ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ -ВОСПИТАТЬ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ
СТЕПАНЧУК Олег Анатольевич
родился 22 мая 1960 года в городе Иркутске .
В 1982 году с отличием окончил Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. В 1993 году - Гуманитарную орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённую академию Вооружённых Сил .
Прошёл путь от заместителя командира учебной танковой роты по политической части до заместителя командира танкового полка мотострелковой дивизии.Службу проходил в Забайкальском и Дальневосточном военных округах
Впоследствии служил в системе высшего и довузовского образования Министерства обороны РФ - доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного института физической культуры, начальник кадетского корпуса (спортивной школы) ВИФК.
Возглавлял Федеральный инновационный центр обучения персонала, работал проректором по среднему профессиональному образованию Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики . Кандидат педагогических наук. Кандидат в мастера спорта по военному троеборью.
С июля 2019 года - начальник Ставропольского ПКУ.
Ставропольское президентское кадетское училище открыто 1 сентября 2011 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1414-р от 11 августа 2011 года и приказом Министра обороны Российской Федерации № 1363 от 17 августа 2011 г. О сегодняшнем дне училища в канун его 10-летия на вопросы наших корреспондентов ответил начальник училища полковник О.А. СТЕПАНЧУК.
казами Министра обороны СССР и директивы Генерального штаба Вооружённых Сил СССР сформировано Ставропольское высшее военное авиационное (с 1993 г. -инженерное) училище лётчиков и штурманов имени маршала авиации В.А. Судца, выпускники которого проявили себя достойными защитниками нашей Родины. В 2011 году после реконструкции учебных корпусов, столовой, общежитий и спортивных сооружений на фондах лётного училища открылось Ставропольское президентское кадетское училище.
Конечно, мы не только территориально «укоренились» в этом месте, богатом своими историческими традициями, но и живём ими, обращаясь к опыту и заветам ветеранов, которые за эти годы стали живой историей города Ставрополя. Так, например, в своё время частым гостем кавалерии был герой Гражданской войны, прославленный Маршал Советского Союза С.М. Будённый. А сегодня мы с удовольствием проводим встречи со знаменитыми выпускниками авиационного училища: Героями России, лётчиками-космонавтами Александром Александровичем Скворцовым и Валерием Ивановичем Токаревым, генерал-майором авиации, заслуженным лётчиком России Борисом Арсеньевичем Авериным, ветераном подготовки первого пилотируемого полёта подполковником Валерием Наумовичем Сорокопудом, заместителем председателя совета ветеранов Промышленного района, членом совета
- Олег Анатольевич, что привносят в учебный и воспитательный процесс училища исторические традиции территории, на которой размешается ваше довузовское учреждение, как сохраняете историю предшественников?
- Наше училище действительно расположено на территории, которая исторически тесно связана с Российской Армией и военным образованием. В 1840 году здесь размещался первый на Кавказе военный госпиталь, реформированный в лазарет во второй половине XIX века. После Великой Отечественной войны на эту территорию была выведена легендарная 4-я отдельная гвардейская казачья кавалерийская Кубанская дивизия Северо-Кавказского военного округа, а в 1955 году на базе расформированной кавалерии было создано Ставропольское радиотехническое училище войск ПВО страны. В 1969 году в соответствии с при-
Заседание секции естествознания научного общества воспитанников СПКУ «Мир знаний - без границ»
ветеранов г. Ставрополя гвардии капитаном Игорем Алексеевичем Гончаруком, майором юстиции Владимиром Владимировичем Завгородневым. Кроме того, многие сотрудники СПКУ, в том числе воспитатели, являются выпускниками Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов имени маршала авиации В. А. Судца.
Воспитание нового поколения ребят, делающих первые осознанные шаги на пути служения Родине, невозможно без обращения к истокам военного образования. Нет ничего лучше живого примера тех, кто, несмотря на тяготы военной службы, выполнял свой долг здесь, на ставропольской земле. Говорят, дома и стены помогают. Я бы перефразировал это выражение так: кадеты, знающие историческое прошлое того места, в котором они живут, взрослеют, учатся. Если помнишь имена тех, кто обогащал историю города, края, страны своей службой Отечеству, сам стремишься к высокой планке развития. Но важно понимать и чувствовать эту преемственность традиций не только в обращении к прошлому, но и к будущему. Этим связующим звеном времён являются сами кадеты. Сегодня они, сохраняя традиции предшествен-
ников, готовятся к продолжению истории и преумножению её своими достойными поступками, становясь для своих последователей примером самоотверженности, героизма, достоинства, преданности Отчизне.
