Численный анализ инструментов эколого-экономического регулирования промышленных выбросов в условиях совершенной конкуренции на товарном рынке
Филиппова Ирина Юрьевна
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кисловодский институт экономики и права,
Аннотация: В статье проведен численный анализ построенной модели механизмов экологического регулирования в условиях конкуренции на товарном рынке.
Ключевые слова: экономико-математическое моделирование, оптимальность, экологическое регулирование, промышленные выбросы
Abstract. The paper deals with numerical analysis of the model of the instruments of ecological regulation in the competitive conditions at the product market.
Keywords: economical and mathematical modeling, optimality, ecological regulation, industrial emissions
В работе [1] установлено, что при несовершенной конкуренции в краткосрочном периоде использование в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов (устанавливающего максимальный уровень выбросов в расчете на единицу объема выпуска продукции предприятия или используемых ресурсов) приводит к более высокому отраслевому объему производства продукции ( Qc > Qp ), более высокому объему производства продукции в
расчете на предприятие (qc > qp) и более высокой цене на разрешения на
выбросы ( R° > Rp ), чем использование в качестве инструмента
госрегулирования промышленных выбросов верхней границы допустимых совокупных выбросов.
В работе [2] рассмотрена ситуация, когда разрешена торговля квотами на производственные выбросы между секторами, в которых в качестве инструментов госрегулирования промышленных выбросов используются относительный норматив выбросов и верхняя границы допустимых совокупных выбросов. Установлено, что объединение двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними приведет, с большей вероятностью, к повышению национального благосостояния, если обратная функция спроса вогнута, и объем производства продукции в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, увеличивается на большую величину, чем уменьшается в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы. Проведенный анализ, однако, оставляет открытыми несколько вопросов. Не полностью выяснено влияние объединения двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними на количество предприятий в отрасли и на национальное благосостояние. Кроме того, остается неизвестной величина исследуемых эффектов.
Для того чтобы прояснить эти вопросы, в данной работе проведем численный анализ построенной экономико-математической модели с использованием реальных производственных характеристик. Функцию, характеризующую производственные затраты, запишем в виде
С(с, Е) = ас2 + Ь(с - Е)2 + К, а,Ь, К > 0. (1)
Здесь а и Ь - параметры, а К характеризует постоянные затраты. Нетрудно проверить, что эта функция производственных затрат удовлетворяет условиям первого и второго порядка, предполагаемых выше для функции
производственных затрат общего вида. Обратная функция спроса предполагается линейной и определяется следующим образом
р(пс) = а- Рщ , а, Р > 0. (2)
Для случая совершенной конкуренции в предыдущих разделах поведен достаточно глубокий анализ секторов, в которых эколого-экономическое регулирование осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот и с использованием рынка разрешений на выбросы. В более детальном анализе, однако, нуждается вопрос о том, как эколого-экономическое регулирование влияет на количество предприятий в отрасли в долгосрочном периоде. Кроме того, численный анализ позволяет проанализировать воздействие изменения целевых показателей снижения производственных выбросов, предельных издержек снижения выбросов и функции спроса на отрасль, в которой осуществляется эколого-экономическое регулирование.
Результаты численного анализа представлены в табл. 1-6. Численные расчеты построены таким образом, что при отсутствии эколого-экономического регулирования объем производства продукции и объем производственных выбросов предприятия нормированы к единице, количество предприятий составляет 100, и цена продукции равна 2. В табл. 13 воздействие изменения параметра Ь в функции производственных затрат проанализировано для уровня снижения производственных выбросов 30%. В табл. 4-6 параметр Ь в функции производственных затрат фиксирован, Ь = 1, тогда как уровень снижения производственных выбросов варьируется от 10% до 100%. Расчеты проведены при различной эластичности функции спроса.
