Научная статья на тему 'НА ПУТИ К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ'

НА ПУТИ К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ / ДОСУГ ДЕТЕЙ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ / МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / SOFT SKILLS / HARD SKILLS / SCHOOL HOLIDAYS / ADDITIONAL EDUCATION / RECREATION AND REHABILITATION / EDUCATIONAL RESULTS / EDUCATIONAL HOLIDAYS / CHILDREN'S LEISURE / A MODULAR SYSTEM FOR ORGANIZING SCHOOL HOLIDAYS / META-SUBJECT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Иванова Яна Николаевна, Михина Галина Борисовна

Статья посвящена изучению сущности содержания школьных каникул, проблем их организации в условиях модернизации среднего общего образования. Внедрение ЕГЭ, ОГЭ, ВПР изменило цель организации и содержание школьных каникул, зачастую многие родители и образовательные организации каникулы используют как дополнительное время для усиленных занятий по учебным предметам. Авторы на основе обзора научно-исследовательских работ по данной проблеме выявили две полярные позиции родителей по организации каникул: - создание условий для творческих занятий в учреждениях дополнительного образования и отдыха - как развивающего пространства, направленного на личностный рост и самоутверждение ребенка; - время для дополнительных занятий, получения консультаций для компенсации пробелов в школьных знаниях. В статье раскрываются новые модели организации режима обучения и графика школьных каникул, которые изменят стратегию ожидания родителей от организованного отдыха детей. Так как за неделю ребенок не может усвоить учебные материалы, образовательным организациям при планировании занятий и мероприятий с учетом выбранного школами модели графика каникул, необходимо придерживаться разных стратегий заказчиков и расширить пакет дополнительных образовательных программ и отдыха с ориентацией на развитие метапредметных компетенций, Soft (гибких) skills или конкретных узкоспециальных, Hard (жестких) навыков. В век цифровых технологий популярность образовательного отдыха в период каникул (отпуска) среди школьников и взрослых придает новый оттенок в философии каникул, которые проходят в сложном взаимодействии виртуального и реального измерения, VR - виртуальной реальности и AR - дополненной реальности. Тотально оцифрованный мир, окруженный большими данными, насыщенный «умными» домами и городами, дронами, роботами, «интернетом вещей», портативными устройствами и имплантами, расширяет возможности для развития творческих способностей каждого ребенка на основе свободного выбора по интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO THE NEW MODEL OF SCHOOL VACATION ORGANIZATION

The article is devoted to the study of the nature of the content of school holidays, the problems of their organization in the modernization of secondary general education. The introduction of the Unified State Exam, Unified State Examination, and VLR has changed the purpose of organizing and content of school holidays, often many parents and educational organizations use the holidays as extra time for intensive classes in academic subjects. The authors, based on a review of scientific research on this issue, identified two polar positions of parents in organizing vacations: - creating conditions for creative activities in institutions of additional education and recreation - as a developing space aimed at personal growth and self-affirmation of the child; - time for additional classes, consultations to compensate for gaps in school knowledge. The article reveals new models for organizing the learning regime and the school vacation schedule, which will change the strategy for parents' expectations of an organized holiday for children. Since a child cannot learn teaching materials in a week, educational organizations, when planning classes and activities, taking into account the vacation schedule model chosen by schools, it is necessary to adhere to different strategies of customers and expand the package of additional educational programs and leisure with a focus on the development of meta-subject competencies, Soft (flexible) skills or specific highly specialized, Hard (hard) skills. In the digital age, the popularity of educational leisure during the holidays among schoolchildren and adults gives a new dimension to the philosophy of vacations, which take place in the complex interaction of the virtual and real dimensions, VR - virtual reality and AR - augmented reality. A totally digitized world surrounded by big data, saturated with “smart” houses and cities, drones, robots, the “Internet of things”, portable devices and implants, expands the possibilities for developing each child’s creative abilities based on free choice of interests.