А наша задача - сохранить в кадетах память о героических подвигах советских и российских солдат. Только так мы сможем качественно подготовить военные кадры, от которых, как отмечает статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации Николай Панков, зависит
недопущение страшных трагедий военных лет.
- Как у вас идёт подбор педагогического состава, на какие качества специалистов вы обращаете особое внимание, насколько престижно быть педагогом в училище?
- На сегодняшний день педагогический коллектив училища представляют более 200 педагогов, среди которых 15 почётных работников образования, 35 докторов и кандидатов наук, более 20 победителей и призёров муниципальных, региональных и федеральных этапов конкурсов «Учитель года» и «Педагог года среди довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ». Более 50 педагогов имеют правительственные награды и медали Министерства обороны РФ. Конечно, этот коллектив был собран не за один год, но сегодня мы с уверенностью можем назвать себя сплочённой командой единомышленников, где в равной степени важна работа каждого.
Как руководитель образовательного учреждения такого высокого (президентского) уровня, при отборе кандидатов на должности педагогического состава я, конечно, обращаю внимание на теоретическую и методическую подготовку, под-
Кадеты научного класса СПКУ знакомятся с научными лабораториями завода «Сигнал»
тверждённую квалификацией в дипломе, на владение современными образовательными концепциями и технологиями, на развитость дидактических умений. Но не только дипломы, знания и опыт становятся определяющим моментом. Важна сама личность педагога или воспитателя. Какие ценностные ориентиры несёт в себе человек, какого образа жизни он придерживается, какие цели он ставит (и не только в своей профессиональной деятельности, но и в жизни). Работа нашего коллектива напрямую связана с воспитанием будущих защитников Отечества, которые приходят в училище ещё детьми (10-11 лет) и выпускаются пусть ещё не совсем взрослыми, но юношами, которые должны быть всесторонне развиты, подкованы необходимыми знаниями, с правильно сформированными представлениями о чести, достоинстве, долге перед страной. Все семь лет обучения в СПКУ рядом с нашими кадетами живут наставники, которые личным примером ведут их к выбору верного жизненного пути - стать офицерами армии, авиации, флота.
Что касается престижа работы в училище, то, несомненно, СПКУ - одно из самых востребованных образовательных учреждений в городе для возможностей реализации будущей профессиональной деятельности. Но здесь важно понимать: быть учителем по призванию - уже почётно. И таких людей видно сразу по их взгляду, по тому, как они сами представляют себя на собеседовании, что говорят об опыте своей предшествующей работы и перспективах деятельности в стенах училища. Именно такие преподаватели и воспитатели становятся частью нашего коллектива, а значит сами «делают» это место престижным личными достижениями и победами кадет под их руководством. Благодаря нашему педагогическому коллективу СПКУ является одним из лучших довузовских образовательных учреждений на
фестивалях инновационных научных идей «Старт в науку», в играх кубка КВН Министра обороны России, спортивных состязаниях по лёгкой атлетике, гандболу, хоккею, мини-футболу. Наши преподаватели не только учат кадет, но и развивают их всесторонне, что позволяет добиваться высоких результатов по всем направлениям.
- Насколько результативно приживаются у вас инновационные методики преподавания? Трудятся ли сегодня в училище творцы и инициаторы чего-то нового и передового? Кто эти люди и чем они занимаются?
