Научная статья на тему 'ЧЕРЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЧЕРЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СИНДРОМ ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ / СТРЕССОВАЯ НАГРУЗКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОВАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА / РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОЗМОЖНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / NEW SCHOOL YEAR'S STRUCTURE / HEALTH / SYNDROME OF THE THIRD TERM / STRESS OF THE STUDYING ACTIVITY / REGULATING DOCUMENTS / INVESTIGATION / POSSIBLE EFFECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко М. В., Тарновская Т. В.

Статья посвящена актуальной проблеме создания наиболее благоприятных условий для развития и формирования здоровья школьников. Новый календарь школьных каникул регулярное чередование учебы и отдыха способен обеспечить адекватные детскому организму условия обучения. Авторы статьи знакомят читателей с опытом работы по переходу на новую структуру учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимченко М. В., Тарновская Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interchange of studying and holidays as the base of organization of health keeping activity

The article is devoted to the actual problem of creating the most favourable conditions for development and forming of the schoolchildren's health. New calendar of school holidays, presupposing the interchange of the studying and the rest, can provide the studying conditions, appropriate for children's organism. The authors of the article represent the experience of the work at the transfer to the new school year's structure

Текст научной работы на тему «ЧЕРЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

и ее ресурсного обеспечения. Однако по-прежнему в этих показателях сосредоточены значительные резервы образовательных учреждений по улучшению здоровье-сберегающей деятельности в нашем регионе.

3 Состояние здоровья школьников, согласно данным четырехлетнего мониторинга, характеризуется относительной стабильностью. При этом в последний учебный год снизилось число учащихся специальной медицинской группы на занятиях физической культурой.

3 Повысился уровень обеспечения учащихся горячим питанием (с 68,5 % до 75 %).

3 Доля образовательных учреждений в регионе, имеющих специальные залы

для занятий физической культурой, достаточно высока. Однако в области довольно низкий показатель (30,2 %) школ, имеющих полный комплект спортивно-игрового оборудования, а также невелик процент образовательных учреждений, где введен третий час физической культуры. При этом отмечается рост числа учащихся, занимающихся в спортивных кружках, секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.

3 В регионе сохраняется тенденция, выражающаяся в неиспользовании резервов в обучении школьников культуре здоровья и ЗОЖ и обеспечении школ специалистами, работающими в данном направлении.

ЧЕРЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме создания наиболее благоприятных условий для развития и формирования здоровья школьников. Новый календарь школьный каникул — регулярное чередование учебы и отдыха — способен обеспечить адекватные детскому организму условия обучения. Авторы статьи знакомят читателей с опытом работы по переходу на новую структуру учебного года.

Т. В. ТАРНОВСКАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 4 г. Бор mousosh4 @ list.ru

М. В. ТИМЧЕНКО, директор МОУ СОШ № 4 г. Бор

mousosh4 @ list.ru

The article is devoted to the actual problem of creating the most favourable conditions for development and forming of the schoolchildren's health. New calendar of school holidays, presupposing the interchange of the studying and the rest, can provide the studying conditions, appropriate for children's organism. The authors of the article represent the experience of the work at the transfer to the new school year's structure.

Ключевые слова: здоровье, синдром третьей четверти, стрессовая нагрузка учебной деятельности, новая структура учебного года, регламентирующие документы, исследование, возможные издержки

Key words: health, syndrome of the third term, stress of the studying activity, new school year's structure, regulating documents, investigation, possible effects

Еще в середине XX века зарубежные исследователи установили: работоспособность учащихся «прогрессивно и быстро падает после пяти недель учебных занятий».

Реализация метапроекта «Организация здоровьесберегающего режима учебно-воспитательной работы на основе равномерного чередования учебного и каникулярного времени» составляет неотъемлемую часть деятельности школы № 4 г. Бор как опорного районного центра содействия здоровью учащихся. Важнейшей целью метапроекта можно считать разработку адекватного физиологическому развитию детского организма режима организации учебного процесса. Ожидаемые результаты — снижение уровня стрессовой нагрузки учебной деятельности на учеников, стабилизация их работоспособности в течение учебного года.

К изменению традиционного режима организации учебно-воспитательного процесса школа двигалась постепенно. Так, в 1993 году под руководством директора В. Д. Дроздовой образовательное учреждение начало искать пути создания условий обучения, благоприятных для детского организма; накапливались теоретические знания, осуществлялись обучение коллектива, анализ и обобщение мирового опыта. Было выяснено, что еще в середине XX века зарубежные исследователи установили: работоспособность учащихся «прогрессивно и быстро падает после пяти недель учебных занятий» [3].

Мы постоянно наблюдаем, как в первые 5—6 недель учебы возрастает уровень стрессовой нагрузки на ребенка, особенно в начальном звене. Оказывается, нагрузку младшего школьника в адаптивный период (первые 5—6 недель) приравнивают к нагрузке космонавта. И если она длится достаточно долго, то количество переходит в «качество»: начинаются изменения в работе основных систем организма ребенка, в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой. В то время как своевременное снятие этой нагрузки, ее прерывание, отдых ведут к снятию стресса.