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ»

Platonova Raisa Ivanovna, Ivanova Yana Nikolaevna, Mihina Galina Borisovna ON THE WAY TO THE NEW MODEL OF SCHOOL VACATION ...

pedagogical sciences

УДК 379.821

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0052

НА ПУТИ К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ

© 2020

SPIN-код: 2329-4111

AuthorlD: 409524

Платонова Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры машиноведения Автодорожного факультета Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677013, Россия, Якутск, улица Белинского, 58, e-mail: platonova_raisa@mail.ru) Иванова Яна Николаевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614990, Россия, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: sb_ftn@mail.ru) Михина Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент Департамента психологии и образования Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8, е-mail: mikhinagb@ mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности содержания школьных каникул, проблем их организации в условиях модернизации среднего общего образования. Внедрение ЕГЭ, ОГЭ, ВПР изменило цель организации и содержание школьных каникул, зачастую многие родители и образовательные организации каникулы используют как дополнительное время для усиленных занятий по учебным предметам. Авторы на основе обзора научно-исследовательских работ по данной проблеме выявили две полярные позиции родителей по организации каникул: - создание условий для творческих занятий в учреждениях дополнительного образования и отдыха - как развивающего пространства, направленного на личностный рост и самоутверждение ребенка; - время для дополнительных занятий, получения консультаций для компенсации пробелов в школьных знаниях. В статье раскрываются новые модели организации режима обучения и графика школьных каникул, которые изменят стратегию ожидания родителей от организованного отдыха детей. Так как за неделю ребенок не может усвоить учебные материалы, образовательным организациям при планировании занятий и мероприятий с учетом выбранного школами модели графика каникул, необходимо придерживаться разных стратегий заказчиков и расширить пакет дополнительных образовательных программ и отдыха с ориентацией на развитие метапредметных компетенций, Soft (гибких) skills или конкретных узкоспециальных, Hard (жестких) навыков. В век цифровых технологий популярность образовательного отдыха в период каникул (отпуска) среди школьников и взрослых придает новый оттенок в философии каникул, которые проходят в сложном взаимодействии виртуального и реального измерения, VR - виртуальной реальности и AR - дополненной реальности. Тотально оцифрованный мир, окруженный большими данными, насыщенный «умными» домами и городами, дронами, роботами, «интернетом вещей», портативными устройствами и имплантами, расширяет возможности для развития творческих способностей каждого ребенка на основе свободного выбора по интересам.

Ключевые слова: школьные каникулы, дополнительное образование, отдых и оздоровление, образовательные результаты, образовательный отдых, досуг детей, модульная система организации школьных каникул, метапред-метных компетенций, Soft Skills, Hard Skills.

ON THE WAY TO THE NEW MODEL OF SCHOOL VACATION ORGANIZATION

© 2020

Platonova Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of Engineering of the Faculty of Road Northeast Federal University named after M.K. Ammosov (677013, Russia, Yakutsk, Belinsky street, 58, e-mail: platonova_raisa@mail.ru) Ivanova Yana Nikolaevna, graduate student of the Department of pedagogy and psychology Perm State University for the Humanities and Education (614990, Russia, Perm, Sibirskaya Street, 24, e-mail: sb_ftn@mail.ru) Mihina Galina Borisovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Education Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova Street, 8, e-mail: mikhinagb @mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the nature of the content of school holidays, the problems of their organization in the modernization of secondary general education. The introduction of the Unified State Exam, Unified State Examination, and VLR has changed the purpose of organizing and content of school holidays, often many parents and educational organizations use the holidays as extra time for intensive classes in academic subjects. The authors, based on a review of scientific research on this issue, identified two polar positions of parents in organizing vacations: - creating conditions for creative activities in institutions of additional education and recreation - as a developing space aimed at personal growth and self-affirmation of the child; - time for additional classes, consultations to compensate for gaps in school knowledge. The article reveals new models for organizing the learning regime and the school vacation schedule, which will change the strategy for parents' expectations of an organized holiday for children. Since a child cannot learn teaching materials in a week, educational organizations, when planning classes and activities, taking into account the vacation schedule model chosen by schools, it is necessary to adhere to different strategies of customers and expand the package of additional educational programs and leisure with a focus on the development of meta-subject competencies, Soft (flexible) skills or specific highly specialized, Hard (hard) skills. In the digital age, the popularity of educational leisure during the holidays among schoolchildren and adults gives a new dimension to the philosophy of vacations, which take place in the complex interaction of the virtual and real dimensions, VR - virtual reality and AR - augmented reality. A totally digitized world surrounded by big data, saturated with "smart" houses and cities, drones, robots, the "Internet of things", portable devices and implants, expands the possibilities for developing each child's creative abilities based on free choice of interests.

