Научная статья на тему 'Человек и животные в итальянском гуманизме XV в'

Человек и животные в итальянском гуманизме XV в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОЕ / ЧЕЛОВЕК / РАЗУМ / ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА / БЕССМЕРТИЕ / ТРУДОЛЮБИЕ / ANIMAL / MAN / REASON / SUPERIORITY OF MAN / IMMORTALITY / DILIGENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ревякина Нина Викторовна

Статья посвящена взгляду итальянских гуманистов XV в. на животных, связанному с темой природы и с ведущей идеей гуманизма о центральном месте человека в мироздании. В статье прослеживаются разные направления в размышлениях о животных - от понимания их неразумными и бессловесными творениями и утверждения абсолютного превосходства человека (через разум, волю, бессмертие) до признания в животных разумных способностей, трудолюбии, любви к потомству и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAN AND THE ANIMALS IN ITALIAN HUMANISM XV CENTURY

The article is devoted to the look of the Italian humanists on the animals, connected with the theme of the nature and with leading concept about the central place of man in universe. In the article are tracked different trends in the reflections about animals - from the understanding of the animals as dumb and non reasonable creatures and the confirmation of absolute superiority of the man (through reason, will, immortality) before the acknowledgement of reasonable aptitude, diligence, love to the posterity.

Текст научной работы на тему «Человек и животные в итальянском гуманизме XV в»

Н. В. Ревякина

(Иваново)

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГУМАНИЗМЕ ХV в. *

Тема животных в гуманистической литературе тесно связана с рассуждениями гуманистов о природе. Наряду с пониманием природы как созидающей, творящей силы, дочери Бога, божественной природы, нередко отождествляемой и с самим Богом, природа воспринимается в гуманизме и как весь окружающий человека мир - камни, растения, животные и сам человек; но когда говорят о природе человека, то имеют в виду прежде всего человеческое тело, данные от рождения качества человека, его особенности, которые изменить труднее всего. В этом последнем смысле означенная тема помогает определить отношение человека к природе и самому себе, меру включенности в природу. Но значение темы этим не ограничивается. Рассуждения гуманистов

о животных имеют прямое отношение к антропоцентризму, ведущей позиции гуманизма, в которой заявлено о центральном месте человека в природе, в мироздании. Эта позиция унаследована от библейской идеи человека-венца творения. Но гуманисты сделали в ней акцент на земном характере, ибо земное бытие для них обладает самоценностью, подчеркнули творческое отношение человека к своему предназначению, необходимость подтверждать свое высокое место делами. Выстроенная в связи с этим вертикаль возносит человека к ангелам и Богу, оставляя внизу животный, растительный миры и мир неодушевленных вещей. Всякое изменение в традиционной иерархии божественных творений, где каждое творение занимает определенное место и имеет свое «достоинство» (dignitas), способно повлечь за собой корректировку антропоцентризма.

Рассуждая о специфике человека, его высоком месте в иерархии - вопросах, которые включает в себя тема «достоинство»,

© Ревякина Н. В., 2009

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 09-01-00186а.

гуманисты, как правило, затрагивают тему животного мира. Это делается для того, чтобы, сравнивая человека и животных, напомнить об иерархии и показать превосходство человека.

