Научная статья на тему '«ЧЕЛОВЕК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЪЕДИНЕННОМ МИРЕ'

«ЧЕЛОВЕК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЪЕДИНЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕННЫЙ МИР / ВЕЩЕСТВЕННЫЙ МИР / МЫСЛЕННЫЙ МИР ЛЮДЕЙ / СОЗНАТЕЛЬНЫЙ МИР ЛЮДЕЙ / ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ МИР ЛЮДЕЙ / ЧУВСТВЕННЫЙ МИР ЛЮДЕЙ / ДУМНЫЙ МИР ЛЮДЕЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ БЫТИЯ / ПРЕДМЕТ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / ЛЕСТНИЦА ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА / СОЗИДАТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захаров Валерий Константинович

Объединительное философское представление о мире исходит из того, что объединенный (то есть вещественный или мысленный) мир можно обобщенно определить как совокупность, включающую в себя 1) природный мир (как вещественный, так и мысленный) Земли и Вселенной; 2) надприродный мир (как вещественный, так и мысленный), созданный и создаваемый человечеством в процессе его бытия. В мысленном мире выделяется мысленный мир людей. По вертикали он делится на сознательный мир людей и подсознательный мир людей, а по горизонтали - на чувственный мир людей и думный (умный или глумный) мир людей. С помощью описанной классификации объединенного мира в статье дается определение предмета объединительной психологии как теоретической науки. В частности, отмечается, что объединительная психология изучает и описывает взаимодействие бытия мысленного мира людей с бытием вещественного мира. Особенный интерес представляет изучение и описание этого взаимодействия через человеческую деятельность или, шире, через человеческую созидательность. В статье описывается, как произошедшее социальное изменение объединенного мира отразилось на усложнении созидательности самого человека: показано, что в итоге к нашему времени у жителей многих современных государств создалась и закрепилась временная лестница (насущных) созидательных возрастов человека, на каждой последующей временной ступени которой появляется преобладающая более сложная созидательность нового качества. Наконец, в статье показывается, как создавшееся возрастное усложнение созидательностей человека сказывается на будущем социальном бытии объединенного мира, определяемом, в частности, особым симфократичным способом государственного управления, в котором мудрый созидательный возраст человека играет важнейшую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PSYCHOLOGICAL MAN» IN A CHANGING UNITED WORLD

Synthetical (unifying) philosophical conception about the world proceeds from the assumption that the synthetical (unified) (i.e., material or mental) world can be generally defined as the totality including in itself: 1) the natural world (both material and mental) of the Earth and the Universe; 2) over natural world (both material and mental), has been created and is created by the humanity in the process of its being. The mental world contains the mental world of people. Vertically the mental world of people is divided into the conscious world and the subconscious world, and horizontally it is divided into the sensual world of people and the thought (clever or stupid) world of people. By means of the described classification of the synthetical world some definition of the subject of the synthetical psychology, as a theoretical science, is presented in the paper. Moreover, it is shown in the paper that the presence of described above staircase of ages in creativities of a man leads to the fact that in every modern State it is reproduced constantly the corresponding pyramid of ages of creativities of the nation, every layer of which consists of people of the same creative age. In particular, it is noted that the synthetical psychology studies and describes the interaction between the being of the mental world of people and the being of the material world. The study and description of this interaction through the human activity or wider through the human creativity has the special interest. It is described in the paper as the happened social change of the synthetical world has been affected on the complication of the creativity of a man himself. Namely, it is shown that in result up to our time for inhabitants of many modern cities the temporal staircase of (vital) ages of creativities of a man has been created and fixed such that some predominant more complicated creativity of a new quality is appeared on every following temporal step of this staircase. Finally, it is shown in the paper as the appeared age complication of creativities of a man affects on a future social being of the synthetical world, determined in particular by the special synthecratic way of State government, in which the wise creative age of a man plays the most important role.

Текст научной работы на тему ««ЧЕЛОВЕК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЪЕДИНЕННОМ МИРЕ»

Научная статья УДК 140.8 + 159.9.016

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-3-126-118-131 EDN: IUOKNU

«Человек психологический» в изменяющемся объединенном мире Валерий Константинович Захаров

Доктор физико-математических наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова». 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1 zakharov_valeriy@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1526-782X

Аннотация. Объединительное философское представление о мире исходит из того, что объединенный (то есть вещественный или мысленный) мир можно обобщенно определить как совокупность, включающую в себя 1) природный мир (как вещественный, так и мысленный) Земли и Вселенной; 2) надприродный мир (как вещественный, так и мысленный), созданный и создаваемый человечеством в процессе его бытия.

В мысленном мире выделяется мысленный мир людей. По вертикали он делится на сознательный мир людей и подсознательный мир людей, а по горизонтали — на чувственный мир людей и думный (умный или глумный) мир людей. С помощью описанной классификации объединенного мира в статье дается определение предмета объединительной психологии как теоретической науки. В частности, отмечается, что объединительная психология изучает и описывает взаимодействие бытия мысленного мира людей с бытием вещественного мира. Особенный интерес представляет изучение и описание этого взаимодействия через человеческую деятельность или, шире, через человеческую созидательность. В статье описывается, как произошедшее социальное изменение объединенного мира отразилось на усложнении созидательности самого человека: показано, что в итоге к нашему времени у жителей многих современных государств создалась и закрепилась временная лестница (насущных) созидательных возрастов человека, на каждой последующей временной ступени которой появляется преобладающая более сложная созидательность нового качества.

Наконец, в статье показывается, как создавшееся возрастное усложнение созидательностей человека сказывается на будущем социальном бытии объединенного мира, определяемом, в частности, особым симфократичным способом государственного управления, в котором мудрый созидательный возраст человека играет важнейшую роль.

Ключевые слова: объединенный мир; вещественный мир; мысленный мир людей; сознательный мир людей; подсознательный мир людей; чувственный мир людей; думный мир людей; классификация видов бытия; предмет объединительной психологии; лестница возрастов человека; созидательно-возрастная пирамида; психологические основы управления

Для цитирования: Захаров В. К. «Человек психологический» в изменяющемся объединенном мире // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126). С. 118-131. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-118-131. https ://elibrary. ru/iuoknu

Original article

«Psychological man» in a changing united world Valery Konstantinovich Zakharov

Doctor of physical and mathematical sciences, professor, FSBEI HE «Lomonosov Moscow state university». 119991, Moscow, Leninskie Gory, 1

zakharov_valeriy@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1526-782X

Abstract. Synthetical (unifying) philosophical conception about the world proceeds from the assumption that the synthetical (unified) (i.e., material or mental) world can be generally defined as the totality including in itself: 1) the natural world (both material and mental) of the Earth and the Universe; 2) over natural world (both material and mental), has been created and is created by the humanity in the process of its being.

