Научная статья на тему 'ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: основные итоги и тенденции развития'

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: основные итоги и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: основные итоги и тенденции развития»

В. В. Алексеев, О. И. Ефимов, Д. Е. Иванов, М. Б. Кожанова, Т. Н. Петрова, Л. Б. Пастухова

ЧГПУ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева - первенец высшего образования Чувашской Республики - отмечает в 2015 году свой 85-летний юбилей.

Педагогический университет был открыт решением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 июня 1930 г. как Педагогический институт для обеспечения потребностей Чувашии в квалифицированных учительских кадрах. Как преемник Симбирского чувашского практического института народного образования, функционировавшего в 1921-1923 гг. на базе бывшей Симбирской чувашской учительской школы, а также действовавшего в 1926-1930 гг. чувашского отделения языка и литературы при Восточном педагогическом институте в г. Казани, университет не только сохранил богатые традиции, но и приумножил их. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1958 г. № 409 вузу присвоено имя выдающегося чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева.

Активная, плодотворная деятельность университета в 1980 г. была отмечена высокой государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. В 2009 г. вузу присуждена Премия Президента Чувашской Республики в области качества, в 2010 г. объявлена благодарность Президента Российской Федерации и вручена Почетная грамота Чувашской Республики.

За 85 лет эффективной работы университетом подготовлено более 50 тысяч высококвалифицированных специалистов, среди которых Герои Советского Союза и Социалистического Труда, народный учитель, известные писатели и поэты, видные государственные деятели, заслуженные работники образования, науки, культуры, спорта.

Сегодня ЧГПУ им. И. Я. Яковлева - это современная образовательная организация, реализующая модель непрерывного образования и ориентированная на опережающую подготовку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для Чувашской Республики и региона.

Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется в университете на 10 факультетах по очной и заочной формам обучения. Успешно реализуются образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. В целях обеспечения конкурентных преимуществ вуза на современном рынке труда ведется последовательная работа по созданию новых перспективных основных и дополнительных образовательных программ. В образовательный процесс широко внедряются инновационные технологии, направленные на формирование у студентов многофакторного и кластерного типа мышления, навыков проектирования собственной профессиональной карьеры, развитие лидерских качеств и гражданской ответственности, позволяющие адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям страны.

Качественное и востребованное обществом образование обеспечивают 365 преподавателей, 311 из которых имеют ученые степени и звания (85,21 %), в том числе докторов наук и профессоров - 56 чел. (15,34 %).

Для развития новой научно-образовательной среды в вузе созданы и успешно функционируют инновационные центры, ориентированные на углубление интеграции образования и

профессионального сообщества: Детская академия, Академия чувашского языка, Центр элитарного гуманитарного образования, Центр визуальной антропологии, Центр экологического образования, Центр психолого-педагогического сопровождения процесса образования в начальной школе, Центр инклюзивного образования, Центр развития толерантной, поликультурной личности, Научно-образовательный производственный центр, Информационно-консультационный центр содействия малому предпринимательству, Центр добровольной сертификации педагогических кадров, Чувашское региональное отделение Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование».

Университет активно участвует в реализации проектов по усилению практической направленности подготовки будущих педагогов по программам бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, основного общего и дошкольного образования.

О высоком качестве подготовки кадров в университете свидетельствует то, что ежегодно около 20 % выпускников оканчивают вуз с дипломами с отличием; более 90 % молодых специалистов трудоустраиваются, свыше 50 % из них - по специальности.

Основным ориентиром в деятельности вуза является Программа развития педагогического университета на 2012-2021 годы, в которой в качестве стратегической цели определено формирование инновационной модели университета на основе фундаментальности и практической направленности образовательной, научной и воспитательной деятельности, совершенствования управленческих и экономических механизмов развития, наращивания интеллектуального потенциала, изменения стиля мышления и формирования современного менталитета для выхода вуза на новые рубежи развития.

