Научная статья на тему 'Человеческий капитал как фактор экономического развития современного предприятия'

Человеческий капитал как фактор экономического развития современного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1375
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕСУРС / ИНВЕСТИЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотин А. А.

В статье человеческий капитал рассматривается как главнейший ресурс, играющий серьезную роль в экономическом развитии современного предприятия. Описываются этапы развития научных исследований этого явления, делается вывод о том, что этот показатель требует всестороннего рассмотрения и должен характеризоваться исследователями как количественно, так и качественно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как фактор экономического развития современного предприятия»

УДК 336.717

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А. А. БОЛОТИН,

аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье человеческий капитал рассматривается как главнейший ресурс, играющий серьезную роль в экономическом развитии современного предприятия. Описываются этапы развития научных исследований этого явления, делается вывод о том, что этот показатель требует всестороннего рассмотрения и должен характеризоваться исследователями как количественно, так и качественно.

Ключевые слова: экономика знаний, человеческий капитал, ресурс, инвестиции, образование, креативная личность.

В современной экономике проблема человеческого капитала уже давно приобрела центральное значение. Если экономика ХХ в. отличалась технократической направленностью, то экономика XXI в. - экономикой знаний. Не умаляя важности материальных ресурсов в деятельности предприятий, особенно производственных, многие исследователи сходятся в том, что капитализация их стоимости формируется под серьезным влиянием ресурсов нематериальных. И далеко не всегда речь идет о приобретении и использовании уже готовых нематериальных активов.

Идеи, инновации, предприимчивость, деловая активность и творчество персонала, генерирование управленческих решений, поиск и обработка информации, практическое их применение для производства продукции и получения прибылей - вот те процессы, проблематика которых в настоящее время является объектом исследования в различ-

ных направлениях экономической науки и науки об управлении. При таком подходе постановка в центр социально-экономической системы производителя и потребителя количественно и качественно, переориентация былой системы производственных ценностей, новые тенденции в управлении человеческими ресурсами не выглядят надуманно и актуальны как никогда.

Ведь капитал материальный по сути ничто без капитала человеческого. Примером тому может быть сколько угодно случаев из управленческой практики, когда при прочих равных условиях и практически одинаковых производственных мощностях, объемах инвестиций и т. д. одно из предприятий делает резкий и эффективный рывок вперед, становясь лидером вида деятельности, а другое так и не оправдывает ожиданий собственников и инвесторов, не развивается должным образом или вообще скатывается в кризисное состояние. Казалось бы, в чем разница? Ответ на этот вопрос очевиден: в качестве и количестве человеческого капитала, вложенного в данные предприятия, в системах менеджмента на каждом из них.

Хотя экономика во все времена базируется на одних и тех же факторах, фактор человеческого капитала в современных условиях, бесспорно, признан наиглавнейшим.

Понятие «человеческий капитал» весьма емкое и многогранное. Он включает знания, запас информации, умения, навыки, опыт, профессионализм, здоровье физическое и психическое, образование,

природные особенности и таланты, духовные качества, потенциальные возможности, психологические характеристики личности, способность человека к участию в процессе производства - всю совокупность характеристик индивидуальных и нематериальных, которые в процессе взаимодействия с характеристиками других работников предприятия приносят последнему вполне ощутимую и реальную прибыль. Либо убыток, и тогда имеет место отрицательная отдача от использования человеческого капитала.

Человеческий капитал невозможно полноценно исследовать как часть системы управления предприятием без анализа и количественной оценки всех его компонентов. Дать такую оценку абсолютно всем компонентам зачастую затруднительно по ряду причин. Во-первых, новизны данного направления в менеджменте и как следствие этого отсутствие полной проработанности проблемы. Во-вторых, специфичности человеческого капитала в различных сферах деятельности. В-третьих, по причине отсутствия устоявшегося набора показателей, однозначно его характеризующих. Тем не менее стремиться измерить и оценить человеческий капитал на конкретном предприятии, провести сравнения и добиться сопоставимости по отдельным показателям - вполне понятное желание любого менеджера высшего звена и собственника.

Можно с полной уверенностью сказать, что управлять, не измеряя, - непозволительная роскошь в современном бизнесе. И этот тезис справедлив не только по отношению к капиталу материальному (собственному и заемному), но и к нематериальному (человеческому).

