Научная статья на тему 'Человеческий потенциал региона с учетом интерспецифического ресурса'

Человеческий потенциал региона с учетом интерспецифического ресурса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
648
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЙ РЕСУРС / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чучулина Е. В.

Взаимосвязь развития человеческого потенциала и экономического успеха региона очевидна. Главным конкурентоспособным источником развития человеческого потенциала в современном обществе является творческий аспект (интерспецифический ресурс) экономической деятельности. Интерспецифические ресурсы это ресурсы, которыми обладает человек, творческие способности, творческий потенциал, максимальная ценность которых достигается только в данном индивидууме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал региона с учетом интерспецифического ресурса»

_____________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_________________________

2012 ЭКОНОМИКА Вып. 4(15)

РАЗДЕЛ X. ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

УДК 331(470.5)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКОГО РЕСУРСА

Е.В. Чучулина, к. экон. наук, ст. преп. кафедры мировой и региональной экономики

Электронный адрес: с1шс1ш1та. скисгтаШапёс.х. ги

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Взаимосвязь развития человеческого потенциала и экономического успеха региона очевидна. Главным конкурентоспособным источником развития человеческого потенциала в современном обществе является творческий аспект (интерспецифический ресурс) экономической деятельности. Интерспецифические ресурсы — это ресурсы, которыми обладает человек, творческие способности, творческий потенциал, максимальная ценность которых достигается только в данном индивидууме.

Ключевые слова: человеческий потенциал; человеческий потенциал региона; интерспецифический ресурс; креативная экономика; творческий потенциал.

На современном этапе развития общества мир переходит к экономике знаний. В соответствии с происходящими в мировой экономике изменениями знания становятся ключевым ресурсом развития стран, при этом носителями знаний, их производителями и потребителями являются люди. В связи с этим можно констатировать, что человеческий потенциал становится источником эффективного функционирования современной региональной экономики.

Понятие «человеческий потенциал» было рассмотрено в концепции человеческого развития, получившей в последние годы широкое признание благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амартии Сена.

В современной научной литературе все чаще ставится под вопрос модель, согласно которой важнейшей движущей силой развития общества является экономический рост, неизбежно ведущий к социальному прогрессу. Например, такая идея выдвинута американским ученым Р. Флоридой [5]. В качестве альтернативной модели экономического роста предлагается модель развития человеческого потенциала, строящаяся на удовлетворении потребностей человека [1]. Таким образом, экономический рост должен служить средством развития, а наряду с основными экономическими показателями успеха региона (ВРП) должны использоваться такие как качество и доступность здравоохранения, образования, информации и т.д.

Глобализация меняет современного человека, неизбежно возрастают его потребности. Во второй половине первого десятилетия XXI в., проблема человеческого потенциала открылась перед экономистами в новой перспективе [7]. Это связано с рождением нового социального слоя под названием креативный класс. Автором идеи креативного класса стал американский профессор Ричард Флорида.

Ядро креативного класса, согласно Р. Флориде, составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания [3].

Вместе с тем Р. Флорида смог увидеть новую проблему и новую роль интеллигенции в жизни современного общества, в частности, и ее экономическую роль. «Поскольку креативность

- это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее» [3].

На данном этапе экономического развития многие ученые придерживаются мнения, что человечество вступило в период нового

© Чучулина Е.В., 2012

постиндустриального общества - эпоху креативной экономики.

Креативная экономика - это экономика прежде всего в области науки, искусства и культуры. Она основана на высокой концентрации креативной рабочей силы, являющейся двигателем инноваций и разработчиком новых подходов - как в области науки и исследований, так и в области предпринимательства, искусства, культуры или дизайна [4].

Креативная экономика - это новая экономика, основанная на творческих аспектах. Основным полем экономической деятельности становится интеллектуальная собственность, и главный фактор здесь - человеческий потенциал.

Можно сказать, что творчество является интерспецифическим ресурсом [9]. Интерспецифические ресурсы — это ресурсы, которыми обладает человек, его творческие способности, творческий потенциал, максимальная ценность

которых достигается только в данном индивидууме.

Человеческий потенциал региона - это совокупность возможностей отдельных лиц, общества, органов государственной власти в рамках региона в использовании людских ресурсов, которые могут быть приведены в действие для решения определенных задач и достижения поставленных целей регионального развития.