- Ответ на этот вопрос неразрывно связан с предыдущим. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что абсолютное большинство наших преподавателей - люди неравнодушные, горящие всем сердцем за то, чтобы не просто дать знания, а показать кадету такой учебный путь, который повысит его познавательную активность и личную заинтересованность в своём становлении, подготовит к будущему профессиональному пути, развивая в нём компетентность, конкурентоспособность и мобильность. Мир стремительно меняется. Процессы модернизации нашей страны ориентированы и на модернизацию нашей системы образования. Современный человек должен уметь ориентироваться в мировом пространстве и научить этому его может педагог, который должен быть интересен для своих воспитанников в меняющемся мире. В нашем училище давно и активно используют инновационные формы обучения. Мы находимся в непрерывной деятельности по обновлению содержания и технологий обучения, по развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, стимулированию творческого поиска педагогов, созданию собственных методических разработок для качественного обеспечения образовательного процесса. Кроме того, с 2019 года
в училище реализуется гибкая система повышения квалификации, предполагающая возможность выстраивания педагогом собственной образовательной траектории на основе анализа и самоанализа своих достижений и результатов воспитанников. Наши преподаватели принимают постоянное участие в конференциях, профессиональных конкурсах, педагогических семинарах, которые организует управление военного образования Министерства обороны РФ под руководством генерал-майора Игоря Муравлянникова. Это, конечно, стимулирует творческий поиск новых форм и методик преподавания. Среди самых ярких, интересных и результативных инновационных разработок, функционирующих в СПКУ сегодня, можно выделить «дорожные карты» подготовки к ГИА и работы с одарёнными обучающимися, комплексную межпредметную программу формирования государственного мышления воспитанников кадетского училища, концепцию военно-профориентационной работы в СПКУ, а также ряд методических разработок, в том числе пособий, по введению военного компонента в содержание общеобразовательных предметов. Все они, кстати, получили высокую оценку внешних рецензентов - ведущих учёных, специалистов-практиков из региональных и федеральных вузов.
Мы также внимательно изучаем и воспринимаем опыт лучших довузовских образовательных учреждений Минобороны РФ, в частности таких, как Нахимовское военно-морское училище МО РФ (начальник - Алексей Романович Максимчук), Казанское суворовское военное училище (начальник -Валерий Николаевич Миронченко), Оренбургское президентское кадетское училище (начальник - Татьяна Олеговна Машковская), Краснодарское президентское кадетское училище (начальник - Геннадий Францевич Барковский).
- Выпускники училища в достаточно большом количестве поступают в высшие военные учебные заведения. Есть ли у них какой-то приоритет, какую профессию выбирают чаще всего и какой дорогой пойти советуют им педагоги, воспитатели?
- С каждым годом количество выпускников, выбирающих для поступления высшие военные учебные заведения, растёт. Если в 2016 году их было 36 человек, то в 2020 - уже 55. Среди самых предпочтительных остаются Военный университет Минобороны РФ (г. Москва), Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург), ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж) и другие. Приоритет выбора вузов Минобороны РФ закладывается с самого первого года обучения в училище. Во многом на этот выбор влияет тот факт, что большое количество детей, поступающих в СПКУ, - из семей военного и гражданского персонала системы Министерства обороны РФ. Пример родственников и близких людей становится для них определяющим и значимым. Кроме того, таким же личным примером служения Отечеству становятся воспитатели курсов. Среди них есть те, кто исполнял свой воинский долг в вооружённых конфликтах XX века.
Немаловажным ориентиром в выборе военного образования становится профориентацион-ная работа по подготовке кадет к поступлению. Министр обороны Российской Федерации, Герой России, генерал армии Сергей Шойгу большое внимание уделяет вопросу повышения престижа и популяризации военного образования. Поэтому мы, в свою очередь, стараемся максимально наполнить образовательный процесс мероприятиями по военно-профессиональной ориентации, которые входят в общую систему формирования у кадет патриоти-
ческого сознания. Мероприятия по военно-профессиональной ориентации входят в общую систему формирования у кадет патриотического сознания. В рамках этих мероприятий проводятся встречи с представителями военных вузов, с Героями Советского Союза и Российской Федерации - военными лётчиками, действующими офицерами и ветеранами Вооружённых Сил, выпускниками училища, которые с радостью возвращаются в родное училище и делятся с младшими братьями по кадетству рассказами об учёбе и быте курсантов, о традициях учебных заведений и требованиях, которые предъявляет военная служба. На старших курсах проводится профориентационная работа с акцентом на высоком качестве военного образования, возможностях военной науки, на социальных гарантиях, предоставляемых курсантам, а затем офицерам. Ежегодно проводятся летние профориентационные практики, в рамках которых у кадет есть возможность посетить высшие военные учебные заведения МО РФ и собственными глазами увидеть условия, в которых живут и учатся курсанты.
Что касается выбора профессии, то, конечно, одними из самых востребованных становятся инженерно-технические специальности. Но какой бы военный вуз и какую бы военную профессию ни выбирали наши ставропольские кадеты, главное, что они осознанно стремятся к этому выбору, понимая и принимая всю ответственность своего решения служить Отечеству.
- Многим выпускникам, избравшим непростую профессию «Родину защищать», на первых порах придётся столкнуться с немалыми трудностями. Как вы готовите их к этому? Большое ли внимание, в связи с этим, уделяется учебным дисциплинам армейской направленности?
