специфическое сообщество, в котором наблюдаются закономерности, характерные для человеческого общества в целом. Все посетители чата обладают специфическими правами и обязанностями, должны соблюдать правила поведения, установленные в данном чате. В чате существуют и особые средства репрезентации своей индивидуальности, своего рода знаки индивидуальности - личные смайлы, а также привилегии, связанные, в частности, с регистрацией ника, становящегося частной собственностью владельца. В чате также
приходится прилагать усилия, чтобы завоевать любовь или авторитет. Другими словами, чат - это всё общество в миниатюре.
Таким образом, Интернет «подхватил» и поддерживает в настоящее время специфически человеческую функцию общения - сотворение человеком себя, своего Я, хотя и предоставляет для этого несколько иные условия, возможно, в большей степени отвечающие времени и пространству, в которых мы живем. '1---
ЧЕЛОВЕК И ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ)
В.О. Соловова
£ Проблема взаимоотношений человека и времени широко освещена в литературе. Правда, от этого она не стала ни абсолютно изученной, ни более понятной; кроме того, в настоящий момент каждая наука использует свой термин «время» для изучения особенностей тех или иных процессов1. Новая для России (но старая для Запада) наука темпралистика находится практически в той же ситуации: используемый «системный» метод еще настолько нов, не выверен, более того, сочетает в себе методологию абсолютно различных наук, что пока темпоралистика более напоминает собрание фактов и концепций, чем какую-то стройную и хотя бы вероподобную теорию2.
Но есть ли у человека четкое определение времени или нет, осознает человек темпоральность своего бытия или нет, он все равно живет во времени и вынужден на него ориентироваться. Это порождает определенную потребность в освоении, восприятии времени. Являясь системой слож-
1 Всю литературу, выполненную в рамках данного подхода, перечислить невозможно, для примера можно привести лишь некоторые работы: Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000 (социология); Ритм, пространство, время в художественной литературе и искусстве. М., 1974 (литература); и пр.
2 Любинская Л. Н. Лепилин С.В. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. М., 2002.
ной, человек даже свое время воспринимает и описывает на нескольких уровнях: биологическое, социальное, личное (индивидуальное) время. К тому же осмыслять и переживать приходится не только свое время, но и время других систем, так что человек осмысляет себя в нескольких темпоральных системах (на наш взгляд, это особенно характерно для современного человека). Целью нашего эссе является рассмотреть, что влияет на представления о времени человека, и рассматривать эту тему мы будем в большей степени в историческом аспекте.
Несмотря на постоянную темпоральность человеческого бытия, категория времени выделяется в сознании не сразу. Если говорить о факторах, определяющих человеческое восприятие времени, то в общем виде они будут выглядеть так: во-первых, представления о времени всегда историчны. Они так или иначе заданы рамками той исторической культуры, в которой существует человек. Во-вторых, восприятие времени определяется и на внутреннем уровне: оно зависит от собственной жизненной позиции индивида, его личного опыта, особенностей его нервно-психической организации, возрастам и т.д.
Можно высказать предположение и о том, что в современной науке присутствует множество мифов о мифологическом (архаическом, первобытном) сознании.
38.7
Связано это как с тем, что большинство исследователей этого феномена - европейцы, пытающиеся зачастую судить, а не понимать. Так и с различными методологическими подходами внутри европейской парадигмы знания. Мифологическое сознание иногда называют атемпоральным, или безразличным ко времени3. На деле чувство времени просто отличается у современного человека: так как архаический человек ощущает себя частью окружающей среды, время его жизни ориентировано на природные ритмы. Потому для восприятия времени характерен циклизм, о характере которого сразу следует оговориться. Это циклизм эмпирический: к примеру, старшее поколение (дедов) возрождается во внуках4, видение же больших временных отрезков времени архаическим человеком не я&ляется в чистом виде ни линейным, ни циклическим. Собственно, отсутствие у архаических народов концепции абстрактного времени еще не есть основание утверждать отсутствие у них идеи времени вообще.
В ходе исторического развития, появления первых государственных образований количество факторов, которые вынужден осознавать человек, увеличивается. Усложняется и структура времени: появляется новая категория опыта - опыт исторический, теперь фиксируемый в том числе и с помощью письменности.
В этих новых условиях человек осознает уникальность собственной культуры: происходит разрыв между человеком и средой, фиксируемый в том числе и на уровне языка и сознания собственного времени, собственного пути развития. Это сознание для архаического человека являлось страшным и пугающим, он начинает делить время на сакральное и профанное, то есть собственное.
Подобное ощущение времени характерно и для античного периода, и для средне-
3 Так или иначе этот подход проявляется в работах Е.М. Мелетинского, других советских исследователей мифологии.
4 Попов В.А Экологическое время и цикличность родственных и возрастных систем // Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М., 1996. С. 213-214.
векового. Разрыв с «тоской по гармонии» происходит только в новое время, когда появляется концепция господства человека над средой, его независимости над «биологическим» временем.
В новое время была преодолена и еще одна характерная особенность восприятия времени архаическим человеком: его качественность. На наш взгляд, качественность времени сама по себе не является архаическим явлением, она характерна и для современного человека, более того, она естественна. Особенностью архаического сознания является то, что в нем эта качественность, субъективность доминирует. Если современный человек свои субъективные представления ориентирует на господствующие естественно-научные представления, то архаический человек свои субъективные представления ориентирует на господствующие субъективные, мифопоэтические настроения.
Особенности понимания времени человеком XX столетия - разговор совершенно отдельный, поскольку здесь сочетаются различные формы чувства времени: и архаические, и совершенно новые, связанные с появлением информационного общества. Подводя итоги, можно сказать: во-первых, как мы и говорили, восприятие времени всегда обусловлено исторически, очень важную роль играют отношения человека и среды, во-вторых, если говорить об индивидуальном восприятии времени (а речь шла в основном о коллективных представлениях), то они будут варьироваться от человека к человеку, хотя естествознание в свое время и стремилось избавиться от субъективности.
\щ