Научная статья на тему 'ЧЕСТЬ И РОДИНА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ'

ЧЕСТЬ И РОДИНА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергин Вадим Анатольевич, Кравченко Марина Сергеевна

В статье рассматривается система организации профориентационной работы в Краснодарском президентском кадетском училище. Представлен практический опыт психолого-педагогического сопровождения военнопрофессионального самоопределения воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочергин Вадим Анатольевич, Кравченко Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HONOR AND HOMELAND ABOVE ALT ORGANIZATION SYSTEM OF WORK ON MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF PUPILS

The article deals with the system of organization of career guidance in the Krasnodar presidential cadet academy. The practical experience of psychological and pedagogical support of the military-professional self-determination of pupils is presented.

Текст научной работы на тему «ЧЕСТЬ И РОДИНА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ»

В.А. КОЧЕРГИН, М.С. КРАВЧЕНКО

V.A. KOCHERGIN, M.S. KRAVCHENKO

ЧЕСТЬ И РОДИНА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

HONOR AND HOMELAND ABOVE ALL

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

ORGANIZATION SYSTEM OF WORK ON MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF PUPILS

Сведения об авторах. Кочергин Вадим Анатольевич - заместитель начальника Краснодарского президентского кадетского училища (по воспитательной работе), полковник (г. Краснодар. E-mail: kmskravchenko@ yandex. ru);

Кравченко Марина Сергеевна - методист(по воспитательной работе) отдела воспитательной работы Краснодарского президентского кадетского училища, кандидат социологических наук (г. Краснодар. E-mail: vadim_kochergin@rambler. ru).

Аннотация. В статье рассматривается система организации про-фориентационной работы в Краснодарском президентском кадетском училище. Представлен практический опыт психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников.

Ключевые слова: военно-профессиональное самоопределение, военно-профессиональная направленность личности.

Information about the authors: Vadim Kochergin - Deputy Head of the

Krasnodar Presidential Cadet School (for educational work),Colonel (Krasnodar. E-mail: kmskravchenko@yandex. ru); Marina Kravchenko - Pmethodologist (on educational work) of the Department of educational work of the Krasnodar Presidential Cadet School, Candidate of Sociological Sciences (Krasnodar. E-mail: vadim_ kochergin@rambler. ru).

Summary. The article deals with the system of organization of career guidance in the Krasnodar presidential cadet academy. The practical experience of psychological and pedagogical support of the military-professional self-determination of pupils is presented.

Keywords: military-professional self-determination military-professional orientation of the individual.

Сегодня среди приоритетов современной образовательной политики особое место занимает задача развития профориентаци-онной работы. В Краснодарском президентском кадетском училище работа по военно-профессиональной ориентации воспитанников является непрерывным процессом, осуществляется всем педагогическим коллективом целенаправленно,

начиная с первых дней пребывания воспитанников на территории, и проводится комплексно до момента выпуска, а точнее до момента зачисления выпускников в высшие военные учебные заведения страны. Мы считаем, что «инструменты» военно-профессиональной ориентации должны способствовать выявлению и развитию у воспитанников склонностей и способно-

стей к военным специальностям, созданию единого образовательного пространства для раннего самоопределения воспитанников, психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения в течение всего периода обучения и формирования готовности выпускников для продолжения обучения на следующем уровне образования по

специальностям, востребованным Министерством обороны Российской Федерации.

Разработанная в рамках инновационной площадки училища модель «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ» (см. схему) является значимым механизмом в формировании у воспитанников ценностного отношения к армии, осознанного выбора профессии офицера и способствует качественной подготовке воспитанников к поступлению в военные ВУЗы.

Содержательный компонент включает комплекс мероприятий по каждому из блоков представленной модели через практическую реализацию всеми участниками образовательного процесса конкретных функций.

Руководство училища определяет стратегии, организует и координирует работу всего педагогического коллектива, направленную на психолого-педагогическое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников КПКУ.

Ключевую позицию в организации работы по военно-профессиональной ориентации в училище занимает психологическое сопровождение воспитанников. Педагоги-психологи оказывают содействие воспитателям в формировании жизненных смыслов воспитанников, развитии у них будущей образовательной перспективы и целеполага-ния. Их деятельность направлена на изучение личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей воспитанников, психологическое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников, а также консультирование педагогических работников и родителей по вопросу профориентации.

