Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ТРУД / ДУХОВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / HUMAN CAPITAL / HISTORICAL PROGRESS / EDUCATION / SOCIETY / LABOR / SPIRITUALITY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульжанова Гульбарам Тимеркановна

Задача. Феномен человеческого капитала в русле социально-философского анализа требует многостороннего изучения, где на первый план выступает интеллектуальное развитие. Ведь решающая роль в развитии любой страны мира принадлежит человеку как носителю богатства [10: 108]. Понятие человеческий капитал постепенно приобретает статус общенаучного понятия (оно уже все чаще используется в педагогике, социологии, политологии, культурологии и других науках социогуманитарного профиля). В постиндустриальном обществе сфера культуры раскрывается в ее новом состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретая качественно новую роль, становясь все более ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой [5: 6]. Отсюда следует, что философия играет методологическую, интегративную роль в происхождении и развитии человеческого капитала. На основе анализа работ отечественных, зарубежных исследователей, а также идей классиков и современников философской мысли показаны предпосылки формирования понятия человеческого капитала, и их основные теоретические подходы. Методология и методы исследования. В ходе исследования прослеживается мысль о том, что человеческий капитал в условиях стремительных перемен определяет динамику и направленность общественного развития. Обеспечение его соответствия социальным ценностям и требованиям времени становится важной задачей целенаправленного социокультурного развития личности и общества [15: 1]. Для уточнения содержания понятия «человеческий капитал» в качестве научного метода познания автором использованы исторический анализ и метод контент-анализа. На основе этих методов изучены текстовые данные, суть которых заключается в расчленении текстовых данных на структурные элементы, обнаружении ключевых слов в документах с определением частоты их упоминаний. Данные методы являются основными в исследовании сущности понятий, содержания сообщений средств массовой информации, ответов на вопросы социологических исследований [11: 29]. Выводы. В современном трансформационном обществе в подтексте человеческой ценности в роли капитала и ресурса - возникают положительные и отрицательные противоречивые направления, и для их решения требуются социально-философские исследования. Неоднозначность формулировки категории «человеческий капитал» основана на категориальной взаимосвязи между его формами в науке и нивелированием в толкованиях понятия факта доходности. В качестве ключевого доказательства обосновывается мысль о том, что человеческий капитал - это многоплановый социально-культурный ресурс общества. Он рассматривается как двигатель исторического прогресса в социальной и культурной сферах. В системе взглядов роль человека в социуме позволяет выделить объективную основу современной теории человеческого капитала, его исторические корни, его научную логику значимости как фундаментальной основы исторического прогресса. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития гражданина, принимающий форму человеческого капитала, обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере его деятельности. Мерой человеческого инновационного капитала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей [14: 1181]. Человеческий капитал, как и все внутреннее личностное богатство не представляется без духовно-нравственной составляющей сущности человека и его бытия. Духовность есть основа практически всего, все что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур. Отсутствие духовно-нравственной составляющей техногенной цивилизации завело человечество в тупик. Сейчас как никогда требуется качественный сдвиг в сознании человека, коренным образом изменяющий его мировоззрение. В системе образования и воспитания необходимо вернуться к мыслям и идеям великих мыслителей, начиная с древности и завершая современностью по духовно-нравственному возвышению человека. Практическое значение. Сегодня, усиление внимания на социально-философские стороны человеческого капитала сводится к практической значимости обозначенной проблемы. Следовательно, предлагаемая тема может быть применена как теоретическая инструкция для социальных научно-исследовательских институтов. Концептуальные результаты исследования создают теоретическую основу для более глубокого понимания социальных трансформаций в обществе, а с другой стороны, она может быть использована как теоретическая основа для будущих сравнительных социально-философских исследований человеческого капитала. Материалы исследования могут быть полезны при подготовке учебных пособий, курсов по социальной философии. Автор предлагает внедрение спецкурса для магистрантов, докторантов «Человеческий капитал и его проявления в развитии Республики Казахстан». А также в вузах в процессе преподавания социогуманитарных дисциплин практиковать проведение научных дискуссий на вышеобозначенную тему. Оригинальность/ценность. Полагаем,что затронутая тема статьи даст импульс к размышлению, сподвигнет к написанию статей по вопросам развития человеческого капитала с позиции социально-философского анализа. Что касается концепции исследуемого феномена, то ее экстраполяционные возможности будут реализованы на «встречных потоках» экономики и других важнейших сфер социального бытия - науки, культуры, образования, политики и т.д. Исследуемая проблема адресована ученым-обществоведам, работникам системы управления, преподавателям вузов и докторантам, а также всем тем, кого интересуют проблемы формирования и развития человеческого капитала в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL: GENESIS AND EVOLUTION