The mental world contains the mental world of people. Vertically the mental world of people is divided into the conscious world and the subconscious world, and horizontally it is divided into the sensual world of people and the

© Захаров В. К., 2022

thought (clever or stupid) world of people. By means of the described classification of the synthetical world some definition of the subject of the synthetical psychology, as a theoretical science, is presented in the paper.

Moreover, it is shown in the paper that the presence of described above staircase of ages in creativities of a man leads to the fact that in every modern State it is reproduced constantly the corresponding pyramid of ages of creativities of the nation, every layer of which consists of people of the same creative age.

In particular, it is noted that the synthetical psychology studies and describes the interaction between the being of the mental world of people and the being of the material world. The study and description of this interaction through the human activity or wider through the human creativity has the special interest. It is described in the paper as the happened social change of the synthetical world has been affected on the complication of the creativity of a man himself. Namely, it is shown that in result up to our time for inhabitants of many modern cities the temporal staircase of (vital) ages of creativities of a man has been created and fixed such that some predominant more complicated creativity of a new quality is appeared on every following temporal step of this staircase.

Finally, it is shown in the paper as the appeared age complication of creativities of a man affects on a future social being of the synthetical world, determined in particular by the special synthecratic way of State government, in which the wise creative age of a man plays the most important role.

Keywords: world; material world; mental world of people; conscious world; subconscious world; sensual world of people; thought world of people; classification of the types of being of the mental world of people; subject of synthetical psychology; staircase of ages in creativities of man; pyramid of ages in creativities of nation; psychological foundations of State government

For citation: Zakharov V K. «Psychological man» in a changing united world. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(3): 118-131. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-118-131. https://elibrary.ru/iuoknu

Введение

Важный вопрос о современном понимании психологии как развивающейся науки рассматривается и решается в недавних публикациях ряда исследователей [Журавлев, 2018; Мазилов, 2017а; Мазилов, 2017б]. В недавно вышедшей книге В. Д. Шадриков [Шадриков, 2021] дает развернутый ответ на этот вопрос. Однако из этого ответа осталось не ясным, в каком объемлющем мире существует психологический человек.

Необходимость философского подхода к пониманию психологического человека через его включенность в объемлющий мир была показана С. Л. Рубинштейном [Рубинштейн, 2012]. В наших работах [Захаров, 2020б; Захаров, 2020в; Захаров, 2021б] было дано объединительное философское представление об объединенном мире, состоящем из вещественного мира, мысленного мира и вещественно-мысленного мира, и о включенности в него мысленного мира человечества и человека. Это представление дало возможность изложить в нашей статье [Захаров, 2021в] формализованное аксиоматическое описание предмета объединительной психологии как аксиоматической теоретической науки о мысленном мире людей и о его взаимодействии с вещественным миром на основе вертикально-горизонтальной классификации видов бытия мысленного мира всех людей, общества людей, группы людей и отдельного человека. В первой и второй частях настоящей статьи приводится краткое описание

объединенного мира и классификационного предмета объединительной психологии.

В ряде исследований человек рассматривался с точки зрения психологической деятельности [Леонтьев, 2012; Мазилов, 2015а; Мазилов, 2015б; Мазилов, 2016; Шадриков, 2013] и др. Следующие части статьи посвящены описанию того, как человек деятельностный и шире человек созидательностный вписан в изменяющийся объединенный мир. В третьей части статьи приводится краткое описание мегаисторического социального развития объединенного мира. В четвертой части статьи описывается, как социальное изменение этого мира отразилось на усложнении возрастной созидательности человека. В пятой части статьи рассматривается влияние этого усложнения на будущее социальное бытие объединенного мира через важнейшие способы государственного управления, основанное на лестнице возрастной созидательности человека.

Автор выражает глубокую благодарность Владимиру Александровичу Мазилову, подсказавшему тему, отраженную в названии статьи.

Часть 1. Объединенный мир. Обобщенный предмет (объединительной) психологии

С. Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 2012] отчетливо показал, что описывать психологического человека без обращения к философскому описанию всего объемлющего мира чрезвычайно ограничительно для самой психологической науки.

Даже до выхода в свет этой книги психологам было ясно, что в зависимости от «решения основного вопроса философии о первичности материи или духа, бытия или сознания, материи или идеи и пр.» описание психологического человека будет разным. Однако после отмены необходимости «решения» этого вопроса в пользу признания веры в первичность материи выяснилось, что в самой философской науке положение с удовлетворительным, целостным и не ограничительным описанием мира является весьма печальным.

Поэтому в исследованиях [Захаров, 2020а; Захаров, 2020в; Захаров, 2021б] было развито объединительное формализованное аксиоматическое философское представление об объединенном мире, состоящем из вещественного мира, мысленного мира и вещественно-мысленного мира. Для облегчения чтения статьи приведем краткое описание этого объединенного мира и места человечества в нем.

Объединенность (синтетичность) мира

Человечество понимается как совокупность всех людей, живших или живущих на нашей планете.

Объединенный (то есть вещественный или мысленный) мир (на данный момент времени) можно обобщенно определить как совокупность, включающую в себя 1) природный мир (как вещественный, так и мысленный) Земли и Вселенной; 2) надприродный мир (как вещественный, так и мысленный), созданный и создаваемый человечеством в его бытии (существовании во времени). Будем считать, что само создаваемое человечество является частью и природного мира, и надприродного мира. При этом провести четкую однозначную границу между природным и надприродным мирами иногда довольно затруднительно.

Под (человеческой) созидательностью далее понимается вся совокупность созиданий (то есть воспроизведений и обновлений) людьми или отдельным человеком надприродного мира за счет природного мира. При таком понимании и сотворение человеком своего внутреннего надприрод-ного мира, и парное сотворение нового человека является человеческой созидательностью. Под (человеческой) деятельностью понимается целенаправленная (человеческая) созидательность (см. далее заключение).

Связь во времени между определенными выше мирами можно описать следующим образом

[Захаров, 2021б]: вещественный и мысленный миры не переходят друг в друга (аксиома отде-ленности вещественного и мысленного миров).

Мысленный (природный и надприродный) мир включает в себя мысленный мир живых существ Земли и, в частности, мысленный мир людей. Кроме этих наличных миров, возможно существование мысленных миров сверхъестественных существ и будущего мысленного мира надприродных роботов.

Обобщенный предмет (объединительной) психологии как теоретической науки

Описанное выше представление о синтетичности мира позволяет дать следующее определение общего предмета (объединительной) психологии: психология как теоретическая наука изучает и описывает бытие мысленного мира людей и его взаимодействие с бытием вещественного мира. Ясно, что это определение является слишком обобщенным и нуждается в дальнейшем развертывании.

Где «живет» мысленный мир людей? (мировые) предметы и их вещественные и мысленные части

Возникает естественный вопрос: где «живет» мысленный мир людей? Для ответа на этот вопрос рассмотрим понятие мирового предмета.

