Научная статья на тему 'Человеческий капитал - базовая доктрина развития социально-экономического пространства'

Человеческий капитал - базовая доктрина развития социально-экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / HUMAN CAPITAL / REGIONAL ECONOMICS AND MANAGEMENT / CAREER GUIDANCE / YOUTH / SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна

В статье рассмотрен человеческий капитал общества как основная, базовая доктрина развития современного общества, которая предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем. Рассмотрены социологические исследования системы профессиональной ориентации молодёжи как одного из важнейших социальных институтов общества, влияющего на социальное партнерство и социальную сплочённость общества, на конструктивные преобразования социокультурного пространства российского общества и мирового сообщества в целом. Раскрыта комплексная система профессиональной ориентации молодёжи как основной фактор перехода общества в новое качество, как импульс, который подталкивает гражданское общество к гомогенности, к улучшению благосостояния государства и экономического развития региональной экономики и управления, как показатель зрелости гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Capital Is The Main Base Of Socio-Economic Development Doktirina Space

The article deals with the human capital as the main basic doctrine of modern society, which involves the active participation of the population in solving problems. Reviewed by sociological studies and a vocational orientation of young people as one of the most important social institutions of society, affecting the social partnership and social solidarity society, socio-cultural transformation space on the constructive Russian society and the global community as a whole. Revealed a complex system of vocational guidance of youth as a major factor in the transition to a new quality of society, as momentum pushes civil society to homogeneity, the welfare State and the economic development of the regional economy and management, as an indicator of the maturity of civil society.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал - базовая доктрина развития социально-экономического пространства»

УКД 316.44

Митюрникова Л.А.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - БАЗОВАЯ ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассмотрен человеческий капитал общества как основная, базовая доктрина развития современного общества, которая предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем. Рассмотрены социологические исследования системы профессиональной ориентации молодёжи как одного из важнейших социальных институтов общества, влияющего на социальное партнерство и социальную сплочённость общества, на конструктивные преобразования социокультурного пространства российского общества и мирового сообщества в целом. Раскрыта комплексная система профессиональной ориентации молодёжи как основной фактор перехода общества в новое качество, как импульс, который подталкивает гражданское общество к гомогенности, к улучшению благосостояния государства и экономического развития региональной экономики и управления, как показатель зрелости гражданского общества.

Ключевые слова: человеческий капитал, региональная экономика и управление, профессиональная ориентация, молодёжь, социальные связи и взаимоотношения, социальная сплоченность.

Lyudmila A. Mityurnikova

HUMAN CAPITAL IS THE MAIN BASE OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT DOKTIRINA SPACE

The article deals with the human capital as the main basic doctrine of modern society, which involves the active participation of the population in solving problems. Reviewed by sociological studies and a vocational orientation of young people as one of the most important social institutions of society, affecting the social partnership and social solidarity society, socio-cultural transformation space on the constructive Russian society and the global community as a whole. Revealed a complex system of vocational guidance of youth as a major factor in the transition to a new quality of society, as momentum pushes civil society to homogeneity, the welfare State and the economic development of the regional economy and management, as an indicator of the maturity of civil society.

Key words: Human capital, regional economics and management, career guidance, youth, social communication.

«Люди, рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также»

Платон

(Одним важным условием социально-экономического развития регионов и формирования «экономики знаний» является человеческий капитал. Человеческий капитал это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Человеческий капитал включает в себя интеллект, здоровье, качественный и производительный труд, а также качество жизни.

Впервые, в 1961 году, словосочетание использовал американец Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность: в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), искусство, культуру, профессиональную культуру и другие составляющие [Корчагин 2009: 3].

Основная часть мирового человеческого капитала сосредоточена в развитых странах мира. Это связано с тем, что инвестиции в человеческий капитал в последние полвека в этих странах значительно опережают инвестиции в физический капитал. В США соотношение «инвестиций в человека» и производственных инвестиций (социальные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в % к производственным инвестициям) в 1970 году составляло 194 %, а в 1990 году 318 %. В США стоимость человеческого капитала в конце XX века составляла 95 трлн долл. или 77 % национального богатства (НБ), 26 % мирового итога стоимости ЧК. Для России показатели равны: 30 трлн дол.; 50 %; 8 %; 32 % [Корчагин 2011: 5].

Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого фактора как производительного фактора развития [Марцинкевич, Соболева 1995].

Человеческий капитал является главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, влияет на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, на формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества. Инновационную экономика можно рассмотреть как общую инфраструктуру в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах.

98

Деятельность комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи тесным образом связана с понятием «человеческий капитал», конечная цель которой - это повышение качества жизни, социальное партнерство и социальная сплоченность, гармонизация как самой личности, так и общества и государства.

В настоящее время большое число вузов готовит специалистов без конкретной связи с конкретными предприятиями, организациями, и в результате возникает несоответствие между профессиональной ориентацией выпускников вузов и потребностями рынка труда. Согласно прогнозу Минобрнауки, в 2015 году их количество превысит потребности экономики на 364,7 тыс. человек, а дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312,6 тыс. человек. Необходимо отметить, что сократилось число негосударственных образовательных учреждений (URL: ttp://www.rutrud.ru/content/blogcategory/6/6/ index.html).

Социально-экономическое развитие государства требует нового подхода к проблеме становления и самореализации личности в профессиональной деятельности. Причин тому несколько: рост конкуренции, возникновение необходимости переподготовки кадров, поскольку кардинально изменились характер и цели труда, возросла интенсивность труда, усилилась напряженность труда, потребность таких важных качеств, как высокий уровень профессионализма, профессиональной мобильности, выносливость и ответственность.

История появления некоторых элементов оценки профессиональной пригодности человека уходит в глубину веков. Платон в своих трудах обращал внимание на различие природы человеческих способностей. «Люди, - писал Платон, - рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам» [Платон 1971]. Фредерик Уинслоу Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий капитал», в искусство администрации управлять предприятием.

Рассмотрение истории развития профориентации позволяет заключить, что система профориентации прошла длительный путь развития, и ее дальнейшее развитие и совершенствование отвечает интересам динамичного развития общества.

Профессиональная ориентация - это непрерывный процесс самоопределения, раскрытия творческого и профессионального потенциала социального субъекта, усовершенствования социальных связей, взаимоотношений и взаимодействий, возникающий в процессе профессиональной ориентации молодёжи, впоследствии влияющий на гармонизацию отношений между личностью и обществом, на гармонизацию отношений социального партнерства и социальной сплоченности, на качество жизни общества [Митюрникова 2011].

Социальные взаимоотношения, возникающие в процессе профориентации между государством, социальными институтами государства, предприятиями, общественными организациями и самой личностью молодого человека, усиливают

Вестник ММА

роль гармонизации и сплоченности общества, влияют на качество жизни. Качество жизни включает в себя такие основные показатели, как удовлетворенность человека своей профессиональной деятельностью, высокий уровень профессиональной культуры и профессиональной мобильности, соответствие потребностям общества. В процессе профориентации просматривается оптимальное сочетание интересов личности, социальных институтов с интересами государства, руководителями предприятий, организаций и инвесторов.

Профессиональное становление и самоопределение молодежи - это многоаспектный процесс. Как один из аспектов социальной деятельности, система профессиональной ориентации молодежи реализуется человеком, ради человека и посредством его деятельности.

Польза для общества от профессиональной ориентации молодежи очевидна, она исходит из самой сущности профориентационной деятельности как социального института, выполняющего специфическую функцию - защищать интересы молодого человека и социума в их совокупном единстве и развивать сеть служб, предоставляющих услуги профессиональной информации по разрешению личностных проблем, связанных с выбором профессии и построением личной карьеры.

Особенностью комплексной системы профессиональной ориентации, определяющей ее как социальный институт, является следующее: наличие в ней социальных функций, структурных элементов социального института, взаимодействие с другими социальными институтами, обеспечение комплексной и сложной структуры системы взаимодействий личности, общества и государства. В этом плане следует назвать пять основных функций, которые выполняются в процессе деятельности комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи: функции определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений, регулятивная функция, интегративная функция, которая включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, коммуникативная функция, транслирующая функция [Митюрникова 2007].

Деятельность комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи тесным образом связана с понятием «человеческий капитал». Следует отметить, что понятие «человеческого капитала», в свою очередь, связано с социологическими и социально-экономическими понятиями: интеллектуальный капитал, образовательный капитал, социальный капитал, капитал профессиональной культуры и профессиональной мобильности, культурный и символический капитал и т.д., и в результате формирования человеческого капитала осуществляется вертикальное изменение социального статуса [Митюрникова 2011].

