К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.А. ЖДАНОВА
(1919-2019)
УДК 355.233.23
ВКЛАД ЮРИЯ АНДРЕЕВИЧА ЖДАНОВА В ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ (на примере Республики Дагестан)
О.А. Омаров, Н.О. Омарова
DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-5-10
Юрий Андреевич Жданов - выдающийся ученый, исследователь, методолог науки, Председатель Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Создание в 1969 г. в системе Министерства высшего и среднего специального образования СКНЦ ВШ на базе Ростовского государственного университета объединило вузовское и научное сообщество Юга России, в том числе Северного Кавказа. Единство науки и образования - это новаторский принцип в организации университетов, который предложил Ю.А. Жданов, основываясь на модель развития классического университета Гумбольдта. Реализация этой идеи в вузах региона дала толчок повышению эффективности образовательного процесса, внедрению результатов современных научных исследований в образовательный процесс, явилась основой создания инновационной системы образования.
Юрий Андреевич внедрял принцип «обучая - исследуй», считал, что наука и образование - это две стороны духовной культуры общества, необходимые друг другу. Ю.А. Жданов
Омаров Омар Алиевич - академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, директор Института национальных проблем в образовании РАО Дагестанского государственного университета 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Дзержинского, 12а, e-mail: inporao@mail.ru;
Омарова Наида Омаровна - член-корреспондент Российской академии образования, доктор физико-математических наук профессор, заместитель директора по научной работе Института национальных проблем в образовании РАО «Дагестанский государственный университет», 367000, Республика Дагестан, г Махачкала, ул. Дзержинского, 12а, e-mail: n.omarova@yandex.ru.
полностью поддерживал положение Д.И. Менделеева: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, - не только бесполезен, но прямо вреден».
Будучи ректором РГУ, Ю.А. Жданов большое внимание уделял модернизации широкого спектра направлений научных исследований, развивая классическое университетское образование на Юге России. Ю.А. Жданов много сделал для теоретического обоснования идеи единства гуманитарного и естественнонаучного знания. Концептуальные основы Ю.А. Жданова о развитии науки в нашей стране, взаимодействии науки и образования и эффективности их использования изложены в книге «Юрий Андреевич Жданов: наука и образования неразделимы» [1]. Будучи Председателем СКНЦ ВШ, Ю.А. Жданов пропагандировал и активно брался за решение проблем региона, в первую очередь, проблем, связанных с развитием вузов и академических учреждений. Его усилия были направлены на концентрацию вузовской, академической и отрас-
Omar Omarov - Institute of National Problems in Education of the Dagestan State University, 12a Dzerzhinsky Street, Makhachkala, Dagestan, 367000, e-mail: inporao@mail.ru;
Naida Omarova - Institute of National Problems in Education of the Dagestan State University, 12a Dzerzhinsky Street, Makhachkala, Dagestan, 367000, e-mail: n.omarova@ yandex.ru.
левой наук в решении жизненно важных проблем всей страны.
Идея интеграции наук, провозглашенная Ю.А. Ждановым, была поддержана Дагестанским государственным университетом.
Д а г е -станский государствен-ный университет - один из крупнейших университетов в Дагестане, крупный научный и культурный центр. Основан в 1931 г. как Дагестанский государственный педагогический институт, а в 1957 г. получил статус университета. На торжественном открытии
ДГУ присутствовал Ю.А. Жданов с делегацией Ростовского государственного университета. Надо отметить, что тысячи специалистов высшей квалификации были подготовлены РГУ для северокавказских республик, в том числе для Республики Дагестан.
Юрий Андреевич неоднократно посещал вузы Северного Кавказа, принимал участие в различных научных и культурных мероприятиях. Его тезис объединения интеллигенции Юга России в борьбе с деструктивными проявлениями в современном обществе и сегодня является особо актуальным. Коллективы вузов Северного Кавказа считали приоритетным сотрудничество с Ростовским государственным университетом, с СКНЦ ВШ. Академическое сообщество Дагестана глубоко почитает Юрия Андреевича Жданова как организатора и вдохновителя идеологии гуманизма и патриотизма в России. Жизнь показала, что ключевую инновационную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии регионов играют научно-образовательные центры, создаваемые на базе ведущих вузов и научных академических учреждений. Дальнейшее развитие эта организационная форма синте-
Фото 1. Академик Жданов Ю.А., г. Махачкала, Дагестанский государственный университет, 15 апреля 1997 г. Заседание Южного отделения Российского союза ректоров по проекту Федеральной программы развития образования «О реализации Федеральной программы развития образования»
за образования, науки и производства получила в регионах России в связи с той работой, которая ведется в настоящее время по реализации национальных проектов в области науки и образования в соответствии с майскими (2018 г.) Указами
Президента России.
