Научная статья на тему '“черкесский вопрос” и адыги'

“черкесский вопрос” и адыги Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
749
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАМОРФОЗ / METAMORPHOSIS / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / АДЫГИ / CIRCASSIANS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПРОЦЕССЫ / PROCESSES / ДИАСПОРА / DIASPORA / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колосов Владимир Александрович

В статье анализируется влияние “черкесского вопроса” на адыгов и процессы протекающие в их среде через призму терминов “метаморфоз” и “трансформация”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Circassians Question” and Orcassians

The article analyzes the impact of the “circassians question” on the circassians and process occurring in their environment through the prism of terms “metamorphosis” and “transformation”.

Текст научной работы на тему «“черкесский вопрос” и адыги»

Очерк из истории грузино-абхазских отношений. Сухуми, 1972. 122 с.

18. Авидзба В.Д. Проведение в жизнь крестьянской реформы в Абхазии. Сухуми, 1985. 186 с.

19. Дзидзария Г.А. Восстание 1866 года в Абхазии. Сухуми, 1955. 64 с.; Он же. Декабристы в Абхазии. Сухуми, 1970. 118 с.; Он же. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. 362 с.; Он же. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX веке (до крестьянской реформы 1870 года). Сухуми, 1958. 234 с.; Он же. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. Сухуми, 1960. 246 с.; Он же. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. Сухуми, 1979. 344 с.; Дзидзария Г.А., Качарава Ю.М. Из истории совместной борьбы грузинского и абхазского народов (XIX - начало XX века). Тбилиси, 1981. 144 с.

20. См. напр.: Адамия В.И. Социально-экономическое развитие грузинской деревни в пореформенный период (1870-1900 гг.). Тбилиси, 1976. 188 с.; Антадзе К.Д. Население Грузии в XIX в. (Истори-ко-демографическое исследование). Тбилиси, 1973. 154 с.; Гугушвили П.В. Развитие промышленности в Грузии и Закавказье в XIX-XX вв.: В 2 т. Т. 1. Тбилиси, 1957. 214 с.; Он же. Развитие сельского хозяйства в Грузии и Закавказье в XIX-XX вв. Тбилиси, 1968. 226 с.; Жордания О.К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси. 1982. 236 с.; Иоаннисян А.Р. Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX столетия. Ереван, 1958. 252 с.; Мочалов В.Д. Крестьянское хозяйство в Закавказье в конце XIX века. М., 1958. 176 с.

21 января 2014 г.

УДК 39(470.6)

"ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС" И АДЫГИ В.А. Колосов

В последние годы чрезвычайно актуализировался в информационном пространстве так называемый "черкесский вопрос".

Термин "черкесский вопрос" употребляется очень широко в средствах массовой информации, в экспертных и научных кругах. Однако четкого и общепризнанного научного определения данного термина нет. В данной статье под "черкесским вопросом" понимается совокупность проблем, стоящих перед адыгами (черкесами), которые требуют своего решения и оценки. В поле зрения России и ее руководства "черкесский вопрос" появился еще о второй половине XVI в., когда ко двору Ивана IV Грозного стали прибывать делегации из Кабарды с просьбой защитить их от врагов и принять в подданство. В настоящее время Российская Федерация является основным действующим лицом в "черкесском вопросе".

Причины актуализации "черкесского вопроса" многообразны, но среди них основ-

Колосов Владимир Александрович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник СевероКавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: vakolosov@sfedu.ru.

ными являются: активность адыгских организаций Российской Федерации и мира, период подготовки и проведения зимней Олимпиа-ды-2014 в г. Сочи и война в Сирии.

