ИСТОРИЯ
УДК 942.055
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-1
В. П. Митрофанов
ЧЕЛОВЕК «ВТОРОГО ПЛАНА» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ АНГЛИЙСКОЙ МОНАРХИИ КОНЦА XVI - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVII В. (ПО МАТЕРИАЛАМ МИРОВОГО СУДЬИ НОРФОЛКА Н. БЭКОНА)
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье рассматривается участие Н. Бэкона в качестве мирового судьи в решении экономических и социальных вопросов графства Норфолк в 1580-1620 гг. Прослеживается его роль в регулировании строительства защитных сооружений от наводнений, торговле продовольствием, выдаче линцензий на экспорт зерна и содержание пивных заведений, улаживании споров между торговцами зерном, сборе субсидий и займов. Отмечается его значительная роль в информировании Тайного совета по всем этим вопросам, что позволяло правительству принимать своевременные решения в отношении ситуации в Норфолке.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования диалектического метода познания исторического процесса, включающего в себя принципы историзма, объективности и системности, что позволило выявить содержательную сторону вопроса и научный подход в отношении источников по истории местного управления графства Норфолк.
Результаты. Изучение материалов мирового судьи Норфолка Н. Бэкона показывает, что по своему содержанию они репрезентативны в отображении его участия в решении социально-экономических вопросов местного управления. Они также позволяют говорить о том, что подобные «люди второго плана», хотя и не были оплачиваемыми чиновниками, выполняли важную роль в решении текущих вопросов местной жизни.
Выводы. Источники позволяют проследить участие Н. Бэкона в местном управлении графства Норфолк на протяжении сорока лет (1580-1520 гг.) и утверждать, что лондонский кабинет тесно сотрудничал с ним и активно использовал его в качестве своего представителя в регионе, что позволяло правительству относительно успешно проводить внутреннюю политику.
Ключевые слова: Бэкон, Тайный совет, комиссии, продовольственная торговля, субсидии и займы.
V. P. Mitrophanov
THE MAN "OF THE SECOND POSITION" IN THE STATE STRUCTURE OF THE ENGLISH MONARCHY OF THE LATE 16th - EARLY 17th CENTURY (BASED ON THE MATERIALS BY N. BEKON AS A JUSTICE OF PEACE OF NORFOLK)
Abstract.
Background. The article deals with the N. Bekon' participation as a justice of peace in addressing economic and social issues of life in the county of Norfolk in
1580-1620. It traces his role in regulating the construction of protective building structures against floods, food trade, extradition of licensing of grain exports and alehouses, dispute settling between traders of grain, collections of subsidies and loans. The work considered his significant role in informing the Privy Council on all these issues, allowing the government to make timely decisions concerning the situation in Norfolk.
Materials and methods. Implementation of the research objectives has been achieved through the use of the dialectical method of knowledge of the historical process, which includes the principles of historicism, objectivity and systemacy, that has revealed the content side of the issue and the scientific approach to the sources on the history of local government of the county of Norfolk.
Results. The study of the "Bacon's papers" and some other sources shows that in their content they are sufficiently representative in mapping of his participation in solving socio-economic issues of local governance. They also suggest that these "people of the second position", although they were not paid officials, play an important role in dealing with current issues of local life.
Conclusions. The sources allow us to trace N. Bekon participation in the local government of the county of Norfolk during forty years (1580-1520), and to state that the London government worked closely with him and used him as their representative in the region, which allowed the government to be relatively successful in conducting internal policy.
Key words: Bacon, Privy Council, Commission, food trade, subsidies, loans.
В медиевистике уже ставилась проблема «человек второго плана в истории», т.е. проблема изучения места и роли лиц, занимавших второстепенные должности в государственном управлении [1].
