ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕГРАДЫ, СТАНОВИМСЯ СИЛЬНЕЕ
БАРКОВСКИЙ Геннадий Францевич
родился 4 августа 1958 г. в Белоруссии .
В 1973-1975 гг. обучался в Минском суворовском военном училище .
В 1979 г. окончил Ленинградское высшее зенитное ракетное командное училище . Службу проходил в должностях командира взвода, командира зенитного дивизиона, старшего офицера по боевому управлению командного пункта ВВС и ПВО.
В 1996-2007 гг. - заместитель начальника Краснодарского университета МВД .
В 2007-2008 гг. - начальник Новочеркасского суворовского военного училища МВД России .
В 2008-2012 гг. - начальник Ростовского юридического института МВД России.
С 2012 г. - начальник Краснодарского президентского кадетского училища .
Имеет учёную степень доктора философских наук, учёное звание доцента кафедры теории и истории государства и права
В 2011 г. - почётный сотрудник МВД России .
В 2021 году присвоено звание «Почётный работник просвещения и воспитания Российской Федерации».
Награждён орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За отвагу».
Юбилей — это всегда новая точка отсчёта, время подведения итогов, анализ достигнутого и прогнозирование будущего. Краснодарскому президентскому кадетскому училищу — 10 лет. Открытое в сентябре 2012 года, оно стало четвёртым по счёту среди президентских довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, являющихся первой ступенью в подготовке военнослужащих и призванных сформировать достойную личность будущего офицера. Эта задача сегодня особенно актуальна и включает множество составляющих. Это и материально-техническая база, созданная с учётом прогрессивных тенденций в области образования, это внедрение современных ресурсов и материалов для обеспечения качественной подготовки обучающихся, это использование инновационных технологий и внедрение новейших электронных ресурсов. Однако этим не исчерпываются основные задачи, стоящие перед училищем. Личность будущего защитника Отечества включает в себя ещё и морально-нравственную составляющую, осознание своего предназначения и своей ответственности за дело, которому посвящена жизнь. Расставить правильные нравственные ориентиры — огромная ответственность. Как со всеми этими задачами справляются сотрудники Краснодарского ПКУ рассказывает начальник училища генерал-майор Г.Ф. Барковский.
Федерации? Чего, на Ваш взгляд, сегодня больше - проблем или достижений?
- Юбилейная дата для каждого из нас, конечно, особенная. Краснодарское ПКУ стало первым для многих из тех, кто здесь трудится, с точки зрения особенности довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Эти 10 лет - важный этап, позволяющий осознать, насколько органично мы вплелись в замысел создания президентских кадетских училищ. Я полагаю, нам это удалось, и сегодня Краснодарское ПКУ занимает достойное место среди довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Разумеется 10 лет - достаточный срок и для зарождения собственных традиций, и для формирования собственного лица. Стали, например, традицией такие мероприятия, как посвящение в кадеты, встречи с вы-
- Геннадий Францевич, наверняка накануне юбилейной даты Вы особенно тщательно анализируете всё, что было сделано за 10 лет существования училища. Удалось ли за это время создать собственные традиции, завоевать авторитет среди довузовских организаций Министерства обороны Российской
\ ллл I ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37)
пускниками прошлых лет, участие воспитанников КПКУ в прохождении торжественным маршем войск Краснодарского гарнизона в День Победы. В училище действует «Школа младшего командира»; уроки мужества, посвящённые Дням боевой славы Российской Федерации, конкурс профессионального мастерства «Кадетские старты», военно-спортивная игра «Мы - одна команда!» тоже стали традиционными. Не могу обойти вниманием конкурс «Битва хоров», в котором наши воспитанники демонстрируют ещё одну грань своих талантов. Каждый год привносит в жизнь училища новые традиции, и они формируют облик нашего учебного заведения. Что касается соотношения проблем и достижений, то должен сказать, что проблемы мы именуем задачами, к решению которых подходим во всеоружии, а потому каждая пре-одолённая преграда становится достижением.
- За прошедшее время, конечно, стабилизировался педагогический коллектив, появились лидеры в плане научно-методических инноваций. Кто эти люди, чем занимаются и что их отличает в работе?