Task. The phenomenon of human capital in line with socio-philosophical analysis requires multilateral study, where intellectual development comes to the fore. Indeed, the decisive role in the development of any country in the world belongs to man as a bearer of wealth [10: 108]. The concept of human capital is gradually acquiring the status of a general scientific concept (it is already more and more often used in pedagogy, sociology, political science, cultural studies and other social sciences with a humanitarian profile). In a post-industrial society, the sphere of culture is revealed in its new state, including family, education, science, computer science, art, acquiring a qualitatively new role, becoming an increasingly leading sector of production, its “basis” and driving force [5: 6]. It follows that philosophy plays a methodological, integrative role in the origin and development of human capital. Based on the analysis of the work of domestic and foreign researchers, as well as the ideas of classics and contemporaries of philosophical thought, the prerequisites for the formation of the concept of human capital, and their basic theoretical approaches are shown. Methodology and research methods. The study traces the idea that human capital in conditions of rapid change determines the dynamics and direction of social development. Ensuring its compliance with social values and the requirements of the time becomes an important task of the targeted socio-cultural development of the individual and society [15: 1]. To clarify the content of the concept of “human capital”, the author uses a historical analysis and a content analysis method as a scientific method of cognition. Based on these methods, text data was studied, the essence of which is to divide text data into structural elements, detect keywords in documents, and determine the frequency of their references. These methods are the main ones in the study of the essence of concepts, the content of media messages, answers to questions of sociological research [11: 29]. Conclusions. In a modern transformational society, in the subtext of human value in the role of capital and resource, positive and negative contradictory directions arise, and their solution requires socio-philosophical research. The ambiguity of the wording of the category“human capital” is based on the categorical relationship between its forms in science and the leveling in the interpretation of the concept of the fact of profitability. As a key evidence, the idea that human capital is a multifaceted socio-cultural resource of society is substantiated. It is regarded as an engine of historical progress in the social and cultural spheres. In the system of views, the role of man in society allows us to distinguish the objective basis of the modern theory of human capital, its historical roots, its scientific logic of significance as the fundamental basis of historical progress. The scope of the study / the possibility of subsequent use of the results of scientific work. The main form of the country's wealth is the leading level of intellectual and spiritual development of the citizen, taking the form of human capital, ensuring the innovation process in every area of its activity. A measure of human innovative capital, vitality and resilience of a society becomes its ability to provide a social space for creative, creative activity of people [14: 1181]. Human capital, like all internal personal wealth, cannot be imagined without the spiritual and moral component of the essence of man and his being. Spirituality is the basis of almost everything, everything that has to do with the self-realization of a person. It can be argued that certain spiritual attitudes explicitly or discreetly direct any activity of each person and all social structures. The absence of the spiritual and moral component of technogenic civilization has led mankind to a standstill. Now more than ever, a qualitative shift in the human mind is required, fundamentally changing his worldview. In the system of education and upbringing, it is necessary to return to the thoughts and ideas of great thinkers, starting from antiquity and ending with modernity in the spiritual and moral elevation of man. Practical value. Today, increased attention to the socio-philosophical aspects of human capital comes down to the practical significance of the identified problem. Therefore, the proposed topic can be applied as a theoretical instruction for social research institutes. The conceptual results of the study provide a theoretical basis for a deeper understanding of social transformationsin society, and on the other hand, it can be used as a theoretical basis for future comparative socio-philosophical studies of human capital. Research materials may be useful in the preparation of textbooks, courses in social philosophy. The author proposes the introduction of a special course for undergraduates and doctoral students“Human capital and its manifestations in the development of the Republic of Kazakhstan”. And also in universities, in the process of teaching social sciences and humanities, to practice conducting scientific discussions on the above topic. Originality / value. We believe that the topic of the article touched upon will give an impetus to reflection and encourage the writing of articles on the development of human capital from a position of socio-philosophical analysis. As for the concept of the phenomenon under study, its extrapolation opportunities will be realized on the “reciprocal flows” of the economy and other important areas of social life - science, culture, education, politics, etc. The problem under study is addressed to social scientists, employees of the management system, university professors and doctoral students, as well as all those who are interested in the problems of the formation and development of human capital in the world.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ»

