Научная статья на тему 'Республиканские олимпиады по черчению среди школьников Якутии'

Республиканские олимпиады по черчению среди школьников Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / DRAWING / ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / GRAPHIC TASKS / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / OUT-OF CLASS WORK / ОЛИМПИАДЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ / OLYMPIADS ON DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копырин Р.Р.

Статья содержит актуальные проблемы преподавания черчения в школах Республики Саха (Якутия). Изучен накопленный полувековой опыт организации и проведения олимпиад по черчению. Предложены пути усовершенствования и развития эффективных методов обучения, способствующие повышению качества графической подготовки школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL REPUBLIC TECHNICAL DRAWING OLYMPIADS AMONG SCHOOLCHILDREN OF YAKUTIA

This article is focused on actual problems of teaching technical drawing at schools of the Republic Sakha (Yakutia). Fifty years of experience of organization and conducting of Olympiads on drawing have been collected and analyzed. New ways of improvement and development of effective methods of teaching promoting the increase of quality of graphic training of school children are suggested.

Текст научной работы на тему «Республиканские олимпиады по черчению среди школьников Якутии»

вания Республики Саха (Якутия), «Учитель года - 2004» Амгинского улуса, стипендиат МФ «Дети Саха-Азия», руководитель студии «Графическое моделирование», талантливый человек.

Рабочая программа, разработанная А. Н. Степановым, способствует более углубленному изучению проекционного черчения в 7-9-х классах.

I четверть - 32 ч, II четверть - 28 ч, III четверть - 44 ч, IV четверть - 28 ч.

Содержание дисциплины: ознакомление с технической терминологией, изучение общетехнических профессий, содействие в подготовке кадров для инженерно-технических профессий.

7-й класс - основное внимание отведено изучению методов и способов проецирования, этому должны предшествовать уроки по организации рабочего места, знания и умения готовить чертежные инструменты к работе. Учитывается аккуратность выполнения и точность выполнения графических работ.

8-й класс - учебная программа по черчению включает дополнительные ступенчатые разрезы.

9-й класс - выполнение чертежей контуров деталей с использованием правила линий перехода геометрических тел (в типичных учебных программах этой главы нет).

Таким образом, исходя из опыта работы учителей черчения в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия), можно сделать следующие выводы:

1. Доказано, что в процессе изучения черчения нужно уделять много времени формированию интереса школьников посредством решения нестандартных задач.

2. На изучение черчения программой отводится только 1 ч в неделю, что не дает возможности прививать графические знания и навыки в полном объеме.

3. Для развития интереса нужно больше привлекать учащихся к внеклассным и внешкольным занятиям.

Необходимо способствовать профессиональной ориентации школьников на будущую специальность путем решения нестандартных задач по конструированию, тем самым прививая им самостоятельность, заинтересованность в дополнительных занятиях в кружках, семинарах, конкурсах проектов, олимпиадах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы совершенствования политехнических знаний и умений в средней школе. Ростов н/Д., 1970.

2. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников. М., 1986.

3. Ботвинников А. Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. 191 с.

4. Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. 224 с.

5. Коваленко Л. Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения черчению: дис. ... канд. пед. наук. М., 1988.

6. Оконешников В. Н. «.Всей душой и сердцем». Якутск: Тип. Департ. нач. и сред. проф. образования МО РС (Я). Якутск, 1999. 70 с.

7. Терещенко А. Л. Графическая подготовка учащихся в 7-м классе: пособие для учителя. Минск: Нар. асвета, 1983. 48 с.

8. Николаев Н. С. Политехническое образование в средней школе Северо-Востока России. Якутск: Бичик, 1997. 255 с.

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ ЯКУТИИ

ALL REPUBLIC TECHNICAL DRAWING OLYMPIADS AMONG SCHOOLCHILDREN OF YAKUTIA

Р. Р. Копырин

Статья содержит актуальные проблемы преподавания черчения в школах Республики Саха (Якутия). Изучен накопленный полувековой опыт организации и проведения олимпиад по черчению. Предложены пути усовершенствования и развития эффективных методов обучения, способствующие повышению качества графической подготовки школьников.

Ключевые слова: черчение, графические задачи, внеклассная работа, олимпиады по черчению.

R. R. Kopyrin

This article is focused on actual problems of teaching technical drawing at schools of the Republic Sakha (Yakutia). Fifty years of experience of organization and conducting of Olympiads on drawing have been collected and analyzed. New ways of improvement and development of effective methods of teaching promoting the increase of quality of graphic training of school children are suggested.

Keywords: drawing, graphic tasks, out-of class work, Olympiads on drawing.

С чего все началось? Все началось с того, что были опубликованы глубоко содержательные, очень своевременные, большие статьи по черчению старшего преподавателя Якутского государственного университета (ЯГУ) (ныне профессора) Н. С. Николаева в республиканских газетах «Социалистическая Якутия» («Овладеть графической грамотой» от 02 июня 1961 г.) и «Кыым» («Век техники и черчение» от 06.01.1963 г.), в которых говорилось о роли и значении черчения в век научно-технического прогресса и о том, что только с помощью чертежа возводятся инженерные, архитектурные сооружения, изготовляется вся современная техника, по чертежам осуществляются изображение земной поверхности на плоскости и т. д.