Исследователи данной сферы (в частности, Л. И. Евенко) справедливо считают, что в науке об управлении в последние 250 лет сменилось, как минимум, четыре концепции, прежде чем человеческий капитал стал полноценным объектом исследования. На протяжении примерно 70-75 лет (конец XIX в. - 1960-е гг.) в науке закрепилась концепция использования трудовых ресурсов, нашедшая свое отражение в марксизме и тейлоризме [2]. В рамках этой концепции человек интересовал исследователей как носитель трудовой функции, а труд, в свою очередь, как часть измеряемых затрат, увеличивающих себестоимость производимой продукции. Основные рекомендации и интересы концентрировались вокруг оценки вклада работников в общие результаты по предприятию, снижении

затрат без снижения качества, увеличении выпуска продукции и т. д.

На смену данной концепции пришла концепция управления человеческими ресурсами предприятия, в рамках которой человек выступает не только как носитель трудовой функции, а как трехкомпонент-ный ресурс предприятия, состоящий из этой самой функции, социальных отношений и состояния конкретного работника.

Практически параллельно с ней стала развиваться концепция управления персоналом, которая рассматривает человека на предприятии через занимаемую должность и одновременно через административные механизмы, без которых управлять персоналом попросту невозможно. В этой концепции учитываются вопросы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления и т. д.

Именно в этой концепции в качестве главного субъекта организации и особого объекта управления выступает человек. И именно в ее рамках впервые всерьез заговорили о том, что и стратегия, и структура, и стиль управления на предприятии во многом зависят от желаний и способностей работников. Кроме того, именно этой концепции наука об управлении обязана такому понятию, как «человеческий потенциал», с появлением которого ученые и управленцы стали рассматривать человека не только в качестве рабочей силы, но и как креативную личность, использующую свои творческие способности на благо предприятия.

Тот факт, что эти концепции не последовательно сменяли друг друга, четко обозначая временные границы их применения, а пересекались и накладывались друг на друга, испытывали влияние смежных наук (психологии, педагогики, медицины, экономики труда и т. д.), привел к формированию принципиально новой концепции человеческого капитала, с позиции которой человек стал рассматриваться как носитель и социальных, и экономических функций одновременно [2]. Как и капитал материальный, человеческий капитал имеет тенденцию к накоплению, но с тем отличием, что процесс накопления человеческого капитала более длителен, чем процесс накопления физического капитала. Если накопление физического капитала длится до 5 лет, то процесс накопления человеческого капитала - 12-20 лет.

Если говорить более подробно, то в научной литературе понятие человеческого капитала появи-

лось в публикациях второй половины XX в. в работах американских ученых-экономистов Т. Шульца и Г. Беккера (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены в 1979 и 1992 гг. Нобелевские премии по экономике. Существенно развил теорию человеческого капитала и выходец из России С. Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Предпосылкой к ее появлению стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Их анализ и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного фактора развития современной экономики и общества.

Теория человеческого капитала формировалась в процессе научных исследований самых разных ученых. Так, вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И. Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки [4].

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, на первом этапе ограничивалась знаниями и способностью человека к труду. Длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития. Более того, считалось, что инвестиции в воспитание и образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX в. эта установка кардинально изменилась.

Например, С. Фишер дал следующее определение человеческому капиталу: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». В настоящее время это можно считать определением человеческого капитала в узком смысле.

Среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами С. Кузнец поставил на первое место стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала. Высокий уровень и качество накопленного человеческого капитала необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического

обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. В итоге именно достаточно высокие уровень и качество человеческого капитала страны с догоняющей экономикой обеспечивают ее выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал является доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.

Американский экономист Э. Денисон разработал классификацию факторов экономического роста. Он выбрал 23 фактора, из которых 4 относятся к труду, 4 - к капиталу, 1 - к земле, 14 факторов характеризуют вклад научно-технического прогресса. По его мнению, экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первом месте стоит качество рабочей силы. Также решением этой проблемы занимались Р. Солоу и Д. Кендрик.

Огромный вклад в становление теории человеческого капитала внес Т. Шульц. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. Основными результатами инвестиций в человека Т. Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера, который способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Т. Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4 часть, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX в., а 3/4 его общей величины.

Первым перенес понятие человеческого капитала на микроуровень Г. Беккер. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Г. Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Он оценил экономическую эффективность образования, прежде всего для самого работника. А отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

Особый вклад Г. Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различие между специальными и общими инвести-

циями в человека и выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют ее. В своих исследованиях Г. Беккер опирался на обширную статистическую базу, и это лишний раз позволяет считать его исследования масштабными и фундаментальными.

В своих работах он рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала. А его заработную плату - как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем основную часть дохода работнику, по оценкам Г. Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал.

