Научная статья на тему 'РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КОМЕДИИ Н.Д.НЕУСТРОЕВА “ТИЭТЭЙБИТ”)'

РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КОМЕДИИ Н.Д.НЕУСТРОЕВА “ТИЭТЭЙБИТ”) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / КИНО / ТЕАТР / КОМЕДИЯ / ЯКУТСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРА / КЛАСТЕР / ДРАМА / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афанасьев Ньургун Вячеславович, Титова Ульяна Валерьевна

Обьектом исследования является роль комедии Н.Д.Неустроева “Тиэтэйбит” в культурную жизнь Республики Саха (Якутия). Предметом является влияние современных креативных индустрий в культурную жизнь региона. Авторы подробно рассматривают на примере комедийной драмы Николая Денисовича Неустроева "Тиэтэйбит" использование креативных подходов для сохранения и популяризации культурного наследия народа Саха. В работе отмечается, что за последние годы, большим событием в развитии духовной культуры и в целом культурной жизни региона, стало, вносимые современниками новшества в постановках якутских комедий. Так, по мотивам комедии "Тиэтэйбит" была поставлена первая якутская музыкальная комедия и снят фильм. В рамках исследовательской работы, авторами проведен опрос, отвечающие на вопросы, -"как Вы думаете, вводимые новшества в культуру народа ввиде экранизация классической литературы с использованием инноваций, побуждает ли молодое поколение к знанию, изучению якутского культурного наследия? -"в чем актуальность произведения Н.Д. Неустроева “Тиэтэйбит” на сегодняшний день". Основными выводами проведенного исследования являются, что комедия «Тиэтэйбит» Н.Д.Неустроева в ХХI в. стал одним из главных фундаментов становления креативной индустрии региона. Креативная индустрия как инструмент для развития региональной культуры может сыграть мощнейшую, высокоэффективную роль в развитии общественной жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CULTURAL INDUSTRIES IN MODERN CULTURAL LIFE OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF N. D. NEUSTROEV'S COMEDY “TIETEYBIT”)

The object of this research is the role of the comedy “Tieteybit” by N. D. Neustroev in cultural life of the Sakha Republic (Yakutia). The subject is the impact of modern creative industries upon cultural life of the region. On the example of Nikolay Denisovich Neustroev's comedy play “Tieteybit”, the authors examine the use of creative approaches towards preservation and popularization of cultural heritage of the Sakha people. It is noted that over the recent years, a major event in the development of spiritual culture and cultural life of the region overall has become the innovations introduced by the contemporaries in staging the Yakut comedies. Motifs of the comedy “Tieteybit” served as the prototype for staging the the first Yakut musical comedy, and even a film. A survey was conducted touching upon the following questions: are the innovations introduced in culture in form of a screen version of classical literature with the elements of innovation encourage the young generation to studying the Yakut cultural heritage?; what is the relevance of the work by N. D. Neustroev “Tieteybit”? The conclusions is made that in the XXI century, N. D. Neustroev's comedy “Tieteybit” has become one of the basics for the development of creative industry of the region. As an instrument for the development of regional culture, creative industry may play the strongest and highly effective role in the development of social life of the region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КОМЕДИИ Н.Д.НЕУСТРОЕВА “ТИЭТЭЙБИТ”)»

Философия и культура

Правильная ссылка на статью:

Афанасьев Н.В., Титова У.В. — Роль культурных индустрий в современной культурной жизни региона (на примере комедии Н.Д.Неустроева 'Тиэтэйбит") // Философия и культура. - 2021. - № 9. DOI: 10.7256/24540757.2021.9.34510 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=34510

Роль культурных индустрий в современной культурной жизни региона (на примере комедии Н.Д.Неустроева "Тиэтэйбит")

Афанасьев Ньургун Вячеславович

кандидат филологических наук

Заведующий кафедрой "«Фольклор и культура" ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова"

677010, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 123, кв. 179

И n.v.afanasev@mail.ru

Титова Ульяна Валерьевна

магистр, кафедра фольклора и культуры, Северо-Восточный федеральный университет им. МК.

