Научная статья на тему 'ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ'

ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
430
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ»

мической эффективности профилактических мероприятий: Метод, рекомендации. — М., 1988.

2. Косенка М. М., Дегтева М. О. // Атомная энергия. — 1992. - Т. 72, № 4. - С. 390-395.

3. Порядок определения неличины экономического ущерба от преда, причиненного здоровью граждан Свердловской области экологическими и санитарными правонаруше-

ниями (Утв. 9.09.94 г. Главой администрации Свердловской области). — Екатеринбург, 1994. 4. Jonasson L., Malison S. // Assessment of Radioactive Contamination in Man: Proceedings of International Symposium. 1984. - Vienna, 1985. - P. 29-46.

Поступила 24.05.95

О H. Б. КОРОСТЕЛЕВ, 1996 УДК 613:008:93

Н. Б. Коростелев

ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ1

ММА им. И. М. Сеченова

Составление периодизации всегда уязвимо. Периодизация гигиены особенно сложна из-за многогранности дисциплины, охватывающей все стороны жизни, многообразия мотивов ее развития, изменения во времени, содержания самого понятия "гигиена".

Нами просмотрены десятки словарей и справочников почти за 200 лет. В XIX веке ключевыми словами, определяющими гигиену, были: "искусство сохранять здоровье", затем "наука о здоровье". Имея в виду эти ключевые слова, мы и будем говорить о гигиене до 60-х годов прошлого столетия. А с 60-х годов XIX века о гигиене — мы уже говорили, как о медицинской науке, являющейся базовой по отношению к санитарии (Г. И. Румянцев, 1995 г.). С 20-х годов XX века для гигиены вполне применимо следующее определение: "Гигиена — медицинская наука — изучает влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продление жизни. Разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей2.

За основу любой периодизации чаще всего берутся типы социально-общественной формации (ранний феодализм, развитой феодализм и т. д.) или временные рамки (XII—XV, XVI века и т. д.), или связь с общественными явлениями (гражданская война, индустриализации, коллективизация и т. д.) и даже с отдельными законодательными актами.

Мы пошли по принципиально новому пути. За основу периодизации взят метод познания влияния разнообразных факторов на здоровье человека, способ оценки этих факторов, тип специалиста (или неспециалиста), проводящего оценку и пути регламентации.

Исходя из этих основных предпосылок и с учетом ряда других обстоятельств, мы выделяем 4 периода.

I. В первом периоде (до X века) медико-гигиеническая практика людей проявлялась в виде народной гигиены. Под народной гигиеной понимают обычаи, нравы, традиции, направленные

на охрану здоровья и передающиеся из поколения в поколение3. В дальнейшем народная гигиена не утратила своего значения и продолжала существовать наряду с эмпирической, а затем и экспериментальной гигиеной. В некоторой степени народная гигиеническая практика сохранилась и до наших дней. Таким образом, народная гигиена выжила на протяжении тысячелетий, поэтому целесообразно остановиться на ее основных характерных чертах.

Одни авторы представляют российскую действительность — жизнь крестьян — как полное невежество, грязь, антисанитария, отсутствие гигиенических навыков, чудовищная заболеваемость, другие авторы — как процветание, чистые жилища, крепкий, здоровый народ. Истина в том, что было и то и другое. В одних местах и в определенное время народная гигиена была на высоком уровне, превосходя Запад, в других местах и в иное время — на крайне низком уровне.

На эту двойственность указывали еще М. В. Ломоносов4 и С. Г. Зыбелин5. Последний, отмечая эту неравномерность, писал, что в целом гигиеническая ситуация в России лучше, чем в Западной Европе.

Наиболее четко первым определил эти особенности А. С. Пушкин6.

Другим важным фактором, определяющим состояние народной гигиены, были национальные особенности.

В свое время окулист С. С. Головин7 отмечал, что у русских трахома встречается реже, чем у немцев, живущих в одной деревне. Дело в том, что русские умывались проточной водой из рукомойника, а немцы — из одного фарфорового тазика: и хозяева, и гости.