В проведенных численных расчетах количество предприятий может принимать только целочисленные значения. В этом отличие от аналитической модели, исследованной в предыдущих разделах. В целом
результаты численного анализа подтверждают выводы аналитической модели. Отклонения связаны с ограничением целочисленности на количество предприятий в отрасли. Эколого-экономическое регулирование приводит к снижению объема производства продукции и к повышению цены продукции. В большинстве случаев объем производства продукции в расчете на предприятие выше в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы, чем в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, но совокупный объем выпуска продукции и число предприятий выше в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот. Табл. 1-6 показывают также, что в целом цена удельных экологических квот выше цены разрешений на выбросы. Отметим, что в табл. 4 имеются некоторые отклонения от этого вывода. Для уровней снижения производственных выбросов 10%, 20% и 90% объемы производства продукции в расчете на предприятие выше в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, чем в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы, тогда как теоретический анализ показывает, что должно иметь место обратное. Заметим, однако, что количество предприятий одинаково в обеих схемах. Как показано выше, при одинаковом количестве предприятий объем производства продукции в расчете на предприятие должен быть выше в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, чем в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы. Кроме того, для уровней снижения производственных выбросов 60%, 70% и 80% цена удельных экологических квот ниже цены разрешений на выбросы.
Как показал ранее теоретический анализ, количество предприятий в отрасли может возрастать и снижаться в результате введения эколого-экономического регулирования, хотя регулирование с использованием рынка удельных экологических квот всегда приводит к большему количеству предприятий, чем эколого-экономическое регулирование с использованием рынка разрешений на выбросы. Табл. 1-6 показывают, что количество предприятий на рынке зависит от наклона обратной функции спроса и, следовательно, от эластичности спроса и от предельных затрат на снижение вредных производственных выбросов. В численных расчетах в табл. 1-4 наклон обратной функции спроса равен — 1 , а эластичность спроса при отсутствии эколого-экономического регулирования равна — 0,02 . И в случае, когда эколого-экономическое регулирование в отрасли осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы, и в случае, когда регулирование осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, количество предприятий в отрасли растет по сравнению с отсутствием регулирования, однако этот эффект проявляется сильнее в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот. Однако, по мере того как наклон обратной функции спроса становится более пологим и спрос более эластичным, количество предприятий в обоих секторах снижается, как следует из табл. 2 и табл. 5, в которых эластичность равна — 0,02, и из табл. 3 и табл. 6, в которых эластичность при отсутствии эколого-экономического регулирования равна — 2 . Объяснить этот эффект можно следующим образом. Эколого-экономическое регулирование приводит к повышению производственных затрат и, соответственно, цены производимой продукции. Если спрос неэластичен, совокупный объем выпуска продукции не изменится значительно, в то время как объем выпуска продукции снизится существенно, если спрос эластичен. В то же время эколого-экономическое регулирование приводит к снижению оптимального уровня производства продукции предприятия, причем в большей степени при использовании рынка удельных