В данной статье речь пойдет как раз об одной из таких персоналий, Натаниэле Бэконе, мировом судье графства Норфолк в период 1580-1620 гг. Он родился в 1547 г. и был вторым сыном виконта Николаса Бэкона, бывшего лорда Хранителя Большой печати, от первой жены Джейн. Его сводным братом был знаменитый философ и государственный деятель Френсис Бэкон. Натаниэль получил юридическое образование в 1576 г. в лондонской юридической школе Грей Инн. В Норфолке ему принадлежало четыре манора и пятый (Стиффки) ему купил его отец в 1571 г., в котором он и поселился с 1574 г. Это значит, что он был состоятельным человеком. С 1577 г. Бэкон уже активно работал в Норфолке в качестве контролера за экспортом шерсти и кожи, а также в качестве члена комиссии по ограничению экспорта зерна. Он трижды избирался в парламент: в 1584 г., где ему пришлось участвовать в расследовании заговора Ф. Трогмортона, а также в разработке билля против иезуитов, в 1592 и в 1597 г., когда он активно участвовал в разработке билля по осушению заболоченных территорий именно в его графстве Норфолке [2, p. 563, 566, 593-594 etc.]. Дважды, в 1586 и 1599 г., занимал он должность Высокого шерифа графства и одновременно был членом комиссии по осушению заболоченных земель [3, p. XXV-XXVI, XXX]. В остальные годы вплоть до 1620 г. он - активный мировой судья и авторитетный человек среди других должностных лиц графства. Бэкон вел постоянную переписку с Тайным советом по самым различным вопросам. По своим религиозным убеждениям он был протестантом. В 1604 г. Бэкон был возведен в рыцари в Уайтхолле. Умер он 22 ноября 1622 г.
Историки уже писали о роли местных властей в регулировании социально-экономических вопросов в контексте своих исследований о мировых судьях, отчасти используя и материалы Н. Бэкона [4-9]. Однако конкретно о его роли в местном управлении, кроме трех небольших статей, специальных работ практически нет [7-9]. А между тем Н. Бэкон оставил обширный документальный материал по различным аспектам повседневной жизни графства Норфолк. Он содержит немало писем, петиций, инструкций и других видов документальных и нарративных источников [10, 11], освещающих практическую деятельность мирового судьи в решении экономических, социальных и церковных вопросов.
Для Норфолка как прибрежного графства, на территории которого были также и заболоченные земли, важной задачей было строительство защитных сооружений от периодических наводнений. В этом деле центральная власть стремилась регулировать спорные вопросы, постоянно возникавшие в ходе работ. Важнейшим посредником и инструментом в этом деле был Н. Бэкон. Это был сложный и многоплановый процесс, в котором переплетались интересы Короны, крестьян, местных джентри, компаний предпринимателей по осушению и даже горожан. Источники свидетельствуют о скрупулезности и дотошности центральной власти в лице Тайного совета в этих вопросах [10, р. 102-129]. Тайные советники тщательно вникали в суть каждого казуса и отдавали подробные распоряжения местным властям, в том числе Бэкону, членам комиссий по осушению о том, какие меры следует предпринимать и что конкретно делать в каждом спорном случае. Тем не менее противоречие интересов сторон порождало множество споров, которые рассматривались в различных судах. Через Н. Бэкона Тайный совет следил, чтобы не нарушались королевские патенты, выданные отдельным лицам на строительство дренажных сооружений. Показательным можно считать дело, связанное с селением Террингдон. Оно периодически страдало от наводнений, поэтому строительство дамб и насыпей там было крайне необходимо. Особенно разрушительными были наводнения в 1600 и 1613 г. В те годы тайные советники отправляли подробные инструкции членам комиссии по осушению, куда входил и Бэкон. В них они требовали выяснить реальную возможность сбора денежных средств с крестьян на ремонт защитных сооружений, а также существовавший в тех местах обычай по поддержке дамб и т.д. [10, р. 108-112]. Комиссионерам предписывалось выяснить все технические аспекты проблемы затопления селения [10, р. 112-113]. Им предоставлялись полномочия проверять финансовые расходы крестьян на строительство защитных сооружений за предыдущие годы и текущие расходы. Кроме этого, членов комиссии обязывали провести проверку деятельности местных властей по уходу за защитными сооружениями за последние 20-30 лет и дать заключение об отношениях между самими крестьянами по вопросам осушения. Им предписывалось также выяснить, кому продавались земли в этом селении, насколько состоятельны были их покупатели. Весьма показательно требование центральной власти выяснить размеры королевских домениальных земель в тех местах и сумму рентных поступлений с них [10, р. 112]. Видимо, в Лондоне уже не знали точно, как много их в том регионе.