677000, Россия, республика Саха (якушя), г. Якутск, ул. Купаковского, 41, оф. 215

И ulyana-ogonerova@mail.ru

Статья из рубрики "Философия и искусство"

DOI:

10.7256/2454-0757.2021.9.34510

Дата направления статьи в редакцию:

04-12-2020

Аннотация: Обьектом исследования является роль комедии Н.Д.Неустроева "Тиэтэйбит" в культурную жизнь Республики Саха (Якутия). Предметом является влияние современных креативных индустрий в культурную жизнь региона. Авторы подробно рассматривают на примере комедийной драмы Николая Денисовича Неустроева "Тиэтэйбит" использование креативных подходов для сохранения и популяризации культурного наследия народа Саха. В работе отмечается, что за последние годы, большим событием в развитии духовной культуры и в целом культурной жизни региона, стало, вносимые современниками новшества в постановках якутских комедий. Так, по мотивам комедии "Тиэтэйбит" была поставлена первая якутская музыкальная комедия и снят фильм. В рамках исследовательской работы, авторами проведен опрос, отвечающие на вопросы, -"как Вы думаете, вводимые новшества в культуру народа ввиде экранизация классической литературы с использованием инноваций, побуждает ли молодое поколение к знанию, изучению якутского культурного наследия? -"в чем

актуальность произведения Н.Д. Неустроева "Тиэтэйбит" на сегодняшний день". Основными выводами проведенного исследования являются, что комедия «Тиэтэйбит» Н.Д.Неустроева в XXI в. стал одним из главных фундаментов становления креативной индустрии региона. Креативная индустрия как инструмент для развития региональной культуры может сыграть мощнейшую, высокоэффективную роль в развитии общественной жизни региона.

Ключевые слова: креативная индустрия, кино, театр, комедия, якутская культура, культурное наследие, культура, кластер, драма, культурная жизнь

В условиях ускоряющейся глобализации особое значение приобретает возможность сохранения национальной культуры. В Якутии, через креативные подходы вдохнуть новую жизнь в классические произведения, становится на сегодняшний день, интересной отдельной нишей данной индустрии. Необходимо не только сохранять исторически сложившиеся культурное наследие путем консервирования, но и наряду с требованиями современного общества модернизировать по курсу развития региона в целом.

XXI век - век глобализации диктует свои правила, и современность требует поколение нового типа: активного, креативного и несущие в себе стержень национального самосознания. Поэтому очень важно подрастающему поколению развиваться и быть начитанным, владеть языками в совершенстве, а также знать историю развития и становления родной культуры и искусства.

Николай Денисович Неустроев является одним из основоположников якутской литературы. Он родился (3) 15 декабря 1895 года в Баягантайском улусе Якутской области. Николай Денисович является первым, кто в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. За свою короткую жизнь, он внес большой вклад в развитие литературы и драматургии, написал известные якутские комедии Кукаакы Кулуба (1920), Тиэтэйбит (1925), Тар (1921), КуЬ|а[Иан тыын (1927), которые лежали основой репертуарного листа созданного в 1925 г. Саха драматического театра и по сей день любимы и актуальны среди населения. Так, комедийная драма «Злой дух» Н.Д. Неустроева является первой пьесой поставленной Саха театром 17 октября 1925 г ^^

В настоящее время, комедийные драмы по постановкам Н.Д.Неустроева легко воспринимаются зрителями любого возраста. Для подрастающего поколения они зарождают и формируют интерес к родной литературе и фольклору. Что показывает, через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

По данным наблюдения авторов статьи, постановки комедийной драмы «Тиэтэйбит» детским образцовым драматическим театром «Кустук», Таттинским народным театром и Саха академическим театром им. П.А.Ойунского Республики Саха (Якутия), всегда воспринимается зрителем легко, впечатляюще и идет в полном аншлаге. Например, в Саха академическом театре им. П.А.Ойунского спектакль «Тиэтэйбит» успешно идет практически каждый театральный сезон. Как отмечает старейший актер Саха театра Михаил Семенов «...спектакль «Тиэтэйбит» всегда пользуется народной любовью и

регулярно собирает аншлаги, где бы ни презентовался спектакль» Актуальность данного спектакля обуславливается тем, что в своем произведении автор затрагивает и по сей день насущным проблемам социального характера (алкоголизм, игромания, беднячество) и нравственным проблемам поколений (проблема отцов и детей),

взаимоотношении между людьми и сексуальных отношении между мужчинои и женщинои.

За последние годы, большим событием в развитии духовной культуры и в целом культурной жизни региона, стало, вносимые современниками новшества в постановках якутских комедий на основе творчества Н.Д.Неустроева. Так театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) в 2015 году поставил первую якутскую оперетту в виде

музыкальной комедии «Тиэтэйбит» Следует также отметить, что на якутской оперной сцене появился как новый жанр - якутская музыкальная комедия.