В медико-топографических сборниках мы находим описание народной гигиены русских и украинцев, живущих в одном селе. Русские отлича-

1 В основу статьи положен доклад автора на заседании Ученого совета медико-профилактического факультета ММА им. И. М. Сеченова 27 марта 1995 г.

2 Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 264.

3Пстров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины. - М.: Медицина, 1962. — С. 121-147.

4 Лом о но сов М. В. Полн. собр. соч., 1959. — Т. 6. — С. 384.

''Зыбелин С. Г. Избранные произведения. — М.: Мед-гиз, 1954.

6 Пуш кин А. С. Полн. собр. соч. в 2 томах. — СПб: Изд. А. А. Каспари, 1903. - Т. 2. - С. 1, 193-194, 196. Мысли по дороге. Возражения на книгу Радищева "Разговор с англичанами о русских крестьянах".

7 Голо вин С. - Прага, 1928. - С. 15.

лись телесной чистотой: регулярно умывались, мыли руки, купались в реке, еженедельно круглый год мылись в бане, но в избах было грязно, одежда была неряшливая, после бани меняли лишь исподнее. Украинская хата, наоборот, отличалась большой частотой, с бытовыми паразитами — тараканами, клопами боролись нещадно, верхние платья, рубашки были чистыми, но бань Не имели, мылись летом в реке.

Многолетние экспериментальные наблюдения убедили авторов, что в целом говорить о большей "гигиеничности" одного народа по сравнению с другим и несправедливо, и неверно. Речь должна идти лишь об отдельных "показателях".

На бытовые гигиенические навыки оказывала влияние религия. По сведениям проф. А. П. Куз-мичева — бывшего зам. директора по науке Московского НИИ скорой помощи им. Н. В. Скли-фосовского, среди московских татар геморрой встречается гораздо реже, чем среди русских жителей Москвы. Аналогичные сведения получены автором при сравнении заболеваемости у грузин мусульман и христиан.

Большую гигиеническую роль у русских играло понятие "греховность": грех целовать малого ребенка в губы, грех есть яблоки до Яблочного Спаса и т. д.

Особенности народной гигиены во многом определялись принадлежностью к той или иной культуре или, точнее, субкультуре: отдельных социальных групп, городской (мещанской, дворянской, рабочей, недавно переехавших в город крестьян и т. д.), крестьянской (зажиточных, середняков, бедняков) и т. д.

Чтобы представить содержание народной гигиены, перечислим основные группы традиций и навыков, относящихся к крестьянской субкультуре:

1) первое и самое важное — строгая сезонная ритмичность жизни;

2) рациональный выбор места для поселения и разумное устройство жилища, борьба с бытовыми паразитами;

3) рациональная одежда, обувь, головные уборы, стирка;

4) рациональное, питание;

5) поддержание телесной чистоты, личная гигиена, баня;

6) роды в бане, уход за малыми детьми;

7) весь комплекс противоэпидемических мер, которые можно обозначить как народная эпидемиология.

II. Для эмпирической гигиены характерно наблюдение как основной метод познания. Отсутствие (или зарождение) эксперимента и первые шаги социально-гигиенического анализа.

Второй период имеет протяженность с X века и до второй половины XIX века и включает 4 под-периода (фазы).

Для начального подпериода (X век — конец XVII века) характерны фиксация народного опыта в письменных источниках, начало "государственно-общественной" регламентации и религиозных предписаний, базирующихся на народном опыте ("Стоглав", "Домострой"). Появляются рукомойники, полотенца; получают широкое распространение бани, формируются городские и крестьянские гигиенические субкультуры, отме-

чается ритмизация жизни и трудовых процессов. К этому времени относятся первые санитарные законодательства и предписания по градодоус-тройству, начало пищевой санитарии, народная эпидемиология оформляется в системные меры по борьбе с эпидемиями. В то же время мы видим зачатки военной и училищной гигиены. Рукописные "благопрохладные вертограды" и другие книги содержат гигиенические рекомендации.