- Я думаю, коллектив - это не просто педагогический состав сотрудников, это группа единомышленников, связанных общими задачами и двигающихся к единой цели. И как в любом сообществе, у нас есть и те, кто держит руку на пульсе времени и осваивает новейшие технологии, и те, кто органично сочетает в работе классические формы с инновационными элементами. У нас немало преподавателей, мыслящих нестандартно и способных создавать тот особый микроклимат, в котором рождаются таланты. Например, преподаватель химии Тахмезов Эльшан Тофикович добивается высоких результатов в работе благодаря научному подходу к преподаванию, системным знаниям в области педагогики, психологии, методики. Умеет сочетать новейшие достижения
в методике преподавания предмета с собственными нестандартными методами и приёмами, применяет широкий спектр интерактивных методов обучения.
Имя преподавателя русского языка и литературы Гатовкиной Оксаны Петровны по итогам Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» занесено в книгу «Ими гордится Россия». Её воспитанники сумели громко заявить о себе на различных научно-практических конференциях, где смогли удивить нестандартным подходом к выбранной теме и неординарным решением изучаемых вопросов.
Человеком, беззаветно преданным своему делу, можно назвать преподавателя математики Борзу-нову Галину Анатольевну. В ходе реализации на базе училища инновационной площадки Российской академии образования «Педагоги-
ческое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников с учётом требований военных вузов» Галина Анатольевна разработала интерактивный тренажёр, представляющий собой полноценную программу, которая позволяет автоматизировать формирование тренировочных упражнений по учебному предмету.
Таких талантливых, ярких преподавателей у нас немало, мы ими гордимся и стараемся создать условия для творческой и плодотворной работы. Сегодня в училище каждый третий педагогический работник имеет первую или высшую квалификационную категорию, учёную степень кандидата наук имеют 10 педагогов, двое являются соискателями звания кандидата наук.
- Учебная материально-техническая база играет в подготовке кадет немаловажную роль. Что
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) Щ ^
можете рассказать об этой базе, каковы перспективы её развития?
- Проведённое недавно самообследование материально-технической базы училища показало, что образовательный процесс в нашем училище оснащён самым инновационным оборудованием: во всех учебных кабинетах имеются интерактивные доски, мультимедийные установки; комплектация кабинетов физики, химии, биологии, технологии, лингафонных кабинетов, обеспечивает возможность проведения в полном объёме теоретических, практических и лабораторных занятий на современном уровне, организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Инфраструктура училища представлена современными спортивными и тренажёрными залами, открытыми спортивными площадками, бассейном, ледовым дворцом, высококлассным спортивным оборудованием, что позволяет воспитанникам заниматься различными видами спорта: баскетболом, водным поло, волейболом, лёгкой атлетикой, полиатлоном, гандболом, фехтованием, настольным теннисом, плаванием, рукопашным боем, самбо, спортивной гимнастикой, футболом, хоккеем, городошным спортом, спортивным ориентированием.
Предметом нашей гордости является собственный планетарий - подарок Президента России В. В. Путина к открытию училища.
Мы стремимся обеспечить создание оптимальных условий единого культурно-образовательного пространства, благоприятной образовательной среды, в том числе и в области художественно-эстетического направления, а потому в перспективе планируем строительство помещения для клуба творчества кадет.
- Кадеты - люди молодые и непоседливые. Какие формы и методы их воспитания применяются в училище, как удаётся находить общий язык с воспитанниками?
- Есть справедливое изречение о том, что все мы родом из детства. А моё детство - это суворовское училище в Минске. Яркие воспоминания, связанные с этой порой, безусловно помогают понять, чем живут и что чувствуют наши кадеты, несмотря на то, что мир, в котором они существуют сегодня, претерпел огромные изменения. Но никуда не исчезли непосредственность и искренность, любознательность и стремление познавать мир, свойственные детворе любой эпохи. А потому нужно просто помочь нашим непоседам направить неуёмную энергию в нужное русло, увлечь интересным делом, дать возможность применить на практике свои способности. Природа наделяет талантом, а наша задача - сохранить его, развить и задать правильный вектор. Для этого необходимы доверительные отношения, которые вовсе не исключают требовательности и строгости к соблюдению
устава. Это хорошо понимают и преподаватели, и воспитатели, и, конечно, педагоги-психологи, помощь которых необходима в создании комфортного микроклимата. Они ищут оптимальное соотношение между использованием новейших тенденций в воспитании и сохранением того бесценного опыта, который оставили нам предыдущие поколения.
