Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Ренёв Евгений Геннадьевич Ижевский государственный технический университет
ЧЕРНАЯ ЛЕГЕНДА О «БЕЛОМ» ТЕРРОРЕ
Введение
На страницах различных изданий, в том числе и журнала «Иднакар» нам уже не раз доводилось разбираться с мифами, которые плотно окружают историю Ижевско-Воткинского восстания, самого мощного антибольшевистского выступления в 1918 г. (см., напр.: [1; 2]). Одним из ключевых среди них остается представление восстания как безбрежного кровавого террора со стороны повстанцев по отношению к своим противникам. С основными эпизодами, на которые опирались советские историки, создавая это представление, мы и будем разбираться в настоящей статье. Большинство из них не только плотно составили ткань самых первых сочинений, но и вошли в последующие работы и продолжают повторяться и сегодня.
Обзор литературы
В советской историографии почти сразу же сложилось утверждение о тысячах арестованных и сотнях казненных сторонников советской власти. В классическом виде они звучат на сегодня так: «Сразу же после переворота в городах и селах Удмуртии начался кровавый террор. В
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Ижевске уже в первые дни белоучредиловского владычества было арестовано 3000 человек» [3]. «Уже в первые часы были убиты и замучены десятки передовых рабочих и коммунистов. Не щадили даже раненых и больных. <...> 18 августа многие рабочие Ижевска отказались вступать в белоэсеровские отряды. Стремясь сломить их сопротивление, учредиловцы объявили, что уклоняющиеся от мобилизации «понесут ответственность» и расстреляли на главной улице города 40 рабочих, отказавшихся пойти на фронт»» [4]. «Массовые расправы вообще были частым явлением в период право-социалистической власти в Ижевске. Как показывают новейшие исследования, в одну из подобных расправ за несколько часов ижевской контрразведкой и её сподручными было уничтожено более 100 человек. Наглядным образчиком творимых в городе бесчинств является судьба 22 Банниковых из расположенной неподалёку от города деревни Болгуры (см. - Е.Р.). <..>.» [5].
Таким образом, на повестку дня встаёт вопрос о необходимости разобраться с масштабами так называемого «белого террора» повстанцев и главными его эпизодами.
Исследование проблемы
Остановимся сначала на цифре арестованных «в первые дни белоучредиловского владычества <...> 3000 человек». Впервые, как представляется, она была озвучена 7 ноября 1918 г. вятским чекистом в губернской газете «Вятская правда» [6] за день до падения Ижевска и за два дня до появления здесь армейской ЧК (которая Губчека никак не подчинялась) в побежденном городе. Потом, через шесть лет, та же цифра была повторена в центральном историческом журнале Истпарта Р.К.П. (большевиков) [7]. Но вот что интересно - в самом Ижевске ее долгие годы не озвучивали. Так, когда еще только формировалась советская мифология восстания, ее создатели здесь называли цифру на порядок меньшую. В первой книге, посвященной восстанию, и представлявшей из себя, по сути, сборник воспоминаний участников событий, опубликованных буквально по горячим следам, утверждалось: «К утру 9-
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
го августа арестованных было 300 чел., впоследствии эта цифра увеличилась до 800 человек» [8]. Автором этих расчетов был человек весьма осведомленный - член большевистского обкома Комлев. Через шесть лет в 1927 году главная местная партийная газета «Ижевская правда», на материалах Истпарта, но только местного, эти цифры повторила, хотя в центральных изданиях они уже давались в 10 раз больше (см. выше): «<...>. Ставши хозяевами города, фронтовики начали творить суд и расправу. Было арестовано более 300 человек. Многих из них отправили в Воткинск. По пути часть арестованных бежала, за что многие поплатились жизнью. При походе в Воткинск, некоторых арестованных искололи штыками. Остальные были освобождены только после взятия Ижевска и Воткинска красными. <...>» [9].1
Интересно, что примерно о том же свидетельствовали документы восстания, оказавшиеся в руках советской ЧК после поражения последнего. Так, «Чрезвычайная следственная комиссия Совета Раб.[очих], Солд.[атских] и Кр. [естьянских] Депутатов и представителей от мастерских заводов», созданная повстанцами сообщала 21 августа 1918 г.:
«Начальнику Ижевской гражданской милиции. На Ваше отношение от 17-го Августа 1918 года за № 3725. Ижевская следственная Комиссия препровождает список лиц находящихся под арестом с указанием их адресов <...>». Всего в последнем числилось 134 человека (не 300, как утверждалось первоначально ижевскими историками восстания, но и не три тысячи, как было объявлено позднее и утверждается сегодня). В основном это были местные сторонники Советской власти (в том числе и несколько милиционеров со своим начальником и его заместителем), вместе с ними под стражей находилось несколько членов 1-го Петроградского продовольственного отряда и один из руководителей последнего [10].