Существуют различные методические подходы к расчетам стоимости человеческого капитала. Затратный метод предложил Дж. Кендрик - на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека [3]. Эта методика оказалась удобной для США, где имеются обширные и достоверные статистические данные. В инвестиции в человеческий капитал Дж. Кендрик включил затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и т. п. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. В результате расчетов он пришел к выводу, что человеческий капитал в 1970-х гг. составлял более половины в накопленном национальном богатстве США, и это без учета государственных инвестиций. Метод Дж. Кедрика позволил оценить накопления человеческого капитала по его полной восстановительной стоимости. Но он не давал возможности расчета чистой стоимости человеческого капитала.

В работе Дж. Минсера выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. На базе статистики США 1980-х гг. Дж. Минсер получил зависимости эффективности человеческого капитала от числа лет

общего образования, профессиональной подготовки и возраста работника.

Методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов предложили К. Маллиган и X. Мартин. Они исходили их следующих предпосылок.

Национальный человеческий капитал по своей эффективности для разных стран существенно различается по качеству и стоимости на душу населения. Эти показатели зависят от качества и этики труда, которые исторически определяются степенью экономической свободы и ментальностью. Экономическая свобода страны в настоящее время измеряется международным индексом экономической свободы, который, в свою очередь, рассчитывается по десяти сложным показателям, отражающим в основном качество труда, бизнеса, государства.

Связь человеческого капитала НС с инвестициями определяется следующей зависимостью:

НС = f(j, Ч, I, X) = С1 где у - индекс качества труда в широком определении;

q - индекс качества накопленного НС; I - инвестиции в НС;

X - другие переменные, от которых зависит НС, включая сам накопленный НС; с - индекс трансформации инвестиций в человеческий капитал.

Индекс трансформации инвестиций в человеческий капитал определяет численно эффективность или производительность. Величина с > 1 может быть для самых развитых стран с наиболее высоким качеством НС, с развитой инновационной экономикой, экономикой знаний, информационным обществом; с < 1 - для развивающихся и слаборазвитых стран мира. Для стран с некачественным трудом и низкой его производительностью С в несколько раз меньше, чем у развитых стран, как и производительность труда.

Индекс трансформации инвестиций в человеческий капитал отражает его интегральную эффективность, которая, в свою очередь, определяет среднюю производительность труда в видах экономической деятельности (ВЭД) с высокой добавочной стоимостью и в производстве знаний (ВЭД с высокими технологиями, научная продукция, инновации, новые технологии, производство высоких технологий).

Эффективность человеческого капитала С отражает, сколько его единиц можно получить на единицу инвестиций в данной стране.

Эффективность накопленного человеческого капитала c определяется следующим образом:

с = 0,5( j + q) k, (1)

где k - индекс сырьевой экономики, отражающий сырьевой характер слабо диверсифицированной и отсталой экономики, страдающей «голландской болезнью»;

k = (ВВП - Эс.п) / ВВП, (2)

где ВВП - валовой внутренний продукт; Эсп - экспорт сырьевой продукции. Экспорт сырьевой продукции и ВВП определяются по текущему валютному курсу. Численный коэффициент 0,5 отражает равенство удельного веса трудаj в его расширенном определении и удельного веса индекса качества накопленного человеческого капитала q.

Индекс труда j в его расширенном определении отражает экономическую свободу, включая этику и условия труда, этику и условия предпринимательства, ментальность народа, эффективность на этом направлении институтов государства.

Индекс q накопленного национального человеческого капитала отражает эффективность квалифицированных трудовых ресурсов, креативную и созидательную мощность уже накопленного HC, индексы j и q входят в расчетные формулы с равными весами.

Индекс труда в широком его определении рассчитывается по формуле

j = TLBP,

где T - индекс традиций (ментальности); L - индекс качества труда; B - индекс качества бизнеса; P - индекс законопослушности населения (или его правового нигилизма). Широко известный и используемый в международной практике индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom, IEF), как показали анализ и расчеты, отражает по существу и численно совокупность частных коэффициентов формулы (2). Поэтому для упрощения расчетов, повышения их надежности и репрезентативности в формуле (1) используется международный индекс IEF.

Индекс экономической свободы рассчитывается на основе десяти субиндексов: свобода бизнеса, свобода торговли, фискальная свобода, расходы правительства, свобода цен, свобода инвестиций, свобода финансового сектора, защита прав собственности, уровень коррупции и свобода рынка труда. Все эти показатели связаны с характеристиками

и качеством страновых условий для труда и бизнеса, и, следовательно, они определяют инвестиционную привлекательность страны.