- В наши дни часто говорят о необходимости патриотического воспитания. Сегодня трудно оспорить актуальность этой темы. Что Вы думаете по этому поводу и какие инструменты воздействия используете в общении с кадетами?
- Наша главная цель - вырастить будущих защитников Отечества, настоящих патриотов. Но мы с вами прекрасно понимаем, что не существуют специальных методик, позволяющих в определённые сроки сделать из подростков патриотов. Иван Александрович Ильин, русский философ и публицист, в своих очерках писал о том, что можно пробудить, а не навязать настоящий патриотизм. Для этого мы сами должны быть искренними и убеждёнными патриотами, мы должны показывать подопечным те ценности, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. В нашем училище следуют именно этому принципу. Чтобы погрузить воспитанников в духовный опыт страны, по нашей инициативе в 2014 году на территории Краснодарского ПКУ был создан военно-исторический зал. Это предмет нашей гордости, он стал призёром в номинации «Лучшая экспозиция, посвящён-ная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Смотра-конкурса военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой, воинской славы, соединений воинских частей и учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации. Особенно ценным является личное участие ребят в создании этого музея: многие экспонаты - это семейные ре-
ликвии, фотографии и предметы, рассказывающие о близких, принимавших участие в сражениях и внёсших свой вклад в Победу.
Наше училище стало в регионе центром инновационного опыта в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи среди образовательных организаций города Краснодара и Краснодарского края. Не могу не сказать о военно-патриотическом клубе училища «Кадеты», который ежегодно признаётся лучшим в городе по итогам учебного года.
- Кадетам, если они выберут профессию офицера, придётся столкнуться с немалыми испытаниями, в том числе и физическими. Как в училище проходит физическая закалка воспитанников?
- Одним из приоритетных направлений в деятельности училища является физкультурно-спор-тивная подготовка кадет, и здесь мы по праву можем гордиться нашими результатами в различных соревнованиях, проводимых среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ. Сборная команда Краснодарского ПКУ по городошному спорту стала бронзовым призёром, сборная команда по армейскому рукопашному бою - серебряным призёром Спартакиады и Первенства ВС РФ; сборная команда по гандболу - победителем и серебряным призёром Первенства. Порадовали сборная команда по хоккею, которая стала победителем Первенства ВС РФ, и сборная команда по мини-футболу - победитель и бронзовый призёр Спартакиады. В 2019, 2021 годах воспитанники училища стали победителями и призёрами чемпионата мира по полиатлону в спортивных дисциплинах «пятиборье», «троеборье с бегом». Есть победы в спортивном ориентировании, лёгкой атлетике, плавании. Спорт для нас - одно из приоритетных направлений, и это доказывают следующие цифры: у нас есть мастер спорта, четыре
кандидата в мастера спорта, десять обучающихся имеют 1 взрослый разряд, 22 обучающихся - второй взрослый разряд, 23 обучающихся - третий взрослый разряд, 29 обучающихся - второй юношеский разряд, 24 обучающихся - третий юношеский разряд. 162 кадета выполнили нормы ГТО и награждены золотым знаком отличия, 67 - серебряным знаком отличия, 37 -бронзовым знаком отличия.
- Насколько ярко выражена у вас военная составляющая при обучении кадет? На чём делаете основной упор и как добиваетесь интереса к выучке у ребят?