Юрий Андреевич Жданов всегда уважительно отзывался о нашей республике и видел перспективы ее развития: «Дагестан многообразен во всем: языках, культуре, многоликости производственной деятельно сти. Вековые хозяйственные традиции высоко в горах
органично уживаются с самыми современными высокими технологиями во всех сферах науки и техники, развиваемых в вузах, Дагестанском научном центре РАН, предприятиях Махачкалы, Каспийска и других городов... Дагестан - это Мекка для туристов - средоточие уникальных памятников природы и культуры, богатство Каспийского моря, его уникальная экосистема» [2].
Ю.А. Жданов особое внимание уделял развитию науки в Дагестане, а также научному содружеству коллективов Северо-Кавказского научного центра и Дагестанского филиала АН СССР [3].
Член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов был главным редактором «Энциклопедии культур народов Юга России». К работе над этим уникальным изданием были привлечены ведущие кавказоведы-этнологи, в том числе из Дагестана - Г.Г. Гамзатов, А.И. Османов, М.Р. Гаса-нов, О.М. Давудов. Впервые в одном томе были представлены свыше 200 статей о народах, племенных и этнических группах, проживавших на Юге России с древнейших времен и создавших этнокультурное пространство региона на рубеже тысячелетий. В статьях раскрывается этногенез,
этническая история и основные достижения этнической культуры народов Юга России [4].
ЮЛ. Жданов привлек ученых Дагестана к участию в работе по созданию серии «Библиотека истории Северного Кавказа и Дона в дневниках, воспоминаниях и свидетельствах современников». Издан сборник «Кавказ и Дон в произведениях античных авторов» [5]. В сборник включены фрагменты по истории и культуре Колхиды и Иберии, Армянского и Боспорского царств, Кавказской Албании, а также находившихся в сфере их влияния кавказских и степных племен, греческих колоний Северного и Восточного Причерноморья. В сборник включены отрывки из сочинений, начиная от гомеровского эпоса (УП-У1 вв. до н.э.) до трудов историков и писателей конца IV в.н.э.
Ю.А. Жданов участвовал в составлении обобщающего труда коллектива ученых ДНЦ РАН «Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20 - 60-х. годах XIX в.», в написании которого были привлечены видные ученые Москвы, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Краснодара, Махачкалы, Нальчика и других городов [6]. В работе большое внимание уделено историографии (российской и западной) народно-освободительных движений, социально-экономическому и политическому положению горцев Северного Кавказа в конце ХУШ - начале XIX в. Изучено место Северного Кавказа в международных отношениях той эпохи, показаны причины и характер борьбы горцев Северного Кавказа, рассмотрены этапы и ход военных действий, роль нового государственного образования - имамата в истории северокавказских народов, отношение русского общества к Кавказской войне, причины поражения горцев и его последствия.
Значителен вклад Ю.А. Жданова в развитие высшего образования в Дагестане, в подго-
товку высококвалифицированных специалистов-ученых. Многие известные дагестанские ученые
защитили диссертации в РГУ. Это профессора Н.П. Эмиров, М.К. Аликбер-ли, ГШ. Кайма-разов, Х.Х. Рам а з а н о в , Ш.М. Магомедов и др. Преподаватели дагестанских вузов обучались и проходили стажировку и курсы повышения квалификации в РГУ, что соответствовало их становлению как высококвалифицированных специалистов в различных областях научного знания и практики.
В 1980 г. по рекомендации Ю.А. Жданова при Дагестанском университете была создана комиссия по интернациональному и атеистическому воспитанию студенческой молодежи вузов Дагестана. План ежегодно утверждался на заседании президиума СКНЦ ВШ.