Значение каждого показателя варьирует от 0 до 100 баллов (100 баллов означает максимальный уровень экономической свободы). Фактически субиндексы отражают этику, качество и производительность труда (включая труд предпринимательский, управленческий, интеллектуальный) и условия для его свободной и эффективной реализации. Поэтому индекс IEF используется для расчетов в долях единицы индекса экономической свободы, что существенно упрощает расчеты (индекс IEF делится на 100):

j = IEF/100. Индекс качества HC объединяет влияние на индекс эффективности HC еще одной группы субиндексов (факторов)

q = Ihsie,

где l - индекс качества жизни населения страны; h - индекс притока человеческого капитала извне субъекта (оттока из него); s - индекс науки и синергии; i - индекс развития человеческого потенциала ИРЧП;

e - индекс эффективности национальной элиты.

Коэффициент притока человеческого капитала равен

h = (У + У, Л / У ,

v исх п(о)7 исх'

где Уисх - исходное число ученых; Уп(о) - приток (отток) ученых. Индекс науки и синергетики равен s = (1 + 10« + w), где п - валовые внутренние инвестиции в науку в долях ВВП (в терминологии ЮНЕСКО - ВР-НИОКР),

w - доля страны в совокупных мировых инвестициях в науку.

Индекс эффективности национальной элиты равен

e = (ВВП - Эт.с) / ВВП, где Эт.с - теневой сектор экономики.

Таким образом, для расчетов индексов эффективности HC используются индексы международных организаций: индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom, IEF), индекс качества жизни населения QL, индекс развития человеческого потенциала HDI, индекс науки и синергетики, рассчитанный по данным доклада ЮНЕСКО за

7х"

17

2010 г.; индекс притока НС извне субъекта (оттока из него); индекс качества накопленного НС (расчет его производится по группе показателей и индексов); индекс эффективности элиты и теневой экономики; индекс сырьевой экономики, отражающий тип преимущественно сырьевой экономики и зависимость страны с индустриально-сырьевой экономикой от экспорта сырья.

Расчеты эффективности человеческого капитала по большому числу показателей отражают качество и эффективность НС, а также среднюю производительность труда страны или другого субъекта. Индекс развития человеческого потенциала, напротив, сглаживает через небольшое число расчетных показателей и среднее геометрическое от них различия в качестве и эффективности НС стран мира.

Например, за 2010 г. ИРЧП США составил 0,902, а России - 0,719 (разница составляет 20 %). Это, конечно же, не отражает разрыва между странами по человеческому потенциалу и стоимости на душу населения (и производительности) национальных НС этих стран. Соотношение индексов эффективности НС иное: индекс США в 4,1 раза превышает российский, что близко к соотношению средней производительности труда в этих странах.

Основной недостаток ИРЧП состоит в том, что этот индекс не отражает качества образования и качества ВВП на душу населения. В развитых странах качество и стоимость образования много выше, чем в бедных или развивающихся странах. Значительная доля нефтегазового сектора экономики и доходов от него поднимает вверх в рейтинге ИРЧП, например нефтедобывающие арабские страны. А эти страны почти не задействуют своего национального НС даже в добыче нефти и газа. Поэтому для учета высоких экспортных доходов при расчетах эффективности национальных НС стран с сырьевыми экономиками используется понижающий коэффициент. Он равен, в частности, для России 0,75, для Казахстана - 0,56 [1]. Для развитых стран и развивающихся стран с диверсифицированной экономикой этот индекс равен единице.

Вклад науки (НИОКР) в человеческий капитал исследовал национальный научный фонд США совместно с экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Фонд разработал систему показателей научно-технического прогресса, в том числе затрат на НИОКР (разработан-

ное фондом «Руководство ФРАСКАТ» стало международным стандартом для сравнительного анализа результатов научных исследований). В руководстве изложена методология оценки текущих расходов на НИОКР и их накопления как нематериального капитала и фактора экономического роста.

Методология ФРАСКАТ основана на детальной информации в США о затратах на науку, начиная с 1920 г. В методике учитывался временной лаг между периодом осуществления НИОКР и периодом их воплощения в накопленном человеческом капитале как приросте запаса знаний и опыта. Средний срок службы этого вида капитала был принят равным 18 годам. Результаты расчетов оказались близки к результатам других исследователей.

Алгоритм расчетов был следующим:

1) суммарные текущие расходы на науку (на

фундаментальные исследования, прикладные

исследования, ОКР);

2) накопление за период;

3) изменения в запасах;

4) потребление за текущий период;

5) валовое накопление;

6) чистое накопление.

Международные экономические и финансовые институты проявляют постоянный интерес к проблеме человеческого капитала. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) еще в 1970-х гг. подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества, где была поставлена проблема роли и значения человеческого фактора в глобальном экономическом развитии. В этом исследовании были созданы методики расчетов некоторых составляющих человеческого капитала: средней продолжительности жизни одного поколения, длительности активного трудового периода, чистого баланса рабочей силы, цикла семейной жизни и др. В стоимость человеческого капитала включались стоимость воспитания, обучения и подготовки новых работников, стоимость повышения квалификации, затраты на удлинение периода трудовой деятельности, на потери в связи с болезнями, смертность и пр.

Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада человеческого капитала) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других

школ и авторов. Источники человеческого капитала выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления: наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение.

Человеческий капитал в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение - страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На его процентную долю существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика [1].

Изложенная методика оценки человеческого капитала по затратам, достаточно корректная для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками, дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости человеческого капитала разных стран. Человеческий капитал слаборазвитой и развитой стран имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.

Аналитики Всемирного банка предложили и дисконтный метод оценки стоимости человеческого капитала. При заданной норме доходности совокупного национального богатства вычисляется его стоимость. Затем из полученной величины вычитается стоимость земли, полезных ископаемых, лесных и морских ресурсов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого капитала. Рассчитанная по этой методике стоимость человеческого капитала составляет даже в бедных странах около половины национального богатства, а в развитых странах - около 3/4. Причем на национальном уровне возникают сильные синергетические эффекты. В технологическом венчурном бизнесе чем выше концентрация высококвалифицированных специалистов, тем выше отдача каждого из них. Еще более значительны синергетические эффекты в области научных исследований.

Оценки величины российского человеческого капитала завышены. В частности, использован некорректный метод замены реальных затрат в РФ на подготовку одного специалиста их величиной в западных странах. В последние десятилетия наблюдается в развитых странах опережающий рост инвестиций в человеческий капитал.

Капитал физический, как известно, повышает производственные возможности предприятия, т. е. позволяет производить новую продукцию, которая будет общественно востребована. Накопление физического капитала зачастую связано непосредственно с процессом производства, а его способность приносить экономическую выгоду предприятию рассчитана на определенное время.

Капитал человеческий, обладая признаками капитала физического, имеет свои особенности. Во-первых, его проявления носят нематериальный характер (знания, умения, навыки). Во-вторых, его невозможно увидеть, ощутить с помощью органов чувств, в связи с чем износ такого капитала попросту невозможен. В-третьих, его накопление -процесс непрерывный. В-четвертых, процесс накопления и инвестиций в человеческий капитал связан с конкретной личностью. В-пятых, процесс использования капитала физического приводит к его обесценению, тогда как процесс использования капитала человеческого, наоборот, повышает его качественные и количественные характеристики. Ведь становясь старше, человек все больше инвестирует в свое образование, приобретает больше опыта, знаний и т. д. Поэтому говорить о полном износе человеческого капитала (аналогично амортизации производственного оборудования) по меньшей мере некорректно.

Несложно сделать вывод, что из всех видов инвестиций именно инвестиции в человеческий капитал наиболее важны. Большинство исследователей различают следующие направления инвестирования в человеческий капитал:

- инвестиции в образование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расходы на здравоохранение, обеспечивающие

физическое и умственное здоровье индивида;

- улучшение жилищных условий;

- здоровое питание.

Именно эти виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала. Особенностью вложений в человеческий капитал является то, что не сразу приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени. Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний, но без полученных на производстве навыков и опыта знания не являются человеческим капиталом, од-

нако в настоящее время это важнейшая компонента вложений в человеческий капитал.

Инвестиции в образование - единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности труда в будущем и, кроме того, они связаны с конкретным человеком. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала данный вид инвестиций является наиболее выгодным с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносит достаточно значимый по объему и продолжительный по времени экономический и социальный эффект. Для предприятия инвестиции в человеческий капитал также могут считаться значительными, но в то же время рискованными, именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другое предприятие, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал исчезает с предприятия вместе с ним, что может рассматриваться как прямые убытки.

Несмотря на то, что знания всегда были одним из важнейших условий развития производства, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.

Так, если ранее наличие земли, машин и оборудования, зданий и сооружений, а также прочих

внеоборотных активов у предприятия фактически гарантировало его рентабельность и развитие, то в настоящее время ничто из этого не может уже служить подобной гарантией. Таким образом, имеет место относительность всех факторов производства, кроме человеческого капитала.

В современном обществе, в экономике знаний и информации значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Эффективность промышленной сферы все меньше определяется материальными активами; на смену им уже давно пришел человеческий капитал.

Список литературы

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2004. На пути к обществу, основанному на знаниях / под общ. ред. С. Н. Бобылева. М.: Весь мир, 2004.

2. Дункан У. Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М.: Дело, 1996.

3. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.

4. Корчагин Ю. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Воронеж: ЦИРЭ, 2010.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.