Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕПЕРТУАРА ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В 1925-1930-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)'

ОСОБЕННОСТИ РЕПЕРТУАРА ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В 1925-1930-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / РЕПЕРТУАР / ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН / СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кириллина Мария Афанасьевна

В статье на основе анализа сезонного репертуара за 1925-1930 гг. выявляются особенности развития Якутского театра на начальном этапе его становления. Репертуар составлен на основе объявлений о постановках и рецензий на спектакли народного, а затем и национального театра, опубликованных в газетах «Кыым» и «Автономная Якутия» за 1925-1930 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕПЕРТУАРА ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В 1925-1930-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)»

Зуев А. С. Аборигенная (инородческая) политика России в Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. - Т. I. А - И. - Новосибирск: Наука, 2010.

Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. О.Ю. Шмидт. - Т. 35: «Крестьянская газета» -Ларсон. - 1-е изд. - М.: Гос. институт «Сов. энцикл.»; ОГИЗ РСФСР, 1937.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - М.: Наука, 1977. - 248 с.

Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. - Т. I. кн. 1. - Якутск: Нац. изд-во РС(Я), 1992. - 416 с.

Ламин В.А. Сибирь начиналась с Севера // Траектории проектов в высоких широтах / под ред. Ю.В. Неёлова. - Новосибирск: Наука, 2011а.

Ламин В.А. И лаской, и тряской // Там же. - Новосибирск: Наука, 2011б.

Ламин В.А. Любым курсом в Индию // Там же. -Новосибирск, 2011в.

Неёлов Ю.В., Ламин В.А. К читателю // Там же. -Новосибирск, 2011.

Периферийность «Центра» в современных национальных исторических нарративах: материалы круглого стола // Forum Ab Imperio. - 1/2012.

Попов А.А. Полевые материалы и научные труды. 1952 г. (См. Приложение: Г.П. Башарин. С.И. Боло, со-

бранные им легенды и предания. 1952 г.) // Архив МАЭ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 173. 62 л.

Попов И.В. Фольклорные материалы: Народные приметы, народная медицина, загадки, песни и др. 19281930 гг. // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Д. 523. 248 л.

Романова Е.Н., Игнатьева В.Б. Заключение // Якуты. Саха / отв. ред. Н.А. Алексеев. - М.: Наука, 2012.

Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 1993. - 736 с.

Сокровища культуры Якутии / гл. ред. А.М. Тару-нов. - М.: НИИЦ «Памятники отечества», 2011. - 960 с.

Тишков В.А., Чешко С.В. Предисловие // Якуты. Саха. - М.: Наука, 2012.

Ушницкий В.В. Исторический фольклор // Там же.

Федоров М.М. Памятник обычного права якутов 1824 года: учеб. пособие. - Якутск, 1991. - 87 с.

Шишигина А.Н. Научное изучение Якутии в XVIII веке (по материалам Второй Камчатской экспедиции). -Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2005. - 299 с.

Шиловский М.В., Тимошенко А.И. От посольского приказа до сибирских губерний // Траектории проектов в высоких широтах. - Новосибирск: Наука, 2011.

Юрганова И.И. Православное христианство в Якутском крае // Якуты. Саха. - М.: Наука, 2012.

Якуты. Саха / Сер.: Народы и культуры. - М.: Наука, 2012.

V.E. Vasilev

Russia's imperial policy in Yakutia: a view of the ethnographer in the history of the Russian period in North-East Asia

The article deals with the accession of Yakutia to Russia in the light of the nature of aboriginal tsarist policy in Eurasia. The author refutes the practice of ignoring the leveling and ethnic components in areas that at one time led to the collapse of the Russian Empire and then the Soviet Union.

Keywords: Siberia, Russia, USSR, Imperial policy, the Aborigines, Sakha, exploration, conquest, Annexation, Russification, Colonization.

УДК 792.2(091)(571.56)

М.А. Кириллина Особенности репертуара Якутского государственного драматического театра в 1925-1930-е гг.

(по материалам периодической печати)

В статье на основе анализа сезонного репертуара за 1925-1930 гг. выявляются особенности развития Якутского театра на начальном этапе его становления. Репертуар составлен на основе объявлений о постановках и рецензий на спектакли народного, а затем и национального театра, опубликованных в газетах «Кыым» и «Автономная Якутия» за 1925-1930 гг.

