Научная статья на тему 'Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики'

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Ф. Г.

В статье даются различные определения человеческого капитала в различных исторических этапах развития экономики, автором ведется сравнительный анализ этих определений. Показана значительная роль образовательного уровня и повышения квалификации кадров в развитии человеческого капитала, что положительно влияет на экономический рост страны. На основе теоретических концепций автором даны основные перспективные направления повышения человеческого капитала в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики»

путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач страны. В Докладе о развитии человека-2010 перечислены страны, в которых происходил самый быстрый прогресс в развитии человека. И происходило оно разными путями. Из них Индонезия и Южная Корея входят в первую десятку по измерениям, связанным и не связанным доходом. Пять стран вошли в список благодаря повышению уровней здоровья и образования, только Китай входит в список благодаря показателям роста [5].

На основании вышеизложенного можно прийти к тому, что для развития человеческого потенциала в Азербайджане существует необходимость формирования государственной социальной политики, направленной на повышение уровня образования, здоровья и квалификации, а также повышение качества жизни населения как условие для развития человеческого потенциала. Повышая качество жизни людей, создавая условия для проявления их активности, меняя требования к личностным качествам человека, государство и общество могут повысить качество человеческого потенциала, от которого в современных условиях зависит уровень социально-экономического развития страны.

Список литературы:

1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ), Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). - М.: Права человека, 2000.

2. Доклад о развитии человека. 2010. - С. 144.

3. Статистические показатели Азербайджана. 2009.

4. Статистический ежегодник СНГ. 2009.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

© Мусаева Ф.Г.*

Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана, Республика Азербайджан, г. Баку

В статье даются различные определения человеческого капитала в различных исторических этапах развития экономики, автором ведется сравнительный анализ этих определений. Показана значительная роль образовательного уровня и повышения квалификации кадров в разви-

* Старший научный сотрудник отдела «Демография и проблемы воспроизводства рабочей силы», доктор философии по экономическим наукам.

тии человеческого капитала, что положительно влияет на экономиче-ский рост страны. На основе теоретических концепций автором даны основные перспективные направления повышения человеческого капитала в условиях рыночной экономики.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификацией и опытом работы определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества. Человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, но и является частью совокупного капитала, а также представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение и перемещение рабочей силы. Исследования социально-экономического развития стран в прошлых веках показывают, что человеческий капитал и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других. В западных странах на определенном историческом этапе быстрый темп экономического роста был обусловлен за счёт человеческого капитала, включая образование.

Сравнительный анализ приведенных определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала:

- человеческий капитал неотделим от его носителей - работников отдельной фирмы или населения региона или страны;

- физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат времени самого человека и общества.

- данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

- данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации.

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, т.е. затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание и образование являются непроизводительными, затратными. Однако, начиная со второй половины XX в., интерес к роли человеческого капитала в экономике

возрос, что связано с объективными причинами: развитые страны перешли на новый путь социально-экономического развития, в котором человеческий капитал приобрел качественно новое значение.

Основоположниками современной теории человеческого капитала считаются Нобелевские лауреаты Г. Беккер и Т. Шульц. Шульц Т. внес значительный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития. В своих работах Шульц отмечал, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Получив Нобелевскую премию в 1979 г., Шульц предложил следующее определение человеческого капитала: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Один из ключевых тезисов теории человеческого капитала состоит в том, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется не :/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX в., а 3/4 его общей величины. Он на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Отсюда следует вывод, что странам с низким уровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в здравоохранение, образование и науку.

Изменения в структуре национального богатства (совокупного капитала), вызывающие увеличение роли человеческого капитала начались не в прошлое десятилетие, и даже не в прошлом столетии. «Если в XVII вв. в общей массе капитала удельный вес «человеческого капитала» не превышал 0 %, то к 1913 г. он возрос примерно до 33 %. Эти пропорции резко изменились во второй половине XX в. и особенно в последние два десятилетия в связи с информационной революцией.

Для оценки величины реального накопления авторы работы использовали расчет показателя «истинное сбережение» по методике специалистов Всемирного банка.

По диаграмме видно, что во многих странах человеческий капитал превышает половину накопленного национального богатства (исключение - страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов.

Рис. 1. Доля человеческого капитала в национальном богатстве, в % [5]

К расчетам стоимости человеческого капитала существуют различные методологические подходы. Американский экономист Дж. Кендрик предложил при определении величины накопления инвестиций в человека использовать метод «непрерывной инвентаризации» [1], но данная методология приемлема для статистических оценок по странам, располагающим долговременными динамическими рядами показателей структуры накопления и потребления, которыми многие страны не располагают. Техника оценок Дж. Кендрика сводится к определению затрат семьи и общества по следующим видам: содержание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, переподготовка, повышение квалификации, здравоохранение и др. Наряду с данными затратами учитываются вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, а также затраты на научные исследования и разработки. Указанная совокупность затрат семей и общества суммируется за средний период подготовки рабочей силы (около 25 лет). С использованием индексов-дефляторов значения показателей пересчитываются из текущих в сопоставимые цены года, на дату которого производится оценка человеческого капитала. Фактически Дж. Кендрик получил оценки накопления человеческого капитала США по его полной «восстановительной стоимости», методология же оценки «чистой стоимости» человеческого капитала нуждается в дополнительных исследованиях, поскольку пока еще не выработаны удовлетворительные методы оценки износа или устаревания человеческих знаний, производственных навыков и т.п. В работе Дж. Минсера выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. На базе статистики США 1980-х гг. Минсер получил зависимости эффективности ЧК от числа лет общего образования, профессиональной подготовки и возраста работника [3].

На современном этапе развития экономики человеческий капитал является самостоятельным экономическим ресурсом. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного блага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В современных условиях система образования и подготовка кадров стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью. В своих исследованиях В. Марцинкевич и И. Соболева показали в 1990 г. суммарные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в США превышали производственные капиталовложения более чем в 3 раза [4]. По данным за 1990 г., у американцев с начальным образованием совокупный полученный в течение всей жизни доход составлял 756 тыс. долл., с высшим образованием - 1720 тыс. долл. Итак, американцы с высшим образованием имели средний доход на 1 млн. долл. и больше. Высокая оплата квалифицированного и интеллектуального труда является одним из главных стимулов получения знаний в развитых странах и главным фактором их развития.

Надо отметить, что Г. Беккер первым осуществил экономическую эффективность образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычи-тывались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись «потерянные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы (по существу, потерянные заработки измеряют, ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера оказывалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%, превышающем показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.

Список литературы:

1. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978.

2. Мельянцев В. Счастье от ума // Известия. - 2000. - 17 мая.

3. Mincer J. The Production of Human Capital and The Lifccyclc of Earnings: Variations on a Theme: Working Paper of the NBER № 4838 (Aug. 1994).

4. Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. - М.: Аспект пресс, 1995.

5. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ. - 2003. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.