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-174-179

УДК 1:3+1:93

Человеческий капитал: генезис и эволюция

Г.Т. Кульжанова ©

Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, г. Костанай, Республика Казахстан

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Задача. Феномен человеческого капитала в русле социально-философского анализа требует многостороннего изучения, где на первый план выступает интеллектуальное развитие. Ведь решающая роль в развитии любой страны мира принадлежит человеку как носителю богатства [10: 108]. Понятие человеческий капитал постепенно приобретает статус общенаучного понятия (оно уже все чаще используется в педагогике, социологии, политологии, культурологии и других науках со-циогуманитарного профиля). В постиндустриальном обществе сфера культуры раскрывается в ее новом состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретая качественно новую роль, становясь все более ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой [5: 6]. Отсюда следует, что философия играет методологическую, интегративную роль в происхождении и развитии человеческого капитала. На основе анализа работ отечественных, зарубежных исследователей, а также идей классиков и современников философской мысли показаны предпосылки формирования понятия человеческого капитала, и их основные теоретические подходы. Методология и методы исследования. В ходе исследования прослеживается мысль о том, что человеческий капитал в условиях стремительных перемен определяет динамику и направленность общественного развития. Обеспечение его соответствия социальным ценностям и требованиям времени становится важной задачей целенаправленного социокультурного развития личности и общества [15: 1]. Для уточнения содержания понятия «человеческий капитал» в качестве научного метода познания автором использованы исторический анализ и метод контент-анализа. На основе этих методов изучены текстовые данные, суть которых заключается в расчленении текстовых данных на структурные элементы, обнаружении ключевых слов в документах с определением частоты их упоминаний. Данные методы являются основными в исследовании сущности понятий, содержания сообщений средств массовой информации, ответов на вопросы социологических исследований [11: 29]. Выводы. В современном трансформационном обществе в подтексте человеческой ценности в роли капитала и ресурса - возникают положительные и отрицательные противоречивые направления, и для их решения требуются социально-философские исследования. Неоднозначность формулировки категории «человеческий капитал» основана на категориальной взаимосвязи между его формами в науке и нивелированием в толкованиях понятия факта доходности. В качестве ключевого доказательства обосновывается мысль о том, что человеческий капитал - это многоплановый социально-культурный ресурс общества. Он рассматривается как двигатель исторического прогресса в социальной и культурной сферах. В системе взглядов роль человека в социуме позволяет выделить объективную основу современной теории человеческого капитала, его исторические корни, его научную логику значимости как фундаментальной основы исторического прогресса. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития гражданина, принимающий форму человеческого капитала, обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере его деятельности. Мерой человеческого инновационного капитала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей [14: 1181]. Человеческий капитал, как и все внутреннее личностное богатство не представляется без духовно-нравственной составляющей сущности человека и его бытия. Духовность есть основа практически всего, все что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур. Отсутствие духовно-нравственной составляющей техногенной цивилизации завело человечество в тупик. Сейчас как никогда требуется качественный сдвиг в сознании человека, коренным образом изменяющий его мировоззрение. В системе образования и воспитания необходимо вернуться к мыслям и идеям великих мыслителей, начиная с древности и завершая современностью по духовно-нравственному возвышению человека. Практическое значение. Сегодня, усиление внимания на социально-философские стороны человеческого капитала сводится к практической значимости обозначенной проблемы. Следовательно, предлагаемая тема может быть применена как теоретическая инструкция для социальных научно-исследовательских институтов. Концептуальные результаты исследования создают теоретическую основу для более глубокого понимания социальных трансформаций в обществе, а с другой стороны, она может быть использована как теоретическая основа для будущих сравнительных социально-философских исследований человеческого капитала. Материалы исследования могут быть полезны при подготовке учебных пособий, курсов по социальной философии. Автор предлагает внедрение спецкурса для магистрантов, докторантов «Человеческий капитал и его проявления в развитии Республики Казахстан». А также в вузах в процессе преподавания социогуманитарных дисциплин практиковать проведение научных дискуссий на вышеобозначенную тему. Оригинальность/ценность. Полагаем,

Кульжанова Г.Т.