В контексте приоритетных направлений развития науки, техники, высоких и инновационных технологий в Российской Федерации и Чувашской Республике, а также для усиления фундаментальной и практической подготовки будущих специалистов и формирования их исследовательских компетенций в университете создана целостная система научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, соискателей и студентов. Достижению этой стратегической цели способствует успешная деятельность научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова, научной лаборатории Российской академии наук «Механика предельного состояния», научно-исследовательских лабораторий фольклористики и диалектологии, чувашской диалектологии, «Формирование личности будущего учителя в условиях модернизации образования», педагогики и психологии детства, психолого-педагогического и социального сопровождения субъектов воспитания по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, которые функционируют за счет внебюджетных средств вуза, а также собственной грантовой и хоздоговорной деятельности. Открыты и активно действуют инновационно-выставочные площадки, студенческие научные лаборатории.

В вузе сформировались и успешно развиваются 18 научных и научно-педагогических школ. Из них 3 - научные школы: «Эволюционная морфология позвоночных животных» (рук. - д. биол. н., проф. Л. Н. Воронов), «Экология и гигиена человека. Экологическая физиология» (рук. - д. мед. н., проф. Д. А. Димитриев), «Химия органических соединений фосфора» (рук. - д. хим. н., проф. Ю. Н. Митрасов); 15 - научно-педагогические школы: «Литература в системе общего и специализированного образования: теория и практика» (рук. -д. филол. н., проф. Д. В. Абашева), «Лингвофункционологическое направление в теории и методике обучения русскому языку в национальной школе» (рук. - д. пед. н., проф. Г. А. Анисимов), «Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспита-

нии учащейся молодежи» (рук. - д. пед. н., проф. Г. Л. Драндров), «Подготовка педагогических кадров и управление педагогическими системами в условиях села» (рук. - д. пед. н., проф. В. П. Ковалев), «Социализация личности в поликультурной образовательной среде» (рук. - д. пед. н., доц. М. Б. Кожанова), «Этнокультура в современной системе образования» (рук. - д. пед. н., проф. Л. В. Кузнецова), «Подготовка будущих бакалавров в условиях модернизации высшего профессионального образования» (рук. - д. пед. н., проф. О. Г. Максимова), «Целостность педагогического процесса в школе и вузе» (рук. - д. пед. н., проф. И. В. Павлов), «История развития образования и педагогической мысли в России и Чувашии» (рук. - д. пед. н., проф. Т. Н. Петрова), «Позный метод обучения технике спортивных упражнений» (рук. - д. пед. н., проф. А. И. Пьянзин), «Теория и практика развития творческого мышления в изобразительном искусстве» (рук. - д. пед. н., доц. И. М. Рязанцева), «Лингвистическая география чувашского языка» (рук. - д. филол. н., проф. Л. П. Сергеев), «Проблемы истории государственных учреждений России» (рук. - д. ист. н., проф. Т. С. Сергеев), «Теоретические и технологические основы разработки и использования средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе общей и профессиональной школы» (рук. -д. пед. н., проф. Н. В. Софронова), «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы» (рук. - д. пед. н., проф. М. Г. Харитонов), «Формирование профессионально-педагогической компетентности бакалавров педагогического образования» (рук. - д. пед. н., проф. Е. Г. Хрисанова).

В настоящее время научные исследования в вузе осуществляются по 48 научным направлениям в области естественно-технических, психолого-педагогических и социально-гуманитарных наук, 7 из которых соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

В университете созданы необходимые условия для обеспечения образовательного процесса специалистами и кадрами высшей квалификации. Успешно функционирующие аспирантура и докторантура ведут подготовку научно-педагогических кадров по 27 специальностям. Научное руководство и консультирование осуществляют 53 доктора наук, профессора и 7 кандидатов наук, доцентов. Эффективно действует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.300.02 (01.02.04 - механика деформируемого твердого тела).

