Научная статья на тему 'О новых учебниках черчения для общеобразовательных школ РК и некоторых методических нюансах преподавания черчения'

О новых учебниках черчения для общеобразовательных школ РК и некоторых методических нюансах преподавания черчения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЫЗБА / СЫЗУ / ЧЕРТЕЖ / ЧЕРЧЕНИЕ / DRAWING / әДіС / ТЕХНИКА / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / БАГДАРЛАМА / ТЕХНИКАЛЫқ РЕДАКТОР / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР / TEXT EDITOR / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / TECHNIGUE / ПРОГРАММА / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанов В.Н.

Представлена полезная и своевременная информация об учебниках 2013 года по черчению для ориентации учителей черчения и смежных дисциплин в выборе учебной литературы. Сделан анализ предложенного автором учебника, рекомендованы приёмы и методы его применения в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOUT NEW TEXTBOOKS ON TECHNICAL DRAWING FOR KAZAKHSTANI COMPREHENSIVE SCHOOLS AND SOME METHODICAL NUANCES OF TEACHING TECHNICAL DRAWING

Useful and timely information about textbooks of school year 2013 on Technical Drawing for teachers’ orientation in choosing educational literature is provided. Analysis of the textbook offered by the author is made, strategies and methods on its application in pedagogical practice are recommended.

Текст научной работы на тему «О новых учебниках черчения для общеобразовательных школ РК и некоторых методических нюансах преподавания черчения»

jgÊ^

1

/ /С

j^fl 1

ЩШ^^^^Шк я

X

ш

I

О

с о

Ь В

Е-

CJ

I

О

с

В.Н. Барабанов,

преподаватель черчения ШОД «Озат»

He?h?i свздер: сызба, сызу, ddic, техника, математика, компьютер, багдарлама, техникалъщ редактор.

Ключевые слова: чертеж, черчение, методика, техника, математика, компьютер, программа, технический редактор.

Keywords: Drawing, methodology, technigue, mathematics, computer, program, text editor.

о О m

%

pa О

È ш 2 х

с;

S

н ы с

- Вестник «Qp.ney»-kst -

С) НОВЫХ УЧЕБНИКАХ ЧЕРЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РК И НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ НЮАНСАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ

Ацдатпа

Макалада 2013 жылгы сызу пэш окулыгы бойынша мугашмдердщ пэнаралык окульщты тацдаудагы пайдалы жэне заманауи акпараттары бершген. Окулыкда талдау жасалынган, педагогикальщ практикада колданылатын эдю-тэсшдер усы-нылган.

Анотация

Представлена полезная и своевременная информация об учебниках 2013 года по черчению для ориентации учителей черчения и смежных дисциплин в выборе учебной литературы. Сделан анализ предложенного автором учебника, рекомендованы приёмы и методы его применения в педагогической практике.

Annotation

Useful and timely information about textbooks of school year 2013 on Technical Drawing for teachers' orientation in choosing educational literature is provided. Analysis of the textbook offered by the author is made, strategies and methods on its application in pedagogical practice are recommended.

«Богу нравится, когда вы что-то делаете, добиваясь совершенства»

Пророк Мухаммед

Уже много лет мы ругаем недоброкачественные новейшие учебники. Но вот недавно я приобрел новый учебник по черчению, методическое пособие и дидактический материал к ним для 9 класса общеобразовательных школ РК издания 2013 года. Кое-что для меня оказалось новым, пути решения некоторых методических проблем мы, оказывается, решали параллельно, относительно других я имею своё, отличное от них, мнение.

Очень современно и убедительно для 14-15- летних учеников написано введение. Не стану утомлять вас цитированием и подробным изложением собственных умозаключений по поводу важности изучения черчения всеми школьниками без исключения, и не факультативно или в курсе лично ориентированных комплексов (ЛОКов), а как полновесной учебной дисциплины.

Отмечу лишь, что как бы стремительно ни развивались различные новейшие и традиционные отрасли техники, как то: электроника, ИКТ, нана технологии, машиностроение, легкая промышленность , вся производственная сфера, многое долго еще или всегда будет, как говорят на своем жаргоне конструкторы, зависеть «от железок». Мы, нынешние взрослые, рано или поздно уступим место нашим детям, и уже они будут совершенствовать предметный мир и производственные отношения между людьми, благоустраивать планету, повышать физическую и духовную комфортность жизни и в «первой», и во «второй» природе, называ-

ЕЕ!