Мы можем представить человеческий потенциал региона в виде суммы (см. рис.1):

1) трудового потенциала региона (ТПР);

2) научно-исследовательского потенциала региона (НПР);

3) инвестиционного потенциала региона (Инвес. ПР);

4) инновационного потенциала региона (Инновац. ПР);

5) творческого потенциала региона (ТПР).

ЧПР = £ТПР + НПР + Инвес. ПР. + Ин-

новац. ПР. + ТПР

Человеческий потенциал региона

/■ N трудовой потенциал региона (трудовые ресурсы) V ) Ґ N инвестиционный потенциал региона V У

ґ N научно-исследовательский потенциал региона ч ) Ґ \ инновационный потенциал региона V У

/ \

творческий потенциал региона

Рис. 1. Структура человеческого потенциала региона

1. Трудовой потенциал региона - это суммарное значение трудовых ресурсов жителей региона.

2. Научно-исследовательский потенциал региона - это система научно -исследовательских ресурсов, знаний, открытий, которые являются составляющей частью экономического развития региона (включает в себя интеллектуальный потенциал).

3. Инвестиционный потенциал региона

- способность региона осуществлять инвестиции в конкурентоспособные сферы развития региона.

4. Инновационный потенциал региона -это способность региона создавать новые продукты, услуги, разрабатывать и применять на практике новые технологические процессы.

5. Творческий потенциал региона -наличие рабочей силы на рынке труда региона, обладающей интерспецифическим ресурсом (творчество).

Нами рассматривается человеческий потенциал региона с учетом интерспецифического ресурса (творчества) как источника конкурентоспособности индивида и региона в целом (см. рис. 2).

Человеческий потенциал индивида Ннгерспеиифи-чес кий реслрс \ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ> * - ± Человеческий потенциал региона

-< >■

Рис. 2. Интерспецифический ресурс регионального человеческого потенциала

Для количественной оценки человеческого потенциала региона с учетом интерспецифического ресурса требуется провести количественную оценку творческого аспекта [8]. Предлагаем следующую методику расчета показателя (ТЧПР).

ТЧПР - творческий аспект человеческого потенциала региона - отражает долю индивидов на рынке труда региона, задействованных в творческих профессиях (в процентах), в общей численности населения региона.

У ЗОБР + ЗЗДРСоц. + ОКС ТЧПР = “---------------------------=

ОЧН

100%

ЗОБР - занятые в образовательной сфере (педагоги, научные сотрудники, профессора и т.д.), чел.

ЗЗДР. Соц.- занятые в сфере здравоохранения и социальной сфере услуг, чел.

ОКС - занятые в деятельности по реализации отдыха, развлечений, культуры и спорта, чел.

ОЧН - общая численность населения региона, чел.

Рассчитаем предложенный показатель для регионов Уральского федерального округа и Приволжского федерального округа (табл.1).

Таблица 1

ТЧПР Уральского федерального округа и

Регион 2007 ТЧПР 2011 ТЧПР

1. Курганская область 12,7 13

2. Свердловская область 11 12

3. Тюменская область 14 14,2

4. Ханты-Мансийский автономный округ 13,8 13,9

5. Челябинская область 10,9 11,5

6. Ямало-Ненецкий автономный округ 15 16

7. Республика Башкортостан 11,5 11,3

8. Кировская область 13,7 14

9. Республика Марий Эл 12,5 12,3

10.Республика Мордовия 13 12

11. Нижегородская область 11,5 12

12. Оренбургская область 11,7 13

13. Пензенская область 12 12,2

14. Пермский край 12,6 12,8

15. Самарская область 11 12

16. Саратовская область 11 12,9

17. Татарстан 11,9 12,2

18. Удмуртская Республика 12,7 13,5

19. Ульяновская область 11 12

20. Чувашия 11,7 11,5

Покажем динамику изменения данного показателя. Полученные результаты отобразим графически (рис. 3):

Рис. 3. Динамика ТЧПР 2007 - 2011 г. в Уральском федеральном округе и Приволжском федеральном

округе, %

Как видно на рис. 3, люди творческих профессий составляют от 11 до 16% общей численности населения исследуемых регионов. Мы можем разделить исследуемые регионы на следующие группы:

1. С высоким ТЧПР (Курганская область; Тюменская область; Ханты-Мансийский автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Кировская область; Удмуртская Республика; Оренбургская область).