экологических квот, чем при использовании рынка разрешений на выбросы. Поэтому, когда вредные выбросы регулируются, совокупный объем выпуска продукции не снижается сильно при неэластичном спросе, в то время как
Таблица 1. Совершенная конкуренция: неэластичный спрос, первая серия расчетов
а = 1, К = 1, а = 102, р = 1, q0 = 1, п° = 100, Е0 = 1, р° = 2, L = 70
Рынок разрешений, основанный на абсолютной границе совокупных выбросов Рынок квот, основанный на относительном нормативе выбросов
ь qp пр Ер РР Rp ^ с п Ес РС
1 0.966 103 0.680 2.505 0.573 0.961 104 0.673 2.093 0.575
2 0.926 107 0.654 2.938 1.086 0.924 108 0.648 2.179 1.104
3 0.897 110 0.636 3.356 1.562 0.891 112 0.625 2.256 1.593
4 0.870 113 0.620 3.740 2.001 0.859 116 0.603 2.328 2.046
5 0.844 116 0.603 4.094 2.406 0.837 119 0.588 2.412 2.486
6 0.827 118 0.593 4.455 2.801 0.809 123 0.569 2.473 2.881
7 0.804 121 0.579 4.759 3.152 0.789 126 0.556 2.548 3.272
8 0.788 123 0.569 5.078 3.502 0.770 129 0.543 2.618 3.644
9 0.773 125 0.560 5.379 3.833 0.752 132 0.530 2.685 3.998
10 0.759 127 0.551 5.664 4.147 0.735 135 0.519 2.748 4.334
Объединенный рынок разрешений на выбросы с разрешением торговли квотами на выбросы между ними
Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов
ь qР пр Ер рр R с п Ес рС
1 0.966 103 0.679 2.506 0.574 0.961 104 0.674 2.093
2 0.926 107 0.652 2.947 1.095 0.924 108 0.651 2.176
3 0.897 110 0.634 3.371 1.578 0.891 112 0.628 2.252
4 0.869 113 0.616 3.767 2.029 0.867 115 0.613 2.337
5 0.844 116 0.599 4.135 2.447 0.844 118 0.599 2.415
6 0.820 119 0.583 4.479 2.840 0.816 122 0.579 2.474
7 0.797 122 0.567 4.804 3.211 0.796 125 0.566 2.542
8 0.781 124 0.558 5.134 3.572 0.777 128 0.553 2.609
9 0.760 1 127 0.543 5.433 3.912 0.764 130 0.547 2.683
10 0.746 129 0.534 5.731 4.239 0.746 133 0.534 2.742
Национальное благосостояние
Раздельные схемы регулирования Объединенная схема регулирования
ь Рынок разрешений Рынок квот 2 Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов 2
1 4991 4991 9983 4991 4991 9983
2 4983 4983 9966 4983 4983 9966
3 4976 4975 9950 4975 4975 9950
4 4968 4967 9936 4967 4968 9936
.5 4961 4960 9921 4960 4962 9922
'6 4955 4953 9908 4953 4955 9908
7 4949 4946 9895 4946 4949 9895
8 4943 4939 9882 4940 4942 9882
9 4937 4933 9870 4933 4937 9870
10 4931 4927 9858 4927 4931 9858
Таблица 2. Совершенная конкуренция: неэластичный спрос, вторая серия расчетов, а = 1, К = 1, а = 12, Р = 0.1
С0 = 1, п0 = 100, Е0 = 1, р0 = 2, L = 70
Рынок разрешений, основанный на абсолютной границе совокупных выбросов Рынок квот, основанный на относительном нормативе выбросов
ь ср пр Ер Рр Rp сс с п Ес рс Г
1 0.973 98 0.714 2.464 0.518 0.962 103 0.'680 2.090 0.565
2 0.948 97 0.722 2.803 0.906 0.928 106 0.660 2.164 1.070
3 0.938 95 0.737 3.086 1.209 0.904 108 0.648 2.241 1.533
4 0.934 93 0.753. 3.316 1.449 0.875 111 0.631 2.293 1.951
5 0.933 91 0.769 3.507 1.641 0.854 113 0.620 2.351 2.344
6 0.936 89 0.787 3.668 1.796 0.835 115 0.609 2.403 2.710
7 0.933 88 0.796 3.790 1.924 0.822 116 0.603 2.461 3.065
8 0.941 86 0.814 3.910 2.028 0.805 118 0.593 2.501 3.388
9 0.941 85 0.824 4.000 2.118 0.789 120 0.583 2.538 3.693
10 0.943 84 0.833 4.079 2.193 0.778 121 0.579 2.582 3.996
