Научная статья на тему 'Человек и вызовы глобализации'

Человек и вызовы глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
409
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / TRADITIONALISM / GLOBALIZATION / CULTURAL DIFFUSION / ISLAMIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вигель Нарине Липаритовна

Автор анализирует процессы глобализации культуры, в которых стандартизация и унификация противоречат традиционной идентичности. Превалирует процесс стандартизации культуры, он определяется влиянием средств массовой информации и распространением новых моделей потребления. Массовые культуры шире внедряют новые формы высоких культур, то есть технологичные или научные, которые способствуют унификации и стандартизации. Содержание материала культуры является более равномерным, чем в прошлом, многие новейшие практики получают широкое применение на больших территориях. В результате процессов глобализации высокая культурная концентрация и мобильность все чаще провоцируют межкультурные столкновения. В сфере нематериальных компонентов в сложившейся культурной ситуации наблюдается цивилизационное столкновение традиционализма и глобализации, в то время как в сфере материальных компонентов культуры современный человек все больше становится приверженцем продуктов глобализации. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций указывает на то, что происходит культурная диффузия и исламизация глобальной культуры. Исследования потребления пищевых продуктов выявили, что существует прочная связь между религией и выбором потребительских продуктов питания. Мотивация и поведение каждого человека различаются, поскольку они основываются на культурных особенностях, что наиболее проявляется в потребительском поведении покупок. В современной потребительской культуре символы зачастую предстают в виде логотипов фирменных знаков. Зачастую в качестве логотипов выбираются модификации широко известных традиционных культурных символов, которые на основе узнаваемых культурных смыслов конструируют современное мировидение и мировоззрение, создавая современные мифы на основе традиционных. Наиболее востребованным товарным знаком современности выступает логотип Apple, или «откусанное яблоко». Современное прочтение данного символа основано на том, что традиционализм силен, но активная деятельность человека выходит за локальную территорию. В результате человек чувствует себя одиноким вследствие ослабевания традиционных связей, ищет замещения утраченных форм идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLE AND CHALLENGES OF GLOBALIZATION

The author analyzes the processes of culture globalization, in which standardization and unification contrary to the traditional identity. The standardization of culture is prevailing; it is the influence of the media and diffusion of new consumption ways. Mass cultures wider introduce a new form of high cultures, that is, technological or scientific ones, which promote harmonization and standardization. The content of the material culture is more uniform than in the past, many newest practices are in widespread use on large areas. As a result of the globalization the high cultural concentration and mobility increasingly provoke cross-cultural encounters. In the field of intangible components in the current cultural situation, there is cultural clash of traditionalism and globalization, while in the sphere of material components of the culture the contemporary person is becoming more and more follower of the products of globalization. Food culture as a method of studying social and cultural transformations indicates that nowadays there is cultural diffusion and the Islamization of a global culture. Studies of food consumption show that there is a strong link between religion and consumer choice of food. The motivation and behaviour of each person is different because they are based on cultural characteristics, which is most evident in consumer shopping behavior. In modern consumer culture the symbols often appear in the form of logos and trademarks. Often, they choose for logos the modification of the widely known traditional cultural symbols which are based on recognizable cultural meanings and which, at the same time, design modern world-view, creating modern myths based on traditional. The most popular trademark of modernity is the Apple logo or “Bitten apple.” A modern interpretation of this symbol is based on the fact that traditionalism is strong, but the active person is always out of the local area. As a result the person feels lonely due to the weakening of traditional ties and looks for replace lost forms of identity.