Сам Бэкон хорошо изучил обстановку, выяснил все технические и финансовые обстоятельства, существовавший ранее обычай по поддержке за-
щитных сооружений и т.п. Затем он посоветовал тайным советникам направить специальные письма местным властям не только Норфолка, но и соседних графств, чтобы они собрали половину денежных средств, необходимых на строительство и ремонт защитных сооружений около Террингдона. Причем он четко пояснил порядок сбора денег и контроль за этим со стороны властей. К тому же он советовал законодательно закрепить обычную практику совместной поддержки защитных сооружений соседними с Террингдоном селениями, сложившуюся еще со времен Генриха VIII, что и было сделано [10, р. 104-106, 120-121]. К его мнению правительство явно прислушивалось, так как он уже имел хороший опыт в решении вопросов об осушении, ибо, будучи членом парламента в 1597-1598 гг., он был одним из разработчиков билля об осушении заболоченных земель в восточных графствах [2, р. 563].
Одной из сложных задач для местных властей был сбор субсидий с населения графства и организация денежных займов Короны у зажиточных слоев населения. Для этого Бэкону приходилось буквально доходить до каждого жителя графства в плане определения его материального достатка вплоть до пенса. Так, например, ему пришлось проводить большую работу в этом плане в 1589 г. Причем Тайный совет предоставил ему значительные полномочия, которые фактически приравнивались к полномочиям помощника лорда-лейтенанта графства. Он имел право напрямую отправлять собранные суммы денег с территории всего графства в Казначейство без посредства лорда-лейтенанта [10, р. 75-85]. Бэкон дал подробную информацию в Тайный совет обо всех лицах, на которых рассчитывала Корона, но которые не смогли дать займы, указав причины их отказов с подтверждениями местных должностных лиц [10, р. 97-100].
Немало времени, очевидно, уходило у него и на разъезды по территории графства для расследования различных хозяйственных, социальных и финансовых вопросов. Конечно, у него были свои помощники в лице других мировых судей, констеблей сотен и селений, городских властей и др. Однако нередко ситуация складывалась так, что требовалось именно его личное участие в конкретных сложных или спорных случаях. Фактически Бэкон мог иногда корректировать некоторые аспекты внутренней политики правительства, когда он, например, предложил изменить порядок обложения землевладельцев и установить поставку одного легкого всадника с поместья, оцениваемого в 200 марок, а не в 100 марок [11, р. 34]. Или, как в случае с прибрежными защитными сооружениями от морских приливов, чтобы Корона законодательно обязала соседние графства финансировать их строительство и содержание.
Весьма непростым вопросом для правительства Елизаветы I и Якова I был продовольственный, так как именно в нем сталкивались интересы государства, фермеров и крестьян, торговцев продовольственными товарами и просто потребителей. Поэтому для Тайного совета в части регулирования продовольственного рынка в Норфолке Н. Бэкон был весьма значимой фигурой, причем не только в качестве должностного лица, но и в качестве источника информации. В его «бумагах» сохранился значительный пласт документов, относящихся к этой сфере [10, р. 51-57, 64-66, 130-159; 11, р. 5-6, 16-18, 40-42]. Они свидетельствуют о его сложной и скрупулезной деятельности в этом плане. Ему приходилось не раз решать сложные вопросы с выдачей
лицензий на торговлю зерном, включая и лицензии на право его экспорта, рассматривать петиции торговцев зерном, жалобы крестьян на действия снабженцев продовольствия для королевского двора [10, р. 64-66].