что затронутая тема статьи даст импульс к размышлению, сподвигнет к написанию статей по вопросам развития человеческого капитала с позиции социально-философского анализа. Что касается концепции исследуемого феномена, то ее экстраполяцион-ные возможности будут реализованы на «встречных потоках» экономики и других важнейших сфер социального бытия - науки, культуры, образования, политики и т.д. Исследуемая проблема адресована ученым-обществоведам, работникам системы управления, преподавателям вузов и докторантам, а также всем тем, кого интересуют проблемы формирования и развития человеческого капитала в мире.

Ключевые слова: человеческий капитал, исторический прогресс, образование, общество, труд, духовность, инновации

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-174-179

Human capital: Genesis and evolution

G.T. Kulzhanova ©

Kostanai Academy of the IAM of the Republic of Kazakhstan after Sh. Kabylbaev, Kostanay, Republic of Kazakhstan

Ural Federal University after the first President of Russia B.N. Eltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. Task. The phenomenon of human capital in line with socio-philosophical analysis requires multilateral study, where intellectual development comes to the fore. Indeed, the decisive role in the development of any country in the world belongs to man as a bearer of wealth [10: 108]. The concept of human capital is gradually acquiring the status of a general scientific concept (it is already more and more often used in pedagogy, sociology, political science, cultural studies and other social sciences with a humanitarian profile). In a post-industrial society, the sphere of culture is revealed in its new state, including family, education, science, computer science, art, acquiring a qualitatively new role, becoming an increasingly leading sector of production, its "basis" and driving force [5: 6]. It follows that philosophy plays a methodological, integrative role in the origin and development of human capital. Based on the analysis of the work of domestic and foreign researchers, as well as the ideas of classics and contemporaries of philosophical thought, the prerequisites for the formation of the concept of human capital, and their basic theoretical approaches are shown. Methodology and research methods. The study traces the idea that human capital in conditions of rapid change determines the dynamics and direction of social development. Ensuring its compliance with social values and the requirements of the time becomes an important task of the targeted socio-cultural development of the individual and society [15: 1]. To clarify the content of the concept of "human capital", the author uses a historical analysis and a content analysis method as a scientific method of cognition. Based on these methods, text data was studied, the essence of which is to divide text data into structural elements, detect keywords in documents, and determine the frequency of their references. These methods are the main ones in the study of the essence of concepts, the content of media messages, answers to questions of sociological research [11: 29]. Conclusions. In a modern transformational society, in the subtext of human value in the role of capital and resource, positive and negative contradictory directions arise, and their solution requires socio-philosophical research. The ambiguity of the wording of the category "human capital" is based on the categorical relationship between its forms in science and the leveling in the interpretation of the concept of the fact of profitability. As a key evidence, the idea that human capital is a multifaceted socio-cultural resource of society is substantiated. It is regarded as an engine of historical progress in the social and cultural spheres. In the system of views, the role of man in society allows us to distinguish the objective basis of the modern theory of human capital, its historical roots, its scientific logic of significance as the fundamental basis of historical progress. The scope of the study/ the possibility of subsequent use of the results of scientific work. The main form of the country's wealth is the leading level of intellectual and spiritual development of the citizen, taking the form of human capital, ensuring the innovation process in every area of its activity. A measure of human innovative capital, vitality and resilience of a society becomes its ability to provide a social space for creative, creative activity of people [14: 1181]. Human capital, like all internal personal wealth, cannot be imagined without the spiritual and moral component of the essence of man and his being. Spirituality is the basis of almost everything, everything that has to do with the self-realization of a person. It can be argued that certain spiritual attitudes explicitly or discreetly direct any activity of each person and all social structures. The absence of the spiritual and moral component of technogenic civilization has led mankind to a standstill. Now more than ever, a qualitative shift in the human mind is required, fundamentally changing his worldview. In the system of education and upbringing, it is necessary to return to the thoughts and ideas of great thinkers, starting from antiquity and ending with modernity in the spiritual and moral elevation of man. Practical value. Today, increased attention to the socio-philosophical aspects of human capital comes down to the practical significance of the identified problem. Therefore, the proposed topic can be applied as a theoretical instruction for social research institutes. The conceptual results of the study provide a theoretical basis for a deeper understanding of social transformations

