Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 64-67. DOI: 10.17223/15617793/430/9
УДК 159:331
А. В. Пилюшенко
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с включением категории человеческого капитала личности в социально-философскую плоскость. Обозначена смысловая основа формирования человеческого капитала с точки зрения социально-философского его содержания - личное благополучие человека. Раскрыто понимание человеческого капитала личности как целостности экономического, социокультурного и экзистенциального его компонентов. Ключевые слова: человеческий капитал; личное благополучие; воспитание; образование.
Высокие темпы социальных изменений и усиление тенденции к глобализации основополагающих параметров социальной жизни являются главными причинами необходимости пересмотра содержания основных понятий социальной философии, включения в плоскость социально-философского поиска понятий и категорий, активно используемых в других областях знания. Одним из таких понятий, разрабатываемых в рамках экономической науки, является понятие человеческого капитала как некой собирательной категории, характеризующей знания, умения и навыки человека, которые определяют степень эффективности его участия в экономическом производстве.
Сегодня проблемы экономического развития отходят на второй план: все более актуальными становятся вопросы антропосоциальной тематики, человеко-размерности целей и направленности социального развития. Это определяется тем, что экономический рост не является гарантом личного и социального благополучия, которое все в меньшей степени определяется экономическими причинами и все чаще звучит в контексте экзистенциальной проблематики.
К вопросам качества и уровня жизни все чаще обращаются с точки зрения не объективного (объективной фиксации и интерпретации ряда показателей), а субъективного подхода (субъективной оценки человеком личного благополучия), что, в свою очередь, делает современное гуманитарное знание все более человекоцентристским. Все более ощутимой становится значимость внеэкономического капитала.
Совершенно очевидно, что экономикоориентиру-емость теории и практики имела большое значение в достижении благосостояния общества и отвечала актуальным социальным потребностям, но вместе с тем игнорирование социокультурных и антропосоциаль-ных параметров привело к отрыву ориентиров общественного развития от потребностей человека.
Итак, экономический смысл человеческого капитала сводится к осуществлению инвестирования в образование и здоровье с целью получения экономической выгоды посредством эффективного участия в общественном производстве.
Говоря о социально-философском содержании человеческого капитала, важно отметить следующие моменты. Во-первых, человеческий капитал в данном случае трактуется как некая совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и черт характера, которые полезны человеку не столько в экономи-
ческом смысле, сколько в смысле достижения личного благополучия. Во-вторых, экономическая составляющая данного понятия не исключается, а дополняется социокультурным и экзистенциальным компонентами. В-третьих, в значительной степени меняются характер и содержание инвестиций в человеческий капитал.
Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Человеческий капитал как фактор личного благополучия. Человек непрерывно приобретает знания и навыки. В ходе повседневного опыта и непрерывного социального взаимодействия формируются черты его характера и личностные качества. Жизнедеятельность человека - источник необходимой для его жизни информации. Процесс восприятия и обработки информации, ее освоение, обучение в целом несводимы к экономической функции человека; общекультурные, социальные и бытовые знания и навыки, навыки межличностного общения, социальные навыки также необходимы человеку для комфортной жизнедеятельности, личного и социального благополучия. Именно человек, его потребности и ценности определяют направленность общественного развития, а потому вопрос человеческого капитала не может сводиться к чисто экономическому смыслу: ценности человека, его желания и интересы, экзистенциальный бэкграунд его жизни не ограничиваются экономическими аспектами, но связаны с человеческим капиталом.
Все знания и навыки, получаемые человеком на протяжении жизни, определяют его способность к полноценной и позитивной реализации личностного творческого потенциала. Именно в акте творчества проявляются личная уникальность человека, свобода его деятельности, невозможная без знания. Сделать что-либо, не зная как, невозможно. И если необходимые аспекты деятельности человека могут реализовы-ваться спонтанно, без предварительной подготовки и обучения, то свободная деятельность всегда связана с процессом предварительного постижения знания. Как утверждал Ф. Бэкон, «мы можем столько, сколько знаем». И действительно, свобода - это не только отсутствие необходимости при конкретных обстоятельствах, а наличие способностей. Настоящая свобода человеческой деятельности проявляется в полной мере через наличие широкого спектра альтернатив, формирующихся посредством приобретения соответствующих навыков и знаний. Свобода человека, реализующаяся в акте творчества, является несомненным
условием личного благополучия, определяющим самореализацию личности, ее зрелость и целостность.
Содержание процесса обучения в этом смысле многогранно, он может носить спонтанный, неосознанный характер или выраженную целенаправленность и осмысленность, имеет специфику, связанную с возрастными, гендерными характеристиками, особенностями образа жизни и прочими параметрами и обстоятельствами жизненного пути человека. Результатом такого обучения является совокупность знаний и навыков, которые выражаются в актуальной или потенциальной предметной деятельности человека, но всегда способны принимать речевые формы, что обусловлено социальной природой процесса обучения. Эта способность определяет возможность свободной передачи знаний в рамках социальной коммуникации различного характера. Мышление, речь и язык - главные инструменты в передаче и накоплении знаний, а значит, и главные инструменты в формировании человеческого капитала. И если в своем экономическом значении человеческий капитал формируется путем получения специфических знаний, относящихся к сфере производственных интересов человека (в речевом аспекте выражающихся в оформлении особого языка - профессиональных терминов), то в своем социальном значении накопление человеческого капитала состоит в получении любого знания, обладающего субъективной ценностью (в речевом аспекте выражающегося в наращивании субъективного языкового максимума [1. С. 125]).
Говоря о личном благополучии как результате формирования человеческого капитала, нельзя не отметить, с одной стороны, его субъективный характер, с другой - тесную взаимосвязь с социокультурной средой. Личное благополучие - результат индивидуальной деятельности, которая осуществляется в конкретных социокультурных условиях. Взаимообусловленность социального и индивидуального в аспекте личного благополучия определяется еще и тем обстоятельством, что ценностно-смысловая основа деятельности человека, представленная в виде совокупности ценностей, интересов, личных жизненных целей и задач, формируется на стыке индивидуального и общественного и вне социума оформиться не может. Социальная среда, несомненно, оказывает существенное влияние на деятельность человека, его человеческий капитал, его благополучие, но справедливо и обратное - социальную среду формирует каждый конкретный человек как носитель социальных функций, и в этом смысле человеческий капитал является также фактором социального благополучия.
Это отчетливо проявляется на примере усвоения и реализации человеком норм морали, в основе которых лежит наиважнейший принцип межличностного взаимодействия, основанный на осознании негативных и позитивных последствий собственных действий, адекватной их корректировке в сторону общесоциальных ценностей и потребностей. Нормы морали -механизм регуляции социального взаимодействия, как правило, имеющий выраженную рациональную основу. Это его качество определяет низкую способность к естественному, спонтанному, интуитивному усвое-
нию требований и правил морали человеком, а значит, проявляет большую значимость обучения при формировании нравственности. При этом обучение здесь не может сводиться к простому изложению этических законов, поскольку их знание не гарантирует их реализации. Это сложный процесс, включающий воспитание личностно-волевых качеств, обеспечивающих их выполнение.
На примере нравственности личности как слагаемого ее человеческого капитала представляется возможным выявить существенную роль обучения и воспитания в формировании здоровой социальной среды, которая, несомненно, включает в себя и экономический аспект, но является более широким понятием. Это обращает нас к необходимости рассмотрения следующего пункта.
Человеческий капитал личности как целостность экономического, социокультурного и экзистенциального компонентов. Экономический компонент -неотъемлемая часть человеческого капитала, потому как знания и навыки, определяющие способность человека к продуктивной деятельности, прежде всего ориентированы на удовлетворение базовых потребностей, обеспечивающих его выживание. Знания и навыки человека, определяющие возможность его участия в экономическом производстве, детерминируют его состоятельность как жизнеспособного, с точки зрения реализации экономической функции, индивида, его способность к самостоятельной жизни.
Социокультурный компонент человеческого капитала связан с вопросами взаимоотношений человека и общества, формирует социальное здоровье личности. Социальное здоровье личности - важнейшая категория, отражающая качество взаимоотношений общества и человека; это некое интегральное понятие, характеризующее ее продуктивную социальную жизнедеятельность, взаимоориентированность личных и общественных интересов и потребностей [2. С. 161].
Основу формирования социокультурного компонента человеческого капитала составляют воспитание (включая самовоспитание), аксиологические и культурные установки: усвоение норм морали и их реализация, осознание личной ответственности перед обществом в целом, отдельными людьми, природой, соразмерность личных жизненных целей с социальными потребностями и направленностью общественного развития.
Экзистенциальный компонент связан с личными качествами, зрелостью и целостностью личности, ее духовным развитием, утверждением позитивного смысла и цели жизни, удовлетворенностью жизненными обстоятельствами, личными достижениями, характеристиками жизненного пути. Этот компонент напрямую связан с субъективной оценкой личного благополучия человека, однако в меньшей степени представлен в виде целенаправленных и осмысленных действий по его формированию. Экзистенциальный компонент формируется посредством самопознания и самовоспитания, выработкой личностно-волевых навыков, положительных черт характера.
Экзистенциальный, социокультурный и экономический компоненты человеческого капитала тесно
переплетены и взаимосвязаны, в этом смысле формирование каждого из них прямо или косвенно влияет на формирование двух других. Так, в рамках экзистенциального компонента не могут игнорироваться вопросы профессиональной самореализации и состоятельности, продуктивности и позитивности межличностного общения, социального благополучия. Социокультурный компонент, в свою очередь, также обращен к способности человека эффективно участвовать в экономическом производстве, его личной зрелости и духовному развитию. Так, нравственность и личные качества человека могут прямо отражаться на его профессиональной состоятельности и успешности.
Тем не менее подходы к формированию указанных компонентов человеческого капитала различны, что определяет необходимость рассмотрения следующего пункта.
Характер и содержание инвестиций в человеческий капитал в рамках социально-философского подхода. Понимание человеческого капитала как фактора личного благополучия определяет необходимость пересмотра характера и содержания инвестирования в его накопление. Ранее было отмечено, что экономическая составляющая человеческого капитала не утрачивается в рамках социально-философского подхода. Таким образом, традиционное понимание инвестиций в человеческий капитал как экономической категории не утрачивает своей актуальности: инвестиции в образование и здоровье, несомненно, являются важными направлениями инвестиций и рамках социально-философского подхода. Однако включение социокультурного и экзистенциального компонентов предполагает включение и других аспектов инвестирования в человеческий капитал, обращенных более к личному благополучию человека как смысловой основе его формирования.
Как отмечает Г.Н. Бойченко, «образование - это процесс непрерывного приращения индивидуального и социокультурного опыта личности, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего» [3. С. 20]. Обращение к личному благополучию как смысловой основе деятельности человека, его воспитания и обучения, формирования необходимых навыков, морально-волевых и личностных качеств сегодня происходит все чаще. Оформляется особая ниша образовательных услуг, ориентированных на воспитание личных и социальных навыков, не связанных с реализацией экономической функции человека, а обращенных к вопросам его самопознания, самореализации, успешности в различных областях деятельности (практико-ориентированные и психологические тренинги, семинары, курсы).
Наряду с этим оформляется и получает все большее развитие культура досуга. Досуг - это особый вид
деятельности человека, непосредственно связанный с его интересами, ценностями, творческой самореализацией, личными предпочтениями. В связи с этим инвестирование в досуговую деятельность справедливо можно определить как одно из направлений инвестирования в человеческий капитал. Более того, подавляющее большинство видов активного досуга предполагает прохождение обучения и формирования необходимых навыков, что определяет долговременный характер получения выгоды от такого инвестирования. Помимо этого, досуг, как правило, способствует развитию и социальных навыков, а значит, данный вид инвестирования способствует накоплению не только экзистенциального, но и социокультурного компонента человеческого капитала.
Тем не менее инвестирование в экзистенциальный и социокультурный компоненты в меньшей степени носит сознательный и целенаправленный характер, по сравнению с экономической его составляющей. Большая доля личных и социальных навыков, условно относящихся к накоплению социокультурного и экзистенциального компонентов, формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности: в процессе межличностного общения, повседневного опыта, самопознания.
Таким образом, деятельность по инвестированию в человеческий капитал, в рамках его социально-философского содержания, представляется весьма разнообразной, она не имеет стоимостного выражения, и не всегда связана с затрачиванием физических или духовных усилий, может носить спонтанный характер и интуитивную реализацию.
