Научная статья на тему 'Человек в коммуникативном пространстве Интернета'

Человек в коммуникативном пространстве Интернета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
333
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в коммуникативном пространстве Интернета»

Раскрывая природу творческой личности, особо подчеркивают необходимость наличия следующих компонент:

1. Способность эффективно оперировать противоречивой информацией, что способствует использованию более сложных и разветвленных структур для размещения новой информации, уменьшение степени ее огрубления в процессе категоризации и кодирования.

2. Высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого.

3. Уверенность в себе и в то же самое время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает ("человек на грани").

4. Открытость к восприятию внешнего и внутреннего мира.

Таким образом, творчество требует наличия весьма большого количества факторов, благоприятствующих его реализации. Человек реализует себя в творчестве, а сам процесс самореализации, самоактуализации является сложным и детерминирован различными факторами. В целом субъектное развитие человека-деятеля обусловливается его подлинно социальной потребностью в духовном самосовершенствовании, что человек и осуществляет в течение всей жизни. Творчество важно не только потому, что оно приводит к созданию новых продуктов деятельности, но потому, что это космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий, в нем радость и наслаждение рождения нового.

ЧЕЛОВЕК В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА Г.С. Чучкова

H.A. Бердяев в статье «Человек и машина» утверждал, что опасность техники определяется мерой человечности использующих её. Наряду с явными отрицательными последствиями технизации жизни человека необходимо говорить и о челове-ко-созидательной функции такого современного инструмента коммуникации, как Интернет.

При этом следует иметь в виду не абстрактное влияние информационного содержания Интернета на жизнь и взгляды человека, на способ его мышления, но буквальное, непосредственное участие Интернета в рождении человека как субъекта. Таким образом, вполне возможной является такая ситуация, когда не машина управляет развитием человека, но человек использует её возможности для организации процесса собственного развития, «достраивания».

Давно известно, что человек появляется* на свет незавершенным; природа даровала ему возможность создавать себя самому, искать себя, строить свою личность. Однако это невозможно без общения человека с человеком. Именно общение является тем

резцом, которым человек высекает свое лицо.

Согласно тезисам известного отечественного психолога JI.C. Выготского, человек становится субъектом собственной жизни, начинает произвольно и осознанно управлять собой благодаря особым орудиям - знакам, позволяющим нам воспринимать мир и самих себя опосредованно. Язык представляет собой естественную знаковую систему, а потому вне общения ребенка со взрослым невозможно становление первого как личности и невозможно обретение человеческого сознания. Человек приручает и строит себя речью, однако для разговора всегда необходим другой.

Если Выготский рассматривал общение сквозь призму становления субъекта, то другой отечественный психолог А.Н. Леонтьев развил положение об опосредован-ности нашей картины мира предметными и языковыми значениями. Другими словами, согласно его теории, содержание нашего восприятия и, шире, сознания регулируется и структурируется теми значениями, которые были выработаны конкретным обществом или социальной группой. Соот-

ветственно вне общения, без овладения значениями, т.е. совокупным общественным опытом жизни, человек останавливается в своем развитии на уровне функционирования индивида. Его сознание в таком случае будет не активным, но рецептивным; индивид всецело, с необходимостью зависим, обусловлен своей биологической организацией и условиями обитания, но не собственной волей. Подобная «объективность» восприятия, не опосредованная знаками - значениями, лишена истинно человеческой гибкости, вживленной в человека творческой способности преобразования мира в соответствии со своими целями, а потому и менее адаптивна.

Однако вершиной, заключительным этапом в развитии и становлении субъекта является формирование его Я, представления о себе или идентичности. Идентичность есть то (образ того), что субъект считает собой. Она представляет собой своего рода начало координат, относительно которого человек ориентируется в окружающем его мире. Обретение Я невозможно без участия в человеческой жизни Другого. Моя идентичность есть совокупный результат откликов обо мне.

Итак, можно выделить три основных момента в становлении человека, обеспечиваемых общением. Это обретение произвольности, выражающейся в зависимости человеческих поступков, жизни, не от среды, но от воли самого человека, обретение человеческого сознания (творческого, преобразующего действительность) и обретение своего Я.

Если первые две функции с необходимостью встроены в контекст человеческой жизни и неотделимы от него, выступают простым следствием социального образа жизни человека, то последняя, становление Я, зависит от качественных особенностей этой социальности и не дается человеку в режиме «по умолчанию».