Об этом красноречиво заявляет Петрарка в книге диалогов «О счастливой и несчастной судьбе». Он не ограничивается традиционной идеей, составляющей специфику человека: человек -образ и подобие Бога-творца, он мыслит эти образ и подобие, проявляющиеся в его душе, как ум, память, предвидение, красноречие, способность к изобретениям и искусствам. И показывает, как человек, несмотря на то, что его тело слабо и бренно, с помощью разума устраивает благополучно свою жизнь на земле и этой способностью превосходит всех животных: «Если для животных, лишенных разума, природа позаботилась о прочной шкуре, когтях и шерсти, только человека, изобретателя всего, природа наделила разумом»1. Животные могут быть сильнее человека, быстрее, обладать более острыми чувствами, но он их всех подчинил с помощью разума: «У тебя нет силы быка, но бык для тебя пашет. У тебя нет быстроты лошади, но ты на ней разъезжаешь. У тебя нет способности летать как цапля, но и она для тебя летает»2. «С помощью сетей человек покорил себе моря, с помощью собак - леса, с помощью птиц - небо». Для Петрарки очевидно, что достоинством человек превосходит всех животных и что нет ни одного из них, о ком забота Творца была бы такой же, как о человеке3. Человека еще отличают лицо и глаза, «отражающие тайны души», речь, слезы и смех - «признаки скрытых чувств»4, круглая форма головы, обращенный к небу и звездам лик, т. е. прямохождение, в отличие от животных чьи головы склонены к земле. Животные, «умирая - исчезают бесследно», в отличие от человека. Показывая специфику человека, возвышая его над животными, гуманист вместе с тем выделяет его из природы бессмертием души, более того, надеется и на телесное воскрешение, на соединение челове-

1 Петрарка Франческо. Сочинения философские и полемические / Сост., пер., коммент., указ. Н. И. Девятайкиной, Л. М. Лукьяновой. М., 1998. С. 207.

2 Там же. С. 209.

3 Там же. С. 208.

4 Там же. С. 209.

ческой природы с божественной. Многие гуманисты после Петрарки рассуждали сходным образом.

Но размышления Петрарки о животных не ограничиваются только теоретическим аспектом. Природа и животные органично присутствуют в его жизни поэта и философа. И хотя он саркастически пишет в трактате «О своем и чужом невежестве» об изучении его современниками животного мира (об открытии того, сколько у льва волос в гриве, сколько перьев в хвосте у ястреба, как птица-феникс сгорает в благоухающем огне и, сожженная, вновь возрождается; и как морской еж задерживает корабль, движущийся с любой скоростью, но, извлеченный из воды, теряет всякую силу; как охотник завораживает с помощью зеркала тигра и т. п.5), сарказм этого описания, в котором преобладают фантастические вещи, связан отнюдь не с презрением гуманиста к природе, к животному мира (хотя приоритет в изучении человека для него очевиден), а с книжным знанием этих фактов, которые достоверно не известны авторам, их не видевшим. Петрарка воюет в этом трактате со схоластами и подвергает сомнению схоластическое авторитарное знание, не основанное на наблюдении. Он не развивает мысли на сей счет, поскольку для него главное -изучение человека, но своим подходом опережает современников; кстати, и человека он предлагает изучать на себе самом, т. е. занимаясь самонаблюдением.

Что же касается природы, то отношение гуманиста-поэта к ней трепетное и романтическое, ярким свидетельством чему являются его «Метрические письма», сочинявшиеся в период жизни в Воклюзе, его «сладчайшем заальпийском уединении». Это настоящий гимн красоте и мощи природы6. Не отвлекаясь от темы, скажем только об отношении гуманиста к животным и птицам. Птиц Петрарка любит, слушает их пение, наблюдает за ними. Его восхищает пение «короля всех пернатых» - соловья, но его пение превосходит пение какой-то маленькой не известной Петрарке птички с черной головкой, серыми боками - «в маленьком теле столь сильный голос, способный услаждать мои уши». Птицы для

5 Там же. С. 320

6 См. об этом: Ревякина Н. В. Петрарка в Воклюзе // Франческо Петрарка и европейская культура. М., 2007.

него постоянный объект наблюдения: вот они вьют гнезда высоко в зеленых ветвях или в скалах, устилают их травой или мхом, вот появляются птенцы, трепещущие и хватающие дрожащим ртом пищу и наполняющие полые пещеры жалобными голосами.