емои человеческой культурой, созданной ноос-ферным разумом.

Мы не можем предсказать будущее, в котором жить сегодняшним школьникам, да и настоящее не весьма определённо. Нам хочется верить, что Земля станет единым поликультурным пространством, все предпосылки для этого есть.

Но одной веры мало! Мы должны непрерывно и эффективно транслировать уже накопленные знания, и, что не менее важно, развивать креативность мышления детей, что позволит им в будущем гибко и успешно реагировать на неожиданные вызовы времени, их производственной, творческой и личной жизни. Наши усилия по определению должны быть сосредоточены на конструировании личности ученика, на создании образа мира, в котором ей жить.

Я работаю много лет в особенных, не массовых школах, а именно: в школе для особо одаренных детей «Озат» и в школе для детей с нарушениями слуха. Первые - будущие инженеры, конструкторы, руководители производств и отраслей, т.е. техническая интеллигенция. Вторых я все чаще в последние десятилетия реально вижу высококвалифицированными рабочими, мастерами производства, рационализаторами. Для глухих и слабослышащих, по понятным причинам, повышается роль международного языка техник - черчения и его грамматики - начертательной геометрии. Недостаточное овладение вербальной системой общения компенсируется понятийно-дословес-ной, удельный вес которой в мышлении глухих достаточно велик. Конечно, общей, шаблонной методики преподавания столь разным группам детей, не может быть и не должно быть, но база, основа - методика, выработанная школой обычной, как ни странным это может показаться молодым учителям.

Вернемся к учебнику. На мой взгляд, содержание его оправданно расширено, лучше систематизировано и структурировано, чем в предыдущем опыте Ж.Есмухана и других авторов. Дело за формами изложения и методикой передачи этого содержания - системой, как известно, жесткой, императивной, вырабатываемой столь же жесткой общественной потребностью в ней, неизбежно отвергающей методики дилетантские и малоэффективные. Простота и ясность деления и подачи учебного материала,

в том числе творческих, проблемных и эвристических заданий делают учебник Чукалина и Ахметжанова, а также дидактический материал к нему, доступным не только для постижения под руководством учителя, но и для самообразования будущих абитуриентов.

Содержание распределено по главам и параграфам в стандартной, десятилетиями выверенной последовательности: от оформления и вспомогательных геометрических построений через проецирование к сборочным и строительным чертежам, а также к заключительной лаконично и инструктивно скомпонованной главе о компьютерных графических программах и работе в текстовом редакторе. Это хорошо. Высокие профессионалы никогда и прежде не заботились о пустом оригинальничанье. Нет нужды сейчас анализировать учебник подробно. Задержу ваше внимание лишь на некоторых пунктах, показавшихся мне важными и интересными. Первый попавшийся на глаза- расчеты в шрифтах. Наконец-то закрепился расчет от высоты буквы и толщины штриха. Ушли в про-шлое4/7; 3/7; 5/7и иже с ними. Очень хорошую таблицу я заимствовал в учебнике Брилинга, со ссылкой, разумеется. Рекомендую всем. На подобные таблицы ( таблица хорд, например) я не жалею времени, ведь для многих выпускников их школьные тетради и альбомы станут справочниками при поступлении в колледжи и ВУЗы, и в начале изучения основ инженерной графики на первых курсах ВТУЗов.

Очень хорошо сделаны параграф 10 и 11, особенно новое:

а) построение перпендикуляра из заданной точки;

б) деление отрезка на любое количество частей;

в) построение угла, равного заданному.

Что касается хрестоматийных деления отрезка на 2 равные части и деления угла на 2 и 3 равные части, об этом речь пойдет чуть позже. Я всегда удивлялся, почему внутреннее и внешнее сопряжения окружностей разного диаметра в прежние годы признавались методикой массовой школы трудной и избыточной информацией, так же, как и различные способы построения эллипсов и эллипсоидов. Наконец- то, увидел их у Чукалина. А ведь еще в «Дидактическом материале по черчению для 5-6 классов вспомогательных школ СССР» 1986 года издания, эти случаи сопряжений есть.