1 Данный сюжет заимствован из мемуаров чекиста А.Турецкого, опубликованных нами в книге: Коробейников А.В. Ижевско-Воткинское восстание: красные мемуары. Ижевск, Иднакар, 2013. С. 105-119. (Прим. издателя)
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Менее через неделю число заключенных значительно выросло - по отчету коменданта Ижевска «согласно предписанию от 27-го августа № 1549» во всех арестных помещениях у повстанцев находилось 767 мужчин и 8 женщин. В том числе в военном лазарете на лечении состояло 28 человек из них [11].
Сравнивая эти данные, стоит заметить, что к двадцатым числам августа ижевские повстанцы успешно отбили целый ряд атак на город и взяли много пленных. К примеру, командир только одного из малоизвестных красноармейских отрядов признавался, что в эти дни попало в плен к ижевцам 212 его бойцов [12].
Теперь, что касается казненных повстанцами сторонников Советской власти. Всего, по утверждению советского историка и участника событий В. Сергеева (сделанного им в 1927 г.) черпавшего свою информацию, по его собственным утверждениям, в архивах ГПУ, за все время восстания в Ижевске «замученных белогвардейцами было более 100 товарищей» [13]. Что существенно расходится, к примеру, с заявлением в газете «Борьба», сделанном победителями через 2 недели после поражения восстания: «Вчера хоронили 13 товарищей, лучших ижевских работников. <...>. В разных ямах еще находятся сотни тел замученных » [14]. Последнее заявление озвучил главный комиссар 2-й армии, он же председатель ижевского Ревкома Д. Зорин, который 27 ноября 1918 г. в частности сообщал: «От 27/1Х 1918 г. (опечатка, скорее всего 27 ноября, то есть после падения Ижевска (8 ноября) не прошло и трех недель. - Е.Р.) Вятские Поляны Политотдел II армии <...>. Чрезвычайка работает разстреляны до 300 (выделено мною. - Е.Р.) <...>» [5]. Вместе с тем, на основании протоколов ЧК, которые сохранились в ведомственном архиве в полном объёме и были опубликованы А.В. Коробейниковым, можно судить, что карательный орган расстрелял к тому моменту многократно меньшее количество повстанцев. Следовательно, Д.Зорин был склонен к преувеличениям?
Помимо того, утверждения о сотнях казненных ижевскими повстанцами, по меньшей мере, ставятся под сомнение следующим, составленным при участии чекистов после поражения восстания,
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
документом - «Список лиц, находящихся в мастерских заводов, кои находились под арестом во время белогвардейского управления». Согласно этому документу с момента начала восстания по 10 ноября 1918 г. (красные проверяли заключенных несколько дней после того, как Ижевск был ими взят) всего их насчитывалось 286 человек. Их них числятся, как «убит» по одному варианту этого документа 16 человек [16], по двум другим соответственно 7 [17] и 5 [18] (расхождения собственно в количестве заключенных между ними нет). При этом среди оставшихся в живых оказались и такие одиозные личности как известные в городе своей жестокостью эсеры-максималисты, бывшие красногвардейцы и чекисты.