Текст научной работы на тему «Человек и вызовы глобализации»

ТЕЗИСЫ

УДК 316.1 DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-11

| ЧЕЛОВЕК И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Вигель Нарине Липаритовна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры Истории и философии, 22nara@mail.ru, ГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Автор анализирует процессы глобализации культуры, в которых стандартизация и унификация противоречат традиционной идентичности. Превалирует процесс стандартизации культуры, он определяется влиянием средств массовой информации и распространением новых моделей потребления. Массовые культуры шире внедряют новые формы высоких культур, то есть технологичные или научные, которые способствуют унификации и стандартизации. Содержание материала культуры является более равномерным, чем в прошлом, многие новейшие практики получают широкое применение на больших территориях. В результате процессов глобализации высокая культурная концентрация и мобильность все чаще провоцируют межкультурные столкновения. В сфере нематериальных компонентов в сложившейся культурной ситуации наблюдается цивилизационное столкновение традиционализма и глобализации, в то время как в сфере материальных компонентов культуры современный человек все больше становится приверженцем продуктов глобализации. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций указывает на то, что происходит культурная диффузия и исламизация глобальной культуры. Исследования потребления пищевых продуктов выявили, что существует прочная связь между религией и выбором потребительских продуктов питания. Мотивация и поведение каждого человека различаются, поскольку они основываются на культурных особенностях, что наиболее проявляется в потребительском поведении покупок. В современной потребительской культуре символы зачастую предстают в виде логотипов фирменных знаков. Зачастую в качестве логотипов выбираются модификации широко известных традиционных культурных символов, которые на основе узнаваемых культурных смыслов конструируют современное мировидение и мировоззрение, создавая современные мифы на основе традиционных. Наиболее востребованным товарным знаком современности выступает логотип Apple, или «откусанное яблоко». Современное прочтение данного символа основано на том, что традиционализм силен, но активная деятельность человека выходит за локальную территорию. В результате человек чувствует себя одиноким вследствие ослабевания традиционных связей, ищет замещения утраченных форм идентичности.

Ключевые слова: традиционализм, глобализация, культурная диффузия, исламизация

В процессе глобализации, распространения инноваций потребительские модели и ежедневные жизненные паттерны, которые стали активными с середины XIX в., в современном мире получили новый импульс.

Превалирует процесс стандартизации культуры под влиянием средств массовой информации и распространения новых моделей потребления в мировом масштабе. Массовые культуры шире внедряют новые формы высоких культур, то есть технологичные или научные, которые способствуют унификации и стандартизации. Со-

держание материала культуры является более равномерным, чем в прошлом, многие новейшие практики получают широкое применение на больших территориях. В результате процессов глобализации высокая культурная концентрация и мобильность все чаще провоцируют межкультурные столкновения.

События новогодней ночи в Кельне демонстрируют противостояние традиционализма и глобализации культуры, зарегистрировано 2 случая изнасилований и более 100 случаев грабежа и посягательств на женщин, масштаб на-

падений с участием групп пьяных и агрессивных молодых людей предположительно арабского и североафриканского происхождения потряс всю Германию.

Стандартизация культур является одним из наиболее поразительных особенностей современного мира, поскольку идет вразрез с традиционной идентичностью, предлагая стать одинаковыми. Угроза потери идентичности в результате глобализации сформировала много типов идеологических или религиозных движений в течение последних тридцати лет: экологизм, регионализм, национализм или фундаментализм.

Активное внедрение и широкая социализация современной глобальной культуры внесли изменения в каждый аспект человеческой жизни, начиная от экономических, правовых до культурных, которые сегодня как никогда становятся главенствующими в формировании межнациональных отношений. Кажется, что традиционные стереотипы идеологии, морали, исторических мифов становятся решающими.

Современные социокультурные процессы, происходящие в Европе (только Германия в 2015 году приняла 1,3 миллиона беженцев), позволяют говорить о том, что происходит столкновение традиционализма и глобальной культуры.

Культурная самоидентификация человека связана с этническими паттернами — в какой степени повседневная культура содержит определенные стереотипы поведения и культурные клише, в такой же степени человек относит себя к той или иной культуре. Как известно, самым консервативным элементом культуры является пищевая культура, которая как метод изучения социокультурных трансформаций подразумевает производство, потребление, приготовление пищи [1—3].

Рефлексируя о современной культурной мировой ситуации, которая имеет определенный оттенок исламизации, настойчиво заявляющий о себе в странах Европейского союза (к примеру, во Франции насчитывается около 5 миллионов мусульман, в Германии около 4 миллионов, в Дании их несколько сот тыс. и т.д.), можно исследовать данный феномен при помощи пищевой культуры как метода изучения социокультурных трансформаций.