Keywords: school holidays, additional education, recreation and rehabilitation, educational results, educational holidays, children's leisure, a modular system for organizing school holidays, meta-subject competencies, Soft Skills, Hard Skills

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Модер-

педагогические науки

Платонова Раиса Ивановна, Иванова Яна Николаевна, Михина Галина Борисовна НА ПУТИ К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ...

низация образования, активное внедрение инновационных технологий в процесс обучения и современные тенденции развития школ и школьного образования происходят в соответствии с требованиями международных стандартов, конкуренции в глобальном мире, в котором определяющим фактором социально-экономического развития общества и страны выступает человеческий капитал. Школа, школьное образование - ключевое ядро образовательной системы. Именно качество школьного образования является показателем уровня развития экономического, культурного, социального и политического состояния государства. Школа является единственным социальным институтом для многих стран, который связан со становлением человека, с этапами взросления растущей личности, предопределяет его самостоятельное будущее. Сегодня всеобщее гарантированное бесплатное общее образование предоставляется многими развитыми национальными системами образования. Международные стандарты общего образования и современные педагогические практики сфокусированы на формирование универсальных компетенций учащихся 21 века, умение применения базовых знаний и навыков на практике, сбалансированное развитие когнитивных навыков, социального опыта и эмоционального интеллекта детей. Возрастающая глобальная конкуренция в образовании, гонка за высокими образовательными результатами выпускников школ согласно требованиям различных конкурсов и олимпиад, университетов и международных стандартов является естественным явлением в условиях мировой глобализации. Как показывает практика, средствами достижения лучших результатов в образовании детей выбираются увеличение учебных часов, консультаций, замена уроков парами, репетиторство, формальные каникулы и т.д. В планировании и организации учебного процесса каникулы часто стали рассматриваться как дополнительное время для усиленных занятий по учебным предметам, подготовки к сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и поступлению в профессиональные учебные заведения: «каникулы часто оборачиваются сменой одного норматива (постоянного, школьного) другим (временным, еще и интенсивным «лагерным»). Вместо расписания уроков - план-сетка в лагере. Вместо школьного устава - кодекс какого-нибудь «города счастливых жителей», придуманного воспитателями» [1]. В связи с этим возникает необходимость изучения сущности и содержания школьных каникул как важного звена современного педагогического процесса, поиска эффективных форматов и технологий организации каникулярных мероприятий, отвечающих потребностям и ожиданиям детей.

Согласно ст. 34 Федерального Закона 273-Ф3 «Об образовании в РФ» каникулы являются академическими правами всех обучающихся и определяются как «плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком» [2]. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ раскрывается содержание отдыха и оздоровления детей как «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований» [3].

Школьные каникулы - одна из самых часто обсуждаемых родителями, детьми и общественностью тема. По итогам опроса населения сформировались два противоположных подхода к организации школьных каникул:

- «доминирование рекреации, минимальное включение детей в учебно-воспитательную деятельность,

предоставление им свободы в выборе видов отдыха» [4];

- «достижение школьниками за каникулы высоких образовательных результатов, расширение и углубление знаний детей в интересной для них предметной области за рамками школьной программы» [4, С. 107] .

Как показывают результаты опроса, у населения появилась потребность в организации образовательного отдыха как нового вида образовательных услуг на рынке. Образовательный отдых можно считать относительно новым явлением в современной социокультурной среде. Противоречие объективных и субъективных факторов, влияющих на подход к отдыху детей в каникулярное время, усиливает дискуссионный характер его сущности и содержания - прагматика или романтика, личные интересы или социальная миссия, ценности общества? Кроме этих вопросов в связи с внедрением семестровой и триместровой форм организации современной образовательной системы в последнее время обсуждается не только содержательная сторона каникул, но и организационная, например, график их проведения.

