Научная статья на тему 'Деятельность общественных организаций северокавказских диаспор в Турции'

Деятельность общественных организаций северокавказских диаспор в Турции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1131
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ДИАСПОРЫ / ТУРЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕРКЕСЫ / АБХАЗЫ / ДАГЕСТАНЦЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЕ АКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кушхабиев Анзор Викторович, Магомеддадаев Амирхан Магомедович

В статье рассматривается краткая история создания северокавказских общественных организаций в Турции. Показаны основные изменения в их деятельности во 2-й половине XX начале XXI в. Анализируются основные функции и значимость северокавказских общественных организаций в Турции в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественных организаций северокавказских диаспор в Турции»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ДИАСПОР В ТУРЦИИ

© 2012 Кушхабиев А.В., Магомеддадаев А.М.*

Кабардино-Балкарский научный центр РАН ^Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье рассматривается краткая история создания северокавказских общественных организаций в Турции. Показаны основные изменения в их деятельности во 2-й половине XX - начале XXI в. Анализируются основные функции и значимость северокавказских общественных организаций в Турции в наши дни.

The authors of the article review the brief history of establishing the North-Caucasian public organizations in Turkey. They show the principal changes in their activities during the period since the second half of the 20th century till the beginning of the 21st one and analyze the main functions and importance of those organizations in Turkey at present as well.

Ключевые слова: северокавказские диаспоры, Турция, общественные организации, черкесы, абхазы, дагестанцы, этническая культура, массовые акции.

Keywords: the North-Caucasian diasporas, Turkey, public organizations, Circassians, Abkhazians, Dagestanians, ethnic culture, mass actions.

В наши дни в Турции, по данным северокавказских общественных

организаций в Стамбуле, проживает свыше 3,5 млн. потомков эмигрантов с Северного Кавказа. Большинство из них черкесы (адыги), остальные - абхазы, абазины, дагестанцы, чеченцы,

карачаевцы, осетины. Среди черкесских субэтнических групп преобладают абадзехи, бесленеевцы, бжедуги,

кабардинцы, шапсуги, убыхи и

хатукаевцы. Среди народов Дагестана преобладают аварцы, в меньшем числе -лезгины, даргинцы, кумыки, лакцы.

Северокавказские диаспоры

сформировались в результате выселений с Кавказа, осуществленных царским правительством во 2-й половине XIX -начале XX в. Численность черкесов (западных адыгов и кабардинцев), выселенных в Османскую империю, составила более 800000 человек. Немалая часть их погибла в процессе выселения - на Кавказе, в пути следования по морю и на османском побережье Черного моря.

Приблизительная численность других народов Кавказа, выселенных в Османскую империю, составила: 135000

абхазов и абазин, 39000 ногайцев, 23000 вайнахов, 20000 дагестанцев, около

10000 карачаевцев и балкарцев, 3000 осетин [1. С. 167; 2. С. 373; 3. С. 291, 292; 4. С. 157, 190, 191; 5. С. 17; 6. С. 85].

Какая-либо культурно-просветительская деятельность в среде северокавказских диаспор пресекалась властями. До победы младотурецкой революции в 1908 г. В том же году в Стамбуле было основано «Черкесское общество единения и взаимопомощи» (ЧОЕВ). Общество ставило задачи проведения культурно-просветительной и образовательной работы среди северокавказского населения, а также поиск путей реэмиграции на историческую родину. ЧОЕВ издавало газету «Гъуазэ» (1911-1914 гг.), а также различные книги и брошюры на османском, арабском и адыгском (на арабской графической основе) языках. Также ЧОЕВ учредило в Стамбуле черкесскую среднюю «образцовую» школу, преподавание в которой велось на адыгском языке по букварям и учебникам, изданным членами этого общества. Со временем аналогичные школы стали открываться в районах

компактного проживания черкесов. Членами общества были налажены связи с интеллигенцией на Северном Кавказе. В 1914 г. представители ЧОЕВ учредили «Комитет независимости Кавказа».

