Научная статья на тему 'Здоровье личности как составляющая структуры человеческого капитала'

Здоровье личности как составляющая структуры человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
635
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ / УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / HEALTH / PERSON'S HEALTH / HUMAN CAPITAL / CAPITAL OF HEALTH / LEVEL APPROACH TO HEALTH OF THE PERSON / REPRODUCTION OF THE HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сокольская Марина Вячеславовна, Ткаченко Анна Викторовна

В статье рассматривается проблема определения здоровья личности и его роли в формировании и воспроизводстве человеческого капитала. Представлены некоторые теоретические подходы к социально-психологическому исследованию категории здоровья как основополагающей части человеческого капитала. Раскрывается значение капитала здоровья личности и обосновывается необходимость его инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Person’s health as a part of human capital’s structure

In article the problem of definition of person’s health and its role in formation and reproduction of the human capital is considered. Some theoretical approaches to social-psychological research of category of health as fundamental part of the human capital are presented. Value of the capital of person’s health and need of its investment reveals.

Текст научной работы на тему «Здоровье личности как составляющая структуры человеческого капитала»

УДК 316.334:61

ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

М.В. Сокольская, A.B. Ткаченко

ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» г. Хабаровск, Россия, 680021

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения здоровья личности и его роли в формировании и воспроизводстве человеческого капитала. Представлены некоторые теоретические подходы к социально-психологическому исследованию категории здоровья как основополагающей части человеческого капитала. Раскрывается значение капитала здоровья личности и обосновывается необходимость его инвестирования.

Ключевые слова: здоровье, здоровье личности, человеческий капитал, капитал здоровья, уровневый подход к здоровью человека, воспроизводство человеческого капитала.

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время ключевое значение, так как человеческие технологии выступают в контексте системного, рационального подхода, а многие виды профессиональной деятельности обогащаются творческим содержанием и ориентированы на эффективность экономических, социальных и духовных технологий.

Процессы развития личности человека и его способностей к труду изучаются представителями различных наук — медиками, психологами, социологами, экономистами, но до сих пор эти исследования не носят достаточно комплексного, системного характера.

Здоровье или нездоровье, болезни, могут возникать не только самопроизвольно, но и вследствие недостатков в образовании человека, формировании его культуры, его гигиенических навыков, нехватки средств для его качественного материального существования, плохого жилья, отсутствия условий для отдыха, физкультуры и спорта, невозможности создать полноценную семью и иметь

свой уютный семейный очаг. Роль медицины в сохранении здоровья человека несомненна, но в процентном отношении она составляет, по разным исследованиям, от 10 до 25%. В качестве основных причин неблагополучного состояния человека (75—90%) определяют факторы социального и экономического порядка, которые формируются в государстве и определяются государством. Следовательно, можно утверждать, что оценка человеческого капитала здоровья, является важной частью общей формулы определения человеческого капитала.

Существует несколько определений человеческого капитала: узкое, расширенное и широкое. Категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. На первом этапе в состав человеческого капитала вошло только образование (узкое определение человеческого капитала). На втором этапе (расширенное определение) включили воспитание, образование, знания (науку), здоровье, информационное обслуживание, культуру и искусство (рис.).

—--—

~ 802 ~

—--—

Рис. Источники накопления человеческого капитала

Источник: Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ. 2003ю № 2

На третьем этапе развития в категории человеческого капитала были добавлены инвестиции в безопасность людей, подготовку эффективной элиты, формирование и развитие гражданского общества, повышение эффективности институционального обслуживания, в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион [1].

Человеческий капитал — это сформированный человеком в результате инвестиций и накоплений определенный запас физического здоровья, знаний, навыков, умений и мотиваций, который используется в той или иной сфере приложения труда и приносит доход как собственнику рабочей силы, так и работодателю.

Человеческий капитал, как и физический, подвержен износу — устаревание знаний, деградация способностей, слабость здоровья и т.д. Поэтому необходимо осуществлять не только формирование, но и постоянное воспроизводство человеческого капитала.

Процесс воспроизводства человеческого капитала имеет циклический характер, постоянно повторяющийся и возобновляющийся в каждом новом цикле на качественно новом уровне

Воспроизводство человеческого капитала неотделимо от области социального, оно является составной частью социального. Поэтому выделение только экономически значимых качеств и способностей в должной мере не раскрывает содержание рассматриваемой категории. Исходя из этого, под воспроизводством человеческого капитала можно понимать воспроизводство человека как носителя значимых социально-экономических качеств и способностей.

В соответствии с социальной направленностью экономики здоровье также необходимо рассматривать как экономическую категорию — основу человеческого капитала.

Под капиталом здоровья понимаются инвестиции в человека, необходимые для формирования, сохранения и совершенствования его здоровья и работоспособности.

Состояние здоровья в теории человеческого капитала рассматривается как капитал, включающий две части — наследственную и благоприобретенную. В течение жизни человека осуществляется износ этого вида капитала, а со смертью происходит полное обесценение фонда здоровья [2, с. 90—95].

