примерно на одном уровне и составляла в среднем 25 000—30 000 штыков и сабель, а в отдельных частях она даже возрастала.
УДК 94 (1920)
Б01: 10.24412/2686-9217-2020-2-17-22
Черноморский флот и врангелевская эпопея
Е.П. Гурьев21
С именем генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля связаны не только последние страницы в истории белого движения на Юге России, но и наиболее яркие страницы в истории белого Черноморского флота.
Черноморский флот в годы Гражданской войны в России имел, пожалуй, самую драматическую историю. Он менял флаги -Андреевский, украинский, немецкий, английский, красный, пережил советизацию и украинизацию, массовые убийства офицеров, немецкую и англо-французскую интервенции, переход власти в Крыму от белых к красным и наоборот. Каждый из этих эпизодов негативно сказывался на боеспособности флота, гибли или уходили с флота офицеры и матросы, выходила из строя без надлежащего ухода техника, погибали корабли, разграблялось или реквизировалось для других нужд флотское имущество. Самый активный русский флот в период Первой мировой войны с конца 1917 г. фактически не покидал Севастопольской бухты, оставаясь пассивной игрушкой в руках различных политических сил, властвующих в Крыму в годы Гражданской войны.
Наибольший урон Черноморскому флоту нанесла иностранная интервенция. Немецкая оккупация Крыма и Юга России в апреле — ноябре 1918 г. для флота обернулась Новороссийской трагедией — затоплением в Цемесской бухте и Туапсе 18-19 июня 1918 г. линкора
21 Гурьев Евгений Павлович - канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул, д. 4; [email protected]
Guriev Evgeny Pavlovich - PhD in history, associate professor, Saint Petersburg State Universitat of Architektur and Civil Engineering, Russian Federation, 190005, Saint Petersburg, 2-ja Krasnoarmejskaja str., 4; [email protected]
«Свободная Россия», 10 эсминцев и 6 транспортных судов. Интервенция стран Антанты на Юге России в январе — апреле 1919 г. закончилась варварским затоплением 13 подводных лодок 26 апреля 1919 г. в районе Севастополя и подрывом главных механизмов на 5 эскадренных броненосцах и крейсере «Память Меркурия», что полностью вывело эти корабли из строя. Более того, лучшие корабли флота - линкор «Воля», крейсера «Кагул» и «Алмаз», эсминцы «Счастливый», «Пылкий» и «Поспешный» были уведены в Измир и не возвращались русскому флоту, при этом эсминец «Счастливый» погиб 24 октября 1919 г. в Эгейском море под английским флагом. Все вышеперечисленное сделало Черноморский флот (как красный, так и белый) небоеспособным в течение всего 1919 г., поэтому никакой заметной роли в событиях Гражданской войны этого периода он не сыграл.
Восстановление Белого Черноморского флота началось только в ноябре 1919 г., то есть уже после того, как ВСЮР генерала А.И. Деникина потерпели поражение под Орлом и начали откатываться на юг, когда верховное командование сил Антанты на Черном море приняло решение вернуть русским уведенные ранее корабли. К сожалению, Морские силы Черного и Азовского морей ВСЮР (так официально назывался флот с января 1919 г. по май 1920 г.) из-за отвратительного состояния механизмов кораблей, отсутствия боеприпасов и катастрофической нехватки личного состава судовых команд не смогли должным образом содействовать эвакуации деникинских войск из Новороссийска в марте 1920 г., что привело к известной трагедии, когда часть войск пришлось оставить на берегу из-за нехватки судов.
22 марта 1920 г. генерал-лейтенанта А.И. Деникина на посту Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России сменил генерал-лейтенант барон П.Н. Врангель - последняя заметная фигура из числа руководителей русского Белого движения. Именно с приходом к власти Врангеля начинается возрождение белого флота на Черном море. Причинами этого были: во-первых, именно командование флота наиболее последовательно поддерживало кандидатуру П.Н. Врангеля на
севастопольских «выборах» Главкома в марте 1920 г.;22 во-вторых, ультиматум держав Антанты белому Правительству Юга России с требованием начать переговоры с большевиками показал, что рассчитывать на поддержку их флота в ходе операций на Черном море, как было ранее, белым не приходится; в-третьих, оказавшись в Крыму, действовать белой армии теперь приходилось в основном на приморском фронте, где значение огневой поддержки флота возрастало.