В 1918 г. в Стамбуле было создано «Общество взаимопомощи черкесских женщин». Оно выпускало журнал «Ди йанэ» («Б1 уапе») на османском и адыгском (на латинской графической основе) языках. После провозглашения Турецкой Республики в 1923 г. и установления однопартийного правления (Народно-республиканской партии) деятельность ЧОЕВ, черкесских школ и других черкесских организаций была запрещена [36. 8. 120, 122; 37. 8. 95-98].

До середины XX в. преобладающая часть северокавказцев проживала в селениях в разных районах Турции (около 1000 селений). Во 2-й половине XX в. в результате процессов урбанизации жители северокавказских селений, так же, как и турецких, устремились в города. К настоящему времени количество северокавказских селений в Турции сократилось до 500. Большинство северокавказцев

проживает в городах: Стамбул, Анкара, Самсун, Синоп, Чорум, Кайсери, Дюздже, Кахраман-Мараш, Балыкесир, Токат, Сивас, Бурса, Адана, Ялова, Чифтлик-кей, Муш и др. Дисперсное проживание в городах среди доминирующего иноэтничного

населения в отрыве от моноэтнических анклавов способствует постепенному нивелированию этнической культуры северокавказских диаспор. В таких условиях одной из форм культурной интеграции северокавказских диаспор становятся различные общественные организации - культурные общества, фонды, клубы, комитеты.

После окончания Второй мировой войны, в Турции получили развитие процессы постепенной либерализации социально-политического строя. В меняющейся ситуации этническим меньшинствам было предоставлено право на культурно-просветительскую деятельность. В меняющейся ситуации, в начале 1950-х гг. в городах Турции вновь стали создаваться

северокавказские культурные общества.

Во время осложнений политической ситуации в Турции в 1960, 1970-1973, 1980-1984 гг. деятельность

общественных организаций

приостанавливалась на определенное время.

В первые годы представители северокавказских диаспор проводили работу в единых культурных обществах. Со временем стали появляться отдельные абхазские, дагестанские, чеченские, карачаевские и осетинские организации. Этот процесс

активизировался в 1990-е годы и был обусловлен, прежде всего, стремлением этих диаспор сохранить свою (абхазскую, дагестанскую, чеченскую и др.) этническую культуру. Значительное влияние на этот процесс оказали и установившиеся связи указанных диаспор с исторической родиной - с Абхазией, Дагестаном, Чечней и др. Представители доминирующей

черкесской (адыгской) диаспоры, напротив, проявляли стремление к интеграции всех северокавказских диаспор. Общественные организации, в которых преобладали черкесы, или если их состав являлся моноэтническим черкесским, отвергали принцип

этнического сепаратизма. До 2010 г. к участию в их деятельности допускались представители других северокавказских диаспор и они сохраняли названия северокавказских или кавказских (но не черкесских) культурных обществ. Но в 2010 г., в связи с созданием всеми другими северокавказскими диаспорами своих этнически обособленных организаций, организации, в составе которых преобладали черкесы (адыги), стали переименовываться в черкесские. Немалую роль в этом процессе сыграли и разногласия между представителями разных диаспор по вопросам, связанным с республиками Кавказа. В частности, по просьбе представителей абхазской диаспоры фактически все

северокавказские общественные

организации в Турции, начиная со времени грузино-абхазской войны 19921993 гг., осуществляли деятельность, направленную на оказание помощи народу Абхазии. В то же время представители ряда абхазских

организаций не проявляли интереса к мероприятиям, которые проводили организации других северокавказских

диаспор.

К настоящему времени уже переименовались из северокавказских в черкесские следующие организации: «Анкарское черкесское общество»

(«Ankara £erkes Dernegi»), «Бурсское черкесское общество» («Bursa £erkes Dernegi»), «Токатское черкесское

общество» («Tokat £erkes Dernegi»), «Бандырмское черкесское культурное общество» («Bandirma £erkes Kultur Dernegi»), «Балыкесирское адыгско-

черкесское культурное общество»

(«Balikesir Adige-^erkes Kultur Dernegi»), «Рейханлыйское черкесское общество -Адыге Хасе» («Reyhanli £erkes Dernegi -Adige Khase») и др. В этой связи следует отметить, что если прежде под термином «черкес» в Турции подразумевали всех северокавказцев, то в последнее десятилетие подразумевают, как правило, только черкесов (адыгов). В то же время в уставах некоторых черкесских общественных организаций, в частности в уставе «Анкарского черкесского общества», все еще записано, что черкесами являются адыги, убыхи, абазины, осетины, чеченцы и дагестанцы, для которых Кавказ является Родиной [40].