Далее попробуем разобраться с главным эпизодом, которым уже многие десятки лет доказывается «террористическая» сущность восстания. Он связан с судьбой упомянутых выше крестьян Банниковых из деревни Болгуры. Вот как их история описывается в отдельном разделе под названием «Зверства белых палачей» в одной из первых советских исторических работ о нашем восстании :
«Страшную, почти невероятную картину беснования озверелых белогвардейцев рисует нам Семен Ларинцев. 23 октября были арестованы белогвардейцами 22 человека крестьян Банниковых из дер. Болгур Июльской волости<...>. Чем провинились эти Банниковы перед белыми палачами - не известно, но только их выстроили на глазах у всех арестованных в один ряд, продели сквозь связанные руки веревку, чтобы они не падали и начали сечь кнутами, сплетенными из 8 ремней, на концах которых была вплетена картечь. <...> Семь человек пали к их ногам мертвыми. Их свезли и бросили неизвестно куда. Остальных, без живого места на их теле с окрававленными неузнаваемыми от истязания лицами, увели в темные камеры и там продолжали свое отвратительное дело. А чтобы несчастные не падали, чтобы кровожадные инстинкты палачей были удовлетворены вполне, около каждого истязуемого с трех сторон ставили часовых, с направленными на них штыками и экзекуция продолжалась. Стоило лишь страдальцу повалиться от боли, или
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
уклониться от ударов в сторону, как он подхватывался на штык и корчился в ужасных мучениях<...>» [19].
Разберемся с этой информацией. Для начала - среди списков лиц, находившихся в заключени у ижевских повстанцев, как и в воспоминаниях самих арестованных, никакого Семена Ларинцева не встречается (нет и его воспоминаний и даже упоминаний о нём в текстах, что составили десятки папок с мемуарами, собранных за годы Советского времени). А ведь именно со ссылкой на Ларинцева этот рассказ был помещен в местной советской газете «Ижевская правда» 25 декабря 1918 г. автором под псевдонимом «Ш-в.» [20]. Интересно, что об этой истории, правда, без кровавых подробностей, писало за три недели до этого другое издание - предшественница «Ижевской правды» армейская газета «Борьба», где так же автор почему-то спрятался за псевдонимом «Дядя Ваня». Вот что она, в частности, поведала:
«Кошмарная ночь в военном отделе»
Ночь темная, зловещая; приближались часы к проверке <...>. Вбегают белогвардейские палачи <...>. Он начал выкликать всех сидевших Болгуринских крестьян. Их было 26 человек. Все были выстроены в пять рядов и первыми взяли двух матросов. Один из них был местный житель левый эс-эр Максютин. Болгуринские крестьяне были почти всей одной фамилии Банниковы, работавшие в дер. Совете крестьянской бедноты, где много положили трудов в борьбе с деревенскими кулаками. Увели человек 20 неизвестно куда. Спустя три дня было опубликовано в белогвардейской газете следующее: «благодарность караульному начальнику Военнаго Отдела №№ за то что усмирил бунт, благодаря чему были заколоты штыками 19 человек». <...>. Дядя Ваня» [21].
Как видим, в этом тексте рассказывается не о неизвестных Банниковых, арестованных непонятно за что. Они представлены, как «работавшие в дер. Совете крестьянской бедноты, где много положили
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
трудов в борьбе с деревенскими кулаками». Помимо того, документы позволяют установить реального «дядю Ваню» или того, кто стоял за скромным псевдонимом «Ш-в». Так «Фронтовая Чрезвычайная комиссия по борьбе контр-революцией, саботажем и спекуляцией. Ижевское отделение Отдел следственный отдел» 2-й армии 23 декабря 1918 г. в обращении за № 20 предложила следующее: «Председателю Гражданского Революционнаго Совета тов. Шапошникову Препровождая при сем материал для помещения статьи в газету «ПРАВДА»
ПРИЛОЖЕНИЕ: Материал «белогвардейские палачи». Заведывающий Следственным Отделом Матков Делопроизводитель К. Храмов» [22].
Опубликован этот материал был в указанном выше издании «Ижевская правда» от 25 декабря. Далее, - по данным всех метрических книг записи о Банниковых есть только в книге кладбищенской Троицкой церкви г. Ижевска. Но в ней они записаны, как «убитые в военном отделе» по разным датам вместе с другими крестьянами «Июльской волости, деревни Болгур».