Ключевые слова: драматургия, драматический театр, репертуар, театральный сезон, спектакль. © М.А. Кириллина, 2015

В рамках исследования истории Саха академического театра им. П.А. Ойунского актуализируются проблемы, связанные с особенностями становления национального театра в 20-е гг.: уточнение репертуара, изучение историко-культурного контекста театральных постановок. В данной статье представлен уточненный сезонный репертуар, включающий основные постановки Якутского театра на начальном этапе его становления. Воспроизведение сценических постановок в хронологической последовательности дает наиболее полное представление о жизни национального театра на сложном, противоречивом этапе его развития. Репертуар Якутского театра составлен на основе объявлений о постановках и рецензий на спектакли, опубликованных в газетах «Кыым» и «Автономная Якутия» за 1925-1930 гг.

Данный репертуар состоит исключительно из тех спектаклей, которые ставились непосредственно на сцене Народного, а затем и Национального театра. В репертуар, составленный Д.К. Максимовым, включен ряд постановок общества «Саха омук», любительских кружков, шефских организаций и т.д. [Максимов, 1985]. Кроме того, в ранее изданных работах Д. Максимова, в статьях Т. Стеркина [Стеркин, 1967] и З. Тюнгюря-дова [Тюнгюрядов, 1971] не были упомянуты спектакли по произведениям А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, изъятые из репертуара.

Для Якутского драматического театра период с 1925 по 1930-й г. представляет собой весьма противоречивый, сложный этап, связанный в первую очередь с его становлением и формированием. Во-первых, недостаток средств для поддержания материально-технической базы, отсутствие профессиональных актеров и режиссеров затрудняли процесс развития сценического искусства. Во-вторых, социополитическая обстановка 20-х гг., модернизация общественного сознания требовали переориентации и обновления театральных традиций и эстетики. Как известно, постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» послужило толчком для дискредитации имен первых якутских писателей - А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, П.А. Ойунского, их исключения из истории национальной литературы. В обстановке отрицания и разрушения традиционных ценностей молодому театру не всегда удавалось решить репертуарный вопрос, отвечающий современным требованиям. В-третьих, в

1927-1932 гг. началась первая волна политических репрессий, под которую попали представители якутской интеллигенции, в т.ч. основатель «Союза якутов», автор драмы «Манчаары» В.В. Никифоров, основоположник якутской драматургии и театра, поэт и прозаик А.И. Софронов.

В то же время репертуар Якутского театра, состоящий из классических произведений якутской, русской литератур и фольклорно-эпическо-го наследия, с самого начала предопределил статус Якутского драматического театра, его профессиональный уровень. Концептуальность и глобальность идейно-эстетического содержания драматургических произведений писателей-классиков, их высокий художественный уровень требовали от режиссера и актеров соответствующей интерпретации идейного замысла пьес, глу -бокого проникновения в образ. А это, в свою очередь, определяло качественный рост мастерства самодеятельных актеров, раскрытие их творческого потенциала.

Набор студентов в якутскую труппу Народного театра, произведенный осенью 1925 г., состоял из участников художественной самодеятельности и студентов местных учебных заведений. Среди них были В.В. Местников, Т.П. Местников, Н.И. Гого -лев, Н.П. Слепцов, С.А. Саввин, А.Д. Баланов, М.Е. Федорова, С.Д. Федоров, И.Н. Мартынов, Ф. Ф. Корнилова и др. Режиссером был приглашен Д.Д. Большев (1877-1936), энтузиаст театрального дела, руководивший драмкружками в Олек-минске и Вилюйске.

Театральный сезон открылся 17 октября 1925 г. постановкой комедии Н.Д. Неустроева «Куhа5ан тыын» («Злой дух»). В спектакле участвовали начинающие актеры Т. Местников, Н. Слепцов, С. Федоров, Ф. Корнилова, М. Федорова и др. Артисты играли спектакль с большим подъемом, сами участвовали в оформлении декорации и сцены. Критика отмечала правдивость сценических образов, полноту и достоверность передачи содержания драматургического произведения: «В игре чувствовалось старание играющих полностью передать роль. Нельзя не отметить умелое режиссирование и подбор удачного грима якутских типов» [Горожанин..., 1925, с. 2].

Подлинно комедийные сюжет и конфликт пьесы, яркие комические характеры и ситуации, естественность и простота комедийного языка - все это обусловило успех пьесы, вызвав огромный интерес зрителей к театральному искусству. Написан-

ная талантливым художником, истинным писателем-комедиографом комедия «Злой дух» не теряет актуальности и новизны и на современной сцене Саха академического театра им. П.А. Ойунского.