Причем центральные власти постоянно требовали от местных властей не только регулирования цен на продовольственном рынке графства, но и сообщения им подробных сведений на этот счет, вплоть до размеров зерновых запасов в амбарах местных фермеров и крестьян и т.п. По сохранившимся формам видно, что на сбор таких данных у Бэкона уходило много времени [11, р. 5-6]. Участвовал он и в регулировании экспорта зерна из портов своего графства. Будучи членом комиссии по ограничению экспорта зерна, он высказывал Тайному совету просьбы о том, чтобы мировым судьям предоставили больше полномочий в этом деле. Поэтому зачастую он был в эпицентре сложных взаимоотношений центральной власти и местных торговцев зерном. Так, например, с его ведома однажды местные торговцы зерном отправили пространную петицию в Тайный совет, в которой подробно перечислялись неудобства для них от действовавших ограничений на экспорт зерна, а затем ему пришлось доводить до их сведения решение на этот счет лондонских властей, которое, наверное, не очень-то их устраивало.
За годы своей многолетней деятельности в качестве мирового судьи Бэкон порой оказывался в щекотливых ситуациях. Например, когда Лондонский кабинет требовал от него решения того или иного вопроса, затрагивавшего интересы жителей графства, то ему приходилось лавировать в выполнении этих требований между законом и местными интересами джентри, горожан, духовенства и крестьян. Часто подобные коллизии случались опять-таки в связи с регулированием продовольственного рынка, когда местные торговцы зерном требовали большей свободы действий на рынках графства: отмены наказаний за нарушения правил торговли, свободы в установлении цен на свой товар и т.п. Очевидно, не без поддержки Бэкона, местным торговцам продовольствием удавалось добиваться для себя от центральных властей некоторых послаблений в их предпринимательской деятельности. В тоже время на заседаниях судов ассизы Бэкону приходилось проводить в жизнь линию правительства по борьбе с продовольственными спекулянтами, скупщиками зерна у крестьян и фермеров. Ему же приходилось корректировать петиции местных торговцев продовольственными товарами, направляемые на имя монарха, в которых опять-таки в осторожной форме излагались их предложения по предоставлению им большей свободы в предпринимательстве. План одной такой петиции о вреде для государства частных лицензий сохранился [10, р. 151]. Причем предложения, высказанные в ней, увязывались с действовавшим законодательством о торговле зерном.
Бэкону приходилось вмешиваться в регулирование цен на местных рынках и по просьбе местных жителей. Так это было в 1607 г., когда к нему с такой просьбой обратились жители города Линна и ему пришлось вмешаться с целью недопущения вывоза большой партии зерна, дабы горожане не пострадали от роста цен на него [10, р. 156-157]. Он отправлял в Лондон пространные отчеты о состоянии продовольственного рынка, в том числе о действовавших лицензиях на внутреннюю и внешнюю торговлю продовольствием. Как член комиссии по контролю за экспортом зерна из портов графства Бэкон имел право на выдачу лицензий. Известно, что, например, с октября
1590 г. по февраль 1592 г. он выдал 32 лицензии [11, р. 16-17]. Кроме того, он давал разрешения на загрузку зерна на корабли, отправляющиеся в дальние плаванья [11, р. 17], принимал участие в судебных расследованиях по делам хлебных спекулянтов, отсылал достаточно точные сведения в Лондон о продовольственном обеспечении графства и мерах, принимаемых местными властями в этом направлении. Заметим, что это не всегда делали мировые судьи других графств. Так, например, за период с 1619 по 1623 г. из почти 80 сообщений с мест в Тайный совет об имеющихся запасах зерна точные сведения были только в трех случаях. В подавляющем большинстве случаев в отчетах фигурировали расплывчатые фразы «достаточно запасов зерна», «запасы умеренные» и т.п. В большей мере местные власти сообщали о предпринятых ими мерах по продовольственному обеспечению населения. Таковые сведения содержались в 60-ти отчетах [12, р. 360].
В то же время Бэкон от себя и других мировых судей графства отправил петицию королю, в которой от лица местных торговцев зерном жаловался на возросшие пошлины на вывоз зерна, аргументируя необходимость их снижения для пользы крестьян, торговцев да и жителей других соседних графств [10, р. 151]. Ему приходилось также улаживать и споры между самими торговцами зерном [11, р. 152]. Он даже просил Тайный совет предоставить ему право регулировать вывоз зерна местными торговцами, дабы они не докучали центральные власти постоянно своими петициями [10 р. 152-153]. Нередко он отсылал письма членам Тайного совета, в которых подробно характеризовал ситуацию с наличием зерна в графстве, ценами на него и т.п., прося снять ограничения на его вывоз или, наоборот, их сохранять, гибко регулировать [10, р. 154-157].