Так 12 октября (все даты - по старому стилю) были убиты и 20 ноября похоронены три человека (здесь и далее выделено мною - Е.Р.): Николай Ефимов Банников (38 лет), Дмитрий Адрианов Банников (21 год), Илия Николаев Банников (26 лет); 18 октября убиты и 20 ноября похоронены четыре человека из той же деревни: Адриан Константинов Банников (50 лет), Петр Захаров Банников (43 года), Стефан Захаров Банников (30 лет), Прокопий Георгиев Банников (40 лет). Еще один из Банниковых Даниил Феодоров (20 лет) был «убит в военном отделе» тогда же 18 октября, но похоронен 27 ноября. В день последних боев за Ижевск 25 октября (7 ноября по новому стилю - по официальной версии в день падения Ижевска) «убиты в военном отделе» были: «крестьянин Алексей Егоров Банников, 33 года; <...> Василий Филиппов Банников, 35 лет; <...> Матвей Дмитриев Банников, 45 лет», т.е. всего три человека (похоронены 4 ноября). Вместе с ними в этот же день были казнены и так же 4 ноября отпеты и похоронены на приходском кладбище Ижевска
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
жители той же деревни «Николай Киприанов Богатырев, 43 года; <...> Петр Васильев Бобылев, 28 лет; Никифор Назаров Михалев, 22 года; Василий Кирьянов Михалев, 29 лет». Записан вслед за ними после расстрелянных 25 октября «города Нолинска мещанина» и 26 октября двух ижевцев еще один «Июльской волости, деревни Болгур крестьянин Владимир Петров Варламов, 18 лет», рядом с фамилией которого стоит пометка «убит» (без указания где) 25 октября, похоронен 7 ноября [23].
Таким образом, за две недели были казнены или убиты всего 16 человек из указанной деревни, из которых 11 были Банниковыми. Причем казни проводились три раза - 12, 18 и 25 октября, т.е., очевидно, если Банниковы были арестованы разом, то повстанцы казнили их по мере проведения следствия.
Более того, по другим документам находившиеся у повстанцев в заключении сторонники Советской власти утверждали, что упомянутые Банниковы были арестованы ижевцами по решению схода своего села и расстреляны «по приговору общества» (хотя Болгуры гораздо ближе к другому центру восстания - Воткинску, чем к Ижевску). Так один из них в 1923 г. вспоминал:
«<...>. В сентябре камеры не запирались, а в последних числах Октября стали запирать.
<...> а в другой камере было 60-ть человек китайцев. Николая Засова перевели из Военного отдела, который нам рассказал, как в военном отделке расправляется с арестованными Сорочинский, как у него на глазах разстреляли 20 человек крестьян Баннова по приговору общества» [24].
Другой бывший сиделец четырьмя годами позже рассказывал: «<...> вот перебиты крестьяне 7-8 человек села Болгур все одной фамилии Бабушкины» [25].
Показательным, как представляется, является еще и то, что этих Банниковых не очень спешили и хоронить. Значительную часть из них похоронили только 3 и 10 декабря 1918 г. (по новому стилю), только после настоятельных требований советского военно-политического руководства города. Последнее в лице Председателя Революционного Военного совета Ижевска еще 15 ноября обратилось к коменданту города со следующим:
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
«До сведения Революционного совета дошло, что за Арсеналом в яме лежат около 25 трупов наших товарищей, расстрелянных белогвардейцами. Немедленно сделайте распоряжение об уборке и похоронах этих трупов» [26].
