Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах'

Сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕМОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫБРОСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Ирина Юрьевна

В статье проведен сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах»

Сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах

Филиппова Ирина Юрьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кисловодский институт экономики и права,

ifilip11@mail.ru

Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ инструментов эколого-экономического регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Ключевые слова: экономико-математическое моделирование, оптимальность, экологическое регулирование, промышленные выбросы

Abstract. The paper deals with comparative analysis of the instruments of ecological regulation in the short-run and long-run periods.

Keywords: economical and mathematical modeling, optimality, ecological regulation, industrial emissions

В работе [1] представлена модель и проведено сравнение двух схем распределения и торговли квотами на производственные выбросы при двух различных структурах товарного рынка: совершенной и несовершенной конкуренции [2]. Предполагалось, что рынок разрешений на выбросы является совершенно конкурентным, так что предприятия отрасли рассматривают цену разрешений как заданную. Когда в отрасли много предприятий, так что рынок выпускаемой продукции является совершенно конкурентным, рынок разрешений на выбросы в пределах рассматриваемой отрасли тоже можно считать является совершенно конкурентным. Однако, если число предприятий в отрасли невелико, и рынок выпускаемой продукции является рынком

несовершенной конкуренции, рынок разрешений на выбросы в пределах этой отрасли вряд ли можно считать совершенно конкурентным. Поскольку рынки разрешений на выбросы в условиях несовершенной конкуренции не являются предметом настоящего анализа, будем предполагать, что отраслевой рынок выпускаемой продукции, функционирующий в условиях несовершенной конкуренции, участвует в рынке квот на выбросы, который охватывает и другие отрасли, так что в целом рынок разрешений на выбросы является рынком совершенной конкуренции. Однако, цена разрешений на выбросы такова, что в равновесии рассматриваемая отрасль не торгует с другими отраслями и производит промышленные выбросы в объеме, равном установленному госрегулятором допустимому уровню.

В настоящей работе установлено, что условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде при одинаковых отраслевых объемах выбросов использование в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов (устанавливающего максимальный уровень выбросов в расчете на единицу объема выпуска продукции предприятия или используемых ресурсов) приводит к более высокому отраслевому объему производства продукции, более высокой цене на разрешения на выбросы, более низкому объему производства продукции в расчете на предприятие, более низким объемам выбросов в расчете на предприятие и большему количеству предприятий в отрасли, чем использование в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов верхней границы допустимых совокупных выбросов.

Доказано, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде при использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования ужесточение эколого-экономической политики приводит к:

1. снижению объема производства продукции и производственных выбросов в расчете на предприятие;

2. повышению цены продукции и повышению цены разрешений на выбросы;

3. влияние ужесточения эколого-экономического регулирования на количество предприятий в отрасли неоднозначно.

Результат 1. В условиях совершенной конкуренции и в долгосрочном периоде при одинаковых отраслевых объемах выбросов использование в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов (устанавливающего максимальный уровень выбросов в расчете на единицу объема выпуска продукции предприятия или используемых ресурсов) приводит к более высокому

отраслевому объему производства продукции (Qc > Qp), более высокой цене на разрешения на выбросы (Rc > Rp ), более низкому объему производства продукции в расчете на предприятие ( qc < qp ), более низким объемам выбросов в расчете на предприятие ( Ес < Ер ) и большему количеству предприятий в отрасли (пс > пр), чем использование в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов верхней границы допустимых совокупных выбросов.

Доказательство. При использовании в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов, также как и при использовании в качестве инструмента госрегулирования верхней границы допустимых совокупных выбросов из (9), (10), (13) и (14) из [1] получаем соответственно

С (д, Е) = дС + ЕС

Е •

Это уравнение определяет неявном виде q как функцию от Е, д (Е), причем одна и та же функция соответствует обоим инструментам регулирования промышленных выбросов. Это означает, что по мере того как L приближается от допустимого уровня к нулю, пара переменных (д, Е) меняются по одинаковой траектории при использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования, но потенциально с различными

скоростями; q и Е могут снижаться быстрее для одного из инструментов

регулирования, чем для другого. Мы знаем, что

dE

dL

> о, dq > 0

dL

при использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования (см. Результат 2), но также целесообразно исследовать

E

изменение отношения — :

q

d

E

q 1 dE E dq

dL q dL q dL

Полностью дифференцируя соотношение C(q, E) = qCq + ECe по L, получаем

(qCqq + ECqE ) ^ = + ECEE ) ^

Тогда для производной отношения — получаем

q

d q _q 2Cqq + 2qECq— + E 2C——d—

dL

q (qCqq + EC— )

q—,

dL

> 0.

Это неравенство следует из того, что — > 0 при использовании обоих

dL

инструментов эколого-экономического регулирования (см. Результат 2), и поскольку числитель и знаменатель дроби в правой части неотрицателен и

положителен, соответственно. Это можно доказать следующим образом. Условие (1) из [1] означает, что

hCj > 0

для любого вектора h . Полагая h = (q, E), получаем

q2Cqq + 2qECqE + E2CEE > 0,

т.е. числитель в правой части неотрицателен. С учетом (2) из [1] имеем

qCqq + ECqE > 0,

т.е. знаменатель дроби в правой части положителен.