28 апреля 1920 г. командующим Черноморским флотом был назначен вице-адмирал Дмитрий Всеволодович Ненюков, ранее уже командовавший флотом и уволенный в отставку за поддержку П.Н. Врангеля. К этому моменту в боевом составе действующего флота находились: 2 линкора («Генерал Алексеев» (бывший «Воля»), «Ростислав», 2 крейсера («Генерал Корнилов» (бывший «Кагул»), «Алмаз»), 10 эсминцев, 5 подводных лодок, 3 минных заградителя, 3 тральщика и 2 канонерские лодки. С момента возобновления боевых действий флот стал активно участвовать в боях. Был создан отряд кораблей обороны Азовского моря в который вошли: линкор «Ростислав», 2 канонерские лодки «Кубанец» и «Терец», 10 малых и вспомогательных судов, которые эпизодически поддерживали эсминцы. Они участвовали в боях с кораблями красной Азовской флотилии, высаживали десанты и поддерживали огнем белые войска во время Северо-Таврической операции (6 июня - 3 ноября 1920 г.) и Улагаевского десанта на Кубань и Тамань (14 — 25 августа 1920 г.). Активность белого флота по-прежнему сковывала нехватка снабжения и некомплектность судовых команд, особенно крупных кораблей. Большая часть матросов служила у красных и заменить их офицерами или пленными красноармейцами, как было в белой армии, не представлялось возможным.
Главную же роль в эпопее врангелевского Крыма Черноморский флот сыграл осенью 1920 г. во время эвакуации белых из Крыма. Опыт Новороссийска, когда из-за неорганизованного поспешного отхода армейских частей с фронта и нехватки судов в порту образовалась давка
22 Подробнее см.: ПученковА. С. Антон Иванович Деникин - полководец, государственный деятель и военный писатель // Деникин А. И. Очерки русской смуты. М., 2017. Т. 1. С. 5-58.
- 19 -
и посадка на корабли во-многом была сорвана, оказался не напрасным — эвакуация Крыма готовилась заранее. Еще 27 октября 1920 г., когда части Красной Армии перешли в контрнаступление на Каховском плацдарме, Главнокомандующим Русской Армией П.Н. Врангелем был отдан секретный приказ о подготовке к эвакуации. Командованием флота во главе с вице-адмиралом Михаилом Александровичем Кедровым (назначен Командующим 12 октября 1920 г.) был разработан детальный план посадки войск на суда в разных портах, были собраны транспортные суда.
7 ноября 1920 г. началась Перекопско-Чонгарская операция войск Южного фронта под командованием М.В. Фрунзе, уже 11 ноября оборона белых на Перекопском перешейке была прорвана, и штаб П.Н. Врангеля отдает приказ по армии об отходе и посадке на суда. В приказе говорилось об эвакуации «всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага». Белая армия отходила, разделившись на две группы: 1 -я армия генерала А.П. Кутепова, в составе 1-го и 2-го армейских и Конного корпусов, отходила к Севастополю, 2-я армия генерала Ф.Ф. Абрамова, в составе 3-го армейского, Донского и Кубанского корпусов, — к Феодосии. 13 ноября началась посадка на суда войск 1-го и 2-го корпусов в Севастополе, 14 ноября П.Н. Врангель и адмирал М.А. Кедров на катере обошли находящиеся под погрузкой на рейде корабли, после чего флот вышел в море. Главнокомандующий Русской Армией генерал П.Н. Врангель покинул Россию на борту крейсера «Генерал Корнилов», штаб Русского флота (командующий — вице-адмирал М.А. Кедров, заместитель командующего — вице-адмирал Д.В. Ненюков, начальник штаба флота — контр-адмирал Н.Н. Машуков) находился на линкоре «Генерал Алексеев». 15 ноября закончилась посадка на транспорты Конного корпуса в Ялте, а также 3-го армейского и Донского корпусов в Феодосии, 16 ноября закончилась затянувшаяся из-за нехватки судов эвакуация Кубанского корпуса из Керчи. 16 ноября 1920 г. последние русские корабли навсегда покинули Крым — белая борьба на Юге России
- 20 -
завершилась победой большевиков. В составе сил Русского флота покинули берега Крыма 2 линкора «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», 2 крейсера «Генерал Корнилов» и «Алмаз», 10 эсминцев, 4 подводные лодки, 2 тральщика, 1 посыльное судно и другие корабли, всего 126 кораблей и судов, на которых находилось 145693 человека, из них 50 тыс. солдат и офицеров, 8 тыс. раненых, 7 тыс. женщин и детей, остальные - беженцы и гражданские служащие. В целом, эвакуация прошла четко и организовано, паники и давки при посадке на корабли не было, хотя не обошлось без потерь - 12 ноября в Керченском проливе был затоплен не имевший хода линкор «Ростислав», в тот же день на камнях у Ак-Мечети погиб минный заградитель «Буг», совершавший переход из Ялты в Керчь. Всего в портах Крыма были оставлены по причине неисправности 5 линкоров, 1 крейсер, 5 эсминцев, 1 подводная лодка, 2 канонерские лодки, 2 минных заградителя и ряд других судов. Во время перехода в Константинополь в ночь с 15 на 16 ноября 1920 г. разразился шторм, во время которого затонул эсминец «Живой» с 250 эвакуированными на борту.