Активизация черкесского национального движения в конце 1980-х гг. развивалась практически параллельно в России и за рубежом. Одним из мотивов его быстрого развития была вера в возможность восстановления черкесского единства первоначально в рамках международной организации, символизирующей перспективу реального воссоединения черкесов на родине. В мае 1991 г. в Нальчике прошел первый Всемирный адыгский конгресс. В принятой на конгрессе Декларации говорилось: "Конгресс принял решение и оповещает всех людей на Земле об учреждении Всемирной черкесской ассоциации (ВЧА), призванной изучать и решать общие проблемы братских народов, способствовать сохранению их родного языка и культуры, восстановлению их подлинной истории, обеспечению свободы вероисповедания, консолидации

Vladimir Kolosov - PhD in History, senior researcher at the North Caucasian Center of Science of the Higher School at the Southern Federal University, 140, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: vakolosov@sfedu.ru.

усилий для сбережения своей национальной самобытности". В Уставе организации, зарегистрированной в России как Международная черкесская ассоциация (МЧА), ее создание связывалось с целями "этнического самосохранения, самоопределения и развития". Таким образом, в конце XX века "черкесский вопрос" впервые был поставлен как вопрос о консолидации и перспективах "глобального" адыго-черкесского сообщества в рамках адыгского (черкесского) национального движения, получившего международный характер [1].

Долгое время "черкесский вопрос" вызревал внутри адыгского национального движения. Однако после получения городом Сочи права на проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. интерес к сложному и тернистому историческому пути адыгов заметно усилился. Актуализация "черкесского вопроса" произошла главным образом в информационной плоскости и прямо взаимосвязана с Олимпи-адой-2014 в городе Сочи, что подтверждается итогами исследований Р.Ш. Курбанова [2, с. 68]. В средствах массовой информации зазвучали обвинения России в геноциде черкес в середине XIX в., не имеющие ничего общего с исторической объективностью. Но эта информационная компания, как представляется, имела своей целью не поиск исторической справедливости, а ведение антироссийской пропаганды в целях роста антироссийских настроений в среде адыгов как в Российской Федерации, так и в мире. Подавляющее большинство публикаций, как "за" так и "против", не отличаются научностью, носят очень политизированный характер и зачастую обращаются к одним и тем же фактам, вольно трактуя их каждый в свою пользу. Убедиться в справедливости данного вывода может каждый, набрав в одной из многих поисковых систем информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к примеру словосочетание: "черкесский вопрос" или "геноцид черкес" и т.д.

Мощная информационная компания и исторические спекуляции по этому вопросу имели и положительный эффект, они обозначили чрезвычайную актуальность исторических, культурных, политических и прочих процессов, протекавших в адыгском мире в XIX - XXI веках, на анализ которых, как представляется, научное сообщество должно направить свои усилия.

Адыги, в силу трагических страниц завершающего этапа Кавказкой войны и эми-

грации (мухаджирства) части адыгов в Османскую империю - это разделенный народ, значительная часть которого, проживает в западной части Северного Кавказа и ряде стран Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Израиль). Адыги, проживавшие на территории России и вышеуказанных стран Ближнего Востока, длительное время развивались изолировано друг от друга, испытывая влияние разных культурных и цивилизационных парадигм.

По нашему мнению, при анализе процессов, протекавших в среде адыгов, проживавших в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации, целесообразно применять термин метаморфоз, а при анализе тех процессов, которые протекали в среде адыгов Турции и других стран Ближнего Востока можно применить термин трансформация. Остановимся подробнее на предлагаемой терминологии.

Метаморфоз - это процесс превращения объекта, который хотя и может быть вызван извне, однако определяется ходом индивидуального развития, затрагивает лишь внешнюю форму объекта и не оказывает заметного влияния на внутреннее содержание и функции объекта.

Данный термин целесообразно применять при описании, рассмотрении и анализе процессов, характеризующихся внутренней взаимообусловленностью, естественно-исторической последовательностью, органицизмом, относительной независимостью от внешних воздействий и протекающих как сознательно, так и бессознательно.

Трансформация - это процесс превращения объекта, вызванный извне, который приводит к изменению всех основных качественных характеристик и внутренней структуры объекта, и происходит для достижения определенных целей.