Немаловажной проблемой на продовольственном рынке страны и графства Норфолк, в частности, была «пивная» проблема. Издавалось немало прокламаций и распоряжений в отношении солодовников и пивоторговцев. Тайный совет стремился контролировать их деятельность. Естественно, и Норфолк попал в сферу этого контроля. В «бумагах» имеется письмо от Тайного совета, в котором содержится предписание соблюдения тщательного контроля в отношении солодовников. В нем говорилось о «неудобствах и вреде» из-за многочисленных солодовников, так как они перерабатывают на солод большое количество зерна, вызывая нехватку хлеба. Поэтому крестьяне предпочитают сеять ячмень, нежели пшеницу или рожь, так как именно ячмень охотно покупают солодовники и даже скупают его на корню. Они вообще создают у себя большие запасы ячменя, поскольку соложение можно осуществлять круглый год. В результате на рынки ячмень не доходит. Поэтому тайные советники потребовали пресечь эту незаконную практику солодовников, а посему предписали Бэкону сообщить им точные сведения об именах и социальном статусе всех солодовников [10, р. 154-157]. Важно, что Бэкону предлагали высказать свое мнение об оптимальном количестве солодовников для графства. Тайные советники заверяли его, что оно будет учтено королем при принятии решения об исправлении их злоупотреблений [10, р. 154-157]. Сам по себе этот факт является одним из доказательств исключительного доверия в этом вопросе к нему как представителю местной власти со стороны Короны. По сути дела от личного мнения Бэкона зависела
судьба предпринимательства многих солодовников в Норфолке, а может быть и во всем королевстве. В такой ситуации он вполне мог откровенно дать им понять, что лишь исключительно в его компетенции «прикрыть» их от возможного королевского запрета или ограничения и они будут продолжать заниматься своим бизнесом или же он предоставит королю точный расчет необходимого для графства количества солодовников и тогда часть из них вынуждены будут свернуть свой бизнес или заниматься им нелегально, рискуя быть наказанными по закону. Примерно такая же ситуация складывалась и с владельцами пивных, так как правительство стремилось к сокращению их количества и установлению строго контроля за их деятельностью. Причем процедура открытия пивных и их функционирование все более ужесточались центральной властью, и Бэкон должен был соблюдать эти требования. Однако он был не просто техническим исполнителем в этом деле, но и сам проявлял инициативу по гибкому регулированию пивного рынка графства. Так, например, он однажды высказался (1608 г.) за то, чтобы у просителей лицензий на содержание пивных были богатые поручители (с доходом в 400-500 ф.ст.), отличавшиеся к тому же и «добрым поведением» и утвержденные тремя мировыми судьями [10, р. 56-57]. Сам он мог выдавать краткосрочные (на полгода или на год - В. М.) лицензии на содержание пивных. Причем однажды выдал одному крестьянину лицензию на полгода, но при условии, чтобы тот соблюдал правила из восьми пунктов, разработанные самим Бэконом, которые предусматривали довольно строгую регламентацию повседневной работы пивного заведения и соблюдение в нем общественного порядка [10, р. 56-57]. Бэкон разработал также еще и правила из шести пунктов для контроля констеблями, смотрителями и церковноприходскими старостами пивных заведений [10, р. 55-57].
Понятно, что в делах солодовников и владельцев пивных роль личного отношения мирового судьи имела немаловажное значение и, безусловно, это понимали тайные советники. Пивной рынок в стране и, в частности, в Норфолке был наиболее трудно контролируемым правительством, и эффективность его контроля зависела именно от местных властей. Вполне вероятно, что за 40 лет пребывания Бэкона в должностях «пивных» казусов было гораздо больше и при желании он мог получить материальные выгоды для себя, когда ему приходилось их решать.
