В.А. КОЧЕРГИН, М.С. КРАВЧЕНКО
V.A. KOCHERGIN, M.S. KRAVCHENKO
ЧЕСТЬ И РОДИНА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
HONOR AND HOMELAND ABOVE ALL
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
ORGANIZATION SYSTEM OF WORK ON MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF PUPILS
Сведения об авторах. Кочергин Вадим Анатольевич - заместитель начальника Краснодарского президентского кадетского училища (по воспитательной работе), полковник (г. Краснодар. E-mail: kmskravchenko@ yandex. ru);
Кравченко Марина Сергеевна - методист(по воспитательной работе) отдела воспитательной работы Краснодарского президентского кадетского училища, кандидат социологических наук (г. Краснодар. E-mail: vadim_kochergin@rambler. ru).
Аннотация. В статье рассматривается система организации про-фориентационной работы в Краснодарском президентском кадетском училище. Представлен практический опыт психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников.
Ключевые слова: военно-профессиональное самоопределение, военно-профессиональная направленность личности.
Information about the authors: Vadim Kochergin - Deputy Head of the
Krasnodar Presidential Cadet School (for educational work),Colonel (Krasnodar. E-mail: kmskravchenko@yandex. ru); Marina Kravchenko - Pmethodologist (on educational work) of the Department of educational work of the Krasnodar Presidential Cadet School, Candidate of Sociological Sciences (Krasnodar. E-mail: vadim_ kochergin@rambler. ru).
Summary. The article deals with the system of organization of career guidance in the Krasnodar presidential cadet academy. The practical experience of psychological and pedagogical support of the military-professional self-determination of pupils is presented.
Keywords: military-professional self-determination military-professional orientation of the individual.
Сегодня среди приоритетов современной образовательной политики особое место занимает задача развития профориентаци-онной работы. В Краснодарском президентском кадетском училище работа по военно-профессиональной ориентации воспитанников является непрерывным процессом, осуществляется всем педагогическим коллективом целенаправленно,
начиная с первых дней пребывания воспитанников на территории, и проводится комплексно до момента выпуска, а точнее до момента зачисления выпускников в высшие военные учебные заведения страны. Мы считаем, что «инструменты» военно-профессиональной ориентации должны способствовать выявлению и развитию у воспитанников склонностей и способно-
стей к военным специальностям, созданию единого образовательного пространства для раннего самоопределения воспитанников, психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения в течение всего периода обучения и формирования готовности выпускников для продолжения обучения на следующем уровне образования по
специальностям, востребованным Министерством обороны Российской Федерации.
Разработанная в рамках инновационной площадки училища модель «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ» (см. схему) является значимым механизмом в формировании у воспитанников ценностного отношения к армии, осознанного выбора профессии офицера и способствует качественной подготовке воспитанников к поступлению в военные ВУЗы.
Содержательный компонент включает комплекс мероприятий по каждому из блоков представленной модели через практическую реализацию всеми участниками образовательного процесса конкретных функций.
Руководство училища определяет стратегии, организует и координирует работу всего педагогического коллектива, направленную на психолого-педагогическое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников КПКУ.
Ключевую позицию в организации работы по военно-профессиональной ориентации в училище занимает психологическое сопровождение воспитанников. Педагоги-психологи оказывают содействие воспитателям в формировании жизненных смыслов воспитанников, развитии у них будущей образовательной перспективы и целеполага-ния. Их деятельность направлена на изучение личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей воспитанников, психологическое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников, а также консультирование педагогических работников и родителей по вопросу профориентации.
Преподаватели (учебный блок модели) включают военную составляющую в образовательный процесс, что позволяет формировать у воспитанников универсальные
учебные действия, способствующие выбору военной специальности и профиля обучения, проводят интеллектуальные игры и конкурсы военно-профессиональной направленности, во внеурочное время особое внимание уделяют развитию у воспитанников способности активного участия в исследовательской деятельности и умения самостоятельного приобретения знаний. Организованная преподавателями училища совместная проектная деятельность воспитанников с выпускниками-курсантами военных вузов учит кадет работать в формате требований высших военных учебных заведений. Созданные в училище «Школа математики и информатики», «Школа физики», «Школа иностранного языка» обеспечивают качественную подготовку воспитанников к предметным олимпиадам и конкурсам интеллектуальной направленности.