Второй подпериод эмпирической гигиены охватывает конец XVII века — первую половину XVIII века. За время реформ Петра Великого и последующих правителей, включая первую половину царствования Елизаветы Петровны. С точки зрения развития гигиены характерно начало гигиенических оценок окружающей среды и поведения человека и гигиенических (санитарных) предписаний, даваемых медиками военными, военно-морскими, придворными, госпиталей и госпитальных школ; появляются первые медико-то-пографические исследования. Весьма характерны военно-гигиенические предписания, написанные самим императором Петром Великим. Гигиенические материалы , публикуются в "Ведомостях", "Примечаниях", в книге "Юности честное зерцало", они носят во многом общекультурный характер. Благодаря реформам Петра усиливается санитарная (главным образом пищевая) регламентация. К этому периоду относится и первый закон русской фабричной гигиены и санитарии (1741 г.). Несмотря на все эти меры, народная гигиена имеет абсолютно преобладающее значение по всей стране.

Третий подпериод охватывает вторую половину XVIII века — начало XIX века (примерно до 1814—1815 гг.), т. е. с конца царствования Елизаветы Петровны до середины царствования Александра II. Для этого времени характерна оценка окружающей среды и поведения человека медиками [в том числе профессорами Императорского московского университета (ИМУ), Медико-хи-рургической академии, медико-хирургических училищ], не специализирующимися только в области гигиены (С. Г. Зыбелин, М. Я. Мудров, А. Г. Бахерат, Н. М. Максимович-Амбодик и др.); издаются отечественные и многие переводные труды по гигиене. В этот подпериод происходит оформление гигиены, диэтэтики и медицинской полиции в предметы преподавания. Эпоха войны с Наполеоном диктовала интерес к военной гигиене. Отмечается улучшение санитарного надзора.

И, наконец, четвертый подпериод эмпирической гигиены охватывает сравнительно небольшой отрезок времени — с 10-х по 60-е годы XIX века, но он очень важен в формировании гигиенической науки. Для этого периода характерны медико-топографические исследования как метод для углубленного изучения влияния образа жизни и условий труда на человека, появляются первые работы, имеющие социально-гигиеническое значение и опирающиеся на статистические материалы (В. П. Андросов, С. Ф. Гаевский, Т. Успенский и др.). В университете Св. Владимира гигиена и медицинская полиция объединяются в одну кафедру. За такое объединение шло движение и в других университетах. Создаются предпосылки

для создания экспериментальной гигиены. Отметим некоторые из них.

1. Развитие фундаментальных наук (химии, физики, физиологии, биологии, бактериологии и др.) давало возможность качественной и количественной оценки факторов внешней среды и поведения человека и экспериментальной их проверки.

2. По законам саморазвития науки, достижения эмпирической гигиены, требовало ее дальнейшего совершенствования. Теперь такие возможности появились. Иначе говоря, экспериментальная и социальная гигиена развивались на фундаменте эмпирической гигиены.

3. Мощным толчком к развитию гигиены послужили эпидемии холеры.

III. Третий период можно с полным правом определить как период экспериментальный и социальный (общественной) гигиены (60-е годы XIX века — 20-е годы XX века). В основе познания и оценки факторов внешней среды и других факторов, влияющих на состояние здоровья, лежит эксперимент и систематический социал-ги-гиенический анализ.

В стране организуются самостоятельные гигиенические кафедры,8 научные и учебные лаборатории, появляется первая плеяда крупных ученых-гигиенистов — А. И. Якобий, А. П. Доброс-лавин, И. П. Скворцов, Ф. Ф. Эрксман, В. Д. Субботин и др., формируются первые гигиенические школы9.

Гигиена становится базовой наукой по отношению к прагматической (прикладной) санитарии. В стране широкое развитие получает общественно-гигиеническая активность: выходит множество периодических изданий, руководств, монографий, проводятся съезды, организуются общероссийские гигиенические выставки и музеи.

Происходит формирование нового типа санитарных организаций: земской, городской, фабрично-заводской; вместе с тем в санитарной службе начинается дифференциация, появляются врачи училищные, базарные, врачи при железных дорогах и водопроводе.

Ученые-гигиенисты занимаются решением практических проблем, например в недрах гигиенического института при кафедре гигиены ИМУ благодаря деятельному участию Ф. Ф. Эрисмана создается санитарная станция. В работе станции принимают участие студенты. Воистину происходит сочетание научного с практическим, научного с учебным, учебного с практическим. Гигиена преподается в школах и многих вузах.