Комплексное исследование здоровья человека требует всестороннего анализа того социокультурного контекста, в котором данная проблематика приобретает специфическое социально обусловленное значение.

В этой связи следует выделить социально-ориентированный и кросс-культурный подходы, которые существенно дополняют друг друга.

В первом случае определяется характер влияния цивилизации или наиболее общих форм социального бытия на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида. Отметим, что в западной науке сложилась традиция выявления преимущественно патогенных, негативно влияющих факторов.

Тогда как кросс-культурный подход исходит из положений социокультурного релятивизма и призван выявить то культурное (или национальное) своеобразие, которое характеризует феноменологию здоровья в границах определенных культурных сообществ. Согласно выделенным подхо-

—--—

~ 803 ~

дам характеристики здоровья и болезни относительны и детерминированы специфическими социальными и культурно-историческими условиями, социокультурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира.

В этой связи следует упомянуть также «социокультурную теорию неврозов» (К. Хорни) и концепцию «социально-заданной ущербности» (Э. Фромм).

Биологическая наука в какой-то степени подтверждает справедливость указанных концепций: в ней находят доказательства факты, утверждающие что человек наследует не только приобретенный предыдущими поколениями культурный опыт, но и так называемые «болезни цивилизации», которые не встречаются в животном мире [3, с. 36].

В соответствии с принципом системности, человек является сложной живой системой, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования, следовательно, и здоровье человека следует рассматривать с точки зрения системной уровневой организации, при условии важного допущения [4]. По отношению к Человеку речь идёт скорее о составляющих, параметрах, этажах человека, как родового существа, существующих одновременно, пусть глубоко взаимосвязано и взаимозависимо, но всё же не поглощая и не заменяя друг друга» [5, с. 72].

В качестве примеров уровнего подхода к здоровью человека целесообразно рассмотреть следующие теории: развиваемую Е.А. Багровой, концепцию психофизиологического здоровья, которое она рассматривает в структуре иерархической индивидуальности. В соответствии с логикой системно-структурного подхода, она предлагает изучать психофизиологическое здоровье на основе выделения следующих уровней:

1. Генетического, предопределяющего здоровье субъекта, исходя из состояния здоровья родителей.

2. Физиологического уровня, который определяется нормальным функционированием всех органов благодаря соблюдению правил питания, норм и правил организации труда, отдыха и быта, личной гигиены.

3. Психологического, предполагающего сфор-мированность определённых качеств личности, характеризующих соответствие возрастным нормам психического развития.

В своём анализе психофизиологического здоровья автор придерживается нормоцентрического подхода, опираясь на психофизиологическую структуру личности, поэтому в предлагаемой структуре отсутствуют социально-психологический уровень и духовный (уровень индивидуальности), что, безусловно, обедняет полученные результаты и делает их мало пригодными к практическому использованию [6].

Примером более полной уровневой структуры здоровья человека является «поуровневый подход» Б.С. Братуся, разработка которого была предпринята с целью выявления психологических причин аномального развития личности, внутренних механизмов «уклонения» от нормы, появления аномалий личности, а главное, перспектив, путей предупреждения и коррекции этих аномалий. Основанием для этого подхода являются разные измерения психического аппарата, выделяемые автором.

Первый уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, «ответственный» за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношения к другим людям и к себе. Критерием и отражением личностного здоровья является нравственная ориентация человека, составляющая суть нормального развития.

Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, — считает Б.С. Братусь, — они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней [5]. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима, соответственно, организованная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств — это второй уровень реализации, называемый индивидуально-исполнительским, или индивидуально-психологическим.

Третий — психофизиологический уровень, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

—--—

~ 804 ~

Третий уровень связан с биологическими характеристиками, а первый и второй зависят от социальных условий.

Принимая в целом точку зрения с Б.С. Брату-ся, нельзя не отметить, что в предлагаемой им уровневой структуре психического здоровья «выпущен» или «выпадает» социально-психологический уровень — уровень социальных, общественных взаимоотношений, социальных проявлений личности. Полагаем, что высший уровень, который в терминологии Б.С. Братуся называется личностным, целесообразнее было бы обозначить как духовно-нравственный, что, впрочем, и делает сам автор, характеризуя его содержательную сторону.

Руководствуясь принципом целостности, Б.Г. Ананьев говорит о полифакторной обусловленности онтогенетической эволюции человека. Рассматривая в своём анализе человека как полисистемное образование, Б. Г. Ананьев выделяет разные его ипостаси: индивида (целостный организм), личность, субъекта деятельности и индивидуальность, развитие и взаимодействие которых анализирует в контексте жизненного пути человека.

На наш взгляд, наиболее полно задачам, решаемым в данном исследовании, соответствует позиция М.В. Сокольской, которая опираясь на концепцию Б.Г. Ананьева, предлагает трёхуровневую структуру здоровья человека, где первый уровень — это психофизиологическое здоровье человека, т.е. здоровье организма и индивида, где основными критериями здоровья-нездоровья являются понятия «нормы» с точки зрения биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук, изучающих человека.