in society, and on the other hand, it can be used as a theoretical basis for future comparative socio-philosophical studies of human capital. Research materials may be useful in the preparation of textbooks, courses in social philosophy. The author proposes the introduction of a special course for undergraduates and doctoral students "Human capital and its manifestations in the development of the Republic of Kazakhstan". And also in universities, in the process of teaching social sciences and humanities, to practice conducting scientific discussions on the above topic. Originality/value. We believe that the topic of the article touched upon will give an impetus to reflection and encourage the writing of articles on the development of human capital from a position of socio-philosophical analysis. As for the concept of the phenomenon under study, its extrapolation opportunities will be realized on the "reciprocal flows" of the economy and other important areas of social life - science, culture, education, politics, etc. The problem under study is addressed to social scientists, employees of the management system, university professors and doctoral students, as well as all those who are interested in the problems of the formation and development of human capital in the world.

Keywords: human capital, historical progress, education, society, labor, spirituality, innovation

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция феномена «человеческого капитала» занимает центральное место в изучении исторического прогресса. Человек с момента своего появления стремится к познанию окружающей действительности, к постижению своей сущности, природы человеческого капитала. Ведь человеческий капитал является наиболее важным фактором нынешнего социально-экономического развития. На сегодняшний день в науке существует большее количество концепций человеческого капитала, которые рассматривают особенности представленного феномена как основу исторического прогресса в целом.

В контексте исследования человеческого капитала первостепенное значение имеет сам человек, являясь целью исторического прогресса. В рамках рассматриваемого вопроса автор разделяет позицию с немецким философом К. Ясперсом, который в своем труде «Смысл и назначение истории» отмечал, что «Человек прорывается через пассивность постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависит продолжение движения к незнакомой цели» [9: 378]. Изучение содержания понятия «человеческий капитал» многогранно. Об этом свидетельствует то, что в процессе жизнедеятельности человек накапливает в свой багаж «человеческий капитал». В русле социально-философского изучения капиталом выступают знания, умения, навыки духовно-материального созидания, являющиеся фактором движения к историческому прогрессу. С точки зрения К. Ясперса «будущее человечества не придет само, как явление природы. Все то, что сегодня и каждую минуту совершают люди, как они мыслят и чего ждут, является предначертанием будущего, его истоками, которые зависят от людей» [9: 162]. В результате мы видим, что совокупность достижений современного человека в культурно-социальной сфере предстает перед общественностью первоосновой исторического прогресса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исторический обзор развития научных взглядов

В своем стремлении описать изменения в социуме и их детерминацию философскими идеями, мы счита-

ем необходимым обратиться к утверждениям теоретиков в части того, что проблема развития человеческого капитала имеет глубокие корни в истории социально-философской мысли. Ретроспективный анализ изучения классических примеров исследования природы человеческого капитала показывает, что в объяснении сущности человеческого капитала ученые вкладывали объективное понимание. Один из основателей теории человеческого капитала Т.У. Шульц подчеркивал, что человек, благодаря своим способностям, приводит к изменению и движению разнообразные социально-экономические процессы, которые в свою очередь приносят доход обладателю этих способностей [13: 1]. «Формирование человеческого капитала происходит благодаря долгосрочным вложениям - инвестициям в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о способах рационального поведения» - так в широком смысле определил Г.С. Беккер [2: 18].

В свою очередь А.В. Корицкий, занимающийся изучением исторических корней концепции человеческого капитала, утверждает, что сторонниками теории человеческого капитала были разработаны разнообразные эмпирические, количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной (и неденежной) отдачи для общества и семьи [6: 10]. В результате философское осмысление данной проблематики позволяет отметить, что акцент делается на производимые способности человека и дифференциацию доходов, вызываемые различными уровнями инвестиций в их производство.

Развитие методологии

Для наших целей принципиальным в исследовании человеческого капитала является переход от узкодисциплинарной к социально-философской методологии для его описания. Решающее отличие социально-философской методологии от региональной, в частности, экономической состоит в том, чтобы обособленные от человеческого опыта социальные формы рассматривать как формы динамики, становления человеческой деятельности.

Кульжанова Г.Т.