Любую мысленно отмеченную людьми в данный момент часть объединенного мира будем далее называть (мировым) предметом, достоянием или объектом (в данный момент). Это общее понятие включает в себя предметы, связанные с бытием других предметов, такие как явление, состояние, благополучие, равновесие, условие, обстоятельство и пр.

Каждому предмету присущ другой мысленный предмет, называемый (бытийным) именем (наименованием, названием и пр.) предмета.

В некоторых предметах есть и вещественная (составляющая) часть, и мысленная (составляющая) часть; их можно назвать синтетичными или вещественно-мысленными предметами. Примером является любой созданный человеком вещественный предмет, поскольку он имеет в себе и мысленную часть, показывающую некоторые обстоятельства придумывания и создания этого предмета. Другим примером является любой не созданный, но измысленный человеком вещественный предмет, такой как электрон, атом, молекула, клетка, ген и т. д.

В некоторых предметах есть только вещественная (составляющая) часть; их можно назвать чисто вещественно предметами. Примером является любой косный, то есть неживой, природный предмет.

Наконец, в некоторых предметах есть только мысленная (составляющая) часть; их можно назвать чисто мысленными предметами. Примером является любой предмет, непосредственно не обнаруживаемый органами чувств человека, вооруженными в данный момент времени вспомогательными обнаружительными средствами, такой как сверхъестественное существо, душа, число и т. д.

Из сказанного следует, что мысленный мир людей располагается, во-первых, в отдельных людях, точнее в их частях, называемых памятью людей, а во-вторых, в вещественно-мысленных предметах объединенного мира.

Часть 2. Классификация видов бытия мысленного мира людей. Классификационный предмет (объединительной) психологии

Приведенное в первой части статьи общее формализованное аксиоматическое описание предмета (объединительной) психологии в этой части уточняется на основе вертикальной и горизонтальной классификации видов бытия мысленного мира людей.

Первое подразделение мысленного мира людей (по вертикали)

Мысленный мир людей подразделяется на сознательный (ведательный) и подсознательный (иначе наивный, бессознательный, внесознатель-ный, надсознательный и пр.) миры. Это исключительно важное подразделение восходит к Карлу Роберту Эдуарду фон Хартманну, опубликовавшему в 1869 г. книгу «Философия подсознательного».

Отнесение мысленного мира к сознательному или подсознательному мирам задается посредством следующих аксиомных определений-признаков. Подсознательный мир передается из поколения в поколение по отдельному рожденче-скому наследованию. Сознательный мир передается из поколения в поколение как поднятием из унаследованной подсознательной части, так и образно-словесным вменением от человека одного поколения к человеку другого поколения.

Более того, эти миры создаются и воссоздаются следующим образом. Подсознательный мир воссоздается путем человеческого рождения.

Подсознательный мир добавочно создается путем постепенного перехода устойчивой во времени части сознательного мира в подсознательный мир. Сознательный мир воссоздается как путем поднятия из подсознательного мира, так и путем вменения одной частью сознательного мира другой части сознательного мира. Сознательный мир добавочно создается путем человеческого познания.

В совокупности имеется следующая временная связь вещественного мира и мысленного мира людей в объединенном мире:

1) вещественный мир устраивает (в частности, обустраивает, надстраивает, перестраивает, подавляет, пробуждает, возбуждает и пр.) сознательный мир людей;

2) не забывающийся сознательный мир людей постоянно «опускается вниз» и устраивает (в частности, обустраивает, надстраивает, перестраивает и пр.) подсознательный мир людей;

3) подсознательный мир людей потребностно «поднимается вверх» и устраивает (в частности, воспроизводит, обустраивает, надстраивает, перестраивает, пробуждает, возбуждает и пр.) забывающийся сознательный мир людей;

4) и сознательный, и подсознательный миры людей устраивают (в частности, воспроизводят, обустраивают, надстраивают, перестраивают, подавляют, пробуждают, возбуждают и пр.) вещественный мир.

Поясним, на чем основано описанное выше представление о передаче подсознания путем рожденческого наследования.

Проблема наследования мысленного мира людей

Важнейшей проблемой антропологии (учении о человеке) является проблема наследования мысленного мира людей. Английский философ Джон Локк (1632-1704) в своем труде 1690 г. «Опыт о человеческом разуме» обосновывал представление о том, что внутренний мысленный мир человека при его рождении является совершенно пустым (по латыни tabula rasa) и только впоследствии наполняется из внешнего мысленного мира людей. «Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот их обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда он получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю од-

ним словом: из опыта» (цитата из упомянутой книги Локка).

Одним из важнейших представлений, которое противостояло указанному выше представлению Локка, явилось представление немецкого психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), основанное на упомянутом выше представлении Карла фон Хартманна о разделении мысленного мира людей на сознательную и подсознательную части. В статье «Структура бессознательного» («Über das Unbewußte und seine Inhalte»), опубликованной в 1916 г., Юнг ввел понятие врожденного коллективного бессознательного (collective unconscious). С нашей отстраненной точки зрения, это исключительно важное понятие имеет серьезный изъян: оно является только лишь признаковым именем прилагательным при неизвестном, неопределенном и неуловимом имени существительном.

В наших работах [Захаров, 2020а; Захаров, 2020в; Захаров, 2021б; Захаров, 2021в] было изложено историко-памятное представление о рож-денческом наследовании бытийным обществом подсознательной части своего мысленного мира, развивающее исходное представление Юнга. В частности, там было введено понятие врожденной подсознательной части памятного образа типа бытия (бытийного) общества. Это понятие является сложным именем существительным, в которое имя прилагательное «коллективное бессознательное» включается как признаковая часть.

Второе подразделение мысленного мира людей (по горизонтали)

В мысленном мире всех людей [соответственно, отдельного человека] выделяются (то есть возможны и другие) чувственный мир (дух, душа (в светском смысле) всех людей [соответственно, отдельного человека] и думный мир (лик (в светском смысле), иначе ум-глум) всех людей [соответственно, отдельного человека].

Слова «душа» и «лик» выбраны для отражения чего-то внутреннего, более скрытого от наблюдателя, и, соответственно, более внешнего, менее скрытого для наблюдателя, проявляемого в виде высказываемых и даже записываемых дум, как умных, так и глумных. Наделять человечество только разумом — значит не искать истины.

Использование слов в квадратных скобках дает возможность проводить параллельные определения сразу для случая мысленного мира всех людей в совокупности, то есть для человечества

в целом и, соответственно, для случая мысленного мира каждого отдельного человека.

Основные виды бытия объединенного мира. Временная связь миров

Бытие (существование во времени) вещественного мира называется овеществлением.