Второй уровень — личностное здоровье человека вбирает в себя «личность» и «субъекта деятельности» — характеристики человека, как представителя исторической социокультурной и профессиональной среды, которое, в свою очередь, является системообразующим в целостной структуре здоровья человека. Основой, ядром личностного здоровья является субъективное благополучие личности.

Фактов, подтверждающих нашу гипотезу о том, что именно сила личности, сила духа (вера в себя, волевая активность, целеустремлённость и т.д.) позволяют человеку подняться над собственными физическими недугами, достаточно, как в историческом контексте, так и в современной

жизни. В качестве наиболее ярких примеров можно привести 32 Президента США Рузвельта Франклина Делано, который после перенесённого уже в зрелом возрасте полиомиелита имел ограничения в передвижении, но несмотря на это завоевал доверие американцев и 12 лет являлся президентом США, именно он сумел вывести Америку из «великой депрессии»; героизм участников Великой Отечественной войны; Параолимпийские игры, в которых принимают участие люди с ограниченными физическими возможностями и т.д.

Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести двойную жизнь, подчиняться природным и общественно-историческим закономерностям.

Третий уровень — духовно-нравственное здоровье человека — здоровье индивидуальности. На этом уровне основной закон — нравственность. Для обозначения критерия здоровья на этом уровне целесообразно использовать термин А.Р. Фона-рёва — потребность «служения», как наиболее точно отражающий качественное содержание здоровья индивидуальности. О сформированной потребности «служения» можно говорить, когда основным жизненным отношением является любовь к другим людям, со-причастность, событийность со всем сущим на Земле, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей в область скрытых потенций [7]. Поэтому если на уровне реализации целей необходимость успеха определяется подбором средств для реализации этой цели, то в нравственном плане главным становится не достижение цели, а её нравственная оценка [5, с. 91].

Капитал здоровья личности является неотъемлемой частью человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в повышении качества жизни, сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. В последнее время в России особую тревогу вызывает состояние психического здоровья населения страны, т.к. с ним непо-

—--—

~ 805 ~

средственно связаны интеллектуальный потенциал страны, нации, развитие производительных сил и трудовых ресурсов, обороноспособность. Удельный вес больных такого рода возрастает. Многие психические болезни равнозначны смерти человека с точки зрения возможностей реализации человеческого капитала.

Сокращение (снижение) капитала здоровья личности сказывается и на демографической ситуации, которую в настоящее время можно оценить как достаточно сложную. В целом демографический прогноз показывает, что даже в случае оптимистического сценария развития экономики и значительных вложений в социальную сферу сокращение населения к 2025 году составит 7%.

Достижение объёма финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической ситуации в стране, является приоритетной задачей России.

Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором повышения уровня социально-экономического развития как государства в целом, так и отдельно взятого предприятия.

И чтобы увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология человеческого капитала / под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Изд. «Logos», 2006.

2. Асланов Д.И. Инвестиционная составляющая капитала здоровья // Креативная экономика. 2011. № 12 (60).

3. Сокольская М.В. Личностное здоровье профессионала.: моногр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.

4. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М.: Мысль, 1988.

6. Багрова Е.А. Психофизиологическое здоровье в структуре иерархической индивидуальности (критерии и программа коррекции): автореф. дис. ... канд. псх. наук. Уфа, 2002.

7. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2005.

PERSON'S HEALTH AS A PART OF HUMAN CAPITAL'S STRUCTURE

M. V. Sokolskaya, A. V. Tkachenko

Far-Eastern State Transportation University Khabarovsk, Russian Federation, 680000

Annotation. In article the problem of definition of person's health and its role in formation and reproduction of the human capital is considered. Some theoretical approaches to social-psychological research of category of health as fundamental part of the human capital are presented. Value of the capital of person's health and need of its investment reveals. Key words: health, person's health, human capital, capital of health, level approach to health of the person, reproduction of the human capital.

REFERENCES

1. Psihologija chelovecheskogo kapitala. Ed. by A.I. Jur'eva. Sankt-Peterburg, Izd. «Logos», 2006.

2. Aslanov D.I. Investicionnaja sostavljajushhaja kapitala zdorov'ja. Kreativnaja jekonomika, 2011, no. 12 (60).

3. Sokol'skaja M.V. Lichnostnoe zdorov'e professional.: monogr. Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2008.

4. Psihologija zdorov'ja: Uchebnik dlja vuzov. Ed. G.S. Nikiforova. Sankt-Peterburg, Piter, 2003.

5. Bratus', B.S. Anomalii lichnosti. Moscow, Mysl',

1988.

6. Bagrova E.A. Psihofiziologicheskoe zdorov'e v strukture ierarhicheskoj individual'nosti (kriterii i programma korrekcii). Avtoref. dis. kand. psh. nauk. Ufa, 2002.

7. Fonarev A.R. Psihologija stanovlenija lichnosti professional: ucheb. posobie. Moscow, Izd-vo Mosk. psihol.-soc. instituta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.