Научная статья на тему 'ЧЕРЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (Черчение : учебно-методическое пособие. — Омск : Изд-во ИП Е.А. Макшеевой, 2023. — 284 с.)'

ЧЕРЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (Черчение : учебно-методическое пособие. — Омск : Изд-во ИП Е.А. Макшеевой, 2023. — 284 с.) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебное пособие / основы инженерных знаний / черчение / графические знания / a textbook / fundamentals of engineering knowledge / technical drawing / graphic knowledge
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕРЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (Черчение : учебно-методическое пособие. — Омск : Изд-во ИП Е.А. Макшеевой, 2023. — 284 с.)»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2024. № 2 (53)

УДК 373.1+372.862 ГРНТИ 14.25.09

ЧЕРЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

(Черчение : учебно-методическое пособие. — Омск : Изд-во ИП Е.А. Макшеевой, 2023. — 284 с.)

В.М. Лебедев Россия, Омск

Ключевые слова: учебное пособие, основы инженерных знаний, черчение, графические знания.

TECHNICAL DRAWING IN A MODERN SCHOOL

(Technical drawing: educational and methodological manual. — Omsk : Publishing House IP E.A. Maksheeva, 2023. — 284 p.)

V.M. Lebedev Russia, Omsk

Keywords: a textbook, fundamentals of engineering knowledge, technical drawing, graphic knowledge.

Предмет «Черчение» является началом основ инженерных знаний, необходимых для обеспечения технического суверенитета России. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил ввести курс «Черчение» в инженерных классах школ с 2024 г. и «обеспечить, начиная с 2024/25 учебного года, освоение основ черчения лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего образования». Мотивация к повышению качества знаний по предмету «Черчение» у школьников, которым в ближайшей перспективе предстоит решать приоритетные задачи становления и развития наукоёмких и высокотехнологичных производств в современной России, актуальна.

Автор Татьяна Мюдовна Дульнева — выпускница омских вузов ОмИИТ и ОмГПУ, 18 лет проработала в отрасли энергетического строительства руководителем отделов проектных работ и технического надзора. Связав судьбу с народным образованием, 15 лет проработала учителем черчения, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в омской средней школе № 36 города Омска. Удостоена почётного звания «Педагог года города Омска» (2000 г.), награждена почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся.

В основу данной работы легли многолетний опыт преподавания предмета «Черче-

ние» в общеобразовательной школе, а также в ПАО «Омскнефтехимпроект» (в рамках прохождения летней практики учащимися 8-10 классов), собственные методические разработки автора по различным темам предмета («Рациональные способы построения аксонометрической проекции предмета», «Простые разрезы», «Алгоритм построения сечений» и др.), фрагменты открытых уроков для курсовой подготовки учителей черчения в областном Институте развития образования, задания из материалов городских и окружных олимпиад с опорой на ГОСТы, ЕСКД. Конечно, автор опирался на учебник «Черчение» А.Д. Ботвин-никова, методические разработки Н.Г. Преображенской, Р.В. Косолаповой.

Учебно-методическое пособие «Черчение» автора Т.М. Дульневой, предназначено для учителей и учащихся 8-10 классов инженерных и общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Оно в полной мере соответствует целям обучения: формированию знаний об основах проецирования, о рациональных способах построения изображений на чертеже (эскизе) — проекций и видов, аксонометрической проекции и технического рисунка, сечений и разрезов (простых и сложных) для деталей различной степени сложности и назначения. Представленный учебно-методический материал способствует формированию у школьников абстрактного и пространственного мышления в процессе оперирования

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

образами плоских и объёмных (3-мерных) предметов и систематизации проектных представлений при получении графических знаний о методах и правилах отображения информации условно-графически, с опорой на теорию и правила построения чертежа и основы конструкторской документации.

Содержание учебно-методического пособия направлено на формирование навыков выполнения и чтения чертежа, а также развитие образных и логических пространственных представлений на основе анализа формы предмета, его конструктивных особенностей, побуждает и учит мыслить, воссоздавая проекции образов предметов по проекциям изображения видов, сечений, разрезов и по словесному описанию.

Разнообразный учебный материал по каждой из тем обеспечен методическими разработками в виде формул и алгоритмов порядка действий, упражнений и практических учебных заданий различного уровня сложности; заданиями на моделирование формы предмета; графическими задачами с конструктивным и проектным содержанием, занимательными задачами, выполнение которых способствует закреплению и углублению полученных знаний, умений и навыков. В учебно-методическом пособии представлен

Виталий Матвеевич Лебедев — доктор технических наук, профессор, заслуженный энергетик Российской Федерации.

целый ряд заданий, направленных на мотивацию школьников применять приобретённые знания для решения задач повышенной сложности в новых нестандартных ситуациях. Методические акценты сделаны на наиболее сложных и интересных аспектах учебного материала.

Достоинством учебно-методического пособия являются количество и разнообразие учебного материала по каждой из тем, присутствие цвета, символов и элементов-сигналов в упражнениях, примерах решения графических задач и алгоритмах введения новых знаний. Приведены таблицы ответов к упражнениям. Введение игровых и занимательных задач («Аксонометрическое лото», «Аксонометрические кубики», «Морской бой» и др.) в содержательную часть методического пособия направлено на мотивацию школьников к изучению предмета «Черчение», углублению знаний, умений и навыков.

Жаль, что тираж книги слишком мал и пока мы не имеем сведений об апробации данного пособия в коллективах специалистов. Надеемся, что методические объединения по профилю предмета по достоинству оценят пособие, поддержат выпуск книги более значительным тиражом и внедрят в процесс обучения.

Vitaly Matveevich Lebedev — Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored Energy Engineer of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 02.04.2024 г.

-—^ Только цифры

Этот номер журнала «Национальные приоритеты России» выходит в 53-й раз. Мы отмечаем 15-летие со дня выхода первого номера в свет в июне этого года. За этот период мы преподнесли читателям около 3000 публикаций. Издано 5 специальных выпусков по медико-биологическим наукам. Совместно с Военной академией материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва организована серия «Наука и военная безопасность». С редакцией сотрудничают авторы из многочисленных городов России: от Белгорода до Магадана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.