В процессе деятельности комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи социальный субъект участвует в формировании и раскрытии своего внутреннего потенциала, склонностей, способностей, построении личностного профессионального плана и в дальнейшем его реализации и т.д., в своей совокупности всё вышеуказанное влияет на формирование человеческого капитала индивида.

Здесь стоит отметить, что формирование человеческого капитала и появление в нем качественных сдвигов представляют собой основу совершенствования социальной структуры общества, перехода одного социального слоя в другой, формирование новых общественных слоёв и взаимосвязей между ними, что может в дальнейшем привести к изменению социальной структуры общества и развитию регионального управления, в основном ориентированного на развитие региона в решении социальных проблем, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества.

Для обеспечения устойчивого развития личности, общества и государства, формирования позитивной идентичности подрастающего поколения необходимо, чтобы государственная образовательная политика была направлена на воспроизводство образованного человека, сочетающего в себе целостное знание выбранной профессии с объемными представлениями о мире, высоким уровнем духовности, индивидуальной культуры и профессиональной культуры. Комплексная система профессиональной ориентации молодёжи включает в себя динамику взаимодействий различных социальных групп, слоев, становление групповых интересов, изменение социальной идентичности в результате социализации.

Теоретико-методологические аспекты социальной сплоченности и стратификации российского общества рассматривают современные российские учёные-исследователи: П.Д. Павленок, О.А. Аникеева, Е.М. Авраамова, Л.А. Гордон, И.Е. Дискин, И. Дзлиев, Т.И. Заславская, Е.Д. Игитханян, А.Н. Самарин, А.Д. Урсул, Р.Г. Яновский, и др. Однако проблемы развития социальной сплоченности в рамках процесса формирования гражданского общества исследуются разрозненно, не в полной мере учитывается российская и региональная специфика. Малоизученными остаются вопросы исследования текущих процессов интегрирования социальных субъектов и институтов внутри трансформирующегося общества, разработки социологических моделей развития российского социума с учетом региональных особенностей. Данные предпосылки обусловливают целевую необходимость рассмотрения социальной сплоченности более глубоко и основательно.

Правомерно было отмечено в работах д.ф.н., профессора П.Д. Павленка, что «социальная сплоченность имеет важнейшее значение для современного общества, в центре внимания которого находятся права человека и которое сталкивается с быстрыми и радикальными переменами, потрясающими те основы, на которых традиционно строились социальные связи. Социальная сплоченность выступает инструментом обеспечения свободы, равенства, общественной солидарности и рассматривается, прежде всего, в отношении человеческого общества.

В плане рассматриваемой проблемы (социальной сплоченности) бесспорным является вывод ученых о необходимости учета развития не только материального и духовного производства, производительных сил и производительных отношений, базиса и надстройки, но и способа развития общественной жизни, т.е. развития самого человека, его социальной и духовной жизни, его идей [Павленок 2013].

Комплексная система профессиональной ориентации имеет определённую систему ценностей и норм, усваивая и приобретая которые социальный субъект также перемещается в вертикальном направлении, что может свидетельствовать о модернизации совокупной общественной структуры.

Систему профессиональной ориентации можно рассмотреть и в аспекте профессионализации. В западной исследовательской традиции сформировались два основных подхода к понятию профессионализации: англо-американский и континентальный. Представители первого направления работают в русле неовеберианской традиции и теории черт, к ним относятся такие известные исследователи, как Ф. Паркин, Э. Фрейдзон, Т. Джонсон, М. Морон, М. Сакс, А. Эбботт, К. Макдоналд, Р. Коллинс. Европейскую исследовательскую традицию представляют в основном скандинавские и немецкие социологи, акцентирующие внимание на таких понятиях, как карьерная траектория, профессиональная идентичность, профессиональная подготовка. Среди европейских исследователей следует выделить В. Фурнье, А. Грелон, Л. Карпика, Дж. Ларкин. Основатель бюро в Бостоне социолог Ф. Парсонс выделил три основных фактора успешности выбора профессии [Российский статистический ежегодник 2013]:

0 знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;

0 правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

0 умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.

Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на активизацию внутренних ресурсов, возможностей личности, создание условий для самореализации человека в профессиональной сфере, формирование у него способности принятия решения выбора и перемены профессии, переобучения или повышения квалификации, повышения личностной активности, самостоятельности и ответственности молодого человека в принятии решения о своем профессиональном будущем.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мероприятий (социологических, психологических, педагогических, медицинских), направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения и оптимизацию трудоустройства граждан в соответствии с их индивидуальными способностями, склонностями, особенностями и с учетом потребностей рынка труда.

Профессиональная ориентация осуществляется в следующих целях:

0 обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора

профессии, формы занятости и путей становления и самореализации личности в условиях рыночных отношений;

0 достижение сбалансированности между профессиональными

интересами человека и возможностями рынка труда;

0 прогнозирование профессиональной успешности в сфере трудовой

деятельности;

0 содействие непрерывному росту профессионализма личности

как важнейшего условия удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом;

0 реализация индивидуального творческого потенциала;

0 формирование достойного образа жизни и достойного

благосостояния [Митюрникова 2014].

Профессиональная ориентация является эффективным способом активизации профессионального самоопределения личности в силу того, что она включает в себя целый комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии самореализации [Митюрникова 2014].

Сущность профессиональной ориентации состоит в выполнении ею следующих функций:

0 помощь в активизации внутренних ресурсов, возможностей личности, слоя, групп;

0 создание условий для реализации профессиональных личных планов и полной самореализации в профессиональной сфере;

0 формирование личностной способности принятия решения о выборе и перемене профессии;

0 переобучение или повышение квалификации;

0 развитие личностной активности, самостоятельности и ответственности человека в принятии решения о своем профессиональном будущем.

В связи с этим можно сделать соответствующие выводы: система профессиональной ориентации изначально содержит в себе внутренний план управления не только извне (профессиональная ориентация как информационное поле), но и изнутри самой личности. Основной принцип профессиональной ориентации - это необходимость защищать интересы молодого человека и социума в их совокупном единстве и развивать сеть служб, предоставляющих услуги по решению личностных проблем, связанных с выбором профессии и построением профессиональной личной карьеры. Основные функции системы профориентации молодёжи направлены на удовлетворение человеческих потребностей.

Как было ранее отмечено, комплексная система профессиональной ориентации молодежи включает в себя три последовательных, взаимосвязанных этапа профессионального самоопределения и самореализации личности:

0 профессиональная ориентация школьников - это первый этап системы профессиональной ориентации молодежи, знакомящий школьников с миром профессий, с рынком труда, с социальными взаимосвязями и отношениями и т.д.;

0 создание центров развития профессиональной карьеры студентов (в дальнейшем центр) при высших учебных заведениях и колледжах для студентов старших курсов;

0 создание центров сообщества молодых ученых при высших учебных заведениях для аспирантов вузов.

Центры при высших и средних специальных заведениях могут стать в дальнейшем одним из основных и стабильных механизмов формирования «Золотого фонда молодых специалистов» будущих трудовых ресурсов для предприятий и организаций регионов, основу которых будет составлять подготовка и создание информационного банка данных о будущих специалистах региона с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, мотиваций и интересов. В процессе деятельности системы профориентации социальные взаимоотношения, возникающие между государством, социальными институтами государства, предприятиями, общественными организациями и самой личностью

молодого специалиста, ученого, усиливают её роль в гармонизации и сплоченности общества, повышении качества жизни [Павленок 2013].

В этом случае социальная сплоченность выступает как условие и содержание качественного изменения структуры общества. Она характеризуется гражданской активностью социальных субъектов, которые являются лицами, имеющими аналогичные направления в сообществе и осознанные интересы и способности. В контексте системы развития карьеры социальная сплоченность является инструментом социального взаимодействия участников адаптации к новым реалиям общественной жизни. Социальная сплоченность выступает как атрибут социальности, так как он характеризует социальность с точки зрения интеграции и самостоятельной ориентации, индивидуального мышления в «составе» социального субъекта, позволяет выявить проявления существенных изменений и настоящего движения социальных систем [Kawachi ... 1997].