Одним из примеров, когда Бэкону пришлось находиться между интересами королевского двора и местными крестьянами, был случай с действиями королевских продовольственных снабженцев в конце 1580 - начале 1590-х гг. Крестьяне четырех сотен графства отправили жалобу на их действия в Лондон, и после этого ему пришлось разбираться и отсылать в Тайный совет подробный отчет об этом деле [10, р. 73-74]. С одной стороны, он как мировой судья должен был содействовать королевским снабженцам в закупке продовольствия на территории своего графства, но с другой - проведенное расследование показало, что снабженцы действительно допускали злоупотребления, значительно занижая закупочные цены по сравнению с рыночными. Бэкон не стал оправдывать королевских снабженцев, а отослал в Лондон реальные данные о соотношении закупочных и рыночных цен на продовольственные товары. Выводы из его отчета предоставлялось делать самим тайным советникам.
Несомненно, Н. Бэкон был значимой фигурой среди местной администрации графства на протяжении 40 лет. Он получал подробные сведения с мест от других мировых судей, констеблей сотен о различных проблемах повседневной жизни населения графства, обладал, в частности, полной информацией о состоянии дел с продовольствием, пивными заведениями и т.п. Лондонский кабинет во многом доверял и полагался именно на него в решении различных казусов, связанных с торговлей продовольствием. Центральная власть в своей политике регулирования социально-экономических вопросов активно опиралась на этого человека «второго плана», мирового судью, который не получал жалованья из государственной казны. Правительство использовало его не только как представителя судебной и исполнительной власти в графстве, но и во многом как источник подробнейшей информации о хозяйственных, финансовых и социальных процессах, причем порой сложных и запутанных. Соответственно, это давало возможность тайным советникам, а значит и монархам, гибко реагировать на изменяющуюся социально-экономическую ситуацию в графстве в данный период. В свою очередь Бэкон мог оказывать определенное влияние в некоторых случаях на законодательство и отчасти на внутреннюю политику центральной власти. Дальнейшее изучение источников локального происхождения позволит выяснить, как много в графствах Англии было должностных лиц, способных эффективно осуществлять местное управление подобно этому человеку «второго плана»,
H. Бэкону.
Список литературы
I. Человек второго плана в истории : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. А. Мининков ; Ростовское Отделение РОИИ. - Ростов н/Д, 2006. - Вып. 3.
2. A Compleat Journal of The Notes, Speeches and Debates, Borth of The House of Lords and House of Commons Throughout The Whole Reign of Queen Elizabeth / collected by S. D'Ewes ; published by P. Bowes. - London, 1693.
3. Hassel Smith, A. County and Court: government and politics in Norfolk. 15581603 / A. Hassel Smith. - Oxford : Clarendon Press, 1974.
4. Gleason, J. Justice of Peace in England, 1558-1640 / J. Gleason. - Oxford : Clarendon Press, 1969.
5. Бельцер, А. А. Слуги для всех дел: Корона и мировые судьи в тюдоровской Англии : учеб. пособие к спецкурсу / А. А. Бельцер. - Самара : Самарский государственный педагогический университет, 2007. - 136 с.
6. Дмитриева, О. В. В поисках надежного мирового судьи / О. В. Дмитриева // Средние века. - 1995. - Вып. 58. - С. 48-68.
7. Митрофанов, В. П. Повседневные заботы одного английского мирового судьи (конец XVI - начало XVII в.) / В. П. Митрофанов // Историки между очевидным и воображаемым: проблемы визуализации в исторической мысли : материалы XVII чтений памяти члена-корреспондента АН СССР С. И. Архангельского (7-8 апреля 2011 г.) / отв. ред. А. В. Хазина. - Н. Новгород : НГПУ, 2011. -С. 177-182.
8. Митрофанов, В. П. Из истории военных ополчений графств начала XVII в. (по материалам мирового судьи Норфолка Н. Бекона) / В. П. Митрофанов // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. - 2011. - № 23, ч. 2. - С. 523-527.
9. Митрофанов, В. П. Военные заботы одного мирового судьи (конец XVI -начало XVII в.) / В. П. Митрофанов // Исследование по истории Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время (К 80-летию профессора Е. В. Кузнецова) : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Е. П. Титков ; АГПИ. - Арзамас : АГПИ, 2012. - С. 49-68.