Преподаватели (учебный блок модели) включают военную составляющую в образовательный процесс, что позволяет формировать у воспитанников универсальные

учебные действия, способствующие выбору военной специальности и профиля обучения, проводят интеллектуальные игры и конкурсы военно-профессиональной направленности, во внеурочное время особое внимание уделяют развитию у воспитанников способности активного участия в исследовательской деятельности и умения самостоятельного приобретения знаний. Организованная преподавателями училища совместная проектная деятельность воспитанников с выпускниками-курсантами военных вузов учит кадет работать в формате требований высших военных учебных заведений. Созданные в училище «Школа математики и информатики», «Школа физики», «Школа иностранного языка» обеспечивают качественную подготовку воспитанников к предметным олимпиадам и конкурсам интеллектуальной направленности.

Преподаватели физической культуры на уроках и во внеурочное время создают условия для успешного выполнения кадетами нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), что является принципиально важным при формировании у воспитанников целеустремлённости, уверенности в своих силах и способствует качественной подготовке выпускников к сдаче вступительных испытаний в высшие военные учебные заведения по физической подготовке.

Преподаватели отдельной дисциплины (основы безопасности жизнедеятельности, основы военной подготовки) знакомят кадет с историей развития, структурой, назначением и составом Вооружённых Сил Российской Федерации, положением общевоинских уставов, готовят воспитанников для прохождения учебных сборов на базе воинской части посёлка Молькино, где кадеты отрабатывают элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки.

Медицинский блок включает медицинское сопровождение каждого воспитанника выпускного курса. Сотрудники медицинского пункта оказывают весомую помощь воспитанникам при прохождении обследований и получении заключений для военно-врачебной комиссии, уделяют повышенное внимание годности кадет к поступлению в военные ВУЗы по состоянию здоровья.

Воспитательный блок является безусловно ведущим компонентом модели, выделяющим значимость активного, действенного начала в её содержании, позволяющим рассмотреть военно-профессиональную ориентацию в качестве важного звена воспитания кадет, формирования всестороннего развития личности. Воспитатели на учебных курсах реализуют программы и проекты гражданско-патриотиче-ской и военно-профессиональной направленности с учётом этапов профориентационной поддержки социального становления личности воспитанников каждого курса.

На адаптационном этапе для воспитанников учебного курса 5-х классов с целью сопровождения «плавного вхождения» каждого кадета в новую и непривычную среду училища, имеющего военную направленность, осуществляется ранняя профориентация посредством включения их в проект разновозрастного сотрудничества «Вертикаль кадетской дружбы». Воспитатели и воспитанники старшего учебного курса 10-х классов знакомят пятиклашек с укладом жизни в училище, проводят мероприятия гражданско-патри-отической направленности. Взаимодействие кадет в разновозрастных группах способствует успешной адаптации к особенностям образовательной среды училища, сохранению психологического здоровья воспитанников и усвоению ими норм военно-профессиональных взаимоотношений. Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять

РУКОВОДСТВО КПКУ

• определение стратегии психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального

самоопределения воспитанников КПКУ; • координация деятельности всех участников

образовательного процесса по вопросу психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников

ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ БЛОК

• гражданско-патриотическое воспитание, реализация проектов гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности

• изучение военного опыта участников войн, боевых действий и локальных конфликтов, боевых традиций армии и флота

• взаимодеиствие с представителями военного комиссариата

• взаимодеиствие с представителями военных ВУЗов

• летняя учебная практика на базе высших военных учебных заведений МО РФ

• социализация воспитанников

ОБУЧАЮЩИЙСЯ 3-4 КЛАССА ПРОЕКТ «ГОТОВИМ БУДУЩИХ КАДЕТ»

КАДЕТ УЧЕБНОГО КУРСА 5-х КЛАССОВ -1-

&

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

• военно-профессиональное воспитание • военно-профессиональное просвещение • военно-профессиональное консультирование

ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК

I

УЧЕБНЫЙ БЛОК

БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК

• изучение личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей воспитанников

• психологическое сопровождение

военно-профессионального самоопределения воспитанников

• консультирование педагогических работников и родителей по вопросу психологического сопровождения