Бытие мысленного мира всех людей [соответственно, отдельного человека], происходящее во всех людях [соответственно, в отдельном человеке], называется мышлением мира людей [соответственно, отдельного человека]. Здесь и далее слова «всех людей» понимаются в качестве отражения наблюдателем только общих признаков мышления, свойственных всем людям. А слова «отдельного человека» понимаются в качестве отражения наблюдателем всех (и общих, и особенных) признаков мышления, свойственных соответственно, отдельному человеку.

Бытие сознательного мира всех людей [соответственно, отдельного человека], происходящее во всех людях [соответственно, в отдельном человеке], называется сознанием (веданием) мира людей [соответственно, отдельного человека].

Бытие подсознательного мира всех людей [соответственно, отдельного человека], происходящее во всех людях [соответственно, в отдельном человеке], называется подсознанием (наитием) мира людей [соответственно, отдельного человека].

Связь во времени между бытием определенных выше миров можно описать следующим образом [Захаров, 2021б]. Овеществление мира и мышление мира людей невозможны друг без друга (аксиома соединенности бытия вещественного мира и мысленного мира людей). Овеществление мира направляет сознание мира людей, а подсознание и сознание (то есть мышление) мира людей направляет овеществление мира.

Особенные виды бытия мысленного мира людей. Классификационный предмет (объединительной) психологии как теоретической науки

Чтобы дать более развернутое определение предмета психологии, рассмотрим вдобавок к основным видам бытия мысленного мира людей важнейшие особенные виды бытия этого мира.

Бытие чувственной части сознательного мира всех людей, общества людей или группы людей [Захаров, 2021в] называется ощущением. Бытие чувственной части сознательного мира отдельно-

го человека называется переживанием. Это означает, что совокупное ощущение человечества, или общества людей, или группы людей происходит посредством соответственной совокупности отдельных человеческих переживаний.

Бытие чувственной части подсознательного мира всех людей, или общества людей, или группы людей называется влечением (энтелехией). Бытие чувственной части подсознательного мира отдельного человека называется озарением. Это означает, что совокупное влечение человечества, или общества людей, или группы людей происходит посредством соответственной совокупности отдельных человеческих озарений.

Бытие думной части сознательного мира всех людей, или общества людей, или группы людей называется познанием. Бытие думной части сознательного мира отдельного человека называется суждением (логицией). Это означает, что совокупное познание человечества, или общества людей, или группы людей происходит посредством соответственной совокупности отдельных человеческих суждений.

Бытие думной части подсознательного мира всех людей, или общества людей, или группы людей называется постижением. Бытие думной части подсознательного мира отдельного человека называется вниканием (интуицией, вдумывани-ем). Это означает, что совокупное постижение человечества, или общества людей, или группы людей происходит посредством соответственной совокупности отдельных человеческих вниканий.

Классификационный предмет (объединительной) психологии. Основные разделы психологии

Описанная выше классификация видов бытия мысленного мира всех людей [соответственно, общества людей, группы людей, отдельного человека] позволяет дать следующее определение классификационного предмета (объединительной) психологии: психология, как теоретическая наука, изучает и описывает, во-первых, общее бытие мысленного мира всех людей, общества людей, группы людей, отдельного человека, во-вторых, изучает основные и особенные виды бытия мысленного мира всех людей, общества людей, группы людей, отдельного человека, в-третьих, изучает их взаимодействия с бытием вещественного мира и, в-четвертых, изучает их взаимодействия с бытием мысленных миров других обществ людей, других групп людей, других отдельных людей.

Это развернутое определение позволяет, соответственно, выделить предмет общей психологии, предмет социальной ментологии, предмет социальной (групповой) психологии и предмет индивидуальной психологии. Выделение указанных предметов позволяет дать следующие короткие определения основных разделов психологии.

Часть психологии, занимающуюся указанным выше изучением и описанием бытия мысленного мира всех людей, естественно называть общей психологией. Часть психологии, занимающуюся указанным выше изучением и описанием бытия мысленного мира отдельных людей, естественно называть индивидуальной психологией или психологией личности. Поскольку термин «социальная психология» уже используется для обозначения части психологии, занимающейся указанным выше изучением бытия мысленного мира групп людей, другая, более общая, часть психологии, занимающаяся указанным выше изучением и описанием бытия мысленного мира (бытийных) обществ людей, была названа автором социо-ментологией (от латинского слова «mentis» — 'ум, разум', восходящего к праиндоевропейскому слову «men» — 'думать') [Захаров, 2020а; Захаров, 2020в; Захаров, 2021б; Захаров, 2021в].

Часть 3. Мегаисторическое социальное развитие объединенного мира

Выше было описано, как человек психологический вписан в объединенный мир, природный и надприродный. И было отмечено, что (объединительная) психология изучает и описывает, в частности, взаимодействие бытия мысленного мира людей с бытием вещественного мира. Это взаимодействие осуществляется в особенности через человеческую созидательность, определенную в начале первой части.

Для того, чтобы далее описать, как созидательное социальное изменение людьми надпри-родного мира отразилось на изменении созида-тельности самого человека, в том числе на изменении его мысленного мира, в этой части статьи дается краткое описание мегаистории социального развития объединенного мира, изложенного в публикациях [Захаров, 2020б; Захаров, 2021а; Захаров, 2021б].

Ном как субъект мирового исторического процесса. Этапы мирового устроительного процесса

Среди всех бытийных обществ [Захаров, 2021а] современного мира выделяются такие

важные общества, как государства (в широком смысле) или иначе управляемые страны (Слово «страна» содержит четыре корневые согласные с-т-р-н. Поэтому оно находится в одном языковом кусте со словом «строение». Это значит, что страна — это место со строением, обустроенное место). Несмотря на разницу в размерах, все они устроены и действуют примерно одинаково.

Более того, если мы погрузимся в глубочайшую древность, когда люди жили только малыми семьями, и будем подниматься вверх по исторической лестнице, проходя этапы большой семьи, рода и племени, то мы заметим, что и эти организованные социально-исторические образования осуществляли в тех условиях бытие, близкое к бытию современных государств. И поэтому возникает естественное предположение, что современные государства устроены и действуют по одному архетипу, который зародился еще на этапе малой семьи.

Этот архетип можно назвать архетипом номо-вого устроения, а все упомянутые выше социально-исторические образования — номами.

Архетип номового устроения состоит в том, что каждый ном является сложным трехуровневым бытийным обществом [Захаров, 2021а], устроенным в виде совокупности основных (под)систем, связанных друг с другом в единую систему и зависящих друг от друга так, что без каждой из этих систем ном существовать не может. Основными системами нома являются содержательная, обеспечительная, сочетательная, совокупная распорядительная и верховная.