Традиционно и, прежде всего, в экономической науке капитал описывается как форма объективированного человеческого опыта. И именно в таком качестве он создает условия для квазиавтономного, квазивещественного существования человеческого опыта. Без сомнения, данная региональная трактовка капитала в качестве всеобщей социальной формы позволяет редуцировать человеческие деятельности к единой субстанции. Образование, здравоохранение, семья и общество - все это редуцируется к универсальной форме капитала. Более того, она свидетельствует о формировании «новой формы субъективности и новой техники управления, организованной вокруг экономических норм конкуренции, гибкости, расчета рисков и человеческого капитала» [12: 33]. На наш взгляд подобная трактовка капитала как экономической категории обусловлена исторически специфической формой человеческого сообщества, а именно развитием индустриальных обществ.

Во второй половине ХХ в. кризисные ситуации вынуждают пересмотреть эту трактовку, так как становится очевидным, что разнородные деятельности не могут быть сведены к абстрактным, квазивещественным измерениям. В каждой конкретной деятельности важен ее имманентный план взаимодействия человека с миром, с вещами и с другими людьми. И именно этот план деятельности обеспечивает ее качественную реализацию в различных сферах общественной жизни. Решающим в этом плане становится самоопределение, самореализация человека, связующее различные внешние воздействия, преобразовав их, придает им форму социально значимого результата. Возникает необходимость в новой трактовке человеческого капитала, в которой устанавливается сложная взаимозависимость воспроизводства капитала и качественных характеристик человеческой деятельности. Так, М.М. Критский постулирует о том, что «человеческий капитал исходно выступает как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого социума к его современному состоянию» [7: 17].

В нынешнее время человеческий капитал становится наиболее важным для исторического прогресса и получает значимость в развитии общества и государства. С нашей точки зрения можно рассматривать человеческий капитал как основное средство для социально-культурного развития общества, потому как он вносит ключевые аспекты продуктивности в производственную и инновационную деятельность. Следует отметить, что важность человеческого капитала взаимосвязана с диалектическими изменениями пространства и времени во всем мире. Это и есть реляционная концепция, в котором его основная задача является развитие общества, семьи и самой личности. Основными источниками богатства любого государства являются природный, физический, финансовый и человеческий капитал. Однако структура последнего тесно связана с особенностями развития духовной культуры каждой нации.

Анализ тенденций

трактовки человеческого капитала

Общество, рассматриваемое через призму социальной онтологии, может быть рассмотрено как способ

человеческого бытия и как среда, в которой возможно возникновение и развитие человека. Е.И. Балдицына в своей работе подчеркивает, любые социальные изменения, будь то проходящие эволюционным, то есть не затрагивающие целостность и структурную определенность общества, или революционным путем, в которых затрагивается и порой разрушается структурная определенность и целостность общества, к чему существуют онтологические основания [1: 167-168]. Исходя из этого, проанализируем различные тенденции рассмотрения трактовки человеческого капитала через призму того, что он является двигателем исторического прогресса. Авторы М.В. Герман, Н.С. Помуле-ва в содержании своей научной статьи основываются на интерпретации понятия «человеческий капитал» отечественных экономистов С.А. Дятлова и А.И. Добрынина. Исследователи, раскрывая суть данного понятия, считают, что человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек целесообразно используя в той или иной сфере общественного воспроизводства, и способствуя росту производительности труда и производства. Использование представленного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к увеличению доходов работника. Соответственно, полученные доходы будут направлены на поддержание здоровья, образования и других институтов. В целом, их эффективное дальнейшее применение обеспечит повышение благосостояния человека, страны [4: 149150]. Автор разделяет позицию ученых, которые утверждают, что человеческий капитал служит ядром прогресса человеческого сообщества.

Являясь устойчивым основанием исторического прогресса, человеческий капитал представляется основополагающим аспектом в рассмотрении всей системы развития обозначенного понятия. По нашему мнению, реалии сегодняшнего дня диктуют нам, что возникновение, формирование и развитие человеческого капитала нужно исследовать как процесс поиска, возобновления и усовершенствования высококачественных продуктивных характеристик человека. С ними он вступает в связь в общественном производстве, следствием которого является феномен исторического прогресса.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В завершение следует отметить еще одну достойную внимания тенденцию, что человеческий капитал - это один из основных объектов социально-философского исследования. Многие ученые делают акцент на важность и действительность интеллектуального капитала, так как он является ключевым элементом развития общества. Учитывая современное высокотехнологичное развитие, интеллектуальная собственность может действительно храниться на информационных носителях и использоваться при различных финансовых операциях и вложениях, благодаря которым интеллектуальный капитал наиболее востребован. Через анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, а также идей классиков и современников философской мысли, доказано, что философские идеи влияют на основания социальных трансформаций. Кроме того, автор

отмечает, что перемены, происходящие в общественной жизни, детерминируются в соответствии с популярностью и преобладанием на определенном историческом отрезке конкретных идей, традиций и школ. То, что логично рассматривается в том или ином философском дискурсе социальной проблематики.