2. Со средним ТЧПР (Свердловская область; Республика Марий Эл; Республика Мордовия; Нижегородская область; Пензенская область; Пермский край; Самарская область; Саратовская область; Татарстан; Ульяновская область).

3. С низким ТЧПР (Челябинская область; Республика Башкортостан; Чувашия).

Рассчитаем общероссийский показатель ТЧПР (см. табл. 2) и рис. 4.

Таблица 2

Д инамика ТЧПР в РФ

Год ТЧПР, %

2006 19,3

2007 19,6

2008 19,9

2009 20,2

2010 21,1

2011 21,2

Рис.4. Динамика ТЧПР в РФ

На рис.4 мы видим, что наблюдается стабильный рост доли творческих профессий в общем объеме занятых в экономике страны с 2006 г. Сравнение ТЧПР регионов с общероссийским показателем отражает положительную динамику. Это доказывает, что наша страна соответствует тенденциям развития мировой экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проведения анализа социального и экономического эффекта ТЧПР адаптируем теорию общественного благосостояния к предложенному нами показателю человеческого потенциала региона с учетом интерспецифического ресурса.

Американский экономист А. Бергсон предложил функцию общественного благосо-

стояния (social welfare function) [6]. Применим данную функцию для целей нашего исследования.

Функция общественного благосостояния может быть представлена семейством кривых равного общественного благосостояния (isowelfare curve) в пространстве полезностей. Каждая из таких кривых, Wb W2, W3 (рис. 5), представляет множество комбинаций полезностей двух субъектов, А и В, характеризующих один и тот же уровень благосостояния сообщества. Чем дальше от начала координат лежит кривая общественного благосостояния, тем выше его уровень[3].

K

Представим ТЧПР в виде функции труда и капитала:

Т = f (L).

В разработанной модели кривые W1 и W2 представляют искомую комбинацию двух компонентов: создания духовных благ и материальных благ.

Рис. 6. Равновесие на рынке духовных и материальных благ с учетом интерспецифического ресурса

(творчества)

На данном этапе мы находимся в точке W1 и стремимся попасть в точку W2, используя ТЧПР - творческий аспект человеческого потенциала региона. Недоиспользуя этот скрытый человеческий ресурс, экономика региона терпит убытки. В данной модели мы наблюдаем отрицательный социальный эффект ТЧПР, и, следовательно, необходима разработка мер по регулированию рынка труда. Точка w отражает неэффективное использование интерспецифического ресурса в экономике региона.

Проведем проверку социального эффекта с экономической точки зрения. Мы говорим об интерспецифическом ресурсе как об источ-

нике конкурентоспособности человеческого потенциала региона, необходимо определить его вклад в ВРП (валовой региональный продукт). Рассмотрим возможность увеличения использования интерспецифического ресурса. Рассчитаем предложенный нами показатель:

I - отражает уровень использования интерспецифического ресурса работника (в течение месяца) при расчете среднемесячной заработной платы (%). Рассчитаем предложенный автором показатель на примере Пермского края. Представим исходные данные для расчета данного показателя (табл.3).

Таблица 3

Среднемесячная заработная плата занятого населения Пермского края с учетом

W 2006 2007 2008 2009 2010

Образование 4660,9 5998,6 7412,8 9097,2 10368,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4955,7 6815,5 8582,8 10503,9 11601,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 4775,0 6362,3 7553,7 9391,9 10304,4

Статистические категории ограничены и совмещают в себе несколько направлений. В табл. 3 отражены категории занятого населения Пермского края, которые используют в процессе труда интерспецифический ресурс чаще, чем остальные категории. Сюда входят профессорско-преподавательский состав, деятели культуры, искусства, спорта и т.д.

Рассчитаем среднюю заработную плату занятого населения в Пермском крае с учетом интерспецифического ресурса (творчества) за 2010 г.

- _ 10368 +11601 +10304

О — ------

3

■ = 10757,6 руб.

Средняя заработная плата занятого населения Пермского края в 2010 г. составляла 15 225,6 руб. Проведя сравнение, видим, что

работники, обладающие стратегическим интерспецифическим ресурсом, зарабатывали на 4 468 руб. меньше (или 41,5%), чем остальные категории занятого населения Пермского края.