В содержательной системе осуществляется рождение жителей нома и обретение жизненных средств (предметов, услуг и пр.), непосредственно предназначенных для рождения и выживания. Обеспечительная система обеспечивает указное целевое движение номовых и вненомовых достояний посредством побуждения (принуждения и убеждения) единиц нома к выполнению соответствующих установлений (институций). Сочетательная система осуществляет указное целевое сочетание всех видов движения номовых и вне-номовых достояний посредством производства, сбора, хранения и раздачи денег, статистических сведений, стратегических запасов и т. п. Содержательно-распорядительная, обеспечительно-распорядительная и сочетательно-

распорядительная системы ведают (управляют) деятельностью содержательной, обеспечительной и сочетательной систем соответственно. Вер-

ховная система ведает (управляет) деятельностью этих распорядительных систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номы, как субъекты мирового исторического процесса, проходят ряд вынужденных эволюционных устроительных этапов своего развития. Исходным предустроительным этапом является этап первичной (человеческой) популяции с временно создаваемыми брачными парами. Последующие устроительные этапы популяции условно обозначаются так: этап малой семьи, этап большой семьи, этап рода, этап племени, этап простого государства, этап державы, этап сверхдержавы (империи) и этап макроса. Номы данного устроительного этапа могут осваивать только ту ограниченную часть окружающего мира, которая доступна и пригодна для их бытия. Ее можно назвать ойкуменой данного устроительного этапа.

Археспособ номовой амальгамации состоит в том, что при исчерпании ойкумены популяции данного устроительного этапа и при сохранении враждебности содержательной среды начинается вынужденное достаточно кратковременное и бурное (в сравнении с длительным и спокойным предыдущим этапом размножительного экстенсивно-интенсивного расселения популяции по своей ойкумене) восстановительно-

приспособительное изменение бытия популяции, окончательным результатом которого становится образование в новой популяции как системе таких более крупных и более сложных деталей, как номы следующего устроительного этапа, которые получаются амальгамацией (то есть объединением с воспроизведением строения) некоторых номов старой популяции. В результате амальгамации в появившихся более крупных номах воспроизводится в главнейших чертах прежнее, но в деталях более сложное строение, обусловленное расщеплением и обособлением по разным людям прежде объединенных в одном человеке созидательностей и, в частности, деятельностей.

Часть 4. От социального развития объединенного мира к созидательностному психологическому человеку

В этой части статьи описывается, как очерченное выше мегаисторическое усложнительное номовое развитие человеческой популяции отразилось на усложнительном развитии созидатель-ности (см. начало первой части) самого номового человека и на соответствующем закреплении

этого созидательностного развития в подсознательной человеческой памяти.

Совместность усложнительного становления номов и возрастного усложнения созида-тельностей человека. Лестница созидательных возрастов

Описанное выше временное усложнительное становление номов от неномовых первичных популяций через малые семьи до сверхдержав не проходило в условии неизменности самого человека. В номовых обществах происходило образование новых все более сложных насущных архетипов созидательности общественного человека вдобавок к насущным архетипам созидательно-сти дообщественного человека.

После того как возникавшие более сложные типы созидательности доказывали на практике свою безусловную необходимость для выживания усложненных номов, они сначала закреплялись в человеческом сознании и затем постепенно, в течение великого числа поколений, опускались в человеческое подсознание и, в конце концов, начинали передаваться в номах по рожден-ческому наследованию. По-видимому, именно таким образом, сверху вниз от номового общества к номовому человеку, постепенно возникали и закреплялись насущные архетипы возрастной усложненной созидательности человека.

В итоге к нашему времени у жителей многих современных государств создалась и закрепилась следующая временная лестница (насущных) созидательных возрастов человека, на каждой последующей временной ступени которой появляется преобладающая созидательность нового качества:

- возраст сотворения своего внутреннего надприродного мира, в котором родившийся человек создает свой внутренний надприродный мир посредством взаимодействия с окружающим его внешним миром и со своим внутренним миром с помощью присущих ему органов чувств без качественного изменения внешнего мира;

- возраст биологического сотворения, в котором биологически (жизненно) созревший человек испытывает внутреннее и внешнее побуждение к изменению внешнего мира посредством преобладающего парного сотворения нового человека с преобладанием чувственности над дум-ностью;

- возраст сотворения своего ближнего пространства, в котором человек испытывает внутреннее и внешнее побуждение к изменению

внешнего мира посредством преобладающего обустройства своего ближнего пространства для обеспечения и своей жизни, и жизни порожденного потомства;

- возраст воли к власти (сложное слово власть можно понимать как волей (велей) стояние), в котором человек под внутренним и внешним побуждением разделяет внешний мир на свой и чужой, включает в свой мир и свою жизнь, и жизнь порожденного потомства, и свое ближнее пространство и осуществляет преобладающую деятельность по отстаиванию своего мира от любых (природных и надприродных, внешних и внутренних) вмешательств;

- возраст приобщения к делу знаемого круга своего, в котором человек, испытывает внутреннее или внешнее побуждение к сопряжению себя с общей деятельностью своего знаемого круга и вовлекается в эту преобладающую деятельность с преобладанием думности над чувственностью;

- возраст обращения к воле, духу и лику народа своего, в котором человек испытывает внутреннее и внешнее побуждение к сопряжению себя с общей волей, общим духом и общим ликом всего своего и знаемого, и незнаемого народа и осуществляет преобладающую деятельность с преобладанием умности над глумностью и чувственностью ради его всевременного пребывания.

Пять первых возрастов можно именовать наливными, а последний возраст можно именовать мудрым, провидным или провидческим.

Понятие знаемый круг обозначает круг людей, в котором человек находится сам и от поддержки которого он значительно зависит. Например, таким знаемым кругом может выступать своя большая семья, свой биологический род, свой родственно-деловой или просто деловой клан, своя корпорация, своя конвиксия, свое сословие, своя консорция, свой класс и пр.

(Созидательный) возраст естественно считать насущным для нома (на некотором многопоколенном временном промежутке), если 1) подсознательная часть мемов всех типов созидатель-ности, присущих этому возрасту, передается в этом номе из поколения в поколение по рожден-ческому наследованию и 2) без постоянного и устойчивого воспроизведения всех типов созида-тельности, присущих этому возрасту, на этом временном промежутке этот ном к концу промежутка постепенно вымрет.

Указанные созидательные возрасты у каждого человека имеют свои временные рамки. Эти рам-

ки могут накладываться друг на друга. Кроме того, не все люди обязательно проходят все указанные созидательные возрасты. Некоторые останавливаются на каком-то возрасте до самой смерти. Некоторые могут пропускать какие-то возрасты. Люди могут в соответствии с биологическим возрастом подниматься по указанной лестнице, могут оставаться только на одной ее ступени, а могут даже и опускаться по ней по мере увеличения биологического возраста.

Более того, человек, прошедший несколько созидательных возрастов в своем развитии, легко понимает побуждения и созидательность людей предыдущих созидательностных возрастов. А вот человек данного созидательного возраста практически не в состоянии понять сам побуждения и созидательность людей последующих созидательных возрастов. Именно поэтому так важна связь поколений внутри трехпоколенной семьи, которую человечество выработало для воспроизводства своего существования.