Вышеуказанный термин целесообразно применять при описании, рассмотрении и анализе процессов, характеризующихся внешней подчиненностью, механистичностью, обратимостью и управляемостью, как на разных стадиях, так и в целом, протекающих сознательно, осознанно и зависимых от внешнего воздействия [3].

Адыгам, проживавшим последовательно в составе Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации были созданы все условия для развития языка, культуры

и самореализации во всех прочих сферах. В 1922 г. были созданы Адыгейская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская автономные области, которые затем получили статус республик. Республики успешно развивались, в короткий срок сформировались национальные управленческие, научные, культурные и политические элиты. Столь комфортные условия для развития адыгов не существовали и не существуют более нигде в мире, они позволили адыгам поступательно развиваться, реализуя индивидуальную программу развития.

Но, если в Османской империи адыгской диаспоре были созданы более или менее комфортные условия, то с установлением нового государства - Республика Турция - их положение изменилось. Против адыгов был предпринят ряд мер. Все организации и школы были закрыты, начались судебные преследования организаторов и учителей, 14 черкесских деревень были подвергнуты принудительному переселению, а черкесские ученики выгонялись из военных школ. По закону 1934 г. они должны были отказаться от родовых имен и принять турецкие фамилии [4, с. 55]. Конечно, с течением времени все изменилось, и сейчас усилия общественных деятелей направлены на возрождение культуры, языка, этнического самосознания. Однако последствия этих действий оказались весьма разрушительными. Вот как иллюстрирует положение с родным языком в среде адыгской диаспоры Г. Чемсо: "В адыгской диаспоре положение со знанием адыгского языка не может никого удовлетворить. Но хуже всего, на наш взгляд, дело обстоит в Турции, где адыги целое столетие подвергались сильному ассимиляционному давлению. Несмотря на то, что именно здесь сосредоточена крупнейшая диаспора в 2-3, а по некоторым данным -до 5-8 миллионов человек, не более 15 - 20 процентов из них говорят на родном языке. В Сирии и Иордании на нем говорит фактически только старшее поколение. В Европе и США, где нет компактных адыгских поселений, изучение языка стало чисто семейным делом" [5]. А между тем язык - это один из важнейших факторов существования и развития народа. Нет языка - нет народа.

В Российской Федерации складывалась прямо противоположная ситуация. Адыгейский, кабардинский и черкесский языки признаны наряду с русским государственными

в Республике Адыгея, Кабардино Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, соответственно [6]. Адыгские языки используются как средство обучения в школе, преподаются как предмет в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах. На этих языках выходит учебная, художественная и публицистическая литература, газеты и журналы, осуществляется теле- и радиовещание и т.д. Они являются предметом научного изучения.

Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"» была утверждена одноименная федеральная целевая программа. В связи с этим государственная политика, без сомнения, принимает более системный характер в сфере сохранения и развитие языкового многообразия и защиты языков национальных меньшинств, обеспечения их прав на сохранение этнической самобытности, традиций, а также в сфере укрепления межнационального согласия, гармонизации межэтнических отношений, профилактики ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по признаку расовой, этнической или религиозной принадлежности и многое другое. Объем финансирования вышеуказанной программы составляет 6 766,35 млн руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4 581,91 млн руб. [7].

Это и многое другое свидетельствует о внимании федерального центра к проблемам народов России и адыгов, в том числе. Даже поверхностное сравнение условий проживания адыгов в России и Турции, Сирии или Иордании будет не в пользу вышеперечисленных зарубежных стран. В силу этого, а также эскалации конфликта на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии) можно прогнозировать рост числа адыгов, желающих вернуться на историческую родину их предков.

Глубокое изучение и необходимость сравнительного анализа истории адыгов, проживавших на Северном Кавказе и Ближнем Востоке в XIX-XXI веках, а также протекавших в их среде процессов - актуальные задачи современной науки. Их решение позволит научному сообществу, сосредоточив свои усилия на изучении, а также распространения в среде населения информации о достижениях адыгских народов, в период проживания

в составе Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации, несомненно, эффективно противодействовать массированной антироссийской пропаганде и будет способствовать разоблачению мифа о "геноциде". Общество должны знать, что именно в России адыги достигли высокого уровня развития национальной культуры, языка, искусства, сформировались элиты.

