Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intellect. Innovations. Investments • № 2, 2020
УДК 1:3+1:93 DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-87
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОВСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
Г. Т. Кульжанова
Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Ш. Кабылбаева, Костанай, Республика Казахстан
e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению развития человеческого капитала как основного звена инновационных преобразований в модернизирующемся обществе. Актуальность исследуемого вопроса обусловлена тем, что эффективное воспроизводство человеческого капитала влияет в первую очередь на формирование интеллектуальной общности социума. Изучаемая проблема показывает фундаментальные основы формирования человеческого капитала, где наряду с естественными и техническими науками значительную роль выполняют социально-гуманитарные дисциплины во главе с философией. Это связано с тем, что любая общественная наука, так или иначе, имеет дело с человеком. Обосновывается мысль о том, что именно человеческий капитал, а не природные ресурсы или основной капитал, является интенсивным производительным фактором развития экономики и социума.
На основе применения актиологического (деятельностного) и аксиологического (ценностного) подходов дается социально-философский анализ исследовательского интереса к созидательным способностям человека, их активизации, его интеллектуальной деятельности, что совпадает со всеобщей закономерностью развития философской науки. В представленной статье человеческий капитал выступает не только как фактор экономического роста, но и как определитель уровня конкурентоспособности страны на мировой экономической площадке. В развивающемся государстве образование становится важнейшим фактором формирования человеческого капитала.
В качестве ключевого доказательства автор отмечает, что сегодня необходимо использовать весь имеющийся человеческий потенциал для того, чтобы страна смогла осуществить интеллектуальный прорыв в будущее. В статье раскрывается вектор мысли, направленный на формирование человеческого капитала, который основан на интересах, заданных индивидуальными потребностями, осуществляемыми через мотивацию и стимулирование человека.
В заключение автор последовательно приходит к выводам о том, что человеческий капитал играет определяющую роль и является важнейшим фактором социально-экономического роста и благосостояния общества. Исследователь обращает внимание на приоритетную его составляющую - систему образования. Как показывает практика, образование формирует личность, ее образ жизни, играет решающую роль в становлении нового поколения высокопрофессиональных кадров для всех сфер жизнедеятельности.
Ключевые слова: человек, человеческий капитал, методология, образование, инновации, конкурентоспособность, человеческий потенциал.
Для цитирования: Кульжанова Г. Т. Социально-философский аспект понятия «человеческий капитал» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - № 2. - С. 87-93. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-87.
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE CONCEPT
«HUMAN CAPITAL»
G. T. Kulzhanova
Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Sh.Kabylbaev, Kostanay, Republic of Kazakhstan e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the philosophical understanding of the development of human capital as the main link of innovative transformations in a modernizing society. The relevance of the issue under study is due to the fact that the effective reproduction of human capital primarily affects the formation of the intellectual community of society. The problem under study shows the fundamental foundations of the formation of human capital, where, along with the natural and technical sciences, a significant role is played by social and humanitarian disciplines led by philosophy. This is due to the fact that any social science, one way or another, deals with a person.
The idea is substantiated that it is human capital, and not natural resources or fixed capital, that is an intensive productive factor in the development of the economy and society.
Based on the application of the actiological (activity) and axiological (value) approaches, a socio-philosoph-ical analysis of the research interest in the creative abilities of a person, their activation, his intellectual activity is given, which coincides with the general pattern of development ofphilosophical science. In this article, human capital acts not only as a factor in economic growth, but also as a determinant of the country's competitiveness on the world economic platform. In a developing country, education is becoming an important factor in the formation of human capital.
As a key evidence, the author notes that today it is necessary to use all available human potential in order for the country to make an intellectual breakthrough into the future. The article reveals a vector of thought aimed at the formation of human capital, which is based on the interests set by individual needs, implemented through motivation and stimulation of a person.
In conclusion, the author consistently comes to the conclusion that human capital plays a decisive role and is the most important factor in socio-economic growth and social welfare. The researcher draws attention to its priority component - the education system. As practice shows, education forms a personality, its lifestyle, plays a decisive role in the formation of a new generation of highly professional personnel for all spheres of life.
Keywords: man, human capital, methodology, education, innovation, competitiveness, human potential.