Параллельно с этническим сепаратизмом немногочисленных

диаспор в начале 1990-х гг., начались и процессы интеграции некоторых

северокавказских общественных

организаций. В апреле 1993 г. было образовано объединенное (от нескольких организаций) «Кавказское общество»

(«Kaf-Der»). В декабре 2003 г. на его основе была создана «Федерация

кавказских обществ» («Kafkas Dernekleri Federasyonu» - сокращенно «Kaf-Fed») с центром в Анкаре. Постепенно в «Kaf-Fed» вошли свыше 40 организаций. При «Kaf-Fed» издается журнал «Нарт» («Nart»). Председатель Федерации

черкес Джихан Джандемир.

В настоящее время в Турции зарегистрировано свыше 100

северокавказских общественных

организаций. В составах большинства из них преобладают черкесы (адыги).

Главной целью этих организаций является проведение культурнопросветительской деятельности,

направленной на сохранение этнических культур в среде северокавказских диаспор в Турции. Многие из них проводят и благотворительные акции. Особое значение придают эти организации развитию связей с исторической родиной - с российскими республиками Северного Кавказа. Уставы северокавказских организаций составлены в соответствии с правовой базой Турецкой Республики, в связи с чем их структуры в целом идентичны. Советы организаций, состоящие из семи человек, председатель и ревизионная комиссия переизбираются раз в два года. В настоящее время органы государственной власти Турции не препятствуют деятельности

северокавказских общественных

организаций. В 2004 г. руководство страны также предоставило этническим меньшинствам право на преподавание родных языков в учебных заведениях и их использование в средствах массовой информации. Необходимо также отметить, что преобладающая часть северокавказских организаций не является массовой.

В столице Турции - г. Анкаре, находятся 7 северокавказских общественных организаций. Среди них: «Анкарское черкесское общество» («Ankara £erkes Dernegi»), «Совет

объединенного Кавказа» («Birle§ik Kafkasya Konseyi»), «Общество дагестанской культуры и солидарности» («Dagistanlilar Kultur ve Dayani§ma Dernegi»), «Общество чеченской

кавказской культуры и солидарности» («^e^en Kafkaslilar Kultur ve Dayani§ma Dernegi») и др.

В Стамбуле функционируют 20 северокавказских общественных

организаций (культурные общества, фонды, комитеты и клубы). Одной из наиболее массовых и известных среди них является «Общество имени шейха Шамиля», основанное в 1951 г. в Стамбуле (район Султан-Ахмет, Бахарие джаддеси). В первые годы среди членов этого общества преобладали дагестанцы (аварцы). Поскольку авторитет имама

Шамиля в Турции является высоким, общество было названо его именем, а руководителем общества стал внук имама Шамиля - Саид Шамиль (сын Магомедкамиля). Организаторами этого общества были: Ахмед Авар-оглу (из селения Батлух); Абдурахман (из селения Гоцатль); Мехмет Авар; Бексултан Батырхан-оглу; Пшимахо Косок (Коцев); Кадыржан Кафлы (из селения Урма, с 1954 г. - руководитель фонда); Рашид Озтюрк (из сел. Кулецма) (с 1954 г.) и др.

В 1978 г. общество было преобразовано в «Фонд образования и культуры имени Шамиля» («§amil Egitim ve Kultur Vakfi»). В наши дни в деятельности фонда принимают участие представители разных северокавказских диаспор, но среди семидесяти членов фонда преобладают представители абхазской диаспоры. В 1996-2002 гг. фонд возглавлял аварец Гекхан Ментеш, в настоящее время - абазин Дженгиз Гюль.