О связях с Дагестаном, о внимании Ю.А. Жданова к дагестанским народам свидетельствуют его замечательные труды, в частности, работа «Солнечное сплетение Евразии» [7], в которой он отмечает общемировое значение истории и культуры народов Дагестана.
Тесными были научные связи Ю.А. Жданова с руководителями научных учреждений и вузов республики - Х.И. Амирхановым, А.А. Аби-ловым, Р.М. Магомедовым, Г.Г. Гамзатовым, И.К. Камиловым, О.А. Омаровым и др.
Одному из авторов этой статьи академику РАО О.А. Омарову посчастливилось общаться с Ю.А. Ждановым как с талантливым организатором науки и образования Юга России в Ростове и в Дагестане. Ему особо запомнился момент, когда в 90-е годы, в разгар военных событий в Чечне, Ю.А. Жданов проявил интерес к возможности объединения интеллигенции Юга России, Северо-Кавказского региона с целью решения проблемы идеологического воздействия на экстремистски настроенных участников этих событий. Его позиция в обращении к интеллигенции
*
т
Фото 2. На юбилее Ю.А. Жданова в Северо-Кавказском научном центре высшей школы. 2004 г.
региона сыграла положительную роль в такой сложный момент.
На II съезде ученых-кавказоведов, состоявшемся 27 февраля 2006 г., Ю.А. Жданов выступил с письменным обращением к участникам. В нем он писал: «Концентрацией сегодняшних проблем страны стал Юг России, любимый мой Кавказ. И без решения этих многоплановых проблем нам очень сложно будет сохранить и удержать единство и целостность России и мир на Кавказе... Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов» [8].
Проблема сохранения и развития единого образовательного пространства особенно актуальна для Дагестана в силу ряда деструктивных этнополитических процессов, происходящих в Северо-Кавказском регионе, проявлений экстремизма, сепаратизма, клановости, коррупции. Рост гражданского самосознания народов Дагестана в условиях социальной и политической напряженности поставил задачу совместимости целей национального образования с политико-социальными задачами сохранения и развития в новых условиях общего образовательного пространства России.
Одной из основных задач государственной политики в ходе реструктуризации системы образования является обеспечение эффективного взаимодействия науки, образования и производства [9, 10]. Исходя из этого обстоятельства, в 2001 г. была создана Ассоциация - Университетский комплекс Республики Дагестан в форме учебно-научно-инновационного комплекса, в котором функционируют необходимая информационная среда и соответствующие инновационные структуры. В соответствии с идеями Ю.А. Жданова, в нее вошли ДНЦ РАН и ДНЦ РАО.
Основные задачи ассоциации ДНОЦ РАО направлены на координацию высших и средних специальных учебных заведений республики по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов. Ассоциация выступает в роли научно-методического и организационного центра как своеобразный научно-образовательный комплекс Дагестана. Создание подобной республиканской системы подготовки профессиональных кадров дала возможность Ассоциации осуществлять функции экспертного совета по открытию новых специальностей, участвовать в лицензировании учебных заведений всех форм собственности на право ведения
образовательной деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования.
Особое внимание Ассоциация уделяет внедрению в вузах интерактивных методов обучения, формированию в вузах современной информационной среды и внедрению цифровых технологий в образовательный процесс [11, 12].
Духовное и экономическое развитие России предъявляет новые требования к высшему образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании, утверждении и развитии гуманистического предназначения высшей школы.
В Дагестане во многом сохранились традиционные институты регулирования социальной жизни, характерные для патриархального уклада общества. Значение традиционных социальных структур в Дагестане тем более велико, что они являются последовательными противниками идеологии терроризма, национального и религиозного экстремизма, сепаратизма. Учет и умелое использование традиций и ценностей социальных институтов является одним из принципов формирования эффективной системы воспитания гражданственности и патриотизма студентов в вузе [13].
Разносторонняя ориентация студента на духовный опыт народов Северного Кавказа, многонациональной России служит той базой, на которой может действительно развиться общечеловеческая культура. Объединение общечеловеческого и национального в воспитании молодежи - важная проблема в условиях Дагестана.