Объединенный рынок разрешений на выбросы с разрешением торговли квотами на выбросы между ними
Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов
ь чр пр Ер РР R чс с п Ес РС
1 0.963 99 0.693 2.467 0.541 0.971 102 0.700 2.100
2 0.941 97 0.695 2.869 0.986 0.945 104 0.698 2.173
3 0.925 95 0.698 3.211 1.361 0.922 106 0.695 2.229
4 0.913 93 0.703 3.508 1.682 0.908 107 0.698 2.286
5 0.904 91 0.708 3.771 1.962 0.902 107 0.706 2.344
6 0.899 89 0.715 4.003 2.206 0.898 107 0.714 2.394
7 0.895 87 0.723 4.211 2.420 0.894 107 0.721 2.436
8 0.894 85 0.731 4.397 2.608 0.890 107 0.727 2.473
9 0.887 84 0.733 4.550 2.776 0.887 107 0.733 2.504
10 0.890 82 0.743 4.705 2.926 0.892 106 0.746 2.544
Национальное благосостояние
ь Раздельные схемы регулирования Объединенная схема регулирования
Рынок разрешений Рынок квот 2 Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов 2
1 492.3 491.6 983.9 491.5 492.4 983.9
2 486.6 484.1 970.7 484.1 486.9 971.0
3 482.2 477.6 959.7 477.5 482.7 960.2
4 478.7 471.4 950.2 471.5 479.8 951.2
5' 476.0 465.9 941.9 466.0 477.8 943.8
6 473.8 460.8 934.6 461.0 476.4 937.4
7 471.9 456.4 928.3 456.4 475.5 931.9
8 470.4 451.9 922.3 452.2 474.8 927.1
9 469.1 447.7 916.8 448.4 474.5 922.9
10 468.0 444.1 912.1 444.9 474.6 919.4
Таблица 3. Совершенная конкуренция: эластичный спрос,
а = 1, К = 1, а = 3, р = 0.01, q0 = 1, п° = 100, Е0 = 1, р° = 2, L = 70
Рынок разрешений, основанный на абсолютной границе совокупных выбросов Рынок квот, основанный на относительном нормативе выбросов
ь qp пр Ер РР Rp с п Ес РС
1 0.996 79 0.886 2.213 0.220 0.972 96 0.729 2.066 0.487
2 0.998 75 0.933 2.252 0.257 0.957 94 0.745 2.101 0.848
3 1.003 73 0.959 2.268 0.263 0.944 93 0.753 2.122 1.150
4 1.005 72 0.972 2.276 0.265 0.937 92 0.761 2.138 1.408
5 1.000 72 0.972 2.280 0.280 0.933 91 0.769 2.151 1.634
6 1.008 71 0.986 2.284 0.268 0.931 90 0.778 2.162 1.834
7 1.006 71 0.986 2.286 0.275 0.924 90 0.778 2.169 2.040
8 1.003 71 0.986 2.288 0.281 0.924 89 0.787 2.177 2.205
9 1.002 71 0.986 2.289 0.285 0.919 89 0.787 2.182 2.385
10 1.000 71 0.986 2.290 0.289 0.922 88 0.796 2.189 2.524
Объединенный рынок разрешений на выбросы с разрешением торговли квотами на выбросы между ними
Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов
ь qР пР ЕР РР R с п Ес РС
1 0.991 72 0.839 2.287 0.305 0.991 95 0.838 2.059
2 0.991 64 0.895 2.366 0.385 0.992 93 0.896 2.077
3 0.993 60 0.923 2.404 0.419 0.994 92 0.924 2.086
4 0.991 58 0.940 2.423 0.435 0.997 91 0.942 2.093
5 0.998 56 0.954 2.441 0.445 0.996 91 0.952 2.094
6 0.996 56 0.958 2.442 0.451 1.000 90 0.962 2.100
7 0.997 55 0.964 2.452 0.459 0.999 90 0.967 2.101
8 1.000 54 0.972 2.460 0.459 0.999 90 0.971 2.101
9 0.997 54 0.971 2.462 0.467 0.999 90 0.973 2.101
10 1.001 53 0.978 2.469 0.467 0.999 90 0.976 2.101
Национальное благосостояние
ь Раздельные схемы регулирования Объединенная схема регулирования
Рынок разрешений Рынок квот 2 Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов 2
1 46.77 44.03 90.80 44.22 47.61 91.83
2 46.21 40.87 87.08 42.12 47.98 90.09
3 45.99 38.73 84.72 40.94 48.28 89.22
4 45.87 37.28 83.15 40.35 48.49 88.84
5 45.80 36.30 82.10 39.72 48.66 88.38
6 45.75 35.63 81.38 39.74 48.74 88.48
7 45.71 34.67 80.39 39.37 48.82 88.19
8 45.69 34.40 80.09 39.08 48.90 87.98
9 45.67 33.69 79.36 39.02 48.94 87.96
10 45.65 33.66 79.31 38.69 49.00 87.69
Таблица 4. Совершенная конкуренция: влияние изменения уровня снижения выбросов Д ,