В обществе происходит формирование гигиенического мышления.

IV. Начало четвертого периода следует отнести к 20-м годам XX века, продолжается он и по наши дни. Этот период, полагаем, можно обозна-

8 Коростелев Н. Б. Основание первых гигиенических кафедр в России // Гигиена и санитария. — 1984. — № 2. — С. 40-44.

9 Корос те лев Н. Б. Третья гигиеническая школа Рос-

сии // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1994. - № 2. - С. 51-55.

чить так: гигиена углубленного исследования и точных регламентаций.

Достижения науки позволили выяснить влияние отдельных и комплексных факторов на здоровье человека и групп населения, определить дозировку этих факторов. Принципиально важным стало их государственное регламентирование (ПДК, ПДУ). В частности, к 1930 г. ПДК в гигиене труда было обосновано для 12 химических веществ и пыл ей, а 50 лет спустя — уже более чем для 700. ГОСТом был сформулирован медицинский принцип оценки ПДК. Санитарно-техничес-кий акцент сменился на физиолого-гигиеничес-кий. Исследования предлагали способы борьбы с физическими, химическими, биологическими вредностями и их комбинированного влияния. Постоянно расширялся круг проблем, входящих в сферу интересов, и как следствие происходили дифференциация гигиены как науки, выделение профильных кафедр и НИИ.

Дифференциация перешла в специализацию. Например, к 1934 г. в стране в системе Нарком-здрава было 38 НИИ, занимавшихся в этой или иной системе вопросами гигиены труда, не считая кафедр вузов и более 20 институтов в системе ВЦСПС.

После объединения в системе Наркомздрава и ВЦСПС осталось 27 НИИ с узкой специализацией гигиены труда в черной металлургии, торфяной, деревоотделочной промышленности и т. д10.

Специализация в гигиене стала возможной благодаря специальной подготовке гигиенистов — организация санитарно-гигиенических факультетов и институтов. Организация факультетов преследовала и еще одну важную цель — интеграцию отдельных гигиенических кафедр.

Параллельно научным и педагогическим гигиеническим учреждениям была сформирована практическая санитарная служба.

Примечательно, что профильная научная гигиена и санитарные организации возникли и в отдельных отраслях народного хозяйства: на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в вооруженных силах и др.

С точки зрения научных разработок, например в области гигиены воды, воздуха, наши исследования в 20—30-е годы и позднее не уступали западным и даже превосходили их.

Общий высокий уровень гигиенической науки позволил ей сравнительно легко перестроиться в годы Великой Отечественной войны.

Интересные метаморфозы произошли с гигиеническими школами. Различия между классическими (методическими) школами А. П. Доб-рославина, Ф. Ф. Эрисмана, А. И. Якобия — И. П. Скворцова постепенно утрачиваются, исчезают отличительные черты и формируется единая общая советская гигиеническая школа. Вместе с тем происходит формирование отдельных гиги-

10 О реорганизации работы научно-исследовательских учреждений в области охраны и гигиены труда (постановление СНК СССР от 14 октября 1934 г.) // В Постановлениях КПСС и советского правительства об охране здоровья. — М.: Медгиз, 1958. - С. 239-242.

Периодизация отечественной гигиены

п пипч Наименование периода, основной метод познания

1 |СРИ0-1 и оценки

I До X века Собственный гигиенический опыт народа.

Оценка по принципу: полезно—вредно. Изустная передача опыта, традиции

II X век — Включает 4 подпериода (фазы). Наблюдение и первая описание, письменная фиксация данных, половина Народная гигиена продолжает играть

XIX века важнейшую роль. Оценка по принципу: полезно—вредно

III 60-е годы Основной метод познания — эксперимент и

XIX века — систематический социал-гигиенический 20-е годы анализ. Качественная оценка и начало

XX века количественной оценки. Гигиена как базовая

наука санитарии

IV 20—90-е Гигиена углубленного исследования и точных годы XX (качественно-количественных)

века регламентации, закрепляемых

государственными стандартами. С конца 70-х годов компьютеризация исследований, системный анализ

енических школ, созданных по специализированному принципу (коммунальная, социальная гигиена, гигиена труда и др.). Дальнейшая дифферен-

циация гигиены приведет к созданию новых школ. Этому способствует и широкая интеграция гигиены.