Повышению имиджа университета как инновационного вуза способствует совместная деятельность профессорско-преподавательского состава с ведущими научными центрами и образовательными организациями РФ и зарубежья в рамках договоров о сотрудничестве. Основными направлениями сотрудничества являются: развитие образовательных и научных связей; организация и участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, конкурсах, выставках; прохождение курсов повышения квалификации и научных стажировок за рубежом; соискание зарубежных грантов; обучение иностранных студентов, прохождение стажировок иностранными студентами и магистрантами; привлечение иностранных преподавателей для работы в вузе. За последние пять лет университетом заключено более 20 договоров о международном сотрудничестве в сфере науки и образования. Учебные и научные стажировки за рубежом прошли около 25 преподавателей, аспирантов и студентов.

Стратегическими партнерами вуза являются 115 отечественных и зарубежных образовательных организаций, научных центров и ведомств.

Свидетельством творческой активности, высокого профессионализма и большого вклада в формирование поликультурной среды республики и других регионов Российской Федерации служит тот факт, что сотрудниками факультетов художественного и музыкального образования, технолого-экономического только за последние три года организовано более

80 выставок и 50 концертов международного, всероссийского и регионального уровней. В инновационно-выставочных центрах данных факультетов было представлено свыше 6200 экспонатов.

Формирование высоконравственной и духовно богатой личности студента осуществляется в едином воспитательном пространстве вуза на основе «Концепции и программы воспитания и самовоспитания студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева на 2011-2015 гг.» и других успешно реализуемых дополнительных программ воспитательной деятельности.

Новым шагом в развитии системы воспитательной работы явился переход на проектную основу ее организации. Решением научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования Минобрнауки РФ педагогическому университету в 2012 г. был присвоен статус «Экспериментальная площадка» для реализации разработанного учеными вуза проекта «Формирование гражданской идентичности у будущих педагогов в вузе». Успешная реализация данного проекта позволила университету в 2015 г. получить статус «Ресурсный центр».

Развитию креативности и самостоятельности студентов, повышению у них ответственности за качество знаний и социальное поведение способствует активная работа Студенческого конгресса университета как эффективного органа самоуправления. Он выступает инициатором многих интересных социальных проектов и мероприятий, организуемых в рамках военно-патриотического движения, волонтерской и добровольческой деятельности, работы строительных трудовых отрядов, художественно-творческой деятельности.

Особое внимание в университете уделяется созданию инфраструктуры, позволяющей успешно реализовывать стратегические задачи развития. В последние годы заметно обновилась учебно-лабораторная и научно-исследовательская база факультетов и кафедр, что способствует обеспечению высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Строительство и ввод в эксплуатацию в 2012 г. физкультурно-оздоровительного комплекса «Бассейн ЧГПУ» позволило увеличить учебно-лабораторную площадь вуза и улучшить условия для занятий спортом и оздоровления сотрудников и обучающихся.

В целях повышения инвестиционной привлекательности санатория-профилактория «Мечта» за последние три года существенно расширен спектр предоставляемых услуг, созданы и оборудованы новые зоны отдыха.

Коллектив педагогического университета уверенно смотрит в будущее. На новом этапе развития вуз позиционирует себя как ведущий научно-образовательный центр, функционирующий в режиме стабильного инновационного развития.

Для достижения поставленных перед университетом целей дальнейшего развития приоритетными являются такие задачи, как инновационное наращивание инфраструктуры научной среды, основанной на тесных творческих связях и партнерских отношениях с отделениями, институтами РАН и общественными академиями, а также ведущими зарубежными научно-образовательными центрами и бизнес-сообществами; открытие малых научно-производственных предприятий и хозяйственных обществ, направленных на усиление инвестиционной привлекательности вуза и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в социально-экономическую сферу республики и региона; внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающегося; дальнейшая модернизация инфраструктурного комплекса университета, создание современных высокотехнологичных научных и учебных лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.