Технократический ход развития современного общества характеризуется тенденцией к нарастанию отчуждения человека от человека. Все чаще человек существует как автономная, независимая единица, его соприкосновение с другими людьми носит формальный, безличный

характер. Человек оказывается окружен молчанием, он не способен определить себя, ибо ему не в ком отразиться; чтобы определить себя, нужно увидеть себя в качестве объекта, это возможно только для Других, а они не откликаются.

Парадоксально, что наряду с выхолащиванием и регрессом «традиционного» общения современные средства коммуникации пользуются большой популярностью. Рискну предположить, что такой значимый пласт человеческой жизни, как общение, переместился в иную плоскость, изменив свою привычную форму протекания. Ныне настоящее общение осуществляется в новом пространстве - интерактивной среде Интернет. По статистике, 80% интернет-зависимых предпочитают чаты другим видам интернет-ресурсов. Являясь созданной человеком, искусственной средой, отдельной от него вещью, Интернет обладает общими чертами со своим творцом, а именно является знаковой средой. Поскольку человек неизбежно и необходимо живет в абстрактном мире понятий, он легко адаптируется к Интернет-среде, так как она есть несовершенный аналог его самого.

В факте Интернет-общения мы наблюдаем вращивание, вовлечение машины в процесс «очеловечивания» индивида. Происходит вживление техники в тело специфически человеческой психической функции, позволяющее осуществлять эту функцию в новом контексте.

Разумеется, общение в Интернете не является простым аналогом «естественного» общения. Коммуникация в виртуальной среде имеет ряд особенностей, к которым относятся исключительно вербальный (знаковый) характер общения, невидимость собеседника (как следствие - нивелирование возрастных, национальных, статусных различий), преодоление пространственной разнесенности собеседников. Указанные специфические черты, характерные для общения в чате, обеспечивают значительную коммуникативную свободу.

Однако главным преимуществом общения в чате, нивелирующим все недостатки этой формы общения по сравнению с общением "реальным”, является полная сво-

бода самовыражения, самопрезентации другому, возможность конструирования собственной личности, причем не только на уровне банального "вранья", - чат позволяет человеку фактически создавать и воссоздавать себя заново, обживать, "примерять" различные варианты своего Я либо проявлять отдельные, независимые стороны своей личности.

В то время как жизнь в реале может быть весьма бедна «другими» (или они могут быть недоступны), чат населен ими и предоставляет возможность того разговора, в котором человек может отразиться и увидеть свое лицо.

Этот момент рождения, самосоздания себя человеком в Интернет-коммуникации означен выбором ника, то есть сменой имени, что является обязательным этапом всякой инициации. Ник отражает смену «личностного паттерна» при вхождении человека в виртуальную среду чата. Ник обозначает присутствие человека в виртуальной среде и репрезентирует его индивидуальность: Фиалка, Осколок льда.

УЖ@СС:), Солнца, Сергий-непоколе-бимый, Мерзкий тип, Желаю-любви-и-ласки, САМАЯ КРАСИВАЯ.

Таким образом, чат-зависимость, зависимость от общения, приобретает совершенно иной оттенок, отличный от её популярного понимания («чат - пустое времяпрепровождение»), она перестает казаться лишенной разумного основания, если понять её функцию. По нашему мнению, она коренится в насущном стремлении человека к нахождению себя, созданию своего Я, обретению своего лица, своего образа.

Интернет, и чат, в частности, выступает оптимальным инструментом для этого, в том числе и потому, что'для организации общения в виртуальной среде характерна большая подконтрольность его человеку по сравнению с общением в «естественных» условиях. В случае «неполучившего-ся общения» человек может просто выйти из чата, немедленно прервать контакт и при этом остаться неизвестным для свидетелей его неудачи. Кроме того, общение в чате в силу его анонимности и «заочного» (т.е. буквально, невизуального) характера дает ощущение свободы от любых обяза-

тельств, социального давления, моральных императивов, позволяя экспериментировать в общении и как лгать, так и быть абсолютно откровенным, без каких-либо нежелательных последствий такого поведения. Неоспоримым преимуществом общения в виртуальной среде является её потенциальная многомерность. В случае с чатом она проявляется в существований возможности общения с одними и теми же людьми под разными именами - никами -и в различных коммуникативных стилях.

Итак, факт существования виртуального общения вовсе не означает угрозу общению в реальном пространстве и времени, но дополняет его, обеспечивает совмещение древней человеческой способности к общению с характерным ускорением течения социального времени, современным темпом технического развития общества. Интернет не вытесняет собой реальное общение, но служит средством интенсификации его влияния на процесс становления человека как Человека. Неопределенность виртуальной среды предоставляет простор для проявления гибкости жизне-осуществления, реализации различных жизнетворческих стратегий, благодаря чему обеспечивается разностороннее развитие личности. В частности, чатники «со стажем» в качестве характерной черты членов своего сообщества отмечают «раннее взросление» и проницательность, связанные, по-видимому, с этой особенностью коммуникативного пространства Интернет и необходимые для успешной адаптации и существования в современном обществе.

Виртуальное общение не замещает собой и не исключает непосредственного общения. Чатники организуют встречи «в реале» (чат-зоны), как правило, четко локализованные в реальном пространстве города; их объединяет не только общение в чате, но и общие мероприятия, в частности, проведение спортивных соревнований, праздников.

Специальное Интернет-пространство общения чат также не представляет собой стерильную среду, кардинально отличающуюся от реального социального пространства. Посетители чата являют собой

специфическое сообщество, в котором наблюдаются закономерности, характерные для человеческого общества в целом. Все посетители чата обладают специфическими правами и обязанностями, должны соблюдать правила поведения, установленные в данном чате. В чате существуют и особые средства репрезентации своей индивидуальности, своего рода знаки индивидуальности - личные смайлы, а также привилегии, связанные, в частности, с регистрацией ника, становящегося частной собственностью владельца. В чате также

приходится прилагать усилия, чтобы завоевать любовь или авторитет. Другими словами, чат - это всё общество в миниатюре.

Таким образом, Интернет «подхватил» и поддерживает в настоящее время специфически человеческую функцию общения - сотворение человеком себя, своего Я, хотя и предоставляет для этого несколько иные условия, возможно, в большей степени отвечающие времени и пространству, в которых мы живем. '1---

ЧЕЛОВЕК И ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ) В.О. Соловова

£ Проблема взаимоотношений человека и времени широко освещена в литературе. Правда, от этого она не стала ни абсолютно изученной, ни более понятной; кроме того, в настоящий момент каждая наука использует свой термин «время» для изучения особенностей тех или иных процессов1. Новая для России (но старая для Запада) наука темпралистика находится практически в той же ситуации: используемый «системный» метод еще настолько нов, не выверен, более того, сочетает в себе методологию абсолютно различных наук, что пока темпоралистика более напоминает собрание фактов и концепций, чем какую-то стройную и хотя бы вероподобную теорию2.

Но есть ли у человека четкое определение времени или нет, осознает человек темпоральность своего бытия или нет, он все равно живет во времени и вынужден на него ориентироваться. Это порождает определенную потребность в освоении, восприятии времени. Являясь системой слож-

1 Всю литературу, выполненную в рамках данного подхода, перечислить невозможно, для примера можно привести лишь некоторые работы: Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000 (социология); Ритм, пространство, время в художественной литературе и искусстве. М., 1974 (литература); и пр.

2 Любинская Л. Н. Лепилин С.В. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. М., 2002.

ной, человек даже свое время воспринимает и описывает на нескольких уровнях: биологическое, социальное, личное (индивидуальное) время. К тому же осмыслять и переживать приходится не только свое время, но и время других систем, так что человек осмысляет себя в нескольких темпоральных системах (на наш взгляд, это особенно характерно для современного человека). Целью нашего эссе является рассмотреть, что влияет на представления о времени человека, и рассматривать эту тему мы будем в большей степени в историческом аспекте.

Несмотря на постоянную темпоральность человеческого бытия, категория времени выделяется в сознании не сразу. Если говорить о факторах, определяющих человеческое восприятие времени, то в общем виде они будут выглядеть так: во-первых, представления о времени всегда историчны. Они так или иначе заданы рамками той исторической культуры, в которой существует человек. Во-вторых, восприятие времени определяется и на внутреннем уровне: оно зависит от собственной жизненной позиции индивида, его личного опыта, особенностей его нервно-психической организации, возрастам и т.д.

Можно высказать предположение и о том, что в современной науке присутствует множество мифов о мифологическом (архаическом, первобытном) сознании.

38.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.