Быстрое развитие человеческого капитала, как главное условие социально-культурного и гуманитарного прогресса, стало устойчивой культурной традицией многих передовых стран современности. Во второй половине XX в. учеными различных сфер науки стали рассматриваться проблемы человеческого капитала для изучения эффективности экономического и социального развития социума. Понимание особой важности качеств человеческого капитала, ставшими важнейшими факторами, повлияло на передовое развитие цивилизации. Вложенные инвестиции в интеллектуальную культуру, науку и образование обеспечивают качество исторического прогресса, высокую производительность и качество труда, а также успехи в социально-экономическом развитии многих мировых сообществ.

В настоящее время необходимо вкладывать ресурсы в человеческий капитал на постоянной основе, что зависит от таких факторов, как географический и исторический детерминизм, общественная среда, культурно-генетический код и культурный обмен. Среди этих факторов, наиболее важным является общественная среда человека, так как она является основой формирования человеческого капитала. Автор солидарна с мнением исследователя С. Егорова, который важным источником развития человеческого капитала выделяет институт образования. Он полагает, что в современном мире обучение в течение всей жизни выходит за рамки традиционной образовательной системы [8: 106].

Анализ основных этапов генезиса и эволюции человеческого капитала помогает понимать объективные

ЛИТЕРАТУРА

1. Балдицына Е.И. Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 3 (68). С. 165-171.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ. 2003. 672 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1935. Т. 8. 470 с.

4. Герман М.В., Помулева Н.С. Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 1 (17). С. 149-153.

5. Изотов М.З., Сарсенбаева З.Н., Хамидов А.А. Формирование человеческого капитала в независимом Казахстане: социально-философский анализ. Алматы: Ин-т философии и политологии Комитета науки МОН РК, 2011. 236 с.

6. Корицкий А.В. Влияние человеческого капитала на экономический рост: учеб. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин), 2013. 244 с.

7. Критский М.М. Человеческий капитал: монография. Л.: Ленингр. ун-т, 1991. 120 с.

8. Штразбург С.В. Институциональная среда формирования человеческого капитала // Вестник Казанского государственного аграрного университета, 2009. Т. 4. № 2 (12). С. 105-107.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

основы современного исследования, его исторические корни, научную логику превращения его в основу инновационного развития мирового сообщества.

Как показывает исторический опыт, кардинальные общественные и экономические изменения, модернизация человеческого капитала происходят в период интеграционных процессов в мире. В современных условиях проблема человеческого капитала имеет целенаправленный характер, ведущий к значительным преобразованиям в обществе, к новому качественному росту направленности исторического прогресса, способствующий накоплению знаний человека, совершенствованию образования и науки. В обозначенном контексте, каждое государство идет по пути наращивания человеческого капитала, исключение не составляет Республика Казахстан. Отмеченное вышеуказанное положение дел мы обнаруживаем в ряде философских концепций, где теория развития рассматриваемого понятия сводится к объективному движению и прогрессивным его изменениям во времени. В этом случае мы обращаемся к мыслям немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля, который выделил, что развитие необходимо исследовать через анализ движения и изменения социально-экономических явлений во времени [3: 25-28, 30-32].

ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что человеческий капитал является фундаментальной основой исторического прогресса. Изучение его генезиса и эволюции способствует установлению прохождения трансформации понимания роли человека в социуме, а также понимания формирования современного подхода к оценке человеческого капитала в общественных отношениях.

REFERENCES

1. Balditsyna E.I. Ontological foundations of the theory of social change: determinism and indeterminism of social reality. Bulletin of the Stavropol State University. 2010. No. 3 (68). Pp. 165-171. (In Russ.).

