Научная статья на тему 'Ученый-энциклопедист, великий гуманист, организатор науки'

Ученый-энциклопедист, великий гуманист, организатор науки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
215
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый-энциклопедист, великий гуманист, организатор науки»

2. Borlikov G.M. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 20-23.

3. Belokon' A.V. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2004, no. 3, pp. 3-11.

4. Zhdanov Yu.A. Myslyashchiy chelovek est' mera vsemu [Thinking person is a measure of everything].

In: Nauchnoe i sotsial'noe znachenie deyatel'nosti V.I. Vernadskogo [Scientific and social significance of V. I. Vernadsky's activity]. Ed. by A.L. Yashin. Leningrad, Nauka. Leningrad branch, 1989, pp. 219226.

27 мая 2019 г.

ЧЕЛОВЕК-СОЗИДАТЕЛЬ

Говорить о Юрии Андреевиче, не повторяясь и избегая превосходных степеней, чрезвычайно трудно. Учёный с душой поэта, ему удавалось то, что не удавалось другим: так сконцентрировать свои усилия, довести уровень знаний до такой степени, чтобы дать наиболее точную оценку явлений. Человек-созидатель, чуждый профессиональной замкнутости, творец и организатор, оставивший свой яркий след в истории отечественной науки и культуры.

Химик по образованию, он стоял у истоков ростовской философско-культурологической школы. При всем масштабе личности, Юрию Андреевичу были присущи подлинный демократизм, такт и чуткость к коллегам. Заслуги Юрия Андреевича можно перечислять долго. Но, на мой взгляд, главная заслуга - его ученики, научная школа, которую он создал, научные направления, которые он разработал, его подход к науке, его дух.

Огромного уважения заслуживает преданность Жданова своим мировоззренческим прин-

ципам. Именно по его инициативе в начале 70-х годов Ростов-на-Дону стал притягательным центром для теоретиков, ориентированных на построение философии культуры и культурологии (теории культуры).

На Северном Кавказе под его патронажем и идейно-теоретическим руководством сконцентрировался научный потенциал Юга России. Обладатель уникального дара научного прогноза, он еще сорок лет назад говорил о необходимости интеграции науки и образования, к чему сейчас мы и приходим. Понимая роль и значение университетов, Юрий Андреевич поддерживал становление и развитие Ингушского госуниверситета, образованного в 1994 г., за что мы ему особенно благодарны.

Мартазанов А.М. - доктор филологических наук, профессор, ректор Ингушского государственного

университета

25 апреля 2019 г.

УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ, ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

Знание истории и особенно отношение человека к историческим событиям бывает двоякое. Когда история становится доступна для интересующегося через архивные документы, воспоминания очевидцев, фильмы и прессу того периода, человек может иметь о том или ином периоде или событиях более или менее объективные знания. Но совсем иное знание и восприятие событий, эпохи или людей, когда человек включен в них, общался с участниками событий напрямую, мог наблюдать события непосредственно или познавать их из первых уст. Например, для меня знание о событиях революции 1917 г. и Гражданской войны на Северном Кавказе, или о периоде депортации целых народов, восстановления Чечено-Ингушской автономной республики и о кризисных со-

бытиях начала 90-х годов насыщены многими персоналиями, деталями, красками, которых не найти ни в каких глубоких научных исследованиях. А если говорить об истории развития высшего образования и науки на Северном Кавказе, то огромный пласт знаний получен мной из бесед с Юрием Андреевичем Ждановым. И это неоценимые знания, ибо получены они из воспоминаний очевидца и одного из творцов современной научно-образовательной сети на Юге России. Или, например, история борьбы с «реакционной наукой генетикой», история трагедии великого ученого Н.И. Вавилова, или драмы самого Юрия Андреевича, пострадавшего за отстаивание истины в противоборстве науки и воинствующего идеологического мракобесия.