Основным направлением

деятельности Фонда является содействие образованию северокавказской молодежи и сохранению культур северокавказских народов в Турции. Фонд ежемесячно выплачивает стипендии 10-ти студентам -северокавказцам. В 1970-1990 гг. в Фонде функционировал ансамбль народных танцев Северного Кавказа, издавался бюллетень «Кавказ» («Kafkas-§amil Egitim ve Kultur Vakfi Bulteni»). При нем работает библиотека, в которой хранится свыше 4000 книг и других изданий. Фонд им. Шамиля занимается и

благотворительной деятельностью в среде северокавказских диаспор: оказывает помощь тяжелобольным, семьям, пострадавшим во время землетрясений в 1999 и 2000 гг. Также фонд оказывал материальную помощь 1000 чеченских беженцам в Стамбуле. В настоящее время фонд ограничил свою деятельность в связи с проблемами финансирования.

Одной из наиболее массовых (около 2500 постоянных членов) и влиятельных организаций является «Кавказское культурное общество» («Kafkas Kultur Dernegi»), основанное в 1952 г. Вначале в деятельности Общества принимали

участие представители всех

северокавказских диаспор. В 1967 г. из него вышли представители абхазской диаспоры, позднее - представители чеченской, осетинской и дагестанской диаспор. В наши дни подавляющее большинство членов Общества составляют черкесы (адыги). В 2004 г. «Кавказское культурное общество» вошло в «Федерацию Кавказских обществ» Турции. В 2011 г. Общество возглавил Юмит Думан.

В «Кавказском культурном обществе» действуют курсы черкесского языка (кабардинского и абадзехского). Их посещают группы детей два раза в неделю. Также функционируют кружки народных черкесских танцев и гармоники. Ранее «Кавказское культурное общество» выпускало следующие периодические издания: «Кавказский журнал» («Ка£каз Бе^зт - 1953 г., «Ка£каз Месшиазг» -1954-1956 гг.), «Новый Кавказ» («Уеш Ка£каз») - 1957-1962 гг., газету «Сосруко» («8ау8игико») - 1988-1989 гг.

Общество регулярно проводит конференции, лекции, семинары,

посвященные проблемам истории

народов Северного Кавказа и зарубежной черкесской диаспоры. Их посещают от нескольких десятков до нескольких сот представителей северокавказских диаспор. Ежегодно 21 мая общество проводит мероприятия (конференции, собрания, митинги),

посвященные окончанию завоевания царской Россией Кавказа и массового выселения черкесов (адыгов) в Османскую империю, которое

представители этой диаспоры называют великим изгнанием черкесов («Виуик £егкез зи^ип»). Традиционным мероприятием стало посещение черкесами и представителями других северокавказских диаспор памятных мест в различных пунктах Черноморского побережья, где в годы массового выселения погибло

значительное число черкесов. В ряде таких пунктов, в частности, в местности Кеф-Кен, установлены памятники

жертвам массового выселения черкесов. Возле памятников и на Стамбульской набережной 21 мая проводятся траурные митинги, по окончании которых в море

опускаются венки и цветы. Проведением памятных мероприятий занимаются все черкесские общественные организации в Турции.

Также одной из массовых черкесских организаций (около 1500 постоянных членов) в Стамбуле является

«Узуняйлинское Кавказское общество культуры и взаимопомощи» («Uzunyayla Kafkas Kultur ve Yardimla§ma Dernegi»). Общество основано в 1990 г. переселенцами из черкесских, преимущественно кабардинских, селений района Узуняйла. В районе Узуняйла насчитывается 74 северокавказских селения: 45 кабардинских, 15

хатукаевских, 9 абазинских, 2

абадзехских, 2 чеченских, 1 осетинское [38. S. 11-12; 39. S. 4]. Большинство жителей этих селений переехали в города. «Узуняйлинское Кавказское

общество культуры и взаимопомощи» входит в «Федерацию Кавказских

обществ», возглавляемых Орханом Озменом. В обществе функционируют курсы черкесского (кабардинского)

языка, которые посещают группы детей два раза в неделю. Со школьниками также проводятся дополнительные

занятия по общеобразовательным предметам. Функционирует и детский ансамбль народных черкесских танцев. С 2002 г. «Узуняйлинское Кавказское

общество культуры и взаимопомощи» издает ежемесячный журнал-бюллетень («Uzunyayla Kafkas Kultur ve Yardimla§ma Dernegi Aylik Bultenidir»), в котором публикуются статьи по истории и культуре черкесской и других северокавказских диаспор, информация о событиях на Северном Кавказе и др.