В нашей статье мы попытаемся ответить на эти вопросы на основе анализа научных исследований зарубежных и российских специалистов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «каникулы» происходит от названия одной из звезд созвездия Большой Пес, которая появлялась именно в жаркие дни. В конце 19 века данное понятие означало праздное время в учебных заведениях в жаркий летний период. В словаре В.И. Даля «каникулами» называлось время «когда нет дела, когда нечего работать». В 20 веке понятие «каникулы» приобретает немного иное значение: время отдыха детей и студентов, когда нет учебных занятий. В Большом энциклопедическом словаре «каникулы» означают период наиболее жарких дней в году; - перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года; перерыв в работе парламента. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 11 ч. 1 ст. 34) «каникулы — это плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком» [2]. В соответствии с законом в период школьных каникул организуется отдых и оздоровление детей. Поэтому изначально понятия «каникулы» и «отдых» являются тесно взаимосвязанными и юридически закрепленными. Школьные каникулы прочно вошли в график учебного процесса образовательных организаций, в период которых организуются условия для отдыха детей со сменой ведущего вида деятельности, форм и сферы неформального общения, мотива долженствования - на мотив интереса, повседневной среды на более благоприятную природную и социальную, традиционных методик обучения на креативные, игровые, творческие, нестандартные технологии. Специфика школьных каникул заключается в «заинтересованном участии ребенка в деятельности, предполагающего ее незавершенность, что и побуждает каждого участника к выбору, самостоятельному решению и творческим действиям; «создании продукта» - каждый ребенок должен участвовать в создании общественно значимого продукта деятельности; «правило свободы» - каждый ребенок или подросток не чувствует себя ущемленным, если нет препятствий для осуществления интересной для него продуктивной деятельности» [5]. Известный педагог -новатор С.А.Шмаков, впервые разработавший педагогические основы досуга детей, теорию игры как феномена культуры, выделил основные законы педагогики детского отдыха [6] (см.таблицу 1).

О.С.Газман - известный ученый - педагог, романтик - реформатор, автор уникальной концепции отдыха детей, базирующейся на идеях педагогики свободы, педагогики поддержки, индивидуализации воспитания, о предназначении детского отдыха писал следующее:

Platonova Raisa Ivanovna, Ivanova Yana Nikolaevna, Mihina Galina Borisovna pedagogical

ON THE WAY TO THE NEW MODEL OF SCHOOL VACATION ... sciences

«компенсировать недостающее, недополученное школьниками в учебное время» [7]. Предлагал два подхода в организации отдыха детей: 1) «Отдых - дача - период насыщения прелестями лета: ребенок едет в лагерь, ему хочется расслабиться. 2) Сборовский путь, предполагающий высокую динамику и плотность дел в короткий отрезок времени, взрыв, нравственный сдвиг в сознании ребят, активную их позицию. Но система взрыва исключает систему отдыха (слишком высоки накал дел и, следовательно, напряжение)» [7].

Таблица 1 - Законы детского отдыха по С.А.Шмакову

- закон интереса

- закон творческой энергетики

-закон диалектического соотношения времени, пространства и содержания досуга

- закон «зеркальности» и универсальности досуга

Глубинный смысл детского отдыха как части культуры «предоставить возможность ребенку творить, созидать, почувствовать себя субъектом культуры» [8]. Организованные каникулы имеют мощный потенциал в позитивном влиянии на детей и ребенка: «изменение позиции, стереотипов, реализация активности детей, динамизм и интенсивность общения, жизнерадостная, бодрая эмоционально-психологическая атмосфера, сообщество детей и взрослых по интересам» [9]. Но на практике часто «рассматривается как продолжение, дополнение школы .... в чуть более свободном, но все равно строгом режиме и регламенте» [8]. К сожалению, в гонке за высокими образовательными результатами школьников, показателей системы общего среднего образования миссия детского отдыха в период школьных каникул как стимула «к изменению ценностей, смыслов, приоритетов личности, самосовершенствованию, активному участию в культурном прогрессе» нивелируется [10].

Зарубежными исследователями признается эффективность организованного отдыха в повышении образовательных результатов детей в период каникул [11,12], но большой разрыв в финансовом положении и социальном статусе семей, неблагоприятная обстановка в семье, низкий уровень образования родителей школьные каникулы детей превращает «в напряженный и бедный период изоляции, скуки и бездействия» [13]. А для семей с низким доходом отдых детей во время каникул вызывает проблемы из-за финансовых трудностей - некачественное питание, ухудшение состояния здоровья и отрыв ребенка из безопасной социокультурной среды без оздоровительных, образовательных мероприятий [14]. Имеются исследования, доказывающие увеличение разрыва в образовательных результатах между детьми, которые посещали летние школы и не посещали, отмечается выраженное снижение обученности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, для которых основной язык обучения в школе и центре отдыха является неродным [15,16].