В 1925-1926 гг., видимо, встал вопрос о перезахоронении Банниковых вместе с другими павшими за Советскую власть во время Ижевского восстания. По этому поводу на их родине в Болгурах к «16/1 -26 г.» был составлен «Список павших борцов за Революцию гр-н с. Болгур Воткинского р-на расстрелянных бандами Колчака в г. Ижевске в 1918 г.», в котором расстрелянных Банниковых насчитывалось 13 человек, Бобылевых - 3, Михалевых - 3, Богатыревых - 1, Варламовых - 2 человека [23], т.е. всего 22 жителя Болгур, «расстрелянных бандами Колчака в г. Ижевске в 1918 г.». Скорее всего, в то же время в партийных органах Ижевска был составлен «Список убитых белогвардейцами во время восстания фронтовиков в 1918 г. и похороненных на Братской могиле и список умерших и тоже похороненных тут же», в котором под № 20 записаны «Банниковы 19 человек Болгуринских крестьян, убитых во время восстания». В этом документе (он составлен в нескольких вариантах, все не датированы) числится и упомянутый в статье газеты «Борьба» «Максютин Даниил, моряк», но не как «левый эс-эр», а как «большевик» (в одном документе) или «коммунист» под именем Денис (в другом) [27]. Тем не менее, ни один из Банниковых и казненных вместе с ними других болгурских крестьян (помимо Максютина), среди красных героев похоронен не были.
Теперь об утверждении о том, что «как показывают новейшие исследования, в одну из подобных расправ за несколько часов ижевской контрразведкой и её сподручными было уничтожено более 100 человек». В «новейшем исследовании» (а это работа П.Н. Дмитриева и К.Н. Куликова «Мятеж в Ижевско-Воткинском районе» издания 1992 г.), дается ссылка на воспоминания Сыпелева [29], как будто заключенного сарапульской баржи «смерти». Однако в них нет ни слова об Ижевске [30] и, самое важное,- в имеющихся архивных списках баржевиков такой фамилии тоже нет [31]!
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре.
/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:
По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
И еще в связи с этим о расстрелянных «<.>18 августа около 40 человек, <...> на главной улице города на глазах у других рабочих». Последний «факт» взят из сочинения реального бывшего узника сарапульской «баржи смерти» П. Невлера «Люди в рогожах 1918 год. Рукопись баржевика» [32]. Это сообщение Невлера не подтверждается ни одним официальным документом и ни одним свидетельством участников событий с обеих сторон. Так, к примеру, в метрических книгах ижевских церквей и в официальных книгах регистрации рождения и смерти нет ничего, подтверждающее это сообщения (а в них вписаны почти все казненные большевики и сторонники Советской власти) [33]. Более того, существует и другой вариант этих воспоминаний, в которых нет ничего подобного, а само заключение в «барже смерти» автором представлено как некое приключение, пусть и опасное [34].
И, наверное, самое главное - существуют документы, в которых после поражения восстания ижевские сторонники Советской власти подсчитывают число своих погибших от рук повстанцев товарищей - как тех, тела которых удалось найти и похоронить, так и тех, кого еще нужно найти. В главном из них - «Список погибших товарищей во время восстания в г. Ижевске 1918 г.», составленном в 1926-1927 г. всего числится 37 человек один из которых вычеркнут (под № 37 Паркачев) [35]. При этом в него включены, по меньшей мере, три человека умерших своей смертью после поражения восстания (одна - застрелилась, двое умерли от болезни).
Выводы
Подведем итоги. С самого начала описания событий Ижевско-Воткинского восстания советские историки (за редким исключением) сознательно формировали его жестокий террористический образ. Для этого реальные трагические события, без исследования их сути, переписывались в угоду пропаганде, но не исторической истине. Поздняя советская историография на основе этого шла еще дальше, не пренебрегая при этом передергиваниями и фальсификациями документов. Именно
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
картина, сформированная ей в этом отношении, продолжает господствовать и сегодня. Как на страницах печатных работ, так и в интернете.
Источники и библиография
1.Ренёв Е.Г. Латышские стрелки и подавление Ижевского антибольшевистского восстания // Вестник Российского университета дружбы народов. - М., 2011. - № 4. -С. 40-48.
2. Ренёв Е.Г. Безоружное вооруженное восстание: производство винтовок на Ижевских
заводах во время антибольшевистского выступления// Вестник Российского университета дружбы народов. - М., 2013. - № 1. - С. 32-48.
3. Куликов К.И. В боях за Советскую Удмуртию. - Ижевск: Удмуртия, 1982. - С. 37, 38, 144, 145, 151 и др.