Гуманист любит собак. В письмах он сообщает, как успокоил лающую собаку Маттео Лонго, ласково поговорив с ней, как спас от уничтожения часть собак Павии. А собаке, подаренной Петрарке Джованни Колонной, он посвятил целое письмо. Пес стал постоянным спутником и защитником Петрарки. Гуманист пишет, как пес сторожит спящего хозяина у входа в дом, а если тот долго не встает, скребет лапами дверь, радостно приветствует его, когда тот выходит, бежит впереди, часто оборачиваясь назад и глядя на хозяина, а когда Петрарка располагается на траве, пес сначала бегает туда и сюда, обследует все тропинки и потом, распростершись на земле, поворачивается спиной к хозяину и лицом к приходящим. Так же он охраняет хозяина, когда они поднимаются высоко в скалистые места: пес останавливается, преграждает дорогу хозяину, потом коротким лаем сообщает хозяину, не видно ли кого. Наблюдая поведение животного, гуманист замечает, что собаке присущи многие черты разума человека: она возбуждается по приказу, успокаивается, если натянуть поводок; насколько свирепа с остальными, настолько мягка с друзьями. Пес добродушен, он не тронет козленка или слабую овцу. Но гусям в реке не дает покоя, то ли потому, что охотится, то ли потому, что его возбуждает шум гусей. А, завидев льва в клетке в папских покоях, бросается на заграждения с громким лаем, чтобы сломать их. Петрарка раздумывает над характером собаки. Она доставляет ему и большое удовольствие, когда носится по холмам и плещется в реке, когда преследует гусей.

Животный мир Воклюза стал таким образом для Петрарки предметом эстетического и познавательного интереса, что значительно обогащает его философские рассуждения о сравнении человека и животных. Словом, отношение Петрарки к природе и животному миру сложное, многоплановое - как философ он, по традиции, выделяет человека из животного мира, считает его господином всех созданий, как поэт и человек получает наслаждение от природы, наблюдает мир животных и даже склонен признать у своего пса какой-то разум.

О познавательном и эстетическом интересе к животному миру свидетельствуют и свойственные XIV и XV вв. многочисленные изображения животных (лошадей, собак, верблюдов, гепардов и др.) в скульптуре и живописи7. Интерес к животным находил выражение и в сочинениях, которые гуманисты писали о животных. Известны работы Альберти о лошади (De equo animante tractaculus), о мухе. Видимо, заслуживает внимания известный нам только по названию трактат П. К. Дечембрио «О природе птиц и животных» (1460 г.), в пяти книгах, написанный для Лудовико Гонзага. Толчком послужили найденные им в бытность в Неаполе комментарии о природе животных, неизвестного автора. Толкаемый интересом к сюжету, он все время, бывшее у него в распоряжении, посвятил написанию работы.

Но при всем интересе к животному миру в теоретическом плане позиция абсолютного превосходства человека остается у гуманистов какое-то время довольно устойчивой. Для них само собой разумеется, что животные ниже людей прежде всего потому, что не наделены разумом. Наиболее последовательно эту точку зрения проводит Джаноццо Манетти в своем в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» (De dignitate et excellentia hominis, ок. 1452 г.). Но к этой теме он подходит уже в написанном в 1448 г. сочинении «Диалог на дружеском пиру», где, наряду с другими вопросами, обсуждается в дискуссии тема: какое животное полезнее всего человеку8. Участники диалога называют самых разных животных (пчел, птиц, быков, овец, лошадей) с целью выяснить, какое животное является для человека «наиболее полезным и наилучшим». Исходной посылкой обсуждения служит вера в то, что все животные созданы для служения человеку, «словно живые и чувствующие орудия благодаря различно-

7 Об анамалистических образах в искусстве этого времени см. статьи: Никогосян М. Н. Животный мир в искусстве итальянского Возрождения // Природа в культуре Возрождения. М., 1992. С. 199-221; РоманчукА. В. Гуманистические интерпретации анималистических образов в литературе и искусстве Треченто // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. СПб., 2005. С. 209-216.

8 Plut. 90 sup. 29 Jannotii Manetti dialogus in domestico et familiari quornndam amicorum symposio Venetiis habito. ff, 1r - 43r.