Побуждения и созидательность людей соответствующих перечисленных созидательных возрастов проникновенно отразил Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы», расщепив различные созидательные возрасты одного человека на несколько братьев и на отца.

Исходя из описанного возрастного созида-тельностного развития человека, легко понять, что почти каждый человек, если не особенно вдумывается, смотрит на старшего человека и воспринимает его созидательность только с точки зрения именно своего созидательного возраста. Например, совсем молодые люди думают о «красавицах» и «красавцах» более старших людей и с любопытством и удовольствием потребляют «клюкву» о них, которую подсовывают лукавые и хорошо знающие созидательностно-возрастную психологию внутренние и внешние «доброжелатели». Чуть более зрелая молодежь с любопытством и удовольствием потребляет «клюкву» о шикарных «машинах», «дворцах» и «виллах» успешных взрослых людей. Еще более зрелые люди обожают «клюкву» о всяческих «прелестях» и «страстях» личной или групповой, ограниченной или безграничной и прочей власти более старших вельмож (великих и могущих). Состоявшиеся люди понимают всю неустойчивую преходящую суету помыслов, побуждений и дел предыдущих возрастов и допускают, что в предмудром возрасте другие люди вынуждены связать свою деятельность с делом знаемого круга своего. Наконец, только мудрые люди допус-

кают, что в этом возрасте другие люди могут заняться сохранением или даже спасением народа своего через воплощение воли, духа и лика его.

Мемы (то есть памятные образы, хранящиеся в сознании и подсознании) типов созидательно-сти, присущих данному созидательному возрасту, как мысленные средства побуждают человека к соответствующей созидательности. Но для действительного нахождения в соответствующем созидательном слое или для перехода в другой слой требуются необходимые вспомогательные вещественные или вещественно-мысленные средства.

Указанное временное восхождение людей но лестнице созидательных возрастов отчетливо возникло, по-видимому, еще на родовом устроительном этапе и с тех пор стало архетипом бытия жителей многих современных государств.

Замечание

В психологии имеется много периодизаций возраста человека. Но, в отличие от изложенной выше авторской созидательностной периодизации, они не опираются на человеческую созида-тельность, поэтому здесь не указываются.

Изменение долей чувственной и думной со-зидательности человечества и человека

Из приведенного выше описания созидательных возрастов человека явно видно, что при переходе человека на более старшую созидательно-возрастную ступень происходит и увеличение доли думной созидательности человека относительно доли его чувственной созидательности.

По-видимому, это стало отражением того, что при переходе номов к следующему более сложному объединительному устроительному этапу происходило и увеличение доли думной созида-тельности номового общества относительно доли его чувственной созидательности.

То есть происходившее нарастание номовой сложности человечества сопровождалось одновременным нарастанием его думности. К сожалению, нарастала не только умность человечества, но и его глумность, что отчетливо видно на примере двух последних истребительных мировых войн.

И как следствие, именно таким образом сверху вниз от номового общества к номовому человеку постепенно происходило закрепление указанного выше изменения долей чувственной и думной созидательности при временном восхож-

дении человека по созидательно-возрастной лестнице.

Путеводная нить и водитель жизни человека

Описанное выше временное восхождение человека по созидательно-возрастной лестнице, по-видимому, осуществляется посредством следующего путеводного (памятного) способа.

Человек рождается с собственной, доставшейся от родителей, хранящейся в его подсознательной памяти и направленной во времени путеводной (памятной) нитью жизни, на которую нанизаны шесть бусин (созидательного) возраста человека, которая начинается где-то до первой бусины и доходит до шестой бусины. Как выстраивается эта нить до рождения человека, здесь не рассматривается.

По этой нити перед рождением и после рождения человека «ползет» неумолимый водитель жизни человека. Он ползет во времени с собственной скоростью в соответствии с внутренними биологическими часами в человеке, связанными с физическими вселенскими часами. До первой бусины он доползает к моменту рождения. Когда этот водитель доползает до первой или до очередной созидательно-возрастной бусины, он считывает памятные сведения, размещенные в этой бусине, и запускает соответствующие части созидательностной подсознательной памяти, влияющие на созидательность человека в последующем (созидательном) возрасте. Точнее говоря, он запускает подсознательные части ме-мов всех архетипов созидательности, присущих данному возрасту. Эти подсознательные части создают соответствующие сознательные части указанных мемов.

Запущенные мемы начинают побуждать человека к соответствующим архетипам созидатель-ности. Однако наличная возрастная созидатель-ность человека будет зависеть не только от этого мысленного (сознательного или подсознательного) побуждения, но и от наличия у человека в данном возрасте указанных выше вспомогательных средств и от всего накопленного человеком к данному возрасту сознательного созидательност-ного памятного «опыта».

Часть 5. От созидательностного психологического человека к будущему социальному бытию объединенного мира

В этой части статьи показывается, как очерченное выше возрастное усложнение созида-

тельностей человека сказывается на будущем социальном бытии объединенного мира.

Созидательно-возрастная пирамида народа

Наличие вышеописанной лестницы созидательных возрастов человека приводит к тому, что в каждом современном государстве постоянно воспроизводится соответствующая созидательно-возрастная (слоистая) пирамида народа, каждый слой которой состоит из людей одного созидательного возраста. Естественно, что чем старше перечисленные созидательные возрасты, тем количество людей этих возрастов меньше и по причине ухода их из жизни, и по причине трудности восхождения по созидательно-возрастной лестнице, в особенности из-за отсутствия необходимых вспомогательных средств. Но качество и сложность их созидательности все выше.

По этой причине мудрых людей с приобщенностью к народной судьбе гораздо меньше, чем наливных людей с обращенностью к себе или к своему знаемому кругу. Но именно эти мудрые люди обречены судьбой содействовать будущему великопоколенному бытию своего государства и всего своего народа в истории.

Это содействие обеспечивается посредством создания и закрепления в истории человечества особого двухуровневого слаженноправного способа государственного управления, в котором мудрый слой пирамиды народа занимает важнейшее место.

Замечание

Уменьшение количества при повышении качества в указанной пирамиде народа хорошо объясняет то историческое явление, что сберегают государство и его народ внутренние малочисленные мудрые умные люди, а разрушают их изнутри внутренние многочисленные молодые глумные люди, направляемые и снабжаемые извне внешними малочисленными, но мудрыми умными людьми, действующими исключительно в интересах других государств и их народов.

Двухуровневый слаженноправный способ государственного управления

Часть верховной системы государства естественно называть мудрой (на данном временном промежутке), если подавляющее большинство людей, входящих в эту часть, находится в мудром созидательном возрасте. Это представление вос-

ходит к мнению Платона о правителях-мудрецах в идеальном государстве.