Cite as: Kulzhanova, G.T. (2020) [Socio-philosophical aspect of the concept «human capital»] Intellekt. In-novatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 2, pp. 86-93. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-86.
Введение
На современном этапе общемирового социально-экономического развития актуальность проблемы формирования и развития человеческого капитала определяется объективными запросами общества. Человеку как носителю богатства принадлежит решающая роль в развитии любой страны мира [11, с. 108; 12, с. 1]. С давних времен многими мыслителями совершались неоднократные попытки раскрыть секрет творческой силы человека. Французский философ и антрополог П. Тейяр де Шарден в своем основном философском труде «Феномен человека» говорил, что человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции [14, с. 4]. Пожалуй, невозможно не согласиться с мыслями французского философа. Как мыслящее существо человек постоянно стремится к познанию окружающего мира и его преобразованию во благо самому себе и всему человечеству.
Основной задачей данной статьи в рамках исследуемой проблемы становится изучение процессов формирования человеческого капитала. Решение этой задачи потребовало рассмотрения двух вопросов, предопределивших структуру предлагаемой статьи. Первый вопрос затрагивает содержание понятия «человеческий капитал», второй - инвестиции в человеческий капитал.
Содержание понятия «человеческий капитал»
Анализируя первый из двух вышеуказанных вопросов, следует отметить, что к образованию такого нового качества человеческого фактора в обществе, как накопление и развитие человеческого капитала приводят стремительные перемены, которые происходят в развитии науки и техники. Они требуют все большего совершенствования знаний и навыков, а также психологической готовности к нахождению
верных решений в различных нестандартных обстоятельствах, инициативного подхода к проблеме и умения брать на себя ответственность.
Авторами монографии «Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование» отмечается, что в современных условиях жизни не производственные запасы или оборудование являются краеугольным камнем эффективности, конкурентоспособности и экономического роста, а именно человеческий капитал. Нынешней концепции человеческого капитала присущи свои исторические предпосылки, а также закономерности возникновения (единичные, особенные, всеобщие) и развития предметных научных результатов [18, с. 9].
В своей работе «Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона» Хмелева Г. А. отмечает, что концепция человеческого капитала в середине ХХ века стала рассматриваться по-новому (на первый план был выдвинут человек с его достижениями в области науки и техники), и это является закономерным результатом исторического развития общества [17, с. 37]. Если провести анализ с точки зрения хронологии, то можно заметить, что именно в этот период берут начало активные исследования современной теории человеческого капитала, в которой человеку принадлежит доминирующая роль.
Основатели дефиниции «человеческий капитал» Беккер Г. и Шульц Т. проводили многоэтапное изучение процесса его формирования, накопления и применения. Давая широкую трактовку этому понятию, Беккер Г. и Шульц Т. говорят о его многосторонности, делая акцент на образовании [3, 19]. Российские ученые Добрынин А. И., Цыренова Е. Д., Дятлов С. А. интерпретируют человеческий капитал как накопленный человеком
запас здоровья и мотиваций, которые рационально используются в процессе труда [6].
На современном этапе появляются тенденции все большего возрастания значимости человека в обществе и повышения роли человеческого капитала в развитии общества. Данная тенденция получает стимул в «изменении контекста и исходных установок рефлексии о человеке» современной философией [9, с.19]. При этом актуальность заключается в том, что именно от сформированности интеллектуальной общности социума зависит эффективное воспроизводство человеческого капитала.
Концепция исследования человека как целостной личности - диалектического единства и различия в ней природного и социального - является методологической основой анализа человеческого капитала.
Наряду с естественными и техническими науками социально-гуманитарные науки и в первую очередь философия играют важную роль в формировании человеческого капитала. Это сопряжено с тем, что любая общественная наука, тем или иным образом, связана с человеком.
Вместе с тем науки социально-гуманитарного профиля подход к человеку подбирают каждая со своей позиции, выделяя наиболее важные для себя характеристики. Человек же является в свою очередь таким феноменом, что от него зависит все общество, со всеми его гранями и структурами. Сущность человека может быть проанализирована наукой, изучающей всю совокупность социальных отношений и связей, общественную жизнь в ее целостности, а именно философской наукой [7, с. 50].