а = 1, Ь = 1, К = 1, а = 102, р = 1, q0 = 1, п° = 100, Е0 = 1, р0 = 2
Рынок разрешений, основанный на абсолютной границе совокупных выбросов Рынок квот, основанный на относительном нормативе выбросов
Д qp пр Ер РР Rp с п Ес РС
10 0.998 100 0.900 2.192 0.196 1.000 100 0.900 2.020 0.200
20 0.987 101 0.792 2.362 0.389 0.990 101 0.792 2.058 0.395
30 0.966 103 0.680 2.505 0.573 0.961 104 0.673 2.093 0.575
40 0.938 106 0.566 2.618 0.743 0.933 107 0.561 2.163 0.745
50 0.903 110 0.455 2.702 0.896 0.899 111 0.450 2.245 0.897
60 0.863 115 0.348 2.756 1.030 0.859 116 0.345 2.334 1.029
70 0.827 120 0.250 2.807 1.153 0.823 121 0.248 2.449 1.150
80 0.787 126 0.159 2.831 1.257 0.783 127 0.158 2.565 1.251
90 0.746 133 0.075 2.832 1.341 0.747 133 0.075 2.701 1.343
100 0.708 140 0.000 2.833 1.417 0.708 140 0.000 2.833 1.417
Объединенный рынок разрешений на выбросы с разрешением торговли квотами на выбросы между ними
Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов
А чр пр Ер РР R чс с п Ес РС
10 0.998 100 0.899 2.194 0.198 1.000 100 0.901 2.019
20 0.987 101 0.791 2.365 0.392 0.990 101 0.794 2.057
30 0.966 103 0.679 2.506 0.574 0.961 104 0.674 2.093
40 0.929 107 0.559 2.599 0.741 0.933 107 0.563 2.162
50 0.903 110 0.456 2.699 0.893 0.899 111 0.452 2.243
60 0.863 115 0.348 2.756 1.030 0.859 116 0.344 2.335
70 0.820 121 0.247 2.787 1.147 0.823 121 0.249 2.447
80 0.787 126 0.163 2.823 1.249 0.783 127 0.159 2.564
90 0.746 133 0.075 2.833 1.342 0.747 133 0.076 2.700
100 0.708 140 0.000 2.833 1.417 0.708 140 0.000 2.833
Национальное благосостояние
А Раздельные схемы регулирования Объединенная схема регулирования
Рынок разрешений Рынок квот 2 Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов 2
10 4999 4999 9998 4999 4999 9998
20 4996 4996 9992 4996 4996 9992
30 4991 4991 9983 4991 4991 9983
40 4985 4985 9969 4985 4985 9969
50 4977 4977 9953 4977 4977 9953
60 4967 4967 9934 4967 4967 9934
70 4956 4956 9912 4956 4956 9912
80 4944 4944 9888 4944 4944 9888
90 4931 4931 9863 4931 4931 9863
100 4918 4918 9835 4918 4918 9835
Таблица 5. Совершенная конкуренция: влияние изменения уровня снижения выбросов Д ,
а = 1, Ь = 1, К = 1, а = 12, р = 0.1, q0 = 1, и0 = 100, Е0 = 1, р0 = 2
Рынок разрешений, основанный на абсолютной границе совокупных выбросов Рынок квот, основанный на относительном нормативе выбросов
Д qp пр Ер РР Rp ^ с п Ес РС
10 1.003 98 0.918 2.174 0.169 0.998 100 0.900 2.016 0.197
20 0.988 98 0.816 2.319 0.343 0.985 101 0.792 2.047 0.387
30 0.973 98 0.714 2.464 0.518 0.962 103 0.680 2.090 0.565
40 0.943 100 0.600 2.571 0.686 0.937 105 0.571 2.160 0.731
50 0.907 103 0.485 2.657 0.843 0.904 108 0.463 2.238 0.882
60 0.874 106 0.377 2.740 0.993 0.864 112 0.357 2.323 1.014
70 0.831 111 0.270 2.782 1.121 0.825 116 0.259 2.428 1.133
80 0.791 116 0.172 2.821 1.238 0.787 120 0.167 2.553 1.241
90 0.751 122 0.082 2.840 1.338 0.750 124 0.081 2.696 1.339
100 0.710 129 0.000 2.840 1.420 0.710 129 0.000 2.840 1.420
Объединенный рынок разрешений на выбросы с разрешением торговли квотами на выбросы между ними
Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов
Д qР пр Ер РР R с п Ес РС
10 1.002 98 0.911 2.185 0.182 0.999 100 0.908 2.015
20 0.986 98 0.804 2.336 0.364 0.986 101 0.804 2.043
30 0.963 99 0.693 2.467 0.541 0.971 102 0.700 2.100
40 0.941 100 0.587 2.590 0.708 0.938 105 0.584 2.152
50 0.906 103 0.474 2.673 0.862 0.905 108 0.474 2.230
60 0.866 107 0.364 2.735 1.003 0.871 111 0.370 2.330
70 0.830 111 0.265 2.789 1.129 0.832 115 0.267 2.438