Среди абхазского и абазинского населения Стамбула культурнопросветительскую деятельность

осуществляет «Кавказское Абхазское культурное общество» («Kafkas Abhazya Kultur Dernegi»), основанное в 1967 г. Оно прежде входило в «Федерацию Кавказских обществ», затем, в связи с созданием «Федерации абхазских обществ», вступило в нее. При Обществе функционируют детские курсы абхазского языка, фольклорный ансамбль «Ридада» и детский ансамбль «Рираша». С 1999 г. 50-ти студентам-

абхазам ежемесячно выплачивается стипендия. Оказывается помощь и 30-ти студентам из Абхазии, обучающимся в вузах Стамбула. Общество, как и «Федерация абхазских обществ», значительное внимание уделяет связям с исторической родиной. Начиная с 2004 г., «Кавказское Абхазское культурное общество» направляет группы молодежи и детей в Абхазию для изучения родного языка, обычаев и традиций. Абхазские культурные общества также действуют в Анкаре, Бурсе, Болу и Дюздже.

Активную деятельность среди северокавказских обществ в Стамбуле осуществляет Центр социально-стратеги-ческих исследований

«Кавказский дом» (8оз1а1 уе 81ха1е^к Ага§йгша1аг Мегке21 «Kafkasevi»), основанный в 2008 г. Целью этой организации является осуществление деятельности по сохранению и развитию этнических культур народов Северного Кавказа, проживающих за рубежом и на родине. Среди основных ее задач следует указать: распространение через свой сайт информации о северокавказских диаспорах в Турции и о ситуации на Северном Кавказе (с 2010 г. функционируют версии сайта на русском и английском языках); публикация на турецком языке книг и статей по истории и культуре народов Северного Кавказа и зарубежной черкесской диаспоры; проведение конференций по проблемам

северокавказских диаспор в Турции и проблемам политической ситуации на Северном Кавказе.

Совет «Кавказского дома» состоит из восьми человек. Его возглавляют два председателя: крупный бизнесмен Ахмед Киш и известный офтальмолог Нусрет Баш, которые избираются сроком на 3 года всеми членами «Кавказского дома». Оба председателя, как и большинство членов совета, - черкесы [42].

В начале 2005 года в г. Стамбуле было открыто культурное общество «Дагестан». Председатель общества -Ахмед Кая - потомок эмигрантов из селения Кванхидатль. Среди активистов общества преобладают аварцы и даргинцы. Основной целью этого общества является деятельность,

направленная на замедление

ассимиляционных процессов среди дагестанской диаспоры, участие в развитии дружественных отношений между народами России и Турции, и поэтому они считают стамбульское общество «Дагестан» «мостом дружбы» между народами Дагестана и Турции, между Россией и Турцией.

Среди наиболее массовых и влиятельных северокавказских

организаций в других городах страны следует отметить «Общество кавказской культуры и традиций» в г. Ялова («Kafkas Kultur ve Ya§atma Dernegi»). Цели и задачи этого общества идентичны целям и задачам других северокавказских организаций в Турции: сохранение родных языков, традиций и культуры. Необходимо указать, что руководство Общества также выступает за консолидацию всех народов Северного Кавказа, проживающих в Турции, за то, чтобы в деятельности Общества принимали участие представители дагестанской и черкесской диаспор, проживающие в г. Ялова и Яловской области. В Яловской области, недалеко от областного центра, находятся три дагестанских и восемь черкесских (адыгских) селений. Мэрия г. Ялова регулярно оказывает поддержку «Обществу кавказской культуры и традиций».

Это общество имеет несколько секций: кавказских танцев, вольной

борьбы, шахмат, традиционного рукоделия и др. В здании Общества оборудованы большие репетиционный и спортивный залы. Секцию шахмат посещают около 1500 детей, в том числе и турки.

В настоящее время руководство Общества проводит работу по организации преподавания аварского, даргинского, черкесского и русского языков детям северокавказцев. Ведутся переговоры с руководствами Дагестана, Адыгеи и Кабардино-Балкарии для приглашения преподавателей из этих республик. Общество функционирует за счет пожертвований представителей северокавказских диаспор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Общество кавказской культуры и традиций» г. Ялова возглавляет Мехмет

Айдемир - потомок аварских эмигрантов. В составе совета Общества преобладают аварцы, но в него входят и представители других северокавказских диаспор. До Мехмета Айдемира руководителем являлся Шахабеттин Озден - потомок эмигрантов из сел. Кикуни и Зубутли. При Шахабеттине Общество издавало журнал «Дагестан». Яловское Общество является самой массовой организацией дагестанцев на всей территории Турции.