История адыгов свидетельствует, что адыги в России, конечно же, испытывая влияние извне, тем не менее смогли реализовать индивидуальную программу развития своего народа, поступательно развиваясь, сохранили и укрепили свою этническую идентичность, самобытность, развили национальную культуру, язык. Этот процесс поступательного саморазвития и есть метаморфоз, который продолжается и в настоящее время, и есть уверенность в том, что он будет продолжаться и далее.

Адыги диаспоры попали в гораздо менее благоприятные условия. Они испытали на себе сильное ассимиляционное давление окружающих народов, и ни в одной стране, кроме России, они даже и не могли всерьез рассчитывать на автономию в местах компактного проживания. Более того, ни в одной из стран, где проживают черкесы, за ними не признают их национальную идентичность. В Турции они турки, в Сирии - сирийцы, в Израиле - израильтяне [8]. Испытывая ассимиляторское давление и желая как можно быстрее интегрироваться, адыги, которые исповедовали ислам, подчас были вынуждены жертвовать своей этнической идентичностью в пользу наднациональной исламской идентичности, таким образом, трансформируясь. Исследование процессов трансформации адыгов в странах Ближнего Востока и процесса их метаморфоза на Северном Кавказе должно стать одним из приоритетных исследовательских направлений. Очевидно, что почти двухвековое раздельное проживание двух частей единого народа не могло пройти бесследно. Термины "метаморфоз" и "трансформация" могут стать концептуальной основой научного исследования и построения адаптационных моделей, сравнительного анализа и оценки процессов, протекавших в среде адыгов, проживавших на Северном Кавказе и Ближнем

Востоке в период с 60-х годов XIX в. по настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Боров А.Х. "Черкесский вопрос" как исто-рико-политический феномен. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2012. 60 с.

2. Курбанов Р.Ш. Черкесский вопрос: осмысление содержания дискурса // Черкесский вопрос в России в конце ХХ начале XXI веков: геополитические легенды и историческая память: сборник материалов круглого стола. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 61-72.

3. См.: подробно: Колосов В.А. К вопросу о месте терминов "метаморфоз" и "трансформация" в гуманитарном знании // Наука. Культура. Образование. Комрат: Комратский государственный университет, 2011. С. 237-239.

4. Иванова В.В. Черкесская диаспора Турции и вопрос репатриации на историческую родину // Черкесский вопрос в России в конце ХХ начале XXI веков: геополитические легенды и историческая память: сборник материалов круглого стола. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 53-60.

5. Чемсо Г. Непристойно не знать родной язык // ИА "Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии" [Электронный ресурс]. URL: http:// http://hekupsa. com/cherkesiya/obzor/1935-g-chemso-nepristojno-ne-znat-rodnoj -yazyk.

6. Закон Республики Адыгея от 31.03.1994 № 74-1 "О языках народов Республики Адыгея" // Информационно-правовой портал "Гарант" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/32302641/; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.1995 № 1-РЗ "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики" // Информационно-правовой портал "Гарант" [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/30500301/; Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.1996 № 104-XXII "О языках народов Карачаево-Черкесской Республики" // Информационно-правовой портал "Гарант". [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/30900008/.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"" // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/09/02/ edinstvo-site-dok.html.

8. Инанж Г. Черкесский вопрос - новая проблема для России и Турции // Босфор. Вести Турции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestiturkey. com/cerkesski-vopros-nova-problema-dl-rossii-i-turcii-1534h.htm.

Статья подготовлена в рамках НИР № 213.01-24/2013-186 по теме "Проблемные вопросы формирования исторической памяти адыгских (черкесских) народов в Х1Х-ХХ1 веках"

21 февраля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.