80 0.791 116 0.173 2.820 1.238 0.788 120 0.169 2.551
90 0.746 123 0.079 2.825 1.333 0.751 124 0.084 2.691
100 0.710 129 0.000 2.840 1.420 0.710 129 0.000 2.840
Национальное благосостояние
Л Раздельные схемы регулирования Объединенная схема регулирования
Рынок разрешений Рынок квот 2 Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов 2
10 499.2 499.0 998.2 499.0 499.2 998.2
20 496.6 496.2 992.8 496.2 496.6 992.8
30 492.3 491.6 983.9 491.5 492.4 983.9
40 486.3 485.4 971.7 485.4 486.3 971.7
50 478.6 477.7 956.4 477.7 478.7 956.3
60 469.5 468.6 938.1 468.5 469.7 938.1
70 458.9 458.3 917.2 458.3 459.1 917.4
80 447.1 446.8 894.0 447.2 447.1 894.3
90 434.3 434.2 868.6 434.0 434.8 868.8
100 420.6 420.6 841.2 420.9 420.9 841.7
Таблица 6. Совершенная конкуренция: влияние изменения уровня снижения выбросов Л ,
а = 1, Ь = 1, К = 1, а = 3, р = 0.01, q0 = 1, п° = 100, Е0 = 1, р° = 2
Рынок разрешений, основанный на абсолютной границе совокупных выбросов Рынок квот, основанный на относительном нормативе выбросов
Л qp пр Ер РР Rp с п Ес РС
10 1.001 93 0.968 2.069 0.067 0.998 99 0.909 2.012 0.178
20 1.000 86 0.930 2.140 0.140 0.987 98 0.816 2.033 0.341
30 0.996 79 0.886 2.213 0.220 0.972 96 0.729 2.067 0.486
40 0.989 72 0.833 2.288 0.311 0.951 94 0.638 2.106 0.625
50 0.983 64 0.781 2.371 0.404 0.930 90 0.556 2.163 0.750
60 0.971 56 0.714 2.456 0.514 0.901 86 0.465 2.225 0.872
70 0.949 48 0.625 2.545 0.647 0.870 80 0.375 2.304 0.990
80 0.917 39 0.513 2.642 0.809 0.836 71 0.282 2.407 1.108
90 0.860 29 0.345 2.751 1.031 0.789 58 0.172 2.542 1.234
100 0.708 24 0.000 2.830 1.415 0.708 24 0.000 2.830 1.415
Объединенный рынок разрешений на выбросы с разрешением торговли квотами на выбросы между ними
Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов
А чр пр Ер РР R чс с п Ес РС
10 1.001 90 0.953 2.099 0.097 1.000 99 0.952 2.010
20 0.997 81 0.898 2.192 0.198 0.999 97 0.900 2.031
30 0.991 72 0.839 2.287 0.305 0.991 95 0.838 2.059
40 0.978 64 0.769 2.374 0.418 0.980 92 0.770 2.099
50 0.967 55 0.700 2.468 0.534 0.965 88 0.699 2.150
60 0.947 47 0.616 2.555 0.661 0.946 83 0.615 2.215
70 0.920 39 0.519 2.641 0.801 0.917 77 0.516 2.294
80 0.879 32 0.399 2.719 0.960 0.881 68 0.401 2.401
90 0.818 26 0.243 2.787 1.151 0.820 56 0.245 2.541
100 0.708 24 0.000 2.830 1.415 0.708 24 0.000 2.830
Национальное благосостояние
А Раздельные схемы регулирования Объединенная схема регулирования
Рынок разрешений Рынок квот 2 Сектор, регулирование которого основано на абсолютной границе совокупных выбросов Сектор, регулирование которого основано на относительном нормативе выбросов 2
10 49.66 49.21 98.87 49.30 49.76 99.06
20 48.60 47.08 95.68 47.36 49.00 96.36
30 46.77 44.03 90.80 44.22 47.61 91.83
40 44.10 40.04 84.14 40.17 45.45 85.61
50 40.50 35.60 76.10 35.07 42.50 77.57
60 35.85 30.27 66.13 29.33 38.37 67.70
70 30.01 24.42 54.43 22.94 32.78 55.72
80 22.73 18.02 40.75 16.33 25.31 41.64
90 13.56 10.66 24.22 9.534 15.02 24.55
100 1.472 1.472 2.943 1.472 1.472 2.944
объем выпуска продукции в расчете на предприятие снижается. так что большее количество предприятий могут существовать на рынке. По мере роста эластичности спроса совокупный объем выпуска продукции снижается более значительно, и меньшее количество предприятий могут выжить на рынке. В некоторый момент спрос снижается настолько сильно с ростом цены продукции, что полное количество предприятий снижается по сравнению с отсутствием эколого-экономического регулирования.
