Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
А.В. Петровский
Чин возведения в хорепископа
Опубликовано:
Христианское чтение. 1908. № 4. С. 625-631.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Чинъ возведенія въ хорепппа
, Но поводу статьи протоіерея Н. Добронравова: „Хоревископы въ древней восточной церкви“. (Богословскій Вѣстникъ. 1907. май, ноябрь).
изъ самыхъ надежныхъ данныхъ для опредѣленія іерархической степени древнихъ хорепископовъ, выясненію чего посвящена поименованная статья,
являетсія чинъ ихъ поставленія. Необходимость ссылки
( на него съ указанною цѣлью признаетъ и самъ авторъ и если не прибѣгаетъ къ ней, то лишь въ виду отсутствія, по ёго мнѣнію, историческихъ свѣдѣній о рукоположеніи хорепископовъ. „Что касается, говоритъ онъ, церковныхъ обрядовъ рукоположенія въ хорепископы, то относительно этого мы не имѣемъ никакихъ историческихъ свидѣтельствъ. Поэтому можно только предполагать, что, такъ какъ хоренископы были епископами, то хиротонія ихъ не отличалась отъ епископской“ *). Въ дѣйствительности чинъ возведенія въ хорепископа извѣстенъ по изданнымъ проф. А. А. Дмитріевскимъ рукописямъ Александрійской патріаршей библ. XIV в. № 14І)—104, XV в. «N» 371—48 и рукописи Синайской библ. XV в. № 1006. Каждый изъ указанныхъ списковъ представляетъ данное чинопослѣдованіе съ извѣстными особенностями, но ни одинъ не даетъ мѣста предположенію о тожествѣ хорепископской хиротоніи съ епископской.
Наиболѣе полное изложеніе чина возведенія въ хорепи-скопа встрѣчается въ рукописи Александрійской патріаршей библ. XV в. jM 371—48. Извѣстный по ней въ двухъ редак-
’) Богословскій Вѣстникъ. 1907. Ноябрь, стр. 429.
ціяхъ, онъ въ одной ивъ нихъ имѣетъ слѣдующій видъ. „По облаченіи патріарха приводится къ нему хартофилаксомъ имѣющій хиротонисаться, и, наклонивъ голову его, харто-филаксъ или архидіаконъ говоритъ: вонменъ. Патріархъ, поднявшись, возглашаетъ вслухъ окружающихъ слѣдующее: „благодать всесвятаго Духа чрезъ нашу мѣрность производитъ тебя хорепископомъ такого то богоспасаемаго града“. И ноютъ трижды: „EU ~о\/Л ixrt діс-oxa“. Послѣ этого патріархъ, знаменуя крестнымъ знаменіемъ главу его и возложивъ на нее руку, читаетъ слѣдующую молитву: „Владыка Христѣ Боже нашъ, должное промышленіе всегда имѣющій о святыхъ Твоихъ церквахъ и различныя свяіцеянослуженія для нихъ установившій, благослови и нынѣ раба Твоего сего, призваннаго къ служенію хорепископовъ для обращенія заблудшихъ на путь познанія Твоего и пребывающихъ во тьмѣ къ свѣту истины Твоея, дабы и въ немъ прославилось пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ“. Приносятъ палицу, и возлагаетъ ее архіерей на правое бедро хиротонисованнаго, произнося: • ..у.'іос“. И предстоящіе трижды поютъ ähoz, и затѣмъ начинается божественная литургія“ '). Вторая редакція чина возведенія в'ь хорепископа по той же рукописи, будучи нѣсколько обширнѣе только что изложенной первой, представляетъ по сравненію съ нею нѣкоторыя особенности. И прежде всего поставленіе въ хорепископа совершается послѣ входа съ евангеліемъ, предъ пѣніемъ Трисвятаго. Возводимый приводится въ алтарь хартофилаксомъ и первымъ изъ пресвитеровъ. Здѣсь онъ совершаетъ три поклона предъ святою трапезою, говоря: „Господи, благослови“. Архіерей произноситъ: „Богъ да благословитъ тебя въ хорепископа такого-то мѣста", и благословляетъ съ словами: „во имя Отца и Сына и Св. Духа нынѣ“. Вслѣдъ за этимъ одинъ изъ пресвитеровъ возноситъ ектенію, а епископъ, возложивъ на голову поставляемаго омофоръ и руку, читаетъ двѣ молитвы. Въ первой изъ нихъ: „Владыка всяческихъ, украсившій церковь Твою благочиніемъ служащихъ въ ней“, онъ, между прочимъ, проситъ Господа „исполнить поставляемаго всея вѣры, любви, силы и освященія чрезъ наитіе всесвятаго и живо-
‘3 А. А. Дмитріевскій. Описаніе литургическихъ рукописей. II т., стр. 377.