Преподаватели физической культуры на уроках и во внеурочное время создают условия для успешного выполнения кадетами нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), что является принципиально важным при формировании у воспитанников целеустремлённости, уверенности в своих силах и способствует качественной подготовке выпускников к сдаче вступительных испытаний в высшие военные учебные заведения по физической подготовке.
Преподаватели отдельной дисциплины (основы безопасности жизнедеятельности, основы военной подготовки) знакомят кадет с историей развития, структурой, назначением и составом Вооружённых Сил Российской Федерации, положением общевоинских уставов, готовят воспитанников для прохождения учебных сборов на базе воинской части посёлка Молькино, где кадеты отрабатывают элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки.
Медицинский блок включает медицинское сопровождение каждого воспитанника выпускного курса. Сотрудники медицинского пункта оказывают весомую помощь воспитанникам при прохождении обследований и получении заключений для военно-врачебной комиссии, уделяют повышенное внимание годности кадет к поступлению в военные ВУЗы по состоянию здоровья.
Воспитательный блок является безусловно ведущим компонентом модели, выделяющим значимость активного, действенного начала в её содержании, позволяющим рассмотреть военно-профессиональную ориентацию в качестве важного звена воспитания кадет, формирования всестороннего развития личности. Воспитатели на учебных курсах реализуют программы и проекты гражданско-патриотиче-ской и военно-профессиональной направленности с учётом этапов профориентационной поддержки социального становления личности воспитанников каждого курса.
На адаптационном этапе для воспитанников учебного курса 5-х классов с целью сопровождения «плавного вхождения» каждого кадета в новую и непривычную среду училища, имеющего военную направленность, осуществляется ранняя профориентация посредством включения их в проект разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы». Воспитатели и воспитанники старшего учебного курса 10-х классов знакомят пятиклашек с укладом жизни в училище, проводят мероприятия гражданско-патри-отической направленности. Взаимодействие кадет в разновозрастных группах способствует успешной адаптации к особенностям образовательной среды училища, сохранению психологического здоровья воспитанников и усвоению ими норм военно-профессиональных взаимоотношений. Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять
РУКОВОДСТВО КПКУ
• определение стратегии психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального
самоопределения воспитанников КПКУ; • координация деятельности всех участников
образовательного процесса по вопросу психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ БЛОК
• гражданско-патриотическое воспитание, реализация проектов гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности
• изучение военного опыта участников войн, боевых действий и локальных конфликтов, боевых традиций армии и флота
• взаимодеиствие с представителями военного комиссариата
• взаимодеиствие с представителями военных ВУЗов
• летняя учебная практика на базе высших военных учебных заведений МО РФ
• социализация воспитанников
ОБУЧАЮЩИЙСЯ 3-4 КЛАССА ПРОЕКТ «ГОТОВИМ БУДУЩИХ КАДЕТ»
КАДЕТ УЧЕБНОГО КУРСА 5-х КЛАССОВ -1-
&
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
• военно-профессиональное воспитание • военно-профессиональное просвещение • военно-профессиональное консультирование
ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК
I
УЧЕБНЫЙ БЛОК
БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК
• изучение личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей воспитанников
• психологическое сопровождение
военно-профессионального самоопределения воспитанников
• консультирование педагогических работников и родителей по вопросу психологического сопровождения
военно-профессионального самоопределения воспитанников
• военная составляющая в содержании рабочих программ учебных предметов 5-11-х классов
• физическая подготовка, мероприятия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