Вопросы антропогенеза, антропологии содержательно исследуются в рамках философских дисциплин, где дается всесторонняя характеристика человека, так же есть большое количество исследовательских работ с точки зрения экономики и социологии. Исходя из этого, возникает необходимость проведения исследований и анализа человеческого капитала с социально-философского подхода, так как формирование человеческого капитала - грандиозный социокультурный процесс.
Способ построения методологии социально-гуманитарных наук определяется, как правило, в виде рационально-рефлексивного анализа методов познания и практики и имеет и общенаучное содержание, и специфику, характерную в различных областях знания.
Поэтому методология социально-гуманитарных наук представляет собой не только учение о методах познания и практики, но и философскую дисциплину, изучающую все способы деятельности субъекта познания и социальной практики. Говоря иначе, через эту методологию реализуется движение от знаний к практике [7, с. 51].
Запас знаний, навыков и способностей, имеющихся у каждого человека и которые могут применяться им либо в производственных, либо в потребительских целях, включаются в основное содержание понятия «человеческий капитал». При этом «человеческий» — значит, принадлежит сугубо конкретной личности (возможно, группе людей, населению). «Капитал» означает источник будущих доходов человека, региона или страны.
Все инновационные преобразования непосредственно связаны с существенной ролью человеческого фактора, отсюда большой интерес к серьезной и актуальной теме человеческого капитала, являющегося основой национального богатства страны [17, с. 5].
Несмотря на различия в определении «человеческого капитала», общим для всех является «запас знаний, умений и навыков». Одни ученые упоминают использование, увеличение производительности труда, рост доходов, другие же говорят о формировании человеческого капитала [15, с. 20]. Однако считаем, что оба аспекта должны быть приняты во внимание при определении понятия человеческого капитала.
Таким образом, не природные ресурсы и не основной капитал являются ключевым производительным фактором интенсивного развития экономики и общества, а человеческий капитал, который обобщает одухотворенные интеллектуальной активностью знания, навыки и практический опыт. Он выступает формой осуществления интеллектуальных, а также нравственно и культурно ориентированных способностей человека, образования нового, прежде неизученного знания, которое обеспечивает извлечение интеллектуальной ренты и разного рода преимуществ перед конкурентами [16, с. 10].
Инвестиции в человеческий капитал
Основным источником экономического развития современного общества и производства является человеческий капитал. Более того, благодаря стремительному научному прогрессу растет заинтересованность в интеллектуальном развитии, что в свою очередь повлекло за собой многочисленные дискуссии различных ученых о вкладе в человеческий капитал [13, с. 217]. Также, доходы, получаемые государством, производством, или государством, тесно взаимосвязаны с накопленными резервами и средствами. Вдобавок, не менее важна и способность субъекта использовать ресурсы с пользой. Основоположники науки о человеческом капитале признают важность и необходимость человека в социальном производстве.
Немаловажным является роль человеческого капитала в экономическом развитии отдельного государства. Так как экономический рост показывает,
насколько государство способно конкурировать на мировой арене. Это неслучайно, учитывая постоянное движение и совершенствование современной экономики. Следовательно, человеческий капитал способствует увеличению конкурентоспособности. Из этого можно отметить, что предприятия, которые принимают во внимание такие немаловажные факторы, как здоровье, образование и компетенция их сотрудников, имеют преимущество в сравнении с конкурентами. Также, источником экономических успехов и увеличения эффективности фирм является развитие научных технологий.
Инвестирование в человеческий капитал имеет одну особенность - оно не приносит доход в краткосрочной перспективе. Требуется достаточно большое количество времени, так как при инвестировании необходимо подготовить специалистов высокого уровня. Следовательно, возникает вопрос о том, кто будет осуществлять инвестирование. В данном случае бюджет не должен быть единственным ресурсом для финансирования. Необходимо привлечение частных средств.
Такую возможность может предоставить совершенствование законодательства. Считаем, что необходимо предусмотреть законодательно механизм финансирования обучения студентов за счет компаний и предоставить вузам возможность на участие в перераспределении доходов, которые были получены в результате подготовки специалистов. Последний пункт предопределяет заинтересованность вузов в повышении качества образования.
Важное стратегическое значение имеет повышение качества человеческого капитала, где основной упор делается на автоматизации производства, генерации новых технологий и, соответственно, росте производительности труда.
