — 152 с.
8. Боголюбов Н.Н.. Методика чистописания: Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград : Учпедгиз, 1955.
9. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 1988. — 48 с.
10.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
11.Лурия А.Р. Совет по психологии УМО по классическому университетскому образованию. — М.: Академия, 2002. — 352 с.
12.Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М .: АЙРИС-пресс, 2018. — 112 с: ил. + вклейка 8 с.
13.Приказ Минпросвещения РФ от 08.11.2022 г. № 955 [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060059
PENMANSHIP
E.V. Razumnaya, teacher-defectologist ORCID: 0009-0005-9802-8160, alexlen@bk.ru
https://doi.org/10.62969/pedwiki-2024-4
Abstract. The author considers the development of penmanship in historical aspect. The methods of rational method of teaching writing skill are listed; difficulties arising in teaching penmanship are highlighted; various methods of correction of violations are offered. The article may be useful for teachers, educators, defectologists, neuropsychologists and speech therapists.
Keywords: rational writing, genetic method, stigmographic method, linear method, Carter method, tactical method, penmanship, calligraphy, phoneme, grapheme, kinema, writing skill, cursive writing, norms.