Между тем в ситуации поиска и утверждения новых ориентиров, соответствующих современным требованиям, молодому театру не всегда удавалось решить репертуарный вопрос. И поэтому репертуарный план порой составлялся на основе случайных пьес. Так, 31 октября 1925 г. была сыграна пьеса «Хомуньуус Биэрэ» («Коммунистка Вера») в переводе активного члена союза «Саха омук», таттинца А.Я. Игнатьева. В главной роли выступила самодеятельная артистка А.П. Кривошапкина. 8 ноября зрители увидели пьесу А.Я. Игнатьева «Тыа дьахтарын оло^уттан» («Из жизни якутской женщины»). В прессе отмечалась удачная игра актеров Р. Кардашевского (старик), М. Федоровой (старуха), Н. Слепцова (хамначит) и А. Сысолятиной (Праскевья). При этом указывались и недостатки спектакля: слабость оформления сцены, отсутствие декорации и соответствующих реквизитов [Пугачев, 1925, с. 2].

Конец 1925 г. отмечен постановкой спектакля «Кистэлэн дьиэ^э» («В конспиративной квартире»), которая была под запретом до революционных событий 1917 г. Важно заметить, что первые постановки Якутского театра часто сопровождались критическими статьями, которые печатались в газетах «Автономная Якутия» и «Кыым». Несмотря на то, что публикации, освещающие ту или иную постановку, носили больше информативный характер, нежели критический, благодаря подобным откликам национальный театр всегда находился в центре внимания общественности Якутии.

В 1926 г. в труппу набирается новый состав артистов: В.В. Местников, Т.П. Местникова, Н.И. Гоголев, П.И. Васильев, Д.К. Сивцев, Н.И. Слепцов, Г.Я. Варламов, Н.Н. Игнатьев, И.Н. Мартынов, Е.К. Яковлева.

Новый 1926 г. открылся премьерой революционной пьесы П.А. Ойунского «Бассабыык БаЬылай» («Большевик Василий»). Спектакль состоялся 17 января. Несмотря на некоторую рыхлость композиции, плакатность и тенденциозность содержания, режиссеру Д. Большеву удалось создать яркие массовые сцены с многочисленными актерами, подчеркнуть ее высокую эмоциональную патетику, ее революционный дух.

Большим успехом у зрителей пользовались постановки комедий якутских авторов. 1 февраля

1926 г. была поставлена комедия Н. Неустроева «Тар». В ролях был задействован основной состав труппы: Т.П. Местников, Д.К. Сивцев, А.П. Кривошапкина, М.Т. Готовцева, А. Сысолятина.

Остросатирическая направленность пьесы, анекдотичность ситуации, на которой строится действие, и живая игра актеров не могли оставить публику равнодушной. Однако пьеса, в которой выведен гротескно-карикатурный образ руководителя советской власти, спустя некоторое время, в 1929 г., вызвала негативную оценку со стороны литературной и театральной критики.

В постановке спектакля в 1928 г. роль Харыйа Степана играл будущий народный писатель, начинающий драматург Д.К. Сивцев-Суорун Омол-лоон. И как он признается, творчество Н.Д. Неу-строева имело огромное значение в процессе становления его как писателя-драматурга. О том, какое впечатление произвела на него комедия «Злой дух», поставленная в 1925 г. национальной труппой, Суорун Омоллоон пишет так: «Спектакль этот сыграл в моей жизни очень большую роль, через него я по-настоящему полюбил сцену и пристрастился сам к писанию пьес» [Сивцев, 1974, с. 156]. Одухотворенный его творчеством начинающий драматург создает комедию «^ех Кеппе» («Лодырь»), премьера которой состоялась 24 февраля 1926 г. Критика отмечала, что спектакль прошел хорошо: публика осталась довольна талантливой игрой актеров. Но были и недостатки, связанные с отсутствием соответствующих реквизита и костюмов [Кыыс, 1926]. Кроме того, появление на сцене «бездеятельного» героя в эпоху глобальных перемен, в период утверждения концепции активной личности, вызвало негативную оценку критики. Таким образом, становление национального театра происходило в атмосфере подавления творческой свободы художников, что тормозило естественный процесс развития театра и драматургии.