- Конечно, мы все, и сами кадеты в том числе, понимаем все
сложности, с которыми сталкивается юноша, решивший связать свою жизнь с военным делом. Естественно, что одного чувства любви к Родине (а формирование у кадета нравственных качеств гражданина и патриота своего Отечества является одним из приоритетных направлений воспитательной работы СПКУ) недостаточно, чтобы взрастить в себе настоящего мужчину, воина, защитника. Погружение в тонкости военной профессии с первого года обучения в кадетском училище становится важным фактором развития качеств, необходимых в будущем. В связи с этим в СПКУ уделяется большое внимание учебным дисциплинам армейской направленности, таким, как «Основы военной подготовки», «Лётная подготовка», «Военное авиамоделирование», «Робототехника», «Практическая радиосвязь», «Пулевая стрельба». Каждая из этих образовательных программ позволяет увидеть ту или иную профессию изнутри, попробовать себя в роли лётчика, связиста, самому разобрать автомат, построить модель самолёта, сконструировать робота. Всё это помогает кадетам понять, какими качествами и знаниями должен обладать человек, выбирающий военную профессию.
Кроме того, с кадетами проводится профессиональная психологическая подготовка, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на развитие профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств в соответствии с требованиями военно-профессионального обучения и военно-профессиональной деятельности. На психологических занятиях кадеты изучают свои индивидуальные способности, тренируют познавательную сферу (память, внимание, мышление), обобщают свои знания об общих профессионально-важных качествах для профессии военной направленности.
- Для того, чтобы подготовить воспитанника в соответствии с сегодняшними требованиями, нужна современная учебно-материальная база. Как дело с этим обстоит в училище?
- Безусловно, всестороннее развитие и подготовка воспитанников к дальнейшей успешной профессиональной деятельности не могут осуществляться без опоры на учебно-материальную базу, соответствующую современным требованиям. Учебные площадки нашего училища постоянно обновляются инновационными объектами, такими, как класс-комплект биологии со специальным лабораторным оборудованием, лабораторно-практи-ческие кейсы для подготовки к ЕГЭ по физике, мобильный лингафонный кабинет, кабинет китайского языка, центр компьютерного творчества и робототехники с кабинетом робототехники, собственным робополигоном и 3D-мастерской, мини-типография, видеоконфе-ренцзал. Спортивный комплекс представлен спортивными залами, залами рукопашного боя, бассейном, ледовым дворцом, стадионом с искусственным покрытием, волейбольно-баскетбольными площадками. Всё это позволяет реализовывать образовательный процесс с углубленным изучением разных предметов, а также обеспечивать разветвлённую систему бесплатного дополнительного образования более чем по 40 программам интеллектуальной, спортивной,технической,творче-ской направленности.
Но для плодотворного формирования разносторонне развитой личности материально-техническая база должна постоянно расширяться. Сейчас мы планируем строительство Дворца кадетского творчества, который даст новые возможности одарённым ребятам развивать свой потенциал по всем направлениям творческой деятельности. Тем более, среди наших воспитанников есть те, кто уже проявил себя на российском
уровне: танцоры, вокалисты, пианисты, поэты. Например, кадет 5 класса Эмиль Волков - пианист, участник открытого Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», шестиклассник Артур Гри-горянц и восьмиклассник Данил Пащенко - вокалисты, постоянные участники самых значимых песенных конкурсов, победители конкурса «Солдатский конверт». На Всероссийском конкурсе литературного творчества «Проба пера» наши юные поэты и писатели также ежегодно занимают первые места. На весь Ставропольский край уже ставшие знаменитыми творческие коллективы - ансамбль барабанщиков, хор «Кадетство», вокально-инструментальная группа «Шеврон», танцевальный ансамбль «Журавцы» и многие другие.
- Ставропольское президентское кадетское училище вошло в число лучших школ России, согласно исследованию, проведённому в 2020 году рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС - Аналитика). О чём это говорит и есть ли стимул двигаться вперёд, добившись столь высокой оценки?
- Исследование рейтингового агентства ИАЕХ (РАЭКС - Аналитика) проводится ежегодно с 2015 года при участии более 50 вузов страны. В списки лучших школ по каждому федеральному округу попадают те, которые готовят наибольшее количество выпускников для лучших вузов России. Этот проект позволяет сопоставить уровень
подготовки учеников в различных школах и выделить лидеров в каждом из 85 регионов страны. При составлении рейтингов 2020 года была обработана информация о поступлении в университеты порядка 190 тысяч выпускников более чем 18 тысяч российских школ. Ставропольское президентское кадетское училище стало единственным из всех довузовских образовательных учреждений Министерства обороны России на Юге России, попавшим в этот рейтинг.
Каждый год в среднем 15% наших выпускников завершают обучение с медалью «За особые успехи в учении». О чём это говорит? Конечно, о том, что растёт как востребованность выпускников нашего училища в лучших вузах страны, так и личная заинтересованность каждого кадета в поступлении в ведущие военные и гражданские высшие учебные заведения России. Но высокая оценка нашей образовательной деятельности не есть самоцель. Признание высоких результатов нашей образовательной деятельности даёт нам мощную мотивацию к тому, чтобы ежегодно с гордостью выпускать из стен училища образованных, воспитанных, культурных, честных, ответственных, достойных, преданных Отечеству ребят. За каждым из них стоят преподаватели, воспитатели, методисты, педагоги и психологи, которые на протяжении семи лет обучения делают всё для ре-
ализации воспитанников СПКУ в выбранной ими профессиональной деятельности. И, конечно, мы идём вперёд и развиваемся вместе с ними, потому что их счастливые и наполненные осмысленным трудом на благо страны жизни и есть главный критерий наших высоких оценок.
- Как училище взаимодействует с городской системой образования, военно-патриотическими организациями, администрацией Ставрополя и области? Существуют здесь какие-то особенности, в чем они заключаются и что приносят?
- Ставропольское президентское кадетское училище активно участвует в жизни края и взаимодействует с городской системой образования, военно-патриотическими организациями, администрацией.
У нас давние дружеские отношения на основе подписанных соглашений о сотрудничестве с Северо-Кавказским федеральным университетом, Ставропольским государственным педагогическим институтом, Ставропольским государственным медицинским университетом, Ставропольскими филиалами Голицынского пограничного института и Московского государственного педагогического университета. Ведущие учёные
и преподаватели данных вузов -не только частые гости кадет, но и научные консультанты, и эксперты многочисленных совместных исследовательских проектов кадет СПКУ, отмеченных призами и дипломами конференций, фестивалей и олимпиад различного уровня. Многие из этих проектов наши кадеты имеют возможность выполнять на базе научно-исследовательских лабораторий университетов. В 2018 году именно благодаря поддержке края, ведущих вузов и инновационных предприятий города, регионального отделения ДОСААФ нам удалось на очень высоком уровне провести фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку».
Кстати, в результате взаимодействия с военными вузами, региональными университетами, городскими высокотехнологичными предприятиями, работающими в области военной науки и оборонной промышленности, такими, как Публичное акционерное общество «Ставропольский радиозавод «Сигнал» и Акционерное общество завод «Электроавтоматика», нам удалось выстроить для многих кадет с инженерно-техническим мышлением эффективную и понимаемую модель их образовательного и профессионального пути: кадетское училище - военный
Л
вуз - «научные роты» - офицерская служба.
Активно взаимодействует училище не только внутри своего края и города. В настоящее время мы расширяем свои возможности по развитию партнёрских отношений с различными организациями федерального уровня по подготовке ставропольских кадет к дальнейшему продолжению обучения в профильных высших военных учебных заведениях. Например, в мае 2020 года состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между государственной корпорацией по космической деятельности «Ро-скосмос» и Ставропольским ПКУ. В рамках соглашения о совместной научно-практической деятельности нашим воспитанникам стали доступны авиационные космические образовательные программы госкорпорации «Роскосмос», которые направлены на подготовку кадров для авиационной и космической промышленности. Традиционными стали встречи с космонавтами, телемосты с МКС. В апреле 2021 года наше училище стало единственной федеральной площадкой среди довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ для проведения организованного Роскосмосом Космического диктанта, посвященного 60-летию полёта Юрия Гагарина.
Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что за первые 10 лет своего существования Ставропольское президентское кадетское училище выработало свои определённые традиции, модель обучения и воспитания,во-енно-профориентационной работы, что в комплексе помогает выполнять наше главное предназначение - формировать новое поколение высокообразованных, патриотически мыслящих защитников нашей великой Родины! "
Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива училища
Урок информатики с планшетами