I

ш

I

О С

О и м В

н

I

о с

и о

т

из О

Н -а X

Н

ьс <С

I

ш

1

О С

0

и М

В

2

1

о с

X

3

и О т

из О

Ё ш -а X -а

¡3

н <

В общем и целом, параграф «Сопряжения» неплохой, четко прослеживаются аналогии построений. Примеров, правда, многовато, но очевидна установка авторов на разные группы интереса учеников к предмету (минимум - максимум). Можно было бы, кстати, и построение замкнутых кривых рассматривать как сопряжения дуг, ведь и здесь те же условия: радиус, центр, точки. Обрадовало, что упоминаются лекальные кривые, пусть без описаний и построений. Это парабола, гипербола, эвольвента и др.

Очень импонирует отличная увязанность сведений из начертательной геометрии с техническим черчением, проецированием в эпюре, проекционном аппарате, с разрезами, сечениями, топографическими чертежами. Сущность проецирования, способы и приемы построения ортогональных и аксонометрических проекций, эскизов и технических рисунков изложены традиционно, и это тоже хорошо. Черчение по определению консервативно, международные требования к созданию, к чтению графических документов не могут метаться быстро и часто. Научно - технический прогресс неумолим, учитель с книгой, мелом и карандашом вытесняется компьютером и интерактивной доской, ИКТех-нологиями, но есть и временные исключения из правил. Основные принципы проецирования сформулированы в учебнике как аксиомы, которые суммарно проводят учеников к выводу: это не выдумано учеными, а является графическим выражением реальных природных процессов. Иначе говоря, отвлеченные понятия мы воплощаем в конкретные изображения по законам красоты в дизайнерских решениях.

Всегда дети «спотыкались» на построении окружности частного положения в диметриче-ской проекции. Разрубили авторы гордиев узел: проведи оси, а линии дуг проведи «от руки», без циркуля и лекала, и всё! Лекальные точные построения по большой оси и опорным точкам - в ПТШ, колледжах, институтах.

Другое понравившееся мне новое: наклонный разрез, (может, и сложный скоро появится) клеевое, паяное и сшивное соединения. И наоборот, совершенно оправданно убран параграф об уклоне и конусности. Как говорится: «учебник не резиновый...» все не вместишь, хотя и очень хочется. То же можно сказать и о методике, сколь ни ухитряйся, а урок как был 45 минут, таким и остается. Нужно сдерживаться, не то собьемся на перечислительные интонации.

Композиция урока, как и композиция чертежа должна обеспечить не только высокий познавательный уровень, но и положительный эмоциональный отклик. «Работайте любуясь», - как говорят скульптор А.Голубкина.

Хороша, содержательна иллюстрация «Формы рельефа» в параграфе «Топографические чертежи» : вершины, седловины, террасы, обрывы и т.д.

К минусам, не зависящим от авторов, можно отнести небрежную работу корректора и технического редактора. Есть языковые ошибки: стилистические, грамматические, синтаксические. Есть и опечатки. Эти замечания - не буквоедство; язык - основной носитель культурной информации, важнейшее средство самоидентификации личности.

Что касается «шероховатостей» сугубо специальных, вот примеры: не рассматривается линейчатый масштаб. В параграфе 5 «Масштабы» не приведен пропорциональный (угловой) масштаб. Без него, разумеется, не обошлось при деталировании сборочных чертежей, однако в параграфе 5 упомянуть надо было бы о нем. Мелочь, конечно, да философы справедливо утверждают, что отрицательная критическая масса мелочей влечет за собой крупные изменения качества. Не весьма также понятно из текста и поясняющего чертежа, как читать размерные числа над вертикально расположенными размерными линиями, точнее, туманна формулировка. Приходится догадываться, что означает « . цифры наклоняют влево и пишут над стрелкой ».

Особо следует пораздумать об очень интересующем детей делении окружности на равные части. Здесь, помимо всего прочего, велик элемент занимательности при построение розеток, узоров, орнаментов. Умение делить окружность поможет во взрослой жизни разбивать цветные клумбы, изготовлять мебель и детали машин, механизмов, строить здания и т.д. и т.д.

Деление окружности я издавна плотно связываю с делением отрезов на равные части и углов с делением на 2 и 3 равные части. Затем делаю это общим способом, дающим возможность получить большое количество вариантов деления окружности. Циркульные построения при этом предельно просты. Но это мы проделываем только после того, как ученики научатся находить отсутствующий центр окружности.