При индустриально-инновационном развитии экономики на современном этапе экономического реформирования наблюдаются масштабные преобразования в социальной жизни. В модернизующемся обществе центральное место принадлежит образованию, которое имеет стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельности государства. Личность формируется системой образования, и образ жизни, играет главную роль в совершенствовании нового поколения профессиональных кадров. Принято считать, что человеку, обладающему разноплановыми знаниями, легче дается решение сложных задач [4, с. 385].
Таким образом, образование, становясь важнейшим фактором формирования человеческого капитала в современных условиях обеспечения конкурентоспособности государства, повышает свое значение в укреплении его позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе. Между тем экономический потенциал системы образования вполне можно назвать «измерителем
инноваций, который отражает уровень влияния на развитие экономики государства эффективности функционирования образовательных учреждений» [10].
Экономику, в которой знания обеспечивают непрерывное осуществление нововведений, соответствующих меняющимся стремительными темпами потребностям, а зачастую и формирующих такие потребности, можно считать инновационной. Инновации выступают важнейшим условием развития общества, а также основой конкурентоспособности фирм, организаций, различных отраслей и национальных экономик.
Проанализировав зависимость между уровнем развития инноваций и конкурентоспособностью, мы пришли к выводу, что в развитии конкурентного потенциала страны весомую роль играет инновационное развитие. Во времена новой экономики, «экономики знания» (когда главными производительными ресурсами выступают знания и информация) одной из важнейших задач государства становится формирование интеллектуального потенциала, имеющего способности к генерированию нового знания.
Многими экономистами отмечается определяющая роль человеческого капитала в экономике страны, в частности Абалкин Л. И., пишет: «Если взять сегодняшнюю мировую практику ранжирования стран по уровням развития, то они выстраиваются по порядку от уровня состояния человеческого капитала» [1, с. 9]. Иными словами, он полагал, что с учетом тенденций, определяющих сегодня мировое развитие, преобладающее - это возрастание человеческого потенциала.
Однозначно, в современных условиях необходимо использовать весь человеческий потенциал, который имеется для того, чтобы стране удалось осуществить интеллектуальный прорыв в будущее. С целью формирования мощного интеллектуального и творческого потенциала на сегодняшний день в здравоохранение, культуру и образование вливаются серьезные инвестиции. Исходя из того, что инновации внедряются и реализуются квалифицированными кадрами, высокотехнологичная, наукоемкая экономика не в состоянии развиваться сама, без необходимых производственных фондов, технологий, а, главное, без образованного высококвалифицированного работника [2, с. 13]. «Опыт исследований по современному человеческому капиталу видится актуальным, он имеет и теоретическую, и практическую ценность» [5].
Так, опыт других государств, разумеется, с учетом исторических и национальных традиций, будет благоприятствовать более скорому и менее болезненному продвижению любого государства в условия цивилизованного развитого общества. Самым важным фактором повышения конкурентоспособ-
ности может и должна стать определяющая роль человеческого капитала в формировании международной конкурентоспособности страны и гарантировании ее экономического роста.
В целом же формирование человеческого капитала основывается на интересах, задаваемых человеческими потребностями и осуществляемых через стимулирование и мотивацию [8, с. 115].
Заключение
В заключение отметим, что человеческий капитал получает ведущую роль, так как является предопределяющим фактором экономического ро-
ста и, следовательно, благосостояния общества. Поэтому в постиндустриальном обществе его накоплению уделяют особое внимание как самому ценному из всех видов капитала. А для того, чтобы увеличить человеческий капитал, требуется обращать внимание на каждую из его составляющих. Результаты могут быть использованы в разработке курсов по философии и социально-гуманитарным дисциплинам, в дальнейших научных исследованиях при изучении тенденций развития человеческого капитала как чрезвычайно сложного социокультурного феномена.
Литература
1. Абалкин Л. И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России // Экономист. - 1999. - № 8. - С. 3-9.
2. Байгуренова М. А., Мусатаева А. А. Капитал в современной системе управления // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - № 3 (37). - С. 11-16.
3. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. Г. С. Беккер; под ред. Р. И. Капелюшникова. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
4. Биктемирова Э. И., Иванова Р. М., Гатауллин И. И. Человеческий капитал как фактор внедрения инноваций. // Известия КГАСУ - 2015. - № 4 (34). - С. 384-390.
5. Закирова Д. И. Человеческий потенциал - основа инновационной экономики республики Казахстан. // Система ценностей современного общества. - № 11. - 2010. - С. 321-325.
6. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.
7. Изотов М. З. Значение философии в формировании человеческого капитала. Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры: Материалы международной научной конференции к 80-летию Института философии НАН Беларуси (г. Минск, 14-15 апреля 2011 г.) / науч. ред. совет: А. А. Лазаревич [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. - Минск: Право и экономика, 2011. -602 с.
8. Камалтдинова Р. М. Человеческий капитал современного предпринимателя // Креативная экономика, 2011. - № 3. - С. 112-115.
9. Керимов Т. Х. Обновление гуманизма: его возможности и границы // Известия уральского федерального университета. Серия 3: общественные науки. - Т. 13. - № 3 (179). - 2018. - С. 16-26.
10. Николаев А. В. Роль высших учебных заведений в воспроизводстве человеческого капитала // Вестник РГГУ Серия: Экономика. Управление. Право. - № 18. - 2009. - С. 95-105.
11. Faria H. J., Montesinos-Yufa H. M., Morales D. R., Navarro C. E. Unbundling the roles of human capital and institutions in economic development // European Journal of Political Economy. - № 45. - 2016. - P. 108-128.
12. Ono T., Uchida Y. Human capital, public debt, and economic growth: A political economy analysis // Journal of Macroeconomics. - № 57. - 2018. - С. 1-14.
13. Светуньков М. Г., Ямбарцева Е. В. Человеческий капитал как источник развития и успешности современного предпринимателя // Теория и практика общественного развития. - № 2. - 2010. - С. 217-226.
14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / пер. с фр. Н. А. Садовского. - Москва: Наука, 1987. -239 с.
15. Устинова К. А. Человеческий капитал в инновационной экономике: монография / К. А. Устинова, Е. С. Губанова, Г. В. Леонидова. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. - 195 с.
16. Форрестер С. В. Сущность, формирование и роль человеческого капитала в экономике знаний // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 181.
17. Хмелева Г. А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона: монография. - Самара: САГМУ, 2012. - 168 с.
18. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В.; под ред. д.э.н., профессора В. Т. Смирнова. - М.: Машиностроение^, Орел: ОрелГТУ, 2005. - 513 с.
19. Shultz T. Investment in Human Capital // N. Y., London, 1971. - 272 с.
References
1. Abalkin, L. I. (1999) [Use the intellectual and economic potential for the future of Russia]. Ekonomist [Economist]. Vol. 8, pp. 3-9. (In Russ.).
2. Baygurenova, M. A.; Musatayeva, A. A. (2019) [Capital in the modern management system]. Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii [Bulletin of the Russian University of Cooperation]. Vol. 3 (37), pp. 11-16. (In Russ.).
3. Bekker, G. S. (2003) Chelovecheskoye povedeniye: ekonomicheskiy podkhod. Izbrannyye trudy po ekonomicheskoy teorii [Human behavior: an economic approach. Selected Works on Economic Theory]. Moscow: GU VSHE, 672 p.
4. Biktemirova, E. I.; Ivanova, R. M.; Gataullin, I. I. (2015) [Human capital as a factor in the implementation of innovations]. Izvestiya KGASU [Proceedings of KGASU]. No. 4 (34), pp. 384-390. (In Russ.).
5. Zakirova, D. I. (2010) [Human capital - the foundation of innovational economics of the Republic of Kazakhstan]. Sistema cennostej sovremennogo obshhestva [System of values of modern society]. Vol. 11, pp. 321-325. (In Russ.).
6. Dobrynin, A. I.; Dyatlov, S. A.; Tsyrenova, Ye. D. (1999) Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike: formirovaniye, otsenka, effektivnost' ispol'zovaniya [Human capital in a transitive economy: formation, evaluation, use efficiency]. St. Petersburg: Nauka, 1999. 309 p.