Театральный сезон 1926/27 г. открылся драмой А.И. Софронова «Споткнувшийся не поднимется». Режиссером спектакля выступил Н.И. Оросин. 2 января 1927 г. состоялась премьера спектакля «АтыьЛыт албаИа» («Сети купца») по пьесе А. Иванова-Кюндэ. 15 января была поставлена пьеса Л.Н. Толстого «От ней все качества». Во втором отделении зрители увидели драму А.И. Софронова «Скупой без завещания». Помимо указанных, в зимний сезон 1926/27 г. состоялись спектакли по пьесам В.В. Никифорова

«Манчаары», А.И. Софронова «Уйбааныс», «Любовь», «Эргэ CYкгэр кыыс» («Девушка, выходящая замуж»), а также по комедии Н.Д. Неустрое-ва «Злой дух». Спектакли по произведениям якутских авторов всегда представляли собой яркое и незабываемое событие в театральной жизни. В то же время постановка на сцене якутской классической драмы являлась трудоемкой творческой работой, требовала от режиссера и актеров вдумчивого, кропотливого труда над каждым сюжетом и словом, глубокого проникновения в идейный замысел произведения.

Из произведений русских писателей в сезон 1926/27 г. была поставлена пьеса М. Горького «На дне» в переводе А.Я. Игнатьева. Как писали в прессе, «усиленная и умелая режиссерская проработка (режиссер Д.Д. Большев, помощник режиссера А.П. Долин), хорошие костюм и грим, четкие декорации художника Г.М. Туралысова, удовлетворительная игра артистов создали на сцене довольно полную картину "дна". В большой постановке, казалось бы непостижимой для нацтруппы, последняя доказала свою способность работать и творить» [Потапов, 1927]. Критик отмечал достоверное решение актерами образов, особо подчеркивалась игра артиста Н. Го -голева в роли барона.

Итак, в театральный сезон 1926/27 г. доминировала национальная драматургия. Высоко оценивая художественное совершенство и сценическую силу произведений, театр и в период отрицания наследия якутских классиков брал на себя смелость ставить их произведения. Традиции национальной драматургии, ее реалистические и глубоко психологические принципы, таким образом, стали прочным фундаментом в процессе становления и дальнейшего развития Якутского национального драматического театра.

Театральный сезон 1927/28 г. оказался печально знаковым в истории Национального театра. 16 октября 1927 г. по ложному обвинению в причастности к так называемому «заговору конфедерали-стов» директор театра А.И. Софронов был задержан, а в октябре 1928 г. арестован и осужден на пять лет ссылки. Произведения классика были сняты из репертуара и оказались под запретом на долгие годы. Последовали запреты на постановку и других известных и полюбившихся зрителю произведений якутских драматургов. События 1927— 1928 гг. ознаменовали начало эпохи жесткой репертуарной политики в деятельности театров.

В связи со сложившейся обстановкой в театре открытие сезона затянулось до весны. 18 февраля 1928 г. была представлена инсценировка четырех картин из олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боо-тур Стремительный». Режиссером спектакля выступил Н.И. Оросин, художником - Шавровский. Для спектакля были сделаны специальные костюмы и декорации.

Постановка спектакля по сюжету якутского эпоса имела успех у публики. В статье «О постановке якутского олонхо в национальном театре» П.А. Ойунский подробно проанализировал как игру артистов, так и технику исполнения песенных партий, рассматривая процесс приближения актерской игры к эстетике эпического произведения. Подчеркивая, что стилистика олонхо предполагает фантасмагоричность и сказочность, П. Ойунский предложил коллективу театра обратить внимание на художественное оформление сцены, использование звуковых и световых эффектов, а также на костюмы героев [Ойуунускай, 1928]. Рецензия П. Ойунского, где подробно разбирались игра артистов, декорации, костюмы, по сути, представляет собой один из первых и весьма серьезных опытов театральной критики Якутии. По сравнению с отзывами 20-х гг., пересказывающими в основном идейно-тематическое содержание пьес, статьи П. Ойунского, С. Потапова, А. Иванова-Кюндэ носили театроведческий характер: в них детально анализировалась работа режиссера, артистов, художника, что в свою очередь инициировало развитие якутского сценического искусства.

Следование традициям фольклорно-эпическо-го наследия продолжало оставаться характерным для национального театра вплоть до конца 20-х гг. На этом переходном этапе театр в поиске гармонии и духовно-нравственных основ активно обращается к культурной памяти народа, утверждая фольклорно-эпическую эстетику национального театра. Важно заметить, что тенденция к возрождению фольклорных традиций будет проявляться и в последующие годы, определяя особенность языка и стилистику Якутского театра.