военно-профессионального самоопределения воспитанников

• военная составляющая в содержании рабочих программ учебных предметов 5-11-х классов

• физическая подготовка, мероприятия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

• специализированные основные курсы учебного плана, содержание которых связано с военными специальностями (ОБЖ, ОВП)

• учебные сборы по основам военной подготовки

• школа младшего командира

• ансамбль барабанщиков «РИТМ»

• тактическая подготовка

• военно-патриотический клуб

• рота почётного караула

• армейский рукопашный бой

• пулевая стрельба

• дополнительная программа первоначальной лётной подготовки

• кружки художественно-эстетической направленности

• сохранение и укрепление здоровья воспитанников

• ежегодная диспансеризация

• медицинское сопровождение ВВК воспитанников выпускного курса

/

/

ВЫПУСКНИККПКУ

КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА

Схема. Модель «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ»

опыт позитивного, созидательного взаимодействия воспитанников старшего и младшего учебных курсов училища. Значимым является положительный опыт назначения десятиклассников командирами на учебном курсе 5-х классов. Образцовый личный пример, доброе, но твёрдое слово старшего товарища позволяют юным кадетам быстрее пройти процесс адаптации к условиям учебного заведения, усвоить и принять для себя такие понятия, как дисциплина и исполнительность. Старшеклассники делятся своими знаниями и опытом с кадетами младших курсов, обучают их всему тому, чему научились сами. На занятиях «Школы младшего командира» педагоги-психологи и воспитатели разъясняют и прививают воспитанникам такие понятия, как здоровое наставничество, передача опыта, учат кадет быть помощником воспитателю в сплочении кадетского коллектива.

На ориентационно-личностном этапе для воспитанников учебных курсов 6-7-х классов с целью актуализации значимости военно-профессиональной деятельности посредством знакомства с опытом людей, переживших военные действия, изучения реальных примеров прочности духа и моральной стойкости ветеранов войн и «горячих точек» воспитатели реализуют социальный проект «Герои поколений. Сила в единстве!».

Главная идея проекта заключается в организации и проведении акции «Звонок ветерану», участвуя в которой кадеты поздравляют ветеранов с днём рождения, государственными и военными праздниками, знаменательными событиями, а также в организации встреч с ветеранами для изучения опыта представителя военной специальности. Личные встречи с ветеранами формируют истинный патриотизм в душах молодого поколения, воспитывают гордость за дела дедов и прадедов.

С целью повышения интереса воспитанников к экспозициям музея училища, сохранения исторической памяти и наследия России заведующий залом (военно-историческим), воспитатели, преподаватели и сотрудники библиотеки проводят мероприятия в рамках музейного проекта «Суворовские чтения».

Для оказания поддержки в осознании воспитанниками своих организаторских и командирских способностей, раскрытия лидерского потенциала с учётом влияния специфики кадетского образования, приобретения первоначального опыта выполнения обязанностей командиров классов и отделений начиная с 6 класса педагоги-психологи, старшие воспитатели (начальники курсов) учебных курсов, педагоги-организаторы, воспитатели, преподаватели

Встреча с ветеранами

«ОВП» и «ОБЖ», преподаватели физической культуры проводят занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвиваю-щей программе «Школа младшего командира». Программа рассчитана на 4 года. В «Школу младшего командира» для обучения зачисляются воспитанники по результатам психологических исследований, направленных на определение их социометрического статуса в коллективе, выявление уровня развития коммуникативных, организаторских навыков, которые сопоставляются с учётом мнения воспитателей. На занятиях воспитанников обучают быстро ориентироваться в трудных ситуациях, аргументированно выражать своё мнение, конструктивно взаимодействовать с подчинёнными, управлять коллективом. Занятия в «Школе младшего командира» помогают воспитанникам стать социально активной личностью, обладающей устойчивой военно-профессиональной ориентацией и владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми для дальнейшего успешного обучения в военном ВУЗе. Выпускники, имеющие в училище звания вице-сержантов, практически сразу назначаются в военных ВУЗах на должности младших командиров курсантских подразделений.