творящаго Духа“, а во второй: „Приклони, Господи, ухо Твое“, молить „показать его вѣрнымъ и благоразумнымъ управителемъ (оіхоѵброѵ)“. По окончаніи молитвъ на возводимаго надѣвается фелонь съ произношеніемъ словъ: „облачается хорепископъ такого то мѣста въ фелонь хореписко-повъ“. Епископъ и всѣ пресвитеры даютъ ему лобзаніе, читается молитва Трисвятаго, іі совершается остальное послѣдованіе литургіи ').
Чинъ возведенія въ хоренископа по рукописи Александрійской патріаршей библ. № 149—104 начинается двумя молитвами. Первая изъ нихь: „Владыка Христе Боже нашъ, жизнію божественныхъ и славныхъ Твоихъ апостоловъ всякое созданіе освятивып и свѣтомъ благочестія и богопознанія наполнивый, Самъ и нынѣ укрѣпи содѣйствіемъ Св. Твоего Духа раба Твоего сего въ священной службѣ, къ которой призванъ, и удостой Твоей помощи и благоволенія“, въ другихъ спискахъ не встрѣчается, а вторая: „Владыка Христе Боже нашъ, должное помышленіе“, воспроизводитъ молитву рукописи Александрійской патріаршей библ. ХУ в. № 371—48. Послѣ прочтенія данныхъ молитвъ архіерей произноситъ: „Благословенъ Господь, се бысть братъ нашъ хорепископъ такого-то города во имя Отца и Сына и Святаго Духа“. Весь народъ трижды говоритъ ./Аю;“. Архіерей, взявъ палицу, возлагаетъ ее на правое его бедро“ 2).
Однородный составъ имѣетъ чинъ возведенія въ хорѳпи-скопа по рукописи Синайской библ. ХУ в. № 1006. Надписываемый „гчут) si; ушре-юхокоѵ“, онъ начинается чтеніемъ слѣдующихъ молитвъ. „Тебя молимъ, Господи Боже спасенія нашего, благослови благостію Твоею и посвяти рукою меня грѣшнаго раба Твоего сего изъ іерея въ хорепископа святой Божіей церкви, посѣщая его Духомъ Твоимъ Святымъ, и дай ему., преуспѣяніе въ возрастѣ и годахъ старости, чтобы увидѣть благая Іерусалимова во всѣ дни жизни своей и угодить Тебѣ“... Яко Твоя есть сила. Возгласъ: Господу помолимся. „Господи Боже нашъ, благословившій святыхъ отцовъ нашихъ Авраама, Исаака и Іакова и показавшій ихъ участниками Твоего царствія, Самъ и нынѣ благослови раба Твоего сего въ хорепископа и дѣла рукъ на-
Б А. А. Дмитріевскія. Ibid, стр. 381—2.
-) Ibid. стр. 349—8.
тихъ освяти, жизнь нашѵ иеосужденною сохрани предста-тельствомъ преблагословенныя Владычицы нашей Богородицы и всѣхъ святыхъ Твоихъ. Яко подобаетъ Тебѣ всякая слава, вовѣки“. Потомъ даетъ ему палицу и говоритъ: „Пре-пояшп мечъ твой по бедрѣ Твоемъ, сильно“. И вновь говоритъ ему: „Благословенъ Господь. Се бысть хорепископъ города нашего (такого-тоі, во имя Отца и Сына и Св. Духа, нынѣ и присно“ ').