В репертуаре 1927-1930 гг. особое место занимают драмы «Манчаары» В. Никифорова; «Манчаары», «Девушка, выходящая замуж» А. Софронова; «КьЛыл Ойуун» («Красный Шаман») П. Ойунского; «Эллэй бе§е, Омо^ой баай» («Эллэй и Омогой») П. Тимофеева, созданные в традициях народного творчества.

Драма В. Никифорова «Манчаары» привлекает зрителей захватывающим сюжетом, драматичностью образа народного героя, придающими действию динамичность и зрелищность. Пьеса по одноименной драме А. Софронова была поставлена в 1929 г. И. Копыловым-Заборовским.

Одноактная пьеса А. Софронова «Девушка, выходящая замуж» впервые была поставлена Д. Большевым в 1927 г. Созданная в традициях якутского песнопения-тойук она явилась первым музыкальным спектаклем, поставленным в 20-е гг. Удачной оказалась вторая сценическая жизнь этой пьесы в 1930 г., в которой отмечалось качественное исполнение песенных партий.

Особым успехом у зрителей в эти годы пользовался спектакль по пьесе П. Тимофеева «Эллэй и Омогой», которая впервые была поставлена в 1920 г. Д. Большевым в Вилюйске. Для постановки 1928 г. (режиссер Д. Сивцев) уже были специально сшиты костюмы, в ней впервые было использовано электрическое освещение, художник-декоратор Н.И. Карнаков представил новые декорации. В 1929-1930 гг. спектакль был поставлен Г. Туралысовым.

Ярким и знаменательным театральным событием сезона 1929/30 г. явилась постановка драмы «Красный Шаман» П. Ойунского. Режиссером и художником спектакля выступил Г. Туралысов. Всеми средствами режиссуры он подчеркнул революционно-романтический пафос поэмы, в оформлении сцены применил приемы плаката и агитки, что соответствовало духу времени. Роль Красного Шамана исполнил Н.П. Слепцов, роль Оруос Бая - Д.К. Сивцев, Сасыл Шамана - Н.И. Слепцов, Хатан Тэмиэрийэ - Т.П. Местников.

В подготовке спектакля непосредственное участие принимал сам автор, защищая и оберегая каждую строку, каждое слово. К мнению драматурга прислушивались и актеры, и режиссер. В рецензии на спектакль отмечалось, что это была самая удачная постановка сезона, особо подчеркивались игра артистов и оформление сцены. Но в конце статьи критик утверждал, что содержание пьесы не соответствует современной действительности [Ча^ыл^ан харах..., 1930]. С подобной оценкой в февральском номере газеты «Автономная Якутия» выступил С. Кулачиков-Элляй еще в статье «"Красный Шаман" - под судом современной критики».

Весной 1928 г. состоялась еще одна памятная премьера - драма «Игра жизни» А. Софронова в

постановке Д. Большева. Во второй раз она была поставлена в 1976 г. режиссером В. Фоминым, а в третий раз - лишь в 2001 г.

После известных событий 1927-1928 гг. контроль над репертуаром Якутского театра значительно усилился. Следует отметить, что спор о репертуаре театра, возникший еще в начале 20-х гг., не утихал в течение всего десятилетия. Практически каждая постановка национального театра, особенно если представлялось произведение классиков русской и якутской драматургии, подвергалась резкой критике. В репертуар национального театра стала настойчиво внедряться концепция новой личности, человека нового общества, героя-современника. Оперативно реагируя на эстетические установки времени, в большом количестве появляется агитационная драматургия. В разные годы на сцене Якутского театра ставятся агитационные пьесы якутских авторов: «Ол дьыллар» («Те годы»), «Сети купца», «Ким кими» («Кто кого») А.А. Иванова-Кюндэ, «Тыаттан алааска» («Из тайги в алаас») Я. Мекюрдянова, «Бэлиэ» («Знак»), «Танха» («Святки») Г.Д. Бястинова и др.

Сезон 1928/29 г. открылся 15 ноября постановками комедии К.А. Сокольникова «Все наоборот» и одноактной пьесы Г.Д. Бястинова «Знак». Пьеса К. Сокольникова, основанная на внешнем комизме и лишенная подлинно комедийного конфликта и характера, была далека от жанра комедии. Подобные пьесы не могли заменить классическую драматургию, которая начинает постепенно исчезать из репертуара. Поэтому вопрос, связанный с современным репертуаром, оставался открытым и в сезон 1928/29 г.

