УДК 101.1:316
Паршина Наталья Валентиновна
аспирантМосковской государственной академии делового администрирования
Parshina Natalia Valentinovna
graduate student Moscow state academy of business administration [email protected]
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
EDUCATION AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF
SOCIAL CAPITAL
Аннотация:Данная статья посвящена развитию образования как одного из оснований развития социального капитала. Автор уделяет особое внимание процессу формирования человеческого капитала и его взаимодействию с социальным капиталом. В статье рассматривается роль образования в формировании личности, обеспечивающее социальную мобильность человека.
Ключевые слова: социальный капитал, человеческий капитал, образование, доверие, личность, общественные отношения, государство.
Summary:This paper focuses on the development of education as one of the bases of the development of social capital. The author pays special attention to the process of human capital formation and its interaction with social capital. The article discusses the role of education in shaping the personality ofproviding social mobility rights.
Keywords: social capital, human capital, education, trust, identity, public relations, government
Ушедший в историю ХХ век обозначил переход индустриальной эпохи на качественно новый уровень развития мировой цивилизации, ассоциируемый в настоящее время с информатизацией. Индустриальная эпоха, в основе прогресса которой было развитие техники и технологий, во многом исчерпала свои возможности для создания более достойных условий жизнедеятельности людей, четко наметив разрыв между экономическим и социальным прогрессом. Созданные индустриальной эпохой формы экономической социализации сказались практически на всех сферах жизнедеятельности, в том числе и на образовании, которое, по меньшей мере, стало технократическим, ориентированным на материально-технические потребности и интересы. Утрата же образованием ценностно-культурных функций во все времена вела к доминированию экономического интереса с одновременным сокращением возможностей полноценной социализации личности. Экономическое благополучие государства определяется не только объемом ВВП, уровнем технологий, но и качеством жизни, индексом развития человеческого потенциала. Так, когда речь идет об эконо-
мическом развитии, в первую очередь оценивается имеющийся в обществе экономический, человеческий, социальный капитал, который обладает способно-стью?как к взаимной конвертации, так и к воспроизводству друг друга. Центральное место, безусловно, занимает экономический капитал, который, согласно П. Бурдьё,непосредственно и напрямую конвертируется в деньги и институционализируется в форме прав собственности[1]. Главная цель экономического капитала - производство прибыли при максимальной ликвидности.
Человеческий капитал-понятие сложное, объединяющее в себе знания, навыки, умения, интеллект, здоровье, качественный и производительный труд, качество жизни и т. д. Он, как кровеносные сосуды в человеческом организме, пронизывает всю экономику и общество, обеспечивая их функционирование и развитие.Теоретические воззрения на проблему человеческого капитала всегда исходили из расчета эффективности инвестиций в образование. Все исследования эффективности вложений в человека посредством образования свидетельствуют о ее росте, при этом рентабельность ассигнований превышает прибыльность инвестиций в физический капитал -средства производства, произведенные продукты (механизмы, станки, оборудование, здания и т. п.), участвующие в производстве товаров и услуг.
Не случайно затраты на образование в развитых странах воспринимаются общественным мнением как один из наиболее эффективных видов инвести-ций.Исходя из этого, Дж. Буш в свое время в ежегодном послании к Конгрессу США отмечал: «В течение всей истории мы считали ресурсами почву и камни, землю и воду, скрытые в земле богатства. Сейчас не так. Наши неисчислимые ресурсы находятся в нас самих -наш ум, изобретательность, объем человеческой мысли. Если мы хотим, чтобы Америка оставалась лидером, мы должны быть впереди инновационных процессов в образовании»[2].Когда мы говорим об экономической эффективности образования, следует учитывать, что основанием для расчета ее показателей могут служить инвестиции в человеческий капитал (в виде расходов на образование), следствием которых является увеличение производительности труда и заработной платы. В упрощенном виде экономическая эффективность образования может быть представлена как результирующая от прямых денежных расходов на образование и издержек, сопряженных с его получением. Реально же, кроме прямых денежных затрат и доходов, существуют и не денежные, которые нельзя учесть в расчетах норм отдачи инвестирования в образование, здравоохранение, охрану труд.[3] Поэтому судить об эффективности инвестирования в трудовые ресурсы лишь на основе норм отдачи было бы неверно, поскольку денежная доходность не охватывает всю его действительную ценность. И здесь мы вплотную подходим к такому явлению, как социальный капитал.