Заметим, что ряд внутренних конфликтов разрешается через социальную сплоченность, возникающую в процессе профессиональной деятельности и развития карьеры: проблема занятости молодежи, проблемы руководителей предприятий и организаций, которые требуют определенного уровня подготовки и профессионализма сотрудников, принимая во внимание специфику предприятий и организаций. Конфликт (проблема) является отправной точкой в стабилизации системы, так как в результате социальной сплоченности происходит урегулирование конфликта [Митюрникова 2013].

Возможно, что ключом к решению многих социальных проблем обеспечения занятости молодежи должна стать кардинальная перестройка такого важного направления в деятельности службы занятости, как профессиональная ориентация. Заметим, что проблемы молодежи следует решать комплексно. Необходимо ориентироваться не на сиюминутное удовлетворение ее потребностей в трудоустройстве, а на формирование у молодых людей тех качеств, которые помогут им самостоятельно решать проблемы трудоустройства с высокой результативностью, адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Речь идет об освоении молодыми людьми технологии построения своего жизненного профессионального пути. Для решения этих проблем требуется исходить из необходимости анализа процесса профессионального развития, особенностей становления личности на различных этапах и развивать концепцию профессионального становления и самоопределения молодежи.

В последнее время критерии отбора студентов в Евросоюзе становятся требованием национальной политики государства, обусловленной острой необходимостью разработки единых моделей подготовки специалистов, соответствующих мировым стандартам [Митюрникова 2011].

Опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран показывает, что социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении её в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения.

Несомненно, на эффективность профессиональной ориентации молодёжи значительное влияние оказывает государственная координация,

общегосударственная стратегия и поддержка со стороны государственной власти; социальное партнёрство с предприятиями экономической и социальной сферы, со службами занятости, здравоохранения и образования, а также другими социальными институтами общества.

По словам В.В.Путина, «более тесная интеграция с промышленными предприятиями и другими организациями позволит не только готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, но и даст учащимся гарантии будущего трудоустройства».

Система профессиональной ориентации молодёжи может быть надёжным фундаментом для создания человеческого капитала и инновационной экономики.

Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? — Воронеж: ЦИРЭ, 2005.

Корчагин Ю. А. Широкое понятие человеческого капитала. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.

Корчагин Ю. А. Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира. - Воронеж: ЦИРЭ, 2011.

Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.

Митюрникова Л.А. Концептуальные подходы профессиональной ориентации молодёжи в современной России. Монография. ИНФРА-М, 2014. - С. 347.

Митюрникова Л.А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества. Монография. - М.: ГОУ ВП О МГУС, 2007. - С. 165.

Митюрникова Л.А. Система профессиональной ориентации молодежи как один из основных факторов, влияющих на социальную сплоченность общества // Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях. Монография. М.: ИНФРА, 2013. С. 87 - 98.

Митюрникова Л.А. Состояние социально-экономической сферы и роль её кадров в процессе повышения качества жизни населения в современной России. Монография. - М.: МГОУ, 2011. - С. 152. - 10

На пути к активной справедливой и социально сплоченной Европе. Доклад специальной рабочей группы высокого уровня по вопросам социальной сплоченности в XXI в. Страсбург; 26.10.2007г. [Электронный ресурс] // URL: http:www.coe.int/t/dg3/socialpolicies/source/

Платон. Полн. собр. соч. - Т. 3, 1971. 3

На пути к активной справедливой и социально сплоченной Европе. Доклад специальной рабочей группы высокого уровня по вопросам социальной сплоченности в XXI в. Страсбург; 26.10.2007г. [Электронный ресурс] // URL: http: //www.coe.int/t/dg3/socialpolicies/source/

Павленок П.Д. Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях. Монография. М.: ИНФРА - М; 2013. С.

Литература

4-13.

Политика занятости в странах рыночной экономики: [Электронный ресурс] // URL: http://www.rutrud.rU/content/blogcategory/6/6/index.html.

Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. М., 2013. -

С. 236.

СавинаМ.С. Технологии методы профессиональной ориентации населения. - М.: РГАТиЗ, 2001. - С. 25-27.

Abada, T., F. Hou, B. Ram. 2006. Racially mixed neighborhoods, perceived neighborhood social cohesion, and adolescent health in Canada. Social Science and Medicine, 65 (10): 2004-2017.

Kawachi, I., B.P. Kennedy, K. Lochner, D. Prothrow-Stith. 1997. Social capital, income inequality, and mortality // American Journal of Public Health, 87 (9): 14911498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.