Как попытку сохранить классический репертуар, следует рассматривать премьеру 22 февраля 1929 г. известной якутскому зрителю еще с дореволюционных времен комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» в постановке И. Копылова-Заборовского в переводе И.Д. Баланова. Спектакль, в котором участвовала вся якутская труппа, по просьбам зрителей, пережил подряд несколько постановок. Театральный сезон 1928/29 г. завершился пьесой А.Д. Неверова «Смерть Захара» в переводе А.Е. Морди-нова. Как показывает обзор репертуара, театр все еще находился в состоянии поиска, этим и объясняется разноплановость, смешанность драматургического материала, включающего и русскую классику, и современную переводную пьесу, и якутскую драматургию, и пьесы молодых авторов.

В новый сезон 1929/30 г. обязанности режиссера и художественного руководителя взял на себя профессиональный художник, выпускник театрально-декорационного отделения ВХУТЕИНа Георгий Михайлович Туралысов.

Вопрос о необходимости подготовки профессиональных актерских кадров продолжал оставаться одним из актуальных в театральном процессе Якутии 20-х гг. В статье «О работе нацтеа-тра» (1928) Гер. Емельянов указывает на недостаточное внимание общественности и руководства республики к проблемам театра, отмечает, прежде всего, отсутствие профессиональных актеров: «Необходимость посылки в центральные театральные вузы наиболее талантливых артистов -якутов очевидна» [Емельянов, 1928, с. 3].

Таким образом, обзорный анализ репертуара Якутского государственного национального театра в период с 1925 по 1930 г. позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, основу репертуара Якутского театра в рассматриваемый период составляли произведения якутской и русской классики, а также фольклорно-эпического наследия. Важно заметить, что традиции, заложенные в основу театральной концепции в самом начале возникновения якутского сценического искусства, продолжают сохраняться и по сей день в творческой жизни Саха академического театра им. П.А. Ойунского. Во-вторых, становление Якутского государственного национального театра происходило в условиях противостояния эстетических традиций классического театра и советского театра, призванного стать средством идеологического воспитания общества. Схематизм и прямолинейность при изображении кон -фликта и характера в новых пьесах приводили к нарушению драматургических основ театра, са-

мых главных его составляющих. Порой казалось, что начинали забываться традиции и эстетические принципы национальной драматургии и театра А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, П. А. Ойунского. А это означало бы утрату культурно-духовных ценностей народа, его интеллектуального богатства. Но Якутскому театру удалось сохранить классический репертуар, определивший основной вектор развития национального сценического искусства и драматургии. В то же время период 1925-1930 гг. ознаменовался укреплением театра как обязательного и необходимого элемента общественно-культурной жизни республики.

Литература

Горожанин. Народный театр. Куhа5ан тыын // Автономная Якутия. -1925. - 21 окт.

Емельянов Гер. О работе нацтеатра // Там же. -1928. - 11 дек.

Кыыс. «^ех Кеппе» // Кыым. - 1926. - Кулун тутар 4 к.

Максимов Д. К. Очерк истории якутского драматического театра. - Якутск, 1985.

ОйуунускайП.А. Саха олонхото национальнай театрга турбутун туhунан // Кыым. - 1928. - Ку -лун тутар 1 к.

Потапов С. «На дне» М. Горького // Автономная Якутия. - 1927. - 22 апр.

Пугачев Е. «Тыа дьахтарын оло^уттан» // Там же. - 1925. - 18 нояб.

Сивцев Д.К. №ирэх тыл. - Якутскай, 1974.

Стеркин Т.А. История советского драматического театра. - М., 1967.

Тюнгюрядов З. Т. Саха театральнай искусство-тын Yескээhинэ // Хотугу сулус. - 1971. - №1-2.

Ча§ыл§ан харах. «КыЛыл Ойуун» // Кыым. -1930. - Ыам ыйын 1 к.

M.A. Kirillina

Features of repertoire the Yakut State Drama Theatre (1925-1930)

In article on the basis of the analysis of seasonal repertoire for over 1925-1930, identifies features of development of the Yakut theatre at the initial stage of its formation. The repertoire is composed on the based of announcements of performances and reviews for theater folk, and then the national theatre, published in the Newspapers «Kyym» and «Autonomous Yakutia» during 1925-1930.

Keywords: dramatic art, drama theatre, repertory, theatre season, performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.