4. Дмитриев П. Н., Куликов К. И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе. - Ижевск: Удмуртия, 1992. - 392 с.- С. 106, 152.
5. Чураков Д. Правые социалисты и белый террор: Ижевск, 1918 год// Альтернативы. -Москва , 2004. - № 2; Режим доступа:
http ://www.alternativy .ru/ru/alternativy/2004_02/pravye_socialisty_i_belyj_terr or_izhevsk_1918_god
6. Вятская правда. - 1917. 7 ноября.
7. Сапожников Н. Ижевско-Воткинское восстание// Пролетарская революция. - М., 1924. - № 8-9. - С. 34.
8. Из недавнего прошлого (к 4-й годовщине Октябрьской революции). -Материалы из истории Ижевской организации РСДРП. - Ижевск, 1921. -Машинописный вариант// Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики (далее - ЦДНИ УР). - Ф. 352. - Оп. 2. - Д. 141. -Л. 11 (С. 21).
9. Ижевская правда. - 1927. 3 ноября. - № 323. - С. 2.
10. ЦДНИ УР. - Ф. 369. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 19-25 об.
11. Российский государственный военный архив (далее - РГВА). -Ф.39562. - Оп.1. - Д. - 7. - Л. 8.
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
12. ЦДНИ УР. - Ф. 352. - Оп. 1. - Д. 21. - Л. 27-27 об.
13. Сергеев В. Ижевские рабочие в борьбе за Советскую власть// Ижевск в огне гражданской войны 1917-1918 годы. Из истории революционного движения ижевских рабочих/ Под ред. Чурсина. - Издание областной комиссии по проведению десятой годовщины Октябрьской революции. -Ижевск, 1927. - с. 3-90. - С. 80.
14. Борьба. - 1918. 21 ноября. - № 42. - С. 4.
15. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (далее -ЦГА УР). - Ф. 390-Р. - Оп. 1. - Д. 26. - Л. 66.
16. ЦДНИ УР. - Ф. 369. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 74-88.
17. ЦДНИ УР. - Ф. 350. - Оп. 3. - Д. 44. - Л. 41-46.
18. ЦГА УР. - Ф. 452. - Оп. 1. - Д. 1.
19. Сергеев В. Ижевские рабочие в борьбе за Советскую власть. . - С. 81-82.
20. Ижевская правда. - 1918. 25 декабря. - № 19. - С. 4.
21. Борьба. - 1918. 2 декабря. - № 53. - С. 3.
22. ЦГА УР. - Ф. Р-390. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 49.
23. ЦГА УР. - Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 212 об.-224, 230 об.-232, 262 об.-263.
24. ЦДНИ УР.- Ф. 352. - Оп. 2. - Д. 56. - Л. 2 об-2.
25. ЦДНИ УР.- Ф. 352. - Оп. 2. - Д. 68. - Л. 12.
26. ЦГА УР. - Ф. Р-390. - Оп. 1. - Д. 36. - Л. 49.
27. ЦДНИ УР - Ф. 352. - Оп. 2. - Д. 114. - Л. 8, 9, 74-75.
28. Книга памяти жертв политических репрессий. - Ижевск: «Удмуртия», 2001. - 386 с.- С. 23, 24.
29. Дмитриев П. Н., Куликов К. И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе. . - С. 112, 132.
30. ЦГА УР. - Ф. 1061. - Оп. 1. - Д. 21. - Л. 136-136 об.
31. ЦДНИ УР.- Ф. 369. - Оп. 1. - Д. 48.
32. ЦГА УР. - Р.-1061. - Оп. 1. - Д. 13. - Л. 3.
33. Ренев Е.Г. Приходские книги ижевских церквей о последних днях Ижевского восстания// Исторические, философские, политические и
Ренёв Е.Г. Чёрная легенда о «белом» терроре. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.48-60-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 2(8). Часть 3. - С. 155-157.
34. Невлер П. Баржа смерти. Воспоминание. - № 29987 - Удмуртский республиканский музей (УРМ).
35. ЦДНИ УР.- Ф. 352. - Оп. 1. - Д. 114. - Л. 73-75.