В этом плане особое внимание в дагестанских вузах уделяется воспитательному потенциалу общественно-политических наук, его региональному компоненту.
Региональный компонент позволяет включить в учебный процесс в школах и вузах дисциплины, связанные с историей, культурой и традициями народов, но, к сожалению, они зачастую оторваны от практики сегодняшней жизни, а воспитание в прошлом имело сугубо практический характер. Трудовое воспитание, воспитание мужества и других моральных качеств не могли не выработать определенных форм и методов, соответствующих конкретным особенностям исторического развития народов гор. Глубокое изучение прогрессивных традиций и обычаев прошлого, обобщение накопленного практического опыта использования их в современной школе и разра-
ботка методических рекомендаций для преподавателей школ и вузов - важная задача педагогической науки в регионе. В этом плане открытие в Махачкале Российской академией образования на базе ДГУ Института национальных проблем в образовании является важным политическим решением.
Огромное значение в условиях многонационального Дагестана имеет воспитание культуры межнациональных отношений. Такое воспитание предполагает уважение к иной культуре, другому языку, обычаям и религии, способность выйти за рамки своей идентичности, не замыкаться в кругу узких национальных интересов [14, 15].
Своеобразие нынешнего момента состоит в ускоренной динамике общественного развития, которая не может не коснуться студенчества, в столкновении с острыми социальными явлениями - проявлениями национальной розни, экстремизма, безработицы, коррупции и т.д. Происходит ломка традиционных общечеловеческих и национальных стереотипов в общественном сознании молодежи, что еще более усиливает потребность в гуманизации образования и воспитания молодежи на основе развития лучших традиций народов Дагестана и общечеловеческих ценностей. Эти усилия должны быть направлены на изучение феномена экстремизма, национализма, в том числе и в социально-психологической сфере. Это позволит выработать принципы профилактической работы, направленной на противодействие распространению этого явления. «Профилактика экстремизма, - справедливо считает Ю.П. Зин-ченко, - прежде всего, в молодежной среде может проводиться по нескольким направлениям: путем усиления роли традиционных институтов социализации и посредством проведения работы, ориентированной на снижение деструктивных тенденций маргинальных групп и молодежных субкультур» [16, с. 5].
Практика показала, что основные положения по созданию в регионах России инновационных систем университетского образования, разработанные еще в 60-е годы XX в. талантливым ученым и педагогом Ю.А. Ждановым, были реализованы в южных регионах России, в том числе в процессе создания российской инновационной научно-образовательной системы на базе Дагестанского государственного университета.
ЛИТЕРАТУРА 1. Юрий Андреевич Жданов: наука и образование неразделимы. Ростов н/Д - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. 318 с.
2. Круглый стол «Народы Дагестана» (г. Ростов-на-Дону, декабрь 2003 г.) // Научная мысль Кавказа 2004. № 3. С. 152-153.
3. Жданов Ю.А. Центр северокавказской науки // Дон. 1972. № 2. С. 115-122.
4. Энциклопедия культур народов Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. 242 с.
5. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / Предисл. Ю.А. Жданова. Сост. В.Ф. Патра-кова, В.В. Черноус. Отв. ред. М.Р. Гасанов. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1990. 400 с.
6. Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60 х. гг. XIX в. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2006. 519 с.
7. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с. С. 328-362.
8. Материалы Второго (очередного) съезда ученых-кавказоведов. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. 136 с. С. 5.
9. Концепция федеральной целевой программы развития образования 2016-2020г. // «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173677/?frame=1
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Правовой сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.09.2018).
11. Омарова Н.О., Омарова П.Х., Кагирова А.Х. Активизация процесса обучения с использованием интерактивных методов // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. С. 45-50.
12. Omarova N.O., Omarova Е.Н., Kagirova A.Н. Inten-sifiation of the educational process using interactive methods // Austrian journal of humanities and social sciences. 2016. № 9-10. Р. 24-26. DOI: http://dx.doi. org/10.20534/AJH-16-9.10-24-26.
13. Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. О состоянии религиозного и светского образования в полиэтническом социуме Дагестана // Научная мысль Кавказа. 2016. № 2. С. 93-96.