На протяжении 70 лет в стране произошли серьезные социально-экономические изменения. С их учетом можно отметить и некоторые особенности гигиены и в значительно большей степени санитарии по следующим временным отрезкам: 20-е годы; 30-е годы; годы войны; послевоенные годы до конца 70-х — начала 80-х годов.

Но принципиальный метод познания и пути регламентации почти не изменились. Принципиально новое появилось в конце 70-х к в 80—90-е годы в связи с введением гигиенического мониторинга и компьютеризации научных исследований и санитарной практики.

Можно ли этот отрезок времени считать за новый (пятый) период в истории гигиены? Чтобы ответить на этот вопрос требуется дополнительный анализ.

Все сказанное сведем в обобщенную таблицу.

Поступила 22.09.95

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 613/.614:93(470)

М. Б. Мирский1

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ 1996 Г.

НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН, Москва

200 лет — Манчестерское санитарное бюро (Англия, 1976 г.).

125 лет — введение санитарного кодекса в Германии (1871 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

125 лет — "Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 году" (Н. И. Пирогов, 1891 г.).

125 лет — первая в России самостоятельная кафедра гигиены (А. П. Доброславин, 1871 г.).

125 лег — первая на Украине кафедра гигиены в Киевском университете (В. А. Субботин, 1871 г.).

100 лет — "Сельскохозяйственные рабочие и организация за ними санитарного надзора в Херсонской губернии" (Н. И. Тезяков, 1896 г.).

100 лет — "Traité d'hygiène militaire": T. 1—2. ("Трактат по военной гигиене", Ch. L. A. Laveran, 1896 г.).

75 лет — "Основы гигиены": Т. 1—2, (Г. В. Хло-пин, 1921-1923 гг.).

75 лет — Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (Москва, 1921 г.).

75 лет — Санитарно-бактериологический институт в Витебске (1921 г.).

75 лет — Первый съезд работников лечебно-санитарного дела (1921 г., 6—10 января).

75 лет — Второй съезд работников лечебно-са-нитарного дела, на котором был образован профсоюз Всемедикосантруд (1921 г., 25 февраля — 2 марта).

1 Составители: Н. П. Воскресенская, Р. С. Рабинович — отдел истории медицины и здравоохранения (руководитель — проф. М. Б. Мирский).

75 лет — Первое Всероссийское совещание по санитарному просвещению (1921 г., 15—20 марта).

75 лет — Первый Всероссийский съезд по оздоровлению населенных мест (1921 г., 15—22 сентября).

75 лет — "The American journal of tropical medicine and hygiene" (Атланта, США, 1921 г.).

50 лет — "Курс гигиены труда" (Под ред. А. А. Летавета, 1946 г.).

50 лет — Общество гигиенистов Грузии (1946 г.).

25 лет — Научно-исследовательский институт общей гигиены и профзаболеваний им. Н. В. Ако-пяна (Ереван, 1971 г.).

. 21 января — 100 лет со дня рождения Гайка Хачатуровича Шахбазяна (1896—1982 гг., род. в с. Паник Ереванской губ.), украинского гигиениста, члена-корреспондента АМН СССР, заслуженного деятеля науки. В 1946—1952 гг. — директор Киевского НИИ гигиены труда и профзаболеваний. В 1952—1972 гг. — заведующий кафедрой гигиены труда Киевского медицинского института. Научные работы посвящены вопросам гигиенического нормирования микроклимата на промышленных предприятиях, гигиены труда рабочих различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, физиологии труда и др. Одним из первых начал исследования по разработке теоретических вопросов комбинированного действия неблагоприятного микроклимата и химических веществ.

Соч. и лит.: БМЭ — 3-е изд.; Г. X. Шахбазян // Врач. дело. — 1983. — № 1. — С. 121 — 122; Шлейфман Ф. М. и др. Вклад Г. X. Шахбазяна в разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.