В своей работе автор И.Г.Доценко поднимает вопрос о необходимости пересмотра педагогических условий для организованного отдыха детей в условиях временного детского коллектива. «Если принимать во внимание социально-педагогические цели каникулярного оздоровительного лагеря и его воспитательные возможности, мы неминуемо откажемся и от «плана-сетки». Детям не нужно одно на всех дело в каждый из дней смены. Задача педагогов - помочь реализоваться каждому ребенку, а не искать варианты увлечь всех подготовкой к очередному мероприятию. И тогда в лагере будет хорошо всем - и тем, кто любит. как в доме Элронда из сказки Дж.Р.Толкиена» [1]. Ввиду устоявшихся традиционных систем организации педагогического процесса в каникулярный период в детских центрах отдыха, имеющих многолетний передовой опыт практики, наверное,

невозможно полностью отменить репетиции к общим мероприятиям, план-сетку, общепринятые (характерные), почти узаконенные речевки, маршировки, отрядные огоньки, сборы, линейки, коллективные дела и др. Автор справедливо отмечает, что важно предоставить каждому ребенку возможность широкого выбора вида деятельности в этой педагогически организованной территории. Конечно, в связи с происходящими изменениями ценностно-смысловых ориентаций в образовании растущей личности педагогика каникул нуждается в переосмыслении концептуальных основ, разработке новых моделей центров и лагерей детского отдыха и оздоровления, эффективных образовательных технологий, отличающихся от школьных.

Расширение диапазона образовательных программ на базе СПО, введение ОГЭ по окончании 9 класса позволили в последние годы почти 50% выпускникам 9-х классов поступать и получать общее образование в системе среднего профессионального образования. Поступление в СПО подростка автоматически меняет его учебный режим дня: переход в традиционную систему обучения с 2 -мя семестрами и с 2 каникулами как у обычных студентов. На наш взгляд, весьма актуальным является исследование качества учебной успеваемости, умственной работоспособности и состояния здоровья детей, обучающихся на базе 9 класса в СПО с учетом изменения графика учебного процесса образовательных организаций, как влияют школьные каникулы и график учебного процесса на эти показатели. В основном научные исследования связаны с физическим развитием ребенка в период школьных каникул [17].

Предоставление каждому ребенку организованных школьных каникул, направленных на развитие универсальных компетенций, доступность полноценного отдыха с оздоровительно-профилактическими процедурами, программами дополнительного образования, на наш взгляд, является важным показателем конкурентоспособности современной школьной системы образования. С учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 главная цель отдыха состоит в профилактике переутомления детей, сохранении их здоровья [18]. Различие в качестве проведения школьных каникул детьми и организации каникулярных мероприятий образовательными организациями для учащихся с разным уровнем социального -экономического положения семьи, этнической принадлежности, религиозных убеждений, состояния здоровья, независимо от места проживания (регион, город, село, деревня) и формы обучения должно быть нивелировано и минимизировано.

В последнее время самым часто обсуждаемым вопросом среди родителей, учителей становится модульная система организации школьных каникул. Традиционно учебный год российской системы среднего общего образования состоял из четырех учебных четвертей с перерывами на каникулы. Модернизация, происходящая в российском образовании, коснулась и школьных каникул - переход на модульную систему организации каникул. О необходимости изменения системы школьных каникул существует достаточное количество концепций и проектов, базирующихся на масштабных экспериментальных данных.

Денисенок А.И. в работе «Как преодолеть учебную нагрузку детей: новый график школьных каникул предлагает разделить учебный год на 5 «учебных четвертей для 1-9 классов и на два полугодия для 10-11 классов» [19]. Автор предлагает самую длительную учебную четверть разбить на 3 и 4 четверть с организацией третьих каникул с 08 февраля по 14 февраля. Его проект основывается на мнениях детей и родителей с учетом психофизиологического состояния во время учебного процесса. Респонденты объясняют необходимость введения дополнительных каникул и разделения учебного года на 5 четвертей с быстрой утомляемостью из-за продолжительного срока 3 четверти, важности восстановления и

Законы педагогики детского отдыха - закон сочетания продуктивности и непродуктивности

педагогические науки

Платонова Раиса Ивановна, Иванова Яна Николаевна, Михина Галина Борисовна НА ПУТИ К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ...

улучшения самочувствия, что позволит повысить показатели учебной успеваемости, физическое состояние и здоровье, положительно отразится на психоэмоциональное настроение. По результатам проведенного эксперимента «скорость и точность выполнения контрольных заданий учащихся экспериментальной группы улучшились», отмечено возрастание функциональных возможностей детей. Если в начале учебного года «суммарная частота состояний сильного и выраженного утомления учащихся в экспериментальной и контрольной группах была почти одинаковой, то в середине учебного года различия стали более явными, умственная способность детей» с новой моделью чередования учебы и каникул достигла высокого порогового значения, «отмечалось меньше случаев утомления и неуспеваемости».

Модульный режим обучения подразумевает разделение всего учебного года на 3 триместра. Один триместр длится 3 месяца и делится на 2 части, а учащиеся идут на заслуженный недельный отдых после 5-ти или же 6-ти недель учебного процесса. Такой подход считается здо-ровьесберегающим и имеет положительное влияние на психофизическое состояние школьников. Ведь именно после 5-ти недель занятий работоспособность учеников значительно снижается, а разделение времени обучения практически на равные части помогает равномерно распределить нагрузку. В целом, модульный режим обучения включает 6 учебных и такое же количество каникулярных периодов. Например, график каникул по модульному режиму обучения «5(б)+1» может выглядеть так (см. таблицу 2):

Таблица 2 - Примерный график каникул по модульному режиму обучения

Каникулы Сроки каникул

1 осенние с 08.10 по 14.10.18

2 вторые осенние с 19.11 по 25.11.18

3 зимние с 31.12.18 по 08.01.19

4 зимние с 18.02. по 24.02.19

5 весенние с 08.04 по 14.04.19

6 летние с 01.06. по 31.08.19

Традиционно отдых во время каникул детей для многих родителей и педагогов ассоциируется с периодом для компенсации недостаточно усвоенных знаний, усиленного погружения в предметы ЕГЭ, ОГЭ (ВПР), углубления знаний через дополнительные занятия, консультации, развития навыков и получения опыта, которые в школе невозможно получить. На наш взгляд, появление вариативной модели организации режима обучения и графика школьных каникул изменит стратегию ожидания родителей от организованного отдыха детей, так как за неделю ребенок не сможет усвоить учебные материалы, поэтому образовательным организациям при планировании занятий и мероприятий с учетом выбранного графика школами модели каникул, необходимо придерживаться разных стратегий заказчиков и расширить пакет дополнительных образовательных программ и отдыха с ориентацией на развитие метапредметных компетенций, Soft (гибких) skills или конкретных узкоспециальных, Hard (жестких) навыков. А компенсацию недостатков классно-урочного обучения рассматривать как часть дополнительного образования в период каникул не считаем целесообразным, так как она является частью, продолжением школьной программы. И заметна в стратегии планирования школьных каникул некоторой части родителей тенденция в сторону выбора семейного отдыха, оздоровления ребенка и занятий, направленных на развитие Soft и Hard Skills. Именно модели развития Soft и Hard Skills в формате эдьютейнмент позволяют во время каникул детям заниматься тем, что выходит за рамки школьного образования, так как каждая модель определяет свои цели и задачи, содержание образования, формы и методы обучения, виды занятий, планирует ожидаемые конкретные результаты, технологии оце-

нивания Skills. На сегодня образовательные программы на развитие Soft Skills не совсем актуальны у большинства родителей, так как считают, что эти навыки сами по себе в течение жизни сформируются, актуализируются без «специальных занятий». Такое отношение родителей к этим навыкам может быть вызвано отсутствием четких критериев диагностики Soft Skills, тиражированных и «технологизированных» с гарантированными успешными результатами образовательных программ. Но по сравнению с программами, направленными на Hard Skills, программы Soft Skills имеют огромный потенциал в формировании жизненно важных навыков для достижения успеха и получении разнообразного социального опыта, насыщенного яркими, сильными и глубокими эмоциональными событиями. Конечно, мы согласны, формирование и развитие некоторых Soft Skills в зависимости от индивидуальности каждого ребенка могут потребовать дольше времени, мобилизации всех ресурсов, уникального мастерского подхода, богатого педагогического опыта. Поэтому образовательный трек каникулярных программ тоже должен быть гибким и вариативным для решения этих практических задач.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изучение нормативных документов, графика каникул школ, опыта образовательных организаций, научных работ российских и зарубежных исследователей по организации летнего отдыха, смысловой сущности детских школьных каникул позволило выделить несколько основных тенденций и подходов:

- происходящие изменения в современной системе образования, жизни общества и ценностные установки нового поколения требуют осмысления философии и педагогики каникул. Базовые ценности философии каникул составляют «свобода» и «интерес», педагогики каникул - «творчество» и «совместность». Каникулы предоставляют ребенку ту «свободу», когда он видит реальные возможности для творческой самореализации в личностно значимой деятельности без принуждения, обязательности, внешнего воздействия, а именно ему предоставляется выбор для испытания, пробы себя в новом формате общения и отношений со сверстниками во временном детском коллективе. «Свобода» активизируется неподдельным, познавательным интересом ребенка к тому или иному, нелимитированному виду практической деятельности без долженствования, жестких границ и препятствий. Тем более, в век цифровых технологий когнитивное и личностное развитие нового поколения происходит в другом формате, подчиняется иной логике: сложное взаимодействие в виртуальном и реальном измерении, VR - виртуальной реальности и AR - дополненной реальности создает многомерную, меняющуюся картину мира, в которой «свобода», «интерес», «творчество» и «совместность» обретают более глубинный смысл. Тотально оцифрованный мир будет окружен большими данными, насыщен «умными» домами и городами, дронами, роботами, «интернетом вещей», портативными устройствами и имплантами, что расширяет возможности для развития творческих способностей на основе свободы и интереса;

- образовательный отдых в период каникул не является новым феноменом в нашем обществе, но его нарастающая популярность и востребованность - проявление вызова жизни [20]. Новый формат отдыха в период каникул детей и студентов, в том числе и среди трудящегося взрослого населения, становится все более популярным и с каждым годом набирает все больше сторонников. Для школьников и студентов образовательный отдых обеспечивает повышение учебных результатов, развитие метапредметных, универсальных компетенций, Soft Skills; для взрослых - освоение новых жизненно важных компетенций, профессиональных, которые диктуются новыми меняющимися условиями работы и жизни. Нестандарность, персонализированность и собы-

Platonova Raisa Ivanovna, Ivanova Yana Nikolaevna, Mihina Galina Borisovna pedagogical

ON THE WAY TO THE NEW MODEL OF SCHOOL VACATION ... sciences

тийность, доминирующие в технологиях обучения в развивающей, комфортной среде обучения, применяемые в образовательном отдыхе, намного отличаются от традиционного обучения, что дает высокие образовательные результаты совместно с отдыхом;

- по требованию СанПиН п. 10.3 образовательные организации должны равномерно распределять школьные каникулы и учебные периоды [18, пункт 10.3]. На основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» каждая образовательная организация имеет право самостоятельно устанавливать график и продолжительность каникул [2, 21]. Отсутствие единого графика каникул для всех школ, возможность выбора образовательных организаций между новым модульным режимом обучения с 3-мя семестрами и традиционным организаторам отдыха и оздоровления детей задает новый режим и содержание работы: гибкие программы, постоянное совершенствование и обновление, мобильность, вариативность, инновационность и т.д;

- зарубежными авторами признается потенциал каникул в достижении школьниками высоких образовательных результатов. Вместе с тем, организация и эффективность каникул напрямую зависит от финансового положения родителей. Так как для многих семей из-за сложных финансовых положений каникулы детей превращаются в напряженные и скучные дни от бездействия и изоляции в стенах дома. Имеются исследования, в которых отмечается резкое снижение уровня обучен-ности детей, не посещавших летние школы, особенно у детей с нарушениями в состоянии здоровья и у которых язык обучения не является родным. Сегодня в России почти отсутствуют достоверные данные о количестве детей - мигрантов, обучающихся в школах. Имеются цифры о детях - мигрантах школ Центральной части России - от 7 до 16%, основная часть которых зафиксированы «в Московской области - 16,2%, в Москве - около 60 тысяч» [22]. В системе образования по организации отдыха и оздоровления ведется мониторинг охвата детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудные жизненные ситуации, из многодетных семей, одаренных. Но в этом списке нет категории «дети-мигранты», которые, на наш взгляд, из-за незнания русского языка, необходимости адаптации в новой социокультурной среде, сложных финансовых и бытовых условий тоже испытывают проблемы и нуждаются в социально-педагогической поддержке. В этой ситуации именно педагогически грамотно организованные каникулы с «приветственными классами» ускоряют процесс адаптации ребенка - мигранта, стимулируют освоение русского языка через игры, обучение в формате эдью-тейнмент, физкультурно-спортивные мероприятия и праздники. На Западе отдельно выделена категория детей «несопровождаемые несовершеннолетние», вынужденно приехавшие в другую страну без родителей, которым оказывается необходимая помощь и поддержка. Образование, язык и культура представляют мягкую силу, гибкую мощь в международном взаимодействии и сотрудничестве, а у детей - это совместная игра, творчество, спорт, неформальное общение, учеба, социально-образовательный потенциал которых можно использовать в период каникул;