С одной стороны, наблюдается распространение халяльных (т.е. разрешенных) конфессиональных пищевых продуктов. В Коране: сура «Аль-Бакара» Аят 173 «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено

в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявлять ослушания и, не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный». Рост производства халяльной продукции в Европе составляет 20—25% в год. Например, из 480 фабрик компании Nestle 75 выпускают продукты для мусульман, которые полностью соответствуют канонам ислама. Ряд супермаркетов, в том числе Маркс и Спенсер, Tesco, Morrisons, продают баранину халяль. В газете Sun вызвала дискуссию отчетность о том, что все куриное мясо, которое подается в Pizza Express, является халяльным, что не сообщалось клиентам, а клиенты вправе выбрать потреблять ли предложенное мясо. По оценкам HFA, 15% всего мяса в Великобритании забито по канонам Корана.

С другой стороны, Европа борется с мигрантами при помощи продуктов, изготовленных из свинины. Так, в Дании разгорается «война фрикаделек», поскольку власти города Раннерс обязали администрации всех детских дошкольных образовательных учреждений включить мясные свиные фрикадельки, дабы подчеркнуть датскую идентичность, в меню без какой-либо альтернативы, о чем писалось в статье «Свиные фрикадельки стали оружием против мигрантов: мусульмане готовы протестовать». Датские мусульмане, которых начитывается около нескольких сотен тысяч человек, возмущены и грозятся выйти на акции протеста.

Мотивация и поведение каждого человека различаются, поскольку они основываются на культурных, а в основном религиозных особенностях, что наиболее проявляется в потребительском поведении покупок. Исследования потребления пищевых продуктов выявили, что существует прочная связь между религией и выбором потребительских продуктов питания.

Продукты, кондитерские и пищевые ингредиенты халяль привлекли пристальное внимание исследователей исламской пищи. Потенциальные потребители рынка продуктов халяль — исламское население, которое насчитывает около 1600 миллионов человек. Из приведенного общего количества в Индонезии — 180 миллионов; Индии — 140 миллионов; Пакистане — 130 миллионов; Ближнем Востоке — 200 миллионов; Африке — 300 миллионов; Малайзии — 14 миллионов и Северной Америке — 8 миллионов. Очевидно, доступность халяльных продуктов все еще ограничена; как следствие, чтобы удовлет-

ворить потребительский спрос, некоторые исламские страны должны даже импортировать эти товары из немусульманских стран. Например, ближневосточные страны импортируют халяль-ное мясо из немусульманских стран, особенно из Австралии и Бразилии.

Как у самой густонаселенной мусульманской страны в мире, у Индонезии есть потенциал, чтобы стать не только крупнейшим рынком, но также и крупным производителем продуктов и поставщиком в глобальной торговле халяльной едой, поскольку культурное пространство активно умножается мусульманским населением, распространенным по всему миру, что означает, что в глобальной культуре происходят процессы исламизации.

Однако анализ и исследование современной мировой культурной ситуации позволяет выделить некий период культурного противостояния, в процессе взаимодействия которого наблюдаются следующие черты:

• Лиссабонский договор отвергает ссылку на Бога и на христианские ценности и констатирует отказ от христианских корней, что способствует трансформации моральных ориентиров внутри ЕС;

• нивелирование идеи европейского прогресса, справедливости, равноправия, глобализации и позиция мультикультурализма способствуют потоку мигрантов в Европу, которые стремятся к более выгодным социальным гарантиям, к приобщению к цивилизации, бывшими несбыточной мечтой многих поколений;

• повсеместное распространение и пользование высокотехнологичными товарами, что способствует уравниванию материальной культуры мигрантов и граждан Европы.

Если в сфере нематериальных компонентов традиционных обществ наблюдается столкновение цивилизаций, то в материальной сфере современный человек все больше становится приверженцем глобальной культуры, поскольку деятельность человека вовлечена в процессы глобализации, в результате чего он в основном пользуется продуктами глобальной культуры.