Способ государственного управления можно называть (дальновидным целостным) прямым мудроправным (сверху вниз), если в верховной системе государства имеется мудрый орган, который не обслуживает близоруких частных интересов никаких промежуточных между ним и народом особых исторически «прогрессивных» внутренних судьбоносных единиц государства, в частности, слоев, сословий, классов, гегемонов, партий, групп экспертов и пр., а напрямую руководствуется только общей волей, общим духом и общим ликом всего своего и знаемого, и незнаемого народа как целостности, ради и его, и своего всевременного пребывания и преуспевания.

Такой способ можно называть также симфо-кратическим или симфократичным (термин «софократия» образован от греческих слов «оофод» — 'мудрый' и 'кратод' — 'власть'. Термин «симфократия» образован от греческого «ovvBsoiç» — 'соединение' и «кратод» — 'власть'). Таким образом, симфократия является двухуровневым слаживанием софократии и демократии.

Способ государственного управления можно называть (близоруким обособленным) представительским разноправным (снизу вверх), если в верховной системе государства имеется представительская основа, представленная тем или иным способом снизу, которая обслуживает близорукие частные интересы только некоторых особых судьбоносных единиц государства и не руководствуется дальновидными целями всевре-менного пребывания и преуспевания всего своего народа как целостности.

Такой способ называется также демократическим или демократичным.

Само слоистое количественно-качественное строение созидательно-возрастной пирамиды народа с количественным убыванием людей в более возрастных слоях при качественном возрастании сложности их созидательности требует определенного слаживания. Историческая практика показывает, что в государственном управлении выработалось и утвердилось двухуровневое слаживание дальновидного качества с близоруким количеством.

Способ государственного управления можно называть двухуровневым слаженноправным, если

1) верховная система государства состоит из мудрого органа и представительской основы;

2) мудрый орган осуществляет управление государством способом прямого мудроправства (сверху вниз);

3) представительская основа осуществляет управление государством способом представительского разноправства (снизу вверх);

4) мудрый орган является высшим относительно представительской основы в том смысле, что именно он устанавливает и определяет общее многопоколенное целеполагание государства, обязательное для представительской основы; в случае уклонения от этого целеполагания он отменяет решения представительской основы и даже распускает ее до создания нового представительства.

Возможный двухуровневый слаженноправный способ государственного управления для России подробно описан в книге И. Л. Солоневич [Соло-невич, 2010].

Двухуровневый слаженноправный способ но-мового управления возник, по-видимому, еще на родовом устроительном этапе, на племенном этапе он закрепился и с тех пор стал археспосо-бом. Вся знаемая история человечества свидетельствует, что почти при всех способах номово-го управления происходит перераспределение между величиной и полномочиями двух указанных уровней. В особенности такое перераспределение происходит после внутренних переворотов, внешних завоеваний, проигранных или выигранных войн и пр. Если один из уровней номо-вого управления уничтожается, ном становится недостаточно устойчивым относительно своего возможного великопоколенного мирового исторического бытия.

В современной Великобритании как очень успешном государстве последних столетий есть представительская демократия, при которой британский народ, исходя из своих отчасти общих неосознаваемых представлений и отчасти личных вмененных или осознанных ощущений и представлений, избирает представительскую основу, которая осуществляет текущее управление на ближайшее время. Но над этой представительской демократией стоит прямое мудроправ-ство, в котором король или королева ради пребывания или даже преуспевания своего народа в человеческой истории должны (вынуждены) учитывать и исконную, и чаемую сущности своего народа. Поэтому в современной Великобритании есть высший мудрый орган, в котором светско-церковная мудрая правительница — королева Елизавета Вторая, призвана и обязана, невзирая

на свой молодой или пожилой биологический возраст, возглавлять созидательно-возрастной слой мудрых британцев (лордов и пэров), сопряженных с общей всевременной судьбой народа. Отметим, что британцы вернулись к успешному исконному двухуровневому слаженноправному способу государственного управления не сразу, а постепенно, через исторические пробы и ошибки.

В успешных современных государствах Скандинавии (Норвегии, Швеции и Дании) исконный двухуровневый слаженноправный способ государственного управления сохранился практически без изменений. То же самое имеет место и в современной Японии с ее императором, несмотря на оккупацию Японии самыми «демократичными» в мире США.

В Иране, государстве одного из древнейших народов мира — иранцев (бывших персов), в настоящее время есть представительская демократия, но есть и прямое мудроправство во главе с церковным мудрым правителем — аятоллой, который имеет такое же предназначение для иранцев, что и королева Елизавета для британцев.

Именно исходя из собственной цели всевре-менного пребывания и преуспевания самой Великобритании и самого британского народа, британские мудрые правители создали демокра-тистский мировой проект и уже 300 лет лукаво вменяют в государства остального мира представление об универсальности и благодетельности именно и только одноуровневой представительской демократии без прямого мудроправства. И не только вменяют, но и принудительно воплощают эту представительскую демократию во внешних государствах. Поэтому можно сказать, что представительская демократия является усеченным видом двухуровневой симфократии, предназначенным только для внешнего употребления вне самой Великобритании.

Однако 300 лет — это лишь мгновение в ве-ликовековом бытии человечества. Поэтому по мере ослабления британского и шире всего американо-британского мира многие современные государства постепенно возвращаются и будут возвращаться к своему исконному симфократич-ному способу государственного управления. Например, в современном Китае наметилось некоторое движение к такому управлению.

Естественно, что симфократичное государственное управление не является безупречным. Но пока историческая практика не показала ни-

какого другого более успешного способа управления в государствах.

Заключение

В статье автор использовал способ построения научного «знания», основанный не только на первичных наблюдениях, но и на последующем выдвижении чисто мысленных гипотез (предположений), оформленных в виде аксиом (то есть особых исходных ценностей), а также на последующем построении на основе этих аксиом некоторой умозрительной дедуктивной аксиоматической теории, которая дает возможность, во-первых, логично объяснять результаты наличных наблюдений; во-вторых, делать некоторые предсказания. Конечно, эти аксиомы должны выдвигаться только после долгого вникания в уже накопленные наблюдения и не должны противоречить им. Если не только старые, но и новые, и даже предсказанные наблюдения логично объясняются построенной теорией, то построенная умозрительная дедуктивная аксиоматическая теория может быть признана удовлетворительной. Насколько это удалось автору и может ли очерченная выше ограничительная аксиоматическая объединительная психологическая теория вместить в себя все наработанное многообразие психологических проявлений, судить читателям. Автор будет благодарен за любые указания на этот счет.