В городе Чифтлик-кей создано

«Дагестанское культурное общество» («Ба^^апЫаг Ки1Шг Бегпе^»). Председателем Общества избран

потомок карачаевских эмигрантов, начальник пожарной части г. Чифтлик-кей. Большинство актива Общества составляют дагестанцы (аварцы, даргинцы).

«Дагестанское культурное общество» («Ба^1з1ап111аг Ки1Шг Бегпе^») в г. Бурса объединяет в основном лезгин,

проживающих на территории областей Балыкесир и Бурса. Руководители -Яшар, Рамазан Кор - лезгины. Дагестанские общества

зарегистрированы также в Токате (председатель - кумык), Сивасе, Муше (председатели - аварцы), но они малочисленны, созданы недавно и потому пока не столь активны.

Среди молодежных северокавказских организаций, выступающих за

дальнейшие демократические

преобразования, можно отметить: «Кавказский форум» («К^азуа Богиши). Этнический состав этой организации смешанный - черкесы (адыги), абхазы, абазины, чеченцы, карачаевцы. Несмотря на свою немногочисленность, эта организация проявляет большую активность в политической деятельности: организует массовые политические акции, эффективно использует интернет, другие СМИ и т.п. [43].

Организация «Инициатива за права черкесов» («£егкез Нак1ап Іnisiyatifi») добивается права на получение черкесами образования в Турции на родном языке и т.п. С этой целью она организовала два митинга - в Анкаре и Стамбуле [41].

В последние годы многие черкесские общественные организации Турции проводят деятельность по признанию на международном уровне геноцида черкесов (адыгов), совершенного царской Россией в конце XVIII-XIX в., и предоставлению зарубежным черкесам права на беспрепятственную репатриацию. Ряд черкесских организаций стал ежегодно (как правило, 21 мая) проводить массовые акции - шествия, демонстрации, митинги возле российских консульств в городах Турции. Участники этих акций выдвигают вышеуказанные требования.

Представители других северокавказских общественных организаций занимают разные позиции по данному вопросу. Одни поддерживают требования черкесов, другие считают, что должны заниматься проблемами своих диаспор.

В наши дни, как в среде северокавказских диаспор, так и среди ученых и общественности республик Северного Кавказа имеют хождение разные, порой диаметрально

противоположные точки зрения в отношении реальной значимости деятельности северокавказских

общественных организаций в Турции. В одних случаях деятельность этих организаций оценивается критически, как неэффективная и показушная, в других - как необходимая и результативная.

В этой связи следует отметить, что данные организации выполняют ряд функций, имеющих важное значение для северокавказских диаспор. Прежде всего, северокавказские общественные организации выполняют

коммуникативно-интеграционные функции. Они представляют собой центры, места сборов представителей северокавказских диаспор. В зданиях этих организаций представители разных возрастных групп получают

возможность знакомства и общения друг с другом, что имеет немаловажное значение в условиях больших городов среди доминирующего турецкого населения. В случае необходимости представители диаспор находят там поддержку.

К наиболее важным следует отнести их культурно-образовательные функции

- деятельность по обучению младших поколений родным языкам, этническим обычаям и традициям, народным танцам. Также северокавказские общественные организации выполняют функции информационных центров.

Периодические издания ряда

северокавказских организаций

восполняют потребность в информации о событиях на исторической родине и зарубежных диаспорах. Необходимо отметить, что в той или иной степени все представители зарубежных

северокавказских диаспор проявляют интерес к событиям на исторической родине и получить необходимую информацию могут, прежде всего, в своих общественных организациях.

Не менее важное значение имеет их деятельность по проведению

агитационно-массовых мероприятий -митингов, демонстраций, собраний и т.п. В этих случаях общественные организации осуществляют функции координирующих центров. Также следует отметить и роль официального статуса северокавказских общественных организаций: они обладают правом

обращения к органам государственной власти; правом осуществления сотрудничества в сфере культуры и образования с организациями республик Северного Кавказа и других стран.