Интересно отметить, что в целом результат зависит от эластичности спроса. Например, чем выше эластичность спроса, тем ниже цена квот на вредные выбросы и тем больше различие между ценой разрешений на выбросы и удельных экологических квот. При высокой эластичности спроса данное увеличение цены приводит к относительно большому снижению объема выпуска продукции и, соответственно, снижению вредных производственных выбросов. Следовательно, чтобы обеспечить достижение заданного снижения объема выбросов, не требуется очень высокая цена выбросов. Если эколого-экономическое регулирование осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, то снижение объема выбросов при данной цене квот на выбросы меньше благодаря неявной субсидии выпуска продукции, присущей этой схеме регулирования. Эффект субсидии выпуска продукции тем больше, чем больше эластичность спроса. Следовательно, цена субсидии выпуска продукции должна быть выше цены разрешений, и различие должно быть тем больше, чем более эластичен спрос.
В случае объединения двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними численные расчеты показывают, что происходит перетекание разрешений в сектор, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, и результирующая цена квот на выбросы лежит между первоначальными ценами разрешений и удельных экологических квот. В результате происходит рост производства продукции в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, и в расчете на предприятие, и совокупного объема выпуска продукции, и снижение производства продукции в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы. Поэтому объединение двух схем регулирования приводит к еще большим недостаткам, состоящим в том, что производство в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, увеличивается выше и так высокого уровня. Однако в рассматриваемом случае ограничение целочисленности на количество предприятий приводит к отклонениям от результатов теоретического анализа. В нескольких случаях цена продукции в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот, выше при объединении двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними, чем при раздельном регулировании. Это имеет место в табл. 1 при b = 4,5,6, в табл. 2 при b = 1,2, в табл. 4 для уровня снижения производственных выбросов 60% и в табл. 5 для уровня снижения производственных выбросов 30%, 60% и 70%. Это, тем не менее, не означает, что в этих случаях стимулируется производство в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы. Это имеет место только в табл. 5 для уровня снижения производственных выбросов 60% . Заметим, что в этом случае цены квот на выбросы при объединении
двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними лежит между первоначальными ценами разрешений и удельных экологических квот. Заметим также, что в табл. 5 для уровней снижения производственных выбросов 80% и 90% цена продукции в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы, ниже при объединении двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними, чем при раздельном регулировании. В некоторых случаях при объединении двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними цена квот на выбросы лежит ниже цены разрешений на выбросы и удельных экологических квот при раздельном регулировании. Это имеет место в табл. 4 для уровня снижения производственных выбросов 40%, 50%, 70% и 80% и в табл. 5 для уровня снижения производственных выбросов 90%. Объяснение этих различий с результатами теоретического анализа аналогично данным выше для раздельных схем регулирования.
Теоретический анализ показал, что национальное благосостояние всегда выше в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка разрешений на выбросы, чем в секторе, эколого-экономическое регулирование в котором осуществляется с использованием рынка удельных экологических квот. Это подтверждается численными результатами, представленными в табл. 1-6. Более интересный вопрос состоит в том, приводит ли объединение двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними с росту или снижению национального благосостояния. Теоретические расчеты показывают, что оба результата возможны. В численных расчетах единственным случаем, когда национальное благосостояние снижается (и то лишь на 0,01%) в результате объединения двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними, является случай, представленный в табл. 5 для уровня снижения производственных выбросов
50%. Во всех других случаях национальное благосостояние не меняется (в 25 случаях изменение менее 0,01%) или повышается (в оставшихся 34 случаях на 0,01% или более) в результате объединения двух рассматриваемых секторов с разрешением торговли квотами на выбросы между ними. Это показывает, что даже небольшие различия предельных затрат сокращения выбросов могут привести к росту национального благосостояния при объединении схем регулирования.
Литература
1. Филиппова И.Ю. Сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2015. - № 8 (80).
2. Филиппова И.Ю. Моделирование и анализ инструментов экологического регулирования при наличии межотраслевой торговли квотами на производственные выбросы // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2015. - № 9 (80).
3. Экологическое аудирование промышленных производств//Макаров СВ., Шагарова Л.Б. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 2007. - 144 с.