10. The official Papers of Sir Nathaniel Bacon of Stiffkey, Norfolk as Justice of peace 1580-1620 / ed. by H. W. Sanders // Camden Society. Publications. Third series. -London, 1915. - Vol. XVI.
11. Supplimentary Stiffkey Papers / ed. by F. R. Brooks // Camden Society. Publications. Third series. - London, 1936. - Vol. LII. - P. 1-55.
12. Calender of State Papers. Domestic series. 1619-1623 / ed. by Mary Ann Everitt Green. -London, 1858.
References
1. Chelovek vtorogo plana v istorii: sb. nauch. st. [The man of the second position in history: collected papers]. Execut. ed. N. A. Mininkov; Rostovskoe Otdelenie ROII. Rostov on Don, 2006, iss. 3.
2. A Compleat Journal of The Notes, Speeches and Debates, Borth of The House of Lords and House of Commons Throughout The Whole Reign of Queen Elizabeth. Collected by S. D'Ewes; published by P. Bowes. London, 1693.
3. Hassel Smith A. County and Court: government and politics in Norfolk. 1558-1603. Oxford: Clarendon Press, 1974.
4. Gleason J. Justice of Peace in England, 1558-1640. Oxford: Clarendon Press, 1969.
5. Bel'tser A. A. Slugi dlya vsekh del: Korona i mirovye sud'i v tyudorovskoy Anglii: ucheb. posobie k spetskursu [Servants for all kinds of affairs: The Crown and justices of the peaces in Tudor England: special course's teaching aid]. Samara: Samarskiy gosu-darstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2007, 136 p.
6. Dmitrieva O. V. Srednie veka [The Middle Ages]. 1995, iss. 58, pp. 48-68.
7. Mitrofanov V. P. Istoriki mezhdu ochevidnym i voobrazhaemym: problemy vizualizatsii v istoricheskoy mysli: materialy XVII chteniy pamyati chlena-korrespondenta AN SSSR S. I. Arkhangel'skogo (7-8 aprelya 2011 g.) [Historians between the obvious and the fictious: visualization problems in historical thought: proceedings of XVII Readings in the memory of AS USSR corresponding member S. I. Arkhangelsky (7-8 April 2011)]. Execut. ed. A. V. Khazina. Nizhny Novgorod: NGPU, 2011, pp. 177-182.
8. Mitrofanov V. P. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta imeni V. G. Belinskogo. Gumanitarnye nauki [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky. Humanities]. 2011, no. 23, part 2, pp. 523-527.
9. Mitrofanov V. P. Issledovanie po istorii Zapadnoy Evropy: antichnost', srednie veka, novoe i noveyshee vremya (K 80-letiyu professor a E. V. Kuznetsova): mezhvuz. sb. nauch. tr. [Research on the History of Western Europe: antiquity, the middle ages, the modern period and contemporary history (Commemorating 80th jubilee of E. V. Kuzne-tsov): interuniversity collected papers]. Execut. ed. E. P. Titkov; AGPI. Arzamas: AGPI, 2012, pp. 49-68.
10. The official Papers of Sir Nathaniel Bacon of Stiffkey, Norfolk as Justice of peace 1580-1620. Ed. by H. W. Sanders. Camden Society. Publications. Third series. London, 1915, vol. XVI.
11. Supplimentary Stiffkey Papers. Ed. by F. R. Brooks. Camden Society. Publications. Third series. London, 1936, vol. LII, pp. 1-55.
12. Calender of State Papers. Domestic series. 1619-1623. Ed. by Mary Ann Everitt Green. London, 1858.
Митрофанов Владимир Петрович доктор исторических наук, профессор, кафедра всеобщей истории, историографии и археологии, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Mitrophanov Vladimir Petrovich Doctor of historical sciences, professor, sub-department of general history, historiography and archaeology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 942.055 Митрофанов, В. П.
Человек «второго плана» в государственной структуре английской монархии конца XVI - первой трети XVII в. (по материалам мирового судьи Норфолка Н. Бэкона) / В. П. Митрофанов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). -С. 5-14. БО!: 10.21685/2072-3024-2016-3-1