- Русский мыслитель М. О. Меньшиков говорил, что «военная служба преимущественно перед всеми держится на идеализме, совершенно бескорыстном, на поэзии дела...». Мне кажется, здесь речь идёт о внутренней потребности человека связать свою жизнь именно с воинской службой, то есть о призвании. За время пребывания в училище воспитанники должны осознать важность этого выбора, а мы призваны помочь им в этом. Среди воспитателей училища более пятидесяти бывших военнослужащих, тридцать участников боевых действий. Воспитатели учебных курсов Стрижикоза Сергей Алексеевич, Свирин Александр Николаевич, Хруст Юрий Васильевич, Бычкарь Сергей Сергеевич, Марков Александр Николаевич награж-
дены орденом Мужества. Кто, как не они, могут раскрыть кадетам самые важные стороны военной профессии? Поэтому приоритетным направлением деятельности воспитателей является работа по военно-профессиональной ориентации воспитанников. Большое внимание уделяется формированию личности кадет с опорой на лучшие примеры мировой и русской воинской культуры. В 2021 году в училище проводились профориентационные мероприятия, встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами боевых действий, ветеранами Вооружённых Сил Российской Федерации, представителями военных вузов. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые компетенции, способствующие успешному поступлению в высшие учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и дальнейшей военно-профессиональной деятельности с учётом интересов и способностей, в училище реализуются проекты гражданско-патриотиче-ской и военно-профессиональной направленности, например, проект «Кадет - курсант - офицер», профориентационный проект «Шаг в профессию», «Школа младшего командира», «Общевоенная подготовка» и другие. В 2021 году воспитатели учебных курсов продолжили работу, направленную на реализацию модели «Психоло-
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) || Г|0 Ь
го-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся КПКУ» с учётом требований военных вузов.
По нашей инициативе Краснодарское ПКУ с 2018 по 2020 учебные годы на основании Постановления Экспертного совета по работе инновационных площадок Российской академии образования являлось инновационной площадкой РАО по теме «Педагогическое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников с учётом требований военных ВУЗов».
Разработанная в рамках инновационной площадки училища модель «Психолого-педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения обучающихся» является значимым механизмом в формировании у воспитанников ценностного отношения к армии, осознанного выбора профессии офицера.
В целях совершенствования системы социального партнёрства Краснодарское ПКУ сотрудничает с Всероссийской общественной организацией ветеранов «Боевое братство»; Краснодарской краевой общественной организацией «Кадетский Суворовско-Нахимовский союз»; высшими военными учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации, военными комиссариатами города Краснодара.
- Удаётся ли кадетам бывать в воинских частях? Что для себя они выносят в ходе таких встреч, чему учатся?
- Наши ребята с огромным нетерпением и волнением ждут посещения ведущих вузов Министерства обороны, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Ярославле, Костроме, Балашихе и других городах России, где на месте знакомятся с историей создания, основными направлениями деятельности и правилами поступления в эти учебные заведения, особенностями высшего военного образования и бытом
курсантов, и это, конечно, помогает повысить личную мотивацию обучения и желание целенаправленно готовиться к государственной итоговой аттестации по соответствующим учебным предметам, необходимым для поступления в военные вузы Российской Федерации.
Кроме того, систематически проводятся учебные сборы для обучающихся 10-х классов на базе воинской части 51532, в посёлке Молькино, основной целью которых является подготовка кадет к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки». Всё это не может не оказать положительного влияния на кадет, помогает сформировать верное представление о будущей профессии.
- Как училище взаимодействует с городской администрацией, находите ли общий язык с другими учебными заведениями города?
- Безусловно, подобные связи жизненно необходимы, и мы их осуществляем. Традиционно на базе училища совместно с Комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по военным вопросам, вопросам безопасности, воспитанию допризывной молодё-
жи и делам казачества проводятся «Встречи поколений Южного федерального округа». Кадеты принимают участие в торжественных мероприятиях, митингах, встречах с Героями Российской Федерации, ветеранами Великой Отечественной войны, Вооружённых Сил Российской Федерации и боевых действий. В рамках проводимого в Краснодарском крае месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы воспитанники Краснодарского ПКУ являются постоянными участниками мероприятий патриотической направленности, проводимых совместно с учениками общеобразовательных школ и курсантами высших военно-учебных заведений г. Краснодара. На протяжении нескольких лет училище является региональной стажировочной площадкой повышения квалификации для слушателей дополнительных профессиональных программ ГБОУ ИРО Краснодарского края.
Надо сказать, что престиж Краснодарского президентского кадетского училища как заведения с инновационной образовательной программой в регионе высок, и это, конечно, заслуга всего нашего коллектива.
Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива училища
юп г г ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37)