• создаются новые формы постоянного интеллектуального развития в виде непрерывного образования, дискуссионных площадок и т.д.;

• мировой рынок предлагает огромное количество видов товаров для улучшения качества жизни, комфортности, получения удовольствий;

• если в традиционной культуре ценность сводилась к редкости (алмазы, изумруды, золото

и т.д.), то сегодня ценность в распространенности, в знакомстве каждого с предлагаемой продукцией;

• характерным является быстрое устаревание новых продуктов и услуг, технологий, сокращение жизненного цикла, насыщение и перенасыщение рынка;

• модным становится обладать престижностью брендовых товаров, что придает статусность и предстает в виде материального доказательства успешности;

• в современной культуре личное становится публичным (социальные сети испещрены семейными и личными фотографиями, в среднем в личном аккаунте пользователя есть около 700 снимков);

• каждый год производятся новые модели современных гаджетов, без которых современный человек просто не мыслит себя.

В современной потребительской культуре символы зачастую предстают в виде логотипов фирменных знаков, которые указывают на уникальность, являются лаконичными и выразительными. Зачастую в качестве логотипов выбираются модификации широко известных традиционных культурных символов, которые на основе узнаваемых культурных смыслов конструируют современное мировидение и мировоззрение, создавая современные мифы на основе традиционных.

Наиболее востребованным товарным знаком современности выступает логотип Apple, поклонники Apple размещают «откусанное яблоко» не только на своих автомобилях, дабы показать свою лояльность к компании, но и делают с ним татуировки, таким уровнем преданности клиентов не каждая компания сможет похвастаться. Дизайнер Роб Яноф воспользовался традиционными культурными ассоциациями о яблоке, которые довольно противоречивы: с одной стороны, это «райский плод», символ познания, символ мирской власти, молодости и бессмертия; крылатое выражение «попасть в яблочко» означает точность, символ любви, с другой — символ грехопадения и раздора (в греческой мифологии).

Однако следует дополнить смысловое содержание логотипа продукции высокотехнологичных гаджетов современным культурным контекстом о выходе из круга традиционализма.

Современное прочтение данного символа основано на том, что традиционализм силен, это наш традиционный уклад, вера, духовность, преемственность, коллективизм, но активная деятельность человека направлена вовне, она

выходит за локальную территорию согласно европейской экстраверсии. Таким образом, идея глобализации культуры находит свое разрешение в комбинированных и гибридизированных формах локальной культуры.

Негативными последствиями современного постиндустриального или информационного общества являются:

• «кризис человека», что подразумевает человеческую неспособность справляться с огромным количеством необходимой информации, вследствие чего увеличивается количество психических заболеваний;

• происходит сознательное пользование иррациональным в виде девиантного поведения, становящееся нормой как в личной, так и в общественной жизни;

• постепенное изживание традиционных связей, что ведет к экзистенциальному кризису и одиночеству современного человека.

В современной культуре виртуальные миры и коммуникации все больше заполняют жизненный мир человека, постепенно замещая традиционные формы общения. Возникает вопрос: человек сам уединяется или это его одиночество?

Человек современной культуры, устав от потребительских отношений, ищет уединения, граничащее с одиночеством. С одной стороны, ему хочется уйти от неудовлетворяющих его форм общения, а с другой — ничего не предлагается взамен, пустота, которую человек заполняет виртуальностью, где во всяком случае можно сразу «выйти из программы», если общение не подходит собственному сценарию.

Рильке писал, что рост одиночества болезнен и печален, как начало весны, и нести его нелегко. Почти всем суждены часы, которые они охотно променяли бы на любую — хотя бы самую обычную и дешевую общность, на хотя

бы призрак близости с первым встречным, даже с самым недостойным. Однако это общение не заменяет общения духовного, человек ищет замещения утраченных форм идентичности.