На ориентационно-практиче-ском этапе для воспитанников учебных курсов 8-9-х классов с целью углубленного ознакомления с разнообразием военных специальностей, оказания помощи воспитанникам в выборе профиля обучения и прохождения профессиональных проб в ВУЗах Министерства обороны Российской Федерации старшие воспитатели (начальники курсов) учебных курсов, педагоги-организаторы, воспитатели проводят профори-ентационные мероприятия и организовывают встречи в рамках проекта «Шаг в профессию». Проект реализуется в течение 2-х лет. Запуск проекта начинается с про-

ведения педагогом-психологом диагностики изучения профессиональных предпочтений воспитанников и готовности к выбору профиля с использованием анкеты «Карта интересов». Результаты диагностики учитываются при оказании психолого-педагогического сопровождения выбора воспитанником профиля обучения и углубленного знакомства с военной специальностью, соответствующей сфере профессиональных предпочтений. Ключевая идея проекта заключается в том, что педагогические работники учебных курсов из числа военнослужащих запаса знакомят воспитанников с особенностями военных специальностей, которыми сами владеют, и готовят воспитанников к сознательному выбору высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации для поступления.

Приоритетным для военно-профессионального самоопределения воспитанников на этом этапе являются профессиональные пробы в рамках летней профильной практики в военных вузах нашей страны. У воспитанника есть уникальная возможность лично познакомиться с особенностями и требованиями военного ВУЗа, в который планирует поступать и на практике получить базовые знания о военной специальности. Личное общение с носителями компетенций очень важно для подростков.

На развивающем этапе для воспитанников учебного курса 10-х классов с целью закрепления устойчивых профессиональных интересов, совершенствования военных, военно-технических и специальных знаний, выработки высокой психологической устойчивости, физической выносливости и ловкости, чувства ответственности за защиту Отечества, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества преподаватели «ОВП», «ОБЖ» и преподаватели физической куль-

туры проводят занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общевоенная подготовка». В ходе занятий, наряду с приобретением необходимых знаний, умений и навыков, за счёт создания соответствующей обстановки и условий, решаются задачи психологической подготовки воспитанников, готовности к преодолению опасностей и трудностей военной службы, выработки способности выдерживать высокие нервно-психологические и физические нагрузки. Контрольно-комплексным занятием на завершающем этапе реализации программы является проведение учебных сборов.

Для воспитанников учебного курса 11-х классов педагогом-психологом осуществляется мониторинг психологической готовности к сдаче государственной итоговой аттестации, воспитателями - педагогическое сопровождение реализации профессиональных планов воспитанников, подготовка личных дел и контроль готовности к вступительным испытаниям.

Организованные старшим воспитателем (начальником курса) учебного курса встречи воспитанников с выпускниками, ныне курсантами высших военных учебных заведений, в рамках проекта «Кадет - курсант - офицер» способствуют углубленному ознакомлению с условиями и особенностями подготовки к вступительным испытаниям. В ходе встреч воспитанники из «первых уст» узнают о трудностях, с которыми сталкиваются кандидаты в процессе поступления в военные ВУЗы. Наши выпускники с большим удовольствием приходят в училище, встречаются с педагогами, воспитателями и воспитанниками, делятся своими впечатлениями о новой взрослой жизни.

Профориентационная работа всего педагогического коллектива с воспитанниками не заканчивается выпуском из училища, сопровождение каждого выпуск-

ника осуществляется до момента успешного прохождения вступительных испытаний и зачисления его в военный ВУЗ.

Проводя анализ поступления выпускников училища в ВУЗы Минобороны России, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение военно-профессионального самоопределения в рамках реализации модели способствует формированию успешной, конкурентоспособной личности каждого воспитанника и это даёт возможность выпускникам реализовать свои профессиональные планы, выбрав наиболее востребованные военные специальности, поступив в самые престижные военные ВУЗы нашей страны независимо от региона.

Отличительной особенностью модели «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ» являются её гибкость и вариативность. С каждым годом содержательный компонент пополняется новыми программами и проектами гражданско-патриотической и во-енио-профессиональной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асриев, А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук). - Омск,

2008. 212 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд. центр «Академия»,

2009. 304 с.

4. Пряжникова, Е.Ю., Пряжни-ков, Н. С. Профориентация. - Изд. центр «Академия», 2008. 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.