- дополнительные образовательные программы в рамках каникулярных мероприятий зачастую направлены на компенсацию недостатков школьного обучения. Считаем, что каникулы - самый подходящий период для актуализации и развития Soft-Skills и Hard Skills в условиях неформального общения со сверстниками, происходящего в новой благоприятной среде в процессе творческой деятельности. Программы развития Soft Skills в формате эдьютейнмент формируют ключевые навыки для достижения успеха - умение работать в команде, ли-226

дерские качества, навыки self-менеджмента, эффективного мышления, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект и др. социально-психологические способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доценко И.Г. Социально-педагогические основы организации школьных каникул //Педагогика. 2007. №6. С.7-24.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34).

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) (Дата обращения: 10.08.2019).

4. Кижаева Д.В., Кутняк С.В. Образовательный отдых как способ достижения высоких образовательных результатов детей в каникулярный период. // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). 105-113.

5. Крылова Н. Золотые правила педагогики каникул // Народное образование. 2001. № 3. С. 21-24.

6. Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп развлечений - Липецк: Ориус, 1993. - 191 с.

7. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

8. Тетерский С.В. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: метод. пособие. М.: ACADEMIA, 2003. 135 с.

9. Доценко И.Г. Социально-педагогические основы организации школьных каникул //Педагогика. 2007. №6. С. 7-24.

10. Тетерский С.В., Лищина Г.Н., Заярская Г.В., Фодоря А.Ю. Концепция культуросообразности детского отдыха: теоретический аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016, Т. 15, № 3 (136). С. 96-103.

11. Alexander K., Pitcock S., Boulay M. The Summer Slide: What We Know and Can Do about Summer Learning Loss. New York: Teachers College Press. 2016.

12. Alexander K.L., Entwisle D.R., Olson L.S. Lasting consequences of the summer learning gap. American Sociological Review 72(2). 2007. 167180 p.2007.

13. Blazer C. Summer learning loss: Why its effect is strongest among low-income students and how it can be combated: Information capsule. Vol. 1011 (Research Services, Miami-Dade County Public Schools) Available at: https://eric.ed.gov/?id=ED536514 (accessed 12 August 2019).

14. Rai. Food Poverty: School Holidays and Wider Impact (Report). Northern Housing Consortium. 2015. Available at: http://neytco.co.uk/ food-poverty-school-holidays-and-wider-impact/ (accessed 24 May 2019).

15. Graham A., Namara J.K.,Van Lankveld J. Closing the summer learning gap for vul-nerable learners: An exploratory study of a summer literacy programme for kindergarten children at risk for reading difficulties. Early Child Development and Care. 2012. 181 (5): 575-585 p.

16. Kerry T., Davies B. Summer Learning Loss: The Evidence and a Possible Solution. Support for Learning. 1998. 13 (3): 118-122 p.

17. Барсук О.К., Костюкова О.Н., Костюков В.В. Изменение параметров физической подготовленности детей во время летних каникул // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 50.

18. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

19. Денисенок А. И. Как преодолеть учебную нагрузку детей: новый график школьных каникул // Народное образование, № 5. 2010, стр. 107.

20. Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Манчурина Л.Е., Захарова Н.И. Образование — культурный императив // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Якутск, Изд-во: СВФУ, 2014. С. 953-965.

21. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», пункт 17.

22. https://www.dv.kp.ru/daily/26926.4/3973119/ (Дата обращения 22 октября 2019).

Статья поступила в редакцию 01.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.