• специализированные основные курсы учебного плана, содержание которых связано с военными специальностями (ОБЖ, ОВП)
• учебные сборы по основам военной подготовки
• школа младшего командира
• ансамбль барабанщиков «РИТМ»
• тактическая подготовка
• военно-патриотический клуб
• рота почётного караула
• армейский рукопашный бой
• пулевая стрельба
• дополнительная программа первоначальной лётной подготовки
• кружки художественно-эстетической направленности
• сохранение и укрепление здоровья воспитанников
• ежегодная диспансеризация
• медицинское сопровождение ВВК воспитанников выпускного курса
/
/
ВЫПУСКНИККПКУ
КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА
Схема. Модель «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ»
опыт позитивного, созидательного взаимодействия воспитанников старшего и младшего учебных курсов училища. Значимым является положительный опыт назначения десятиклассников командирами на учебном курсе 5-х классов. Образцовый личный пример, доброе, но твёрдое слово старшего товарища позволяют юным кадетам быстрее пройти процесс адаптации к условиям учебного заведения, усвоить и принять для себя такие понятия, как дисциплина и исполнительность. Старшеклассники делятся своими знаниями и опытом с кадетами младших курсов, обучают их всему тому, чему научились сами. На занятиях «Школы младшего командира» педагоги-психологи и воспитатели разъясняют и прививают воспитанникам такие понятия, как здоровое наставничество, передача опыта, учат кадет быть помощником воспитателю в сплочении кадетского коллектива.
На ориентационно-личностном этапе для воспитанников учебных курсов 6-7-х классов с целью актуализации значимости военно-профессиональной деятельности посредством знакомства с опытом людей, переживших военные действия, изучения реальных примеров прочности духа и моральной стойкости ветеранов войн и «горячих точек» воспитатели реализуют социальный проект «Герои поколений. Сила в единстве!».
Главная идея проекта заключается в организации и проведении акции «Звонок ветерану», участвуя в которой кадеты поздравляют ветеранов с днём рождения, государственными и военными праздниками, знаменательными событиями, а также в организации встреч с ветеранами для изучения опыта представителя военной специальности. Личные встречи с ветеранами формируют истинный патриотизм в душах молодого поколения, воспитывают гордость за дела дедов и прадедов.
С целью повышения интереса воспитанников к экспозициям музея училища, сохранения исторической памяти и наследия России заведующий залом (военно-историческим), воспитатели, преподаватели и сотрудники библиотеки проводят мероприятия в рамках музейного проекта «Суворовские чтения».
Для оказания поддержки в осознании воспитанниками своих организаторских и командирских способностей, раскрытия лидерского потенциала с учётом влияния специфики кадетского образования, приобретения первоначального опыта выполнения обязанностей командиров классов и отделений начиная с 6 класса педагоги-психологи, старшие воспитатели (начальники курсов) учебных курсов, педагоги-организаторы, воспитатели, преподаватели
Встреча с ветеранами
«ОВП» и «ОБЖ», преподаватели физической культуры проводят занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвиваю-щей программе «Школа младшего командира». Программа рассчитана на 4 года. В «Школу младшего командира» для обучения зачисляются воспитанники по результатам психологических исследований, направленных на определение их социометрического статуса в коллективе, выявление уровня развития коммуникативных, организаторских навыков, которые сопоставляются с учётом мнения воспитателей. На занятиях воспитанников обучают быстро ориентироваться в трудных ситуациях, аргументированно выражать своё мнение, конструктивно взаимодействовать с подчинёнными, управлять коллективом. Занятия в «Школе младшего командира» помогают воспитанникам стать социально активной личностью, обладающей устойчивой военно-профессиональной ориентацией и владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми для дальнейшего успешного обучения в военном ВУЗе. Выпускники, имеющие в училище звания вице-сержантов, практически сразу назначаются в военных ВУЗах на должности младших командиров курсантских подразделений.
