2. Borlikov G.M. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 20-23.
3. Belokon' A.V. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 3-11.
4. Zhdanov Yu.A. Myslyashchiy chelovek est' mera vsemu [Thinking person is a measure of everything].
In: Nauchnoe i sotsial'noe znachenie deyatel'nosti V.I. Vernadskogo [Scientific and social significance of V. I. Vernadsky's activity]. Ed. by A.L. Yashin. Leningrad, Nauka. Leningrad branch, 1989, pp. 219226.
27 мая 2019 г.
ЧЕЛОВЕК-СОЗИДАТЕЛЬ
Говорить о Юрии Андреевиче, не повторяясь и избегая превосходных степеней, чрезвычайно трудно. Учёный с душой поэта, ему удавалось то, что не удавалось другим: так сконцентрировать свои усилия, довести уровень знаний до такой степени, чтобы дать наиболее точную оценку явлений. Человек-созидатель, чуждый профессиональной замкнутости, творец и организатор, оставивший свой яркий след в истории отечественной науки и культуры.
Химик по образованию, он стоял у истоков ростовской философско-культурологической школы. При всем масштабе личности, Юрию Андреевичу были присущи подлинный демократизм, такт и чуткость к коллегам. Заслуги Юрия Андреевича можно перечислять долго. Но, на мой взгляд, главная заслуга - его ученики, научная школа, которую он создал, научные направления, которые он разработал, его подход к науке, его дух.
Огромного уважения заслуживает преданность Жданова своим мировоззренческим прин-
ципам. Именно по его инициативе в начале 70-х годов Ростов-на-Дону стал притягательным центром для теоретиков, ориентированных на построение философии культуры и культурологии (теории культуры).
На Северном Кавказе под его патронажем и идейно-теоретическим руководством сконцентрировался научный потенциал Юга России. Обладатель уникального дара научного прогноза, он еще сорок лет назад говорил о необходимости интеграции науки и образования, к чему сейчас мы и приходим. Понимая роль и значение университетов, Юрий Андреевич поддерживал становление и развитие Ингушского госуниверситета, образованного в 1994 г., за что мы ему особенно благодарны.
Мартазанов А.М. - доктор филологических наук, профессор, ректор Ингушского государственного
университета
25 апреля 2019 г.
УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ, ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ
Знание истории и особенно отношение человека к историческим событиям бывает двоякое. Когда история становится доступна для интересующегося через архивные документы, воспоминания очевидцев, фильмы и прессу того периода, человек может иметь о том или ином периоде или событиях более или менее объективные знания. Но совсем иное знание и восприятие событий, эпохи или людей, когда человек включен в них, общался с участниками событий напрямую, мог наблюдать события непосредственно или познавать их из первых уст. Например, для меня знание о событиях революции 1917 г. и Гражданской войны на Северном Кавказе, или о периоде депортации целых народов, восстановления Чечено-Ингушской автономной республики и о кризисных со-
бытиях начала 90-х годов насыщены многими персоналиями, деталями, красками, которых не найти ни в каких глубоких научных исследованиях. А если говорить об истории развития высшего образования и науки на Северном Кавказе, то огромный пласт знаний получен мной из бесед с Юрием Андреевичем Ждановым. И это неоценимые знания, ибо получены они из воспоминаний очевидца и одного из творцов современной научно-образовательной сети на Юге России. Или, например, история борьбы с «реакционной наукой генетикой», история трагедии великого ученого Н.И. Вавилова, или драмы самого Юрия Андреевича, пострадавшего за отстаивание истины в противоборстве науки и воинствующего идеологического мракобесия.
10
2019
№ 2
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА