Значение системы ценностей в формировании человеческого капитала
Кульжанова Гульбарам Тимеркановна,
кандидат философских наук, доцент, заместитель начальника учебно-методического центра Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются ценности как детерминант общественных и социальных процессов, которые влияют на формирование человеческого капитала. Применение философских, общенаучных и специальных научных методов позволило раскрыть концептуальные подходы к исследованию религиозных и культурных ценностей, установить достижения и проблемы в изучении человеческого капитала в социально-философском аспекте, выяснить перспективы новейших исследований. Совокупность применяемых методов способствовала открытию логической последовательности, множественности направлений развития человеческого капитала. Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в процессе преподавания социально-философских дисциплин, при проведении дальнейших исследований о влиянии религии и культуры на развитие человеческого капитала с преодолением сугубо экономического подхода к этому сложному многоаспектному явлению.
Ключевые слова: человеческий капитал, ценности, религия, культура, человек, общество, мировоззрение.
Введение
Парадигма человеческого капитала в настоящее время рассматривается как главное условие создания экономики нового типа, т.е. инновационной экономики. Однако достижение данной цели невозможно без понимания того, что уровень развития человеческого капитала во многом зависит от особенностей менталитета, базирующегося на системе ценностей.
В современных условиях глобального переосмысления и пересмотра ценностей изучение их роли в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом приобретает особую актуальность. Поскольку ценности, находясь на пересечении областей мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняют регулятивную функцию, определяя решения и формируя жизненную траекторию отдельных людей, стран и более крупных сообществ. Ценности возникают на основе общественной практики в пределах определённых общественных отношений и имеют ярко выраженный социальный характер. Усвоение человеком ценностей общества и их дальнейшая трансляция детерминировано многими факторами, в том числе религиозными верованиями, культурой, традициями. Понимание важности ценностей как детерминант общественных и социальных процессов актуализируют проблему данной статьи.
Религиозные и культурные ценности как философская категория
Важными элементами в аксиологии являются религиозные и культурные ценности. Основной функцией религиозных и культурных ценностей является регули-
166
рование человеческого поведения и всех аспектов деятельности. Они же ценности составляют основу мировоззрения, даже в современных реалиях секуляризированного общества.
Начало ХХ1 в. характеризуется в науке актуализацией гуманитарной парадигмы. Исследователи говорят о «культурологическом повороте» современного научного познания, суть которого заключается в усилении внимания к культуре [12, с. 31; 17, с. 243].
Одним из исследователей вопросов касательно культуры являлся Л. Харри-сон, который в своих научных трудах её определяет как «совокупность ценностей, представлений и установок, разделяемых членами общества; это ценности, представления и установки, которые сформированы преимущественно окружающей средой, религией и превратностями истории и которые передаются от поколения к поколению посредством воспитания детей, религиозных практик, системы образования, средств массовой информации и отношений между сверстниками» [11, с. 20]. Из дефиниции следует, что одним из важных факторов формирования культуры является религия. В свою очередь, религиозные верования представляют собой одну из составляющих культуры.
Религия и культура имеют особое значение в аспекте аксиологии, поскольку именно они формируют ценности. В обществе «ценности выступают в качестве лекал, позволяющих сверять реальное положение дел, а также поведение индивидов и групп, с абстрактными установками, «привязанными» к условно-образцовому разбору какой-либо конкретной ситуации. Таким образом, нормативность - в виде закрепленных за «базовой» ситуацией оценочных суждений - вытесняет иные трактовки ценности как феномена культуры» [8, с. 77].
Культура и религия через систему ценностей влияют на человеческий капитал конкретного общества, как бы определяя его качество. В авторском сериале культурологических трудов
о феномене культуры, её роли и миссии в эпоху трансформации современной цивилизации учёный Ф. Мамедов отмечает «человеческий капитал - это социально-культурный ресурс общества, без которого невозможна продуктивная производственная и инновационная деятельность, обеспечивающая социально-культурный прогресс. Он рассматривается как движущая сила развития современной инновационной экономики, или «экономики знаний», способной отвечать на вызовы, обусловленные диалектическими изменениями в пространстве и во времени мировой цивилизации» [6, с. 1].
Длительное время существующее в науке явление человеческого капитала изучается и рассматривается с различных позиций философского метода. «Обращение к культуре при возникновении общих вопросов, соединение науки и мировоззрения в подходе к исследованию человеческого капитала диктует требование нового подхода к его изучению - философско-культурологического» [3, с. 78]. Свидетельством этого служит то, что человеческий капитал является объектом исследований отечественных и зарубежных учёных: он рассматривается как фактор экономического и социального [2, с. 5; 5, с. 62; 10, с. 632], инновационного [4, с. 57] развития общества; изучается в культурологическом [3, с. 78], [6, с. 5];[7, с. 249] и философском [1, с. 36; 13, с. 2664] аспектах. Ценности как базовая категория культуры исследуются в работах культурологов [8, с. 76] социальных психологов [18, с. 19; 19, с. 231]. Интерес учёных привлекают религиозные ценности как философская категория [16, с. 134], роль религии в формировании ценностей [14, с. 1355], современные трансформации религии в странах ЕС [9, с. 122], влияние религии посредством формирования ценностей на экономику [15, с. 49].
Исследователи заостряют внимание на терминологических вопросах. К примеру, в своей статье авторы А. Джио-ева и З. Тавасиева предлагают разделять понятия человеческого потенциа-
167
ла и человеческого капитала: «в роли синонимом термина «человеческий потенциал» зачастую выступает «человеческий капитал», однако, несмотря на определенные сходства выражающиеся, прежде всего в том, что в них включаются такие понятия, как образование, здоровье, интеллект, качество жизни и т.д. - человеческий потенциал и человеческий капитал вовсе не тождественны друг другу. Понятие человеческого капитала можно представить как денежные инвестиции в различные профессиональные качества индивида, в то время как человеческий потенциал отражает возможности человека в его самореализации и максимальной продуктивности. Иными словами, понятие человеческого потенциала более многогранно и его невозможно выразить лишь в стоимостных затратах на приобретение полезных навыков и умений» [4, с. 58].
Творческий потенциал общества, формируемый культурой, является одним из ключевых факторов глобальной конкурентоспособности на современном этапе. Однако, «хотя культурные ресурсы являются ядром современных индексов развития городов, показатели сферы культуры прямо не входят в расчет индексов как человеческого развития, так и человеческого капитала и человеческого потенциала», на что указывается в докладе «Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития», подготовленном учёными российской Высшей школы экономики [5, с. 62]. Авторы доклада выражают мнение о том, что отставание России по экономическим показателям и индексу развития человеческого потенциала во многом связано с недостаточным вниманием государства к культурной сфере.
В этой связи С. Гертнер и Ю. Китов полагают, что «обращение к культуре при возникновении общих вопросов, соединение науки и мировоззрения в подходе к исследованию человеческого капитала диктует требование нового подхода к его изучению -философско-культурологического».
Культура, по мнению исследователей, оказывается «важным признаком и даже формой существования человеческого капитала» [3, с. 78].
Роль ценностей для формирования человеческого капитала
Категория ценностей находится в центре внимания различных отраслей социально-гуманитарного знания: философии, культурологии, психологии, социологии, педагогики. Ценности также входят в структуру личности, поскольку отражают жизненный опыт, накопленный личностью в индивидуальном развитии, и представляет собой базовую основу сознания, определяющую решения, принимаемые человеком по важным жизненным вопросам, то есть его жизненную траекторию. В ценностях проявляется детерминированное социумом отношение человека к общественным благам и идеалам.
Ценности выполняют широкий спектр функций, в первую очередь, нормативную: они приписывают личности нормы, правила, принципы поведения, соответствующие конкретному социальному окружению, исполняя роль регуляторов поведения и любой человеческой деятельности. Они определяют мировоззрение человека, представляющее собой аксиоматическую систему сложного и многоуровневого характера. Важно иметь в виду, что ценности имеют культурную природу, их система представляет собой действующую сторону коллективного (общественного) сознания.
Религиозные и культурные ценности детерминируют развитие, как отдельного человека, так и общества в целом. В первую очередь, это касается таких сфер, как наука (религия и культура формируют отношение к интеллектуальному развитию и возможностям человека постичь тайны мироздания) и образование (ценности формируются в процессе социализации и транслируются образованием). Именно с этим связана значимость ценностей для формирования человеческого капитала общества. Логика воздействия религиозных и культурных ценностей на челове-
168
ческий капитал представлена на рис. 1. Необходимо отметить, что такая система взаимоотношений характерна для современных секуляризированных моделей общественного устройства.
Рис. 1. Логика воздействия религии и культуры
на формирование человеческого капитала
Теоретической основой рассматриваемой статьи стала типология ценностей, разработанная американским социальным психологом М. Рокичем. В определении ценностей М. Роки-ча центральным элементом является убеждение. По его мнению, ценности -это стойкие убеждения в том, что определенный вид деятельности или способ существования более лично или социально приемлемым, чем противоположный ему. М. Рокич различает два основных типа ценностей - терминальные и инструментальные. Среди них терминальные он определяет как наиболее важные, транс-ситуационные человеческие цели или желаемый способ существования. В то время как инструментальные - это наиболее приемлемые модели поведения [20, с. 154].
В понимании ценностей также основываемся на теории базовых ценностей Ш. Шварца. На сегодня подход Ш. Шварца считается одним из самых авторитетных, предложенными им методиками пользуются как в общенациональных, так и в международных сравнительных исследованиях. В теории базовых жизненных ценностей, разработанной им же, под ценностями понимаются желаемые цели, которые выходят за рамки конкретных ситуаций, отличаются друг от друга по своей значимости и являются руководящими принципами в жизни человека. Учёный настаивает на морально-этических признаках цен-
ностей, любая из которых может носить альтруистический или эгоистический характер [19, с. 93].
В аспекте исследования религиозных и культурных ценностей как факторов, влияющих на человеческий капитал, разделяем точку зрения Ф. Ма-медова, полагающего, что «воплощенный в работнике человеческий капитал - его знания, умения, организованность, нравственность и созидательная деятельность - это главный источник доходов, основа национального богатства каждой страны» [6, с. 2]. Можно согласиться с тезисом С. Бирюковой о том, что культура непосредственным образом связана с человеческим капиталом, поскольку последний «даёт как прямой вклад в ВВП, так и косвенный -через рост совокупной факторной производительности, т.е. способности производить больше и дешевле на единицу затрат труда и капитала. Другое дело, что величина этого вклада определяется не только самим человеческим капиталом, но и действиями тех, кто его использует. Среди экстерналий человеческого капитала - более высокое качество социальных связей, гражданской активности и культуры общества» [2, с. 7].
Разделяем мнение авторов статьи В. Ефимомой, А. Лаптевой и Е. Михайловой о том, что необходимо продвигаться к системным представлениям о человеческом капитале, преодолевая разделение и противопоставление человеческого и социального капитала, в том числе представления об условиях (институциональных и экологических) человеческой капитализации [13, с. 2666].
Интересное и продуктивное направление в современной науки о человеческом капитале видим в исследованиях, посвящённых роли религии в формировании ценностей [14, с. 1355]. В течение долгого времени, как указывают исследователи, дискурс ценностей и человеческого капитала изучался преимущественно в светском интеллектуальном контексте. Тем не менее, в настоящее время повышается внимание науки
169
к роли религии и духовности в определении и понимании социальных ценностей, поскольку все религии связаны с трансцендентными ценностями. Религиозные взгляды могут способствовать практической реализации теорий системных изменений [14, с. 1361].
Солидарны с мыслями исследователя И. Бинюковой, что «человеческий капитал, введенный в научный оборот во второй половине ХХ века, к настоящему времени расширил свое содержание. Если первоначально учёные оценивали его с точки зрения набора знаний, умений и навыков, способных принести прибыль, то в дальнейшем оценку получает сам человек во всем многообразии своих жизненных проявлений. Человеческий капитал стал своеобразным индикатором оценки жизни человека, его моральных качеств и общественно значимых деяний» [1, с. 36]. В то же время несколько дискуссионным полагаем утверждение о том, что «человеческий капитал заменил в настоящее время в культуре самого человека» [1, с. 36]. На наш взгляд, безусловная активизация исследований человеческого капитала в культурологической парадигме, наблюдаемая в настоящее время, всё-таки недостаточна для такого обобщения.
Полагаем не совсем оправданным рассмотрение человеческого капитала вне культуры. Соглашаясь с М. Снур-нициной в том, что на формирование и развитие человеческого капитала влияют системы образования и здравоохранения, социальная защита и т.д., считаем целесообразным отметить необходимость актуализации гуманитарной повестки в анализе динамики развития человеческого капитала. [10, с. 633].
Заключение
В условиях глобализации, сопровождающейся сокращением природных ресурсов развития, конфликтами культур и интересов, социально-экономическими кризисами, неопределенностями в международных отношениях и климатическими изменениями, трудно переоценить роль
человеческого капитала как судьбоносного фактора исторического прогресса.
Ценности являются важным элементом структуры личности, определяющим жизненную траекторию, как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Они отражают отношение человека к общественным благам и идеалам. Одной из основных функций ценностей является нормативная, суть которой заключается в том, что они являются регулятором поведения и жизнедеятельности. Отсюда следует, что ценности определяют основу мировоззрения человека и менталитет общества.
Человеческий капитал был и остается важным условием устойчивого развития и гуманитарной безопасности человечества. Он служит основой жизнеспособности и развития человека, общества и мировой цивилизации. А также гуманистическим ключом к диалогу, взаимопониманию и согласию, к преодолению политических, экономических и социально-культурных разногласий и конфликтов. Им определяются ценности и идеологические установки общества, способы удовлетворения естественных потребностей человеческой жизнедеятельности и стремления людей к сохранению и улучшению своей жизни. Каждый народ и каждый человек, проявляя политическую и социальную ответственность, должен стремиться быть не пассивным созерцателем и потребителем достижений мировой культуры. Вносить активный вклад в национальное и мировое развитие, в качестве равноправного участника глобального творческого процесса народов, поставленного на службу устойчивого развития мира. Чем больше будут сознательно и целенаправленно распространяться ценности высокой культуры во всем мире, тем шире будет открыт путь к реальной гармонии и солидарности человечества [7, с. 453].
Литература
1. Бинюкова И.С. Человек и человеческий капитал в культуре: морально-правовой аспект. Международный
170
научно-исследовательский журнал. // Культурология - 2016. № 9 (51) часть 4.С. 36-37. 10.
2. Бирюкова С.С. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие: тезисы докладов. Изд. дом «Высшей школы экономики». Москва,
2018-64 с. 11.
3. Гертнер С.Л., Китов Ю.В. Человеческий капитал как культурфило-софская проблема. // Вестник культуры и искусств - 2017. № 2(50).
С. 78-86. 12.
4. Джиоева А.В., Тавасиева З.Р. Современные проблемы развития человеческого потенциала в России. // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. 3 апреля 2018 г. «ОМЕГА САЙНС», Уфа. С. 57-61. 13.
5. Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н, Якобсон Л.И. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада. Ежегодный доклад
о социальной политике. К XVII Меж- 14 дународной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 19-22 апреля 2016 г. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа 15. экономики», Москва, 2016-76 с.
6. Мамедов Ф. Человеческий капитал: возможности культурологического похода к анализу и оценке. // 16 Культурологический журнал - 2012.
№ 1(7). С. 1-7 http://www.cr-journal. шЛ^/|оита^/111.Мт1&|^=9
7. Мамедов Ф.Т. Культурология: ответы на вызовы XXI века. Центр ин- 17. новационных технологий. Казань,
2019-480 с.
8. Силантьева М.В. Ценностные лекала современной культуры: религия, право, мораль. // Вестник ВГУ. Се- 18. рия: Философия. № 2, С 76-81.
9. Смирнов М.Ю., Мирошнико-ва Е.М. Трансформации религии
в странах европейского союза как 19. предмет академических исследо-
171
ваний // Современная Европа, 2019. С 122-131.
Снурницына М.А. Человеческий капитал как фактор роста эффективности региона (на примере Ярославской области). // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие), 2018. Т. 9 № 4. С. 632-642. Харрисон Л. Главная истина либерализма: как политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя. Москва. Новое издательство, 2008-282 с.
Bachmann-Medick D. (2017). «Cultural Turns: A Matter of Management?», In book: Ed.W. KQpers, S. Sonnenburg, M. Zierold, ReThinking Management. Perspectives and Impacts of Cultural Turns and Beyond, Springer Fachmedien Wiesbaden, VS Verlag fur Sozialwissenschaften. 2017. Р. 31-55.
Efimova V.S., Lapteva A.V. and Mikhailova E.I. (2016). The Concept of Human Capital - the Need for an Interdisciplinary Synthesis. // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2016. № 11(9). Р. 2664-2680. Ives C.D., Kidwell J. Religion and social values for sustainability. // Sustainability Science. 2019. № 14. Р. 1355-1362.
McClearly R.C. and Barro R.J. (2006). Religion and economy. // Journal of Economic Perspectives. 2006. № 20(2). Р. 49-72. Pottenger J.R. Philosophical Foundations of the Religious Axis: Religion, Politics, and American Political Architecture, Palgrave Macmillan, London, 2020. Р. 205. Reckwitz A. Toward a theory of social practices: a development in culturalist theorizing. European // Journal of Social Theory. 2002. № 5. Р. 243263.
Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. № 50. Р.19-45. Schwartz S.H., Cieciuch J. Values. // The ITC International Handbook of
Testing and Assessment, Oxford university press. Oxford. 2016. P. 496. 20. Tuulik K., Ounapuu T., Kuimet K. and Titov E. Rokeach's instrumental and terminal values as descriptors of modern organization values. // International Journal of Organizational Leadership. 2016. № 5. P.151-161.
THE IMPORTANCE OF VALUE SYSTEM IN SHAPING HUMAN CAPITAL
Kulzhanova G.T.
Kostanay academy of the MIA
The article considers values as a determinant of social processes that affect the formation of human capital. The use of philosophical, General scientific and special scientific methods allowed us to reveal conceptual approaches to the study of religious and cultural values, to identify achievements and problems in the study of human capital in the socio-philosophical aspect, and to find out the prospects for the latest research. The combination of applied methods contributed to the discovery of a logical sequence, a multiplicity of directions for the development of human capital. The practical value of this research is that its results can be used in the process of teaching social and philosophical disciplines, in conducting further research on the influence of religion and culture on the development of human capital, while overcoming a purely economic approach to this complex multidimensional phenomenon.
Keywords: human capital, values, religion, culture, human, society, worldview.
References
1. Binyukova I.S. Man and human capital in cul-
ture: moral and legal aspect. International research journal. // Culturology - 2016. № 9 (51) part 4.S. 36-37.
2. Biryukova S.S. How to increase human capi-
tal and its contribution to economic and social development: abstracts. Ed. house of the Higher School of Economics. Moscow, 2018-64 p.
3. Gertner S.L., Kitov Yu.V. Human capital as
a cultural-philosophical problem. // Bulletin of Culture and Arts - 2017. № 2 (50). S. 78-86.
4. Dzhioeva AV, Tavasieva ZR Modern problems
of human development in Russia. // Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: Human capital
as a factor in the innovative development of society. April 3, 2018 OMEGA SINCE, Ufa. S. 57-61.
5. Kuzminov Ya. I., Ovcharova LN, Yakob-son LI Human capital as a factor of socioeconomic development. Short version of the report. Annual report on social policy. For the XVII International Scientific Conference on the Development of Economy and Society, April 19-22, 2016 Nat. issled. Univ "Higher School of Economics", Moscow, 2016. - 76 p.
6. Mamedov F. Human capital: the possibilities
of a culturological approach to analysis and assessment. // Cultural journal - 2012. № 1 (7). Pp. 1-7 http://www.cr-journal.ru/rus/ journals/111.html&j_id=9
7. Mamedov FT Culturology: responses to the
challenges of the XXI century. Center for Innovative Technologies. Kazan, 2019-480 p.
8. Silantyeva MV Value patterns of modern cul-
ture: religion, law, morality. // Vestnik VSU. Series: Philosophy. No. 2, C76-81.
9. Smirnov M. Yu., Miroshnikova E.M. Transfor-
mations of Religion in the Countries of the European Union as a Subject of Academic Research // Modern Europe, 2019, pp. 122131.
10. Snurnitsyna M.A. Human Capital as a Factor of Regional Efficiency Growth (on the Example of the Yaroslavl Region). // World (Modernization. Innovation. Development), 2018. T. 9 No. 4. P. 632-642.
11. Harrison L. The main truth of liberalism: how politics can change culture and save it from itself. Moscow. New publishing house, 2008-282 p.
12. Bachmann-Medick D. (2017). "Cultural Turns: A Matter of Management?", In book: Ed.W. Kupers, S. Sonnenburg, M. Ziero-ld, ReThinking Management. Perspectives and Impacts of Cultural Turns and Beyond, Springer Fachmedien Wiesbaden, VS Verlag fur Sozialwissenschaften. 2017.R. 3155.
13. Efimova V.S., Lapteva A.V. and Mikhailo-va E.I. (2016). The Concept of Human Capital - the Need for an Interdisciplinary Synthesis. // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2016. No. 11 (9). R. 2664-2680.
14. Ives C.D., Kidwell J. Religion and social values for sustainability. // Sustainability Science. 2019.No. 14.R. 1355-1362.
15. McClearly R.C. and Barro R.J. (2006). Religion and economy. // Journal of Economic Perspectives. 2006. No. 20 (2). R. 49-72.
172
16. Pottenger J.R. Philosophical Foundations of the Religious Axis: Religion, Politics, and American Political Architecture, Palgrave Macmillan, London, 2020, p. 205.
17. Reckwitz A. Toward a theory of social practices: a development in culturalist theorizing. European // Journal of Social Theory. 2002. No. 5. P. 243-263.
18. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human val-
ues? // Journal of Social Issues. 1994. No. 50. R.19-45.
19. Schwartz S.H., Cieciuch J. Values. // The ITC International Handbook of Testing and Assessment, Oxford university press. Oxford. 2016.P. 496.
20. Tuulik K., Ounapuu T., Kuimet K. and Titov E. Rokeach's instrumental and terminal values as descriptors of modern organization values. // International Journal of Organizational Leadership. 2016. No. 5. R.151-161.
173