му и разнообразному навыку их природы»9. Развертывается длинная дискуссия, в которой поднимаются вопросы агрономии-ческие, медицинские, гастрономические и др., при этом разговор порой выходит за рамки книжных знаний10. В конце диалога формулируется своеобразная методика его исследования, помогающая в решении спорного вопроса. Она равно касается всех живых существ: «Если мы кратко рассмотрим сообразно с достоинством (pro dignitate) собственную природу и обязанности (officia) всех вышеназванных животных, то нам немного яснее и очевиднее станет то, о чем ведется спор»11. Этот подход применяется сначала к человеку. При определении его жизненной цели для Манетти важно прежде всего то, что человек состоит из души и тела; тело изначально было крепким и здоровым, а после грехопадения стало слабым и бренным, после же всемирного потопа еще более ослабело, т. к. люди питались теперь земными плодами; душа же, заключенная в мрачную темницу тела, получила большие препятствия для познания. Из двухчастной структуры человека вытекает его обязанность «действовать и познавать»12. Но Манетти не ограничивается этими рассуждениями, за которыми стоит признание трудности человеческого существования и необходимость упорного и физического, и умственного труда, он ссылается еще на авторитет античных философов Аристотеля, Цицерона, чьи суждения настраивают гуманиста на оптимистический лад. Он приводит слова Аристотеля о том, что человек «рожден для действия и познания, словно некий смертный бог».

Таким образом, жизненный долг человека определяется у Манетти с помощью Библии и античных мыслителей как действие и познание. Подобный синкретизм для него очень характерен и в полной мере проявит себя в трактате «О достоинстве и превосходстве человека», где гуманист тесно свяжет жизненный долг человека в мире с созданием мира для человека.

Что же касается жизненной задачи, цели жизни у животных, то она сформулирована в диалоге как служение человеку13.

9 Ibidem. f 38v.

10 Ibidem. 17v - 29r.

11 Ibidem. f 37v.

12 Ibidem. f 38r.

13 Ibidem. f 38v.

Все животные (и каждое в соответствии со своим конкретным жизненным предназначением - пахать, выслеживать, производить мед и др.) полезны человеку. А наиболее полезно то животное, которое больше помогает человеку в жизни и в осуществлении его долга познания (vitae hominis et huius suo intelligendi mu-neri). Таковыми животными названы быки, ибо они облегчают слабому и хрупкому телом человеку обработку земли и способствуют продлению человеческой жизни, а освобождая человеку часть времени от каждодневного и напряженного труда, дают ему возможность для познавательной деятельности14. Словом, они способствуют осуществлению жизненного предназначения человека. Эти рассуждения Манетти подкрепляет ссылками на Аристотеля (Этика к Никомаху), Вергилия (Георгики), Священное писание (Книга Бытия с рассказом о сыне Ламеха, названном Ноем, ибо «утешил нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Бог»).

Мысли о человеческом назначении не оставляли Манетти, и он вернулся к этой теме, написав трактат «О достоинстве и превосходстве человека», где жизненный долг человека рассматривает в связи с телесным устройством человека и свойствами его души, с идеей предназначенности мира для человека, а также в острой полемике с оппонентами, в числе которых и позднеантичные мыслители, и папа Иннокентий III. В трактате акцент сделан на человеке, а о животных говорится лишь с целью показать превосходство человека. Сравнения с животными для Манетти возможны в плане телесной структуры человека, его чувствительной способности и жизненного предназначения. Свойства души (разум, память, воля) сравнению не подлежат. У животных Манетти не находит разума и мудрости, разве лишь отмечает хитрость и коварство, которые проявляют животные, когда охотятся.

В устройстве тела человека он отмечает совершенство, целесообразность, красоту; они выражаются в особой фигуре человека, прямохождении, что не свойственно животным, склоненным к земле, и приводят к высокому расположению органов чувств, а это помогает познавательной деятельности человека. Наличие рук, «орудий орудий», по Аристотелю, позволяет чело-