Рассчитаем среднемесячную заработную плату тех же категорий занятых с учетом 1 показателя:

1 = I (%).

I (%) - процент использования работником интерспецифического ресурса, способствующего увеличению прибыли фирмы в течение месяца (рассчитывается индивидуально работодателем для каждой категории работников).

Предположим, что интерспецифический ресурс был активно использован в течение всего 2009 г.

Таблица 4

Динамика уровня заработной платы в Пермском крае по категориям работников

W 2010 2010 (1) ТР, %

Образование 10368,9 12368,9 19,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11601,5 13901,5 19,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 10304,4 13304,4 29,1

В итоге мы получили рост заработной платы у всех категорий занятых с учетом интерспецифического ресурса в среднем на 22,7%.

Проведем корреляционный анализ ТЧПР и заработной платы, основываясь на данных официальной статистики за 2010 г. по анализируемым регионам.

Таблица 5

Соотношение заработной платы и ТЧПР в 2010 г. по регионам РФ___________________

Регион ЗП 2010, руб. ТЧПР 2010, %

1.Курганская область 11 942,00 13

2.Свердловская область 17 336,30 12

З.Тюменская область 34 819,30 14

4.Ханты-Мансийский автономный округ 38 386,60 13

5.Челябинская область 15 021,20 11

6.Ямало-Ненецкий автономный округ 46 480,50 16

7.Республика Башкортостан 6 612,00 11

8.Кировская область 12 053,90 14

9.Республика Марий Эл 11 374,40 12

10.Республика Мордовия 10 937,20 12

11 .Нижегородская область 14 746,50 12

12.Оренбургская область 13 520,20 13

13.Пензенская область 5 206,80 12

14.Пермский край 15 227,60 12

15.Самарская область 18 175,00 12

16.Саратовская область 5 439,30 12

17.Татарстан 7 067,80 12

18.Удмуртская Республика 6 373,30 13

19.Ульяновская область 5 343,80 12

20.Чувашия 5 070,10 11

Корреляция (корреляционная

зависимость) — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения значений одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению значений другой или других величин [2].

Коэффициент корреляции изменяется от -1 до +1. Показатели, близкие к +1, говорят о том, что при увеличении значения одной переменной увеличивается значение другой переменной. Показатели, близкие к -1,

свидетельствуют об обратной связи, т.е. при увеличении значений одной переменной значения другой уменьшаются.

Согласно расчетам по исходным данным табл. 5 при помощи программы Ехсс1, коэффициент корреляции равен 0,72. Это означает, что имеется прямая взаимосвязь уровня заработной платы и ТЧПР, т.е. чем больше задействован индивидуумом интерспецифический ресурс на рынке труда региона, тем выше уровень его заработной платы, тем выше ВРП. Данную зависимость отобразим графически (см. рис. 7).

Рис. 7. Корреляционная зависимость уровня заработной платы и ТЧПР региона

Таким образом, коэффициент корреляции от 0 до 1 говорит о прямо пропорциональной связи (чем больше..., тем больше...), а коэффициент от -1 до 0 - об обратно

пропорциональной связи (чем больше., тем меньше.). В нашем случае мы выявили прямо пропорциональную связь творческого аспекта человеческого потенциала и уровня заработной платы.

Следовательно, управленческие решения органов государственной власти и работодателей должны быть направлены на усовершенствование способов использования интерспецифического ресурса человеческого потенциала как источника конкурентоспособности фирмы и региона в целом.

Подводя итог, следует обратить внимание на простоту и универсальность применения предложенных нами методик расчета показателя человеческого потенциала в регионе с учетом интерспецифического ресурса.

Список литературы

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2 т. СПб., 2005. 352 с.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов. 10-е изд., стереотип. М.: Высшая школа, 2004. 479 с.

3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыре-нова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.

4. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. №5. С. 109-125.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2007. 12 с.

6. Bergson A.A. Reformulation of Certain

Aspects of Welfare Econom-

ics//Quart.Journ.Econ.1938.Vol.52.Febr.

7. Hueetlin Th. Was Staedte sexy macht // Spiegel. 2007. Nr. 34. S. 98-106.

8. Hawkins ./.The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Penguin Books, 2001. 103 p.

9. URL: http://permstat.gks.ru/default.aspx (дата обращения: 28.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.