7. Izotov, M. Z. (2011) [The value of philosophy in the formation of human capital]. Filosofiya v Belarusii perspektivy mirovoy intellektual'noy kul'tury: Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii k 80-letiyu Instituta filosofii NAN Belarusi, g. Minsk, 14-15 aprelya 2011 g. [Philosophy in Belarus and the prospects of world intellectual culture: Materials of the international scientific conference on the 80th anniversary of the Institute of Philosophy of the NAS of Belarus, Minsk, April 14-15, 2011]. Minsk: Pravoiekonomika, 602 p.
8. Kamaltdinova, R. M. (2011) Chelovecheskiy capital sovremennogo predprinimatelya [The human capital of a modern entrepreneur]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economics]. Vol. 3, pp. 112-115. (In Russ.).
9. Kerimov, T. KH. (2018) [Renewal of humanism: its capabilities and boundaries]. Izvestiya ural'skogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the Ural Federal University]. Seriya 3: obshchestvennyye nauki [Series 3: social sciences]. Vol. 13. No. 3 (179), pp. 16-26. (In Russ.).
10. Nikolaev, A. V (2009) [The role of higher education institutions in the reproduction of human capital]. Vestnik RGGU. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo. [RGGU Herald. Series of Economics. Management. Rights]. Vol. 18, pp. 95-105 (In Russ.).
11. Faria, H. J.; Montesinos-Yufa, H. M.; Morales, D. R.; Navarro, C. E. (2016) Unbundling the roles of human capital and institutions in economic development. European Journal of Political Economy. Vol. 45, pp. 108-128. (In Engl.).
12. Ono, T.; Uchida,Y. (2018) Human capital, public debt, and economic growth: A political economy analysis. Journal of Macroeconomics. Vol. 57, pp. 1-14. (In Engl.).
13. Svetun'kov, M. G.; Yambartseva, Ye. V (2010) [Human capital as a source of development and success of a modern entrepreneur]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. Vol. pp. 217-226. (In Russ.).
14. Teyyar de Sharden, P. (1987) Fenomen cheloveka [The phenomenon of man]. per. s fr. N. A. Sadovskogo [trans. from fr. N. A. Sadovsky]. Moscow: Science, 239 p.
15. Ustinova, K. A.; Gubanova, Ye. S.; Leonidova, G. V. (2015) Chelovecheskiy kapital v innovatsionnoy ekonomike: monografiya [Human capital in an innovative economy: monograph]. Vologda: Institute of SocioEconomic Development of Territories of RA, 195 p.
16. Forrester, S. V (2015) [Essence, formation and role of human capital in the knowledge economy]. Internet-zhurnal «Naukovedeniye» [Internet-journal "Science of Science"]. Vol. 7, No. 3 (28). pp. 181. (In Russ.).
17. Khmeleva, G. A. (2012) Chelovecheskiy capital kak usloviye formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki regiona: monografiya [Human capital as a condition for the formation of an innovative economy in a region: monograph]. Samara: SAGMU, 168 p.
18. Smirnov, V. T.; Soshnikov, I. V.; Romanchin, V I.; Skoblyakova, I. V. (2005) Chelovecheskiy kapital: soderzhaniye i vidy, otsenka i stimulirovaniye: monografiya [Human capital: content and types, evaluation and stimulation: monograph]. under the editorship of Doctor of Economics, Professor V. T. Smirnov. Moscow: Mashinostroyeniye-1, Orel: Orel GTU, 513 p.
19. Shultz, T. (1971) Investment in Human Capital. N. Y., London, 272 p.
Информация об авторе:
Гульбарам Тимеркановна Кульжанова, кандидат философских наук, доцент, начальник факультета очного и заочного обучения, Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Ш. Кабылбаева,
Костанай, Республика Казахстан / докторант кафедры социальной философии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 12.12.2019; принята в печать: 28.02.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Kulzhanova Gulbaram Timerkanovna, Candidate of Philosophical Sciences, associate professor, head of the faculty of full-time and part-time studies, The Kostanai Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Shyrakbek Kabylbayev, Kostanay, Republic of Kazakhstan / doctoral student of the Department of Social Philosophy, specialty «Social Philosophy» in Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg
e-mail: [email protected]
The paper was submitted: 12.12.2019.
Accepted for publication: 28.02.2020.
The author has read and approved the final manuscript.