14 Ibidem . f 41r

веку овладевать любым искусством и не обходиться только природным навыком, как ласточки, пчелы, пауки и другие животные. Это делает излишними и ненужными такие части тела, как когти, рога, хвост и «прочие уродства»15. Красота человека заставляет гуманиста вспомнить Апулея, который в «Золотом осле» рассказывает об обращении человека в осла: «Любой человек предпочел бы умереть, чем обратиться в какого-либо зверя, сохраняя при этом (если бы могло такое произойти) человеческий рассудок»16. Даже в признаваемом всеми гуманистами сходстве человека и животных в чувствительной способности, Манетти отмечает превосходство человека: чувства способствуют познавательной деятельности человека и, кроме того, от них люди получают более сильное и разнообразное удовольствие, а животные используют чувства для нужд своей природы: зрение - для сохранения жизни, слух и обоняние - для распознавания друг друга и поиска пищи, едят и пьют, пока не наполнят желудок. Разве лишь вожделение, относящееся к продолжению рода, дает им удовольствие, но и в нем человек испытывает большее наслаждение17. Все это позволяет, по мнению Манетти, говорить о превосходстве человека над животными.

Но эти отличия не сами по себе ставят человека выше животных, а то, что они помогают человеку исполнять свой долг, свойственную только человеку жизненную задачу на земле. А ее Манетти, как и в диалоге, определяет как деятельность и познание, ибо только они дают человеку возможность умело руководить миром, созданном ради человека, и «никакое другое животное, за исключением человека, не могло по своей природе... стать причастным действию и познанию»18; животные созданы Богом для того, говорит Манетти, повторяя мысли своего диалога, чтобы быть полезными людям - для пищи, одежды, обработки земли19. Господство человека над миром, над всем его богатством, растительным и

15 Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека / Пер.

Н. В. Ревякиной // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сборник текстов / Под ред. С. М. Стама. Ч. II. Саратов, 1988. С. 8-10.

16 Там же. С. 24-25.

17 Там же. С. 27, 30.

18 Там же. С. 35

19 Там же. С. 20.

животным, выражено в трактате с большой эмоциональной силой, оно звучит как гимн человеческому могуществу: «Наши - земли, наши - поля, наши - горы, наши - холмы, наши - долины, наши -фиги, наши - персики, наши - вишни, наши - сливы, наши - ореховые и апельсиновые деревья, наши - рябины, наши - каштаны, наши - дубы, наши - ясени, наши - платаны, наши - ели, наши -кипарисы, наши - сосны; наши, наконец, чтобы не говорить о каждом в отдельности, - все как культурные, так и дикорастущие деревья... Наши - лошади, наши - мулы, наши - ослы, наши - быки, наши - волы, наши - верблюды, наши - собаки, наш - мелкий и крупный скот. наши свиньи, наши - овцы, наши - козы, наши -ягнята, наши - бараны - наши все стада. И чтобы не казалось, что мы говорим только о домашних животных, заметим, что наши, кроме того, зайцы, наши - серны, наши - вепри, наши - олени, наши - лисы, наши - волки, наши - водяные змеи и прочие пресмыкающиеся; наши - реки, наши - воды, наши - потоки, наши - озера, наши - болота, наши - источники, наши - ручьи, наши - моря и все рыбы, виды которых бесчисленны. Равным образом наши два оставшихся элемента, поскольку наши птицы.»20.

Позиция антропоцентризма, столь ярко выраженная у Манетти, сохраняется и в гуманизме 2-ой половины XV в., в частности во флорентийской Платоновской академии. В «Платоновской теологии» Марсилио Фичино животные не обладают разумом, вопреки представлениям Эпикура, с которым не согласен Фичи-но, а их фантазия проявляется мало и беспорядочно и лишь для нужд телесной природы. У них нет речи и рук, которые есть у человека, служа человеческому уму, «изобретателю бесчисленных и разнообразных вещей». Животные не владеют никаким искусством либо владеют только одним, к которому влекутся природой. «Запертые в самых тесных пределах, установленных природой», они заботятся лишь о телесных нуждах, и у них едва достает заботы о себе и своем потомстве. В отличие от человека ни одно живое существо не властвует над самим собой, так как не имеет воли, и не идет добровольно на смерть21.

20 Там же. С. 27-28.

21 Фичино Марсилио. Платоновское богословие о бессмертии душ / Пер. О. Ф. Кудрявцева // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи

Так в гуманизме утверждается как наиболее характерное отличие животных от человека отсутствие у них разума, воли и бессмертия.