Пересмотр подходов к пониманию сущности и содержания человеческого капитала как важнейшей социальной категории - закономерная необходимость, обусловленная спецификой современных социокультурных процессов. Осознание важности создания благоприятных условий для формирования социального и экзистенциального его компонентов -необходимый шаг в преодолении экономикоцен-тристского мировоззрения современного человека, установлении новых человекоразмерных целей общественного развития. Все это, в свою очередь, требует значительных изменений в организации деятельности воспитательных и образовательных институтов в современном обществе: формирование производственных компетенций должно дополняться воспитанием социальных навыков, чувства личной ответственности перед другими людьми, обществом в целом и будущими поколениями, умением реализовывать личностный творческий потенциал и продуктивно решать жизненные цели и задачи. Именно такой многомерный подход в понимании человеческого капитала отвечает истинным социальным и личным потребностям, определяет значимость его накопления на протяжении всего жизненного пути человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Некипелова И.М. Организация и самоорганизация языковой системы как механизмы ее оптимизации // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. 2013. № 8 (26), ч. 2. C. 124-127.
2. Пилюшенко А.В., Шишкина А.А. Социальное здоровье личности в рамках экологической этики // Исторические, философские, полити-
ческие и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). C. 161-163.
3. Бойченко Г.Н., Кундозерова Л.И. Образование как ценность личности, семьи, социума // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 3 (12). С. 20-25.
Статья представлена научной редакцией «Философия» 5 декабря 2017 г.
ON THE SOCIOPHILOSOPHICAL CONCEPT OF AN INDIVIDUAL'S HUMAN CAPITAL
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2018, 430, 64-67. DOI: 10.17223/15617793/430/9
Alexandra V. Pilyushenko, Kalashnikov Izhevsk State Technical University (Izhevsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: human capital; personal well-being; upbringing; education.
The article addresses the problem of determining the content of human capital of the individual, requiring its revision in the context of the growing anthroposociocentristic trend of modern scientific knowledge, the human proportionality of goals and orientation of social development. The aim of the article is to reveal the socio-philosophical content of the human capital of the individual. The study was conducted within the framework of the methodology of the socio-philosophical approach, which allowed to consider the category "human capital" as a multidimensional phenomenon. The application of the socio-philosophical approach to the understanding of human capital implies an appeal to personal and social well-being as a semantic basis for its accumulation and use. The reference to the methodology of the system approach allowed to distinguish the personality as a socio-philosophical phenomenon with its existential, socio-cultural and economic components, as well as to explore the nature of their relations, in the structure of human capital. The author reveals the importance of human capital as a factor of personal well-being, considers the peculiarities of its accumulation and formation. Personal well-being as a semantic basis for the formation of human capital is investigated as an object of conscious management. When considering the existential, socio-cultural and economic components of human capital, the nature and content of investing in each of them was investigated, their mutual conditionality and mutual orientation is shown, the possibilities and prospects of social regulation of their formation are determined. As a result, the author has made a number of conclusions related to this research objective. Firstly, it is emphasised that investment in existential and socio-cultural components is less conscious and goal-oriented comparing to its economic one. A large number of personal and social skills which are viewed as related to accumulating socio-cultural and existential components are developed spontaneously throughout human life. Secondly, investment in social and existential components of an individual's human capital cannot be ignored at the social level. This fact determines the necessity of considerable changes in the way modern educational institutions are organised: the development of occupational competencies must be accompanied with acquiring social skills, the sense of responsibility before other people, society and future generations, the ability to unlock one's personal creative potential and achieve personal goals productively. Thirdly, the educational process of acquiring personal skills accompanies people continuously throughout their life responding, among other things, to the instability of their life's socio-cultural conditions.
REFERENCES
1. Nekipelova, I.M. (2013) Organization and self-organization of language system as mechanisms for its optimization. Filologicheskie nauki. Voprosy
teorii i praktiki — Philological Sciences. Issues of Theory and Practice. 8 (26):2. pp. 124-127. (In Russian).
2. Pilyushenko, A.V. & Shishkina, A.A. (2017) Personality's social health in the perspective of environmental ethics. Istoricheskie, filosofskie,
politicheskie i yuridicheskie nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 7 (81). pp. 161-163. (In Russian).
3. Boychenko, G.N. & Kundozerova, L.I. (2012) Obrazovanie kak tsennost' lichnosti, sem'i, sotsiuma [Education as the value of the individual, fami-
ly, society]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 3 (12). pp. 20-25.
Received: 05 December 2017