Востребованность культурных

обществ, фондов, комитетов и клубов подтверждается и тем, что они функционируют за счет пожертвований, выделяемых представителями

северокавказских же диаспор. Финансирования извне эти организации не получают. Членские взносы также составляют незначительный процент.

В целом краткий обзор деятельности северокавказских общественных

организаций в Турции позволяет охарактеризовать ее как

востребованную, достаточно

эффективную, способствующую

сохранности этнической идентичности северокавказских диаспор в Турции.

На наш взгляд, к проблемам и возможностям зарубежных

северокавказских диаспор и, в частности, диаспор в Турции, необходимо подходить взвешенно, с

учетом перспектив отношений России с глобализации.

соседними государствами в условиях

Примечания

1. Берже Ад. П. Выселение горцев с Кавказа II Русская старина. СПб., 1882. Т. 33. С. 161-176, 337363. 2. Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми і Алашара, 1982. 53G с. 3. История Северо-Осетинекой АССР. Орджоникидзе, 1987. Т. 1. 4. Касумов А. X., Касумов X. А. Геноцид адыгов. Нальчик і Логос, 1992. 2GG с. 5. Кумыков Т. X. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Нальчик і Эльбрус, 1994. 116 с. 6. Кушхабиев А. В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик і ИЦ «Эль-Фа», 2GG7. 32G с. 7. Магомеддадаев А. М. Дагестанская диаспора в Турции I Коллективная монография. Соавторы; М. К. Мусаева, М. Ю. Курбанов. Махачкала, 1999. 8. Магомеддадаев А. М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. (Сборник документов и материалов). Махачкала, 2GGG. Книга первая. 9. Магомеддадаев А. М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Книга вторая. Махачкала і Изд-во ДНЦ РАН, 2GG1. 212 с. 1G. Магомеддадаев А. М. Мухаджирство тюркоязычных народов Северного Кавказа и современное бытование национальных и религиозных традиций II Труды Международной конференции «Языки, духовная культура и история тюркові традиции и современность». В 3-х томах. 9-13 июня 1992 г. Казань, 1992. Т. 3. С. 182-183. 11. Магомеддадаев А. М. Кавказское мухаджирство II Мат-лы Международной научной конференции «Культурная диаспора народов Кавказа! генезис, проблемы изучения». Черкесск, 1993. С. 326-329. 12. Магомеддадаев А. М. Как это было. Рассказывают представители дагестанской диаспоры в Турции II Эхо Кавказа. 1995. № 3(9). С. 23. 13. Магомеддадаев А. М. Дагестанская диаспора II Возрождение. Махачкала, 1995. № 2. С. 23. 14. Магомеддадаев А. М. К истории переселения дагестанцев в Турцию II Труды Кавказского Центра Иранистики. Тегеран, 1997. Т. 1. С. 55-64 (Соавтор М. К. Мусаева). 15. Магомеддадаев А. М. Дагестанская диаспора в Турции и Сирии II Вестник ДНЦ РАН. 1998. № 2. С. 1G9-116. 16. Магомеддадаев А. М. О дагестанцах в Турции и Сирии II Народы Дагестана. 1999. № 1. С. 17-19. 17. Магомеддадаев А. М. Одежда дагестанцев, проживающих в Турции II Труды Кавказского Центра Иранистики. Тегеран, 1998. Т. 2. С. 75-81 (Соавтор М. К. Мусаева). 18. Магомеддадаев А. М. Влияние различных течений ислама на характер межрелигиозных отношений на Северном Кавказе II Мат-лы Северокавказской (Пятигорск 18-19 февраля 1998 г.) и Московской (26 февраля 1998 г.) конференций Международной Ассоциации Религиозной Свободы (МАРС). М., 1998. С. 44-55. 19. Магомеддадаев А. М. Die Dagestanishe diaspora in der Turkey und in Syrien II Muslim culture in Russia and Central Asia from the 18-th to the Earli 2G-th Centuries. Inter-Regional and Inter-Ethnic Relations. Berlin, 1998. V. 2. P. 281-298. 2G. Магомеддадаев А. М. Магомед-Амин - наиб Шамиля в Черкесии и предводитель освободительной борьбы народов Западного Кавказа в сер. XIX в. II Вестник ДНЦ РАН. 1999. № 3. С. 112-115. 21. Магомеддадаев А. М. Turkiye ve Suriedeki Dagistan diyasporasi II„Dagistan", Yalova, Turkiye, 1999. № 11-12. S. 27-36. 22. Магомеддадаев А. М. История переселения дагестанцев в Турцию II Информационно-аналитический Вестник Адыгейского республиканского Института гуманитарных исследований. История. Этнология. Археология. Майкоп, 1999. Вып. 2. С. 43-47 (Соавтор М. К. Мусаева). 23. Магомеддадаев А. М. Миграция и зоны расселения дагестанцев в Турции II Труды Географического общества. Махачкала, 1999. Вып. 27. С. 11G-112. 24. Магомеддадаев А. М. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни) II Мат-лы Международной конференции «Вступая в третье тьісячелетиеі религиозная свобода в плюралистическом обществе». М., 1999. С. 125-133. 25. Магомеддадаев А. М. Тайны биографии генерала Хасайбека Уцмиева II Информационно-аналитический бюллетень «Вести» Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2GGG. Вып. 2. С. 37-39. 26. Магомеддадаев А. М. Культ дерева у народов Дагестана II Мат-лы Международной научнопрактической конференции. Воронеж, 2GGG. Т. 1. С. 254-257. 27. Магомеддадаев А. М. География расселения дагестанской диаспоры в Турции и Сирии II Кавказский вестник. Тбилиси, 2GGG. № 2. С. 96-1GG. 28. Магомеддадаев А. М. Магомед-Амин - наиб Шамиля в стране адыгов II Вестник Адыгейского республиканского Института гуманитарных исследований. Майкоп, 2GG2. Вып. 5. С. 198-2G2. 29. Магомеддадаев А. М. Факторы влияния на политизацию ислама в Дагестане II Центральная Азия и Кавказ. Лулеа, Швеция. 2GG3 (на англ. и русс. языках). 3G. Магомеддадаев А. М. Исламі политические аспекты II Информационно-аналитический Вестник Адыгейского республиканского Института гуманитарных исследований. Майкоп і Меоты, 2GG3. С. 19-22. 31. Магомеддадаев А. М. «Исламская» Россияі роль внешнего влияния на политизацию ислама на Северном Кавказе II Ученые записки Донского юридического института. Ростов н/Д, 2GG4. Вып. 23. С. 265-3G3. 32. Магомеддадаев А. М. Мизанчи Мурад-бей Урахинский - видный деятель дагестанской диаспоры, один из лидеров младотурецкого движения II Наше культурное наследие. Информационный бюллетень. Махачкала, 2GG4. № 1. С. 28-5G. 33. Магомеддадаев А. М. Рецензия на монографию М. М. Блиева «Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации» II Вестник Владикавказского