Въ какой бы изъ изложенныхъ редакцій ни взять чинъ поставленія въ хорепископа, онъ не имѣетъ и тѣни сходства съ епископской хиротоніей. Въ немъ нѣтъ такихъ обычныхъ для послѣдней дѣйствіи, какъ участіе въ посвященіи не менѣе трехъ епископовъ, обхожденіе посвящаемаго вокругъ престола, возложеніе на его голову евангелія, чтеніе совер-шительной молитвы: „Божественная благодать“, возложеніе омофора,—признакъ епископскаго сана, и т. и. Изъ епископскихъ одеждъ хорепископу давался лишь одинъ еипгона-тій—палица. Но и эта подробность не позволяетъ сближать чинъ его поставленія съ епископской хиротоніей. Какъ видно изъ словъ Симеона Солунскаго, право ношенія епископскаго епигонатія было предоставлено почетнымъ пресвитерамъ. „Нѣкоторые изъ старѣйшихъ (первыхъ іереевъ), т. е. ставро-форы н нѣкоторые- изч, архимандритовъ, говоритъ онъ, имѣютъ и епигонатій: это уже по дарз^ архіерейскому такъ же, какъ и крестъ, такъ какъ никто, кромѣ архіерея, не может'ь носить крестовъ на фелони и на главѣ и епигонатій. Этимъ, однакоже, лицам’ь, ради рукоположенія ихъ на званіе первыхъ среди дру-гпхъ, дается (право) носить крестъ только на головѣ и возлагать епигонатій при священнодѣйствіи. Поелику вмѣстѣ съ свя-щенстпомъ одни получаютъ хиротонію судіи—нѣкое важнѣйшее церковное служеніе, другіе поставляются пастырями душъ и экономами, почему и носятъ нѣкоторыя отличія перваго пастыря, которому обязаны и подражать“ 2). По сло-вам'ь Симеона Солунскаго, епигонатій носятъ „рукополагаемые на званіе первыхъ среди другихъ-, „поставляемые пастырями душъ н экономами“. Такимъ пастыремч.- душъ и экономомъ является хорепископъ (..благослови и нынѣ- раба
!) Ibid., стр. (Я 8-- ІУ.
-) Писанія отцовъ и учителей церкви, относящіяся къ истолкованію православнаго богослуженія. II т., стр. 104.
Твоего сего, призваннаго къ служенію хорепископовъ для обращенія заблудшихъ на путь познанія Твоего и пребывающихъ во тьмѣ къ свѣту истины Твоея“; „приклони, Господи, ухо Твое... и покажи его вѣрнымъ и благоразумнымъ экономомъ“), и сообразно съ этимъ ему дается епигонатій. Онъ не епископъ, а „первый среди другихъ“—пресвитеровъ. Нельзя также не обратить вниманія и на то обстоятельство, что * епигонатій дается хорепископу при поставленіи, въ концѣ самаго чина. Рукополагаемый же во епископа надѣваетъ его вмѣстѣ съ другими одеждами до хиротоніи '): возложеніе епигонатія не входитъ въ составъ чина епископскаго посвященія.
Не будучи епископскою хиротоніею, возведеніе въ хор-еиископа не есть въ то же время и посвященіе въ какую-лйбо іерархическую степень. За это ручается отсутствіе въ разсматриваемомъ чинѣ совершительной молитвы: „Боже-
ственная благодать“. Не имѣющее характера хиротоніи, поставленіе въ хорепископа должно быть разсматриваемо какъ одно изъ послѣдованій возведенія въ различные церковные чины,—протоіерея, игумена и т. п. И дѣйствительно, оно совпадаетъ и съ возведеніемъ въ санъ архипресвитера и игумена. Съ первымъ оно сходно въ формулѣ: „Благословенъ . Господь, се бысть братъ нашъ“ 2), со вторымъ—въ молитвѣ: „Приклони, Господи, ухо Твое“, и въ формулѣ: „Благодать всесвятаго Духа чрезъ нашу мѣрность производитъ тебя“ *).
Въ XIV—XV в. хорепископы не имѣли епископскаго сана. Равными, образомъ едва ли есть достаточныя основанія утверждать вмѣстѣ съ авторомъ, что въ древнее время они непремѣнно были епископами. Возможность подобнаго заявленія подвергается сильному сомнѣнію 10-ымъ правиломъ Антіохійскаго собора: „хорепископъ же да поставляется (-pveoftoa) епископомъ того города, которому подчиненъ (его округч,)“. Такъ какъ по канонамъ постановленіе,—рукоположеніе епиркопа никогда не усвояется одному епископу, то единоличное поставленіе архіереемъ хорепископа не позволяетъ признать послѣдняго носящимъ епископскій санъ. Силу
’) Чинъ епископской хиротоніи по рукой. XIV и. библ. Саввы Освященнаго 362. А. А. Дмитровскій. Ibid., стр. 300.
а) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 348.
') А. А. Дмитріевскій. Ibid. стр. 377 -8, 350.
подобнаго вывода авторъ стремится ослабить тѣмъ соображеніемъ, что разсматриваемое правило говоритъ не о рукоположеніи хорепископа, а только объ его избраніи, почему вт. подлинникѣ и употреблено неопредѣленное выраженіе „yivsoÖai“, а не /гіротоѵгТо!)он. „Впрочемъ, оговаривается онъ. если уіѵгзііаі понимать даже въ смыслѣ хиротоніи, что подтверждается нѣкоторыми древними переводами, то и въ такомъ случаѣ правило еще не говоритъ о совершеніи рукоположенія въ хорепископа однимъ епископомъ. Оно не упоминаетъ о соборѣ епископовъ, можетъ быть, потому, что существенно важное значеніе въ избраніи хорепископа имѣлъ городской архипастырь. Онъ и первенствовалъ при хиротоніи. Не удивительно потому, что о немъ одномъ только и упоминаетъ правило, умалчивая о другихъ. Тоже самое мы видимъ, напр., во второмъ правилѣ четвертаго вселенскаго собора: „аще который епископъ... рукоположитъ епископа“ и т. д. ‘). Но видѣть въ десятомъ правилѣ Антіохійскаго собора указаніе только на избраніе хорепископовъ не позволяетъ его содержаніе. Взятое во всемъ своемъ объемѣ 2), оно говоритъ о хиротесіяхъ и хиротоніяхъ, а потому было бы въ высшей степени странно, если бы по отношенію къ хорепископамъ ограничивалось замѣчаніемъ объ ихъ избраніи. Не даетъ основанія къ такому выводу и терминъ „yivso&at“. Въ чинахъ возведенія въ хорепископа по вышеперечисленнымъ рукописямъ онъ имѣетъ значеніе „поставлять“, но не „избирать“: „іоси ysyovsv с äoe/.Do: т)р.йѵ ушрг-іо'/.отгос zrj: toaeoj; rrjaos“,—„се бысть братъ нашъ хорепископъ“... Что касается далѣе предположенія автора, будто бы 10-ое правило Антіохійскаго собора упоминаетъ лишь о первенствующемъ на хиротоніи и умалчиваетъ о другихъ принимавшихъ въ ней 1
1) Богословскій Вѣстникъ. 1907. Ноябрь, стр. 415—416.
Правило читается такъ: „священному собору угодно постановить, чтобы находящіеся въ деревняхъ или мѣстечкахъ (предстоятели), или гакъ называемые хорегшскопы, хотя бы получили епископское рукоположеніе, знали свою мѣру и управляли подчиненными имъ церквами и довольствовались попеченіемъ и заботою о нихъ, чтобы поставляли чтецовъ-иподіакгшоновъ и заклинателей, и довольствовались производствомъ ихъ, а не дерзали бы рукополагать ни иреевитера, ни діакона безъ епископа города, которому подчиненъ и онъ самъ и его округъ. Коли же кто дерзнетъ преступить ото опредѣленіе, то да будетъ лишенъ и той чести, какую имѣетъ. Хорепископъ же да поставляется епископомъ того города, которому подчиненъ (округъ хорепископа»).
участіе епископахъ, то оно не подтверждается 2 правиломъ IV Вселенскаго собора. Ясное и опредѣленное: ..аще который епископъ за деньги рукоположеніе учинитъ... и за деньги поставитъ епископа, или хорепископа, или пресвитера, или діакона,’ или иного коего отъ числящихся въ клирѣ: лаковый, бывъ обличенъ, да будетъ подверженъ лишенію собственной степени“, оно не допускаетъ перетолкованій: говоритъ о совершеніи хиротоніи однимъ епископомъ. Нельзя, наконецъ, не обратить вниманія на слова 10-го правила Антіохійскаго собора: „хотя бы они (хорепископы) и получили епископское рукоположеніе“. Судя по данному замѣчанію, епископскій санъ хорѳпископовъ—явленіе возможное, но не необходимое.
Свящ. А. Петровскій.
«*
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки