Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ В КОМЕДИЯХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА'

ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ В КОМЕДИЯХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВЛАСТЬ / НЕВЕЖЕСТВО / КОНФЛИКТ / ГРАМОТНОСТЬ / СМЕХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Билюкина Алла Афанасьевна

Статья посвящена исследованию пьес Н.Д. Неустроева в контексте становления якутской драмы в начале ХХ в. Основное внимание уделено проблематике и тематике пьес, выявлению и определению специфики функционирования образов, развертыванию в композиции произведений сюжетной ситуации и конфликта. В качестве основной концепции комедийных произведений драматурга выделена проблема человека и власти. Комедии Неустроева рассмотрены в аспекте генезиса национальной драмы: определения фольклорных истоков, амбивалентной природы смеховой культуры народа. На основе анализа произведений Неустроева выявлены типологические характеристики якутской комедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ В КОМЕДИЯХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА»

УДК 821.512:157(092)Неустроев

А.А. Билюкина Человек и власть в комедиях Н.Д. Неустроева

Статья посвящена исследованию пьес Н.Д. Неустроева в контексте становления якутской драмы в начале ХХ в. Основное внимание уделено проблематике и тематике пьес, выявлению и определению специфики функционирования образов, развертыванию в композиции произведений сюжетной ситуации и конфликта. В качестве основной концепции комедийных произведений драматурга выделена проблема человека и власти. Комедии Неустроева рассмотрены в аспекте генезиса национальной драмы: определения фольклорных истоков, амбивалентной природы смеховой культуры народа. На основе анализа произведений Неустроева выявлены типологические характеристики якутской комедии.

Ключевые слова: личность, власть, невежество, конфликт, грамотность, смех.

Н.Д. Неустроев в статье о журнале «Чолбон» писал о событиях культурной Якутии двадцатых годов: «Открытие якутского национального театра, организация Якутиздата и, наконец, выход якутского литературного журнала "Чолбон" -бесспорно, большие культурные достижения Советской Якутии...».

Демократические мероприятия советской власти, перемены в народной жизни выдвинули новые темы и проблемы перед литературой и обусловили их самобытное художественное решение. Популярная для многих литератур тема «человек и власть» претерпевает различные интерпретации в произведениях якутского фольклора и литературы.

В олонхо представители человеческого племени исполняют обязанности согласно своему социальному статусу на иерархической лестнице. Главные мотивы действий героев - защита родины от врагов, продолжение своего рода. Социально-психологические качества героев движут сюжет и конфликт уже в сказках, преданиях и легендах, относящихся к историческому времени.

В произведениях А. Кулаковского герои -типы нового времени, начала XX в., когда роль индивидуальности начинает выдвигаться на первый план. Перед героем ставился вопрос - небо коптить или же энергично созидать человечную жизнь? Поэтому каждый тип воплощает социально- психологические черты, гиперболизирован-но ярко представляющие его человеческую и социальную суть.

У А. Софронова в драмах обнажен нерв времени - трагедия человека под гнетом деспотизма власть предержащих и их несправедливых

© А.А. Билюкина, 2014

законов. Но герой, имеющий нравственный стержень, выдерживает жестокие испытания, закаляется его характер. Человек продолжает свое жизнетворчество.

В пьесах Н. Неустроева тема «человек и власть» раскрывается на материале предреволюционной и советской действительности. Хотя первые пьесы Н. Неустроева от первых драм А. Софронова отделяет короткий промежуток времени, социальные сдвиги, происходившие в этот период, определили выбор Н. Неу-строевым жанра комедии. Царское самодержавие было свергнуто. И темы предреволюционной якутской действительности на новой ступени ее развития: тяжелая жизнь крестьян, положение женщины, произвол царско-тойонской администрации и суда, байский гнет, проникновение зачатков буржуазных отношений и освободительных идей российского революционного движения, вызвавших раскол патриархальных устоев, - рассматривались уже под иным углом зрения. Этот взгляд воплотился в жанре комедии.

После Февральской революции были написаны комедии П. Ойунского «Волна жизни» (1917), Н. Неустроева «Голова Кукакы» (1920) и «Злой дух» (1920). Эти сатирические комедии построены на столкновении человека из народа и представителей отжившей государственной системы, на противостоянии врожденного стремления человека выполнить свое предназначение на земле и пороков, порожденных социальными условиями.

Время создания комедии «Голова Кукакы» (1920) подсказало ее тему и жанр (кукакы - птица сойка). Эпиграф-поговорка «С головой Кука-

кы, с князцом Дятлом, писарем Вороном», эзоповским языком высмеивающая царский суд, определила аллегорическое название пьесы и стала ключом к объяснению ее комедийного содержания. Общероссийская ситуация разложения царско-чиновничьей системы в Якутии в комедии «Голова Кукакы» выразилась как конфликт представителя царско-тойонского аппарата - головы с крестьянской беднотой в условиях расшатанной власти.

Комедийность образа невежественного Головы создается контрастом его административной власти с ее формальным исполнением и бездеятельностью. Внешне, по социальной инерции, Голова обладает всеми атрибутами власти в улусе: крестьяне обращаются к нему со своими тяжбами, подчиненные пресмыкаются перед ним. Но обстановка в улусе, как и повсюду, неспокойная. Голова горюет по былым временам, когда «можно было безраздельно властвовать над людьми. Теперь же люди от мала до велика не почитают ни господ, ни богатства».

Конфликт Головы с бедняком Басылаем и учителем, разоблачающими его беззакония, приводит в движение комедийное действие. По мере его развития все более обнажается социальная суть характера Головы, враждебная прогрессивным переменам в народной жизни. Герой опасен, несмотря на внешне безобидные инертность, простодушие и доверчивость, идущие от нежелания задумываться над событиями, от консерватизма мышления и поведения. Его напыщенность и наигранная заинтересованность в спорах истцов, а на деле - полнейшее равнодушие к заботам людей создают комический эффект. С установлением новой власти Голова, прикидывающийся безобидным стариком, разоблачается бедняком Басылаем.

Характеристика Головы, раскрытие его реакционной роли в предреволюционной действительности достигается и мастерским изображением его окружения. В улусе власть Головы поддерживается людьми, близкими ему по классовым интересам и хватательным рефлексам. Угодничающий сплетник крестьянин Тынырах (Коготь) появляется в решающие для Головы моменты, льстя, наушничая, выпрашивая подачки, клянясь в своей любви к справедливости: «Я могу говорить правду, никого не боясь. За правду сложу голову». Комизм действия создается контрастом его высокопарных слов и

низменных побуждений. Рабская психология Тыныраха социально определена. Этот крестьянин стяжательскими инстинктами защищает старый миропорядок. Писарь Семен Семенович, хотя и посмеивается над Головой и вроде бы безучастен к происходящему, на деле же коварен и социально опасен. «Жадный и хищный, как отец. Он отвратил весь улус от себя», - отзывается о нем прозорливая супруга Головы. Писарь унаследовал от своего покойного отца-тойона цепкий ум, хладнокровие и силу характера. Он дальновиднее и хитрее Головы, умело приспосабливается к новым условиям. Зная глупость и тщеславие Головы, писарь толкает его на беззаконие. Более здравомыслящая из окружения Головы - его супруга знает реальное положение мужа, но напрасно пытается образумить его. Голова делает все вопреки ее предостережениям и каждый раз оказывается в комическом положении.

Действие завершается провозглашением Русским и Якутом новых порядков. Образы Русского и Якута символизируют интернациональный характер народной власти. Царско-тойонскому правлению вынесен окончательный приговор.

Такова галерея персонажей в этой пьесе. Каждый персонаж наделен индивидуальными социально-психологическими особенностями, присущими его возрасту, сословию и миропониманию. В целом вся гамма личностных характеристик героев, развитие их взаимоотношений и судеб порождены конкретно-историческими условиями. Органичная связь и взаимодействие этих обстоятельств и характеров создают живое комедийное действие. Справедливое торжествующее начало в комедийном конфликте воплощается в персонажах Учителе и бедняке Басылае, представителях народной власти, названных в пьесе Русским и Якутом. Учитель присутствует в пьесе незримо. О нем упоминают Голова с приближенными, называя его «преступником, который и богу не молится, и господ не почитает». Каждый поступок Головы, по словам персонажей, осуждается Учителем, пробуждающим в людях человеческое достоинство и сопротивление деспотической власти. Несмотря на попытки Головы утихомирить, привлечь его на свою сторону, Учитель продолжает бескомпромиссно разоблачать местных заправил. Влияние Учителя чувствуется в смелых выступлениях крестьянина Басылая против Головы. От действия к действию достоинство

и смелость постепенно укрепляются в Басылае. Впервые в доме Головы он появляется, узнав о том, что тот получил царскую медаль за деньги, «добытые потом и кровью бедноты». В ремарке отмечается, что Басылай, «кажется, пьян». Он дерзко, с сарказмом и иронией бросает обвинения Голове. Это вполне соответствует логике комедийного действия,

В создании символических образов, метафор-обобщений Н. Неустроев часто отталкивается от живых прототипов и реальных событий. Например, в его очерке «Революция в якутской глуши» [Неустроев, 2006] описывается манифестация в честь Февральской революции в селе. «В управу приехали из города два человека. Один русский, а другой якут, которые первым делом велели убрать портреты царя, украшавшие убогий дом здания управы. Это был первый акт движения против низвергнутой старой власти в нашем улусе». Это событие упоминается и в воспоминаниях П. Ойунского [1962, с. 17], по партийному поручению ездившего в улусы вместе с коммунистом А. Поповым, извещая о свержении царя и агитируя за народную власть. П. Ойунский и А. Попов были теми Якутом и Русским, уполномоченными устанавливать народную власть. Впервые в якутской драме появляются реальные исторические силы (Русский, Якут, Учитель, бедняк Басылай), выдвинутые как ниспровергатели старого и созидатели нового общества.

Н. Неустроев полагал, что после годов «лихолетья и революционной бури» наступит лучшая пора. Своей общественной деятельностью и творчеством он стремился способствовать ее созиданию. Обеспокоенность духовным состоянием общества сквозит в комедии «Злой дух» (1920), поставленной в сезон открытия Якутского национального театра - в ноябре 1925 г.

В пьесе высмеивается и разоблачается дух стяжательства - «злой дух», разлагающий нравы дореволюционного якутского улуса и все же живой в людях последующего времени. Человеческий порок - жадность в ипостасях скупости и накопительства, встречающийся также и в якутской среде и ее типажах, высмеивается в комедии саркастически, одновременно с анализом его происхождения, условий бытования и его значения для человеческой личности и общества. Страсть героев к обогащению обусловлена их социальным положением и воспитанием, она движет их поступками и взаимоотношениями, раз-

рывает естественные человеческие связи и подавляет душевные порывы. «Злым духом» охвачены все персонажи, он движет комедийное действие.

Старик Бырдахов считается богачом по понятиям патриархального улуса. Его отец был батра-ком-хамначчитом. Зная безграничную власть денег в обществе, Бырдахов посвятил жизнь накопительству. Неимоверным трудом и оборотливостью он выбился в богатые. Однако страсть стяжательства обернулась «злым духом», искалечившим его. Своим бездушием и скабрезностью Бырдахов настроил против себя даже дочь. Оскорбленный бедняк Силяхтэ Семен мстит Бырдахову: обворовывает его и женит бедняка Конона на его дочери. Не признавая своей вины перед людьми и перед собой, невежественный, суеверный Бырдахов видит причину жизненных невзгод в роке - «злом духе». «Если злой дух найдет тебя, тут уж не обижайся: богатство твое пойдет прахом, жизни не будет тебе». Обедневший старик уже не тот горделивый человек. От его былой комичной хвастливости и высокомерия не осталось и следа. Он жалок, но верен себе - преклоняется перед богатством и заискивает перед «отмененными людьми» - авантюристами Коно-ном и Семеном.

Бедняк Конон мечтает разбогатеть, женившись на дочери Бырдахова. Ради этого он идет на преступление: крадет деньги старика и возвращается из города состоятельным купцом. В комедии указывается происхождение этого юноши: дед его был богачом, а отец - бедняком. «В крови», в родословном воспитании Конона заключены истоки его безнравственных честолюбивых планов. Конон легкомыслен и слабоват характером. Женитьбу на богатой невесте устраивает ему Силяхтэ Семен. Этот «бедняк средних лет» - весьма колоритная фигура в комедии. Нелегкий жизненный путь, отсутствие твердых моральных устоев сделали Семена циничным и жестоким. Наблюдения и беспощадные саркастические суждения Семен выражает пословицами и поговорками, в его яростной речи выплескиваются бурлящие чувства обиды, гнева, злорадства. За свою предприимчивость и независимость он прозван «таежным разбойником». Его решительные действия движут комедийный конфликт. Конон и Семен более жизнеспособны, чем старик Бырда-хов. Они - носители авантюристического, предпринимательского духа зарождающихся бур-

жуазных отношений. Внешне противопоставленные друг другу, Бырдахов, Конон и Силяхтэ Семен в финале комедии примиряются. Смена хозяев патриархального уклада накопителями буржуазной формации не только не изменила существо классовых отношений в якутском улусе, но и усугубила их противоречия и нравственную деградацию героев пьесы.

Разоблачению нравов в комедии способствуют взаимоотношения молодых. Дочь Бырдахова Марина ради личного интереса не щадит даже отца. Она указывает Конону место, где спрятаны деньги. Речь героини - резкая, крикливая, в разговоре с Кононом - игривая, в монологе о скупости отца - дерзко вульгарная. Много в ее языке ругательных слов, междометий, возгласов, свидетельствующих о ее порывистом и властном характере. Она дочь своего отца, выросшая в неблагополучной эгоистичной семье.

Комедийное столкновение, создавая комичные ситуации, воплощало, по сути дела, внутренний конфликт извращенных человеческих страстей. При внешне благополучном исходе внутренний конфликт разрешался сатирическим разоблачением мнимого благополучия героев, разлада их устремлений с подлинной человечностью. Сатирическое изображение нравов в комедии «Злой дух» было рождено озабоченностью автора бездуховностью и жаждой обогащения и власти у своих современников.

Н. Неустроев - один из первых якутских драматургов, реалистически отображавших типичные явления и проблемы советской действительности. В статье о журнале «Чолбон» он писал: «Всякий литературный журнал должен прежде всего отражать на своих страницах быт и события современности». Комедию «Тар» (1925) писатель посвятил проблемам советского строительства. Н. Неустроев, озабоченный административным управлением на местах, высмеял безграмотную деятельность улусных властей. Он писал, предваряя замыслы пьесы, о необходимости достойных, образованных кадров для строительства нового общества. Проблема с кадрами и «кухарками, управляющими государством», распространилась в России повсеместно.

Для комедийного заострения этой проблемы в подзаголовке сообщается, что «событие происходит в глухом наслеге отдаленного улуса». Эпиграф комедии - из басни И. Крылова: «Смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно»,

настраивает тональность комедийного жанра на юмористическую комичность, переходящую в сатиру. Действие драмы жизнеподобно, наполнено достоверными бытовыми деталями, характеры персонажей живые, даны в развитии. Каждый из них при всей внутренней противоречивости имеет свой пафос, свою ведущую черту, вовлекающую его в драматический конфликт. В экспозиции комедийной ситуации Харыйа Ыстапан, председатель наслежного ревкома, умело решал дела наслега, как подверждает персонаж Хоноса. Ыстапан предан советской власти, отдает работе все силы, не жалея себя, ему некогда позаботиться даже о своей семье. Он предельно честен. Когда супруга Ботуччу-бая пытается предложить взятку, Ыстапан возмущается. Однако из-за душевной слепоты и безграмотности у него развилось самомнение. Самоуправство становится стилем его работы. На работе он принимает «горделиво-значительный вид». Эта манера Харыйа Ыстапана подчеркивается ремаркой: «важным голосом». Герой начинает легковесно смотреть на трудности строительства новой жизни: «Для советской власти теперь и большой мороз не страшен», - говорит он. Неверно поняв указание свыше, он собрал с населения вместо тары тар (простоквашу). Побудительные причины поступков Харыйа Ыстапана безобидны и даже благородны. Вот как он объясняет сбор «тара»: «По данным науки, человек, питающийся таром, становится крепким, здоровым. Советская власть заботится о здоровье народа. Я полагаю, что тар надо собирать для школьников».

Высмеивая героя, Н. Неустроев предупреждает, что личные недостатки людей могут нанести вред обществу. И действительно, промашку председателя кулаки используют для дискредитации советской власти. Исследование связи личности и общества в комедии «Тар» приводило к выводу о необходимости развития личности до уровня требований времени и идеалов нового общества.

Председателю ревкома противостоит коварный Ботуччу-бай, приспособившийся к новым условиям. Бай дает образование своему сыну, но тому грамотность не помогла, он «бесславно умер». «Грамотные люди - не из лучших», - заключает одни из персонажей, выражающий объективную оценку бая. Следовательно, для благополучия общества недостаточно одного образования, важны нравственные устои человека. Бо-

туччу-бая, прикидывающегося безобидным, несправедливо пострадавшим, жалеют сердобольные женщины. А он, ухватившись за оплошность Харыйа Ыстапана, пытается опорочить советскую власть. Его речи, внешне правдивые, имеют двойной смысл. Из разговора персонажей выясняется прошлое этого бывшего князца, угнетавшего и грабившего людей. На наслежном собрании он будоражит людей, провоцирует их недовольство мерами новой власти. Но хотя он и торжествует над незадачливым Харыйа Ыстапаном, у него нет почвы под ногами.

Есть в комедии представитель советской власти, верный проводник ее политики. Это уполномоченный из центра. На протяжении всего комедийного действия Хоносо корректирует поступки и слова Харыйа Ыстапана, то поддерживая его против Ботуччу-бая, то посмеиваясь над его запальчивостью и хвастливостью. Уполномоченный разъясняет ошибки Харыйа Ыстапана и дает им оценку. Образы уполномоченного и Хоносо однозначны: они несут функции резонеров, выступающих глашатаями советской власти. Критически вскрывая недостатки в строительстве новой жизни, разоблачая ее внутренних врагов, драматург утверждал, что человеческая сущность личности определяет ее судьбу, а в просвещении видел одно из средств воспитания нового человека.

Комедия «Тар» вызывала резко противоположные отзывы с преобладанием отрицательных, обусловленных узким пониманием жанра комедии. Поэтому комедия многие десятилетия была под запретом. Каждое время по-своему прочитывает ее. В начале проведения перестроечных социальных реформ - в 1991 г., когда в общественном настрое было сильно экспрессивное отрицание политики тоталитарного режима и ее последствий, эта пьеса была поставлена в Якутском театре.

В комедийной образности спектакля узнавались традиции сатирических поэм А. Кулаков-ского, высмеивающих человеческие пороки через женские и крестьянские образы, и стилизация сатирического народного лубка. Так, Н. Не-устроев осуждает кадровую политику и развенчивает невежество и безграмотность представителей новой власти на местах, наносящих урон как самой власти, так и жизни населения, а в просвещении он видит одно из средств воспитания.

В комедии «Поспешивший» (1925) Н. Неу-строев высмеивает нравы, рожденные системой гнета и грабежа, обезличивающей якутского крестьянина. Колониально-самодержавная власть гасит надежды у людей на лучшее, порождает губительное пьянство, картежничество, равнодушие к людям и к самому себе. Предметом комедийного осмеяния в «Поспешившем» является безнравственное и легкомысленное отношение к жизни. Крестьянин Омуннах (Запальчивый) Уйбан, проиграв в карты свой товар, не огорчается. Услышав в городском кабаке о смерти жены, не печалится. Возвращаясь из города домой в деревню, он по пути скоропалительно сватается к вдове Аллаах (Расторопной) Агафье. Хитрый сват Бетюр и Аллаах Агафья соглашаются на это сватовство из корыстных целей.

Во втором действии юмористическая палитра красок сменяется саркастической и драматической. В доме Уйбана царит нищета, домочадцы больны, озлоблены. Смешон и жалок Уйбан, увидевший живую жену. Остро комедиен эпизод, где он бегает в панике, стараясь скрыть от семьи сватовство, а от сватов - жену. Конфликт разрешается гневом жены Уйбана, возмущенной поведением мужа. Но наказанный герой остается верен своей ничтожной натуре: он не видит причины позора в себе, во всем обвиняет случайного прохожего, известившего о смерти жены.

Гротескно заостряются ведущие черты персонажей, указанные в их именах, создавая комедийный эффект, обнаруживающий их человеческую суть и ее моральную оценку. Сюжет пьесы завершается комически, соответственно логике развития комедийных характеров и конфликта. Развязкой конфликта бичуются человеческие пороки и вызванные ими обстоятельства жизни.

Эпиграфом драмы Н. Неустроева «Жестокая судьба» (1921) взята фраза из пьесы А. Островского «Гроза»: «Жестокие нравы, сударь!». В драме изображается дикость нравов якутской патриархально-феодальной действительности, их губительное влияние на человеческую личность.

В монологе Марьи слово «судьба» звучит двояко: как власть обстоятельств над человеком и как воля самого человека, сопротивляющегося им. Невыносимо тяжела ее жизнь с ограниченным и страшным в жестокости мужем. Марья нежна, мечтательна, но с твердым характером,

сильными страстями. Для нее стремление к свободе, «к прекрасной стране на юге» - мечта, которая движет ее поступками. Марью любит независимый, смелый человек Барахсанов, предлагающий ей бежать с ним. Эмоциональную, впечатлительную женщину трогает его горячее участие и любовь. Душа ее распахивается навстречу неведомому ранее прекрасному чувству. Марья решается следовать за любимым человеком, но домостроевские порядки вынуждают ее вернуться в постылый дом.

Симпатии автора целиком на стороне несчастной женщины, устремленной к свободе и любви. Даже детали сюжета, пейзаж призваны выражать сочувствие Марье: «Безмолвная тишина. Облачный день. Природа словно загрустила». Героиню вернули к подневольной жизни, но дух ее не сломлен, она живет ожиданием лучшего. Произвол же над нею усиливается. Предложение глупого мужа заточить Марью в чулан озадачивает даже его отца-деспота. Это важный психологический нюанс, углубляющий характеры и конфликт, способствует прояснению идеи драмы. Слабоумие, бессмысленная жестокость сына богача свидетельствует о вырождении байского рода, а вместе с ним и патриархально-феодальных устоев. В драме правдиво показано, что человек при всей своей незаурядности оставался пленником несправедливых порядков. Обстоятельства его рабского существования подлежат уничтожению, чтобы он смог расправить плечи, раскрыть свои возможности, ведь существует «страна с прекрасными людьми и сияющим солнцем».

Пьесы Н. Неустроева, созданные после революции (работа над рядом пьес начиналась до революции), изображали в основном прошлое народа. Критика прошлого вырастала в его отрицание, в утверждение гуманных начал в новом обществе. Национальный характер в пьесах Н. Неустроева - активная, цельная личность. Она стремится отстоять свои права и интересы, хотя еще не знает, как это сделать. Марья из «Жестокой судьбы» находится в таком же бесправном положении, как и Катерис из дореволюционной драмы «Любовь» А. Софронова и Катерина из «Грозы» Островского. Если протест против «темного царства» у двух последних героинь пассивен, то Марья протестует открыто, пытаясь изменить свою судьбу. Она более смелая, даже в мыслях не мирится со своей трагиче-

ской участью. Характер ее дан в развитии. Через любовь, через стремление к человеческому существованию она постепенно освобождается от привычек безропотной жертвы. Героиня Н. Неустроева уже сопротивляется жизненным обстоятельствам, хотя они еще непреодолимы. Судьба героини драматична, но перспективы развития событий, вызванных её протестом, оптимистичны. Она ощущает наступление перемен в обществе.

Действие комедий Н. Неустроева разворачивается в острых ситуациях переломного периода: свержение самодержавия в «Голове Кукакы», разложение патриархально- феодального уклада в «Злом духе». В этих исторических ситуациях сюжет строится на контрасте, конфликте романтических или индивидуалистических устремлений персонажей с реальностью. Голова ждет царскую милость - медаль, смысл которой уже девальвирован, но узнает о революции, упразднившей его власть. Уйбан, услышав о смерти жены, спешит жениться, а жена оказывается жива. Богач копит деньги, а они украдены и используются другими. Председатель Харыйа Ыстапан вместо тары собирает «тар».

Уничтожающая гротескность сатирических образов, «смех сквозь слезы», боль и любовь к многострадальной Руси - эти черты произведений Н. Гоголя помогали молодому драматургу осмыслить и изображать противоречия и тяжелые условия народной жизни. Творчески освоены в комедиях Н. Неустроева гоголевские приемы и средства изображения. Ничтожность личности Хлестакова, мнимая основательность городничего из «Ревизора», поднятых в общественном положении извращенными человеческими отношениями, угадываются в комедийных образах Н. Неустроева - в голове Кукакы, в скупом богаче, в Омуннах Уйбане и других. Разоблачая дореволюционные общественные отношения, освещая исторический нравственный опыт народа, драматург писал о преемственности прогрессивного в народной жизни. Критикуя и высмеивая теневые стороны действительности, он предупреждал об их опасности и боролся с ними.

Содержание пьес Н. Неустроева, их проблемы, конфликты носят не только национальный характер. Они взаимосвязаны с проблемами и конфликтами российского общества, порождены, в конце-концов, колониально-самодержав-

ной системой. В драмах, изображающих жизнь человеческого духа, они имеют общечеловеческую нравственную основу. Неподготовленность кадров молодой советской власти, нравственно-этические вопросы нового общества, патриархально-феодальный деспотизм, губительный для человека, взяточничество и произвол чиновников и др. - типичные темы ранней советской литературы. В произведениях Н. Не-устроева яркое национально самобытное воплощение этих тем составляет их художественную ценность.

Национальные и общечеловеческие темы, проблемы и конфликты, а также характеры, как выяснилось из рассмотрения драм Н. Неустрова, претерпевают изменения соответственно состоя-

нию исторического времени и его требованиям на данном этапе.

Драматургия Н.Д. Неустроева с её темами и проблемами, действующими лицами и их социально-психологическими конфликтами провидчески и реалистически предваряет события, конфликты, характеры и их истоки современной действительности конца ХХ и начала XXI в.

Источники и литература

Неустроев Н.Д. Сочинения. Т. 2. Стихи, рассказы, письма / Составитель Ю.И. Васильев-Джаргыстай. -Якутск: Бичик, 2006. - С. 50.

Ойунский П.А. Айымньылар. Ахтылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр. Сэттис том. - Якутскай, 1962. - С. 17.

A.A. Bilukina Man and power in comedies of N.D. Neustroev

The article is devoted to the study of N.D. Neustroev's plays in the context of the formation of the Yakut drama in the early twentieth century. The focus is on issues and themes of the plays, the identification and characterization of the functioning of the images, deployment in the composition of works of narrative situations and conflict. As the main concept of the comic plays by playwright highlighted the problem of man and government. N.D. Neustroev's comedies considered in the aspect of the genesis of the national drama: definition of folk origins, typological characteristics of the Yakut comedy.

Keywords: personality, power, ignorance, conflict, literacy, laugh.

eta

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.