Проявляется социальный капитал на различных уровнях жизнедеятельности людей -социетальном, региональном, муниципальном, локальном, межличностном. И на каждом из этих уровней важно знать, учитывать и, соответственно, использовать этот ресурс.Особое значение для образования, таким образом, приобретает, способность учителя к содействию развития социального капитала и преодолению конфликтов, для того чтобы как можно раньше научить де-
тей строить личные социальные сети и умножать их социальный капитал. Этому служат и педагогические целью, которых является:
- проведение совместных мероприятий, призванных формировать чувство общности среди детей;
- создание возможности для совместной работы в группах, в том числе и в свободное от учебы время;
- проведение специальных занятий для развития социальных компетенций, на которых разрабатываются теоретические основы, которые ученики потом применяют в ролевых играх и упражнениях.
- формирование способности решения проблем и конфликтов.До сегодняшнего дня формирование социальных сетей индивидуума рассматривалось в большей степени как факт, обусловленный личным происхождением, способностями и опытом или случайностью. Однако, так как данная сеть межличностных взаимодействий имеет решающее значение для доступа к таким ресурсам, как информация или материальные блага, недостаточная развитость осознанных, рациональных межличностных взаимодействий создает основу для социального неравенства. В эмпирических теориях взаимосвязь экономического капитала или профессионального успеха и социальных сетей личности нашла непрямое подтверждение. Принадлежность к низшим социальным слоям очень часто сопряжена с неразвитостью социальных сетей индивида, недостатком поддержки, помощи и меньшим вовлечением в общественную жизнь.
Образование обеспечивает эффективную социокультурную (академическую, профессиональную) мобильность.Со вступлением России в Болонский процесс по-новому встали вопросы профессиональной самореализации личности, раздвинув горизонт рынка труда за национальные рамки. Академическая мобильность и признание дипломов без предварительной процедуры их подтверждения повышают конкурентоспособность выпусскников и открывают перспективы их трудоустройства в любойиз европейских стран. Кроме того, исповедуемый Болонским процессом принцип «образование в течение всей жизни» дает возможность получения знаний в двух-трех университетах и поствузовского образования не только в родной almamater, но и в лучших бизнес-школах мира. Россиянин, окончивший три курса российского университета, проучившийся два года в Европе или США, получивший два диплома (российский, европейский или американский) бакалавра экономики, принятый на работу в западную фирму, затем стажировавшийся в Германии и окончивший программу МВА в Финляндии, -по образованию и опыту работы исключительно конкурентоспособен и востребован.
Влияние таких общекультурных факторов (формируемых посредством образования), как «доверие», «гражданская ответственность», либо иных форм социального капитала, на экономическое развитие общества аксиоматично. Если бы в экономически недостаточно развитых странах Африки уровень доверия был таким же высоким, как в Швеции, Дании, Норвегии, объем ВВП на Африканском континенте был бы на 54,6 % выше, чем сейчас, а в России и Мексике -примерно на 60 % [4].
Литература
1. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education J Richardson by ed. N.Y.; Westport, Conn.: GreenwoodPress, 1986
2. Шукшунов В.Е. Новые роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке. М.: МАН ВШ, 1998
3. Hanifan L.J. The Community Center. Boston: Silver, Burdett& Co., 1920
4. Федюкин И. Гражданские ценности/^йр://www.forbes.ru/Forbes.ru [Интернет-медия]. 2010. 02 апреля. URL: column/47475-grazhdanskie-tsennosti
Literatura
1. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education J Richardson by ed. N.Y.; Westport, Conn.: Greenwood Press, 1986
2. Shukshunov V.E. Novyerol', mestoimissijaobrazovanija v raz-vitiiobshhestva v XXI veke. M.: MAN VSh, 1998
3. Hanifan L.J. The Community Center. Boston: Silver, Burdett & Co.,
1920
4. Fedjukin I. Grazhdanskiecennosti//http://www.forbes.ru/Forbes.ru [Internet-medija]. 2010. 02 aprelja. URL: column/47475-grazhdanskie-tsennosti