Отдельное внимание заслуживает фильм «Тиэтэйбит», снятая группой специалистов под режиссёрским началом Романа Дорофеева по одноименной комедии Николая Неустроева. Фильм вышел на прокат в начале 2020 года. Следует отметить, что фильм имеет успех на прокате и в этом, немаловажную роль сыграла внедрение креативной индустрии, т.е. саунд-трек с необычной для якутского слушателя мелодией и особенным ритмом в стиле «reggae» в оригинальном исполнении звезд якутской эстрады Виталия Очирова и KitJah. Как нам известно, Якутия считается третьим после Москвы и Санкт-Петербурга, по количеству снятых фильмов. По данным Единой федеральной автоматизированной информационный системы сведений о показах фильмов в кинозалах комедия «Тиэтэйбит» собрала 9.377.849 рублей, этот показатель является выше

среднего, по сравнению с другими -Ш. Креативные индустрии, как известно, оставаясь таким нестандартным, позволяют быть всегда актуальным, помимо увеличения интереса к сохранению родной культуры, также, могут добавить «новые краски» со стороны инновационных технологий. Как отмечает режиссёр фильма Роман Дорофеев, якутской киноиндустрии нужны новые люди с оригинальными идеями, креативные, которые смогли бы передать якутский колорит так, чтобы якутский юмор был понят и на других языках

Использование средств креативной индустрии в кинематографе, лучше передает современным зрителям классические произведения литературы для поддержания интереса к истории и культуре, что может помочь погрузиться во времена наших предков. Это показывает, что средства креативной индустрии, безусловно, имеют огромный потенциал с точки зрения сохранения культурного наследия.

После выхода фильма «Тиэтэйбит» на прокат, нами проведен социологический опрос среди населения республики. В данном опросе приняли участие 87 респондентов разного возраста и деятельности. По возрастным категориям респондентов распределили на 4 группы:

1. 15-25 лет - 28,5%.

2. 26-45 лет - 31,8% .

3. 46-60 лет - 30,6%.

4. 60-80 лет - 9,4%.

Первый вопрос, «как Вы думаете, вводимые новшества, например, экранизация классической литературы с использованием инноваций побуждает ли молодое поколение к знанию, изучению якутского культурного наследия?». Результат:

■ «да» - 85,7% респондентов;

■ «нет» - 9,5% респондентов;

■ «возможно» - 4,8% респондентов.

Проанализировав результат опроса можно заключить, что киноиндустрия в Якутии имеет огромный потенциал и побуждает молодое поколение к знанию, изучению культурного наследия народа, который можно и нужно реализовывать не только на внутреннем рынке, но и выходить за его пределы.

Второй вопрос, «в чем актуальность произведения Н.Д. Неустроева "Тиэтэйбит" на сегодняшний день». На что большинство респондентов ответили, что произведение «Тиэтэйбит» является общечеловеческим и во все времена все пороки и достоинства человека проявляются одинаково, поэтому актуальность сохраняет, и по сей день. Нужно отметить, что часть респондентов ответили, «...произведения Н.Д.Неустроева - это жизнь якутской деревни, и его проблемы автор рассматривает под особым ракурсом юмора, что по себе делает его произведения актуальным во все времена».

Таким образом, комедия «Тиэтэйбит» Н.Д.Неустроева в XXI в. стал одним из главных фундаментов становления креативной индустрии региона. Креативная индустрия, разумеется не является единственным инструментом для развития региональной культуры, но как показывают результаты исследований, при правильном применении они могут сыграть мощнейшую, высокоэффективную роль в развитии общественной жизни региона. Следовательно, перспективным в современном мире для формирования устойчивого интереса подрастающего поколения и усилению внимания к родной литературе, культуре видится представление произведений классиков (якутской литературы) с внедрением инновационных технологий, используя кластеры креативных индустрий. Но, нужно ли говорить о том, что только от нас зависит как будет пользоваться данным инструментом общество, во благо или во вред. Поэтому очень важно и необходимо с самого начала направить в правильное русло вводимые современностью новшества.

Библиография

1. Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах http://ekinobilet.fond-kino.ru/films/detail/111000120/ (дата обращения: 30.11.2020).

2. История театра... // Пресс-центр Саха Академического театр им. П.А.Ойунского http://sakhatheatre.ru/about/ (дата обращения: 30.11.2020).

3. Театр оперы и балета представил национальную оперу «Тиэтэйбит» на фестивале «Видеть музыку» в Москве // Пресс-центр Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия): статья от 13.11.2019 г.

https ://minkult.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3088935 (дата обращения: 30.11.2020).