19 ноября 1920 г. Русский флот прибыл в Константинополь, 21 ноября он был преобразован в Русскую эскадру, а в декабре 1920 г. по решению держав Антанты перешел в тунисский порт Бизерта. В 1924 г. на кораблях Русской эскадры контр-адмирала М.А. Беренса решением французского правительства были спущены Андреевские флаги. На этом трагическая история белого Черноморского флота закончилась. Красноречивее всего о роли Черноморского флота в дни печального эпилога врангелевской эпопеи высказался адмирал Н.Н. Машуков: «На вопрос, так часто задаваемый, "Что же сделал флот, какова его заслуга?", я отвечаю: он спас 150 000 русских людей, воинов, инвалидов, граждан, патриотов, женщин и детей, которые были ярыми врагами большевиков. Сколь велика эта заслуга, судить не берусь как современник и участник. Я устанавливаю лишь факт, а судить будут беспристрастные
исследователи и история. Без флота вся эпопея в Крыму и борьба была невозможна»23..
УДК 94 (1920)
Б01: 10.24412/2686-9217-2020-2-22-26
Наука во врангелевском Крыму
В.В. Калиновский, Е.А. Самыловская24
Научная работа в Крыму в период П.Н. Врангеля — уникальное явление в истории полуострова. Возможность заниматься профессиональной деятельностью в относительно спокойных условиях посреди бушевавшей Гражданской войны привлекла в регион целую плеяду блестящих ученых. Некоторые из них на момент 1920 года уже имели всероссийскую и мировую известность, другие находились только «в начале славных дел». Можно со всей уверенностью сказать, что ни до рассматриваемого периода, ни после в Крыму одновременно не находилось столько представителей научной элиты, которые продолжали свои изыскания. Назовем лишь некоторые имена тех ученых, которые под влиянием политической и военной ситуации оказались на полуострове: академик-естествоиспытатель В.И. Вернадский, его сын — историк Г.В. Вернадский, философ, богослов и экономист С.Н. Булгаков, историк Б.Д. Греков, математик Н.М. Крылов, геолог В.А. Обручев, филолог Н.К. Гудзий, философ Л.И. Шестов. Все они сумели найти себя в новых для них общественно-политических условиях врангелевского Крыма, продолжая
23 Цит. по: Пученков А. С. 1920 год: агония белого Крыма // Россия на переломе: войны, революции, реформы. ХХ век: Сб. статей / Отв. ред. М. В. Ходяков; отв. сост. А. А. Иванов. СПб., 2018. С. 193-194.
24 Калиновский Владимир Витальевич - кан. ист. наук, доцент, доцент, Санкт-Петербургсский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Kalinovskiy Vladimir Vitalievich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, St. Petersburg State University, Russian Federation, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya Emb., 7-9; [email protected]
Самыловская Екатерина Анатольевна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургсский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; katerina- [email protected]
Samylovskaya Ekaterina Anatolievna - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, St. Petersburg State University, Russian Federation, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya Emb., 7-9; [email protected]