14. Омаров О.А., Гаджимурадова З.М., Курбанова Ж.Т. Трансформации религиозного самосознания молодёжи Северного Кавказа под влиянием идей радикального ислама (на материале исследования Дагестана и Чечни) // Педагогика. 2017. № 2. C. 69-75.
15. Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю., Исмиханов З.Н. Система инновационного Российского образования в противодействии экстремистской идеологии и воспитания толерантного сознания молодежи с целью устойчивого развития общества // Юг России: Экология, развитие. 2017. Т. 12. С. 9-19. http://www.http://ecodag.elpub. ru/ugro.
16. Зинченко Ю.П. Психологический портрет терроризма: истоки терроризма как социальной формы идентичности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007 г. № 4. С. 3-7.
REFERENCES
1. Yuriy Andreevich Zhdanov: nauka i obrazovanie nerazdelimy [Yuri Andreevich Zhdanov: science and education are inseparable]. Rostov-on-Don, - Taganrog, Southern Federal Univ. Press, 2018, 318 p.
2. Kruglyy stol «Narody Dagestana» (g. Rostov-na-Donu, dekabr' 2003 g.) [Round table «Peoples of Dagestan» (Rostov-on-don, December 2003)]. In: Naucnaa mysl'Kavkaza, no. 3, pp. 152-153.
3. Zhdanov Yu.A. Don, 1972, no. 2, pp. 115-122.
4. Entsiklopediya kul'tur narodov Yuga Rossii [Encyclopedia of the cultures of the peoples of the South of Russia]. Rostov-on-Don, South-Caucasian Scientific Center of High Education Press, 2005. 242 с.
5. Kavkaz i Don v proizvedeniyakh antichnykh avtorov [The Caucasus and the don in the works of ancient authors]. Preface Yu.A. Zhdanov. Compiler VF. Pa-trakova, V.V. Chernous. Ed. By M.R. Gasanov. Rostov-on-Don, South-Caucasian Scientific Center of High Education Press, 1990, 400 p.
6. Kavkazskaya voyna: narodno-osvoboditel'naya bor 'ba gortsev Severnogo Kavkaza v 20-60 kh. gg. XIXv. [Caucasian war: people's liberation struggle of the highlanders of the North Caucasus in the 20-60's. 19th century]. Makhachkala, Yupiter Publ., 2006, 519 p.
7. Zhdanov Yu.A. Solnechnoe spletenie Evrazii [Solar plexus of Eurasia]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, South-Caucasian Scientific Center of High Education Press, 2001, 368 p., pp. 328-362.
8. Materialy Vtorogo (ocherednogo) s»ezda uchenykh-kavkazovedov [Proc. 2nd Congr. of Scholars of Caucasian Studies]. Rostov-on-Don, South-Caucasian Scientific Center of High Education at the Southern Federal University Press, 2007, 136 p., Cp. 5.
9. Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy ra-zvitiya obrazovaniya 2016-2020g. [The concept of the Federal target program of education development 2016-2020], available at: http://consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_173677/?frame=1.
10. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot29.12.2012N273-FZ [Federal law» on education in the Russian Federation» of 29.12.2012 N 273-FZ], available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed May, 05, 2018).
11. Omarova N.O., Omarova P.Kh., Kagirova A.Kh. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 12, pp. 45-50.
12. Omarova N.O., Omarova P.H., Kagirova A.H. Austrian journal of humanities and social sciences,
2016, no. 9-10, pp. 24-26. DOI: http://dx.doi. org/10.20534/AJH-16-9.10-24-26.
13. Omarov O.A., Omarova N.O., Dzhakhparaeva D.Yu. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2016, no. 2, pp. 93-96.
14. Omarov O.A., Gadzhimuradova Z.M., Kurbano-va Zh.T. Pedagogika, 2017, no. 2, pp. 69-75.
15. Omarov O.A., Omarova N.O., Dzhakhparaeva D.Yu., Ismikhanov Z.N. Yug Rossii: Ekologiya, razvitie,
2017, vol. 12, pp. 9-19.
16. Zinchenko Yu.P. Vestnik Moskovskogo universiteta, Ser. 14. Psychology, 2007, no 4, pp. 3-7.
13 марта 2019 г.