Теперь мы можем сравнить отраслевой объем производства продукции, цену на разрешения на выбросы, объем производства продукции в расчете на предприятие, объемы выбросов в расчете на предприятие и количество предприятий в отрасли при использовании обоих инструментов эколого-

экономического регулирования. Сначала предположим, что pc > pp. Тогда

c c p p ncqc npqp Ec Ep n q < npqp —— <—— ^ —<-

ncEc npEp qc qp

Поскольку компоненты вектора (д, Е) меняются по одинаковой траектории при использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования, полученные результаты означают, что Ес > Ер и дс > др . Кроме того, имеем

С (дс, Ес) С (др, Ер)

с р '

д д

поскольку

pc = cqE) и dp >0.

qc dL

Но выше мы предполагали

С , Ес) с _ С , Ер) —- = р > рр > --.

с г г р

q q

Эти неравенства показывают, что неравенство рс > рр невозможно, так что

С р

должно выполняться условие р < р .

Это доказывает, что Qc > Qp. Следовательно,

L L

<

& &

пСЕС прЕр

-<-

С С р р

п q nFqF

ЕС Е1

<

С р

q q

Уравнение

С (q, Е) = qСa + ЕС

Е

означает, что при R = R , объем выпуска продукции, объем выбросов и, следовательно, отношение — в расчете на предприятие будут идентичны при

q

использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования.

dR

Тогда из полученной цепочки неравенств и из — > 0 следует, что Rc > Rp .

dL

Отсюда следует, что ЕС < Ер и qc < qp. Кроме того, из > и qc < qp

С _ р

следует, что п > п .

Полученный результат показывает, что долгосрочные эффекты значительно отличаются от краткосрочных. В краткосрочном периоде объем производства продукции в расчете на предприятие выше при использовании в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов (устанавливающего максимальный уровень выбросов в расчете на единицу объема выпуска продукции предприятия или используемых ресурсов), чем при использовании в качестве инструмента госрегулирования верхней границы допустимых совокупных

выбросов, тогда как объем выбросов в расчете на предприятие одинаков при использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования. В долгосрочном периоде и объем производства продукции, и объем выбросов в расчете на предприятие ниже при использовании в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов, чем при использовании в качестве инструмента экологического регулирования верхней границы допустимых совокупных выбросов. С другой стороны, важной сходной чертой долгосрочных и краткосрочных эффектов является то, что затраты на снижение производственных выбросов в расчете на единицу объема выпуска продукции выше при использовании в качестве инструмента экологического регулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов, чем при использовании в качестве инструмента регулирования верхней границы допустимых совокупных выбросов.

Результат 2. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде при использовании обоих инструментов эколого-экономического регулирования ужесточение эколого-экономической политики приводит к:

1. снижению объема производства продукции и производственных выбросов в расчете на предприятие;

2. повышению цены продукции и повышению цены разрешений на выбросы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. влияние ужесточения эколого-экономического регулирования на количество предприятий в отрасли неоднозначно.

Доказательство. В долгосрочном периоде при использовании в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов верхней границы допустимых совокупных выбросов должны выполняться следующие условия

р = Сд, - Се = Яр, р = р(пд),

рд = С (д, Е) + ЯрЕ, пЕ = L

Кроме того, условие второго порядка состоит в том, что матрица Гесса положительно определена

С

С„„ С

дд

V СдЕ

Ед

С

ЕЕ

Дифференцируя условия первого порядка по L, получаем

dp ^ d— ^ dq

dL СдЕ dL

= ^

dL

dp ^ dR

д = Е—,

dL dL

dR с dq С d— dL Ед dL ЕЕ dL

^ dn d—

Е--+ п— = 1.

dL dL

dp ,, dn dq ч

— = р(д— + п—). dL dL dL

Из этих соотношений получаем следующие неравенства

- др'( ЕСее + дСФ)

dqp =_

~ пр'(Е2СШ + 2дЕСдЕ + д2Сдд) + Е2 (С^ - СшСт)

> 0.

d—p

др' (ЕСдЕ + дСдд)

dL пр'(Е2Сее + 2дЕСдЕ + д2Сдд) + Е2 (С2е - СшСт)

dRP _ д 2 р ' СЕ - СЕЕСдд )

dL пр' (Е2 С ее + 2дЕСдЕ + д 2СЯЯ) + Е2 (С*, - Сее^ )

< 0.

= _дЕр' Се - СЕЕСдд )_ < 0

dL пр' (Е2 С ее + 2дЕСдЕ + д 2СИ) + Е2 (С*, - СееС?? ) ,

^ = пр'(ЕСее + дСдЕ ) + Е(С2ф - СееСд )

dL пр'(Е2 С ее + 2дЕСдЕ + д) + Е2 (С*, - СееС^).

Знаки неравенств определены с учетом условий

СЕЕСдд СдЕ — 0 :

Н = Е2 С ее + 2дЕСде + д 2Сдд — 0.

дСд + ЕСдЕ > 0,

дСдЕ + ЕСее < 0.

Неравенства СЕЕСдд - с1е — 0, Н = Е2СЕЕ + 2дЕСдЕ + ^2Сдд — 0 следуют из

условия второго порядка. Условие дСдд + ЕСдЕ > 0 обеспечивает

монотонность, т.е. объем отраслевых выбросов должен снижаться при уменьшении Ь . Условие дСдЕ + ЕСее < 0 обеспечивает снижение цены

продукции с ростом объема выбросов при использовании в качестве инструмента экологического регулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов.

Из условий СееСчч - С2е > 0 , Н = Е2СШ + 2дЕСф + д2С99 > 0 очевидно, что знаменатель пр'(Е2СЕЕ + 2дЕСдЕ + д2Сдд) + Е2 (С2 - СЕЕСдд) отрицателен. Отсюда нетрудно определить знаки

^ > 0, 'Е- > 0,

dL dL

^ < 0, ^ < 0 dL dL

'пр

Однако производная - может быть и положительной, и отрицательной,

dL

поскольку первое слагаемое в числителе положительно, а второе отрицательно. Заметим, однако, что если р' = 0, то

^ > 0. dL

Это означает, что по мере снижения предела выбросов количество предприятий в отрасли будет снижаться, если спрос бесконечно эластичен. С другой стороны, при р' ^ -да

'пр

< 0. dL

Это означает, что если спрос совершенно неэластичен, то по мере снижения предела выбросов количество предприятий в отрасли будет увеличиваться.

В долгосрочном периоде при использовании в качестве инструмента госрегулирования промышленных выбросов относительного норматива выбросов (устанавливающего максимальный уровень выбросов в расчете на единицу объема выпуска продукции предприятия или используемых ресурсов) должны выполняться следующие условия

Е

р = Сд - Яс-, - Се = Яс, р = р(пд)

д

рд = С(д, Е), пЕ = Ь. Кроме того, условие второго порядка состоит в том, что матрица Гесса положительно определена

С

С„„ С

дд

Ед

V Сд-

С

ЕЕ

Дифференцируя условия первого порядка по Ь, получаем

dp

Е Е .dд

~ + (Сдд - дГ С- + дСд- ) ^ + (Сд- + - С- + - С-- ) — = 0:

1 ^ Е ^ д д dL

dp ^ dE ^ dд д = СЕ — + С — dL dL dL

dR с dд С dE dL dL -Е dL '

^ dn dE

Е--+ п— = 1.

dL dL

dp ,, dn dд ч

— = р(д — + п—). dL dL dL

Из этих соотношений получаем следующие неравенства

dqc - q3P'(ECEE + qCqE )

— =-о-о---о- > 0,

dL (nq2 p' + ECe )(E 2Cee + 2qECqE + q C )

dEc _ q3P '(ECqE + qCqq )

dL (nq 2 p' + ECe )( E 2Cee + 2qECqE + q 2 Cqq )

dRc _ q 4 p' Ce - CEECqq )

dL (nq 2 p' + ECe )( E 2Cee + 2qECqE + q 2 Cqq )

dpc _ qp'Ce (Ce - ' CEE Cqq )

> 0.

< 0,

dL (nq2 p' + ECe )(E 2Cee + 2qECqE + q 2Cqq )

<0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dtf^ = nq 2 p - ( ECee + qCqE ) + Ce (E 2Cee + 2qECqE + q 2Cqq ) dL (nq 2 p' + ECe )(E 2Cee + 2qECqE + q 2Cqq ) '

Из условий CeeCqq - C2qE > 0 , H = E2Cee + 2qECqE + q2Cqq > 0

очевидно, что знаменатель (nq2 p' + ECE )(E 2CEE + 2qECqE + q 2Cqq)

отрицателен. Отсюда нетрудно определить знаки

dq- > 0, ^ > 0, dL dL

R < 0, dsn, 0.

dL dL

Однако производная - может быть и положительной, и отрицательной,

dL

поскольку первый сомножитель в числителе отрицателен, а второй положителен. Следовательно, количество предприятий в отрасли может как

расти, так и снижаться при введении экологического регулирования. Заметим, однако, что если р' = 0, то

^ > 0. dL

Это означает, что по мере снижения предела выбросов количество предприятий в отрасли будет снижаться, если спрос бесконечно эластичен. С другой стороны, при р' ^ -да

dnp

< 0. dL

Это означает, что если спрос совершенно неэластичен, то по мере снижения предела выбросов количество предприятий в отрасли будет увеличиваться.

Литература

1. Филиппова И.Ю. Моделирование и анализ различных схем торговли квотами на производственные выбросы // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2015. - № 6 (78).

2. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика. - СПб: «ПИТЕР», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.