Познакомился я с Юрием Андреевичем Ждановым в 1999 г Тогда я был слушателем ИППК РГУ, в котором постоянно проходили и проходят сейчас защиты диссертационных работ, организовывались научные конференции, семинары, встречи с видными учеными. Я старался по мере возможностей посещать проводимые в стенах этого замечательного научно-образовательного учреждения мероприятия, и очень часто на них присутствовал и выступал Юрий Андреевич. Для меня и моих сверстников он был живой легендой, поэтому мы слушали его выступления и лекции с огромным интересом и вниманием. Поражала его эрудиция, познания как в области естественных, так и социально-гуманитарных наук. Он открывал совершенно с новой стороны идеи Сократа, Гегеля, Спинозы. На всю жизнь я запомнил его цитирование Спинозы в качестве наставления молодым исследователям: «Не плакать, не смеяться, а только понимать». Юрий Андреевич был крупным теоретиком, редким знатоком философии Гегеля, работ Маркса, выдающимся культурологом. При этом он живо следил за современными процессами, был блестящим аналитиком, умевшим выявлять в происходящих мировых социально-экономических и политических процессах их сущностные движущие силы и факторы.

Идеи и мысли, высказанные Юрием Андреевичем в выступлениях, лекциях, которые я мог прочитать в его статьях и книгах, часто совпадали с моими представлениями, вызывали интерес к новым областям познания, помогали уточнять позиции по различным гносеологическим и практическим проблемам. Импонировали не только потрясающие энциклопедические познания Юрия Андреевича, но и его гражданская позиция, его отстаивание идеалов гуманизма и справедливости, его интеллигентность и подлинный интернационализм.

Период моей учебы в Ростове-на-Дону был очень непростым для меня и моей семьи. Но вместе с тем именно в это время и в этом городе мне дважды повезло. Первой удачей было то, что я поступил и обучался в аспирантуре по социальной философии под руководством известного социолога и философа проф. Ю.Г. Волкова. И вторая крупная удача - благодаря Юрию Григорьевичу я лично познакомился и имел несколько неоценимых встреч с Юрием Андреевичем, любезно согласившимся быть моим официальным оппонентом на защите кандидатской

диссертации, вместе с другим известным философом профессором В.Е. Золотухиным.

В моей жизни было несколько человек, встречи и беседы с которыми оказали на меня как исследователя глубокое влияние. Одним из таких личностей стал Юрий Андреевич, который был не только выдающимся ученым, но и замечательным педагогом и примером для подражания. И не в меньшей мере, чем его образованность и могучий интеллект, привлекали его духовно-нравственные качества, его доброжелательность, порядочность и какая-то аристократическая простота.

Вспоминаю, как он с живым энтузиазмом обсуждал со мной совсем не простые сюжеты и проблемы моей научной работы. И только по прошествии времени становится понятно, как мягко, ненавязчиво он мог помочь исправить ошибки, подсказать пути развития того или иного сюжета. Как он по-детски радовался, если находил в работе казавшуюся ему интересной мысль. Это был Учитель с большой буквы, который заряжал всех, с кем он соприкасался, искрами оптимизма, радости от научного творчества, интересом к новому, неизведанному.

И еще одна деталь. Может быть, то что я скажу, кому-то покажется парадоксальным. Не стану спорить, поскольку это мои ощущения из личного общения, и за эти годы они только укрепились. Юрий Андреевич был, на мой взгляд, в каком-то смысле кавказским человеком, священным огнем Прометея. Я имею в виду не только его глубокое знание и искреннее уважение кавказских традиций, но и следование кодексу чести, выработанному за свою долгую историю народами Кавказа. Это было не показное проявление этикета, что нас, кавказцев, всегда располагает к себе, но проявление внутренней высокой культуры, которую невозможно сымитировать. И в то же время в нем была настоящая «русскость», воплощение лучших черт русского человека. И именно ему, как истинному русскому интеллигенту, принадлежит великая заслуга в деле строительства на Кавказе многих национальных университетов, научных станций, культурных центров, не говоря о вкладе в исследование, а, следовательно, и сохранение, культуры народов Северного Кавказа.