Условно можно различить абсолютное одиночество, встречающееся довольно редко (одиночное заточение в камере, обвал на шахте, робинзонада и т.д.), и относительное, для которого значительно больше жизненных предпосылок в современной культуре — одиночество в толпе, одиночество в семье, где вроде бы должно быть полноценное взаимопонимание и гармония, на самом же деле имеют место диссонанс и непонимание, внутреннее противоречие человека и мира.

Давняя практика человеческого уединения так же необходима для гармонии человека, как и полноценное общение, поскольку обогащается духовность, раскрываются подлинная красота и счастье.

Ф. Ницще писал о том, что преодолеть человеческое в человеке — это значит преодолеть одиночество, либо все тщетно, либо мы живем вдвоем с Заратустрой, одиночествуем вдвоем, так как нет ничего радостнее, чем сильная воля, под «действием которой распадается и истлевает одиночество» [4, с.22].

Современное сознание дошло до критического момента — одиночества. М. Бубер [5, с.46] писал том, что для наилучшего самосознания и самопонимания необходимо одиночество, чтобы встретиться с собой, увидеть за «Я» человека, а за собственными проблемами — общечеловеческую проблематику. В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя. Те люди, которые прошли муку одиночества и смогли ее преодолеть, сохраняют познавательную энергию и способны искать ответ на проблему человеческого существования.

Литература

1. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).

2. Вигель Н.Л. Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13598 (дата обращения: 29.12.2015).

3. Вигель Н.Л. Персонализированное питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13573 (дата обращения: 21.12.2015).

4. Ницше Ф. Между равными. СПб., 1902. 270 с.

5. Бубер М. Два образа веры. М., Наука, 1995. 186 с.

PEOPLE AND CHALLENGES OF GLOBALIZATION

Narine L. Wiegel, PhD (Dr. Sc.) in Philosophy, Associate professor,

Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: 22nara@mail.ru

The author analyzes the processes of culture globalization, in which standardization and unification contrary to the traditional identity. The standardization of culture is prevailing; it is the influence of the media and diffusion of new consumption ways. Mass cultures wider introduce a new form of high cultures, that is, technological or scientific ones, which promote harmonization and standardization. The content of the material culture is more uniform than in the past, many newest practices are in widespread use on large areas. As a result of the globalization the high cultural concentration and mobility increasingly provoke cross-cultural encounters. In the field of intangible components in the current cultural situation, there is cultural clash of traditionalism and globalization, while in the sphere of material components of the culture the contemporary person is becoming more and more follower of the products of globalization. Food culture as a method of studying social and cultural transformations indicates that nowadays there is cultural diffusion and the Islamization of a global culture. Studies of food consumption show that there is a strong link between religion and consumer choice of food. The motivation and behaviour of each person is different because they are based on cultural characteristics, which is most evident in consumer shopping behavior. In modern consumer culture the symbols often appear in the form of logos and trademarks. Often, they choose for logos the modification of the widely known traditional cultural symbols which are based on recognizable cultural meanings and which, at the same time, design modern world-view, creating modern myths based on traditional. The most popular trademark of modernity is the Apple logo or "Bitten apple." A modern interpretation of this symbol is based on the fact that traditionalism is strong, but the active person is always out of the local area. As a result the person feels lonely due to the weakening of traditional ties and looks for replace lost forms of identity.

Keywords: traditionalism, globalization, cultural diffusion, Islamization

References:

1. Wiegel N. Foodism as estheticism of the XXI century, Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii', no. 12, 2015. (In Russ) available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155.

2. Wiegel N. Food cult in global monoculture, Gumanitarnye nauchnye issledovaniya i innovatsii', no. 12, 2015. (In Russ) available at: http://human.snauka.ru/2015/12/13598.

3. Wiegel N. The personalized food as phenomenon of food culture, Gumanitarnye nauchnye issledovaniya i innovatsii', no. 12, 2015. (In Russ) available at: http://human.snauka.ru/2015/12/13573.

4. Nietzsche F. Inter pares. Saint-Petersburg, 1902, 270 p. (In Russ).

5. Buber М. Zwei Glaubensweisen. Moscow: Nauka, 1995, 186 p. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.