Статьи в то время явились мощным толчком для дальнейшего развития графического образования в школах республики, влив свежую струю в процесс обучения школьному курсу черчения. В эти и последующие годы по инициативе молодого преподавателя Н. С. Николаева в г. Якутске были организованы и проведены первые семинары учителей черчения. Эти семинары, организованные и проведенные Министерством просвещения республики, определили основные направления развития преподавания черчения в школах и других учебных заведениях. По инициативе Н. С. Николаева, в то время общественного инспектора Министерства просвещения, были проведены впервые смотры-конкурсы кабинетов черчения школ республики и другие значимые мероприятия, нацеленные на дальнейшее совершенствование преподавания предмета (кружки, собрания, соревнования, показы кинофильмов по черчению и т. п.).

Для более глубокого изучения отдельных тем и развития интереса к предмету многие передовые учителя школ начали проводить разнообразную по форме внеклассную и внешкольную работу. Она позволила прежде всего углубить знания учащихся по черчению, являясь дополнением к обязательным учебным часам. Эта работа, как никакая другая, способствовала выявлению склонности ученика, его индивидуальных способностей к разнообразной творческой деятельности.

Многолетний опыт работы учителей черчения Якутии убедительно доказал, что одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы является организация и проведение школьных (I тур), улусных (районных) (II тур) и государственных (республиканских) (III тур) олимпиад по черчению. В общей сложности проведено 47 республиканских олимпиад при участии более 175 тысяч учащихся. В 1970-1990-х гг. победители олимпиад награждались ценными подарками, бесплатными путевками для отдыха и учебы в центральных пионерских лагерях «Артек», «Орленок», «Океан», ездили на ВДНХ СССР.

Из числа победителей (участников) этих олимпиад и учеников профессора Н. С. Николаева выросли выдающиеся государственные деятели, крупные специалисты, замечательные педагоги, авторы учебно-методических пособий для учащихся и учителей, ученые с мировым именем, известные архитекторы и т. д.

Заслуженными учителями школ РСФСР, РФ и Республики Саха (Якутия) стали А. Н. Григорьев, П. Д. Мегин, Д. Г. Павлов, В. Н. Оконешников, В. С. Чириков, И. И. Гоголев, В. И. Цымбулов, М. М. Шапошников, Г. Н. Бурцев, И. С. Жегусов, известными учеными стали профессора, доктора наук М. А. Викулов, Б. Н. Заровняев, Т. Т. Саввинов, А. Е. Слепцов, Е. Н. Чемезов, А. Ф. Софронов, И. И. Колодезников, Е. И. Михайлова, Л. Н. Владимиров, Р. Р. Ноговицын и многие другие.

Из числа бывших победителей наших олимпиад выросли выдающиеся специалисты:

С. Н. Назаров - заслуженный строитель РФ, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха, Почетный архитектор РФ, РС (Я), министр внутренних дел РС (Я), министр строительства и архитектуры РС (Я), зам. председателя, первый зам. председателя, председатель Правительства РС (Я), постоянный представитель РС (Я) при Президенте РФ, вице-президент АК «АЛРОСА», технический директор ООО «Транстройинвест» (г. Москва);

Аф. В. Мигалкин - кандидат философских наук, консул России в Монголии, кавалер ордена «Полярная Звезда», заслуженный работник народного хозяйства РС (Я);

А. В. Мигалкин - глава администрации Усть-Алданско-го улуса, министр РС (Я), кавалер ордена русской православной церкви Даниила Московского, лауреат Государственной премии им. М. К. Аммосова;

Ф. И. Босиков - первый зам. министра ЖКХ и Энергетики РС (Я), зам. генерального директора ГУ «Служба Гос. Заказчика» при Правительстве РС (Я), Почетный работник ЖКХ РС (Я);

Т. Т. Саввинов - доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, Почетный работник высшего образования РФ, экс-ректор Саха государственной педагогической академии (СГПА);

Н. И. Гермогенов - доктор биологических наук, профессор, зав. отделом зоологии института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН, генеральный директор Фонда по изучению и сохранению стерха и других редких животных видов и их местообитаний «Стерх», директор координационной группы проекта Программы ООН по охране окружающей среды и глобального экологического фонда, участник более 30 международных конференций и совещаний, автор многих зарубежных научных работ (монографий и т. д.);

Н. А. Назаров - зам. министра науки и профессионального образования РС (Я); К. А. Лыткин (кандидат архитектуры, доцент, докторант) - победитель многих архитектурных конкурсов России и РС (Я); Н. В. Трифонов (кандидат технических наук, доцент), многие годы возглавлявший кафедру инженерной графики инженерно-тех ниче ско го факультета ЯГУ (Инженерно-технический институт Северо-Восточного федерального университета (СВФУ)), Н. С. Федоров - заслуженный архитектор РС (Я) и многие другие.

Опыт организации и проведения олимпиад по черчению в республиканском масштабе в Якутии был предметом особого внимания и изучения Академии педагогиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.