Но уже в первой половине XV в. можно наблюдать отход от традиционных представлений о животных как неразумных и бессловесных тварях. Пристальному вниманию к животным способствовали свойственный этому времени интерес к природе, к телу, телесным способностям, чувственным потенциям души, а также и распространение эпикурейских идей. У Эпикура высшее благо определяется на основе общего для всех живых существ стремления к удовольствию, т. е. в содержании высшего блага уравниваются и люди, и животные. И потому Лоренцо Валла в диалоге « Об истинном и ложном благе», где один из оппонентов защищает эпикурейские идеи, говорит: «Ничего важнее не выделила природа роду живых существ, чем способность сохранять себя, свою жизнь и тело и уклоняться от того, что может принести вред. А что более сохраняет жизнь, чем наслаждение: от вкусовых ощущений, зрения, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить?»22. Эту же мысль высказывает и другой защитник идей Эпикура - Козимо Раймонди: «Ведь поскольку в наслаждении заключена такая сила, что даже лишенные разума животные, которых побуждает вождь-природа, следуют ему, Эпикур и вывел из этого самое надежное доказательство: высшее из всех благ есть то, к чему все стремятся»23.

Итак, человек и животные сближаются на основе общего стремления к наслаждению, а оно называется высшим благом. Правда, Раймонди говорит о «лишенных разума животных», Валла так о животных не высказывается, он называет речь, смех и боль-

Возрождения и герметическая традиция. Сост., вступ. ст. и коммент.

0. Ф. Кудрявцева. М., 1996. С. 194-197, 200.

22 Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе / Пер. Н. В. Ревяки-ной // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

1. XXXV. 1.

23 Раймонди Козимо. Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков // Эстетика Ренессанса. Т. 1 / Сост. В. П. Шестаков. М., 1981. С. 74.

шую силу чувств отличием человека от животных24, а всех обладающих чувственной природой отличает от неодушевленных вещей, созданных Богом в мире для того, кто чувствами обладает. Для суждения Валлы о животных важен его нетрадиционный взгляд на душу человека, он понимает душу как единство, в котором нет иерархии частей, разумная ее часть не возвышается над чувствующей, а аффект (эмоция) понимается как тождественный воле. Словом, утверждается равенство душевных потенций, что сказывается на понимании животных. Валла отмечает непоследовательность Аристотеля в приписывании животным разумной способности: то он отмечает рассудительность у пчел (и мужество), то отрицает, что у животных есть разум и называет человека «животным разумным смертным», а животное - «животным неразумным смертным». Он полагает достойным осмеяния слова Аристотеля о том, что животные лишены свободы выбора в силу отсутствия у них разума. С этим он не согласен: нередко на охоте пес и конь идут по тропе лучше, чем охотник или наездник; все животные осуществляют выбор, и «если они выбирают путь правильно, то делают это, конечно, не без разума».25 Воля у животных не может следовать за чем-то, если прежде этому не предшествовало суждение. Некоторые называют это инстинктом, но, на взгляд Валлы, это словесные уловки. Он находит у животных память, разум и волю и на этой основе делает вывод, что они обладают, как и люди, душой. «. Читаем, что Бог сотворил и человека и животное в живой душе и что в ней присутствует дуновение жизни, как и в самом человеке»26. Но не следует думать, что Валла абсолютно уравнивает человека и животное: «Мы тем и отличаемся от животных, что созданы вечными по образу и подобию Бога, а в ином подобны животным, как звезды - смертным огням»27. Так основным отличием человека от животных у Валлы становится бессмертие.

«Эпикурейцы» итальянского Возрождения, Валла и Раймонди, рассуждая о человеке и животном, обращают внимание

24 Валла Л. Об истинном и ложном благе. 1.ХХ11; XXIV.!; ХХ^Ы.

25 Валла Л. Перекапывание (пересмотр) всей диалектики / Пер. В. А. Андрушко // Валла Л. Об истинном и ложном благе. С. 322.

26 Там же.

27 Валла Л. Перекапываеие (пересмотр) всей диалектики. С. 322

прежде всего на их сходство, а не на различие, как было ранее. Но и Альберти, не следующий идеям Эпикура, находит общие черты у человека и животных, такие как движение, ощущение, стремление к самосохранению, забота о себе подобных28. И Пальмиери говорит о каждом живом существе, которое стремится к самосохранению, к собственному благополучию и умножению своего вида, о «великой заботе» о новорожденных29. Все это означает сближение в рамках природы человека и животных.

Этому сближению служит и постоянное сравнение с ними человека, часто не в пользу человека. Животные предлагаются как образцы для подражания. Известна их любовь к потомству. Франческо Барбаро приводит пример любви матери к своим детям из мира животных в назидание матерям, которые пренебрегают заботой о детях. Ведь даже свирепая медведица, говорит он, проявляет нежную заботу о своем детеныше. Любя своих детей, животные из робких становятся смелейшими, из ленивых - изобретательными, из прожорливых - бережливыми30. И любовь животных к старым родителям тоже служит людям примером милосердия, известно ведь, пишет Маффео Веджо, что аисты поочередно кормят старого вожака стаи31. Образцом для подражания ленивым людям у Альберти служит и трудолюбие животных: «.Рыбы, птицы и четвероногие - все непрерывно трудятся, занятые каким-нибудь делом или работой, и никогда не увидишь их праздными, они всегда стараются не быть бесполезными для себя и других. И ты найдешь, что одни строят гнезда для детишек, увидишь, что другие бегут кормить детей, все трудятся, словно от природы им ненавистна всякая праздность, все избегают бездействия, занятые каким-нибудь добрым делом. »32.

Таким образом, в отношении к животным в гуманистической литературе можно наблюдать разные тенденции. С одной стороны,

28 Alberti L. B. I primi tre libri della famiglia. Firenze, 1946. P. 45-46, 191.

29 Пальмиери Маттео. Гражданская жизнь / Пер. О. Ф. Кудрявцева // Образ человека в зеркале гуманизма. М., 1999. С. 194.

30 Вarbaro Fr. De re ихойа // Prosatori latini del Quattrocento / A cura di E. Garin. Milano, 1952. P. 124.

31 Веджо Маффео. О воспитании детей и об их достойных нравах // Образ человека. С. 212.

32 Alberti L. B. Op. cit. P. 191.

гуманисты рассматривают животных для утверждения человеческого достоинства и превосходства и показывают свое отличие от них, обозначая через главные отличия (разум, волю, бессмертие) меру своего отрыва от природы. С другой, подчеркивают их сходство с человеком, признавая одинаковое понимание общего блага как стремления к удовольствию, разумные способности, душу (смертную), наличие таких качеств (трудолюбие, любовь к детям), которые служат примером для человека. Через такое восприятие животных утверждаются большая включенность самого человека в природу, наполнение ряда качеств человека естественным содержанием. Но в гуманизме можно заметить и интерес собственно к животным - познавательный и эстетический.

Все это не означает отхода от антропоцентризма, но постепенно разрушает незыблемые грани между человеком и животным и колеблет традиционную вертикаль-иерархию божественных творений. Важно еще и то, что признание некоторого сходства человека и животных закладывает предпосылки для их нового рассмотрения в XVI в., когда подвергаются критике некоторые основополагающие идеи гуманизма (антропоцентризм, представления о «достоинстве»). В описываемых гуманистами этого времени фантастических ситуациях, выстроенных на основе гомеровского эпоса и сочинения Плутарха, где превращенные в животных люди не желают вновь обрести человеческий облик, не только идет сильнейшая критика человека, но и ставится вопрос о человеческом измерении ценностей - субъективном и не пригодном для животных33. Но это уже другая и самостоятельная тема для исследования.

33 MacЫaveШ N. Pensieri sugli иотЫ / Da G. РарЫ. Lanciano, 1910. Р. 28-31; Джелли Дж. Цирцея / Пер., вступ. ст., коммент. Н. В. Ревя-киной. Иваново, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.