4. Черамшина Наталья. Роман Дорофеев: Кино - это мои фантазии, а театр - душа // Якутское-Саха информационное агентство: статья от 22.02.2019 г.

https ://ysia.ru/roman-dorofeev-kino-eto-moi-fantazii-a-teatr-dusha/ (дата обращения: 30.11.2020).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленной статье, а точнее в ее названии, автор поднимает довольно значимую для общества проблему, связанную с культурной жизнью региона, но возникает вопрос: эта вполне реальная проблема будет решаться на примере художественного произведения? Полагаю, что в данном случае автор не совсем корректно или же не совсем точно определил «зону» исследования: если акцент сделан на художественном произведении, то и формулировка проблемы должна исключительно находиться в «зоне» содержания данного произведения, если же автор имеет в виду вполне реальную проблему, но пытается продемонстрировать ее решение на примере комедии Н.Д.Неустроева «Тиэтэйбит», то его задумка обречена на неуспех априори, поскольку, как известно, художественное произведение является лишь отражением действительности в системе художественных образов, и нередко оно значительно искажает или, лучше сказать, трансформирует реальность. Таким образом, автору нужно определиться с объектом и предметом своего исследования.

Между тем, судя по содержанию представленной статьи, автор обращается к вполне конкретной (или «реальной») проблеме, которая нуждается в глубокой теоретической проработке, но также и в эмпирическом подтверждении. Главный источник проблематизации - важность сохранения национальной культуры в условиях глобализационных процессов. При этом автор имеет в виду вполне конкретную региональную культуру - якутскую. Но в то же время ставит задачу «через креативные подходы вдохнуть новую жизнь в классические произведения». Честно сказать, я в полной задумчивости: меня не оставляет мысль о том, что автор «перепутал» реальность и вымышленный мир а точнее подменяет одно другим. Такой прием имеет место быть, но полагаю, что для жанра научной статьи он не совсем уместен.

И несмотря на то, что, как замечает автор статьи, «в настоящее время, комедийные драмы по постановкам Н.Д.Неустроева легко воспринимаются зрителями любого возраста», драма с «состоянием» региональных культур, а вернее с реализацией действенных механизмов поддержания и сохранения их своеобразия и оригинальности разворачивается нешуточная. Как автор планирует «пересечь» эти реальности - это большая методологическая загадка.

Хотя исследование творчества Неустроева сквозь призму его вписанности в контекст или колорит национальной якутской культуры могло бы стать самостоятельным уровнем научной рефлексии и могло дать довольно любопытные результаты. Любопытно, что автор не только исследует идейно-художественное своеобразие творчества Неустроева, но и оценивает постановки якутских комедий на основе творчества Н.Д.Неустроева. Кроме того, приводит факты, повлиявшие на рождение первой якутской оперетты в виде музыкальной комедии «Тиэтэйбит». Отмечается появление на якутской оперной сцене нового жанра - якутской музыкальной комедии. Очевидно, что автора занимает в большей степени вопрос о роли Неустроева в развитии жанрового своеобразия в якутском художественном творчестве, чем собственно проблема развития и сохранения самобытных черт якутской национальной культуры. И очевидно, что в первом случае ракурс исследования заострен на литературоведении или театроведении, а во втором -все же на социокультурном или даже философско-мировоззренческом подходах. Существенная разница здесь, что называется, налицо. Однако автор, по-видимому, этой разницы не улавливает. Вызывает недоумение и необходимость проведения «социологического опроса» «среди населения республики» после выхода фильма «Тиэтэйбит» в прокат. Как говорится в статье, «в данном опросе приняли участие 87 респондентов разного возраста и деятельности» (и это все население республики?). Подобного рода исследования без операционализации основных понятий, а также без должной выборки и соблюдения иных требований к проведению эмпирических социологических исследований могут исказить действительность похлеще любой

театральной или кинематографической драмы. Автору следовало бы более профессионально, а при отсутствии знаний в соответствующей области - хотя бы осторожно использовать результаты, полученные в такого рода «социологических опросах». Крайне скудный список источников, а также разнообразные языковые ошибки (например, выход фильма «на прокат») не говорят о достаточном уровне исследовательской культуры.

Не вижу смысла каким-либо образом поддерживать данный материал, он не отвечает требованиям научного изложения, содержит крайне противоречивые акценты и не свидетельствует о том, что автор в необходимой степени сведущ в рассматриваемом вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.