Как он, будучи выдающимся учёным, администратором, организатором науки, через которого проходили тысячи соратников, сподвижников, сотрудников, коллег, учеников, находил силы и время для проявления внимания и до-

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2019

№ 2

11

брого отношения для каждого - непостижимо. Но именно по этой непостижимой причине для тысяч этих, живущих на Кавказе, людей Юрий Андреевич Жданов был и остается в памяти не просто авторитетным лидером, но добрым старшим товарищем, наставником, щедро делившимся своими богатыми знаниями, опытом и душевным теплом...

Вот таким и остается в моей благодарной памяти Юрий Андреевич Жданов - образец порядочности, ума, интеллигентности и человеч-

ности, великий гуманист, организатор науки и ученый-энциклопедист.

Сампиев И.М. - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии Ингушского государственного университета, г. Магас, Республика Ингушетия

25 апреля 2019 г.

УРОКИ Ю.А. ЖДАНОВА

Трудно писать о человеке с удивительным и редчайшим даром одновременного обладания как естественно-научными, так и гуманитарными знаниями. Ю.А. Жданов - масштабная личность, человек, который имел огромный опыт работы на самых разных уровнях и постах, как в высшем руководстве страной, так и на должностях регионального уровня. Встречи с ним всегда обогащали меня, давали импульс к новым размышлениям, рождая новые идеи и замыслы. Он обладал особым магнетизмом, вызывая восторженные симпатии всех, кто когда-либо общался с ним. Не был исключением и я, воспринимая беседы с ним особенно внимательно.

Хотя выступления Юрия Андреевича на различных традиционных собраниях тех времен не были редкими, по-настоящему общение с ним у меня состоялась на его встрече как ректора Ростовского государственного университета с Ленинскими стипендиатами вуза.

Нас было несколько студентов, в том числе я, с четвертого курса мехмата. Юрий Андреевич поздравил нас с высокой оценкой Министерства Высшего и среднего специального образования СССР и коснулся примеров великих отечественных и зарубежных ученых. Он обратил внимание на то, что путь ученого тернист, и только тот, кто не свернет с этого пути, достигнет нового познания, обогатит открытиями и себя, и общество. Бывают, однако, случаи, когда ученые опережают развитие общества, и тогда их открытия признаются уже после ухода ученого в мир иной. Среди примеров был назван выдающийся отечественный математик Н.И. Лобачевский, геометрию которого признали, когда его уже не было. Он подчеркнул, что мы имеем свободу выбора, но надо быть готовыми ко всему, и такая возможность выпадает немногим. Его выступление произвело на меня огромное мобилизующее воз-

действие: вуз я окончил с отличием, аспирантуру под руководством И.И. Воровича, и это главное, за два года. Кандидатскую диссертацию признали выдающейся, поскольку в ней был разработан новый метод решения интегральных уравнений, альтернативный методам интеграла Сохоцкого и нормированных колец Винера-Крейна-Гохберга.

Следующая встреча с Юрием Андреевичем состоялась, когда я уже работал в Научно-исследовательском институте механики и прикладной математики Ростовского государственного университета заместителем директора. Возглавлял институт член-корреспондент АН СССР. И.И. Ворович. Он преподал мне урок о степени ответственности руководителей разного уровня - меня как ответственного за прием готового к эксплуатации нового корпуса НИИМиПМ -только перед собственным коллективом и самого Юрия Андреевича как ректора - перед Минвузом и Госпланом РСФСР.

Эту разницу я особенно почувствовал, когда сам стал ректором Кубанского государственного университета. Тогда я понял, какой огромный груз ответственности лежал на Юрии Андреевиче, добившемся создания СевероКавказского научного центра высшей школы и «пробившего» строительство нескольких корпусов институтов Ростовского госуниверситета и инициировавшего создание ряда крупных классических университетов в республиках Северного Кавказа. Мне для строительства в Кубанском госуниверситете только одного нового корпуса, финансировавшегося Минпромсвязью, необходимо было собрать на документах 43 подписи различных экспертов, представителей финансовых и плановых органов. Какой же титанический труд и поразительную по тем временам мудрость пришлось проявить Юрию Андреевичу, чтобы создать Северо-Кавказской научный центр и поднять Ростовский госуниверситет до уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.