Общественные и гуманитарные науки •••

9

научного центра. Владикавказ, 2005. Т. V. № 1. С. 68-71. 34. Магомеддадаев А. М. Мусульманский Восток и усиление радикализации ислама на Северном Кавказе. Sweden, Lulea: Central Asia and the Caucasus. 2005. № 1/37. 35. Магомеддадаев А. М. Внешняя политика Османской империи и ее завоевания до нач. XVII в. // Научное обозрение. Ежеквартальный сборник статей. Вып. 47. Махачкала, 20l0. 36. Aydemir I. Muhaceretteki Qerkes Aydinlari. Ankara, 1991. 243 s. 37. Berzeg S. E. Kafkasya ve Qerkesler Bibliyografyasi. Samsun, 1996. 142 s. 38. Kayseri Birle§ik Kafkasya kultur, egitim ve sosyal yadimla§ma dernegi. Kayseri, 2003. 143 s. 39. Uzunyayla Kafkas kultur ve yardimla§ma dernegi aylik bultenidir. Istanbul, 2003. §ubat. № 4. S. 4. 40. http://www.cerkes.org.tr 41. http://www.cerkesha-klariinisiyatifi.com 42. http://www.kafkasevi.com 43. http://www.kafka-syaforumu.org

Статья поступила вредакцию 14.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.