Ш

Во всех школьных учебниках черчения, известных мне, авторы, всегда исходили и исходят из того, что центр известен, что в действительности, в производстве и в быту, бывает далеко не всегда, очень простой способ показываю: две произвольно расположенные хорды - отрезки, делим пополам циркулем, перпендикуляры, восстановленные к ним через середину, обязательно пресекутся в геометрическом центре окружности ( работа на 5 минут). Только после этого наличие центра вводим в условие задачи. Деление на нечетное количество частей (5,7,9 и др.) наиболее увлекательно для школьников. В учебнике Чукалина и Ахметжанова это показано хорошо, но малопонятна детям таблица хорд, позволяющая делить окружность на любое количество частей, если известны диаметр и коэффициент.

Добавьте 4-5 пунктов, и объясните, откуда взялся коэффициент (от числа Пи рассчитываем или готовые берем из справочника, в интернете, поиск таблиц - дело 2-3 минут).

Расчет на будущее практическое использование теоретических познаний делаю и при изучении темы «Геометрических тела» мы идём от способов образования тел (в том числе тора и кольца) к классификации их, а далее к вычислениям по формулам площадей, объёмов, масс (через плотность вещества).

Закрепляем знания при проведении анализа геометрической формы любых пространственных тел и анализе графического состава их изображений, что острит математическое мышление, а также позволит в будущем при необходимости легко произвести вычисления, скажем, для транспорта: грузоподъёмность, равновесное распределение грузов и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, в учебнике не даются очень нужные в технике приемы построения коробовой кривой (эллипсоида) и овоида, известного в технике под именем кулачка или эксцентрика. Почему я так надолго задержался на циркульных построениях, да и вообще, на уроках стараюсь максимально и преимущественно перед другими инструментами использовать циркуль? Ответ прост: циркуль легко изготовить из всего, чего угодно даже в пустыне или на необитаемом острове. А попробуйте так же легко изготовить или найти под ногами транспортир? «А линейка», - могут мне возразить. Легко: даже шнурок из ботинка легко сделать «прямой», диаметром, радиусом и т.д.

К сожалению, и в новом учебнике нет ни слова о единой модульной системе в строительстве. Явно недостаточно информации об условных обозначениях некоторых материалов в сечениях, кустарников, хвойных и лиственных деревьев, автостоянок и некоторых других. Я к концу курса даю тему «Дом, который построю я», при работе над которой условности, упрощения, условные обозначения очень нужно знать детям. Они сами говорят об этом.

В иной год я успеваю дать «под запись» условные обозначения и буквенные коды элементов электрических схем, ещё реже, но бывает, условные обозначения в схемах кинематических, дающих четкую, быструю информацию хотя бы о принципах действия механизма, устройства.

Очень хочется увидеть исправленное и дополненное второе издания учебника - 2013. Пусть он совершенствуется и станет столь же стабильным, каким для своего времени были учебники Курдюмова, Гордона, Виноградова, Брилинга, много раз переиздававшиеся на протяжении десятилетий с добавлениями и изменениями, продиктованными научно - техническим прогрессом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Черчение». Учебник для 9 класса общеобразовательной школы PK.

2. В.Г. Чукалин, М.М. Ахметжанов. Алма-ты, «Атамура», 2013.

3. «Черчение. Методическое руководство для учителей 9 класса общеобразовательной школы». Ахметжанова М.М., Чукалин В.Г. Ал-маты, «Атамура», 2013.

4. «Черчение. Дидактический материал». Чукалин В.Г. Алматы, «Атамура». 2013 г.

5. «Черчение. Учебник для общеобразовательных школ PK». Есмухан Ж. Алматы. «Атамура». 2010 г.

6. «Черчение. Учебное пособие для 9 класса». Ройтман И.А., Владимиров Я. В. Москва, «Проев». 2003.

7. «Сборник заданий для графических работ и упражнений по черчению». Миронова P.C., Миронов Б Г. Москва. 2000 г.

8. «Занимательное черчение». Воротников И.А., Москва, «Проев». 1992.

9. «Дидактический материал для вспомогательных школ по черчению (5 и 6 классы)». М., «Проев»., 1988 г.

ш

I

О С о

I—

W

В

н

I

о с

и о

m

из О

й -а X

Н

ьс <С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.