2. Becker G.S. Human behavior: an economic approach. Selected works on economic theory. Moscow: GU VSHE. 2003. 672 p.

3. Hegel G.V.F. Philosophy of History. In: Hegel G.V.F. Compositions. Moscow; Leningrad, 1935. Vol. 8. 470 p.

4. German M.V., Pomuleva N.S. Human capital as the main factor of innovative development. Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2012. No. 1 (17). Pp. 149-153. (In Russ.).

5. Izotov M.Z., Sarsenbaeva Z.N., Khamidov A.A. The formation of human capital in independent Kazakhstan: A socio-philosophical analysis. Almaty: Institute of Philosophy and Political Science of the Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, 2011. 236 p.

6. Koritsky A.V. The impact of human capital on economic growth: textbook allowance. Novosibirsk: Novosibirsk State Architecture-Builds University (Sibstrin), 2013. 2424 p.

7. Cretan M.M. Human capital: a monograph. Leningrad: Leningrad University, 1991. 120 p.

8. Shtrasburg S.V. The institutional environment for the formation of human capital. Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2009. Vol. 4. No. 2 (12). Pp. 105-107. (In Russ.).

9. Jaspers K. The meaning and purpose of history. Translit. with Germany. Moscow: Politizdat, 1991. 572 p.

KynbxaHoea r.T.

10. Faria H.J., Montesinos-Yufa H.M., Morales D.R., Navarro C.E. Unbundling the roles of human capital and institutions in economic development. European Journal of Political Economy. 2016. No. 45. Pp. 108-128.

11. Graneheim U.H., Lindgren B.-M., Lundman B. Methodological challenges in qualitative content analysis: A discussion paper. Nurse Education Today. 2017. No. 56. Pp. 29-34.

12. Kerimov K., Kerimov T. Nancy, Descartes, and continuous creation. KronoScope. 2019. Vol. 19. No. 1. Pp. 29-34.

13. Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961. Vol. 51 (1). Pp. 1-17.

14. Skytt-Larsen C.B. The influence of the early formation of human and social capital on inventiveness: perspectives from a Swedish case study. Geo Journal. 2018. No. 83 (6). Pp. 1181-1192.

15. Smith A. Wealth of Nations. Hertfordshire, 2012.

16. Tomoko H. Social and Cultural Development of Human. Encyclopedia of Life Support Systems. Retrieved January 22, 2019 from [Electronic resource]. URL: http://www.eolss. net/sample-chapters/ c11/e1-11-00-00.pdf (data accessed: 30.04.2019).

10. Faria H.J., Montesinos-Yufa H.M., Morales D.R., Navarro C.E. Unbundling the roles of human capital and institutions in economic development. European Journal of Political Economy. 2016. No. 45. Pp. 108-128.

11. Graneheim U.H., Lindgren B.-M., Lundman B. Methodological challenges in qualitative content analysis: A discussion paper. Nurse Education Today. 2017. No. 56. Pp. 29-34.

12. Kerimov K., Kerimov T. Nancy, Descartes, and continuous creation. KronoScope. 2019. T. 19. No. 1. Pp. 29-34.

13. Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961. Vol. 51 (1). Pp. 1-17.

14. Skytt-Larsen C.B. The influence of the early formation of human and social capital on inventiveness: perspectives from a Swedish case study. Geo Journal. 2018. No. 83 (6). Pp. 1181-1192.

15. Smith A. Wealth of Nations. Hertfordshire, 2012.

16. Tomoko H. Social and Cultural Development of Human. Encyclopedia of Life Support Systems. Retrieved January 22, 2019 from [Electronic resource]. URL: http://www.eolss. net/sample-chapters/ c11/e1-11-00-00.pdf (data accessed: 30.04.2019).

Статья поступила в редакцию 09.03.2020, принята к публикации 26.04.2020 The article was received on 09.03.2020, accepted for publication 26.04.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРE

Кульжанова Гульбарам Тимеркановна, кандидат философских наук, доцент; и.о. начальника факультета профессиональной подготовки Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева. Ко-станай, Республика Казахстан; докторант кафедры социальной философии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Gulbaram T. Kulzhanova, PhD of Philosophy, Associate Professor; performing the duties of the Head of the Faculty of Professional Training of the Kostanai Academy of the IAM of the Republic of Kazakhstan after Sh. Kabylbaev. Kostanay, Republic of Kazakhstan; doctoral student of the Department of Social Philosophy Chair of the Ural Federal University after the first President of Russia B.N. Eltsin. Ekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.