По мнению М. И. Степановой, доктора медицинских наук, заведующей лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, важную роль в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха в течение учебного года. «Существующая структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей школьного возраста и подростков», — утверждает ученый [2].

С принятием Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» школы получили возможность выбора не только образовательных программ, режимов и технологий обучения. Отказ от единообразия в организации обучения детей коснулся также вероятности пересмотра периодов чередо-

100

М. В. ТИМЧЕНКО, т. В. ТАРНОВСКАЯ. Чередование учебной работы.

вания учебного и каникулярного времени в течение учебного года. Возможность внесения корректив в структуру учебного года определяет и Типовое положение об общеобразовательном учреждении в редакции от 30.12.2005.

В 2006 году в нашей школе была создана творческая группа «Организация здоровьесберегающего режима учебно-воспитательной работы на основе равномерного чередования учебного и каникулярного времени» (руководитель — учитель химии В. Е. Повереннова). В целях формирования благоприятных условий проведения эксперимента по переходу школы на альтернативный режим каникул группой была собрана доступная информация об образовательных учреждениях Нижегородской области и России, работающих в новом режиме, изучена нормативная документация, проведена разъяснительная работа с учащимися и их родителями.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» педагогические инновации, связанные с изменением режима, программ и технологий обучения, должны иметь заключение об их соответствии возрастным и функциональным особенностям обучающихся. В связи с этим школа включилась в активную опытно-экспериментальную работу, возглавляемую доктором биологических наук, профессором, заведующей кафедрой здоровьесбережения в образовании ГОУ ДПО НИРО О. С. Гла-дышевой.

В соответствии с программой эксперимента были проведены срезовые исследования коэффициента продуктивности работы учащихся с помощью корректурного теста Бурдона* и его модификации для

* Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур и т. п.). Исследуемый просматривает тест или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки или вставляет знаки в фигуры, то есть маркирует их.

начальных классов, что позволило оценить уровень работоспособности детей и их утомляемость.

Исследования проводились во 2-х, 5-х и 8-х параллельных классах. Классы одной параллели рассматривались как контрольные, а другой — как экспериментальные. В классах, относящихся к первой группе, каникулярное время было распределено традиционным образом, а в экспериментальных обучение проводилось в соответствии с новой структурой учебного года, которая выглядела так: 1-й триместр: 1.09—6.10 — 5 недель, 12.10—21.11 —6 недель; 2-й триместр: 27.11—28.12 — 5 недель, 8.01 — 19.02 — 6 недель; 3-й триместр: 25.02— 10.04 — 6 недель, 16.04—31.05 — 6 недель. Каникулы: 7.10—11.10 — 5 дней, 22.11—26.11 —5 дней, 29.12—7.01 — 10 дней, 20.02—24.02 — 5 дней, 11.04— 15.04 — 5 дней.

Таким образом, в ходе эксперимента у школьников было пять каникул: четверо по 5 дней и традиционные зимние — 10 дней (у первоклассников — дополнительная неделя).

Тем самым не было нарушено Типовое положение об общеобразовательном учреждении, согласно которому каникулярное время не должно превышать 30 дней. При этом мы надеялись исключить понятие «синдром третьей четверти» из лексикона педагогов-психологов. Известно, что третья четверть — наиболее продолжительная — в нашей природной зоне приходится на самое холодное время года с коротким световым днем. В данный период отмечаются рост инфекционных заболеваний, усиление авитаминоза у детей. При этом в третьей четверти учащиеся осваивают основной, самый трудный учебный материал.

В предлагаемой структуре учебного года самой длинной четверти нет, так как четверти заменены триместрами. Учащим-

По мнению доктора медицинских наук М. И. Степановой, важную роль в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха в течение учебного года.

ся 2—9-х классов выставляются три триместровые оценки и годовая; учащимся 10—11-х классов оценки выводятся по полугодиям.

Следует сказать, что при незначительном числе участников эксперимента (143 человека) трудно было набрать группы (контрольную и экспериментальную), обладающие сходными уровнями работоспособности. Поэтому в эксперименте участвовали классы, продуктивность работы которых изначально оценивалась как более низкая, чем в контрольных. Например, в контрольном 2 «А» классе количество правильно маркированных фигур в тесте составляло 40, а в экспериментальном — 36 единиц.

Для 5 «А» класса, выбранного в качестве контрольного, коэффициент продуктивности составил 0,96, а для экспериментального 5 «Б» — 0,95.

В 8-х классах коэффициент продуктивности был, напротив, ниже в контрольном классе — 0,9 по сравнению с экспериментальным— 0,96.

Исходя из полученных данных, очевидно, что сравнение показателей продуктивности работы, отмеченных у контрольных и экспериментальных групп, выглядело бы не вполне правомерным, поэтому мы рассмотрели интересующий нас показатель в каждой группе отдельно.

Результаты предпринятого исследования позволяют выявить определенные закономерности. Так, во 2-м контрольном классе уровень продуктивности (уровень правильно заполненных фигур в тесте) в течение года снизился, а в экспериментальном — возрос. Более того, в экспериментальном классе не наблюдалось резкого снижения этого показателя в отличие от контрольного класса, где подобное изменение было отмечено перед каникулами. Сходная тен-

Предварительные срезовые исследования позволили доказать, что более частые по сравнению с традиционной схемой каникулы положительно влияют на работоспособность учащихся: у слабых детей она повышается и становится более устойчивой в течение года.

денция прослеживалась в 5-х и 8-х классах.

Таким образом, предварительные сре-зовые исследования позволили доказать, что более частые по сравнению с традиционной схемой каникулы положительно влияют на работоспособность учащихся: у слабых детей она повышается и становится более устойчивой в течение года.

По решению педагогического совета школы эксперимент продолжался в 2007/ 2008 учебном году. Необходимо отметить, что 96,4 % родителей поддержали нас и наше начинание.

На втором этапе в экспериментальном режиме работали все классы школы (605 человек). Срезовые исследования коэффициента продуктивности работы учащихся с помощью корректурного теста Бурдона проводились школьным психологом в 6-х классах (бывшие экспериментальные и контрольные классы — 143 человека). Повторные измерения также подтвердили оптимальность выбранного чередования каникулярного и учебного времени.

Структура учебного года по триместрам соответствует психофизиологическим особенностям детей школьного возраста (от первоклассников до подростков) в силу ряда причин:

3 отсутствует «синдром третьей четверти»;

3 ученики отдыхают пять раз в году;

3 соблюдается большая объективность в выставлении годовых оценок по трем триместрам.

Мы уверены, что благодаря новой структуре учебного года ученики школы № 4 г. Бор будут меньше уставать, а большие нагрузки не превратятся в перегрузки. «Ребенок рожден не для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым», — эти замечательные слова принадлежат директору Института гигиены и охраны здоровья детей РАМН В. Р. Кучме [1]. Наша задача — создать ребенку для этого все условия.

102

М. В. ТИМЧЕНКО, Т. В. ТАРНОВСКАЯ. Чередование учебной работы.

Новая структура учебного года позволила избежать периодов наиболее выраженной усталости, жалоб на плохое самочувствие, головных болей, сонливости, снижения внимания учащихся. Кроме того, у детей сохраняются адаптивные возможности: уходя на каникулы, они еще не так сильно устали, а по возвращении с каникул не успевают забыть учебный материал. Непрогнозируемым, но приятным побочным эффектом такого подхода стало снижение количества стрессовых ситуаций в связи с выставлением промежуточных оценок: трех триместровых вместо четырех по четвертям.

Ежегодно мы проводим анкетирование, позволяющее выявить степень удовлетворенности участников образовательного процесса новой структурой учебного года. По итогам 2009/2010 учебного года результаты анкетирования таковы: удовлетворенность учащихся новой структурой учебного года составляет 86 %, родителей (законных представителей) — 97 %, педагогов — 98 %.

Анализ оценок нового календаря школьных каникул педагогами, учащимися 5— 11-х классов и их родителями показал,

что подавляющее большинство позитивно относится к выбранному режиму, связывая его с меньшим утомлением, улучшением самочувствия и повышением успеваемости. Те, кто высказал неудовлетворенность новым режимом организации учебного года, среди причин называли несовпадение каникулярного времени учащихся с отдыхом их друзей — учеников других школ, а также с режимом занятий в музыкальной и художественной школах. Но все же самое главное — здоровье ребенка!

ЛИТЕРАТУРА _

Новая структура учебного года позволила избежать периодов наиболее выраженной усталости, жалоб на плохое самочувствие, головных болей, сонливости, снижения внимания учащихся.

1. Актуальная тема: учебная нагрузка и здоровье школьников // Справочник заместителя директора школы. — 2007.

2. Степанова, М. И. Здоровьесберегающий потенциал нового календаря школьных каникул / М. И. Степанова // Вестник образования России. — 2004. — № 6.

3. Степанова, М. И. Новый календарь школьных каникул / М. И. Степанова // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2007. — № 10.

В 2011 году библиотека ГОУ ДПО НИРО пополнилась новым изданием:

Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение. 2011. 95 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт в числе основных направлений внеурочной деятельности предусматривает спортивно-оздоровительное направление. Пособие, предлагаемое вниманию учителей и методистов, предназначено для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту в основной и средней школе.

В пособии даются рекомендации по планированию и организации внеурочных и самостоятельных занятий футболом, по предупреждению травматизма.

Учебное пособие окажет помощь преподавателям в организации работы с учащимися во второй половине дня. Книга станет пособием по организации групповых занятий в спортивных залах и на открытых площадках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.