Кроме того, в статье автор старался использовать как можно больше понятий на русском языке, если они находятся в одном смысловом ряду. Причина этого заключается в том, что в дополнение к лезвию Оккама «Не размножай сущности сверх необходимого» разумно использовать лезвие Захарова «Не размножай одну сущность словами разных языков». Чтобы отсечь размножение одной сущности, выраженной и родными, и иноязычными словами, нужно перевести кажущиеся разными понятия со своего языка на другой язык (например, на английский). Часто при таком переводе кажущиеся разными понятия переводятся только одним иностранным словом. Например, иногда можно встретить такое определение: «Человеческая деятельность — это целенаправленная человеческая активность». При переводе на английский язык получается странное определение: «A human activity is a purposeful human activi-ty». Поэтому в начале статьи и было введено более широкое понятие человеческой созидатель-ности.

Библиографический список

1. Журавлев А. Л. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы / А. Л. Журавлев, И. А. Мироненко, А. В. Юревич // Психологический журнал. 2018. Т. 3. № 2. С. 58-71.

2. Захаров В. К. Историко-памятное представление в психологии // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2020а. № 3 (29). С. 54-67.

3. Захаров В. К. К вопросу о мегаистории и глобальном развитии // VI Международный научный конгресс «Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества» (18-22 мая и 20-24 октября 2020 г.) : сборник статей. Москва : МООСИПНН Н. Д. Кондратьева, 2020б. С. 559-565.

4. Захаров В. К. Основы социоментологии // Методология современной психологии. Москва : Ярославль : ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2020в. Вып. 11. С. 36-46.

5. Захаров В. К. Макрорегиональная интеграция, новый уровень мировой межгосударственной эксплуатации и возможности для России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021а. Т. 17. Вып. 7. С. 1208-1237.

6. Захаров В. К. Номология. Упорядоченность общественного бытия. Кто виноват? и Что делать? Москва : Родина, 2021б. 608 с.

7. Захаров В. К. Философский подход к описанию предмета психологии // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2021в. № 6 (38). С. 59-66.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Книга по Требованию, 2012. 130 с.

9. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль: РИО ЯГПУ 2017а. 419 с.

10. Мазилов В. А. Проблема предмета и будущее психологии // Перспективы психологической науки и практики: сборник трудов Международной научно-практической конференция (16 июня 2017 г.) :. Москва : Ярославский государственный педагогический университет, 2017б. С. 82-87.

11. Мазилов В. А. Новые перспективы психологии деятельности / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. 2015ф. № 1. С. 162-164.

12. Мазилов В. А. Психология деятельности: итоги и перспективы / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. 2015б. Т. 2. № 1. С. 150-155.

13. Мазилов В. А. Психология деятельности человека: новая трактовка / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 4. С. 47-53.

14. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Москва : Питер, 2012. 224 с.

15. Солоневич И. Л. Народная монархия. Москва : Институт русской цивилизации, 2010. 624 с.

16. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. Москва : Институт психологии РАН, 2013. 464 с.

17. Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. Москва : Институт психологии РАН, 2021. 210 с.

Reference list

1. Zhuravlev A. L. Psihologicheskaja nauka v glob-al'nom mire: vyzovy i perspektivy = Psychological science in the global world: challenges and perspectives / A. L. Zhuravlev, I. A. Mironenko, A. V Jurevich // Psi-hologicheskij zhurnal. 2018. T. 3. № 2. S. 58-71.

2. Zaharov V. K. Istoriko-pamjatnoe predstavlenie v psihologii = Historical and memorable presentation in psychology // Pedagogika & Psihologija. Teorija i praktika. 2020. № 3 (29). S. 54-67.

3. Zaharov V. K. K voprosu o megaistorii i global'nom razvitii = On mega-history and global development // VI Mezhdunarodnyj nauchnyj kongress «Globalistika-2020: Global'nye problemy i budushhee chelovechestva» (18-22 maja i 20-24 oktjabrja 2020 g.) : sbornik statej. Moskva : MOOSIPNN N. D. Kondrat'eva, 2020. S. 559-565.

4. Zaharov V. K. Osnovy sociomentologii = Fundamentals of sociomentology // Metodologija sovremennoj psihologii. Moskva : Jaroslavl' : JarGU, LKIISI RAN, MAPN, 2020. Vyp. 11. S. 36-46.

5. Zaharov V. K. Makroregional'naja integracija, no-vyj uroven' mirovoj mezhgosudarstvennoj jekspluatacii i vozmozhnosti dlja Rossii = Macro-regional integration, a new level of global interstate exploitation and opportunities for Russia // Nacional'nye interesy: prioritety i be-zopasnost'. 2021. T. 17. Vyp. 7. S. 1208-1237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zaharov V. K. Nomologija. Uporjadochennost' ob-shhestvennogo bytija. Kto vinovat? i Chto delat'? = No-mology. The orderliness of social being. Who is to blame? and What to do? Moskva : Rodina, 2021. 608 s.

7. Zaharov V K. Filosofskij podhod k opisaniju predmeta psihologii = Philosophical approach to the description of the psychology subject // Pedagogika & Psi-hologija. Teorija i praktika. 2021. № 6 (38). S. 59-66.

8. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activities. Consciousness. Personality. Moskva : Kniga po Trebovaniju, 2012. 130 s.

9. Mazilov V. A. Metodologija psihologicheskoj nauki: istorija i sovremennost' = Psychological science methodology: history and modernity. Jaroslavl': RIO JaGPU, 2017. 419 s.

10. Mazilov V A. Problema predmeta i budushhee psihologii = The subject problem and the future of psychology // Perspektivy psihologicheskoj nauki i praktiki : sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencija (16 ijunja 2017 g.). Moskva : Jaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2017. S. 82-87.

11. Mazilov V A. Novye perspektivy psihologii deja-tel'nosti = New perspectives on the psychology of activi-

ty / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. 2015. № 1. S. 162-164.

12. Mazilov V. A. Psihologija dejatel'nosti: itogi i perspektivy = Activity psychology: outcomes and perspectives / V A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. T. 2. № 1. S. 150-155.

13. Mazilov V A. Psihologija dejatel'nosti cheloveka: novaja traktovka = Psychology of human activity: a new interpretation / V A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2016. T. 22. № 4. S. 47-53.

14. Rubinshtejn S. L. Chelovek i mir = Man and the world. Moskva : Piter, 2012. 224 s.

15. Solonevich I. L. Narodnaja monarhija = People's monarchy. Moskva : Institut russkoj civilizacii, 2010. 624 s.

16. Shadrikov V. D. Psihologija dejatel'nosti che-loveka = Psychology of human activity. Moskva : Institut psihologii RAN, 2013. 464 s.

17. Shadrikov V. D. Vozvrashhenie dushi: Teoretich-eskie osnovanija i metodologija psihologicheskoj nauki = Return of the soul: theoretical foundations and methodology of psychological science. Moskva : Institut psihologii RAN, 2021. 210 s.

Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 046.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The article was submitted on 10.03.2022; approved after reviewing 06.04.2022; accepted for publication on 28.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.