На ориентационно-практиче-ском этапе для воспитанников учебных курсов 8-9-х классов с целью углубленного ознакомления с разнообразием военных специальностей, оказания помощи воспитанникам в выборе профиля обучения и прохождения профессиональных проб в ВУЗах Министерства обороны Российской Федерации старшие воспитатели (начальники курсов) учебных курсов, педагоги-организаторы, воспитатели проводят профори-ентационные мероприятия и организовывают встречи в рамках проекта «Шаг в профессию». Проект реализуется в течение 2-х лет. Запуск проекта начинается с про-
ведения педагогом-психологом диагностики изучения профессиональных предпочтений воспитанников и готовности к выбору профиля с использованием анкеты «Карта интересов». Результаты диагностики учитываются при оказании психолого-педагогического сопровождения выбора воспитанником профиля обучения и углубленного знакомства с военной специальностью, соответствующей сфере профессиональных предпочтений. Ключевая идея проекта заключается в том, что педагогические работники учебных курсов из числа военнослужащих запаса знакомят воспитанников с особенностями военных специальностей, которыми сами владеют, и готовят воспитанников к сознательному выбору высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации для поступления.
Приоритетным для военно-профессионального самоопределения воспитанников на этом этапе являются профессиональные пробы в рамках летней профильной практики в военных вузах нашей страны. У воспитанника есть уникальная возможность лично познакомиться с особенностями и требованиями военного ВУЗа, в который планирует поступать и на практике получить базовые знания о военной специальности. Личное общение с носителями компетенций очень важно для подростков.
На развивающем этапе для воспитанников учебного курса 10-х классов с целью закрепления устойчивых профессиональных интересов, совершенствования военных, военно-технических и специальных знаний, выработки высокой психологической устойчивости, физической выносливости и ловкости, чувства ответственности за защиту Отечества, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества преподаватели «ОВП», «ОБЖ» и преподаватели физической куль-
туры проводят занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общевоенная подготовка». В ходе занятий, наряду с приобретением необходимых знаний, умений и навыков, за счёт создания соответствующей обстановки и условий, решаются задачи психологической подготовки воспитанников, готовности к преодолению опасностей и трудностей военной службы, выработки способности выдерживать высокие нервно-психологические и физические нагрузки. Контрольно-комплексным занятием на завершающем этапе реализации программы является проведение учебных сборов.
Для воспитанников учебного курса 11-х классов педагогом-психологом осуществляется мониторинг психологической готовности к сдаче государственной итоговой аттестации, воспитателями - педагогическое сопровождение реализации профессиональных планов воспитанников, подготовка личных дел и контроль готовности к вступительным испытаниям.
Организованные старшим воспитателем (начальником курса) учебного курса встречи воспитанников с выпускниками, ныне курсантами высших военных учебных заведений, в рамках проекта «Кадет - курсант - офицер» способствуют углубленному ознакомлению с условиями и особенностями подготовки к вступительным испытаниям. В ходе встреч воспитанники из «первых уст» узнают о трудностях, с которыми сталкиваются кандидаты в процессе поступления в военные ВУЗы. Наши выпускники с большим удовольствием приходят в училище, встречаются с педагогами, воспитателями и воспитанниками, делятся своими впечатлениями о новой взрослой жизни.
Профориентационная работа всего педагогического коллектива с воспитанниками не заканчивается выпуском из училища, сопровождение каждого выпуск-
ника осуществляется до момента успешного прохождения вступительных испытаний и зачисления его в военный ВУЗ.
Проводя анализ поступления выпускников училища в ВУЗы Минобороны России, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение военно-профессионального самоопределения в рамках реализации модели способствует формированию успешной, конкурентоспособной личности каждого воспитанника и это даёт возможность выпускникам реализовать свои профессиональные планы, выбрав наиболее востребованные военные специальности, поступив в самые престижные военные ВУЗы нашей страны независимо от региона.
Отличительной особенностью модели «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ» являются её гибкость и вариативность. С каждым годом содержательный компонент пополняется новыми программами и проектами гражданско-патриотической и во-енио-профессиональной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асриев, А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук). - Омск,
2008. 212 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд. центр «Академия»,
2009. 304 с.
4. Пряжникова, Е.Ю., Пряжни-ков, Н. С. Профориентация. - Изд. центр «Академия», 2008. 496 с.